Научная статья на тему 'Применение математического моделирования при изучении проблем занятости молодежи в сфере социально-трудовых отношений'

Применение математического моделирования при изучении проблем занятости молодежи в сфере социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОДЫ ВЕРОЯТНОСТНОЙ ОЦЕНКИ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОЖИДАНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ / ADAPTATION / EMPLOYMENT OF STUDENTS / EMPLOYMENT OF YOUTH / MATHEMATICAL MODEL / METHODS OF A PROBABILISTIC ASSESSMENT / PROBABILISTIC APPROACH / PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES / REALIZATION OF OPPORTUNITIES AND EXPECTATIONS / SATISFACTION WITH A PROFESSION / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колачева Наталья Вениаминовна, Кошелева Наталья Николаевна

Введение. Статья посвящена методам вероятностной оценки при исследовании проблем занятости современной молодежи на рынке труда. Обозначена специфика исследований, проводимых в данной сфере. Изучена и проанализирована существующая практика трудоустройства студентов и выпускников вузов, а также возникающие при этом явления и проблемы. Материалы и методы. Для оценки удовлетворенности выпускников вузов своей будущей профессией авторами предлагается использовать разработанную математическую модель, основанную на методах вероятностной оценки. В качестве оптимума в модели используется максимальное качество при всех наибольших оценках, далее анализируется разброс остальных оценок относительно максимальной оценки. Результаты. В статье подробно описывается, как с помощью коэффициента нереализованных возможностей можно оценить удовлетворенность выпускников вузов своей будущей профессией от «полностью не удовлетворен» до «полностью удовлетворен». Авторами произведен комплексный, системный анализ проблемы занятости молодежи в сфере социально-трудовых отношений. Применение специального математического инструментария, адаптированного к целям и задачам исследования, позволило рассчитать характеристики удовлетворенности молодежи своей профессией. Впервые при изучении данной проблемы была определена количественная величина, свидетельствующая о том, доволен ли выпускник вуза своей профессией и реализовал ли он свои ожидания. Обсуждение. В процессе исследования проблем занятости молодежи стало очевидно, что применение традиционных расчетов характеристик удовлетворенности молодежи своей профессией приводит к очень громоздким вычислениям. В данном случае наиболее оптимальным можно считать использование коэффициентов нереализованных возможностей, определение которых основано на методах вероятностной оценки. Заключение. Используемая при исследовании проблем занятости студенческой молодежи и удовлетворенности будущих специалистов выбранной ими профессией математическая модель, основанная на адаптированном математическом инструментарии, позволила существенно упростить данные исследования, не снижая информативности, а также с минимальными затратами осуществить обработку и системный анализ информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колачева Наталья Вениаминовна, Кошелева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MATHEMATICAL MODELLING WHEN STUDYING PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF YOUTH IN THE SPHERE OF THE SOCIAL AND LABOR RELATIONS

Introduction. Article is devoted to methods of a probabilistic assessment at research of problems of employment of modern youth in labor market. Specifics of the researches conducted in this sphere are designated. The existing practice of employment of students and university graduates, and also the phenomena arising thus and problems is studied and analyses. Materials and methods. For an assessment of satisfaction of university graduates with the future profession, authors it is offered to use the developed mathematical model based on methods of a probabilistic assessment. As an optimum in model the maximum quality at all greatest estimates is used, the dispersion of all other estimates of rather maximum assessment is analyzed further. Results. In article it is in detail described how by means of coefficient of unrealized opportunities it is possible to estimate satisfaction of university graduates with the future profession from «completely it isn't satisfied» to «it is completely satisfied». Authors made the complex, system analysis of a problem of employment of youth in the sphere of the social and labor relations. Use of the special mathematical tools adapted for the purposes and research problems allowed calculating characteristics of satisfaction of youth with the profession. For the first time when studying this problem the quantity testifying to be determined, whether the university graduates is happy with the profession and whether he realized the expectations. Discussion. In the course of research of problems of employment of youth it became obvious that application of traditional calculations of characteristics of satisfaction of youth with the profession leads to very bulky calculations. In this case the most optimum can consider use of coefficients of unrealized opportunities which definition is based on methods of a probabilistic assessment. Conclusion. The mathematical model based on the adapted mathematical tools used at research of problems of employment of student's youth and satisfaction of future experts with the profession chosen by them allowed to simplify significantly these researches, without reducing informational content, and also with the minimum expenses to carry out processing and the system analysis of data.

