Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкогон В.А.

На примере рыбохозяйственного комплекса рассмотрены проблемы формирования отраслевой системы подготовки кадров в контексте модернизации экономики России. Экономический кризис рассматривается как возможность для перехода экономики страны в качественно новое состояние в вопросах создания современной специализированной системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров, частью которой является отраслевая система, включающая в себя вертикально и горизонтально интегрированные университетские комплексы, государственно-частные партнерства в сфере науки и образования, базовые кафедры и лаборатории, НИИ и КБ. Предлагаемый подход облегчает переход от централизованного финансирования науки и образования вообще к поддержке конкретных проектов, научных коллективов и образовательных комплексов реального сектора экономики. Отраслевые университетские комплексы могут стать одной из точек роста отраслей реальной экономики страны на новых, инновационных принципах развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкогон В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

Формирование отраслевой системы подготовки кадров

рыбохозяйственного комплекса России

Creation of field system of staff training in fish-farming complex of Russia

УДК 639.2:377.3

В. А. Волкогон

ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г Калининград), кандидат экономических наук 236029 г Калининград, ул. Молодежная, д. 6

V. A. Volkogon

236029 Kaliningrad, ul. Molodezhnaya, 6

На примере рыбохозяйственного комплекса рассмотрены проблемы формирования отраслевой системы подготовки кадров в контексте модернизации экономики России. Экономический кризис рассматривается как возможность для перехода экономики страны в качественно новое состояние в вопросах создания современной специализированной системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров, частью которой является отраслевая система, включающая в себя вертикально и горизонтально интегрированные университетские комплексы, государственно-частные партнерства в сфере науки и образования, базовые кафедры и лаборатории, НИИ и КБ. Предлагаемый подход облегчает переход от централизованного финансирования науки и образования вообще к поддержке конкретных проектов, научных коллективов и образовательных комплексов реального сектора экономики. Отраслевые университетские комплексы могут стать одной из точек роста отраслей реальной экономики страны на новых, инновационных принципах развития.

The article reviews issues of field staff training system in the framework of Russia's modernization based on the example of fish-farming complex. Economic crisis is regarded as a possibility for the country's economy to shift to a qualitatively new condition in the issues of modern specialized staff training and re-training system with a field system being a part of it including vertically and horizontally integrated university complexes, state and private partnership in research and education, basic departments and laboratories, research institutes and development laboratories. The approach suggested in the article facilitates the transition from centralized financing of research and education in general to the support of the specific projects, research teams and educational complexes of real economy sector. Field university complexes can become one of the growth points of the field-segmented real economy sector of the country based on new development principles.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, гармоничное развитие отраслевых университетских комплексов, интегрированные университетские комплексы, государственно-частное партнерство

Keywords: fish-farm complex, harmonious development of field university complexes, integrated university complexes, state and private partnership

Проблема «фабрики дипломов» и отраслевые учебные заведения

Реформа системы образования страны вызывает пристальное внимание общественности. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко подчеркивает необходимость оптимизации вузовской сети, что предполагает закрытие «фабрик дипломов» — многочисленных филиалов и представительств вузов, целью которых является не организация системного образовательного процесса, нацеленного на решение кадровых проблем отраслей реальной экономики, а торговля свидетельствами об окончании учебных заведений [1]. С этим тезисом, несомненно, согласятся и органы власти и общественность. Достаточно отметить, что только в Калининградской области, население которой составляет менее 1 млн человек, насчитывается более 30 филиалов и представительств различных вузов, которые вопреки мнению руководства Минобрнауки успешно проходят аттестацию и аккредитацию.

В то же время не следует смешивать «фабрики дипломов» и отраслевые вузы. Сегодня собственные вузы имеют 38 российских министерств и ведомств. Создаются и новые корпоративные учебные заведения. Возникновение этих структур во многом связано с тем, что отрасли не надеются на систему подготовки кадров, взращиваемую Минобрнауки РФ. В данной статье автор попытается доказать необходимость сохранения и интенсивного развития отраслевых вузов, будущее которых видится в качестве корпоративных образовательных заведений нового типа, деятельность которых основана на государственно-частном партнерстве. Это обеспечит синхронное развитие научно-технической базы вуза и современного производства. Для рыбохозяйственного комплекса это означает восстановление на новой технологической основе рыбопромыслового флота, морских терминалов и научно-производственного комплекса. Повышение качества обучения и квалификации выпускников должно происходить в соответствии с конкретными потребностями отечественного рынка. В противном случае подготовленные в России кадры, как это происходит в настоящее в морехозяйственном комплексе, будут использоваться иностранными компаниями.

Рыбохозяйственный комплекс России

Рыбохозяйственный комплекс (РХК) — стратегический сектор российской экономики. Политика его развития на долгосрочный период определена федеральным законом №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [2]. Стратегия развития отрасли сформулирована в «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года» [3] и «Концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года» (в редакции распоряжения

0

1

О ^

о о;

s ^

с

со

S

с; с

о

о

Таблица 1

Изменение структуры и количества судов рыбопромыслового флота РФ в 2003-2008 гг., ед.

