Научная статья на тему 'Новые подходы в подготовке кадров для рыбной индустрии России'

Новые подходы в подготовке кадров для рыбной индустрии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ / РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОПАРК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкогон Владимир Алексеевич

В статье описана модель организации «распределенного технопарка», состоящего из научно-учебно-производственных микрокомплексов, которые создаются на основе базовых кафедр и лабораторий технического вуза (на примере рыбной отрасли Калининградской области)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкогон Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в подготовке кадров для рыбной индустрии России»

ш s

I <

со

о

со <

0. LQ

О

Новые подходы в подготовке кадров для рыбной индустрии России

УДК 331.5

В. А. Волкогон

ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, кандидат экономических наук

По мнению футурологов, XXI в. станет веком глобальной экономики, базирующейся на знаниях, основным ресурсом которой является кадровый потенциал образования, науки и высокотехнологичного производства. Одна из основных тенденций современного мирохозяйственного развития состоит в том, что развитые страны, используя аутсорсинг, переносят трудоемкие производства в страны, не обладающие достаточным собственным интеллектуальным потенциалом и потому вынужденные выполнять более тяжелые, энерго- и материалоемкие, экологически «грязные» работы.

Основную долю прибавочной стоимости в современной экономике формирует интеллектуальная компонента (см. рис. 1) [1, 2]. Промышленность США, Японии, Южной Кореи, Финляндии и других экономически развитых стран, благодаря широкому использованию новых знаний, сохраняет динамичный инновационный характер и остается на переднем крае науки и технологий, несмотря на потрясения мировой экономики.

Глобализация, в которую втягивается Россия, отличается от предыдущих этапов развития мировой экономики тем, что в формирующемся всемирном хозяйстве интеллектуальный и финансовый капитал, технологические ресурсы, транспорт и логистика, производство и информационное пространство организуются, а природные ресурсы используются вне зависимости от национальных границ. В этой связи особую роль приобретают вопросы повышения конкурентоспособности российской экономики, обеспечения экономической безопасности, привлекательности страны для инвестиций, для проживания и интеллектуального созидания, что предполагает организацию современной системы общего и непрерывного профессионального образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и находящейся в динамично развивающейся научной среде.

Мировой опыт организации науки и образования свидетельствует о том, что даже при благоприятных экономических условиях понесенные с середины 1980-х гг. Россией потери ученых высшей квалификации, утрату научных традиций нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения ученых. Но национальные приоритеты диктуют необходимость сокращения этих сроков. В соответствии со «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», государственный сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, «основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами,

страны

□ Природные ресурсы СИ Производственный капитал СИ Нематериальные активы

Рис. 1. Роль ресурсов в создании продукции в различных странах мира

Источник: Where is the Wealth of Nations: Measuring Capital for the 21st Century / The World Bank, Washington DC, 2006.

90 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 1/4 спец. вып. (40) 2009

достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации» [3].

Основными принципами образовательной политики должны стать обеспечение доступности образования, повышение его качества, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение участия общества в ее развитии. Эта задача, с учетом рецессии мировой экономики, падения цен на нефть и необходимости секвестрования бюджетных расходов РФ, является в высшей степени сложной. Охвативший мировую экономику спад производства затронул и Россию. Согласно предварительной оценке исполнения федерального бюджета РФ по состоянию на 1 декабря 2008 г, он не будет выполнен по многим направлениям [4]. В соответствии с уточненным прогнозом, план по доходам будет выполнен Федеральной налоговой службой на 96,4%, Федеральной таможенной службой — на 94,3%, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом — на 87,1%. Тренды развития экономических показателей, состояние производственной сферы, инженерной инфраструктуры, транспорта свидетельствуют о возможном в ближайшие годы дальнейшем ухудшении экономических показателей (при условии сохранения низких цен на нефть).