Текст научной работы на тему «Применение математического моделирования при изучении проблем занятости молодежи в сфере социально-трудовых отношений»

05.13.18

УДК 316.472; 51-77

ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2016

Колачева Наталья Вениаминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Кошелева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Введение. Статья посвящена методам вероятностной оценки при исследовании проблем занятости современной молодежи на рынке труда. Обозначена специфика исследований, проводимых в данной сфере. Изучена и проанализирована существующая практика трудоустройства студентов и выпускников вузов, а также возникающие при этом явления и проблемы.

Материалы и методы. Для оценки удовлетворенности выпускников вузов своей будущей профессией авторами предлагается использовать разработанную математическую модель, основанную на методах вероятностной оценки. В качестве оптимума в модели используется максимальное качество при всех наибольших оценках, далее анализируется разброс остальных оценок относительно максимальной оценки.

Результаты. В статье подробно описывается, как с помощью коэффициента нереализованных возможностей можно оценить удовлетворенность выпускников вузов своей будущей профессией от «полностью не удовлетворен» до «полностью удовлетворен». Авторами произведен комплексный, системный анализ проблемы занятости молодежи в сфере социально-трудовых отношений. Применение специального математического инструментария, адаптированного к целям и задачам исследования, позволило рассчитать характеристики удовлетворенности молодежи своей профессией. Впервые при изучении данной проблемы была определена количественная величина, свидетельствующая о том, доволен ли выпускник вуза своей профессией и реализовал ли он свои ожидания.

Обсуждение. В процессе исследования проблем занятости молодежи стало очевидно, что применение традиционных расчетов характеристик удовлетворенности молодежи своей профессией приводит к очень громоздким вычислениям. В данном случае наиболее оптимальным можно считать использование коэффициентов нереализованных возможностей, определение которых основано на методах вероятностной оценки.

Заключение. Используемая при исследовании проблем занятости студенческой молодежи и удовлетворенности будущих специалистов выбранной ими профессией математическая модель, основанная на адаптированном математическом инструментарии, позволила существенно упростить данные исследования, не снижая информативности, а также с минимальными затратами осуществить обработку и системный анализ информации.

Ключевые слова: адаптация, вероятностный подход, занятость молодежи, математическая модель, методы вероятностной оценки, молодые специалисты, проблемы трудоустройства выпускников, реализация возможностей и ожиданий, социально-трудовые отношения, трудоустройство студентов, удовлетворенность профессией.

APPLICATION OF MATHEMATICAL MODELLING WHEN STUDYING PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF YOUTH IN THE SPHERE OF THE SOCIAL AND LABOR RELATIONS

© 2016

Kolacheva Nataliya Veniaminovna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the chair «Higher mathematics and mathematical modeling» Tolyatti state university, Tolyatti (Russia) Kosheleva Natalya Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the chair «Higher mathematics and mathematical modeling» Tolyatti state university, Tolyatti (Russia)

Annotation. Introduction. Article is devoted to methods of a probabilistic assessment at research of problems of employment of modern youth in labor market. Specifics of the researches conducted in this sphere are designated. The existing practice of employment of students and university graduates, and also the phenomena arising thus and problems is studied and analyses.

Materials and methods. For an assessment of satisfaction of university graduates with the future profession, authors it is offered to use the developed mathematical model based on methods of a probabilistic assessment. As an optimum in model the maximum quality at all greatest estimates is used, the dispersion of all other estimates of rather maximum assessment is analyzed further.

