Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В РАБОТЕ КОМАНДИРА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В РАБОТЕ КОМАНДИРА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / КОЭФФИЦИЕНТЫ ВЛИЯНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Борисов А.А., Сорокин Н.В., Борисова Д.В., Саркисова Е.А.

В данной статье рассмотрен вариант применения метода экспертных оценок в педагогической работе командира с личным составом подразделения в повседневной деятельности. Представлен порядок расчета, основанный на принципах математической статистики, а также авторская программа, позволяющая автоматизировать этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Борисов А.А., Сорокин Н.В., Борисова Д.В., Саркисова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF EXPERT ASSESSMENTS IN THE WORK OF THE COMMANDER WITH THE PERSONNEL

This article considers a variant of applying the method of expert assessments in the pedagogical work of the commander with the personnel of the unit in everyday activities. The calculation procedure based on the principles of mathematical statistics is presented, as well as the author's program that allows automating this process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В РАБОТЕ КОМАНДИРА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ»

УДК 355.2.001, 311.42

Борисов А.А., Сорокин Н.В., Борисова Д.В., Саркисова Е.А.

Borisov A.A., Sorokin N.V., Borisova D.V., Sarkisova E.A.

Применение метода экспертных оценок в работе командира с личным составом

Application of the method of expert assessments in the work of the commander with the

personnel

Аннотация. В данной статье рассмотрен вариант применения метода экспертных оценок в педагогической работе командира с личным составом подразделения в повседневной деятельности. Представлен порядок расчета, основанный на принципах математической статистики, а также авторская программа, позволяющая автоматизировать этот процесс.

Abstract. This article considers a variant of applying the method of expert assessments in the pedagogical work of the commander with the personnel of the unit in everyday activities. The calculation procedure based on the principles of mathematical statistics is presented, as well as the author's program that allows automating this process.

Ключевые слова: управление подразделением, педагогическая работа с личным составом, метод экспертных оценок, коэффициенты влияния, прогнозирование оценки, оптимизация, автоматизация.

Keywords: department management, pedagogical work with personnel, the method of expert assessments, influence coefficients, estimation forecasting, optimization, automation.

Актуальность. При проведении исследований в области педагогики и психологии специалисты неоднократно прибегают к проведению эксперимента. Этому процессу посвящено большое количество научных трудов и работ, описывающих надежность применения экспериментальной методики. Ведь именно с помощью грамотно построенного эксперимента возможна проверка какой-либо выдвинутой гипотезы или же ее опровержение.

Однако, стоит отметить, что педагогическому эксперименту свойственны следующие особенности, носящие специфический характер:

1 - осуществление эксперимента предполагает проведение измерений и испытаний на достаточно большой группе исследуемых, с целью исключения случайности полученного результата;

2 - проведение эксперимента необходимо тщательно спланировать, чтобы исключить возможность нанесения вреда испытуемым;

3 - сравнение каких-либо применяемых изменений, методик, систем обучения приходится осуществлять на различных объектах исследования, что требует дальнейшего обоснования правильности сравнения полученных результатов;

4 - в педагогическом эксперименте, зачастую, нет возможности проведения прямого измерения, что требует аргументированного применения определенных параметров сравнения и критериев результативности исследуемых методик [1, 2, 3, 14, 16].

В связи с этим, в современной психологии и педагогике становится все более популярным альтернативный метод исследования различных процессов и подтверждения гипотез - метод экспертных оценок. Данный метод также является эмпирическим и представляет собой разновидность опроса наиболее компетентных в отношении изучаемых явлений людей. Иными словами, сущность экспертного подхода заключается в том, что в основу прогноза и исследования какого-либо процесса закладывается мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Полученные суждения, в совокупности, дополняя и проверяя друг друга, позволяют дать объективную оценку [4, 5, 6].

Метод экспертных оценок сводит к минимуму вышеперечисленными недостатками педагогического эксперимента, его проведение возможно на любой стадии работы без ее прерывания, а также позволяет получить авторитетное мнение экспертов, провести более простой процесс их анализа и сопоставления.

Экспертный подход может использоваться при решении различных задач во многих сферах деятельности человека, т.к. является достаточно универсальным. Ведь очевидно, что в любом направлении человеческой деятельности содержится огромное количество различных явлений и процессов, осуществляемых самим человеком или происходящими независимо от него [1, 4, 6, 10, 11, 12, 13].

Не является исключением и служебная деятельность воинского подразделения, его повседневная деятельность это взаимосвязь целого комплекса процессов, влияющих на выполнение этим подразделением поставленных задач и главное его боеготовности [15]. В связи с этим, перед командиром вполне закономерно встает вопрос об изучении, оценке эффективности проходящих процессов, их прогнозировании и способах регулирования.

