В. А. Волкогон V. A. Volkogon
Н. А. Кострикова N. A. Kostrikova
А. Я. Яфасов A. Ya. Yafasov
Морские предпринимательские университеты для новой экономики
России
Sea Enterprise Universities for New Economy of Russia
С А
Волкогон Владимир Алексеевич
Калининградский государственный технический
университет
Ректор
Кандидат экономических наук, доцент rector@klgtu.ru
Кострикова Наталья Анатольевна
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Калининградского государственного технического университета Заместитель начальника
Кандидат физико-математических наук, доцент research@bga.gazinter.net
Яфасов Абдурашид Яруллаевич
Калининградский филиал РАНХиГС Профессор кафедры экономики и менеджмента Доктор технических наук yafasov@list.ru
Volkogon Vladimir Alekseevich
Kaliningrad State Technical University Rector
PhD in Economic, Associate Professor rector@klgtu.ru
Kostrikova Natalia Anatolyevna
Baltic State Academy of fishery fleet of the Kaliningrad State Technical University Deputy head
PhD in physical and mathematical sciences, Associate Professor
research@bga.gazinter.net
Yafasov Abdurashid Yarullaevich
Kaliningrad branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Professor of the Chair of Economy and Management Doctor of Science (Technical Science) yafasov@list.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
морской предпринимательский университет, инновационная модель развития морской индустрии, подготовка морских специалистов, интеллектуальная культура
KEY WORDS
sea enterprise university, innovative model of development of the sea industry, training of sea experts, intellectual culture
РЕФЕРАТ
Показаны необходимость создания и особенности нового класса российских вузов — морских предпринимательских университетов, позволяющих обеспечить и реализовать системный подход к организации морской деятельности России в условиях турбулентной экономики и послужить основой обеспечения перехода морской индустрии к экономике знаний, включая пространственное планирование «территория — акватория».
ABSTRACT
Need of creation and feature of a new class of the Russian higher education institutions — sea enterprise universities are shown. They allow to provide and realize system approach to the organization of sea activity of Russia in the conditions of turbulent economy and to form a basis of ensuring transition of the sea industry to economy of knowledge, including spatial planning «the territory — the water area».
Мировой океан играет важную роль в мировом хозяйстве [1]. Сложившаяся в конце прошлого века неблагоприятная
картина отставания морехозяйственных отраслей экономики России в сравнении с развитыми странами начала медленно
2 улучшаться только в последние годы по-| сле принятия в 2008-2010 гг. правитель-о ством страны ряда важных документов. о 8 декабря 2010 г. распоряжением Прага вительства Российской Федерации х № 2205 утверждена Стратегия развития н- морской деятельности Российской Фе-< дерации до 2030 года, 1 февраля 2013 г.
03 на сайте Росрыболовства размещен проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяй-ственного комплекса» на 2013-2020 гг. с общим планируемым объемом бюджетного финансирования 90,7 млрд руб. В соответствии с этими документами важнейшим результатом их реализации станет формирование эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития морской индустрии. Она должна с учетом требований Морской доктрины и Доктрины продовольственной безопасности страны послужить основой развития научного и предпринимательского потенциала, включая технологии глубокой и комплексной переработки водных биоресурсов с поставкой на рынок конкурентоспособной продукции с высокой добавочной стоимостью [2, с. 17].
Кроме решения научных, технических и технологических проблем необходимо создание эффективных механизмов регулирования рынка рыбной продукции и сырья как в части разработки новых законов и иных нормативно-правовых актов, так и в части устранения ценовых диспропорций на рынке ресурсов и рыбной пищевой и технической продукции, повышения оперативности реагирования на меняющиеся условия внешней и внутренней среды морехозяйственной системы страны. В частности, в связи со снижением промысловых запасов биоресурсов в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации реализация Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации связана с переориентацией отечественного рыбопромыслового флота в дальние акватории Мирового океана начиная с этого года.
Кроме того, по мере развития геологической разведки морского шельфа вовлекаются в хозяйственный оборот новые месторождения, которые не просто расширяют сферу морской деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации, но и предъявляют все более и более высокие требования к плавсоставу и инженерно-техническим работникам, работающим на судах, плавсредствах и платформах.
