о <
В. А. Волкогон V. A. Volkogon
Н. А. Кострикова N. A. Kostrikova
А. Я. Яфасов A. Ya. Yafasov
Возвращение России в Мировой океан и проблемы рыболовства
Return of Russia to the World Ocean and Fishery problem
Волкогон Владимир Алексеевич
калининградский государственный технический
университет
Ректор
кандидат экономических наук, доцент rector@klgtu.ru
Кострикова Наталья Анатольевна
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота калининградского государственного технического университета Заместитель начальника
кандидат физико-математических наук, доцент research@bga.gazinter.net
Яфасов Абдурашид Яруллаевич
калининградский филиал РАнХиГс Профессор кафедры экономики и менеджмента Доктор технических наук yafasov@list.ru
Volkogon Vladimir Alekseevich
Kaliningrad State Technical University Rector
PhD in Economic, Associate Professor rector@klgtu.ru
Kostrikova Natalia Anatolyevna
Baltic State Academy of fishery fleet of the Kaliningrad State Technical University Deputy head
PhD in physical and mathematical sciences, Associate Professor
research@bga.gazinter.net
Yafasov Abdurashid Yarullaevich
Kaliningrad branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Professor of the Chair of Economy and Management Doctor of Science (Technical Science) yafasov@list.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
морская деятельность, пространственное планирование, ресурсы океана, морской предпринимательский университет, проблемы рыболовства и аквакультуры, устойчивое развитие
KEY WORDS
sea activity, spatial planning, resources of the ocean, sea enterprise university, fishery and aquaculture problems, sustainable development.
РЕФЕРАТ
В контексте обеспечения устойчивого развития экономики и повышения качества жизни населения в статье проанализирована необходимость полноценного возвращения России в Мировой океан. Это требует организации стратегического планирования в парадигме пространственного планирования приморских территорий с функциональным зонированием акваторий, наращивания вложений в морскую науку, образование и в технологическое обновление морехозяйственной деятельности.
ABSTRACT
In a context of providing a sustainable development of economy and improvement of quality of life of the population in the article need of full return of Russia to the World Ocean is analysed. It demands the organization of strategic planning in a paradigm of spatial planning of seaside territories with functional zoning of water areas, building of investments in marine science, education and technological updating of seaeconomic activity.
Глобальный кризис 2008 г. показал неустойчивость развития мировой экономики, и эта неустойчивость, по мнению
36
многих экспертов, продлится еще довольно долго. Как выразился Президент Российской Федерации В.В. Путин на
форуме «Россия-2012» 2 февраля 2012 г., «нестабильность глобальной экономики приобрела длительный характер, сохраняются риски очередной глобальной рецессии»1.
Связано это как со сменой технологических укладов [2], так и с перераспределением производительных сил и изменением политики многих стран в отношении Мирового океана [3]. Следует отметить, что изменилась и существенно возросла роль Мирового океана и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике, к 2020 г. ВВП стран Азии, по прогнозам, превысит объем производства 07. Ведущие страны мира: США, Китай, Япония и др. — даже на фоне кризиса занимались наращиванием вложений в науку, образование и в технологическое обновление, тем самым четко понимая, где будет проходить основная линия конкурентной борьбы в будущем. Роль Мирового океана в их планах (наиболее наглядно это видно на примере Китая [4, р. 25-39]) существенно возросла, если не сказать — стала приоритетным направлением.
По прогнозам продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ожидается резкий скачок спроса на мировом рынке на продукцию морского промышленного рыболовства. Важная и перспективная не только с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, но и предпринимательства сфера рыбохозяйственной деятельности — производство мари- и аква-культуры — пока не получила должное внимание со стороны органов власти и бизнеса. В других странах, не избалованных природными ресурсами, ситуация иная по сравнению с Россией.
Учитывая важность морехозяйствен-ной деятельности для нашей страны, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-Р утверждена Стратегия развития морской деятельности Российской
1 Материалы Форума «Россия-2012». (М., 31.01-04.02.2012 г.): [Электронный ресурс]. // URL: http://2012.therussiaforum.com/ru/.
Федерации до 2030 года (далее — Стра- 2 тегия). Россия имеет не только самую | протяженную материковую береговую о линию, но и уникальное геостратегиче- о ское положение. Поэтому в Стратегии на т основе анализа современного состояния х морской деятельности, характера ее н развития, основных мировых тенденций, < прогнозных оценок определены ключе- т вые проблемы и риски, стратегические цели, задачи и целевые показатели развития морской деятельности Российской Федерации.
В Стратегии выделены ряд проблем, в том числе2: значительное отставание от принятых норм уровня удовлетворения физиологических потребностей жителей Российской Федерации в протеине морского происхождения, отрицательно влияющее на качество и продолжительность жизни населения; длительная стагнация производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения; усиление мер по обеспечению безопасности мореплавания; необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом и др.
