Научная статья на тему 'От академии рыбопромыслового флота к морскому предпринимательскому университету'

От академии рыбопромыслового флота к морскому предпринимательскому университету Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SEA ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / МОРЕХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARITIME ECONOMIC ACTIVITY / РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ / FISHING INDUSTRY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTELLIGENT ORGANIZATION / КЛАСТЕР / CLUSTER / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкогон Владимир Алексеевич, Кострикова Наталья Анатольевна

Спад в морехозяйственной деятельности России, который происходил в период реорганизации национальной системы хозяйствования на рубеже веков, привел к снижению активности страны и ее компаний в Мировом океане. Изменения, происходящие в настоящее время в экономике РФ и в мире в целом, объективно требуют активного освоения ресурсов Мирового океана, что неразрывно связано с повышением требований к подготовке специалистов в этой области. Авторами обоснована целесообразность и необходимость организации морских предпринимательских университетов, призванных обеспечивать новыми знаниями, инновационными предпринимательскими проектами и кадрами морехозяйственную деятельность Российской Федерации, а также развитие приморских территорий страны в парадигме экономики знаний. Показана возможность и предложены конкретные мероприятия по преобразованию университетского комплекса БГАРФ-КГТУ в Европейский морской предпринимательский университет России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's Fishing Fleet Activities at Higher Educational (University and Academy) Level

The article claims that Russia's maritime decline during the recent national economic reorganization has led to a substantial decrease in the country's overall economic activity and the role played by its companies on the global waterways. In the critique's view, the only way to reverse these fiscal declines on a global scale and within the Russian Federation (RF) would be to raise the level of activity tied to the development and use of oceanrelated resources. The latter, it says, are inseparably related to the need to train new specialists in this field. At this stage, the document refocuses on the need for higher-level educational institutions, such as the Kaliningrad State Technical University (KSTU) and the Baltic Fishing Fleet State Academy (BFFSA), to conduct entrepreneurial-type activities. The study states that the goal of this ocean-related reorientation would be to unveil new knowledge, human resource and innovative sorts of business projects. Ultimately, these blue water-related economic projects would benefit the RF's fishing industry and help develop its coastal regions into a 'knowledge economy paradigm' by training a new generation of leaders. In conclusion, the review has proposed specific measures that would enable the Kaliningrad-based KSTUBFFSA educational complex to have a more significant function in Europe's maritime activities.

Текст научной работы на тему «От академии рыбопромыслового флота к морскому предпринимательскому университету»

ш s

I <

со

о

со <

0. LD

О

От академии рыбопромыслового флота к морскому предпринимательскому университету

Russia's Fishing Fleet Activities at Higher Educational (University and Academy) Level

УДК 378:316.42

Волкогон Владимир Алексеевич

ректор Калининградского технического университета, кандидат экономических наук 236022, г Калининград, Советский пр., д. 1

Volkogon Vladimir Alekseevich

Sovetskiy Ave 1, Kaliningrad, 236022, Russian Federation

Кострикова Наталья Анатольевна

заместитель начальника Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г Калининград), кандидат физико-математических наук 236029, Россия, г Калининград, ул. Молодежная, д. 6

Kostrikova Natal'ya Anatol'evna

Molodezhnaya Str. 6, Kaliningrad, 236029, Russian Federation

Спад в морехозяйственной деятельности России, который происходил в период реорганизации национальной системы хозяйствования на рубеже веков, привел к снижению активности страны и ее компаний в Мировом океане. Изменения, происходящие в настоящее время в экономике РФ и в мире в целом, объективно требуют активного освоения ресурсов Мирового океана, что неразрывно связано с повышением требований к подготовке специалистов в этой области.

Авторами обоснована целесообразность и необходимость организации морских предпринимательских университетов, призванных обеспечивать новыми знаниями, инновационными предпринимательскими проектами и кадрами морехозяйственную деятельность Российской Федерации, а также развитие приморских территорий страны в парадигме экономики знаний. Показана возможность и предложены конкретные мероприятия по преобразованию университетского комплекса БГАРФ-КГТУ в Европейский морской предпринимательский университет России.

The article claims that Russia's maritime decline during the recent national economic reorganization has led to a substantial decrease in the country's overall economic activity and the role played by its companies on the global waterways. In the critique's view, the only way to reverse these fiscal declines on a global scale and within the Russian Federation (RF) would be to raise the level of activity tied to the development and use of ocean-related resources. The latter, it says, are inseparably related to the need to train new specialists in this field. At this stage, the document refocuses on the need for higher-level educational institutions, such as the Kaliningrad State Technical University (KSTU) and the Baltic Fishing Fleet State Academy (BFFSA), to conduct entrepreneurial-type activities. The study states that the goal of this ocean-related reorientation would be to unveil new knowledge, human resource and innovative sorts of business projects. Ultimately, these blue water-related economic projects would benefit the RF's fishing industry and help develop its coastal regions into a 'knowledge economy paradigm' by training a new generation of leaders. In conclusion, the review has proposed specific measures that would enable the Kaliningrad-based KSTU-BFFSA educational complex to have a more significant function in Europe's maritime activities.