Цена на нефть по разным прогнозам может составить в 2009-2010 гг. от 30 до 70 долл. США за баррель [5]. В таких условиях осложняется решение задач создания в регионах технопарков, требующих крупных капиталовложений, и стратегического планирования их развития. С другой стороны, современные технологии обучения в высших технических учебных заведениях, концентрированной основой которых являются технопарки, предполагают тесную связь науки и производства, подготовку специалистов, максимально адаптированных к реальной экономике.

В данной работе нами предлагается модель организации «распределенного технопарка» путем создания научно-учебно-производственных микрокомплексов на основе базовых кафедр и лабораторий технического вуза, объединенных единой стратегической целью научного и кадрового обеспечения отдельной отрасли экономики страны путем использования научно-технического, производственного и интеллектуального потенциала региона. Предлагаемая модель строится на примере рыбной отрасли РФ и Калининградской области. Она позволяет создать достаточно успешный образовательный комплекс и систему непрерывной подготовки и переподготовки кадров даже в условиях рецессии мировой экономики, оказывающей существенное влияние на стратегические планы долгосрочного развития России, включая развитие науки и инноваций, систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Выделяя национальные, федеральные и исследовательские университеты, реформаторы образования упустили из виду существование вузов, имеющих важное значение для развития реального сектора экономики России. Раньше они назывались «отраслевые головные вузы». Подобные высшие учебные заведения могут оказать существенное влияние на развитие промышленности и сельского хозяйства страны. Подмена их корпоративными вузами целесообразна разве что в нефтегазовой и, частично, в металлургической отраслях промышленности. Вузы других отраслей, по сути, остаются «пасынками», брошенными на произвол российской модели рыночной экономики, поскольку национальный бизнес не слишком охотно инвестирует в образование и НИОКР. Между тем, в Китае, об успехах которого много писалось до начала рецессии мировой экономики, кроме осуществляемого с 1998 г. «Проекта 985», предусматривающего создание 50 университетов

мирового уровня, не меньшее внимание уделяется ^ реализации «проекта 211» (1995 г.), ориентированного

<

на развитие не столько исследовательских универси- т тетов, сколько вузов, имеющих важное значение для ° развития реального сектора экономики. 5

Актуальность развития рыболовного судостроения, ^ технологического переоснащения производственной базы, интенсификации научных исследований и повышения качества подготовки кадров для рыбной отрасли РФ обусловлена тем, что в 1990-2008 гг. объем добычи в стране водных биологических ресурсов сократился примерно в 2,5 раза — с 7,82 млн т до 3,15 млн т, причем свыше 90% производства составляет продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь). По данным Федерального агентства по рыболовству, в 2008 г. освоение общего допустимого улова составило 64% (на 0,8% меньше, чем в 2007 г.), а общий вылов водных биоресурсов в Балтийском море снизился на 12% и составил 32,8 тыс. т — менее половины от общего допустимого улова. В конвенционных районах и открытой части Мирового океана освоение квот вылова водных биоресурсов снизилось на 14,6%, до 210 тыс. т [6]. Вдобавок, производительность труда в целом по рыбной отрасли снизилась за последние 17 лет в стоимостном выражении более чем в 3 раза, а по уловам — в 1,7 раза.

Как следствие, на российском рынке увеличилась доля импортной рыбной продукции (с 24,4% в 1990 г. до 37,5% в 2006 г.), что сопровождалось резким ростом цен на ввозимые продукты — с 480 долл. США за 1 т в 2000 г. до 1570 долл. США в 2006 г., или в 3,3 раза. В 2007-2008 гг. средние цены на рыбу и морепродукты по данным Росстата выросли по стране на 25,5%, причем за последний год — на 15,1%, в то время как в среднем по ЕС увеличение стоимости аналогичных товаров составило 1,6%. При этом, по экспертным оценкам, уже сегодня дефицит полноценного белка составляет свыше 1 млн т, а рост цен на рыбопродукты сопровождается снижением их потребления в России [7].

Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы развития морской индустрии, рыбного хозяйства, обеспечения населения страны морепродуктами, а также вопросы продовольственной безопасности и обеспечения конкурентоспособности отрасли. Например, если в конце 1980-х гг. рыбная отрасль Калининградской области добывала около 1 млн т морепродуктов, то сегодня показатели вылова снизились в 3 раза. На повестке дня — восстановление рыбной отрасли России, так как основные продукты питания на мировом рынке за последние годы подорожали примерно в 2 раза. К тому же один рыбак в море дает работу семерым работникам на берегу.

В последние годы правительство РФ приняло ряд решений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли. В частности, постановлением № 606 «О федеральной целевой программе „Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственно-го комплекса в 2009-2013 годах"» была утверждена программа развития рыбной отрасли [8]. Цель этой программы заключается в обеспечении устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения России на рыбную продукцию при опережающем росте предложения отечественных товаров с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности. Программа предусматривает выделение на развитие отрасли 61,8 млрд руб., из них примерно половина будет направлена на строительство и модернизацию

91

^ научных и рыбопромысловых судов, а остальные сред-I ства — на научные исследования и разработку новых оз производственных технологий.

° Рыбаки получили возможность перейти на уплату 5 единого сельскохозяйственного налога, что привело к ^ существенному снижению налоговой нагрузки на предприятия [9]. Преференцией смогут воспользоваться компании, в которых работают менее 300 человек, а таких в отрасли большинство. У многих компаний появятся средства на модернизацию флота и строительство новых рыбоперерабатывающих предприятий. Кроме того, «налоговую амнистию» получили компании, капитальный ремонт и модернизация рыболовецких судов которых осуществлялись за рубежом. С 1 января 2009 г. рыболовецкие суда обязаны сдавать весь улов на переработку в российских портах, что, по экспертным оценкам, приведет к увеличению объема поставок морепродукции на перерабатывающие предприятия не менее чем на 25%. Продолжительность оформления и государственного контроля в отношении вывоза с таможенной территории РФ уловов, добытых во внутренних морских водах и территориальном море, ограничены 3 часами. Столько же отводится на ожидание оформления и госконтроля уловов, причем отсчет определяется по фактическому времени постановки рыбопромыслового судна к причалу или на якорную стоянку на рейде морского порта.

Однако, в процессе решения актуальных производственных, организационных и финансово-экономических задач, нельзя забывать о главной стратегической цели — о развитии в РФ экономики, основанной на знаниях. Применительно к рыбной отрасли на пути к ее достижению необходимо оптимизировать рыбопромысловую деятельность, создать производства с глубокой переработкой морепродуктов, новые продуктовые линии, обеспечивающие получение высокой прибавочной стоимости и конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

При представлении «Концепции долгосрочного развития России до 2020 года» (КДР 2020) министр экономического развития РФ Э. С. Набиуллина на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2008 года отмечала: «У нас есть много важнейших отраслей, которые мы, безусловно, будем развивать, но ключевой объект инвестиций — не отрасль. Основа долгосрочного развития — инвестиции в человеческий капитал — в образование, науку, здравоохранение, культуру, социальные институты. Планируется обеспечить рост расходов государства на образование с 4,1% до 5,5-6% ВВП» [10]. Наиболее важными из предлагаемых решений являются, по мнению министра, модернизация системы начального и среднего профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров, создание национальных университетов, ускоренное развитие системы непрерывного образования, позволяющих людям приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда, формирование двух десятков научно-образовательных центров мирового уровня, повышение качества преподавания и развитие образовательного кредитования. В связи с этим к корпоративным программам подготовки и переподготовки кадров следует отнести, видимо, и отраслевые институты, которые не избалованы вниманием как Министерства образования и науки РФ, так и региональных органов власти.

