Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашкин С.Б., Саркисова Е.А., Волкова А.В.

В статье приводятся результаты экспериментального исследования адаптационного потенциала военнослужащих к условиям профессиональной служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашкин С.Б., Саркисова Е.А., Волкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF AN EXPERIMENTAL STUDY OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF MILITARY SERVICES

The article presents the results of an experimental study of the adaptive potential of servicemen to the conditions of professional service.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК: 355.232.6:159.9

Пашкин С. Б., Саркисова Е. А., Волкова А.В.

Pashkin S.B., Sarkisova E.A., Volkova A.V.

Результаты экспериментального исследования адаптационного потенциала

военнослужащих

Results of an experimental study of the adaptive potential of military services

Аннотация. В статье приводятся результаты экспериментального исследования адаптационного потенциала военнослужащих к условиям профессиональной служебной деятельности.

Abstract. The article presents the results of an experimental study of the adaptive potential of servicemen to the conditions of professional service.

Ключевые слова: психология, профессиональная служебная деятельность, адаптация.

Keywords: psychology, professional service, adaptation.

В своих предыдущих исследованиях мы рассматривали психофизиологические и стрессогенные факторы безопасности операторской деятельности [1], методы сохранения военно-профессиональной работоспособности [2], посттравматические стрессовые расстройства и особенности медико-психологической реабилитации военнослужащих-участников боевых действий [14], мероприятия морально-психологического обеспечения по оказанию психологической помощи военнослужащим в ходе учебной и служебной деятельности и другие сопряженные аспекты по предмету данного исследования [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16]. Данная статья является логическим продолжением вышеназванных.

Метод организации комплексной процедуры исследования функциональных состояний субъектов воинской деятельности.

Практическую часть исследования мы выстроили в три этапа:

1. Подготовительный этап, состоящий из разработки плана исследования, постановки задач экспериментального исследования, выбор методов и составление из них батарей тестирования, описание характеристик выборки.

2. Экспериментальный, в ходе которого мы провели разработанные блоки методов диагностики и регуляции функциональных состояний военнослужащих и диагностики личностного адаптационного потенциала.

3. Обработка полученных результатов с помощью математических статистических методов.

Для реализации первого этапа исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Применяя выбранные методики, выявить признаки каждого состояния.

2. Выявить связь между повышением уровня адаптационного потенциала и управлением функциональными состояниями испытуемых, влияющих на эффективность службы.

В соответствии с задачами опытного исследования сформулирована гипотеза, которая утверждает, что управление функциональным состоянием субъектов воинской деятельности повышает адаптационный потенциал, улучшает способность к адаптации.

Разработав план исследования, мы разобрали вопрос с разрешением поставленных задач.

Первая задача рассчитывается составлением комплекса психологических, физиологических и психофизиологических методик, показывающих ведущие характеристики состояний.

Для реализации задач использованы бланковые и регистрационные методы. Составленный нами комплекс бланковых методик состоит из колец Ландольта, методики «память на слова», теста Люшера, методики «Самочувствие активность настроение» (САН). Регистрационные методы представляют собой процессы замера различных показателей организма человека. Они включают в себя измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), проб Штанге и Генча.

Эти показатели и будут служить фундаментом для описания функциональных состояний организма.

В этой части исследования мы не будем оценивать сон по тем же критериям, а будем лишь прослеживать, чтобы он был полноценным, дабы избежать влияния недостатка ночного сна на результаты нашего исследования в период, когда испытуемые будут свободны от нагрузок, мы будем измерять их уровень работоспособности.

Состояние усталости и монотонии будут оценены в соответствии с их характеристиками, под влиянием монотонных факторов и факторов приводящих к утомлению. Исследование состояния испытуемых будет проводиться непосредственно во время несения службы. Мы будем проводить два замера: в момент начала службы и в конце рабочего дня.