Ключевые слова: морской предпринимательский университет, морехозяйственная деятельность, рыбная отрасль, интеллектуальные организации, кластер, система образования

Keywords: sea entrepreneurial university, maritime economic activity, fishing industry, intelligent organization, cluster, system of education

Введение. 13 июля 2013 г. исполняется 100 лет со дня подписания императором Николаем II «Закона об учреждении Отделения рыбоведения при Московском сельскохозяйственном институте», послужившего началом государственной системной подготовки специалистов для рыбной отрасли России. Исторически Россия является ведущей морской державой, берега которой омываются 12 морями, принадлежащими бассейнам Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, и бессточным Каспийским морем. Протяженность морских границ России составляет 38 807,5 км, что в 1,75 раз больше ее сухопутных границ (22 125,3 км). С учетом имеющихся выходов на три океана, пространственных и геофизических особенностей страны, места и роли ее в глобальных и региональных международных отношениях морская деятельность является стратегической для России, а рыбохозяйственный комплекс играет важную роль в обеспечении населения страны полноценной белковой и просто вкусной продукцией, богатой микроэлементами и витаминами.

В «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года» подчеркивается, что «освоение пространств и ресурсов Мирового океана — одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии... является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной независимости.» В развитие этого положения в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации» определяющая роль в обеспечении продовольственной безопасности отводится сельскому и рыбному хозяйству, а также пищевой промышленности страны.

Для того чтобы представить масштабы задач, стоящих перед страной по обеспечению продовольственной безопасности, сопоставим данные о пороговых значениях удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в

Овощи Рыбная продукция Молоко и молокопродукты Мясо и мясопродукты Растительное масло Сахар Зерно

Пороговое значение Фактическое обеспечение

20

40

60

80

100 %

Рис. 1. Пороговые значения и фактическое обеспечение продовольствием в России

общем объеме товарных ресурсов с реальным обеспечением внутреннего рынка отечественными производителями (рис. 1). Отметим, что в США и странах ЕС самообеспеченность по всем основным видам продовольствия превышает 100%.

Разница в пороговых значениях и фактическом обеспечении вызвана отставанием России от развитых стран как по производственной базе, так и по уровню технологий, недостаточной инновационной и инвестиционной активностью в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, дефицитом квалифицированных кадров. Возрождение рыбной промышленности связано с возвращением российских рыбаков в океанические районы промысла и с развитием аквакультуры.

Необходимость модернизации морского образования России. Говоря о морской науке и образовании, следует отметить важную роль Мирового океана в формировании глобальных процессов в атмосфере Земли, климата, вследствие чего обеспечение безопасности морехозяйственной деятельности и морской мониторинг сегодня являются необходимыми атрибутами работы всех крупных компаний. О важности этой проблемы свидетельствуют, в частности, последствия аварии на нефтедобывающей платформе компании BP. Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, произошедший 20 апреля 2010 г., стал крупнейшей техногенной катастрофой. В морские воды вылилось 4,9 млн баррелей нефти, а площадь образовавшегося пятна превысила 75 000 км2. Катастрофа оказала влияние на морские течения и климат Земли.

Причинами аварии, по мнению специально созданной Комиссии при президенте США, стало сокращение расходов на обеспечение безопасности и систематические нарушения правил ведения работ и отсутствие у компании BP адекватных планов действий в критических ситуациях, включая неспособность персонала определить первые признаки неминуемой аварии. Цена просчетов компании составила только в части штрафов свыше 4,5 млрд долл. (в соответствии с соглашением BP с Министерством юстиции о прекращении судебного преследования). По сути, эта огромная сумма представляет собой цену низкой квалификации специалистов, по вине которых произошла авария.

Данная работа посвящена вопросам модернизации системы подготовки кадров для рыбной отрасли и морской индустрии в целом. Сложившееся в конце XX в. отставание морехозяйственных отраслей экономики России от экономик развитых стран начало медленно сокращаться только в последние годы. Кроме того, по мере развития геологоразведки морского шельфа и вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений газа и нефти в морских акваториях актуализируется подготовка профессионалов, обладающих современными знаниями и навыками для работы в море. И, наконец, любое развитие либо основано на реальных ресурсах (финансовых, административных, энергетических), либо ориентируется на доступ к ним в будущем. Ресурсный потенциал включает в себя три основных вида — природные, производственные и человеческие ресурсы. Рыбохозяйственная отрасль и морская индустрия Калининградской области представляют собой уникальное сочетание ресурсов первых двух видов. Нельзя не упомянуть и о сложившихся за 65 лет морских династиях, о том, что море стало неотъемлемой составляющей образа жизни многих тысяч калининградцев. Необходимо возрождение флота и производственной базы, а люди, способные эффективно их использовать, имеются.