Results. In article it is in detail described how by means of coefficient of unrealized opportunities it is possible to estimate satisfaction of university graduates with the future profession from «completely it isn't satisfied» to «it is completely satisfied». Authors made the complex, system analysis of a problem of employment of youth in the sphere of the social and labor relations. Use of the special mathematical tools adapted for the purposes and research problems allowed calculating characteristics of satisfaction of youth with the profession. For the first time when studying this problem the quantity testifying to be determined, whether the university graduates is happy with the profession and whether he realized the expectations.

Discussion. In the course of research of problems of employment of youth it became obvious that application of traditional calculations of characteristics of satisfaction of youth with the profession leads to very bulky calculations. In this case the most optimum can consider use of coefficients of unrealized opportunities which definition is based on methods of a probabilistic assessment.

Conclusion. The mathematical model based on the adapted mathematical tools used at research of problems of employment of student's youth and satisfaction of future experts with the profession chosen by them allowed to simplify significantly these researches, without reducing informational content, and also with the minimum expenses to carry out processing and the system analysis of data.

Key words: adaptation, employment of students, employment of youth, mathematical model, methods of a probabilistic assessment, probabilistic approach, problems of employment of graduates, realization of opportunities and expectations, satisfaction with a profession, social and labor relations, young specialists.

Введение

В современных экономических условиях России одной из самых незащищенных социальных групп является молодежь и, особенно, ее лучшая часть - студенчество. Не работающие студенты очень остро ощущают свое нестабильное материальное положение. Ситуация в стране характеризуется снижением уровня жизни основной массы населения, безработицей, введением новых форм платного образования. Студенты получают достаточно малые стипендии или не получают совсем, что заставляет их искать дополнительные источники доходов. На плечи современных выпускников вузов ложится решение проблем, сложившихся из-за ситуации в стране, ответственность за которые, по сути, должно нести все наше общество. Кроме того, успех либо неудача предпринимаемых попыток совершенствования общества напрямую зависит от того, какими принципами и ценностями обладает молодое поколение страны [1, с. 157]. При сложившихся особенностях реформирования российской экономики руководители все чаще прибегают к сокращению численности занятого в трудовом процессе контингента. При этом количество студентов, обучающихся очно, быстро растет. Увеличивается и число студентов, сочетающих обучение в вузе с работой в различных областях экономики и производства. На сегодняшний день работающих студентов уже несколько миллионов, еще больше тех из них, кто ищет работу. Совмещение обучения и работы стало абсолютно нормальным, массовым явлением. Благодаря возможности работать у студенческой молодежи формируются новые представления об их собственной роли в выбранной профессии, о важности профессиональных достижений в жизни, меняются ориентиры и ценности [2, с. 32].

В недалеком прошлом повсеместно применялась система распределения выпускников, Конечно, эта система не была идеальной и при всех очевидных достоинствах имела свои существенные минусы. Но она давала большинству молодых специалистов уверенность в завтрашнем дне. Теперь мы имеем образование на коммерческой основе, что превращает выживание современного студента в одну из острейших социальных проблем. В данной ситуации трудовая деятельность выступает гарантом финансовой поддержки и одним из элементов защищенности студентов. Пробуя себя в новой роли, а именно: трудовой деятельности в непростых социально -экономических условиях, выпускник вуза неминуемо проходит путь адаптации к социальным институтам, отвечающим за регулирование занятости [3, с. 76]. И если совсем недавно каждому выпускнику образовательного учреждения было гарантировано трудоустройство по специальности, то сейчас, к сожалению, молодые специалисты предоставлены сами себе. Выпускники вузов должны сами заботиться о своем трудоустройстве. Поэтому процесс освоения соответствующих «правил поведения» на рынке труда и занятости сопровождается возникновением множества трудностей [4, с. 172].