Состояния оперативного покоя или предстартовые состояния мы представим в виде показателей наших критериев в случаях заступления на дежурство, требующее высокой личной ответственности. Такой выбор обусловлен тем, что другие виды служебной деятельности не могут вызывать состояний оперативного покоя, так как военнослужащий привык к ним, и он не несет высокой личной ответственности.

Стрессовые состояния мы будем создавать искусственно, малой силы и на небольшой срок, их измерим единожды. Используя посторонние отвлекающие факторы - стрессоры: неожиданные фразы испытателя, музыка, отвлекающие люди, мы создадим стрессовую обстановку для выполнения тестовых заданий и дополнительно укажем на особую важность этих тестов, намекая на корреляцию результатов тестирования и успешностью дальнейшей службы. В такой обстановке человеческий организм переходит в режим стресса, потому что ему необходимо приспособиться к окружающей среде.

Вторую задачу мы решали с помощью методики МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова. Она была предложена двум группам: контрольной и экспериментальной. Из методики МЛО «Адаптивность» мы используем только шкалу личностного адаптационного потенциала (ЛАП), для дальнейшего сравнительного анализа показателей контрольной и экспериментальной групп.

Каждая группа проходила исследование адаптационного потенциала в двух контрольных точках: в самом начале исследования и в конце. В норме параметр адаптационного потенциала мы будем видеть у контрольной группы, которая будет находиться в тех же условиях, что и экспериментальная. В этой группе не проводятся занятия по обучению методам самоконтроля и сеансы управления функциональным состоянием. В экспериментальной группе возможные сдвиги адаптационного потенциала могут возникнуть только под влиянием внешних факторов, которыми и будет служить методы регуляции функциональных состояний: прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, диафрагмальное дыхание в сочетании с самовнушением, прослушивание музыки, методы нейролингвистического программирования. Так мы увидим возможную эффективность воздействия на адаптационный потенциал, с помощью методов регуляции и управления функциональными состояниями.

Следовательно, сравнивая показатели динамики развития личностного адаптационного потенциала двух групп, мы сможем увидеть продуктивность предлагаемого подхода.

Таким образом, план экспериментального исследования представляет собой следующую последовательность действий:

1. Проведение методики МЛО «Адаптивность» и вычисления показателя ЛАП в начале исследования.

2. Проведение работы по регуляции функциональных состояний в экспериментальной группе и параллельно определение признаков функциональных состояний в контрольной группе.

3. Проведение методики МЛО «Адаптивность» и вычисления показателя ЛАП по окончанию исследования.

4. Интерпретация результатов и их математическая обработка. Характеристики выборки представлены ниже в таблице 1.

Характеристики Контрольная группа Экспериментальная группа

Возраст 22-25 22-25

Количество 30 30

Пол Мужской Мужской

Экспериментальный этап нашего исследования состоит из следующих процедур:

- диагностических процедур с использованием выделенных нами методик;

- регуляции функциональных состояний военнослужащих;

- диагностики адаптационного потенциала каждого испытуемого.

Диагностика представляет собой стандартную процедуру, обусловленную спецификой методик. Сеансы регуляции и управления функциональными состояниями мы проводили с помощью метода прогрессивной мышечной релаксации, прослушивания музыки, диафрагмального дыхания в сочетании с самовнушением, методик НЛП и релаксационно-суггестивного сеанса.

Математическую обработку результатов мы проводили в следующих направлениях:

1. Установление динамики личностного адаптационного потенциала.

2. Установление разницы в показателях при различных функциональных состояниях (взят средний показатель по каждому состоянию).

Описание результатов исследования.

Ранее говорилось о том, что процедура исследования проводилась по двум направлениям: диагностика состояний и диагностика эффективности методов управления функциональными состояниями, в качестве проверки мы наблюдали динамику адаптационного потенциала испытуемых. Разберем полученные результаты.

Ниже мы представили каждое из состояний отдельно друг от друга, специально не проводя параллели между ними.