Учитывая, что рыбохозяйственный комплекс России образуют более 9 000 организаций и предприятий различных форм собственности (в целом в морской индустрии их гораздо больше), актуальность формирования целевой системы подготовки специалистов для рыбохозяйственной отрасли и морской индустрии с использованием инноваций, новых форм образовательных организаций, нацеленных на ускоренную модернизацию отрасли, не вызывает сомнений. Не следует забывать и об еще одном аспекте развития рыбной отрасли — каждый рыбак в море создает 7-8 рабочих мест на берегу.

Принятый в декабре 2012 г. «Закон об образовании в Российской Федерации», в котором упоминается о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, подтверждает правильность концепции развития Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота [1; 2]. Она основывается на инновационной структуре и логистике образовательного процесса академии, созданных для использования распределенного

^ технопарка и сети базовых лабораторий и кафедр, ^ вписанных в модель тройной спирали развития рос-^ сийского анклава. Опыт последних лет показывает, что ™ эффективность такой организации образования в со-^ временных условиях развития экономики России может о существенно возрасти в случае создания мощного интеллектуального ядра, которым должен стать крупный морской предпринимательский университет [3].

Европейский морской предпринимательский университет России. Организация федерального университета в Калининградской области в 2009 г. привела к тому, что задача создания морского предпринимательского университета оказалась несколько в тени. Государственная политика и все ресурсы федерального центра и правительства Калининградской области в сфере образования в российском анклаве были направлены на становление федерального университета. Более того, поднимался вопрос о включении в состав федерального университета и морских образовательных организаций. И только угроза потери конвенционной подготовки и снижения качества специальной подготовки заставила проявить осторожность и сохранить комплекс образовательных организаций рыбохозяйственной отрасли региона.

Здесь следует остановиться на специфике подготовки специалистов плавсостава. Она предполагает не только разностороннее развитие профессиональных знаний и навыков, но и специальную психологическую подготовленность к нестандартным и экстремальным ситуациям, умение принимать решения в условиях неопределенности и риска, не говоря уже об отличном физическом здоровье. Учитывая растущую цену непрофессионализма, международное морское сообщество планомерно повышает стандарты качества подготовки морских специалистов. В процессе обучения в обязательном порядке участвуют не только высококвалифицированные педагоги и ученые, но и опытные капитаны судов, штурманы и механики.

Психофизическая подготовка курсантов начинается с первых дней обучения. В частности, в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота она проходит первую апробацию на барке «Крузенштерн» во время учебной практики. Здесь психофизические характеристики курсантов проявляются в широком диапазоне: от устойчивости организма к морской качке и вибрации и до комфортности нахождения в ограниченном пространстве и коллективе, от умения преодолеть страх, взбираясь на 50-метровую мачту налаживать паруса, до резкой смены климатических факторов, включая воздействие инфразвука, от умения принимать правильные и рациональные решения в экстремальных условиях до физической выносливости в условиях путины и др. Поэтому в ор-ском предпринимательском университете одним из важнейших структурных подразделений и направлений исследований и образования является институт социологии и психологии в морской деятельности.

Следует отметить еще одну особенность организации подготовки, связанную с обязательным наличием специализированных тренажерных комплексов, имитирующих процессы на судне (включая аварийные ситуации, возникающие при принятии неправильных решений) и в море, включая процедуры захода в разные порты, прохождения каналов и др. Необходимы ситуационные центры в структурных подразделениях университета, где курсанты и студенты будут отрабатывать реальные ситуации, имевшие место либо потенциально возможные, в практике морской и мо-рехозяйственной деятельности.

В последние годы, с учетом непрерывной трансформации морского образования, поддерживаемой руководством Росрыболовства и представительством президента в СЗФО, в российском анклаве появились реальные предпосылки создания первого в стране морского предпринимательского университета на базе Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ) и Калининградского государственного технического университета (КГТУ) рыбной промышленности.

История БГАРФ начинается с создания в 1966 г. Калининградского высшего мореходного училища, вскоре переименованного в Калининградское высшее инженерное морское училище, а в декабре 1991 г. — в БГАРФ. Еще через 7 лет, в 1998 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ, в состав академии был включен Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбного хозяйства (ныне — Институт повышения квалификации). В 2010 г. в академию путем присоединения вошел Калининградский морской рыбопромышленный колледж.

КГТУ был образован в 1958 г. после перебазирования из Москвы в Калининград Технического института рыбной промышленности и хозяйства. В соответствии с приказом № 97 Федерального агентства по рыболовству от 25 января 2012 г. была осуществлена очередная реорганизация и КГТУ был присоединен к БГАРФ.