Системное решение этих проблем видится в комплексном подходе к модернизации морехозяйственной деятельности России, основой которой являются новая система морского образования, организация научных и прикладных исследований, непрерывная генерация и использование инноваций в морской деятельности с широким использованием частно-государственного партнерства, в котором, безусловно, роль государства сегодня должна быть лидирующей. При этом стратегическое развитие морской деятельности должно рассматриваться в неразрывной связи со стра-
2 Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-Р [Электронный ресурс] // URL: http://www. rg.ru/2010/12/21/ mordeyatelnost-site-dok. html.
Прогнозные значения целевых показателей развития морской деятельности
Российской Федерации
Целевые показатели Годы
2010-2012 2013-2020
Объем добычи водных биологических ресурсов, млн т 4,3 6,6
Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке в общем объеме рыбной продукции, % 75,8 85
Среднедушевое потребление рыбной продукции, кг 15,3 28
Среднегодовое увеличение объема капвложений в модернизацию и реконструкцию судостроительных предприятий, % 181,7 13,3
Строительство научно-исследовательских и экспедиционных судов, единиц 7 16
Количество комплексных морских научных и рыбопромысловых экспедиций, единиц 75 113
Выполнение обязательств России по международным конвенциям и соглашениям по предотвращению загрязнения морской среды, % 60 100
тегиями развития приморских территорий России, а территориальное планирование — осуществляться комплексно по принципу: территория — акватория. Прогнозные значения ряда целевых показателей развития морской деятельности Российской Федерации, установленные Стратегией, приведены в таблице1.
За исключением планируемого роста среднедушевого потребления рыбной продукции они явно не соответствуют былым масштабам морской деятельности России полувековой давности. Необходим пересмотр показателей в сторону увеличения строительства судов и экспедиций, капитальных вложений в новые технологии и производства судостроения и судоремонта, в модернизацию портов.
Рыбная отрасль, как и другие направления морской деятельности, обе-
1 1 Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 2205-Р [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2010/12/21/ mordeyatelnost-site-dok.html.
спечивает гармоничное развитие прибрежных регионов, поскольку рыболовство способствует их заселенности и социально-экономическому развитию. Один рыбак в море создает до 7 рабочих мест на суше. Для устойчивой и успешной морской деятельности необходим комплексный подход в развитии добычи и переработки морепродуктов, производства мари- и аквакультуры, развитии науки и образования и объединении усилий государства, бизнеса и приморских муниципалитетов. Центральным звеном нового подхода к развитию морской деятельности России и обеспечению реализации Стратегии ее развития должны стать морские предпринимательские университеты [1, р. 52-58].
Для того чтобы представить сложность и важность сформулированных в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года проблем и необходимость обеспечения системного подхода к проблемам морской деятельности и жизнедеятельности приморских территорий, приведем следующие обоснования.
1. В среднем потребление рыбы жителями России в 2010 г. составило
15,3 кг (без учета обследования домашних хозяйств), относительно быстрый рост в последние два года объясняется сокращением экспорта рыбы с переориентацией на внутренний рынок и ростом импорта рыбопродукции (в 2012 г. на 16,2% — до 92 700 т). К 2030 г. среднегодовое потребление рыбы должно возрасти до 28 кг; для сравнения: средний японец потребляет сегодня в 11 раз больше россиянина — 168 кг рыбы ежегодно, что является наивысшим показателем среди стран мира. Рыболовный флот Японии составляет 15% от мирового, а ежегодная добыча морепродуктов достигает 12 млн т.
2. Добыча водных биоресурсов в России в 2012 г. осталась примерно на уровне предыдущего года — 4,261 млн т, а производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных выросло на 0,8% — до 3,595 млн т. Так, по сравнению с Японией мы добываем в 3,2 раза меньше морских биоресурсов в расчете на душу населения. 2427 хозяйствующих субъектов аквакультуры в России производили в 2010-2012 гг. около 130 000 т аквакультуры ежегодно и менее 10 000 т марикультуры; Китай за 20 лет — с 1990 по 2010 г. утроил объем производства аквакультуры и довел до 43 млн т, в 30 раз больше в пересчете на одного жителя страны по сравнению с Россией; объем душевого потребления рыбы составил в 2010 г. 33,8 кг — в 2,2 раза больше, чем в России. Мировое производство и использование продукции аквакультуры в 2011 г. составило 44,3 млн т во внутренних водах и 19,3 млн т в морских водах, причем ежегодный рост за 2006-2011 гг. составил в среднем 6,1% по отношению к предыдущему году, в то время как объем промыслового рыболовства все эти годы колебался в пределах 88,6-90,4 млн т, т. е. основной вклад в прирост продукции мирового рыбного хозяйства сегодня дает производство аквакультуры1.