Группы судов 2003 г. Пополнение Списание 2008 г.

Всего В т. ч. «новострой»

Добывающий флот 2574 335 26 772 2137

Крупные 29 4 - 8 25

Большие 292 26 - 132 186

Средние 1087 121 1 317 891

Малые 367 67 5 82 352

Маломерные 799 117 20 233 683

Обрабатывающий флот 54 2 - 31 25

Плавбазы 26 - - 15 11

Производственные рефрижераторы 28 2 - 16 14

Приемно-транспортные рефрижераторы 406 46 - 166 286

Крупнотоннажные и среднетоннажные 147 39 - 82 104

Малотоннажные и речные 259 7 - 84 182

Учебные, НИС, рыбоохранные и спасательные 51 22* 2 12 61

Всего судов рыбопромыслового флота 3085 405 28 981 2509

Примечание: * 3 единицы речные.

правительства РФ № 1057-р) [4], а также в других документах [5].

В условиях кризиса мировой экономики можно спорить о необходимости изменений ряда ключевых показателей «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» [6]. Однако ее главные цели и ориентиры должны оставаться неизменными. Главная стратегическая цель развития РХК страны состоит в достижении к 2020 г уровня, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции. Кризис же можно рассматривать как возможность перехода рыбной отрасли страны в качественно новое состояние.

Задачи рыбной отрасли состоят в:

• обеспечении продовольственной безопасности РФ путем поставки на рынок полноценных белковых продуктов питания, необходимых для обеспечения здорового образа жизни населения страны;

• реализации государственных интересов в освоении пространств и ресурсов Мирового океана;

• гармоничном развитии прибрежных регионов, как правило, отстающих в своем развитии от центральных районов, поскольку рыболовство способствует их заселенности и социально-экономическому развитию.

Освоение ресурсов Мирового океана предполагает решение ряда проблем:

• возобновление строительства и эксплуатации судов для рыбной отрасли в масштабах второй половины XX в. с применением новейших материалов и технологий судостроения;

• подготовка кадров;

• техническое и технологическое переоснащение предприятий отрасли.

Решение этих проблем в значительной степени зависит от формирования правового поля, способству-

ющего повышению конкурентоспособности отрасли в международном масштабе, и новых финансово-экономических подходов, стимулирующих развитие РХК.

Исторически Россия является ведущей морской державой. РХК страны образуют более 5 тыс. организаций различных форм собственности. Поэтому актуальность формирования целевой системы подготовки кадров для отрасли не вызывает сомнений. Более того, решение этих задач невозможно без создания современной специализированной системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров.

Напомним, что основными составляющими РХК России являются рыбопромысловый флот, береговые морские транспортно-логистические и производственные терминалы, предприятия по переработке рыбы, выращиванию рыбы в искусственных условиях, научно-технологический и образовательный комплекс. Мы рассмотрим эти компоненты в контексте формирования современной отраслевой системы подготовки кадров с учетом необходимости перестройки работы отрасли для обеспечения стратегического развития РХК и покажем необходимость их синхронного развития.

Состояние и перспективы развития рыбопромыслового флота

Рыбопромысловый флот — важнейшая составляющая производственного потенциала РХК, обеспечивающая около 90% общего объема добычи (вылова) водных биоресурсов. На долю флота приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов. В его состав входят 2137 добывающих судов, 25 обрабатывающих судов, 286 транспортных рефрижераторных и приемно-транспортных судов, 61 судно специального назначения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и

Таблица 2 ^

Количество и возрастной состав судов рыбопромыслового флота РФ

Группы судов Всего, ед. В том числе по возрастным группам, лет Суда, используемые сверх нормативного срока

До 10 От 10 до 20 Свыше 20 Ед. %

Добывающие 2137 117 629 1391 1729 80,9

Обрабатывающие 25 0 17 8 8 32,0

Транспортные рефрижераторы 286 0 81 205 234 81,8

Суда специального назначения (НИСы, аварийно-спасательные, учебные, рыбоохранные) 61 17 10 34 26 42,6

Вспомогательные 1056 45 208 803 921 87,2

Всего судов 3565 179 945 2441 2918 81,9

рыбоохранные суда) и 1056 вспомогательных судов (табл. 1).