Сегодня в БГАРФ-КГТУ насчитывается свыше 13 000 студентов и курсантов. Вуз развивается как многопрофильная образовательная организация, являющаяся одним из крупнейших отраслевых университетов. Здесь реализуются профессиональные программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, послевузовские программы профессионального образования, а также различные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Успешно проводятся исследования проблем экономики и стратегий развития приморских территорий, технологий глубокой переработки морепродуктов, вопросов экологии и нетрадиционной энергетики.

Однако новые реалии глобализации и возрастающей международной конкуренции требуют модернизации современной системы отраслевого образования, находящейся в динамично развивающейся научной и инновационной среде, интегрированной в мировое образовательное пространство, но при этом сохранившей все лучшие традиции и опыт отечественного образования. Такая организация специализированного образования может быть реализована в рамках морского предпринимательского университета. Перерастание БГАРФ-КГТУ в Европейский морской предпринимательский университет России предполагает вовлечение в процесс всех родственных организаций Калининградской области, находящихся сегодня в подчинении различных министерств и ведомств, деятельность которых недостаточно эффективна вследствие ограниченности (или отсутствия) необходимых ресурсов и разобщенности действий при решении близких друг другу задач и проблем.

Миссия Европейского морского предпринимательского университета России заключается в обеспечение новыми знаниями, кадрами и инновационными предпринимательскими проектами морехозяйствен-ной деятельности и рыбной отрасли РФ, а также развитии приморских территорий страны в парадигме экономики знаний.

В соответствии с видением будущего Европейского морского предпринимательского университета, в ближайшие 10 лет он должен превратиться в крупнейший морской научно-исследовательский, инновационно-технологический и предпринимательский центр России на выходе к Атлантическому океану, способный решать проблемы и определять политику морехозяй-ствования на океанских просторах, активно участвуя в деятельности Ассоциации предпринимательских университетов России по организации непрерывного и устойчивого процесса приобретения и передачи новых знаний, а также технологического предпринимательства, основанного на интеллекте.

Исходя из миссии и видения, университет самостоятельно определяет приоритеты развития в соответствии с законодательством РФ, «Морской доктриной России», «Доктриной продовольственной безопасности» и своим уставом в следующих приоритетных направлениях: океанология, морехозяйственная деятельность, пищевые и биотехнологии с использованием морепродукции, ИС- и ГИС-технологии в мореплавании и морской индустрии, экономика приморских территорий и особых экономических зон.

Эффективный менеджмент в таком университете призвана обеспечить команда профессионалов и сеть осознанных и принятых обязанностей, связанная и ведомая единой целью — возрождением морской славы и устойчивым развитием России. В соответствии с миссией и видением формулируются стратегические цели Европейского морского предпринимательского университета:

• обеспечение морехозяйственной деятельности РФ высокопрофессиональными кадрами в лучших традициях морского образования, способными интеллектуально, духовно, нравственно развивать общество и государство, обладающими высокими гражданскими качествами, культурой, способными воспринимать, осваивать и создавать для человека и общества ценности на основе отечественных, мировых и собственных достижений в науке и практике;

• фундаментальные и прикладные исследования океана, его влияния на климат Земли, снижение безопасности мореплавания и активное использование водной среды в деятельности человека, исследование биоты в целях эффективного прогнозирования возобновляемых биоресурсов и устойчивого развития;

• обеспечение конкурентоспособности РФ в морехо-зяйственной деятельности, развитии аквакультуры, глубокой переработке морепродукции, отраслевой и региональной экономике приморских территорий на основе современных и оригинальных подходов в научной, образовательной и инновационной предпринимательской деятельности;

• развитие университета как международного центра подготовки специалистов плавсостава, конкурентоспособных на мировом рынке труда, как международного центра исследований океана, экологии водных сред, биотехнологий пищевых и сопутствующих продуктов, международного центра спортивного мореплавания.

Для обеспечения достижения стратегических целей необходимо решить следующие задачи:

• реорганизовать структуры и системы управления БГАРФ-КГТУ в направлении морского исследовательского (предпринимательского) университета, ряд принципиальных моментов деятельности которого отражен в работах [1; 2] и осуществляется в настоящее время;

• основными структурными единицами университета ^ должны стать институты, НИИ, средние профес- ^ сиональные учебные заведения с подготовкой и g рабочих профессий, специализированные центры m и опытные производства; основными спутниковы- ^ ми структурами — базовые кафедры, базовые ла- о боратории и малые инновационные предприятия (spin-off компании); основными внешними партнерами — НИИ и компании, финансовые институты, общественные организации России и Европы, связанные с мореплаванием, морехозяйственной деятельностью, экологией водной среды и развитием приморских территорий;

• модернизировать инженерно-техническую инфраструктуру образовательного процесса — создать и оснастить необходимым оборудованием специализированные аудитории, учебные ситуационные центры, лингафонные кабинеты, тренажерные классы, учебные лаборатории и т. д.;

