Научная статья на тему 'Применение мер государственного принуждения и убеждения к законным представителям несовершеннолетних: коллизии правовых норм и интересов'

Применение мер государственного принуждения и убеждения к законным представителям несовершеннолетних: коллизии правовых норм и интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение мер государственного принуждения и убеждения к законным представителям несовершеннолетних: коллизии правовых норм и интересов»

Г.В. Грешнова

Грешнова Галина Владимировна — преподаватель кафедры административного права и процесса

Нижегородская академия МВД России

Применение мер государственного принуждения и убеждения к законным представителям несовершеннолетних: коллизии правовых норм и интересов

Конституция Российской Федерации1 провозглашает, что «основные права и свободы человека и и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения», и гарантирует, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В ст. 7 и ч.1 ст.38 основного закона Российской Федерации закреплено государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений. Государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, то есть в тех случаях, когда родители не в состоянии справиться со своими обязанностями в отношении детей, либо уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей.

Забота о несовершеннолетних, обеспечение и защита их прав и интересов, соблюдение свобод являются приоритетными направлениями деятельности государства.

Конвенция ООН о правах ребенка2 закрепляет приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства.

В выработанном человечеством веками перечне прав и свобод особо выделяют права ребенка. Специфичность этих прав во многом определяется их носителями — дети не обладают такой же самостоятельностью и дееспособностью, как взрослые. В силу этого обстоятельства они нуждаются в особой защите и поддержке взрослых, но, к сожалению, не всегда находят ее у них. Невозможно оспорить тезис о том, что дети — это будущее любой страны, но сейчас это будущее вызывает глубокую тревогу и озабоченность.

Проблему защиты прав ребенка невозможно отделить от проблемы насилия и жестокости в отношении детей. Разнообразные проявления жестокого отношения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического и экономического устройства.

Несмотря на общемировой гуманитарный прогресс, проблема насилия и жестокости в отношении детей не становится менее актуальной. До настоящего времени не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и тем более предупредить проявление жестокости.

Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)3 предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Данная правовая форма воздействия призвана защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Однако в настоящее время есть немало проблем, связанных с теорией и практикой применения ст.156 УК РФ.

Объектом данного преступления является полноценное физическое, психическое и социальное развитие несовершеннолетнего.

Родители или лица, их заменяющие, обязаны, воспитывая своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду, защите Родины, растить достойными членами общества.

Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального физического и психического развития ребенка и формирование его личности.

1 Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции рФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

3 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

Грешнова Г.В. Применение мер государственного принуждения и убеждения.

627

Объективная сторона выражается в бездействии или в действиях, грубо нарушающих права и свободы несовершеннолетних граждан.

Особенностью данного преступления является то, что неисполнение обязанностей должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.

Субъектами преступления являются родители или иные лица, на которых возложены эти обязанности, а равно педагоги, иные работники образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Сложность сбора материалов и расследование уголовных дел данной категории объясняется тем, что признак — невыполнение обязанностей по воспитанию детей — является общим для Кодекса РФ об административных правонарушениях1, Семейного кодекса, далее СК РФ2 и Уголовного кодекса РФ.

Статья 5.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за «неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Во всех случаях родители несут ответственность за свое бездействие, в результате которого происходит ненадлежащее воспитание либо обучение детей, совершение ими правонарушений.

Если КоАП РФ определяет ответственность родителей только за ненадлежащий контроль за поведением ребенка, то основания для привлечения к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ и лишение родительских прав по ст.69 СК РФ сходятся по двум позициям: «родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей и жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними». Однако, принимая во внимание общественную опасность деяний, совершенных родителями в отношении своих детей, в особенности, соединенных с жестоким обращением с ними, необходимо не только освобождать их от возложенных Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ обязанностей по воспитанию, но и привлекать к уголовной ответственности.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что из общего числа собранных материалов по ст.156 УК РФ, до суда доходит не более одной их части.

Как показало изучение, наибольшие трудности у сотрудников органов внутренних дел вызывает проверка обстоятельств и сбор доказательств, подтверждающих жестокое обращение с несовершеннолетними. На практике вопрос о сборе материала по ст.156 УК РФ решается только в том случае, когда жестокое обращение с несовершеннолетними выражается в нанесении ему побоев, причинении травм, причем неоднократно. Хотя любые действия родителей, связанные с неисполнением обязанностей по обучению и воспитанию, причиняющие ему не только физические, но и нравственные страдания, можно считать жестокими.

Еще один важный момент: субъектом преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ являются родители или лица, на которых возложены эти обязанности, однако имеют место случаи жестокого обращения с детьми отчимом, мачехой, сожителем матери или сожительницей отца. Привлечь данных граждан к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми не представляется возможным, в связи с тем, что они не являются субъектами данного преступления. Поэтому целесообразно внести дополнения в статью 156 УК РФ и предусмотреть ответственность вышеуказанных граждан за жестокое отношение с детьми, с которыми они проживают в силу сложившихся обстоятельств.

Кроме того, к сожалению, лишь незначительная часть детей хоть что-то знает о своих правах, но практически никто из них не знает, куда следует обращаться в случаях их нарушения, так как не существует никакого общедоступного и общеизвестного механизма подачи детьми жалоб.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1.

2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1, ст. 16.

628 -

Юридическая техника. 2017. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.