Зачастую выпускникам учебных заведений не удается трудоустроиться по специальности. Поэтому им приходится осваивать новую профессию «с нуля». При

этом их трудовая деятельность часто не соответствует профилю полученного образования и основной профессиональной подготовке. Это не может не отражаться на психологическом комфорте. Как следствие у молодых специалистов возникают многочисленные проблемы в психическом и физическом здоровье. Это проявляется в дестабилизации личности, возникновении и нарастании таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность и тревожность [5, с. 130].

Проанализировав имеющиеся научные публикации, можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты на рынке труда: несоответствие спроса и предложения, а именно - сроков подготовки специалистов с быстроизменяющимися условиями рынка труда; неспособность студентов применять полученные теоретические знания на практике; неподготовленность студентов и выпускников к серьезному профессиональному отбору. Также можно отметить такую тенденцию, как нежелание работодателей брать молодых и неопытных специалистов на работу, мотивируя это их неумением принимать самостоятельные решения [6, с. 212; 7, с. 46; 8, с. 94; 9, с. 83; 10, с. 86]. Социальные проблемы студентов и выпускников все больше обостряются в условиях кризиса. Нужно учитывать и тот факт, что получение профессии и начало трудового стажа зачастую совпадает с созданием семьи. Это, по сути, является важнейшей социальной функцией, реализуемой в молодом возрасте. Изучение и анализ данной проблемы показали, что у большей части молодежи преобладают настроения, говорящие о ее нацеленности на жизнь и работу в современных условиях, несмотря на все имеющиеся сложности. То есть, несмотря на все трудности и проблемы, молодое население России смотрит в будущее уверенно.

Материалы и методы

При изучении проблемы занятости молодежи целесообразно применять методы вероятностной оценки. исключая систематические ошибки при сборе и обработке статистической информации [11, с. 39]. Будем оценивать удовлетворенность выпускников вузов своей будущей профессией по пятибалльной шкале. В теории вероятностей среднее значение какой-либо величины соответствует математическому ожиданию [12, с. 5]. Оценки, или баллы, в различных тестах являются дискретными величинами. Поэтому для них можно построить ряд распределения, где каждой оценке соответствуют конкретная вероятность или весовой коэффициент. В математической статистике таким коэффициентом можно считать частость с увеличением п, где п - общее число оценок, п] - количество оценок одного вида или одной величины. Количественно разброс оценок относительно математического ожидания характеризует дисперсия и среднее квадратичное отклонение [13, с. 42; 14, с. 1757].

П I п

В = X(X -т)2р; д = 4В = .£(* -т)2р> . (1)

1-0 V ¡-0

Если рассматривать в качестве оптимума максимальное качество при всех наибольших оценках, то не-

обходимо в задачах определения меры качества анализировать разброс всех остальных оценок относительно максимальной оценки.

Б(т) = И2(о) = X (а - х)р; 3(а) = X (а - х)р..

г-0 V ¿-0 (2)

Таким образом, данные характеристики распределения дискретных случайных величин можно использовать для оценки удовлетворенности выпускников вузов своей будущей профессией.

Примем полную удовлетворенность выпускника вуза своим трудоустройством за ктах, наименьшую - за кт,п. Пусть на отрезке [ктах, ктт] задано k оценок, включая и граничные. Тогда каждая из оценок изменяется с шагом к = (ктах - кт^1к и имеет вероятность рг или статистическую частность где г = 0, 1, 2,.. .к.

Математическое ожидание заданного вариационного ряда дискретных величин находится известным способом:

a

1 = m = X(kmax - ih)P - •

(3)

В данном случае максимальный результат ктах получается при г = 0, рк = 1 и р0 = р1 = = рк-1 = 0, а минимальный ктт, когда р0 =1 и рх = р2 = = рк = 0. Следовательно, математическое ожидание изменяется в пределах от максимального значения к до минимального, то есть ктт < т < ктах. Квадратичное отклонение полученного результата относительно максимального значения ктах находится как корень квадратный из смещенного второго момента, то есть

Wmax ) = =JZh)2 Pk-i

(4)

При этом 0 < д(ктох) < дтоГ ктах - Кт, где ¿=0 при I = 0 и рк=1, р0 = р2 = = рк-1 = 0, что соответствует наилучшему результату. Если 8тах= ктах - ктт , когда ро =1 и р1 = р2 = = рк-1 = 0, то есть при наихудшем результате. Величина д(ктах) характеризует рассеивание оценок относительно максимальной оценки, то есть, другими словами, относительно наилучшего результата.

