Научная статья на тему 'Формирование антиэкстремистских установок в молодежной среде с помощью информационного контента современных СМИ'

Формирование антиэкстремистских установок в молодежной среде с помощью информационного контента современных СМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
432
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / YOUTH ENVIRONMENT / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / VALUE-SEMANTIC INSTALLATION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / АНТИЭКСТРЕМИСТСКИЕ УСТАНОВКИ / MEDIA CONTENT / ANTITERRORIST-ORIENTED INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юшко Максим Андреевич

В статье рассматривается влияние информационного контента СМИ на современную молодежь. Исследуется степень воздействия современных СМИ на формирование антиэкстремистских установок у молодых людей. Автором разработана анкета для получения необходимых для исследования данных. В качестве объекта исследования были выбраны студенты третьего курса очного отделения ЮФУ, всего 114 человек. Респонденты были набраны как с естественно-научных факультетов (58 человек), так и с гуманитарных факультетов (56 человек). Анализ анкетных данных показал, что информацию о процессах, происходящих в обществе, современная молодежь чаще всего получает из электронных СМИ (телевидение, сеть Интернет). При этом уровень доверия к печатным СМИ (газеты, журналы и др.) в 2 раза ниже, чем к электронным. Сделан вывод о том, что антитеррористические ценностно-смысловые установки в молодежной среде могут быть сформированы с использованием материалов информационного контента сайтов антитеррористической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юшко Максим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of anti-extremist attitudes among young people with the help of the information content of modern media

The article examines the impact which render the information-content in modern media on today's youth. We investigate the impact of modern media on the formation of anti-extremist installations in young people. Author developed a questionnaire to obtain the necessary data for the study. As the object of the investigation were used third-year students of internal branch SFU, a total of 114 people. Respondents were recruited from both the Faculty of Science (58 people), and with the humanities departments (56 people). Analysis of the questionnaire data showed that information about the processes taking place in society, the modern youth often received from electronic media (television, «Internet»). The level of trust for the print media (newspapers, magazines, etc.) by 2 times lower than for electronic. It is concluded that the antiterrorist value-semantic installation in the youth environment can be formed by using materials informational content of antiterrorist-oriented websites.

Текст научной работы на тему «Формирование антиэкстремистских установок в молодежной среде с помощью информационного контента современных СМИ»

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКИХ УСТАНОВОК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Юшко М. А.

В статье рассматривается влияние информационного контента СМИ на современную молодежь. Исследуется степень воздействия современных СМИ на формирование антиэкстремистских установок у молодых людей. Автором разработана анкета для получения необходимых для исследования данных. В качестве объекта исследования были выбраны студенты третьего курса очного отделения ЮФУ, всего 114 человек. Респонденты были набраны как с естественно-научных факультетов (58 человек), так и с гуманитарных факультетов (56 человек).

Анализ анкетных данных показал, что информацию о процессах, происходящих в обществе, современная молодежь чаще всего получает из электронных СМИ (телевидение, сеть Интернет). При этом уровень доверия к печатным СМИ (газеты, журналы и др.) в 2 раза ниже, чем к электронным. Сделан вывод о том, что антитеррористические ценностно-смысловые установки в молодежной среде могут быть сформированы с использованием материалов информационного контента сайтов антитеррористической направленности.

Ключевые слова: информационный контент, молодежная среда, ценностно-смысловые установки, экстремизм, антиэкстремистские установки.

В современном обществе остро стоит проблема молодежного экстремизма. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека в частности. Рост экстремистских настроений в обществе связан с легкой доступностью экстремистских материалов, широкой пропагандой экстремизма и терроризма через интернет и печатные материалы. Основной поток сведений о внешнем мире молодежь получает через средства массовой информации, которые не только сообщают о том, что происходит вокруг, но и распространяют модели, общественные нормы, служащие образцом при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов, определяющих образ жизни индивида в целом. Благодаря этому СМИ превращаются в мощнейший фактор воздействия на картину мира как отдельного человека, так и общественных групп в целом.

Особенно подвержена воздействию экстремист-кой и террористической пропаганде российская молодежь. Это связано с юношеским максимализмом молодых людей и ростом экстремистских настроений в молодежной среде. В связи с этим появилась острая потребность в противодействии экстремисткой пропаганде, снижении экстремистских настроений

в молодежной среде и закреплении установок среди молодежи на неприятие экстремизма и терроризма.