Известно, что для любого происходящего процесса характерна зависимость от факторов и условий, влияющих на него. Их совокупность позволяет сделать вывод о эффективности рассматриваемой системы. Причем, при определенной комбинации этого набора факторов процесс возможно полностью остановить, повернуть вспять или ускорить. В таком случае, поставленный перед командиром подразделения вопрос рассмотрения какого-либо процесса повседневной деятельности подразделения и его прогнозирование сводится к определению его положительности и необходимости, определению регулирующих и влияющих факторов (условий), а также определению степени их влияния на исследуемый процесс.

Для решения этой задачи вполне закономерно воспользоваться методом экспертных оценок, что, в свою очередь, предполагает использование методов математической статистики, позволяющих выполнить последующий анализ полученных данных. Применительно к рассматриваемому нами вопросу, метод экспертных оценок заключается в двухэтапном опросе экспертов, а затем в последующей обработке полученных данных. Первый этап опроса будет заключаться в выделении экспертами всех влияющих на исследуемый процесс факторов и условий. Второй этап - в выставлении экспертами оценок каждому фактору из совокупности всех

факторов, выделенных этой группой экспертов. Оценки выставляются в зависимости от степени их влияния на исследуемый процесс.

Однако, прежде чем проводить опрос и осуществлять дальнейший анализ, необходимо обратить внимание на определение количества экспертов в составе рабочей группы. Для этого также предложено использовать основы теории вероятности и математической статистики. За основу определения берется аналогия между выборочными наблюдениями (выборками), имеющими место в статистических исследованиях, и оценками (баллами или рангами), которые дают эксперты определенному фактору при проведении экспертного анализа.

Из курса математической статистики известно, что средняя ошибка выборки ц - среднее квадратическое отклонение всех возможных значений выборочной совокупности. Тогда ц2 -дисперсия возможных значений выборочной совокупности. Из курса математической статистики следует, что величина ц2 в п раз меньше дисперсии а2 в генеральной совокупности, где п - объем выборки. Необходимо обратить внимание, что все это справедливо в условиях нормально распределенной генеральной совокупности [2, 4, 7, 8]. Поэтому при большом объеме выборки справедливо следующее выражение (1.1):

М = I— 1 п

(1.1)

При небольшом объеме выборки, т.е. в случаях когда п < 30, выражение (1.1), согласно теории математической статистики, заменяется на выражение (1.2):

а2

д =

п — 1

(1.2)

После выполненных преобразований выражений (1.1) и (1.2) с последующей заменой объема выборки п на количество экспертов т в рабочей группе составляется выражение:

т=—-, если количество экспертов т > 30 , 0-2

т=— + 1, если количество экспертов т < 30 ,

(13)

(14)

В таком случае, рекомендуемые численные значения количества экспертов в составе опрашиваемой комиссии, полученные из выражений (1.3) и (1.4) для ряда типовых значений отношений (ц2/а2), используемых на практике, приведены в таблице (табл.1).

Таблица 1. Рекомендуемый численный состав экспертов

м2 а2 0,05 0,06 0,07 0,075 0,08 0,09 0,10 0,15 0,2 0,25

п 21 18 16 15 14 12 11 8 6 5

Зачастую, в практической деятельности при проведении расчетов достаточным является использование следующего диапазона значений:

(0,05 < (д2/а2) < 0,10),

2

Следовательно получается, что наиболее приемлемым количеством экспертов в составе комиссии варьируется в пределах от 11 до 21 человека, в зависимости от необходимой величины (у2/а2). При этом следует иметь в виду, что выбор количества экспертов зависит, в первую очередь от уровня важности проводимого исследования. Таким образом, при необходимости получения более достоверных результатов работы экспертной группы или, наоборот, при сниженных требованиях к результатам, количество экспертов в составе рабочей группы может быть, как больше 21, так и меньше 11 человек.

После определения необходимого численного состава экспертной комиссии, проведения двухэтапного опроса экспертов и сбора данных, осуществляется анализ полученного материала. Для начала необходимо определить вид полученных оценок, которые бывают двух видов:

1 - нормированные, при этом сумма оценок каждого эксперта является константой;

2 - ненормированные, каждый эксперт выставляет оценку по каждому фактору по п-бальной шкале. В этом случае оценки приводятся к нормированному виду путем деления каждого балла на суммарный балл для данного эксперта, т.е. используя следующую формулу (1.5), где х'ц — нормированная оценка ьго коэффициента ]-го эксперта.:

= 11 (I = 1... п), и = 1... т) (1.5)

Ьк=1хк]

Когда оценки экспертов нормированные, воспользуемся формулами для обсчета нормированных экспертных оценок, которые позволяют получить конечные значения коэффициентов влияния каждого фактора на определенный процесс.