Интересную концепцию, объясняющую данное явление, предложил родоначальник технического обеспечения качества, успешно применявший эффективные прикладные статистические методы для повышения стабильности технологических процессов и увеличения их производственных возможностей - Гэнити Тагути [15]. Этому ученому принадлежит разработка концепции «шум/сигнал». По мнению Г. Тагути, величина 5(ктах) определяет величину «шума» (рассеивание) относительно показателя наилучшего качества результативности. Математическое ожидание т представляет величину «сигнала».

Результаты

В нашей ситуации отношение «шум/сигнал» будет являться характеристикой нереализованных возможностей испытуемого в пределах от ктах до ктт или у(ктах, ктгП) = 8(ктах)/т. В качестве потерь можно рассматривать нереализованные возможности выпускника вуза, то есть его полную неудовлетворенность своей будущей профессией [16, с. 58].

Если рассеивание равно нулю 8 = 0, то у(ктах, ктт) = 0, то качество анализируемой системы будет максимальным, что соответствует 100 % реализации возможностей. В нашем случае эта величина будет свидетельствовать о том, что выпускник вуза полностью удовлетворен своей профессией и максимально реализовал свои

возможности. Когда д = dmax при одном и том же значении m, то качество полученных результатов минимальное и характеризует полностью нереализованные возможности. Отсюда следует, что коэффициент y(kmax, kmin) определяет нереализованное качество или возможности [17, с. 151]. Для удобства его использования в различных тестах можно провести процедуру нормирования таким образом, чтобы 0 < у "<1,

a

y" = y(k k )/r = ——— r(k - k ) (5)

/ / V max ' mm / / max л I V max mm

1 -a

где

k„

a = ■

k„

(6)

Окончательно 0 < у(а) < 1 при любых 0 < а < 1.

Так как у(а) является коэффициентом нереализованных возможностей и он характеризует неудовлетворенность своей будущей профессией, то нормированный коэффициент г(а) будет характеризовать реализацию возможностей (полное удовлетворение своей будущей профессией) или качество, если на его определение не накладываются дополнительные условия:

r (a) = 1 — r(a) = 1 —

a

1 — a

(7)

Здесь 0 < г(а) <1 при у = 0, г(а) = 1, что соответствует максимальной результативности в любой системе или максимальному качеству. Когда

r = -

1 -a

(8)

a

то есть максимальному значению нереализованных возможностей в данной системе с выбранной точкой отсчета, то г(а) = 0, что характеризует нулевое качество, таким образом, 0 < г(а) <1. Коэффициент г(а) позволяет получить количественную оценку качества по любой системе с произвольным интервалом дискретных оценок, как целочисленных, так и дробных [18, с. 175; 19, с. 116].

Общепринятым считается использование технологии с целочисленной балльной оценкой и единичным шагом. Для подобных случаев имеем:

r"(a) =

a 1 -a

n(1-a) \

Z (n - i)Pn-

i=0

(9)

1 -

q(a) =

a 1 - a

(10)

п(1-а)

I X,2Рп

¿=0 у г

гп(\-а) V

X (п - г)Рп-г

¿=0 у

Здесь п и * - величины наивысшего и низшего балла в системе целочисленных оценок. В том случае, когда г ^ 0, х "" ^ 1 и при г ^ п г(^) ^ 0 . Если в выбранной системе оценок результат считается качественным от п до ул, то показатель качества Q(fi) принимает вид:

Q(P) = q(a) P\X = Z n - i\,

i=0

п(1-Ю

X = