Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / АКТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова А.Н.

Рассматриваются возможности метода активного проектирования в обеспечении развития личности и повышении качества подготовки морских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE METHOD OF ACTIVE DESIGN IN THE PREPARATION OF MARINE SPECIALISTS

Discusses the possibilities of the method of active design in the development of personality and improvement of quality of training of marine specialists.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

зрения производительности. Был сделан вывод, что организация передачи данных в соответствии с XML DA не является оптимальной.

Следовательно, современное средство сбора и передачи технологической информации должно обладать тремя главными качествами: надежность, безопасность и производительность. Даже при обилие OPC-продуктов, представленных на рынке, для решения выше поставленной задачи в полном объеме не существует программного продукта.

Использованные источники:

1. Чыонг Динь Тяу, Давыдов В.Г. Организация обмена данными между OPC -приложениями // Автоматизация в промышленности. - 2003. - № 10. - С. 2327.

2. Козлецов А.П., Решетников И.С. Современные способы организации обмена данными с системами управления // Информационные технологии в проектировании и производстве. - 2010. - № 2. - С. 17-23.

3. Ньюкомер Э. Веб - сервисы: XML, WSDL, SOAP и UDDI. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

4. Богдан С.А., Кудинов А.В., Марков Н.Г. Опыт внедрения MES «Магистраль - Восток» в нефтегазодобывающей компании // Автоматизация в промышленности. - 2010. - № 8. - С. 53-58.

5. XMLDA.NET White Paper // Advosol. 2011. URL: http://www.ad vosol.com/twhitepaperxmldanet.aspx (дата обращения: 14.08.2016).

6. OPC XMLDA 1.01 Specification // OPC Foundation 2011. URL: http://www.opcfoundation.org/DownloadFile.aspx (дата обращения: 12.08.2016).

УДК 377

Мешкова А.Н. студент

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Россия, г. Калининград ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматриваются возможности метода активного проектирования в обеспечении развития личности и повышении качества подготовки морских специалистов.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона; активное проектирование; профильные компетенции.

Meshkov A. N., student Baltic state Academy fishing fleet Russia, Kaliningrad THE APPLICATION OF THE METHOD OF ACTIVE DESIGN IN THE PREPARATION OF MARINE SPECIALISTS Discusses the possibilities of the method of active design in the development ofpersonality and improvement of quality of training of marine specialists.

Key words: socio-economic development of the region; active design; specialized competence.

В современных условиях функционирования экономики особую значимость, как для России в целом, так и для Калининградской области, в частности, приобретает модернизация рыбохозяйственного комплекса. Критериями поступательного развития региона становится непрерывный рост совокупного творческого потенциала граждан и эффективное использование интеллектуального труда для решения проблем развития приоритетных отраслей экономики [2].

Рост производительности труда в рыбной отрасли может быть обеспечен за счет развития качества рабочей силы, ее профессиональной мобильности, внедрения новых технологий производства, реализации проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры рыбной отрасли. Это предопределяет задачи по трансформации системы подготовки молодых кадров [4]. Основным требованием к компетентности современного инженера является единство его фундаментальных знаний и способности к инновационному творчеству, которое зависит от уровня интеллектуальной методологической культуры, которая определяется, прежде всего, его системным мышлением, формируется и развивается в учебном процессе [1]. От уровня профессиональной культуры преподавателя технического вуза, его образованности, компетентности, творческих находок, психологической прозорливости и умению эффективно работать в команде зависит не только качество подготовки студентов по соответствующей учебной дисциплине, но и качество профессиональной подготовки выпускников в целом, их способность и готовность к выполнению инновационной профессиональной деятельности [2]. Инженерно-техническая деятельность является многофункциональной и междисциплинарной по содержанию, что определяет выбор системы методов подготовки современных инженеров, интегрирующих образование с наукой и производством. За обеспечение устойчивой во времени конкурентоспособности инженеров на рынке непрерывно развивающегося интеллектуального труда в значительной степени ответственны научно -педагогические коллективы технических вузов. В этой связи одной из форм инновационного поведения является самостоятельная разработка инновационных проектов и их внедрение.

В настоящий период рыбохозяйственная отрасль испытывает потребность в молодых специалистах способных разрабатывать и принимать перспективные технические решения. В современном мире непрерывность образования становится необходимым требованием к построению конкурентоспособных образовательных систем, ориентированных как на отраслевые, так и региональные потребности экономики. Приоритеты кадровой политики в сфере морской хозяйственной деятельности и задачи по ее реализации изложены в Морской доктрине РФ и в Стратегии развития

рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года. В перечень долгосрочных задач входит создание условий для привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и управление морской деятельностью, развитие системы непрерывного профессионального рыбохозяйственного образования; совершенствование системы подготовки управленческих и руководящих кадров органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области морской деятельности.