• создать новую базу для научных исследований и опытно-конструкторских работ, насыщенную современным исследовательским оборудованием, электронно-вычислительной техникой и программными продуктами для моделирования процессов и устройств;

• разработать и начать последовательную реализацию программы оснащения университета собственным флотом, включающим учебные, учебно-производственные, научно-исследовательские, спортивные суда, гидропланы, палубные беспилотные летательные аппараты, обитаемые и необитаемые (телеуправляемые) подводные аппараты, позволяющим решать любые задачи в области океанологии, разведки и мониторинга биоресурсов океана, совершенствования морехозяйственной деятельности, а также в области прикладных проблем;

• организовать сетевую систему инновационно-производственной деятельности университета по приоритетным и перспективным направлениям его развития, включая организацию КБ, бизнес-инкубатора, «теплицы» для одаренных инноваторов, центра прототипирования, опытных производств, сетевую кооперацию с промышленными предприятиями и научными центрами России и Европы;

• создать условия для комфортного и гармоничного развития студентов, курсантов и аспирантов, обеспечивая российскую и международную мобильность при реализации общеуниверситетских, институтских и индивидуальных научных и учебных программ, разветвленной инфраструктуры культурных, спортивных и иных досуговых центров;

• создать комфортные условия для профессиональной деятельности, повышения квалификации и выполнения НИОКР, участия во всероссийских и международных программах и проектах каждому члену профессорско-преподавательского и инженерно-технического коллектива университета в целях обеспечения постоянного повышения социального капитала университета и эффективности инновационной деятельности;

• развивать государственно-частное партнерство в деятельности университета, проведении НИОКР и подготовке кадров по специальным программам, согласованным с портами, морскими организациями, системообразующими производственными компаниями региона, в том числе используя ассоциацию выпускников университета и организацию эндаумента, в соответствии с потребностями рынка труда, задачами социально-экономического раз-

^ вития региона, международного и приграничного ^ сотрудничества Калининградской области; ^ • обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие университета как крупного международ-^ ного морского исследовательского (предприни-о мательского) университета на выходе России к Атлантическому океану, лидера океанических исследований, лидера инноваций в морехозяйствен-ной деятельности и переработке морепродуктов, альма-матер морского студенческого братства, колыбели качественных экипажей рыболовных и иных гражданских судов России и других стран;

• развивать новые подходы к стратегическому планированию, мониторингу и управлению устойчивым развитием университета, обеспечивающим мультипликацию потенциала университета, его структурных единиц и стратегических партнеров с учетом преимуществ географического положения, системообразующего влияния на модернизацию морехозяй-ственного сектора экономики России и социально-экономическое развитие российского анклава. Структура и логистика Европейского морского

университета России. Структура и логистика вертикально и горизонтально интегрированного образовательного комплекса Европейского морского университета России учитывает:

• специфику рыбной отрасли — базового компонента обеспечения продовольственной безопасности страны и морской индустрии в целом, предъявляющую особые требования к организации подготовки кадров, важнейшими элементами которой являются помимо профессиональной подготовки высокие морально-волевые качества, знание современных информационных и ГИС-технологий и умение их использовать, высокая общая эрудиция, отличные знания иностранных языков, наличие обязательной практики на судах, умение быстро принимать решение в экстремальных случаях;

• необходимость развития в вузах отрасли научной и инновационной среды, технологической и тренажерной базы, отражающей современный уровень мирового судостроения, мореплавания и рыбохо-зяйственного комплекса, позволяющих готовить специалистов, соответствующих требованиям ведущей морской мировой державы в соответствии с «Концепцией развития России на период до 2020 года»;

• процессы развития образовательной системы рыбной отрасли и морской индустрии, ускоренной модернизации технологической базы судостроительной отрасли, освоения новых технологий судостроения, строительство нового рыболовного флота и развитие современной логистики добычи, доставки, переработки и поставки на мировой и внутренний рынок России рыбной и иной морепродукции, которые должны протекать синхронно, генерируя си-нергетический эффект развития отрасли;

• необходимость дальнейшего развития в отрасли крупных многоуровневых вертикально и горизонтально интегрированных морских университетских комплексов, объединяющих рыбохозяйственные вузы и колледжи, НИИ и КБ, малые предприятия при вузах, базовые кафедры и лаборатории на крупнейших предприятиях приморских регионов, малые учебно-научно-производственные комплексы на выходах страны к Тихому и Северному Ледовитому океанам.