Начнем с предстартового состояния или оперативного покоя. Исходя из показателей тестов, мы можем сделать вывод, что сейчас преобладает состояние боевой готовности, но все же есть нюансы. В таблице 2 представлены средние показатели тестов группы испытуемых в состоянии оперативного покоя.

Таблица 2. Средние показатели тестов испытуемых в состоянии оперативного покоя

Показатель Результат

Самочувствие 58,8

Активность 53,8

Настроение 59,66666667

Коэффициент Уипла 749,9333333

Вегетативный коэффициент 1,166666667

Отклонение от АТ-нормы 12,26666667

Слова 6,933333333

Частота сердечных сокращений 62,4

Частота дыхания 21,6

Проба Штанге 71,6

Проба Генча 31,66666667

Показатели первого теста (САН), как мы видим, находятся в диапазоне нормы, то есть самочувствие, активность и настроение в данной ситуации позволят выполнить боевую задачу.

Коэффициент Уипла указывает на высокий уровень работоспособности. Но, как правило, этот показатель обеспечен не большим количеством выполненных заданий, а точностью их исполнения, которая и обусловила столь высокий показатель.

Также на вариант нормы нам указывает тест на запоминание слов.

А вот показатели вегетативного коэффициента и отклонения от аутогенной нормы указывают на признаки утомления молодых военнослужащих. Из этого можно сделать вывод, что даже при высоком уровне работоспособности показатели эффективности будут низкими. Следующие показатели помогут нам выяснить, чем обусловлена такая картина исследования.

Результаты замеров частоте сердечных сокращений немного ниже нормы, но при этом частота дыхания превышает нормальные показатели, что может указывать на утомление или эмоциональном выгорании в стадии резистентности, то есть задействования резервов организма. Эта ситуация указывает на высокие физиологические затраты для проделывания такого количества работы.

Такое заключение доказывают пробы Штанге и Генча, которые показывают очень низкий результат. Иными словами, сердечно-сосудистая система работает на пределе.

Осмыслив вышеперечисленные моменты мы можем сделать вывод о том, что высокие показатели работоспособности испытуемых достигаются огромными физиологическими затратами, это указывает на низкую эффективность труда и позволяет прогнозировать в будущем выгорание или поверхностное выполнение обязанностей.

Это объясняется тем, что люди просто не успевают восстановиться после предыдущего дежурства и заступают в следующее (через 24 часа). При этом они не могут получить дополнительные 4 часа отдыха и не освобождаются от повседневных служебных обязанностей. Такой образ жизни заставляет организм задействовать резервы, и в момент исследования военнослужащие были в состоянии, которое мы описали выше. Таким образом увеличение психофизиологических затрат при выполнении деятельности приводит к привлечению все новых ресурсов, новых систем для выполнения задачи. Мы можем сделать вывод, что, несмотря на вполне удовлетворительные результаты деятельности, эффективность труда очень невысокая.

Следующим действием будет рассмотрение нами состояния утомления. Экспериментальные данные представлены в таблице 3. Здесь указаны данные второго и третьего обследования (утро и вечер) за сутки.

Таблица 3. Средние показатели тестов испытуемых в ^ состоянии утомления

Показатель Утро Вечер

Самочувствие 49,06667 43,26667

Активность 44,4 36,93333

Настроение 51,26667 45,6

Коэффициент Уипла 689,2 707,5333

Вегетативный коэффициент 1,073333 0,9

Отклонение от АТ-нормы 12,73333 14,66667

Слова 5,733333 4,8

Частота сердечных сокращений 68,5 68,8

Частота дыхания 20,8 20,8

Проба Штанге 67,46667 58,8

Проба Генча 30,8 30,33333

По показателям первой методики (САН), проводя сравнение результатов утреннего обследования и вечернего, мы видим, что они снизились, выявляя признаки утомления.