В нашей задаче наиболее важна формула коэффициента влияния групповой экспертной оценки для ьго коэффициента на ^ом шаге на основе индивидуальных нормированных оценок х'ц (16):

т

к! = - а = 1.ш) (1.7)

К[ = £ х'^-1 (1.6)

к=1

где: I - степень приближения. Используется для достижения требуемой точности результата Е (в нашем случае £=0,001)

к^-1 — коэффициент компетентности экспертов.

Начальное значение коэффициента компетентности принимается одинаковым и равным, т.е. при I = 1, т.е. при первом приближении расчет происходит по следующей формуле (1.7):

1 т

Расчеты позволяют получить оценки влияния коэффициентов первого приближения. Т.е. в общем итоге получаем количественную меру влияния каждого, влияющего, по мнению экспертов, на процесс, фактора, с помощью которой возможно получить оценку самого процесса.

К примеру, если мы хотим получить оценку процесса по пятибалльной шкале, мы выполняем оценку влияния каждого выделенного экспертами фактора по пятибалльной шкале и выполняем подстановку в следующее уравнение (1.8):

п 1=1

и

= (1.8)

где: Х[ - оценка /-го фактора, соответствующая исследуемому процессу;

КI — коэффициент, полученный в ходе экспертного анализа для /-го фактора. Но следует заметить, что подобные математические расчеты довольно объемны и требуют времени, тогда как в реальных условиях службы его может не оказаться. К тому же, использование метода экспертных оценок предполагает наличие определенных знаний математической статистики. В связи с этим предлагается оптимизировать данный процесс с помощью разработанной программы для ЭВМ [17] «Программа анализа экспертных оценок» (рис.1).

/ Ввод оценок — □ 1 Ненормированные (* Нормированные

Э. 1 3 2 Э. 3 Э. 4 Э. 5

X

Фаггор 1 5 Фактор 2 4

Фактор 3 5 Фветор 4 ^ Фактор 5 Факторе

Посчитать

Рис. 1. Интерфейс программы «Программа анализа экспертных оценок»

В этой программе оценки вводятся в определенную матрицу - программа обрабатывает данные матрицы, выдавая на выходе коэффициенты влияния каждого оцененного фактора. Данные критерии могут использоваться, как отмечалось выше, для составления уравнения целостной оценки рассматриваемого процесса.

Вывод. Исходя из вышесказанного, применение метода экспертных оценок в педагогической работе командира является необходимым. Однако, учитывая трудности его использования, предлагается оптимизировать и автоматизировать этот процесс путем применения разработанной авторами программы для ЭВМ.

Список литературы:

1. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика. М., Институт психологии РАН, 2011.

2. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб., 1995.

3. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М., 2001.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие . СПб.: Речь, 2004.

5. Иберла К. Факторный анализ. М., 1980.

6. Дж.-О. Ким, Ч.У. Мьюлер, У.Р. Клекка и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., 1989

7. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1998.

8. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1997.

9. Осипов Д. Delphi: Профессиональное программированием., 2006.

10. Пашкин С.Б., Пунина В.А., Саркисова Е.А. Практико-технологический регламент и механизм оптимизации социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву // Военный инженер, СПб, 2020. - № 2 (16). -с. 54-65.

11. Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Саркисова Е.А. Особенности морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности выпускника военного вуза инженерного профиля в условиях чрезвычайных ситуаций // XIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке» (20-22 ноября 2019 г.): Сборник трудов / Санкт-Петербургский горный университет. СПб, 2019. С. 175-178.

12. Борисов А.А., Щемелинин А. И., Саркисова Е.А., Салькова Д.В. Путь повышения эффективности обучения курсантов - наличие экстремальных факторов в учебном процессе // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - Санкт-Петербург, 2020. № S5 (6).- С. 163-169

13. Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Лисовская Н.Б., Саркисова Е.А. Использование методов активного обучения курсантов военно-технического вуза // ВИ(ИТ). - СПб., 2020. - 52 с.

14. Борисов А.А., Саркисов С.В., Салькова Д.В. Оценка эффективности профессионального становления командира подразделения // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019. № 3 (4). С. 354-365.

15. Пашкин С.Б., Борисов А.А., Саркисова Е.А. Формирование здорового морально-психологического климата в служебных подразделениях военного вуза // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2020. № S8 (9). С. 226-230.

16. Пашкин С.Б., Пунина В.А., Саркисова Е.А. Оценка социально-психологической адаптации военнослужащих срочной службы // Военный инженер, СПб, 2021. - № 1 (19). -с. 6066.

17. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ RU 2020663444. Борисова Д.В., Борисов А.А., Саркисова Е.А., Сорокин А.А., Сорокин Н.В., Петров Г.Д. Программа анализа экспертных оценок // Номер заявки 2020662666, дата регистрации 20.10.2020, дата публикации 27.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.