Инфраструктура поддержки инновационной деятельности является, с одной стороны, составной ча-

стью системы управления научно-инновационной деятельностью в целом, платформой технологического предпринимательства, с другой — посредником между поставщиками новой продукции (структурными подразделениями и работниками вуза, занимающимися научной и инновационной деятельностью) и потребителями продукции — организациями и предприятиями, готовыми платить за интеллектуальную продукцию. Кроме того, система менеджмента качества предусматривает создание в инфраструктуре поддержки инновационной деятельности структурных подразделений, специализирующихся на предоставлении соответствующих услуг (подготовка документов, предоставление медиативных услуг в процессе выполнения НИОКР, юридическое сопровождение контрактов, технологический консалтинг и др.).

Одной из основных целей создания инфраструктуры научно-инновационной деятельности академии является формирование системы поддержки талантливых молодых ученых и преподавателей-новаторов и освобождение структурных подразделений, осуществляющих научную деятельность, от выполнения несвойственных им функций, группировка таких функций в специально созданных структурных подразделениях. Это своего рода технологические бизнес-инкубаторы, теплицы для молодых или начинающих инноваторов.

Такой подход позволил последовательно наращивать научно-инновационный потенциал академии, благодаря которому курсанты и студенты академии, молодые ученые и преподаватели имеют возможность активно участвовать в программе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Участник Молодежного Научно-Инновационного Конкурса» («УМНИК»). Она стала своего рода стартовой площадкой для молодых исследователей. Начиная с 2007 г. в интеллектуальных состязаниях приняли участие свыше 1000 человек, из которых более100 молодых соискателей, подготовленных структурными подразделениями академии, вышли в финальную часть ежегодных конкурсов, а 28 получили двухгодичные гранты на сумму 400 000 руб. (финансирование на выполнение прикладных НИР и ОКР).

Сегодня вокруг БГАРФ-КГТУ сформировался «пояс» созданных молодыми инноваторами 14 МИПов, в которых осуществляются проекты по созданию инновационной продукции для морской индустрии и приморских территорий. Эти предприятия получили гранты Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «УМНИК на СТАРТ» по 1 млн руб. на выполнение ОКР и постановку продукции на производство. МИП «Интеллектуальный муниципалитет», успешно разрабатывающий уникальный одноименный продукт, защищенный охранными документами на интеллектуальную собственность, перешел к завершающей стадии проекта по внедрению аппаратно-программного комплекса «Интел-М» в приморском Гурьевском муниципальном районе Калининградской области. Общая сумма выполненных за последние годы НИОКР МИП академии составила около 50 млн руб. Таким образом, интеллектуальные организации формируют ячейки новой экономики, создавая основу для новых методов управления социальными и производственными системами с использованием креативных технологий, причем они развиваются в сфере не только производства, но и государственного и муниципального управления.

Успешное решение проблем в экономике знаний будущего связано с развитием интеллектуальных ор-

ганизаций в виде национальных предпринимательских университетов — «интеллектуальных кластеров», деятельность которых основана на холистических взглядах и ресурсном подходе. При этом, как показывают события последних лет в Ираке, Ливии и Сирии, социальные ресурсы имеют не меньшее значение, чем природные, производственные и интеллектуальные ресурсы. Следует обратить внимание и на новый феномен социальной среды в ряде развитых стран Европы — нарастание социальной фрагментации, обуславливающей снижение степени устойчивости развития. Поэтому интеллектуализация экономики представляется объективной закономерностью, в основе которой находится формирование интеллектуальных организаций, интеллектуальных кластеров, квантами которых в образовании являются кафедры (институты), в науке — лаборатории (НИИ), в производстве — малые инновационные предприятия (МИП). Остановимся более подробно на интеллектуальных кластерах. Под кластером нами понимается сеть сконцентрированных по географическому признаку независимых производственных и/или сервисных фирм, поставщиков и потребителей, инновационных организаций (научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты, научно-технические комплексы), а также рыночных институтов (брокерские, консалтинговые, инжиниринговые и иные фирмы), взаимодействующих друг с другом в рамках единого поля создания и перераспределения добавленной стоимости.

Основными особенностями интеллектуального кластера являются:

• организованная интеллектуальная способность предвидеть будущие изменения, развилки, их причины и последствия;

• способность создавать новые знания и компетенции, интегрируя новые знания с существующим в кластере организационным, институциональным, индивидуальным и коллективным интеллектуальным капиталом;

• способность придерживаться целей развития, эффективно используя и воспроизводя различные ресурсы, в первую очередь — интеллектуальные;

• способность обеспечить выпуск новой конкурентоспособной на рынке продукции с преобладающей долей интеллектуальной компоненты и высокой добавленной стоимостью.