Грамотная организация безопасной профессиональной морехозяйственной деятельности сегодня является осознанной необходимостью работы стран и компаний в Мировом океане, о важности которой свидетельствуют глобальные последствия аварии на нефтедобывающей платформе компании «British Petroleum» (ВР) в 2010 г. Причиной аварии, общий ущерб от которой только для резидентов США оценивается в 40 млрд долл., по мнению специально созданной Комиссии при Президенте США, стала недостаточная квалификация персонала, выразившаяся в постоянных нарушениях безопасности ведения работ и неспособности персонала диагностировать признаки надвигающейся аварии. Серия выявленных комиссией ошибок показала систематические провалы в риск-менеджменте и поставила под сомнение культуру техники безопасности в отрасли в целом [3, с. 87].
Сегодня резко возрос интерес к Северному морскому пути у стран АТР, для которых он сокращает путь в Европу на треть по сравнению с южным маршрутом. Отсюда вытекает необходимость усиления научной, образовательной и организационно-инновационной компоненты в масштабно растущей морехо-зяйственной предпринимательской деятельности в современных условиях. Не менее важным представляется решение специальных и прикладных задач, связанных с обеспечением безопасности страны. В связи с этим актуализируется подготовка профессионалов, обладающих современными знаниями и навыками для работы в морских условиях, в экстремальных условиях Арктики и
Антарктиды, интеллектуалов, способных генерировать и применять в предпринимательских целях новые знания в области исследования Мирового океана, море-пользования и устойчивого развития.
Такая деятельность требует крупных капиталовложений и в рамках обычных университетов достаточно проблематична — нужны новые организационно-правовые формы организации образования, науки и генерации новаций, которые возможны при условии создания эффективного частно-государственного партнерства и могут быть успешно реализованы в формате морских предпринимательских университетов [4].
Говоря о новой роли университетов в экономике, основанной на знаниях, многие исследователи пишут: «Главная ставка делается не на переработку сырья и материалов, а на создание и распространение знаний» [5, с. 47]. Такая трактовка не совсем точна, так как инновации — это материализованные знания, востребованные рынком, поэтому нельзя трактовать экономику знаний как экономику, направленную просто на создание новых знаний. Необходима следующая ключевая стадия экономики знаний — материализация знаний на новом техническом и технологическом уровнях в соответствии с запросами рынка. А она связана с новой рабочей силой — высококвалифицированной, способной обучаться и самообучаться, в которой интеллект, способность генерировать новые знания, органически сочетается с производственным умением и навыками «работать руками».
Сегодня все развитые страны испытывают дефицит таких кадров, и причина здесь фундаментальная — с повышением уровня и качества жизни снижается тяга к сложным знаниям и сложному интеллектуальному труду, требующим определенные усилия у молодежи. Этим объясняются не вполне удачные попытки решения этой проблемы развитыми странами за счет привлечения молодежи из средне- и слаборазвитых стран, дающие временный эффект. Поэтому реформой образования и неразрывно связанной с ней науки занимается не только Россия,
а фактически все развитые и развиваю- 2 щиеся страны. Ключи к решению про- | блемы, по мнению авторов, несмотря на о нарастающие процессы глобализации, о находятся не в экономической плоскости, т а в нравственной, культурной, духовной х в самом широком смысле этого понятия. н Поэтому становятся востребованными < морские предпринимательские универ- т ситеты (рисунок), где наряду с профессиональными знаниями, предпринимательскими навыками обучающимся прививаются морально-волевые качества, необходимые для работы в сложных условиях океана.
