ББК 67.408.011
О.М. Шаганова
Субъект преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ
O.M. Shaganova
The Subject of a Crime Provided for in Clause №156 of the Penal Enforcement Code of Russian Federation
Рассматриваются категории субъектов неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и проблемные вопросы привлечения их к уголовной ответственности. Автором предлагается расширить перечень этих субъектов, включив в диспозицию ст. 156 УК РФ дополнительный субъект преступления. Ключевые слова: уголовное право, несовершеннолетний, специальный субъект преступления, уголовная ответственность, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
The article categories the subjects of neglect of juveniles and the problems of prosecution. The author offers to widen a list of subjects of neglect of juveniles and add another subject of crime in the clause №156 of the Penal Enforcement Code of Russian Federation.
Key words: criminal law; juveniles; special subject of a crime; criminal liability; neglect of juveniles.
Статья 38 Конституции РФ закрепляет положение
о государственной защите материнства, детства и семьи. В последние годы охрана прав и интересов личности несовершеннолетнего от преступных посягательств взрослых приобретает первостепенное значение для нашего государства. Однако на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что количество насильственных преступлений в отношении детей в семье, школе, интернате, детском доме и прочих местах их пребывания не снижается. Так, если в 2004 г. было зарегистрировано 3603 преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), то в 2011 г. эта цифра составила 3635 [1].
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается прежде всего в том, что оно совершается лицами, на которых возлагается обязанность защиты прав и интересов ребенка. Указанные лица не только не выполняют должным образом возложенные на них воспитательные функции, но зачастую и жестоко обращаются с несовершеннолетними, причиняя, тем самым, вред общественным отношениям, обеспечивающим право несовершеннолетнего на воспитание, необходимое для нормального развития. Так как «период несовершеннолетия исключительно важен для становления личности, поскольку именно в это время человек формируется физически и духовно, происходит становление его характера, закладываются основы мировоззрения, формируются его взгляды, убеждения, привычки и наклонности» [2, с. 97], то в результате у детей, подвергшихся насилию, впоследствии вырабатываются мстительность, злобность, агрессивность и проявление в поведении
жестокости, что становится причиной формирования асоциальной установки значительной части подрастающего поколения.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, являются: родители несовершеннолетнего; иное лицо, на которое возложены обязанности по его воспитанию, закрепленные семейным законодательством Российской Федерации; педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним. Как представляется, законодатель, избрав в качестве конструктивного признака данного состава преступления специальный субъект, т.е. лицо, обладающее, наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности (достигшее 16-летнего возраста), и иным дополнительным признаком, предусмотренным в уголовном законе, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, подчеркивает повышенную общественную опасность совершения противоправных действий (бездействий) в отношении несовершеннолетних именно данной категории лиц.
Проанализируем подробнее особенности каждого субъекта рассматриваемого преступления. Согласно ст. 51 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) родителем являются мать и (или) отец, записанные в книге записи рождений. Они обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 63 СК РФ). При осуществле-
Субъект преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ
нии родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (ст. 65 СК РФ). При нарушении этих обязанностей, соединенных с жестоким обращением, для родителя наступает уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.
К примеру, мать была привлечена к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию своего сына и жестокое обращение с ним. Данное преступление выражалось в том, что она не обеспечивала ребенка продуктами питания, местом для сна, не поддерживала в доме чистоту, систематически распивала спиртные напитки в присутствии сына, а также практиковала применение физических наказаний, лишала его пищи, выгоняла из дому1.
Родитель, лишенный родительских прав в соответствии со ст. 70 СК РФ, а также ограниченный в родительских правах на основании ст. 73 СК РФ, не является субъектом данного преступления и, следовательно, не подлежит уголовной ответственности, так как он утрачивает право на воспитание ребенка. В случае дальнейших противоправных деяний такого родителя в отношении своего ребенка его действия следует квалифицировать по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против личности.
На практике возникают проблемы по привлечению к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ лица, проживающего совместно с несовершеннолетним, фактически являющегося отцом ребенка, но юридически не оформленного в таком качестве. Подобные ситуации складываются, когда лица, желая получать больше социальных пособий на несовершеннолетнего, документально оформляют статус «мать-одиночка» (чаще это происходит в неблагополучных семьях, где все деньги тратятся на приобретение спиртного). В таком случае родной отец приходится отчимом собственному ребенку, и при неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенном с жестоким обращением, он не может подлежать ответственности: СК РФ не устанавливает соответствующих обязанностей отчима и мачехи в отношении несовершеннолетних, стало быть им не может быть вменено ни неисполнение, ни ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Также субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, является «иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего». Согласно семейному законодательству к данной категории субъекта относятся усыновители,
1 Архив судебного участка №11 Советского района г. Орска Оренбургской области за 2010 г. Дело .№1-77/2010 г.
приемные родители, опекуны и попечители. В частности усыновитель приобретает родительский статус по отношению к усыновленному согласно ст. 137 СК РФ.
Так, например, Михеева совместно с мужем в 1998 г. усыновила малолетнего ребенка Д. В период с 2002 г. по апрель 2004 г. она ненадлежаще исполняла обязанности по воспитанию сына, периодически его избивала, нанося удары различными предметами по голове и телу, оскорбляла его, унижала человеческое достоинство. За данные действия Михеева была привлечена к ответственности по ст. 156 УК РФ2.
Опекуны и попечители (ст. 148.1 СК РФ, ст. 36 ГК РФ), а также приемные родители (ст. 153 СК РФ) обязаны воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. При нарушении указанных обязанностей, соединенном с жестоким обращением с ребенком, для данных лиц также наступает ответственность по ст. 156 УК РФ.
