УДК 340.12 ББК 67.0
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО (АДМИНИСТРАТИВНОГО) ПРАВА ВО ФРАНЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
НАТАЛИЯ ЛЬВОВНА ФЕДНЕВА,
доцент кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат исторических наук, доцент
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве СкаИоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. При помощи метода исторической реконструкции исследуются основные тенденции формирования полицейского (административного) права во Франции в новое время. Делается вывод о том, что ведущими тенденциями развития полицейского права являются: его расщепление на все более специализированные области публично-правовых отношений, углубление содержания самого регулирования в уже имеющихся сферах, а также более сильная, по сравнению с другими отраслями права, степень его политизации, зависимости от общественного мнения.
Ключевые слова: историческая реконструкция, Франция нового времени, полицейское (административное) право, исторический тип права, политизация, абсолютизм.
Annotation. In the article by using the method of historical reconstruction examines the main trends in the formation of police (administrative) law in France in the new time. The author comes to the conclusion that the leading trends in the development of police law are splitting on more specialized areas of public relations, deepening the content of the regulation in existing areas, as well as more powerful in comparison with other branches of law, the degree of politicization, depending on public opinion.
Keywords: historical reconstruction, France new time, police (administrative) law, historical type of law, politicization, absolutism.
Изучение тенденций формирования отраслей современного права — административного, конституционного, уголовного, процессуального и других, складывающихся в сфере публично-правовых отношений, осуществляется на кафедре истории государства и права Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя в рамках научной школы Заслуженного работника высшей школы, доктора юридических наук, профессора Н.В. Михайловой и имеет своим результатом защиту диссертаций, публикацию курсов лекций и учебных пособий по соответствующей тематике. Профессорами кафедры М.И. Сизико-вым, В.Ф. Некрасовым, А.Я. Малыгиным в разное время были опубликованы и продолжают издаваться монографии по истории государственных институтов, осуществлявших правоприменительную деятельность в сфере административного управления, — полиции, милиции, внутренних войск.
Объектом научного интереса остается на кафедре и проблема отраслевого развития права в период, предшествующий развитому праву, когда закладывались предпосылки последнего, определялись тенденции его развития, основные понятия и категории.
Мы рассматриваем полицейское право как исторический тип права, возникший в условиях укрепления государственности и формирования абсолютных монархий на этапе позднего Средневековья и перехода к Новому времени. Полицейское право стало компонентом королевского (общего, имперского) права, которое явилась переходной формой к развитому праву1. Оно сложилось в ответ на вызовы зарождавшейся индустриальной цивилизации в рамках формирования
1 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. М., 1999. С. 299, 300.
такой новой функции государства, как обеспечение внутренней безопасности и общественного порядка в условиях развития рыночных отношений, роста торгового и межкультурного обмена, усиления дифференциации общественной жизни. Характерной чертой эпохи Нового времени, отмеченной урбанизацией, демографическим взрывом и углублением сословных противоречий, явилось неизбежное для поддержания единства национальных социальных систем усиление принуждения, носителем которого становилась, в отличие от местного феодала, городской и сельской общины, укрепляющаяся публичная власть. Перед крепнувшими государствами вставала проблема управления повседневной жизнью своих подданных. Госсап-парат развивался в направлении дифференциации присущих ему ранее функций, принимая на себя и ту часть из них, которая ранее выполнялась самоуправлявшимся обществом. Рационализация и десакрализа-ция массового правосознания потребовали нового регулятора складывавшихся публичных отношений, которым и стало полицейское право.
Принуждение осуществлялось публичной властью с помощью различных методов: прямым насилием (ужесточением наказаний, установлением инквизиционного процесса); экономическим стимулированием (введением протекционизма, поощрением торговли и промышленности, особым налогообложением). Как следствие, возникла проблема степени вмешательства государства в общественную жизнь, соотношения императивных и диспозитивных норм правового регулирования. Она нашла отражение в коллизиях философских концепций либерализма и этатизма XVII— XVIII вв., в рамках которых развернулись и споры о полицейском и правовом государстве.
Необходимо отметить, что процесс становления полицейского права сравнительно с другими отраслями права в Европе и России Нового времени является не только менее изученным в академическом плане, но и слабее представленным в учебно-методической литературе, что влечет за собой исторически некорректные идеологические спекуляции на тему о полицейском праве и полицейском государстве как атрибутах тоталитаризма или авторитаризма.
Оптимальным методом изучения процессов формирования полицейского права в Новое время представляется метод исторической реконструкции. По содержанию историческая реконструкция представляет собой восстановление (материальное или идеаль-
ное) объекта исторического знания и выявление тенденций его исторического развития, осуществляемые посредством пересмотра имеющейся в различных прямых источниках информации о нем и/или обращения к гипотетическим построениям на основе косвенных источников.