Говоря о предпринимательских университетах, следует отметить тонкую грань между некоммерческим образовательным учреждением и коммерческой структурой, занимающейся предоставлением образовательных услуг. Переход этой грани в виде создания сотен филиалов столичных вузов на принципах самоокупаемости в регионах и сыграл одну из главных негативных ролей в девальвации системы российского образования. Другая опасность заключается в том, что вульгарное следование запросам бизнеса ведет к снижению горизонтов планирования научно-исследовательских работ, снижению интереса к стратегическим целям в науке и инновациях в угоду решению сиюминутных тактических задач бизнеса, о чем опять-таки свидетельствует катастрофа в Мексиканском заливе [2]. И, наконец, третья опасность заключается в том, что у ученого, стоящего во главе вуза, снижается время на научную работу, генерацию инноваций — львиная доля времени уходит на «добычу средств для достойного существования вуза». Замена ученых на менеджеров, подкрепленная логикой необходимости управления крупными финансовыми и материальными ресурсами, тем не менее в российской действительности последнего десятилетия привела к тому, что зачастую цель извлечения прибыли заменяет цели науки и образования. Об этом американцы заговорили 10 лет назад, мы — 10 лет спустя [5; 6]. Проблема остается.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
СО
о
<
=1
го
о
О гп
О х
О <
го
о
го >
ьо о
со
Конвенционная подготовка
Центр стратегических разработок
Тренажерные центры
Базовые лаборатории
Центр инноваций
МИП
НИИ КБ
МИП
Морские лицеи
МИП
Морские ПТУ
МИП
Детско-юношеские центры НТТ
МИП
Институт морского предпринимательства и качества жизни
Бизнес-инкубатор
Яхтенная марина
МИП
Логистические компании
Кадетские и профильные классы
Центр прототипирования
Морской технопарк
Центр стратегических исследований
Докторантура, аспирантура
Центр медиации
Магистратура. Бакалавриат
Базовые кафедры
Вузы. Факультеты
МИП
Морские колледжи
МИП
Морские школы
МИП
Клубы юных моряков
МИП
Бизнес теплица
МИП
МИП
Авиагавань
МИП МИП МИП
Машиностроительные заводы
Судостроительные заводы
Морской порт
МИП
Транспортные компании
Судоремонтные заводы
Заводы электронной техники
Структура морского предпринимательского университета (МИП — малое инновационное предприятие)
Специфика подготовки специалистов плавсостава и морской индустрии предполагает разностороннее развитие профессиональных знаний и навыков, специальную психологическую подготовку к экстремальным ситуациям, умение принимать решения в условиях неопределенности и риска, не говоря уже об отличном физическом здоровье. С учетом растущей цены ошибок в масштабной морской деятельности, как показала катастрофа на платформе ВР в Мексиканском заливе, стандарты качества подготовки морских специалистов постоянно повышаются. Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ФБГОУ ВПО «КГТУ», выполняя все требования Международных конвенций о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты, по охране человеческой жизни на море, по предотвращению загрязнения с судов и других международных нормативных документов, разработала и внедрила систему менеджмента качества, охватывающую всю вертикально интегрированную систему подготовки: от начального морского до высшего морского образования. В частности, она предусматривает привлечение в обязательном порядке к преподаванию, кроме профессиональных педагогов и ученых, опытных капитанов судов, штурманов, радиоинженеров, механиков. Поэтому университетский комплекс БГАРФ-КГТУ напоминает предпринимательские университеты США, в которых к преподаванию приглашаются в обязательном порядке известные предприниматели со своими оригинальными спецкурсами, а кейсовые методы обучения становятся одним из важнейших инструментов формирования кроме профессиональных знаний предпринимательских навыков обучающихся.
В БГАРФ-КГТУ основной костяк профессорско-преподавательского состава судоводительского, судостроительного и судоремонтного и иных факультетов морской специализации составляют опытные капитаны, мореплаватели, специалисты морской индустрии, имеющие практический опыт работы в океане, по-
нимающие и акцентирующие внимание АК на необходимость выработки у будущих | моряков кроме профессиональных зна- о ний морально-волевых качеств, столь о необходимых для работы в сложных усло- т виях океана. х
Непрерывная трансформация отрас- н левого образования в направлении соз- < дания и укрупнения научно-образова- т тельных комплексов в системе вузов Росрыболовства показала актуальность и целесообразность создания морских предпринимательских университетов. В 2009 г. четыре основных вуза Росры-боловства: Мурманский, Астраханский, Камчатский и Калининградский государственные технические университеты — прошли процедуру комплексной оценки деятельности за предыдущую пятилетку, проведенную Рособрнадзором с участием Росрыболовства, по результатам которой с учетом разработок ученых отрасли [7] было принято решение о создании на их основе, а также на базе Дальневосточного рыбохозяйственного технического университета вертикально интегрированных учебных комплексов. Распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 1303-Р была проведена реорганизация БГАРФ путем присоединения к ней Калининградского морского рыбопромышленного колледжа, а Приказом от 25 января 2012 г. № 97 реорганизован КГТУ путем присоединения к нему БГАРФ и Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа.