Коэффициент Уипла показывает рост работоспособности, так как обследование проводилось вечером, непосредственно перед сдачей дежурства (наряда), этот пик, как бы выбивающийся из картины утомления, становится понятным. Данный феномен принято

называть «финишным рывком». Его мы можем наблюдать и в классических графиках интенсивности труда, в которых этот пик, перед завершением деятельности, всегда присутствует.

Вегетативный коэффициент снизился незначительно, но отклонение от АТ-нормы превысило несколько единиц, за счет того, что организм отказывается от активности, и возрастает его потребность в отдыхе. Но отклонение незначительное. Такой уровень утомления можно решить несколькими часами отдыха и полноценным сном.

Проба на запоминание слов дает в среднем снижение результатов на одно слово, что также говорит нам об утомлении испытуемых.

Показатели частоты сердечных сокращений и частоты дыхания не изменились, так как организм справляется с нагрузкой эффективно, на момент исследования.

Последние показатели (пробы Штанге и Генча) выявляют снижение возможностей сердечно-сосудистой системы, но, показывая актуальный уровень утомления, они не спустились к критическим показателям, что говорит о способности организма компенсировать затраты, требуемые для выполнения деятельности.

Таким образом, опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что утомление как состояние проявляется на всех уровнях диагностики: как психологическом, так и физиологическом. Но при этом коэффициент Уипла показывает нам взрыв активности к концу дежурства (наряда). В соответствии с вышесказанным мы делаем вывод о том, что эффективность дальнейшей деятельности не будет иметь высокой эффективности.

Следующее состояние - монотонии. Средние показатели тестов представлены в таблице

№4.

Таблица 4. Средние показатели тестов испытуемых в состоянии монотонии

Показатель Утро Вечер

Самочувствие 50,15385 46,84615

Активность 40,61538 33,84615

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настроение 51,69231 47,30769

Коэффициент Уипла 679,5385 694,6923

Вегетативный коэффициент 0,908333 0,825

Отклонение от АТ-нормы) 12,84615 12,38462

Слова 5,384615 5,615385

Частота сердечных сокращений 65,8461 70,7692

Частота дыхания 20,6 20,9230

Проба Штанге 59,84615 61,38462

Проба Генча 21,07692 21,38462

По данным первого теста (САН) показатели методики имеют снижение к вечеру, показывая картину утомления, то есть самоотчет испытуемых показывает состояние утомления.

Коэффициент Уипла, также как при утомлении, возрастает.

Вегетативный коэффициент и отклонение от АТ-нормы остается практически неизменным, что отличается от признаков утомления.

Количество запомненных слов также практически не изменилось, лишь слегка возросло, но и это противоречит пониманию утомления и выявляет монотонию.

Следующие показатели: частота сердечных сокращений и частота дыхания практически не изменились, что показывает норму функционирования организма.

Проба Штанге дает нам интересные результаты. Возрастает время задержки дыхания, что свидетельствует о возросшем потенциале сердечно-сосудистой системы. По нашему мнению, это связано со сменой деятельности и возвращением в активное состояние оптимальной работоспособности.

Проба Генча не дает столь исчерпывающего материала как проба Штанге.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что состояние монотонии характеризуется субъективными признаками утомления при общем нормальном состоянии физиологических функций, которые (признаки) устраняются сразу же после смены деятельности.

Следующее состояние - стресс. Данные по средним показателям методик указаны в таблице 5.

Таблица 5. Средние показатели тестов испытуемых в состоянии стресса

Показатель Результат

Самочувствие 58,8

Активность 63,33333

Настроение 59,66667

Коэффициент Уипла 656,2667

Вегетативный коэффициент 2,306667

Отклонение от АТ-нормы) 18,73333

Слова 4,8

Частота сердечных сокращений 91,2

Частота дыхания 29.332

Проба Штанге 47,46667

Проба Генча 17,53333

По результатам первой методики все показатели сильно возросли. Наиболее высок показатель активности, который достиг такой отметки из-за привлечения новых ресурсов и возбуждения организма для адекватной адаптации к условиям среды.

Коэффициент Уипла очень низок, так как организм испытуемого предпринимает, на момент выполнения задания, попытки адаптации к окружающей обстановке, а, следовательно, увлекает за собой внимание, что привело к большому количеству ошибок.

Повышение вегетативного коэффициента и отклонения от АТ-нормы выявляют увеличение активности, а потребность в отдыхе занимает в иерархии предпоследнее место. Таким образом, можно сделать вывод о повышении физиологической активности.

Следующий показатель - количество запомненных слов. Он тоже низок, если округлить -составляет всего пять слов. Это объясняется теми же комментариями, что были написаны о коэффициенте Уипла.

Частота сердечных сокращений возросла до довольно высоких показателей. Если в норме это 60-70 ударов, то у испытуемых мы наблюдаем 91 удар в минуту. Частота дыхания также возросла. Эти две функции призваны обеспечить организм кровью, ускорить оборот полезных веществ, насытить организм кислородом для обеспечения мобилизации ресурсов и выработку энергии для адекватной адаптации.

Пробы Штанге и Генча дают низкий результат, что объясняется необходимостью организма в потреблении кислорода и быстрой его переработке.

Итак, в состоянии стресса мы наблюдаем как психическое возбуждение, проявившее себя в показателях методики (САН), так и физиологическое возбуждение с одновременным торможением сфер деятельности, второстепенных по отношению к выработке приспособительного акта.

Далее мы дадим средние результаты показателей тестов в оптимальном рабочем состоянии. Они представлены в таблице 6.

Показатель Результат

Самочувствие 57,8

Активность 62,4

Показатель Результат

Настроение 60,2

Коэффициент Уипла 700

Вегетативный коэффициент 1,5

Отклонение от АТ-нормы 8

Слова 8,2331

Частота сердечных сокращений 68,4325

Частота дыхания 13,6

Проба 65

Проба Генча) 35,7341

Такие результаты трудно использовать в практической деятельности, поэтому мы посчитали стэновые баллы тестов и, опираясь на результаты тестов при оптимальном рабочем состоянии, рассчитали диапазон допустимых значений. Результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7. Диапазон допустимых значений показателей методик

Показатель Результат

Самочувствие 50-70

Активность 50-70

Настроение 50-70

Коэффициент Уипла 650-800

Вегетативный коэффициент 1,1-1,8

Отклонение от АТ-нормы 6-10

Слова выше 7

Частота сердечных сокращений 60-70

Частота дыхания 10-15

Проба Штанге выше 55

Проба Генча выше 28

Такие результаты более наглядны и позволяют найти предел, когда состояние остается в рамках нормального.

На этом описание результатов по изучению состояний закончено. Приступим к характеристике личностного адаптационного потенциала.

На диаграмме 1 (рисунок № 1) представлен средний результат показателя личностного адаптационного потенциала (ЛАП) по методике МЛО «Адаптивность» в стэнах.

■ Первичное обследование

■ Вторичное обследование

Рис. 1. Результаты шкалы ЛАП в группе, не принимавшей участие в тренинге Мы видим, что результаты практически не отличаются, разница составляет лишь одну десятую стена. А на диаграмме №2 (рисунок № 2) показаны результаты группы, принимавшей участие в тренинге.

Рис. 2. Результаты шкалы ЛАП в группе, принимавшей участие в тренинге

Как видно из диаграммы 2, результат ЛАП возрос на один стэн. Это довольно высокий показатель, учитывая малый срок взаимодействия. Тренинговая группа показала, что личностный адаптационный потенциал вырос, чему способствовала программа тренинга. Такой результат был получен за счет тренинговых процедур по сплочению коллектива, сеансов по управлению функциональными состояниями, навыками релаксации и небольшой работой по формированию определенных мировоззренческих позиций.

Список литературы:

1. Войтенко А.М., Корнилова А.А., Пашкин С.Б. Психофизиологические основы безопасности операторской деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2017. 64 с.