До начала 1990-х гг. рыбная отрасль была основным сектором экономики Калининградской области. Она располагала мощнейшим флотом со специализированным рыбным портом, рыбоперерабатывающими производствами, несколькими вузами, НИИ, средними специальными учебными заведениями. Атлантический научно-исследовательский институт рыбной отрас-

92

ли (АтлантНИРО) до сих пор обладает уникальными данными по разведке и промыслу морепродуктов в Мировом океане. Сохранилась и уникальная учебно-тренировочная база для подготовки промысловиков в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ). В последней и в Калининградском морском рыбопромышленном колледже (КМРК) успешно действуют центры переподготовки мореплавателей. Выпускники академии и колледжа востребованы и конкурентоспособны не только на рынке труда Калининградской области, но и во всем регионе Балтийского моря. Однако новые задачи по воссозданию рыбной отрасли, поставленные правительством страны, требуют новых подходов в организации НИОКР и образовательного процесса. Между тем, последние 20 лет наука и образование финансировались по остаточному принципу, что привело к оскудению экспериментальной базы исследований, которая не обеспечивает условия, необходимые для разработки новых технологий в рыбопромысловой и перерабатывающей отраслях, в морской индустрии.

Недостатком современного инженерно-технического и технологического направления образовательной системы в регионах страны является отрыв инженерного и технологического образования от экономического. Очень мало образовательных учреждений, в которых наряду с научной и образовательной средой была бы развита среда производственная, предпринимательская, инновационная. Для инновационного продукта характерны 3 свойства: высокая доля интеллектуальной компоненты в стоимости; защищенная в установленном порядке интеллектуальная собственность, лежащая в основе продукта; востребованность продукта рынком, конкурентоспособность в мировом масштабе. Если в основе первых двух свойств лежат инженерное и технологическое образование, то третье требует знаний о современном рынке. Отметим, что до сих пор два процесса — производство и потребление инноваций — были разделены в пространстве и времени и осуществлялись в различных средах: первое — в НИИ и вузах, реже — на предприятиях, второе — на предприятиях. Причем каждый из этих, по сути, связанных друг с другом и непрерывных процессов осуществлялся отдельно.

В предлагаемой модели организации профессионального инженерно-технического образования научно-образовательные, технико-технологические, производственно-экономические вопросы и непрерывный мониторинг рынка объединяются в интегрированной цепи взаимодействия «технический вуз — НИИ — производство». Цель этой цепочки состоит в подготовке специалистов в тесной взаимосвязи с развитием инноваций, созданием и реализацией инновационной продукции.

Модели инновационной структуры и логистики БГАРФ представлены на рис. 2 и рис. 3. «Краеугольными камнями» этих моделей являются базовые кафедры и лаборатории, своего рода «ядра» микро-учебно-научно-производственных комплексов (МУНПК): кафедра — лаборатория — малое инновационное предприятие (МИП). В качестве предприятий базирования выступают крупные производственные структуры, обладающие высоким инновационным потенциалом, такие как «Лукойл-Калининградморнефть», «Автотор», «Балткран», ДСВ «Транспорт», «Светловский судоремонт» и др. Функции бизнес-инкубатора выполняет инновационно-технологический центр «Балтика» управления инновациями академии, который оказывает также методологическую помощь сотрудникам академии, участвующим в программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Организа-

Инновационная структура БГАРФ

Рис. 2. Модель инновационной структуры Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота

ция студентов, курсантов и аспирантов в рамках программы «У.М.Н.И.К.» Фонда Бортника обеспечивается «Балтийским исследовательским центром» БГАРФ.