1 Мировой обзор рыболовства и аквакультуры. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2012 г.: [Электронный ре-
3. По оценочным данным мировое про- 2 изводство продукции рыболовства и ак- | вакультуры в 2012 г. составило около о 160 млн т, из которых 85% пошло в по- о требление человеку и 15% — в непищевое т использование. Доля России, где про- х живает 2,91% населения Земли, состав- н ляет 2,63%. Объем валовой добавленной < стоимости в рыбной отрасли России за т 2012 г. вырос по сравнению с 2011 г.
на 10,2% и составил в текущих ценах 109 млрд руб. Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке достигла 78,2%. В 2012 г. по отношению к предыдущему году импорт готовой и консервированной рыбопродукции в стоимостном выражении вырос на 15,4% до 180,8 млн долл. Несмотря на относительный рост показателей рыбопромышленного комплекса России, абсолютные их значения не удовлетворяют потребностям страны и не соответствуют ее потенциальным возможностям.
4. Роль Мирового океана в мировом хозяйстве возрастает с каждым годом. Морехозяйственный комплекс играет важную и нарастающую роль в формировании мирового ВВП, растет освоение минеральных и энергетических ресурсов континентального шельфа, ведущие страны на уровне практической реализации в обозримом будущем рассматривают вопросы использования ресурсов глубоководного дна в связи с истощением запасов полезных ископаемых на континентах. Интенсивно развивается в прибрежной полосе морская ветроэнергетика. Развиваются морской транспорт и логистика, морские перевозки занимают почти 2/3 мирового грузооборота, 90% которого — международный, морской туризм стал важной статьей пополнения бюджета ряда прибрежных стран. Строительство крупных специализированных судов, внедрение мультимодальных перевозок и использование новых технологий погрузочно-разгрузочных работ в портах снизили транспортные расходы до 2% конечной цены товара.
сурс] // иЯ1_: http://www.fao.org/corp/ риЬИсайопв-согр/ги/
2 5. В Концепции совершенствования ^ региональной политики в Российской Фе-о дерации Минэкономразвития России при-о равнивает приморские регионы и муни-го ципалитеты к городам федерального х значения, ЗАТО (закрытое админист-н- ративно-территориальное образование), < наукоградам, территориям Крайнего Сет вера, муниципальным образованиям с монопрофильной структурой экономики. Минэкономразвития выделяет их в территориально обособленные комплексы инновационного развития по типу особых экономических зон в соответствии с Морской доктриной для создания «условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом». Однако планируемые финансовые ресурсы не соответствуют масштабу и глубине решаемых проблем. В частности, в Калининградской области разработана и утверждена целевая программа «Развитие прибрежного рыболовства в Калининградской области на 2013-2020 годы», на реализацию которой запланировано всего лишь 1,7 млрд руб., в том числе 336 млн руб. из средств областного бюджета и 1,3 млрд руб. из внебюджетных источников.
Предпринимательство наравне с государством несет ответственность за эффективное использование морских ресурсов и пространств, так как эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана обеспечивает решение экономических и социальных задач приморских регионов, их устойчивое развитие. Поэтому морскую деятельность и деятельность приморских регионов и муниципалитетов необходимо рассматривать как единую целую с использованием экосистемного подхода и экосистемного адаптивного менеджмента в условиях меняющейся внутренней и внешней среды, в частности вызванными последствиями от морских стихийных бедствий. Ярким примером важности данного тезиса может служить авария на АЭС «Фукусима» в Японии 11 марта 2011 г., когда при-
родный катаклизм в океане — землетрясение — вызвал цунами, который в свою очередь привел к техногенной аварии на суше, в приморье - взрыву на ряде блоков АЭС, а затем к экологической катастрофе в близлежащих акваториях Японского моря вследствие разрушения блоков АЭС. Она подчеркивает важность государственного комплексного экоподхода к проблемам морской деятельности и жизнедеятельности приморских территорий, который должен включать в себя вопросы мореплавания и морского транспорта, добычи биоресурсов и полезных ископаемых, энергетики и устойчивого развития приморских территорий с обеспечением государственной безопасности, безопасности жизнедеятельности на море и суше, бережного отношения к экосистеме. Узкие отраслевые подходы, как показал печальный опыт «Фукусимы», неприемлемы в системе «морская деятельность — деятельность приморских регионов». Необходимо использование технологий пространственного планирования приморских муниципалитетов и регионов с функциональным зонированием акваторий, как это уже пытаются делать в Балтийском муниципальном районе Калининградской области.