2. Войтенко А.М., Корнилова А.А., Пашкин С.Б. Современные методы сохранения военно-профессиональной работоспособности. Ростов н/Д: Изд-во ИП Беспамятнов С.В., 2016. 80 с.

3. Пашкин С.Б., Вачугова О.А., Саркисова Е.А. Результаты эмпирического исследования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской деятельности // Актуальные проблемы военно-научных исследований: сборник научных трудов. 2021. №1(13). СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2021. С. 259-275.

4. Пашкин С.Б., Гаврилов А.В. О некоторых актуальных аспектах управления морально-психологическим обеспечением воинской деятельности // Социально-гуманитарные аспекты военного управления: сборник научных статей / под общей ред. д.п.н., профессора И.И. Соколовой. СПб.: Изд-во ВВМ, 2020. С. 119-125.

5. Пашкин С.Б., Головачев А.В., Савинская А.С. Психологическое благополучие как условие успешной адаптации курсантов к повседневной деятельности // Военный инженер. 2020. 1(15). С. 43-54.

6. Пашкин С. Б., Саркисов С.В., Радюкин Е.Е., Саркисова Е.А. Комплект свернутых информационных конструкций и схем для запоминания по психологии и педагогике // ВИ(ИТ). - СПб., 2019. - 84 с.

7. Пашкин С.Б., Захарова Е.Е. Организация и результаты исследования проблем первичной социально-психологической адаптации военнослужащих // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, Выпуск 3(9) 2018. С. 297-310.

8. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Саркисова Е.А. Копинг-поведение личности как ресурс профессиональной адаптации военнослужащих // Актуальные проблемы военно-научных исследований: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2020. С. 376-391.

9. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б. Психологические факторы успешности специалистов при исполнении должностных обязанностей // XIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в ХXI веке» (20-22 ноября 2019 г.): Сборник трудов / Санкт-Петербургский горный университет. СПб, 2019. С. 172-174.

10. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Саркисова Е.А. Профессиональный стресс в служебной деятельности: содержание, причины и способы преодоления // Сборник материалов заочной научно-методической конференции «Исследование возможности применения опыта зарубежных стран в высшем образовании для вузов РФ». 24 ноября 2020 года. Петергов: ВИ (ЖДВ и ВОСО), 2021. С. 128-136.

11. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С., Зайченко С.М. Психофизиологические факторы готовности к экстремальной профессиональной деятельности // Актуальные проблемы военно-научных исследований: сборник научных трудов. 2021. №1(13). СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2021. С. 276-286.

12. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Психолого-педагогические аспекты изучения индивидуальных особенностей военнослужащих // Военный инженер. 2018. - №3(9). С. 48-59.

13. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Актуальные аспекты оказания психологической помощи военнослужащим // Военный инженер. 2019. №3(13). С. 48-57.

14. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Корнилова А.А., Мозерова Е.С. Посттравматические стрессовые расстройства и особенности медико-психологической реабилитации военнослужащих-участников боевых действий // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.Б. Коновалова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, Выпуск 1(7) 2018. С. 130141.

15. Пашкин С.Б., Пунина В.О., Саркисова Е.А. Практико-технологический регламент и механизм оптимизации социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву // Военный инженер. 2020. №2(16). С. 54-65.

16. Пашкин С.Б., Турчин А.С., Саркисова Е.А. Система мероприятий психологической помощи военнослужащим в интересах укрепления, сохранения, восстановления психического здоровья // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. №1(10). С. 82-88.

17. Борисов А.А., Саркисов С.В., Салькова Д.В. Оценка эффективности профессионального становления командира подразделения // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019. № 3 (4). С. 354-365.

18. Пашкин С.Б., Пунина В.А., Саркисова Е.А. Оценка социально-психологической адаптации военнослужащих срочной службы // Военный инженер, СПб, 2021. - № 1 (19). -с. 6066.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.