Таким образом, образовался вертикально и горизонтально интегрированный морской предпринимательский комплекс, включающий ряд вузов, ссузов, с поясом малых инновационных предприятий и иной научно-инновационной и предпринимательской инфраструктурой, который показал реальную возможность и целесообразность организации первого морского предпринимательского университета на дальнем западе России — в Калининградской области. 75% структурных подразделений и внешних кооперативных связей уже сегодня реализуется университетским комплексом БГАРФ-КГТУ на практике.
g Выделяя национальные, федеральные | и исследовательские университеты ре-о форматоры образования упустили из ви-о ду существование вузов, имеющих важ-ст) ное народнохозяйственное значение для х реального сектора экономики России сен- годня, — раньше они назывались отрас-< левые головные вузы, которые реально m влияют на выработку политики и развитие промышленности и сельского хозяйства страны. Подмена их корпоративными вузами может быть сегодня осуществлена в нефтегазовой и частично металлургической отраслях промышленности. Вузам других отраслей не уделяется должного внимания. Между тем в Китае, об успехах которого много пишется в СМИ и научных изданиях, кроме «проекта 985», начавшегося в 1998 г. и направленного на развитие университетов мирового уровня, не меньшее внимание уделяется реализации с 1995 г. «проекта 211», направленного на развитие вузов, имеющих важное значение для развития реального сектора экономики страны.
Парадоксально, несмотря на то что Россия является исторически морской державой, в существующей верхушке иерархии вузов страны в виде 2 национальных университетов, 8 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов, нет ни одного, который специализировался бы в области морехозяйственной деятельности в Атлантическом и Тихом океанах. Университетский комплекс БГАРФ-КГТУ может стать первым прообразом морского предпринимательского университета. Он имеет широко налаженные связи международного сотрудничества со многими морскими учебными заведениями в Европе, Азии, Африке, существует реальная перспектива позиционирования его в качестве крупного международного морского предпринимательского университета на выходе России в Атлантический океан.
За последние 10 лет профессорско-преподавательский состав БГАРФ-КГТУ участвовал в выполнении десятков международных проектов по программам сотрудничества ЕС-Россия, BEN, «Хель-
ком» и др. Среди них: «StraMan», «Baltic Gateway», «Baltic Gateway+», «KalEdu», «AdCap», «Tempus», «POWER» и др. Морской предпринимательский университет представляется сегодня новым этапом в мировоззрении на морское образование, которое в экономике знаний неотделимо от науки и инноваций, развития морского предпринимательства. Он позволяет обеспечить и реализовать системный подход к решению проблем морской деятельности. Рассмотрим этот тезис подробнее на примере результатов деятельности отдельных научных групп университетского комплекса БГАРФ-КГТУ:
1. Коллективом сотрудников комплекса под руководством проф. С. В. Шибаева разработана новая концепция системного предпринимательского подхода к исследованию и управлению водными биологическими ресурсами, будь то океан или внутренние водоемы, в которой три взаимосвязанных элемента — собственно водные биологические ресурсы, как совокупность эксплуатируемых популяций рыб, среда их обитания и промысел объединены в единую концепцию «рыбохо-зяйственной системы», по которой правовые и организационно-управленческие механизмы направлены на получение нового эмерджентного свойства «рыбохо-зяйственной системы» — максимального устойчивого улова, не приводящего к деградации экосистемы [8].
2. Школой проф. В. П. Иванова разработан системный подход к методологии и создан единый комплекс взаимодействующих моделей, учитывающих изменение концептуальных принципов применения рыболовных судов, которые рассматриваются в качестве центрального звена рыбной отрасли, обладающего конкретным производственным потенциалом, и его эффективное использование требует непрерывного и гибкого обеспечения конкурентоспособности методами проектирования, модернизации и организации эксплуатации [9].