Возрастной состав судов рыбопромыслового флота выглядит следующим образом: до 10 лет — 179 судов, от 10 до 20 лет — 945 судов, свыше 20 лет — 2441 судно. За 2003-2008 гг. количественный состав судов рыбопромыслового флота уменьшился на 576 единиц и составил 2509 единиц. Из 2448 судов (без учета флота специального назначения и вспомогательного флота) 1971 судно (80,5%) эксплуатируется с превышением нормативных сроков. Эксплуатируемый устаревший флот (постройки 1980-х гг.) в большинстве своем характеризуется низкими показателями рентабельности. Необходимо признать, что по-прежнему сохраняется тенденция к физическому, а также моральному старению рыбопромыслового флота, пополняемого в основном за счет приобретения старых иностранных судов. Из 61 судна специального назначения (научно-исследовательские, рыбоохранные,учебные, аварийно-спасательные) 26 единиц (42,6%) эксплуатируются с превышением нормативных сроков, а из 1056 судов вспомогательного флота — 921 единица (87%) (табл. 2). За последние 2 года пополнение флота составило 217 судов, из которых только 4 единицы относились к «новострою». В это же время было списано на слом 543 судна.

Значительная разница между построенными и списанными судами усугубляется отсутствием у большей части предприятий и организаций достаточных оборотных средств, которые можно было бы направить на строительство новых высокотехнологичных судов, а также невозможностью в настоящее время получения в российских коммерческих банках кредитных средств под 7-8% годовых на срок окупаемости судов не менее 15-20 лет (с учетом проектирования и строительства судна) в зависимости от их типов и назначения (табл. 2).

Большинство судовладельцев предпочитают размещать заказы на ремонт судов за рубежом, так как отечественные судоремонтные предприятия неконкурентоспособны. Они предлагают длительные сроки ремонта при низком качестве и высокой стоимости работ. Барьеры в виде таможенных пошлин и налогов на приобретаемое импортное судовое оборудование и запчасти, которые не производятся в РФ, высоких процентов за кредит усугубляют ситуацию. Поэтому экипажи судов производят некоторые виды ремонта своими силами, что повышает риск аварий.

С начала 2000-х гг. вопросы возрождения российского транспортного флота и его береговой инфраструктуры постоянно обсуждаются на всех уровнях —

от специалистов узкого профиля до президента страны. Приняты федеральные целевые программы развития судостроения и рыбной промышленности. Но, к сожалению, в нашей стране до сих пор не решена проблема повышения конкурентоспособности судостроения. К тому же производительность труда в отечественном гражданском судостроении по сравнению с другими странами существенно ниже (например, по сравнению с Южной Кореей — примерно в 3 раза). Полагаем, что процесс совершенствования законодательства и выравнивания финансово-экономических условий, улучшения технологий и повышения производительности труда должен проводиться с учетом мирового опыта судостроения.

По мнению российских специалистов, занятых в судостроении и судоремонте, необходимо, чтобы правительство РФ отменило НДС на строительство и ремонт судов, таможенные пошлины на комплектующие, которые не изготавливаются в нашей стране, и выступило бы с законодательной инициативой по корректировке тех положений Таможенного кодекса (ТК РФ), которые определяют статус судов под иностранным флагом и таможенный режим для судов, заходящих на российские верфи для ремонта. В понятие «ремонт судна» не должны вкладываться положения ГОСТ 24166-80, почему-то цитируемого специалистами таможни. Сейчас ремонты определяются только сроками освидетельствований судна инспекторами Классификационных обществ и аварийными ситуациями. Следует также законодательно внедрять опыт зарубежных государств в части выдачи банками льготных кредитов на строительство новых судов для морского, речного и рыбопромыслового флота и реновацию судостроительных и судоремонтных верфей, снижение ставок портовых сборов для судов, следующих в ремонт на российские верфи независимо от флага и порта регистрации. Отметим, что в зарубежных странах НДС от стоимости ремонта не взимается ни с иностранных, ни с отечественных судов.

В соответствии с ТК РФ с временно ввезенными транспортными средствами при стоянке в порту разрешается совершать операции по проведению технического обслуживания и ремонта, которые не выходят за рамки обычных операций и не подпадают под понятия давно устаревшего ГОСТ 24166-80. Однако деловая переписка с представителями таможни заканчивается ничем — во всех ответах цитируется существующий ТК РФ, подтверждающий правильность действий ведомства, несмотря на то что положения кодекса противоречат здравому смыслу, миро-

вой практике и приводят гражданское судостроение, транспортный и рыболовный флот в состояние упадка. Необходимо, чтобы гражданское судостроение и судоремонт повышали качество деятельности в условиях конкуренции, а для этого должны быть приняты законы, способствующие, а не препятствующие работе предприятий этих отраслей.

ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы» предусматривает строительство для государственных нужд 27 единиц научно-исследовательских судов на сумму 10 952,3 млн руб. и 8 судов для целей воспроизводства на сумму 491,1 млн руб. Эти суда предназначены для научных исследований в открытой части Мирового океана, во внутренних морских водах и территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и рыборазведения.