По сути, БГАРФ, используя производственные возможности, лабораторное и испытательное оборудование, стендовое хозяйство и другую инженерную инфраструктуру портов, предприятий и организаций Калининградской области и некоторых других регионов страны, создает «распределенный» технопарк. В условиях экономического спада и ограниченности бюджетных ресурсов такой подход является реальной альтернативой классическим технопаркам, позволяя минимизировать вложения во взаимовыгодное партнерство. В результате у БГАРФ появляется обширная диверсифицированная научно-техническая и технологическая база, а партнеры получают высококвалифицированных специалистов, программы подготовки которых согласуются с каждым предприятием. В эти программы включаются до 30% учебных предметов по специализации предприятия. Преподавателями же выступают, в основном, специалисты предприятия-заказчика, имеющие богатый практический опыт и следящие за всеми появляющимися в своих отраслях новинками. Методическая помощь в преподавании оказывается учебно-методическим управлением и управлением инноваций БГАРФ. Постепенно центр тяжести учебного процесса переносится на активные формы обучения — решение изобретательских и производственных задач, подготовка и публичная защита курсовых проектов и эссе, презентации, дискуссии и др.

Как известно, развитие инноваций ограничено со стороны как предложения, так и спроса. В некоторых случаях ограничения могут возникнуть из-за недопони-

мания, несогласованности действий сторон. Предлагаемая модель устраняет подобные ограничения, так как подготовка каждого специалиста, во-первых, носит «штучный» характер, а, во-вторых, ведется с учетом инновационного мировоззрения обеих сторон. Бизнесу предлагаются стимулы к финансированию образовательного процесса и НИОКР, тем более что в российских вузах его доля сравнительно невелика, особенно в сопоставлении с учебными заведениями развитых стран (см. рис. 4), так как повышается не только качество подготовки и обеспеченность специалистами, но и профессиональный уровень сотрудников базовых предприятий, принимающих участие в учебном процессе в качестве преподавателей, за счет повышения и систематизации знаний при подготовке к лекциям, участия в совместных научно-технических семинарах.

По типовому соглашению между БГАРФ и базовым предприятием последнее предоставляет в безвозмездное пользование аудитории для ведения занятий, аппаратуру и оборудование для выполнения исследований и оплачивает заказываемые в рамках отдельных договоров научно-исследовательские, опытно- и проектно-конструкторские работы. Оплата же преподавательской деятельности проводится из средств академии. И здесь появляются новые возможности, как для базового предприятия, так и для академии. Учитывая растущую потребность предприятий Калининградской области в специалистах инженерно-технического профиля, мореплавания, рыбной отрасли и морской индустрии, они могут направлять для учебы в академию целевым назначением выпускников средних школ и средних специальных учебных заведений, принимая на

<

со О

со <

Рис. 3. Логистика инноваций в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота

себя соответствующие затраты на обучение. В этом случае заключается трехсторонний договор на предоставление образовательных услуг, по которому академия обязуется провести обучение, предприятие — оплатить его в установленном порядке, а обучаемый — проработать определенное количество лет после завершения учебы в академии на данном

60%

предприятии. Такая схема позволяет принимать в академию одаренных абитуриентов, что обеспечивает приток в отрасль специалистов из «глубинки» и из бедных семей, которые не способны оплачивать учебу детей. Таким образом, модель «распределенного технопарка» способствует и созданию условий для функционирования «социального лифта».

50% -

40% -

30% -

20%

10% -

0%

56%

55%

45%

0%

Сильные вузы Средние вузы Слабые вузы

Бюджетные средства □ Бизнес, фонды □ Домохозяйства

Рис. 4. Структура финансирования российских вузов (2007 г.) [11]

Типовые соглашения БГАРФ с предприятиями региона, на которых создаются базовые кафедры, представляют собой, по сути, договора с продолженными обязательствами, в которых фиксируются предмет соглашения и обязательства сторон, включая условия, когда после сделки у сторон сохраняются взаимные обязательства по подготовке специалистов и поставке предприятию не только кадров, но и дополнительных услуг по профессиональной переподготовке персонала и ведению НИОКР.

Модель «распределенного технопарка» позволяет академии создать стройную систему поиска и поддержки талантливых детей, привлечения студентов и курсантов к научной работе, направленной на решение конкретных задач реальной экономики. Одновременно резко ограничиваются возможности коррупции. В результате общество получает специалистов, обладающих не только высокими профессиональными и креативными данными, способных успешно решать сложные задачи, но и понимающих безальтернативность развития реальной экономики, отличающихся трудолюбием и высокими моральными устоями. Успех такой организации в значительной степени определяется квалификацией, нравственным и научным авторитетом профессорско-преподавательского состава БГАРФ.

