УДК 626/88 (26)
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА ЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА РОССИИ
В. В. Ивченко*
В. А. Теплицкий
* Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14.
Поступила в редакцию 15.05.2012 г.
В стране взят курс на модернизацию экономики на основе инновационного развития. В эксклавном регионе России — Калининградской области — в послевоенный период вплоть до 1991 г. социальноэкономическое развитие шло высокими темпами благодаря созданию крупномасштабного рыбопромышленного комплекса промышленности. В основу такого успешного развития была положена научно-инновационная деятельность.
В историческом плане анализируется большой положительный опыт инновационного развития рыбопромыслового флота: ввод в эксплуатацию новых судов, новой техники, внедрение инновационных форм организации промысла. Приводятся данные о эффективности этих инновационных мероприятий. Исторический опыт имеет большое значение в условиях возрождения рыбопромышленной деятельности в Калининградской области.
Ключевые слова: рыбопромысловый флот, рыбопромышленные предприятия, инновационное развитие, морское рыболовство, эксклавный регион, Калининградская область.
Активное освоение промысловых биологических ресурсов Мирового океана в послевоенный период было одной из главных доктрин Правительства бывшего СССР в период с 1947 по 1991 г. Ее целью являлось обеспечение населения страны пищевой рыбопродукцией в размере порядка 18,5 кг в год на душу населения. Это был социальный государственный заказ, который был успешно выполнен к 1990—1991 гг. По уровню добычи рыбы и морепродуктов СССР (11 млн т в год) занимал второе место в мире после Японии.
Решающее значение в достижении указанной цели имело интенсивное развитие научно-инновационной деятельности, изучение и широкое промышленное освоение запасов промысловых биоресурсов прибрежных морей страны и отдаленных морских ре-
гионов Мирового океана, а также создание современного (по тем временам инновационного) и хорошо оснащенного морского рыбопромыслового флота и применение инновационных форм организации и управления в его работе. В СССР был накоплен огромный научно-инновационный опыт в морском и океаническом рыболовстве, который во многом послужил толчком для развития морской рыбопромышленной деятельности во многих странах мира. К сожалению, эта прогрессивная хозяйственная деятельность была прервана в кризисные 90-е гг. прошлого столетия. Но данный опыт имеет непреходящее значение для будущего возрождения морского рыбопромышленного развития России и требует исторического осмысления.
Ярким примером инновационного успешного развития морских рыбопромышленных предприятий региона является становление рыбопромышленного кластера Калининградской области. С 1948 по 1991 г. он был основой всего социально-экономического развития этого региона страны. К моменту распада СССР в 1991 г. Калининградский рыбопромышленный комплекс имел в своем составе 23 крупных и средних предприятия (в том числе и рыбные порты); свыше 350 крупнотоннажных судов (включая около 70 единиц транспортных рефрижераторов, пловбаз, танкеров и других типов судов); несколько крупных учебных заведений общесоюзного значения: НИИ, ЦКБ и НПО. В 1991 г. вылов рыбы и морепродуктов судами этого комплекса составил 760 тыс. т, что равнялось объекту годовой добычи рыбы такой мощной морской страны, как Англия.
Распад СССР и последующий за ним затяжной экономический кризис нанесли огромный урон рыбопромышленному комплексу региона. К началу 2012 г. в его составе остались 24 крупно- и среднетоннажных рыболовных морских судна и около 100 малых прибрежных рыболовных судов (тралботов, моторных лодок и др.). Вылов рыбы этим флотом за 2011 г. составил (с учетом и прибрежного рыболовства) порядка 230 тыс. т. В рыбной промышленности области, включая рыбопромысловый флот и предприятия береговой инфраструктуры (порты, рыбокомбинаты, НИИ и учебные заведения и пр.), занято около 11 тыс. работающих. Таким образом, производительность труда в этом комплексе, несмотря на большие потери во время кризиса, остается высокой — свыше 22 т рыбы на одного работающего в год. Это обусловлено инерционными последствиями большого инновационного развития и крупными инвестициями в данную отрасль хозяйства области еще в советский период времени.
В связи с вышесказанным следует проанализировать в исторической ретроспективе всю эволюцию научно-технического и инновационного развития морского рыбопромыслового флота в послевоенный период, вплоть до 1991 г. С определенными допущениями можно обозначить три этапа:
Первый этап (1948—1975 гг.). Формирование массового среднетоннажного сельдяного рыбопромыслового флота типа средних рыболовных траулеров (СРТ). Суда типа СРТ имели водоизмещение от 600
до 800 т, были достаточно просты и надежны в эксплуатации. Но они характеризовались относительно небольшой автономностью плавания. Поэтому для эффективной работы в Северном и Норвежском морях, а также в Северо-Западной Атлантике была использована схема экспедиционной организации промысла, когда уловы и продукция сдавались с СРТ на транспортные суда для отправки в порт непосредственно в районах промысла. Наряду с этим были разработаны и быстро внедрены на судах две весьма эффективные сетевыборочные и сететрясные машины. Эти инновационные факторы позволили почти в десять раз повысить производительность труда рыбаков по сравнению с традиционным рыболовством судами данного типа.
Второй этап (1957—1983 гг.). Формирование крупномасштабного рыбопромыслового флота типа больших морозильных траулеров (БМРТ) кормового траления различных модификаций. Он характерен вводом в эксплуатацию БМРТ с принципиально новым — кормовым — видом траления. Надо заметить, что данный тип судов совершил, образно говоря, революцию в океаническом рыболовстве. Появилась возможность прямо в море на борту судна производить широкий ассортимент готовой мороженой рыбопродукции, консервов и кормовой рыбной муки, что позволило с использованием экспедиционной организации промысла осваивать богатые запасы рыб у побережья Западной Африки, Южной и Юго-Восточной частях Атлантического океана. Первые два судна из серии типа «Пушкин» прибыли в Калининград в 1957 г. и показали высокую эффективность. В последующие годы поступили в эксплуатацию несколько десятков судов БМРТ различных модификаций.