Кроме того, в соответствии с ФЦП за счет внебюджетных средств должны быть построены или модернизированы суда различного класса предприятиями Приморского и Камчатского краев, Республики Карелии, Архангельской, Мурманской и Калининградской областей на сумму 11 272 млн руб. Все они в той или иной степени являются базовыми для прохождения производственной практики учащимися вузов и ссузов отрасли. Сложно сказать, как можно было бы организовать практическое обеспечение такого учебного процесса морским специальностям в вузах или ссузах, принадлежащих Минобрнауки РФ. Если к этому добавить аналогичные проблемы других 37 министерств и ведомств страны, то трудно представить себе министерство-монстра, готовящего специалистов по целевым практико-ориентированным программам для таких разных отраслей, как например, РХК, медицина, театр и кино. Еще труднее представить в системе Минобрнауки инновационные вузы, целью которых является подготовка востребованных экономикой России специалистов новой формации в сочетании с активной коммерциализацией научно-технических разработок. Такая система подготовки кадров более присуща отраслевым и корпоративным вузам, нежели классическим университетам, так как задача последних состоит в подготовке кадров и генерации новых фундаментальных знаний, а не в прохождении по коммерческой стезе. Хотя, строго говоря, вряд ли нам следует разделять фундаментальную и прикладную науку. Да и классические университеты, включая американские, все более активно занимаются коммерциализацией знаний. Но это тема отдельной дискуссии.

Береговые производственные рыбные комплексы

В мировой практике под морскими рыбными терминалами понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территориях и акваториях морских портов, предназначенный для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота предполагает базирование флота, обеспечение межрейсовой стоянки и ремонта судов, комплексную обработку судов, включающую в себя выгрузку-погрузку рыбопродукции, ее переработку, обеспечение промысловым снаряжением, продуктами

питания, топливом, подготовку к промыслу, отдых экипажей, отстой судов, предоставление в первоочередном порядке причалов, сопровождение промысловых экспедиций судами экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ, проведение работ по повышению квалификации плавсостава рыбопромысловых судов и т. д.

Исторически сложилось так, что морские рыбные терминалы строились и обустраивались в местах, где промысел рыбопродукции был наиболее развит, и являлись не просто стивидорными компаниями, осуществляющими перевалку грузов, а центральными, связующими звеньями РХК различных регионов.

Портовая инфраструктура РХК России включает в себя 16 морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота и находящихся в морских портах, и более 40 портопунктов, расположенных на территориях ры-бохозяйственных организаций, имеющих причалы и осуществляющих обслуживание судов рыбопромыслового флота (далее — морские рыбные терминалы).

Для продукции рыбной отрасли существует особый технологический режим перегрузки, складирования и температурный режим хранения, для чего в морских рыбных терминалах имеется весь комплекс гидротехнических сооружений и технологического оборудования: причалы общей длиной более 18 погонных километров, складские помещения общей площадью свыше 1,5 млн м2, а также холодильные емкости на хранение свыше 160 тыс. т различной рыбопродукции.

В России производственные мощности морских рыбных терминалов были спроектированы еще до 1991 г. исключительно для переработки водных биоресурсов. В конце 1980-х гг. они позволяли переработать более 10 млн т продукции морского промысла.

Резкое изменение деятельности рыбного хозяйства в 1990-х гг., падение уловов, численности судов флота, изменение режима его работы негативно отразилось на деятельности морских рыбных терминалов и привело к тому, что доля собственно рыбопродукции в составе перерабатываемых ими грузов становилась все меньше. В настоящее время она составляет около 10% общего грузооборота. Если максимальный улов рыбы, морепродуктов за все время морехозяй-ственной деятельности хозяйствующими субъектами Калининградской области был достигнут в 1975 г. (1 млн 37 тыс. т), то после 1990 г. он начал снижаться. В последние годы ежегодный объем улова рыбы составляет 240-260 тыс. т [7, с. 273; 8].

Меры по развитию РХК и улучшению инвестиционного климата в отрасли предусмотрены в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2009-2013 годы», «Концепции развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 года», а также в проекте «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 года». Они направлены на обеспечение устойчивого развития отрасли для удовлетворения растущего спроса населения России на рыбные товары при опережающем росте предложения отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости и обеспечении продовольственной достаточности. Реализация инвестиционных проектов в рыбохозяйственной сфере обеспечит решение следующих задач:

• обновление материально-технической базы РХК;

• увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биоресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биоресурсов в районах промысла, включая зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;

• повышение эффективности добычи водных биоресурсов;

• повышение эффективности государственного контроля за выполнением пользователями водных биоресурсов законодательства в области рыболовства;

• расширение видового состава и тиражирование технологий культивирования ценных видов водных биоресурсов;

• увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию РФ путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов;

• удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения производства товарной пищевой рыбной продукции. Основные задачи Росрыболовства состоят в модернизации морских рыбных терминалов, включая ремонт и реконструкцию причальных линий, производство дноуглубительных работ, строительство защитных гидротехнических сооружений, дополнительных якорных стоянок, подъездных путей, оснащение современным подъемно-транспортным оборудованием, совершенствование производственной инфраструктуры, в первую очередь рефрижераторных мощностей. Их решение особенно актуально в связи с вступлением в силу с 1 января 2009 г. норм федерального закона № 166-ФЗ, касающихся доставки на таможенную территорию РФ уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции. Для рыбодобывающих компаний экономически целесообразно доставлять уловы водных биоресурсов на таможенную территорию РФ. На развитие портовой инфраструктуры морских рыбных терминалов, расположенных в морских портах, в 2009-2013 гг. планируется направить капитальные вложения в размере 8376,2 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 4392,6 млн руб. [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По экспертным оценкам в связи с введением данной законодательной нормы увеличение поставок рыбной продукции на российский берег уже в 2009 г. составит 15-20%. Показательны первые итоги функционирования РХК РФ в 2009 г.: 98% судов рыбопромыслового флота оформляются в течение 3 часов, проходя все контрольные мероприятия пограничной службы и таможенной службы. Поэтому российские порты опять становятся привлекательными для отечественных ры-бодобывающих компаний.

В связи с этим возрастает острота проблем обеспечения береговых производственных рыбных комплексов специалистами соответствующего профиля, что обуславливает необходимость развития системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области логистики РХК, имеющей, несомненно, свою специфику, необходимость подготовки всего спектра работников: от рабочих, докеров и до инженерно-технического и управленческого персонала. Не следует забывать и о подготовке ин-новаторов. Таких специалистов можно готовить только в комплексе «вуз—производство», обеспечивающем тесную взаимосвязь обучения и инновационной деятельности.

Научно-технический и образовательный ^ потенциал рыбной отрасли. Перспективы развития о

о

Основу научно-технического потенциала РХК состав- ^ ляют научно-исследовательские организации, обес- к печивающие комплексное изучение и рациональное ^ использование водных биоресурсов в промысловых < районах Мирового океана, внутренних объектов стра- ^ ны, а также развитие аквакультуры. Основой совре- < менной системы образования Федерального агентства о по рыболовству является научная и инновационная деятельность. В ведении Росрыболовства находят- ^ ся свыше 20 научно-исследовательских организаций ¡Е и их филиалов, на содержании которых находятся ^ 45 научно-исследовательских судов, малотоннажных ^ рыбодобывающих судов, теплоходов и других плавсредств. Общая численность работников всех организаций составляет 6 тыс. человек, из них кандидатов наук — 703, докторов наук — 125 человек. Спектр их деятельности достаточно широк. Следует отметить, что сегодня Росрыболовство совместно с Центром управления космическими полетами проводит эксперимент «Сейнер», в ходе которого космонавты проводят видео- и фотосъемку определенных районов океана, позволяющую находить новые районы рыбного промысла, а также следить за передвижением косяков рыб.

Подготовка кадров осуществляется системой ры-бохозяйственных образовательных учреждений, включающих 6 образовательных учреждений высшего профессионального образования, 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования, институт повышения квалификации и Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяй-ственному образованию.

На балансе образовательных учреждений Росры-боловства находятся учебно-парусные суда «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада», известные во всем мире своим активным участием в многочисленных международных морских проектах с участием курсантов вузов и ссузов отрасли. На этих судах будущие выпускники образовательных учреждений отрасли становятся настоящими специалистами, востребованными реальной экономикой не только нашей, но и других стран. О конкурентоспособности выпускника Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота на рынке труда говорит один факт: уже за воротами академии, образно говоря, его ждут многочисленные «покупатели» — представители кру-инговых компаний, многочисленных транспортных и логистических предприятий не только нашей страны, но и зарубежья — Швеции, Германии и др. стран. Более того, на иностранных судах работает больше выпускников академии, чем на отечественных (т. е. до последнего времени отрасль не испытывала проблем с качеством подготовки морских специалистов).

В отраслевых образовательных учреждениях обучается 60,6 тыс. студентов и курсантов, из них в вузах — 48,2 тыс. человек по 82 направлениям и специальностям, в ссузах — 12,4 тыс. человек по 27 специальностям. Из общего числа обучающихся в вузах и ссузах 7,6 тыс. человек составляют курсанты, обучающиеся по специальностям плавсостава.

Даже в рамках рыбной отрасли имеющиеся в настоящее время на балансе отраслевых образовательных учреждений упомянутые 3 учебно-парусных и еще 2 учебно-производственных судна способны одновременно обеспечить прохождение плаватель-

Фото 2. Доклад капитана начальнику управления науки и образования Госкомрыболовство о выполнении задания

ной практики всего лишь 563 курсантов и студентов. Таким образом, потребность в практике курсантов и студентов остается неудовлетворенной. Дело в том, что курсантам по окончании обучения в вузе или ссузе выдаются два диплома: о высшем (среднем) профессиональном образовании и морской рабочий диплом, предоставляющий право работы в море, для получения которого курсанту необходимо в период обучения пройти плавательную практику продолжительностью от 8 до 12 месяцев, в зависимости от выбранной специальности.