В весеннюю сессию Государственная Дума Российской Федерации должна рассмотреть ряд вопросов, связанных со стратегическим планированием и развитием территорий, совершенствованием вопросов разграничения полномочий между уровнями публичной власти, оптимизацией налоговых и неналоговых источников доходов региональных и местных бюджетов. В связи с планируемым рассмотрением во втором чтении законопроекта «О государственном стратегическом планировании» следует отметить недостаточную его проработанность с точки зрения устойчивого развития приморских территорий. Явно принижена роль муниципальных образований в процессе стратегического планирования, исключены из субъектов стратегического планирования население и предпринимательское сообщество, отсутствует понятие единого пространственного пла-
нирования приморских территорий с функциональным зонированием акваторий. Для приморских регионов наряду с закреплением понятия схемы территориального планирования муниципального образования и ее зависимости от Градостроительного кодекса необходимы аналогичные связи с Морской доктриной и Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года.
Важную роль в полноценном возвращении в Мировой океан и развитии рыбохозяйственного комплекса России имеет подготовка кадров новой формации. Решение этой задачи связано со строительством отрядов учебно-научно-производственных судов в основных центрах дислокации рыбопромыслового флота, на которых смогут ежегодно проходить плавательную и производственную практику курсанты, обучающиеся по специальностям подготовки плавсостава. Чрезвычайно актуальным является вопрос закрепления выпускников образовательных учреждений в плавсоставе российских судов. Наиболее эффективно в этом плане использование целевой контрактной подготовки.
Стратегическим направлением развития Калининграда по критериям государственной и рыночной целесообразности должна стать морская деятельность, а область должна позиционироваться в качестве центра морской индустрии, рыбной отрасли, судостроения и судоремонта. Так как в этом секторе регион испытывает недостаток в молодом квалифицированном рабочем и инженерно-техническом персонале, необходимо системное решение проблемы в виде организации морского предпринимательского университета, его партнерства с
предприятиями морской индустрии через 2 систему базовых кафедр. Модернизация | рыбной отрасли и морской индустрии о основана на существующем с послево- о енных времен рыбохозяйственном мор- т ском кластере, не имеет альтернативы в х силу необходимости обеспечения выпол- н нения Морской доктрины и Доктрины < продовольственной безопасности страны т и возможна только при активном участии государства в виде крупных инвестиций во флот.
Инвестиции в порты и современные технологии переработки возьмет на себя бизнес, но эта ниша станет для него выгодной лишь с появлением океанического флота. Калининград является одним из трех выходов России к Мировому океану наряду с Владивостоком и Мурманском, и необходимость возрождения морской индустрии в анклаве с учетом традиций мореплавания, базирования Балтийского флота не вызывает сомнений. Тем более что Россия видится в своих стратегических планах в первой пятерке мировых держав по ВВП. Со строительством глубоководного порта Калининград может стать крупным незамерзающим, круглогодично функционирующим транспортно-логисти-ческим центром России на выходе в Атлантический океан.
Между тем, по прогнозам продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ожидается резкий скачок спроса на мировом рынке на продукцию морского промышленного рыболовства. В этой связи необходимо сконцентрировать внимание, организационные усилия и средства органов власти, научного сообщества и бизнеса на проблемах развития морской деятельности и обеспечения продовольственной безопасности.
Литература
1. Волкогон В. А., Кострикова Н. А. От академии рыбопромыслового флота к морскому предпринимательскому университету // Экономика и управление. 2013. № 2 (88). С. 52-58.
2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2010. 255 с.
3. К Великому океану, или новая глобализация России: Аналитический доклад межд. дискуссионного клуба «Валдай» / Под ред. С. А. Караганова. М.: РИАНОВОСТИ, 2012. 80 с.
< 3. К Великому океану, или новая глобализация России: Аналитический доклад межд. дис-s куссионного клуба «Валдай» / Под ред. С. А. Караганова. М.: РИАНОВОСТИ, 2012. 80 с.
Q 4. Мозиас П. Морская деятельность Китая: экономические и геополитические аспекты // i Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 25-39.
^ References
i—
о 1. Volkogon V. A., Kostrikova N. A. From academy of fishery fleet to sea enterprise university. S Economy and management. 2013. N 2 (88). P. 52-58.
m 2. Glazyev S. Yu. Strategy of advancing development of Russia in the conditions of global crisis // Economy. M., 2010. 255 p.
3. To the Great Ocean, or new globalization of Russia. The analytical report of international debatable club «Valdai» / Under the editorship of S. A. Karaganov. M.: RIANEWS. July. 2012. 80 p.
4. Mozias P. Sea activity of China: economic and geopolitical aspects // Problems of the Far East. 2013. N 1. P. 25-39.