3. Школой проф. В. И. Гнатюка разработаны основы системы проектирования «интеллектуальных организаций» («Интеллектуальный порт», «Интеллектуальный
холдинг» и др.), в основу методологии создания которых положены техноцено-логический и холистический ресурсный подходы, обеспечивающие всестороннее рассмотрение проблем организаций и путей их решения с использованием современных информационных технологий и аппаратно-программных комплексов подготовки принятия и поддержки управленческих решений [10].
4. Коллектив ученых под руководством проф. А. В. Сербулова разработал систему формирования региональной инвестиционной стратегии малого предпринимательства, включая селекцию проектов (включающую оценку проектных рисков) с помощью скорингового анализа и малые инновационные предприятия, специализирующиеся на развитии аквакультуры на территориях приморских муниципалитетов [11].
5. Научной школой проф. В. Ф. Белея предложен системный подход к обеспечению устойчивого и качественного электроснабжения приморских территорий, включая постройку возобновляемых источников энергии в виде ветропарков морского базирования [12].
6. В целях устойчивого развития приморских территорий учеными комплекса предложены новые подходы к разработке и реализации стратегии развития приморских регионов (на примере Калининградской области), обеспечивающий гармоничное вхождение региона в шестой технологический уклад с сохранением исторически сложившегося кластера мо-
рехозяйственной деятельности при огра- АК ниченных ресурсах бюджетного финанси- | рования [13]. о
7. Школой проф. Г. А. Бокаревой вы- о делены функции системы интеллектуаль- т ных технологий в непрерывной подготов- х ке морских специалистов в учебном н комплексе «морской лицей (колледж) — < морской вуз», доказано, что когнитивно- т социальные функции оказывают наибольшее влияние на развитие системного мышления обучающихся, как компонента исследовательской деятельности, интеллектуальной культуры в целом [14].
8. На примере приморского муниципалитета «Гурьевский муниципальный район» создана динамичная модель управления муниципалитетом на основе мониторинга состояния местного сообщества, экономики и среды обитания с помощью информационно-аналитической системы поддержки принятий решений — аппаратно-программного комплекса «Интеллектуальный муниципалитет» [15].
Перечисленные системные подходы (объем статьи, к сожалению, не позволяет перечислить все), разрабатываемые в университетском комплексе БГАРФ-КГТУ, направлены на решение проблем морской деятельности и развития приморских территорий с различных сторон, но в едином ключе пространственного планирования «территория — акватория» способны дать синергетический эффект и показывают актуальность создания в стране морских предпринимательских университетов.
Литература
1. Волкогон В. А., Кострикова Н. А., Яфасов А. Я. Возвращение России в Мировой океан и проблемы рыболовства // Управленческое консультирование. 2013. № 3. С. 36-42.
2. Проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса». М., 2013.
3. Deep Water The Gulf Oil Disaster and the Future of Offshore Drilling: Report to the President // National Commission on the BP Deepwater Horizon Oil Spill and Offshore Drilling. USA, Washington, January 2011. 398 р.
4. Волкогон В. А., Кострикова Н. А. От академии рыбопромыслового флота к морскому предпринимательскому университету // Экономика и управление. 2013. № 2 (88). С. 52-58.
5. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. В. Б. Супяна. М.: Магистр, 2009. 399 с.
6. Leslie L., Oaxaca R., Rhoades G. Technology Transfer Academic Capitalism // AAAS Science and Technology Policy Yearbook 2001 / A. Teach, S. Nelson, C. McEnaney, S. Lita (eds). Wash. (DC): AAAS, 2001. P. 261-277.
< 7. Волкогон В. А. Формирование отраслевой системы подготовки кадров рыбохозяйствен-х ного комплекса // Экономика и управление. 2009. № 9 (47). С. 49-57.
q 8. Шибаев С. В. Системный анализ в рыбохозяйственных исследованиях. Калининград: Изд-
1 во КГТУ, 2004. 311 с.
2 9. Иванов В. П. Вопросы стратегии оптимизационного проектирования и эксплуатации ры-® боловных судов // Морской вестник. 2004. № 4. С. 25-34.
х 10. Гнатюк В. И. Закон оптимального построения техноценозов. Вып. 29: Ценологические исследования. М.: Изд-во ТГУ — Центр системных исследований, 2005. 384 с.