Структура Калининградского государственного технического университета позволяет обеспечить выполнение поставленных задач за счет создания условий реализации образовательных программ, в которых наряду с профессиональными знаниями умениями и навыками, необходимыми для получения квалификации, содержатся требования к формированию компетенций в области организационно - управленческой и проектной деятельности. Принципиально важной является способность к творчеству, быстрому реагированию на социально-экономические, научные и социально-культурные изменения на основе их демократизации и изменении взаимосвязей между субъектами деятельности. Условием развития инженерного образования и фактором его качества становится формирование взаимодействия «на равных» участников образовательного процесса, позволяющего обеспечить оптимальные возможности для развития способностей к совместной деятельности [2]. Особенность образовательных программ в логике компетентностного подхода заключается в том, что требования к квалификации рассматриваются в комплексе с задачами формирования социального поведения, готовности работать в группе, умений принимать решения и отвечать за их последствия. Такой подход к организации и управлению учебным процессом описан в работах Т.М. Дерендяевой, Г.А. Мухиной, В.В. Тимофеевой, А.В. Сербулова. В статье Т.М. Дерендяевой «К проблеме повышения эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов: организационно-экономический аспект» отмечается, что формирования творческих инженеров повышает роль гуманизации отношений между преподавателями и студентами [1]. Студенты получают возможность для утверждения личностно значимых ценностей, проявления индивидуальных способностей и профессионального самоопределения. Одновременно для преподавателей создаются уникальные условия, способствующие раскрытию и сознательному увеличению собственного потенциала [1,2,3]. Специфика профессиональной деятельности морского инженера характеризуется экстремальными и нестандартными ситуациями, требующими готовности к принятию креативных, самостоятельных решений для обеспечения безопасности экипажа, судна и окружающей среды. Морскому инженеру необходимо уметь строить целевую ситуативную модель прогнозирования рисков и возможностей их преодоления, формировать цели, определять задачи, выявлять приоритеты с учетом системы национальных и международных

требований, социальных аспектов деятельности [1,2,3]. В этих условиях система высшего образования поставлена перед необходимостью развития у студентов познавательной самостоятельности, поисковых умений на высоком уровне обобщения. В статье Т.М. Дерендяевой «К проблеме повышения эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов: организационно-экономический аспект» подчеркивается, что очень важно, если в период обучения в вузе, студенты ставятся в позицию активного субъекта научно-исследовательской деятельности [1]. В традиционной системе подготовки специалистов цели обучения студенты видят в сдаче экзаменов и зачетов, получении диплома, а овладение системой профессиональной, общекультурной деятельностью, как специалиста и профессионала, стоят как бы на втором плане. Применение метода активного проектирования позволит «набить шишки» в процессе обучения, а не в реальной жизни. Стремясь к наименьшему числу ограничений, необходимо открыть креативные возможности обучаемых, которые могут привести к проектным решениям, научить мыслить, не навязывая шаблонов, что позволит использование тренингов, дискуссий и презентаций, то есть методов активного обучения. Желательно, чтобы учебная группа делилась на несколько проектных команд по модели функциональных проектных групп.

Модель построения образовательных блоков включает теоретическую часть, проектную работу в командах, пленарное заседание с обсуждением результатов группового проектирования, исходя из позиций целей общего проекта, взаимосвязи частей проекта, и проверки проектных решений на риски. Активное проектирование позволит осуществить комплексное воздействие на всех участников образовательного процесса и получать разноплановые эффективные результаты. Тогда на выходе мы получим специалистов, которые, продолжая научно-практическую деятельность, смогут кадрами обеспечить инновационный путь развития региона.

Использованные источники:

1. Дерендяева, Т.М. К проблеме повышения эффективности управления научно-исследовательской деятельностью студентов: организационно-экономический аспект./ Т.М. Дерендяева// Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016.-№36 С.34-42.

2. Дерендяева, Т.М. К проблеме структурирования учебного материала как средства формирования когнитивной компетентности студентов. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №2(44). С. 105-107.

3. Сербулов, А.В.Особенности формирования образовательных программ подготовки экономических и управленческих кадров для рыбохозяйственного комплекса региона./ А.В. Сербулов// Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. № 3(21). - С.19-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.