Согласно общепринятой точке зрения, классическая модель полицейского права сложилась во Франции, где оно первоначально синкретично включало такие будущие отрасли права, как административное, финансовое, трудовое, право социального обеспечения, экологическое и др.
Субъективной предпосылкой формирования этой модели стало опережающее, по сравнению с другими странами, развитие юридической мысли в сфере публичного права. В XVII в. во Франции в рамках школы классического римского права сложилось естественно-правовое направление, наиболее ярким представителем которого явился Жан Дома (1625—1696) — королевский прокурор при Людовике XIV, друг Б. Паскаля и последователь Р. Декарта.
Сочинения Ж. Дома «Гражданские законы, упорядоченные в духе естественного права» и «Публичное право как продолжение Гражданских законов, упорядоченных в духе естественного права» на протяжении XVII—XIX вв. переиздавались не только во Франции2, но и переведены на английский, немецкий и испанский языки. В них Свод Юстиниана был истолкован Дома как система естественного права. При этом особое внимание автор уделял публичному римскому праву, которое он рассматривал как право управления, чем и заложил предпосылки выделения административного права в отдельную отрасль.
Жан Дома считал важнейшей прерогативой абсолютной власти монарха поддержание социального порядка, законности и справедливости на основе естественного права. Впервые в европейской правовой мысли Нового времени Дома высветил проблему роли и функций полиции в системе абсолютизма. Он нарисовал идеальный образ «универсальной полиции, которая простирается повсюду и регулирует все»3.
2 Первые три тома были впервые опубликованы во Франции в 1689 г. под названием «Les lois civiles dans leur ordre naturel», и «Le droit public, suite des lois civiles dans leur ordre naturel», а т. 4 — в 1697 г., после смерти автора; затем сочинение переиздавалось в 1777 г. и 1829 (Jean Domat. Oeuvres completes, nouvelle edition revue corrigée. Vol. 1—3 / ed. Joseph Remy Paris: Firmin—Didot, 1829).
3 Jean Domat. Oeuvres completes. Vol. 1. P. fiij.
-дЛ^^ИЙ-
Идеи Ж. Дома о полицейском управлении обществом были развиты его последователем Никола Де-ламаром — автором первого в своем роде сочинения, непосредственно посвященного деятельности полиции, — «Трактата о полиции» (1705—1738)4, также широко известного в Европе.
Деламар — юрист и историк. Как юрист он доказал, что деятельность полиции осуществляется в сфере публичного права и представляет собой администрирование (управление) для поддержания общественного порядка в целях достижения общей пользы. При этом он опирался на два законодательных акта. Эдиктом Людовика XIII, подписанным в Сен-Жермен ан Лэ в 1641 г., тяжбы по публичным делам передавались в юрисдикцию королевских интендантов (в первой инстанции, а во второй — королю), а местные суды (парламенты) были отстранены от их рассмотрения. Эдиктом Людовика XIV в 1667 г. была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции Парижа, который назначался королем ad nudum (бессрочно, без условий) и мог быть отстранен по утрате доверия. Первым генерал-лейтенантом полиции Парижа стал Габриэль-Николя де ла Рейни (1625—1709), который около 30 лет успешно обеспечивал порядок и безопасность во французской столице.
Деламар называет в своем сочинении двенадцать областей общественной жизни, которые регулируются властью с помощью полиции: религия; нравственность; здравоохранение; снабжение продовольствием; дороги, мосты, мостовые; общественные здания; общественная безопасность, искусства и ремесла; коммерция; мануфактуры и ремесла; слуги; бедные5.
Как историк Деламар дает краткий обзор этих отраслей и рисует ретроспективу развития королевского законодательства применительно к ним, подводя к подробному анализу действовавших законов.
Он делает вывод, что указанные эдикты положили начало отделению полиции от юстиции, полицейское управление стало самостоятельной отраслью деятельности публичной власти. Характерной чертой этой деятельности во Франции стало ее развитое правовое регулирование.
В 1757 г. Дюшен составил первый Полицейский кодекс (Code de Police), в котором были собраны законы, регламентировавшие деятельность полиции. В 1760 г. король назначил адвоката Никола Моро на должность хранителя и систематизатора законов по полицейскому управлению. В 70—80-е гг. XVIII в.
были изданы словари, справочники и сборники постановлений по соответствующей тематике.
К новой отрасли права оказалось прикованным внимание французской общественности в лице философов-просветителей, активно обсуждавших проблемы народного просвещения и правового воспитания — Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Они резко критиковали полицейское право как порождение абсолютизма, причем делали это в доступной широкой публике и часто эпатажной форме, чем способствовали политизации полицейского права и предвосхитили его негативную коннотацию не только во Франции, но и в других европейских странах, особенно в России.