К примеру, опекун Капашкина признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в отношении несовершеннолетней К. Капашкина не покупала К. одежду, не готовила ей еду, не обеспечила ей нормальное спальное место, условия для обучения. Она же неоднократно привлекала К. с 10-11-летнего возраста к тяжелым, изнурительным работам по дому: уборке всего дома, мытью посуды за всеми, а впоследствии и к приготовлению обеда на всех лиц, проживающих в доме. При невыполнении указанных работ К. наказывалась физически (побоями) или ограничением общения со сверстниками путем принудительного содержания в доме3.
Вместе с тем проблемным является вопрос
о том, как квалифицировать деяния лиц, фактически участвовавших в воспитании ребенка, но на которых законом данные обязанности не возложены, например бабушка и дедушка, если они взяли на временное или постоянное воспитание внука или совместно проживают с родителями ребенка. В семейном праве таких лиц относят к фактическим воспитателям. Под ними понимают тех, кто содержит и воспитывает ребенка, не будучи связанным с ним формальными (оформленными юридическим фактом) отношениями и не наделен такими обязанностями в силу закона [3, с. 11]. Действующая редакции ст. 156 УК РФ не позволяет, однако, привлечь фактических воспитателей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с ним.
Кроме того, вызывает интерес практика применения ст. 156 УК РФ в семье, где воспитываются дети от
2 Архив Рузского районного суда Московской области за 2004 г. Приговор от 28 декабря 2004 г.
3 Архив судебного участка Щелковского судебного района Московской области за 2007 г. Приговор от 14 мая 2007 г.
разных родителей. В случае. если сожители матерей либо отцов не исполняют или ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженные с жестоким обращением в отношении родного ребенка, то такие лица привлекаются к уголовной ответственности по данной статье, а если в отношении неусыновленного пасынка (падчерицы), то они уже не являются субъектами данного преступления, следовательно, чаще всего остаются безнаказанными.
К примеру, Гуров совместно со своей женой Кукалевой не исполняли возложенные обязанности по воспитанию несовершеннолетних Г. (сын Гурова и Кукалевой) и К. (сын Кукалевой). Дети проживали в антисанитарных условиях, у них отсутствовало место для сна и приема пищи, им не оказывалась надлежащая медицинская помощь. Кроме того, Гуров, используя малозначительные поводы, постоянно причинял детям физические и психические страдания, систематически избивая их ремнем1. Несмотря на то, что преступное воздействие осуществлялось в отношении обоих детей, Гуров был привлечен к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ только за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Г., т.е. своего сына. На наш взгляд, указанная ситуация является недопустимой, поскольку отчим, не исполняющий обязанности по воспитанию и допускающий жестокость в отношении родного ребенка, автоматически переносит такую же линию поведения в отношении пасынка (падчерицы).
К следующей группе субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, относятся педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Педагогом является лицо, имеющее необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную соответствующим документом, и выполняющее функциональные обязанности, включающие обучение и (или) воспитание на основании трудового договора.
К другим работникам образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязан-
1 Архив Подольского судебного участка Московской области за 2008 г. Дело №1-59/08.
ного обеспечивать надзор за несовершеннолетним, относят любого работника, осуществляющего свою профессиональную деятельность (профессиональные (функциональные) обязанности) в указанных учреждениях, включая спортивные, досуговые и прочие, в том числе негосударственные (немуниципальные) [4, с. 29]. Например, им может быть медсестра, обслуживающая учреждения для несовершеннолетних, работник культуры, представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [5], сотрудники уголовно-исполнительной системы и т.п.
Поскольку норма является бланкетной, то для привлечения к уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего данной группы субъектов необходимо установить, на основании какого нормативно-правового акта лицо осуществляло свою деятельность и какие функциональные обязанности были им нарушены при жестоком обращении с несовершеннолетним.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное и учитывая выявленные законодательные пробелы, а также мнение практических работников2, полагаем, что круг субъектов неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего необходимо расширить, включив в диспозицию ст. 156 УК РФ дополнительный субъект преступления - лицо, фактически осуществляющее обязанности по воспитанию. Под такими лицами следует понимать: дедушку, бабушку, мачеху, отчима, сестру, брата, тетю, дядю и прочих лиц, которые посягают на объект рассматриваемого преступления.
Как представляется, введение в качестве альтернативы в редакцию статьи такого субъекта преступления позволит повысить эффективность реализации рассматриваемой уголовно-правовой нормы в правоприменительной деятельности, тем самым обеспечив всестороннюю защиту прав и интересов несовершеннолетнего от преступных посягательств.
2 В ходе опроса 61,6% из 383 сотрудников ОВД, суда, прокуратуры из 11 субъектов РФ указали на необходимость расширения круга субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, для того чтобы привлекать к уголовной ответственности лиц, которые фактически выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (дедушка, бабушка, мачеха, отчим, сестра, брат и пр.).
Библиографический список
1. Официальные данные ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mvd.ru/ru.
2. Андрюхин Н.Г., Мишота ВА., Новосельцева Е.А. Ранняя криминализация несовершеннолетних: состояние и проблемы предупреждения : монография. - М., 2005.
3. Кравцова, Л.Н. Семейное право : учебник. - Ростов н/Д., 2008.
4. Особенности квалификации преступлений против семьи и несовершеннолетних : научно-практическое пособие. - Екатеринбург, 2006.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г №120-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - .№26. - Ст. 3177.