Установка - это определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении [8]. Ценностно-смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл [3].

Ценностно-смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

Д. Н. Узнадзе [8] подчеркивает, что первично субъект не подходит к действительности с уже сложившейся установкой, она возникает в процессе воздействия этой действительности. Также он отмечал, что содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку того, на что направлена установка.

Основываясь на данном подходе, мы можем предположить, что ценностно-смысловую анти-

террористическую установку можно сформировать в молодежной среде с использованием современных электронных СМИ.

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом выработки позитивных установок по отношению к антиэкстремистской деятельности является изменение отношения самой молодежи к проблемам экстремизма и терроризма, имеющимся в обществе. Они должны осознать, что экстремизм не является адекватным ответом на проблемы имеющие в обществе и что этот путь ведет к разрушению, как общества, так и личности.

Логический способ выработки установки срабатывает не всегда, т. к. человек, как правило, избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации способствующей формированию установки (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения).

Вероятность изменения установки зависитот ее сбалансированности. Молодой человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или установками и реальным поведением молодежи. Когнитивный диссонанс возникает только тогда, когда человек осознает, что его поведение не соответствует его установкам, и только после этого возможна коррекция существующих установок.

В случае сбалансированной системы формирования установок воздействие на молодых людей происходит по принципу ассимиляционного-контрастного действия: если мнение молодого человека близко к мнению инициатора воздействия, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно, то молодой человек еще больше убеждается в своей правоте (формируются контрастные установки) [6, 7].

Эффективность различных методов воздействия на молодежь зависит от: потребностей, интересов, склонностей и мотивации молодых людей; установок, групповых норм и самооценки; эмоционального состояния, в котором молодой человек находится и которое изменяет его поведение. Для изменения поведения надо изменить иерархию мотивов молодого человека (актуализировать мотивы более низкой сферы).

На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования [4, 5] можно отметить, что установка на неприятие экстремизма и терроризма формируется у человека, если он: периодически включается в соответствующую анти-экстемисткую практическую деятельность; получает

информацию об экстремизме и его вреде из разнообразных источников (печатные источники, средства массовой информации, кино- и фотодокументы, интернет-ресурсы и др.); включается в престижную, значимую для него деятельность в группе (антиэк-стремистком объединении), в которой используются различные механизмы для формирования установок неприятия экстремизма (кооптация).

Ценностно-смысловая установка является важнейшей составляющей понимания и личностного усвоения антиэкстремистского содержания информации. Отсутствие этой установки можно рассматривать как «не включенность механизма понимания», которая внешне проявляется в отсутствии какого-либо интереса к содержанию (меня этот вопрос абсолютно не интересует и я не хочу вникать в детали) [1, 2]. Такая установка может рассматриваться как негативная установка и как барьер возникновения смысловой установки по неприятию экстремизма и терроризма [5].

Информация антиэкстремистского характера станет для молодых людей личностно значимой только тогда, когда она не будет противоречить уже сложившейся у них системе ценностей и ориентаций. Но это условие (непротиворечивость имеющимся у человека ценностям), является хотя и необходимым, но не всегда достаточным, чтобы убеждающая информация стала для молодого человека личностно значимой [9].

Чтобы перевести убеждающую информацию в личностно значимую для человека, ему необходимо показать, что основанные на этой информации действия и поступки не только не будут противоречить его ценностным ориентациям, но и будут способствовать удовлетворению его определенных потребностей (поиск единомышленников, друзей; обеспечение безопасности жизнедеятельности и др.).

Для исследования отношения молодежи к информационному контенту современных СМИ мы провели анкетирование студентов третьего курса ЮФУ (как естественно-научных факультетов - 58 человек, так и гуманитарных факультетов - 56 человек). Выбор студентов 3 курса был обусловлен тем, что к 20-22 годам у молодежи уже сформированы смысложизненные ориентации и система ценностей, и поэтому результаты исследования будут достаточно репрезентативны.

Процедура исследования проводилась методом горизонтального среза и носила характер групповой работы. Математическая обработка данных включала стандартные методы математической статистики: подсчет среднего арифметического, стандартной ошибки, дисперсии. Сравнение средних значений проводилось по критерию Стьюдента для независимых

выборок. Для оценки связи между психологическими переменными использовался R-коэффициент корреляции К. Спирмена. Для компьютерной обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные статистические методы и программы «Microsoft Excel 7.0».