< 11. Kibitkin А., Tripolskiy Е., Glazunov Y., Serbulov А. The Influence Of Management Tools On ^ Sustainable Development Of Fishing Enterprises. Oslo: Print House AS, 2011. 116 s.
12. Белей В. Ф. Анализ надежности электроэнергетической системы Калининградской области и безопасности электроснабжения региональных потребителей // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 1. С. 16-20.
13. Кострикова Н. А., Яфасов А. Я. Сколковский подход к развитию экономики Калининградской области // Экономика и управление. 2012. № 5 (79). С. 13-16.
14. Бокарева Г. А., Егорова И. И. Развитие креативного инженерного мышления в дидактической среде комплекса «лицей—вуз» // Известия БГАРФ. Психолого-педагогические науки. Калининград: Изд-во БГАРФ, 2009. № 3 (7). С. 32-38.
15. Краснянский И. Ю., Меркулов А. А., Яфасов А. Я. Модель интеллектуальной системы мониторинга и управления муниципальным образованием: «Интеллектуальный муниципалитет» // Модернизация: инновационные решения в экономике и управлении: Сб. ст. / Северо-Западная академия гос. службы; Под ред. А. Я. Яфасова. СПб., 2010. С. 11-40.
References
1. Volkogon V. A., Kostrikova N. A., Yafasov A. Ya. Return of Russia to the World Ocean and fishery problem // Administrative consultation. 2013. N 3. Р. 36-42.
2. Project of the State program of the Russian Federation «Development of a fishery complex». M., 2013.
3. Deep Water The Gulf Oil Disaster and the Future of Offshore Drilling: Report to the President // National Commission on the BP Deepwater Horizon Oil Spill and Offshore Drilling. USA, Washington, January 2011. 398 p.
4. Volkogon V. A., Kostrikova N. A. From academy of fishery fleet to sea enterprise university // Economy and management. 2013. N 2 (88). Р. 52-58.
5. Research universities of the USA: mechanism of integration of science and education / Under the edition of V. B. Supyan. M.: Magistr, 2009. 399 p.
6. Leslie L., Oaxaca R., Rhoades G. Technology Transfer Academic Capitalism // AAAS Science and Technology Policy Yearbook 2001 / A. Teach, S. Nelson, C. McEnaney, S. Lita (eds). Wash. (DC): AAAS, 2001. P. 261-277.
7. Volkogon V. A. Formation of branch system of training of a fishery complex // Economy and management. 2009. N 9 (47). P. 49-57.
8. Shibaev S. V. The system analysis in fishery researches. Kaliningrad: KGTU publishing house, 2004. 311 p.
9. Ivanov V. P. Questions of strategy of optimizing design and operation of fishing vessels // Sea messenger. 2004. N 4. Р. 25-34.
10. Gnatyuk V. I. Law of optimum construction of technocenosis // Cenological researches. Vol. 29. M/: TGU publishing house — Center of system researches, 2005. 384 p.
11. Kibitkin А., Tripolskiy Е., Glazunov Y., Serbulov А. The Influence Of Management Tools On Sustainable Development Of Fishing Enterprises. Oslo: Print House AS, 2011. 116 p.
12. Beley V. F. Analisys of reliability of electrical power system of the Kaliningrad region and safety of power supply to regional consumers // Health and safety. 2013. N 1. P. 16-20.
13. Kostrikova N. A., Yafasov A. Ya. Skolkovo approach to development of economy of the Kaliningrad region // Economy and management. 2012. N 5 (79). Р. 13-16.
14. Bokareva G. A., Egorov 1.1. Development of creative engineering thinking in the didactic environment of a complex «lyceum — higher education institution» // BGARF News: Psychology and Pedagogical sciences. Scientific magazine. Kaliningrad: BGARF publishing house, 2009. N 3 (7). Р. 32-38.
15. Krasnyansky I. Yu., Merkulov A. A., Yafasov A. Ya. Model of intellectual system of monitoring and management of municipality: «Intellectual municipality» // Modernization: innovative solutions in economy and management: collection of scientific papers / North-West Academy of Public Administration; Under the edition of A. Ya. Yafasov. St. Petersburg, 2010. P. 11-40.