Важность морской практики очевидна. Например, во время трансатлантической экспедиции в августе 2009 г. курсанты учебно-парусного барка БГАРФ «Крузенштерн» совершили экскурсию на борт российского рыбопромыслового судна «Ме!ка11-2» (порт приписки Мурманск), которое вело добычу палтуса в океане (район Ньюфаундленской банки), и познакомились с условиями рыбной ловли. Специально для курсантов «Крузенштерна» на траулере была произведена выборка трала, а улов составил около 4т палтуса (см. фото 1 и фото 2).

Курсанты увидели весь процесс работы с тралом, процесс обработки рыбы. Капитан судна ознакомил с процессом организации несения вахт на промысловом судне, показал действующее поисковое оборудование и современный уровень автоматизации процесса траления.

Плавание «Крузенштерна» пройдет вдоль хребта Рейкьянес, через банки Аутер-Бейли и Билл-Бейлис, Норвежское море с посещением исландского порта Рейкьявик. Затем барк зайдет в порт Дельфзейл (Голландия) (рис. 1).

Будет и второй этап экспедиции барка, маршрут которого проложен к берегам Южной и Латинской Америки. Эффективная организация такой практики возможна, на наш взгляд, только в рамках отрасле-

Рис. 1. Схема трансатлантической экспедиции «Крузенштерна»

с с с

Конвенционная подготовка

Тренажерные центры

Базовые лаборатории

3 3

Научно-учебные суда

С

с с

Докторантура. Аспирантура

Бакалавриат. Магистратура

Базовые кафедры

С

КБ

3 С

Малые предприятия

3 С

с

ПТУ

3 с

Ссузы

Кадетские и профильные А классы _J

3 3

Вузы

J

J

CD о;

J

<

J

>

Рис. 2. Структура отраслевого университетского комплекса

вого либо корпоративного вуза, обладающего кроме финансовых возможностей определенными организационными структурами, производственными связями, потенциалом развития и опытом. В системе Росрыболовства они имеются. Но как эти вопросы будут решаться при передаче вузов отрасли Минобрна-уке? Ведь недостаток производственной практики на море снижает качество подготовки специалистов и повышает риск аварий. В прошлом году на судах рыбопромыслового флота произошло 35 аварийных случаев (кораблекрушения — 2, аварийные происшествия — 19, эксплуатационные повреждения — 14). Они свидетельствуют о высоком влиянии человеческого фактора, виновности судовых экипажей в произошедших аварийных случаях.

Решение проблемы состоит в строительстве учебно-производственных судов и создании отрядов учебно-производственных судов в основных центрах дислокации рыбопромыслового флота, на которых смогут ежегодно проходить плавательную практику курсанты, обучающиеся по специальностям подготовки плавсостава. Более того, создавая такие отряды, необходимо включать новые механизмы, обеспечивающие экономическую устойчивость и независимость (по крайней мере, слабую зависимость) таких проектов от дальнейшего бюджетного финансирования, например, через выделение квот на вылов морепродукции, создание при вузах малых предприятий по переработке продукции, логистических фирм и т. д.

В рамках проводимой модернизации системы профессионального образования РФ планируется переход на обучение морских специалистов по программам бакалавриата и магистратуры. При этом нормативный срок подготовки бакалавра составит четыре года. Уровень технической оснащенности современных судов, а также объем дисциплин, предусмотренных для изучения, не позволит осуществить полноценное теоретическое и практическое обучение морских специалистов за данный промежуток времени — процесс их подготовки регулируется не только требованиями национальных образовательных стандартов, но и требованиями ратифицированной РФ Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты. На наш взгляд необходимо сохранение квалификации «специалист» по специальностям, обеспечивающим эксплуатацию судов рыбопромыслового флота: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств

автоматики», «Техника и физика низких температур», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования».

Актуальным является вопрос закрепления выпускников образовательных учреждений в плавсоставе судов рыбопромыслового флота. Сегодня создалась алогичная ситуация, когда выпускники академии востребованы иностранными судами и не могут устроиться на работу на отечественные ввиду их недостатка. В этой связи следует отметить, что наибольшая эффективность привлечения выпускников образовательных учреждений к работе на судах рыбопромыслового флота достигается за счет использования целевой контрактной подготовки в рамках государственно-частного партнерства: отраслевые вузы — предприятия и суда частного сектора экономики. Однако главным моментом, на наш взгляд, является необходимость синхронизации организации подготовки и профессиональной переподготовки кадров для РХК со строительством рыбопромыслового флота, с развитием морских терминалов и производственных предприятий отрасли. Идеология государственно-частного партнерства нашла свое воплощение в модели инновационной структуры и логистики «Отраслевого университетского комплекса».