Для получения общих сведений об отношении молодежи к современным средствам массовой информации, была разработана авторская анкета. Первый блок вопросов анкеты касался выявления тех источников информации, с помощью которых современная активная молодежь (студенчество) получает информацию о процессах, происходящих в обществе: экономических, политических, социальных. Также исследовалась степень объективности различных видов информационного контента современных СМИ (по мнению студентов).

Представим полученные данные в обобщенном виде на рисунке 2. Наименее значимым источником получения информации обо всех процессах, происходящих в обществе, студенты считают журналы (1,7). Второй блок источников, получивших также низкие баллы, представлен: радио (2,2), газетами (2,3) и беседами с близкими и друзьями (2,7). Интересен и тот факт, что степень объективности этих источников получения информации (по мнению студентов) также достаточно низка (от 1,7 до 2,3 баллов по пятибалльной шкале).

wieviel

'D1TV рол 140 МЦ1ЧМП

LlL-t4b Jhi-HMILI H u 1,' ÎJ а 1Д î

-рОЧй^и 2,1 M 4,1 s

□iteJVlÄjJ ы 1.« ц ал 37 i.T

и 1,1 it 3.t 3.Ï it

Рис. 2. Источники получения информации у современной молодежи

Более высокими баллами студенты оценили такие источники получения информации, как телевидение (3,5) и сеть Интернет (3,9). При этом студенты считают, что степень объективности публикаций в Интернете самая высокая. Мы считаем, что такая позиция обусловлена тем, что на телеканалах и в сети Интернет очень быстро появляется информация «из первых уст» и можно увидеть репортажи с места события. В сети Интернет можно также посмотреть комментарии большого количества людей разной возрастной,

социальной и этнической принадлежности по поводу экономических, социальных и политических процессов, происходящих в России и во всем мире.

Так как современная молодежь чаще всего получает интересующую их информацию из сети Интернет, то второй блок вопросов нашей анкеты был призван выявить отношение студентов ЮФУ к сайтам, в которых отражено отношение различных лиц и организаций к терроризму и экстремизму в мировом масштабе. Студентам были предложены 2 группы сайтов для анализа, представленного на них информационного контента:

- сайты, которые пропагандируют нетерпимость к другим этносам и значимость только своей позиции по различным проблемам современности (например, http: // kavkasia.net; http: // hunafa. com/). Мы назвали их «сайты террористической направленности»;

- сайты, которые пропагандируют толерантность к другим этносам и призывают к сотрудничеству людей всех социальных слоев и вероисповеданий (например, http: // scienceport.ru; http: // terroristica.info/). Мы назвали их «сайты антитеррористической направленности».

Так как предметом нашего исследования является возможность формирования антиэкстремистских установок в молодежной среде через средства массовой информации, то мы поделили всех участников опроса на три группы (по их отношению к сайтам антитеррористической направленности): группа с положительным отношением к такого рода информации (группа с позитивной оценкой); группа с отрицательным отношением к такого рода информации (группа с негативной оценкой); группа с нейтральным отношением к такого рода информации (группа с нейтральной оценкой).

Самая многочисленная группа получилась из студентов с нейтральным отношением к информационным материалам антитеррористической направленности (51,3 % респондентов). На втором месте можно видеть группу с положительной оценкой информационных материалов антитеррористической направленности (37,3 % респондентов). На третьем месте по численности респондентов находится группа с негативной оценкой информационных материалов антитеррористической направленности (11,4 % респондентов). Дальнейший анализ полученных данных мы проводили исходя из деления студентов по этим трем подгруппам.

При ответе на вопрос анкеты «Какие из материалов сайта вызвали у Вас наибольший интерес?», получены и обобщены следующие данные:

- большинство студентов во всех группах отдают предпочтения информационному (30,1 %) и описательно-фотографическому (28,3 %) мате-

риалу. Это понятная ситуация, т. к. проще всего просмотреть описание событий и комментарии к ним, чтобы создать представление о событии;

- «видеофайлы с места событий» более всего предпочитают студенты группы с нейтральной оценкой исследуемых сайтов (22,6 %). Этот вид материалов можно условно отнести на третье место по степени интереса у студентов ЮФУ. Причем эта тенденция более всего прослеживается при изучении сайтов антитеррористической направленности;

- менее всего представляют интерес для студентов такие способы работы с информацией, как «интервью» (8,6 %) и «форумы, блоги» (10,4 %). Рассмотрим также ответы студентов на вопрос «На

какую возрастную аудиторию, по Вашему мнению, направлены материалы, которые представлены на исследуемых сайтах?». Мнения студентов распределились следующим образом.