Реализация общих принципов политики кластеризации интеллектуальных организаций предполагает:

• совмещение общих и специфических средств стимулирования процессов кластеризации в соответствии с фрактальной моделью интеллектуальных кластеров, используя принцип «снизу вверх» и «сверху вниз»;

• обеспечение фундаментальных принципов дополнительности и соответствия: локальные, муниципальные, региональные и национальные кластеры как составляющие международных кластеров;

• связь процессов интеллектуальной кластеризации с научной, технологической и образовательной инфраструктурами при активном государственно-частном партнерстве (ГЧП) с ведущей ролью государства в этом процессе;

• политика интеллектуальной кластеризации, основывающаяся на истории страны, ее культуре, традициях и опыте партнерской деятельности. Следует подчеркнуть фрактальность интеллектуальных кластеров и их соответствие фундаментальным принципам дополнительности и соответствия, в результате чего обеспечивается преемственность и

неразрывность развития экономики отдельных стран ^ и регионов с гармоничным вхождением в будущий ^ дизайн мирового хозяйства. ^

Сегодня уровень инновационных предприятий в Рос- ™ сии составляет менее 15%, а доля инновационной ^ продукции на международном рынке — менее 0,5%. о Аналогичное положение сложилось и в Калининградской области. Тем не менее имеются реальные предпосылки для перехода от производства невысокого передела к развитию полномасштабных сложных производств, основанных на новых технологиях, для которых будут востребованы высококвалифицированные специалисты на высокооплачиваемые рабочие места. Это относится и к морехозяйственной деятельности, и к глубокой безотходной переработке морской продукции. Возрождение морской индустрии с восстановлением промысла в Атлантике позволит перейти к системному устойчивому росту пока еще тонкого слоя организованного и социально-активного среднего класса на основе развития технологического инновационного предпринимательства.

Ожидаемые результаты деятельности Европейского морского предпринимательского университета России

1. Европейский морской предпринимательский университет России подразумевает высокопроизводительную организацию генерации новых знаний и новых лидеров пятого уровня для экономики, основанной на знаниях, — для экономики знаний. Сегодня востребованы лидеры пятого уровня — люди, в которых подлинная скромность сочетается с профессионализмом и твердой волей [4]. Такое сочетание личных качеств лидера имеет прямое отношение к морским специальностям. Выпускники морской академии рано становятся руководителями. Как правило, через несколько лет плавания они достигают статуса капитана на небольших рыболовных судах, а к 35-40 годам уже могут взойти на мостики океанских лайнеров.

Океан не любит слабых, не любит глупых, не любит незнаек. Океан является чистилищем человека, где невозможно сымитировать волю, если ее нет, харизму, если она не отражает внутреннюю душевность человека, невозможно решить возникшую проблему, если отсутствуют специальные знания и навыки. Прошедший испытание океаном человек становится совсем другим. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на наших курсантов после прохождения трехмесячной практики на барке «Крузенштерн». В открытом море как нигде ценятся спокойствие и решительность в экстремальных ситуациях, скромность и коллективизм, преломление ошибок и критических ситуаций на себя, а не на команду или внешние факторы. Океан открывается только для людей, крепких духом и телом, знающих многие, если не все, его тайны и относящихся с уважением к нему.

2. Необходимость модернизации системы образования, обеспечивающего морехозяйственную деятельность России, обусловлена состоянием бифуркации, в котором находится экономика страны, из которого возможны три исхода: прыжок в VI экономический уклад, индустриальный ренессанс либо превращение в один из сырьевых придатков интенсивно развивающихся стран. Альтернативы инновационному развитию морской

индустрии и возрождению морского общества России не существует. Согласно прогнозам футурологов, к 2020 г. произойдет окончательная смена технологического уклада и образовательной парадигмы от

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«передачи знании» к «освоению деятельности», или, ^ если быть более точным, от «передачи знаний» к g «освоению креативной деятельности на основе знаний». Предлагаемая система подготовки кадров для рыбной отрасли и морской индустрии новой России о могла бы стать важнейшим звеном государственной политики, формирующей единое образовательное пространство страны, основными чертами которого являются:

• новации в системе подготовки кадров обеспечивали бы постепенную реализацию парадигмы «интеллектуальная организация», кластеров «интеллектуальных организаций» — переход к новым форматам интеллектуальной организации управления региональной и государственной экономикой, организации местного сообщества и рационального отношения к природной среде (т. е. устойчивое развитие);

• новации в системе подготовки кадров опережали бы развитие общества, а не следовали возникающим новым его запросам; высшей миссией системы образования в России, с учетом ее современного состояния и глобальной смены технологических укладов в мире, стало бы кадровое обеспечение устойчивого развития и формирование когнитивного общества.

С переходом экономик развитых стран на VI технологический уклад должна сложиться новая конфигурация государственно-частного партнерства (ГЧП). Это партнерство университетских комплексов со спутниковой сетью малых инновационных предприятий, инжиниринговых, маркетинговых и консалтинговых фирм, с высокотехнологичными предприятиями и высокотехнологичным бизнесом в кластерах интеллектуальных муниципалитетов на приморских территориях страны. Повышение значения новаций в системе подготовки кадров как для морехозяйственной деятельности, так и для приморских муниципалитетов России обусловило необходимость создания научных основ проектирования «интеллектуальных организаций» с использованием информационных технологий, аппаратно-программных комплексов «Интеллектуальная организация», непрерывного форсайта и стратегического планирования, мониторинга и управления.