Отраслевые университетские комплексы

Модели инновационной структуры и логистики «Отраслевого университетского комплекса» рассматривались нами ранее [10]. Росрыболовство начало работу по созданию крупных многоуровневых университетских комплексов, объединяющих рыбохозяйственные вузы и ссузы:

• во Владивостоке на базе ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйствен-ный университет» и ФГОУ ДПО «Дальневосточный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленности и хозяйства»;

• в Калининграде на базе ФГОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» и ФГОУ СПО «Калининградский морской рыбопромышленный колледж»;

• в Мурманске на базе ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет» и ФГОУ СПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И. И. Месяцева».

Рис. 3. Отраслевой университетский комплекс на основе государственно-частного партнерства

До начала 1990-х гг. рыбная отрасль была основным сектором экономики Калининградской области. В ней были задействованы мощнейший флот со специализированным рыбным портом, рыбоперерабатывающие производства, ряд вузов, НИИ, средних специальных учебных заведений. Более подробно обоснуем необходимость создания рыбохозяйственного учебно-научно-производственного комплекса на базе ФГОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» как отраслевого университетского комплекса. Предлагаемая структура и логистика научно-образовательной и инновационной деятельности может быть достаточно легко реализована на базе отраслевых образовательных учреждений. В случае, если они будет создаваться на основе вузов Мин-обрнауки, не имеющих в подавляющем большинстве случаев таких тесных контактов с производством, как отраслевые институты, не чувствующих остро меняющиеся потребности реальных отраслей экономики страны, окончательно увязших в бесконечной череде «реформаций», решение задачи потребует гораздо больших затрат времени и средств.

В основе предлагаемой нами модели комплекса лежит интегрированная цепочка образовательных учреждений, восстановление специальных производственных училищ (рис. 2 и рис. 3). Базовые кафедры и лаборатории рассматриваются нами как ядра микроучебно-научно-производственных комплексов (МУН-ПК): кафедра — лаборатория — малое инновационное предприятие (МИП).

Предлагаемый нами подход позволяет использовать дорогостоящие лаборатории и тренажерные центры всеми участниками университетского комплекса, резко сократить капитальные вложения в развитие инфраструктуры, что чрезвычайно важно в условиях экономического кризиса.

В предлагаемой модели организации профессионального инженерно-технического морского образования решаются научно-образовательные, технико-технологические, производственно-экономические задачи, а также осуществляется непрерывный маркетинговый мониторинг. Все эти задачи решаются в единой интегрированной цепи взаимодействия «школа—лицей, ПТУ—ссуз—вуз—НИИ—производство»,

ставящей целью подготовку специалистов в тесной взаимосвязи с развитием инноваций, созданием и реализацией новой продукции. При этом развитие отраслевых университетских комплексов и создание базовых кафедр и лабораторий позволит не только привлечь к чтению спецкурсов опытных производственников, но и снизить средний возраст профессорско-преподавательского состава, который сегодня нуждается в ротации и оптимизации.

В этом случае создаются объективные условия для «штучной» подготовки каждого специалиста и формирования и у учащегося, и у работодателя инновационного мировоззрения. И если рынок инженерного образования, как часть общего рынка труда, зависит от него и подвержен флуктуациям в системе «спрос—предложение», то в предлагаемой модели «Отраслевого университетского комплекса», по сути «распределенной модели» технопарка, он становится «безотходным производством».

Бизнес получает стимулы к финансированию образовательного процесса и НИОКР (в настоящее время в России оно существенно отстает от зарубежных вузов в развитых странах), так как повышается не только качество подготовки и обеспеченность специалистами, но и профессиональный уровень работников базовых предприятий, принимающих участие в учебном процессе в качестве преподавателей, за счет повышения и систематизации знаний при подготовке занятий и участия в совместных научно-технических семинарах.

Заключение

Предлагаемое нами создание современной отраслевой системы подготовки кадров в контексте модернизации отраслей экономики России должно опираться на комплексный подход к современной логистике образовательного процесса, включающий в себя создание отраслевых вертикально и горизонтально интегрированных университетских комплексов, государственно-частное партнерство в сфере науки и образования в форме организации деятельности базовых кафедр и лабораторий на предприятиях ре-

гиона, использование базовых предприятий и тренажерных центров для повышения профессиональной подготовки специалистов, что позволит обеспечить целевую подготовку специалистов, востребованных реальными отраслями экономики страны. Кроме того, такой подход создает возможности перехода от централизованного финансирования науки вообще к поддержке конкретных проектов и научных коллективов в реальном секторе экономики, облегчая переход к экономике, основанной на знаниях, к инновационной экономике.