Говоря о проблемах подготовки специалистов морской индустрии и развития отраслевой науки, следует отметить, что в регионе Балтийского моря успешно работает, по крайней мере, десяток морских вузов. Поэтому резонно возникает вопрос о создании в БГАРФ морского еврофакультета, который позволил бы академии органично войти в Болонский процесс, осуществлять массовый обмен студентами и аспирантами, с последующей выдачей двойных дипломов. Соответствующие предварительные переговоры были проведены академией с вузами Германии и Польши. В мае 2009 г. в рамках международной конференции по безопасности мореплавания и подготовке морских специалистов 881ЧГ2009, регулярно проводимой БГАРФ, планируются аналогичные переговоры с морскими вузами других стран региона. Впрочем, и сегодня БГАРФ является конкурентоспособным в регионе Балтийского моря вузом. «Покупатели», в том числе иностранные, поджидают выпускников по морским специальностям буквально «у ворот» академии.

Система высшего образования сыграла значительную роль в развитии экономики страны в послевоенный период. Не менее важную функцию она может выполнить и в сложных условиях мировой рецессии. Но только в том случае, если в России будет остановлена начавшаяся в 1980-е гг. деградация системы высшего инженерно-технического образования. Модель «распределенного технопарка», на наш взгляд, является одним из эффективных и малозатратных механизмов воссоздания научно-производственного потенциала различных отраслей экономики страны на основе реального частно-государственного партнерства.

Сегодня подавляющее большинство региональных вузов не располагают ни современной материальной базой, ни интеллектуальными ресурсами, современными патентными фондами, фондами нормативных документов для организации качественного образовательного процесса, отвечающего требованиям экономики знаний. Модель «распределенного технопарка» позволит им привлечь значительный интеллектуальный потенциал ведущих предприятий региона, использовать их производственную и нормативно-техническую базу, центральные заводские лаборатории, исследовательские подразделения и конструкторские бюро в интересах организации учебного процесса.

В настоящее время ведется работа по разработке нового поколения государственных стандартов и

поэтапному переходу на уровневое высшее профес- ^ сиональное образование с учетом требований рынка ^ труда и международных тенденций развития высшего т образования. Процессы обновления технологий, зна- ° ний происходят стремительно. Поэтому предлагаемая 5 модель подготовки, предполагающая производствен- ^ ную специализацию студентов уже в процессе обучения, в большей степени соответствует динамично изменяющемуся рынку труда, поскольку она обладает повышенной гибкостью и положительно воспринимается представителями бизнеса. Модель может стать основой формирования образовательных программ, системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих сегодняшним и будущим потребностям общества.

Предлагаемая модель «распределенного технопарка» открывает возможность развития корпоративной социальной ответственности, так как она, по сути, является социальной инновацией, основой для реализации общественно значимых проектов. Ресурсы базовых кафедр вуза позволяют организовать, например, информационные сессии по вопросам социальной ответственности бизнеса, предприятий, с одной стороны, образовательного учреждения — с другой и потребительской ответственности — с третьей. В рассматриваемой модели ее субъекты воспринимают бизнес не только как жесткий механизм извлечения прибыли, но и как элемент сложной конструкции социальных взаимодействий, требующей тонкой настройки, в которой ведущую роль, безусловно, играют наука и высшая школа.

В отличие от создававшихся в СССР аналогичных структур, в «распределенном технопарке» взаимодействие происходит без какого-либо административного давления со стороны органов власти, на равных условиях и при полном согласии всех заинтересованных сторон. При этом микро-учебно-научно-про-изводственные комплексы являются своеобразными интерфейсами между научной и предпринимательской средой. Интеграция вузов с производством открывает возможность развития научно-исследовательской деятельности, постепенного превращения учреждений высшего образования в региональные (отраслевые) научные центры, в которых происходит становление представителей местной элиты.