Благодаря совместным усилиям ученых и преподавателей БГАРФ-КГТУ и Калининградского филиала РАНХиГС были разработаны концепции «Оптимальное управление электропотреблением регионального электротехнического комплекса», «Интеллектуальная система управления технологическими процессами», «Интеллектуальное предприятие», «Интеллектуальная организация», «Интеллектуальный муниципалитет» и др. На основе закона оптимального построения техноценозов [5] и холистического ресурсного подхода была создана универсальная платформа, используемая в интересах интеллектуальных организаций (предприятий) в различных секторах экономики. Для модели «Интеллектуального муниципалитета» (АПК Интел-М) предложена схема форсайта и пространственного, социально-экономического планирования с использованием удаленного доступа к экспертному сообществу [6].

Заключение. В соответствии с концепцией стратегического развития комплекс БГАРФ-КГТУ должен превратиться в Европейский морской предпринимательский университет России, стать одним из крупных системообразующих морских учебно-научно-производственных центров России на выходе в Атлантический океан, способным решать государственные

задачи, определенные «Морской доктриной» и «Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации». В нем будут гармонично сочетаться фундаментальные исследования океана, проблем гидрологии, биоты, влияния океана и человеческой деятельности на изменения климата Земли, решение актуальных прикладных задач морской индустрии и рыбохозяйственного комплекса страны.

Реорганизация БГАРФ-КГТУ в морской предпринимательский университет позволит восстановить и усилить на новой научной основе, новом организационно-техническом и производственном уровне потенциал российского анклава, обеспечить системное решение проблем приморских территорий, решение стратегических задач Калининградской области.

Литература

1. Волкогон В. А. Новые подходы в организации подготовки и переподготовки кадров рыбной индустрии России в современных условиях // Экономика и управление. 2009. № 1/4 (40). С. 90-96.

2. Волкогон В. А. Формирование отраслевой системы подготовки кадров рыбохозяйственного комплекса России // Экономика и управление. 2009. № 9 (47). С. 49-57.

3. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В. Б. Супяна. М.: Ин-т США и Канады РАН, 2009. 399 с.

4. Коллинз Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 320 с.

5. Гнатюк В. И. Закон оптимального построения техноценозов. М.: Изд-во ТГУ — Центр системных исследований, 2005. 384 с.

6. Краснянский И. Ю., Меркулов А. А., Яфасов А. Я. Модель интеллектуальной системы мониторинга и управления муниципальным образованием: «Интеллектуальный муниципалитет». «Модернизация: инновационные решения в экономике и управлении». СПб.: СЗАГС, 2010. С. 11-40.

References

1. Volkogon V. A. Novye podkhody v organizatsii podgotovki i perepodgotovki kadrov rybnoy industrii Rossii v sovre-mennykh usloviyakh [New approaches to the training and retraining of fish industry personnel of Russia under current conditions]. Ekonomika i upravlenie, 2009, no. 1/4, pp. 90-96.

2. Volkogon V. A. Formirovanie otraslevoy sistemy podgotovki kadrov rybokhozyaystvennogo kompleksa Rossii [Formation of sectoral personnel training system of the fisheries industry of Russia]. ]. Ekonomika i upravlenie, 2009, no. 9, pp. 50-57.

3. Supyan V. B., ed. Issledovatel'skie universitety SShA: me-khanizm integratsii nauki i obrazovaniya [U.S. research universities: The mechanism of integration of science and education]. Moscow, RAS Inst. of USA and Canada Publ., 2009. 399 p.

4. Collins J. Good to great: Why some companies make the leap ... and others don't. New York, Random House Business Publ., 2001. 320 p. (Russ. ed.: Dzhim Kollinz. Ot khoroshego k velikomu. Pochemu odni kompanii sovershayut proryv, a drugie net... St. Petersburg, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2011. 320 p.).

5. Gnatyuk V. I. Zakon optimal'nogo postroeniya tekhnotsenozov [Law of optimal formation of technocenoses]. Tyumen', TSU- Center for System Studies Publ., 2005. 384 p.

6. Krasnyanskiy I.Yu., Merkulov A. A., Yafasov A.Ya. Model' intellektual'noy sistemy monitoringa i upravleniya muni-tsipal'nym obrazovaniem: «Intellektual'nyy munitsipalitet» [A model of the intelligent system for monitoring and management of municipal formation "Intelligent municipality"]. Modernizatsiya: innovatsionnye resheniya v ekonomike i up-ravlenii [Modernization: Innovative solutions in economics and management]. St. Petersburg, North-West Branch of RANEPA Publ., 2010, pp. 11-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.