Важнейшими моментами организации эффективно-рациональной подготовки специалистов рыбного комплекса РФ являются следующие положения:

1. Специфика рыбной отрасли и морской индустрии в целом предъявляет особые требования к организации подготовки кадров, в число важнейших элементов которой, помимо профессиональных знаний и высокой общей эрудиции, входят наличие обязательной практики на судах, повышенный уровень знаний иностранных языков, умение быстро принимать решение в экстремальных ситуациях, соответствие требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломи-рованию моряков и несению вахты. В связи с этим представляется необходимым сохранение специали-тета при введении в стране двухуровневой системы высшего образования. Очевидно, что за отведенные на подготовку бакалавра 4 года обучения невозможно подготовить высококлассного специалиста для морской индустрии.

2. Развитие в вузах рыбной отрасли научной и инновационной среды, технологической и тренажерной базы, отражающей современный уровень мирового судостроения и РХК, позволяющих готовить специалистов, соответствующих требованиям ведущей морской мировой державы XXI в. Морское образование, формируя морское сообщество страны, должно не только возродить лучшие отечественные традиции подготовки морских специалистов, но и стать одной из привлекательных сторон России в новом веке. Кризис безусловно корректирует цели и задачи развития, но вектор развития должен быть направлен не на восстановление предкризисного положения, а на достижение главной цели — восстановление статуса России в качестве мощной морской державы.

3. Развитие образовательной системы морской индустрии и ускоренная модернизация технологической базы судостроительной отрасли, освоение новых технологий судостроения, строительство нового рыболовного флота и развитие современной логистики добычи, доставки, переработки и поставки на мировой и внутренний рынок России рыбной и иной море-продукции должны протекать синхронно, генерируя синергетический эффект развития отрасли.

4. Создание отрядов учебно-производственных судов с одновременным решением источников их содержания. Финансирование может осуществляться либо непосредственно из бюджета, либо посредством наделения квотами на вылов морепродуктов, если это рыболовные суда, с правом реализации продукции, либо в форме сочетания бюджетных средств и доходов от основной деятельности. Сегодня, к сожалению, «треть выпускников высших и средних образовательных учреждений Росрыболовства работает на отечественных судах, остальные ищут счастья или просто заработка под иностранными флагами» [11].

5. Дальнейшее развитие крупных многоуровневых g университетских комплексов, объединяющих рыбохо- ^ зяйственные вузы и ссузы, НИИ и КБ, малые предприя- о тия при вузах, базовые кафедры и лаборатории на q крупнейших предприятиях региона, микро-научно-про- ^ изводственные комплексы, восстановление специаль- к ных производственных училищ для подготовки рабочих ^ (сварщиков, станочников, слесарей и т. п.) высокой „ квалификации. Без кардинальной перестройки системы Щ подготовки кадров и организации НИОКР РХК России ^ на сможет решать возложенные на него задачи.

Все вышеперечисленное требует создания равных =j возможностей для развития и сохранения конкуренции н между вузами страны и региона, так как монопольные ^ тенденции, наблюдаемые в организации федеральных университетов, могут существенным образом сказаться на развитии отраслевых вузов, а следовательно, и на развитии конкретных производств, в частности, в судостроительном комплексе и РХК РФ. Кроме того, запрет на участие отраслевых вузов и ссузов в программах и конкурсах Минобрнауки России вносит дисгармонию в научное и инновационное пространство страны. Откровенно говоря, речь идет о своеобразной дискриминации отраслевых научно-исследовательским учреждений и вузов.

Отраслевые университетские комплексы могут стать одной из важнейших точек роста РХК страны на новых, инновационных принципах развития с использованием сложившейся во времена СССР научно-технологической и производственной инфраструктуры в виде предприятий, вузов и НИИ прибрежных регионов.

Литература

1. Доклад А. А. Фурсенко на коллегии Минобрнауки 01.07.09. Электронный ресурс: http://www.mon.gov.ru.

2. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Электронный ресурс: www.fishcom.ru.

3. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. Электронный ресурс: www. fishcom.ru.

4. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 1057-р). Электронный ресурс: http:// www.government.ru.

5. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: Проект. Электронный ресурс: www.fishcom.ru.

6. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» (КДР 2020). Электронный ресурс: www.economy.ru.

7. Захаров В. Ф., Маточкин Ю. С. Основы региональной экономики и управления. Калининград: Янтарный сказ, 2005.

8. Данные Минэкономики Калининградской области. Электронный ресурс: http://www.gov39. ru/index. php?option= com_content&view=article&id=5244&Itemid=89.

9. Постановление от 12 августа 2008 г. № 606 «О федеральной целевой программе „Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах"» // http://www.government.ru/content/ governmentactivity/ rfgovernmentdecisions/archive/2008/08/12/7859309.htm.

10. Волкогон В. А. Новые подходы в организации подготовки и переподготовки кадров рыбной индустрии России в современных условиях // Экономика и управление. 2009. № 1/4 (40).

11. Понарина Е. Границы ответственности // Поиск. № 29-30. 24 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.