Путь к экономике знаний начинается с организации полноценной системы высшего образования, включающей в себя отбор и подготовку абитуриентов, начиная со средней школы, организацию учебного процесса с применением новейших образовательных технологий и научно-исследовательской базы, непрерывную переподготовку кадров, ориентированную на конкретные производства. В предлагаемую модель органично вписываются муниципальные образования, завершая формирование распространенной в скандинавских странах модели «тройной спирали» инновационного развития [12]. Принятая в них форма организации экономики знаний включает в себя комплекс отношений в системе «университет — промышленность — власть». В Калининградской области роль университета играет БГАРФ, промышленности — ее базовые предприятия, а органов власти — администрации муниципальных образований (рис. 5).

Дело в том, что в силу объективных причин, таких как недостаточная укомплектованность сельских школ высококвалифицированными преподавателями, ограниченный доступ в Интернет, большое количество неблагополучных семей, загруженность детей, вызванная необходимостью помощи родителям на полевых работах, дефицит центров дополнительного образования и др., выпускники сельских школ готовы к обучению в вузе заметно хуже, чем городские абитуриенты. После

95

Рис. 5. Модель «тройной спирали» инновационного развития

первой сессии вузы отчисляют до 80% студентов I курса из числа учащихся сельских школ вследствие невозможности продолжения образования из-за недостаточной подготовки и отсутствия привычки к высоким учебным нагрузкам. Отчисление из вуза приводит к психологическим стрессам бывших студентов, становится для них настоящим моральным ударом. После полугодового пребывания в городе многие из них не желают возвращаться к себе в село и устраиваются на малооплачиваемую работу, оставаясь без родительского присмотра. Некоторые начинают употреблять наркотики, спиртное, пополняя маргинальную среду. Целевой отбор абитуриентов из сельских школ в БГАРФ с использованием механизма МУНПК и участием администраций муниципальных образований позволяет не только существенно повысить мотивацию учащихся средних школ, их успеваемость, но и обеспечить муниципальные образования кадрами. Таким образом, в модель «распределенного технопарка» органично вписывается система среднего и среднего специального образования. Причем если для обеспечения качества абитуриентов БГАРФ еще вчера работала со школьниками начиная с 8 класса (дополнительные занятия, в том числе бесплатные), то сегодня академия планирует понизить планку до учащихся 5-6 классов.

Следует отметить преемственность предлагаемой модели — при сохранении принятой ранее системы обучения фактически выстраивается новая система, ядром которой является сеть базовых кафедр и лабораторий БГАРФ. Преподаватели получают возможность «мягкого» вхождения в новый процесс в течение достаточно продолжительного отрезка времени. Кафедры

старого типа будут либо постепенно закрываться, утрачивая конкурентоспособность, либо они перестроят деятельность в соответствии с требованиями времени.

Литература

1. Where is the Wealth of Nations: Measuring Capital for the 21st Century / The World Bank, Washington DC, 2006.

2. Дмитриев М. Э. Россия 2020: долгосрочные вызовы развития. Публичные лекции «Полит.ш». М., кафе Bilingua 25 октября 2007 г. См. www.csr.ru.

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

4. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета по состоянию на 1 декабря 2008 года.

5. http://www.rbc.ru.

6. http://www.fishcom.ru/page.php?r=21&id=25.

7. http://www.gks.ru.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 606 «О федеральной целевой программе „Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах"».

9. http://www.fishcom.ru.

10. Тезисы к выступлению Министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2008 г. /www.economy.gov.ru/.

11. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной Палаты РФ. Москва, 2007.

12. Jensen C., Tragardh B. Narrating the Triple Helix concept in «weak» regions // Conference paper. 4th International Triple Helix Conference. (Copenhagen Business School (Denmark). 6-9 November, 2002.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.