Третий этап (1977—1991 гг.). Формирование сверхкрупного рыбопромыслового флота типа супертраулеров различных модификаций. В этот период в область стали поступать новые мощные супертраулеры серии «Моондзунд», «Штральзунд» и др. Они обладали значительной автономностью плавания и большими производственными возможностями по добыче и обработке рыбы. Оснащение новыми технологическими линиями производственных цехов позволило выпускать широкий ассортимент готовой рыбопродукции и обеспечивать полную утилизацию отходов производства. Благодаря этому и экспедиционной форме организации промысла инновационные суда смогли эффективно осваивать рыбные запасы в отдаленных районах — в Южной Атлантике и ЮВТО.
Для своего времени суда флота СССР обладали высоким инновационным потенциалом, большой производительностью и возможностями осваивать промысловые биоресурсы в отдаленных районах Мирового океана. Благодаря такому техническому потенциалу и широкому проведению морских исследований рыбная промышленность Калининградской области за эти годы сделала мощный рывок в увеличении вылова рыбы и выпуске пищевой рыбопродукции.
Ускоренное инновационное оснащение рыбопромыслового флота и береговой инфраструктуры дало возможность калининградским рыбо-
промышленным предприятиям занять в те годы одно из ведущих мест по росту производительности труда. Этому во многом способствовало и внедрение инновационных форм организации и управления рыбопромышленным флотом на промысле: экспедиционной формы, замены экипажей в море, оперативных штабов управления флотом непосредственно в районах промысла. В результате значительно сократилось время перехода судов из портов в районы промысла и обратно и увеличилось время их нахождения в районах промысловой работы, что позволило резко увеличить производительность рыбопромыслового флота. Наряду с этим в рассматриваемый период осуществлялась широкая инновационная деятельность по подготовке новых технологий и выпуску широкого ассортимента новой пищевой рыбопродукции, совершенствованию судоремонтного производства и др.
Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на большие потери, рыбопромышленный кластер Калининградской области в целом сберег свой потенциал — часть флота, береговую инфраструктуру, науку и образование. Это создает предпосылки с учетом исторического инновационного опыта для сохранения и в определенных масштабах возрождение морского рыболовства в регионе, которое предоставит тысячи новых рабочих мест и обеспечит устойчивое пополнение бюджета области.
Список литературы
1. Гольдман И.М., Теплицкий В. А. Организация коммерческой работы флота и портов рыбной промышленности СССР : монография. М., 1968.
2. Сысоев Н. П. Экономика рыбной промышленности : учебник для вузов. 4-е изд. М., 1989.
3. Сысоев Н. П. Рыбное хозяйство СССР и России (за 1990—1991 гг. — состояние и перспективы). М., 1992.
4. Ивченко В. В. Горизонты морехозяйственного развития российского эксклава (от стагнации к возрождению). Калининград, 2010.
Об авторах
Ивченко Владислав Васильевич, доктор экономических наук, заслуженный работник Высшей школы РФ, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: ivchenko_kantiana@mail.ru
Теплицкий Владимир Абрамович, доктор экономических наук, заслуженный экономист рыбного хозяйства, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: ivchenko_kantiana@mail.ru
THE INNOVATIVE ASPECTS OF FISHING FLEET DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN EXCLAVE REGION
V. V. Ivchenko, V. A. Teplitsky
Immanuel Kant Baltic Federal University 14 A. Nevski St., Kaliningrad, 236041, Russia
Received on May 15, 2012
Our country set a course for economy modernisation on the basis of innovative development. In the post-war period until 1991, the exclave of Russia — the Kaliningrad region — showed high rates of socioeconomic development due to the establishment of a large-scale sea fishing industry. Such success rested on research and innovative activity.
This article analyses the successful innovative development offishing fleet in the historical perspective: placing into operation new vessels, development of new equipment, introduction of innovative forms of fishing organisation. The authors offer data on efficiency of such innovative initiatives. This historical experience is of great importance in the conditions of the revival of fishing activity in the Kaliningrad region.
Key words: fishing fleet, fishing enterprises, innovative development, marine fisheries, exclave region of Kaliningrad Region.
References
1. Goldman, I.M., Teplitsky, V. A. 1968, Organizacija kommercheskoj raboty flota i portov rybnoj promyshlennosti SSSR [The organization of the commercial fishing fleet and the port industry of the USSR], Moscow, Piwevaja promyshlen-nost'.
2. Sysoev, N. P. 1989, Jekonomika rybnoj promyshlennosti [Economics of Fisheries], Moscow, VO «Agropromizdat».
3. Sysoev, N. P. 1992, Rybnoe hozjajstvo SSSR i Rossii (za 1990—1991 gg. — sostojanie i perspektivy) [Fisheries of the USSR and Russia (1990—1991 — Status and prospects)], Moscow, VNIJeRH.
4. Ivchenko, V. V. 2010, Gorizonty morehozjajstvennogo razvitija rossi-jskogo jeksklava (ot stagnacii k vozrozhdeniju) [Horizons of marine economic development of the Russian exclave (from stagnation to recovery)], Kaliningrad, RGU im. I. Kanta.
About authors
Prof. Vladislav V. Ivchenko, honorary professor of higher education of the Russian Federation, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: ivchenko_kantiana@mail.ru
Prof. Vladimir A. Teplitsky, honorary economist of fishing industry, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: ivchenko_kantiana@mail.ru