Большинство студентов всех групп и факультетов считают, что сайты антитеррористической направленности направлены на молодежь (16,1 % опрошенных) или людей любого возраста (8,9 %). Сайты же террористической направленности направлены, в основном, на молодежную аудиторию (так считают 21,7 % всех опрошенных) и людей среднего возраста (17,9 %). Полученные данн ые еще раз подтвержда ют мнения социологов, политиков и психологов, что воздействие экстремистских организаций направлено, в основном, на активную деятельную молодежь и людей среднего возраста. Отсюда следует, что необходимо всячески пропагандировать сайты антитеррористической направленности и обучать молодое поколение приемам отбора материала из интернет-источников и его анализа для формирования собственных установок терпимости к представителям и культурному наследию различных этносов и конфессий.

При ответе на вопрос «На какую целевую аудиторию направлены материалы, которые представлены на исследуемых сайтах?», мнения респондентов разделились. Большинство студентов ЮФУ различных факультетов считают, что сайты антитеррористического характера направлены на любую аудиторию (причем больше всего студентов - 28,6 % из их числа относятся к группе с нейтральной оценкой данных сайтов).

На второе место (при оценке сайтов антитеррористической направленности), студенты определили такие группы людей, как «люди, поддерживающие правящую партию» и «молодежь». Причем наибольший процент студентов, который выбрал эти группы людей, также относится к студентам с нейтральной оценкой этих сайтов.

По отношению к сайтам террористической направленности картина несколько меняется. Так, боль-

шинство студентов различных факультетов, считают, что эти сайты направлены на людей с радикальными настроениями (около 13 %) или молодежную аудиторию (около 12 %). Причем эти целевые группы особо отмечают студенты с позитивной оценкой данных сайтов и с нейтральной оценкой.

Направленность на такую целевую аудиторию, как «люди, поддерживающие взгляды умеренной оппозиции», отмечает только группа студентов с нейтральной оценкой сайтов террористической направленности.

В соответствии с результатами проведенного исследования были сделаны ряд выводов и обобщений.

1. На основе анализа анкетных данных доказано, что информацию о процессах, происходящих в обществе, современная молодежь чаще получает из электронных СМИ (телевидение, сеть Интернет), чем из печатных СМИ (газеты, журналы и др.) Анализ результатов анкетирования студентов 3 курса естественно-научного и гуманитарного факультетов ЮФУ показал, что они больше всего доверяют электронным СМИ (телевидение и Интернет). При этом уровень доверия к печатным источникам информации в 2 раза меньше, чем к электронным. Таким образом, можно говорить о том, что молодежь, принимающая участие в исследовании, предпочитает получать информацию из электронных СМИ, а печатные источники информации имеют низкое доверие в молодежной среде и их роль сильно снизилась.

2. На основании анализа психологической литературы и результатов констатирующего эксперимента обосновано, что антитеррористические ценностно-смысловые установки в молодежной среде могут быть сформированы с использованием материалов информационного контента сайтов антитеррористической направленности.

3. Таким образом, обоснована необходимость про -ведения дальнейших исследований в данной сфере для лучшего понимания проблемы распространения экстремизма и терроризма. При этом необходима разработка приемов противодействия пропаганде экстремизма и терроризма в электронных СМИ у современной молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслоо-бразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003. - 44 с.

2. Абакумова И. В., Азарко Е. М., Ефименко В. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002. - 440 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Смысл, 2001. - 367 с.

4. Волков С. И. Особенности личностного восприятия сайтов антитеррористической направленности: дис____канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2012.

5. Кожушко Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений. - Минск: Харвест, 2010. -447 с.

6. Нестеренко И. Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2009.

7. Торшинин М. Е. Социально-психологическая установка личности. - Иваново: МИБИФ, 2010. -15 с.

8. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1996. - 416 с.

9. Martin W. J.The Information Society. - London Aslib, 1988. - 194 p.

10. Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction. - N.Y., 1996. -pp. 156-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.