В ходе Французской революции была осуществлена гуманизация полицейского права, направленная на сокращение степени вмешательства государства в экономику и частную жизнь: в «Декларации прав человека и гражданина» был провозглашен культ закона, в рамках которого должна действовать администрация; закреплен принцип действия закона, согласно которому «разрешено все, что не запрещено», установлено равенство граждан перед законом. В «Кодексе правонарушений и наказаний» 1795 г. полиция была разделена на административную, призванную предупреждать и пресекать деликты, и судебную, в обязанности которой входило расследование преступлений и наказание преступников. Однако, провозглашенные принципы не были реализованы из-за отсутствия порядка и стабильности.
В 1799 г. Наполеон создал Государственный совет как законосовещательный и судебный орган по делам государственного (публичного) управления, в составе которого находилось отделение внутренних дел, к которому в 1806 г. добавилось судебное отделение с компетенцией рассмотрения исков по публичным делам под личным контролем императора. Фактически публичное регулирование общественной жизни было восстановлено в формах, аналогичных абсолютизму. После установления Империи Наполеон провел жесткую централизацию созданных в ходе революции департаментов, в которые направлял префектов, возглавлявших полицию; они были ответственны перед
4 De la Mare N. Traite de la Police, ou l'on trouvera l' histoire de son etablissement, les fonctions et les prerogatives de ses magistrats, toutes les loix et tous les reglements qui la concernent. T. I. Paris, 1705.
5 De la Mare N. Traite de la Police. T. I. P. 8—25.
императором; вместе с тем, было введено конкурсное замещение административных должностей; открывались школы для подготовки управленческих кадров, в том числе, полицейских.
Применительно к новым публично-правовым институтам стал употребляться термин «административное право». Впервые этот термин был применен 28 декабря 1798 г. профессором Томасом Метивье в программе юридического образования, затем на некоторое время он перестал употребляться, чтобы окончательно утвердиться в законе от 13 марта 1804 г. о создании школ правоведения, в которых должен был преподаваться курс административного права.
В 1806 г. министерским чиновником Флорижо-ном был издан первый официальный Административный кодекс6, затем еще около 20 справочников и классификаций.
После Реставрации и в период Июльской монархии Государственный совет утратил свое значение главного арбитра в делах публичного управления, но сохранился как политический институт в силу компетентности своих членов в делах государственного управления и вел борьбу за право стать источником административного права.
В 30-е — 50-е гг. XIX в. в трудах Жозефа Мари де Жерандо (1772—1842), Луи Антуана Макареля (1791—1851) и Луи де Карменена (1788—1868) была сформирована доктрина административного права. В период III Республики (1871—1940) Государственный совет был деполитизирован и вновь стал функционировать как судебный орган.
Метод исторической реконструкции формирования полицейского — административного права во Франции позволяет выявить на этом классическом образце некоторые общие тенденции его развития, которые необходимо учитывать в современных условиях при проведении реформ правоохранительных органов. Ведущей тенденцией развития данной отрасли права является ее расщепление на все более спе-
циализированные области публично-правовых отношений, которые ранее не регулировались, а также углубление содержания самого регулирования в уже имеющихся сферах. В свете этой тенденции трудно привести возражения против постановки вопроса о выделении полицейского права в отдельную отрасль. Вместе с тем, одной из тенденций развития полицейского — административного права является более сильная, по сравнению с другими отраслями права, степень его политизации, зависимости от общественного мнения. Представляется, что общественное мнение россиян примет новую отрасль под названием «полицейское право» только в том случае, если уче-ным-полицеистам и юристам-практикам удастся предметно и наглядно доказать его большую эффективность в обеспечении порядка по сравнению с ныне действующим административным.
Литература
1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. М., 1999.
2. De la Mare N. Traite de la Police, ou l'on trouvera l'histoire de son etablissement, les fonctions et les prerogatives de ses magistrats, toutes les loix et tous les reglements qui la concernent. T. I. Paris, 1705.
References
1. Kashanina T. V. The origin of the state and law. Modern treatment and new approaches: Proc. allowance. M., 1999.
2. De la Mare N. Traite de la Police, ou l'on trouvera l'histoire de son etablissement, les fonctions et les prerogatives de ses magistrats, toutes les loix et tous les reglements qui la concernent. T. I. Paris, 1705.
6 Code administratif, ou recueil par ordre alphabétique de matières, de toutes les lois nouvelles et anciennes, relatives aux fonctions administratives et de police jusqu'au ler janvier 1806. Imprimerie de Valade, 1806.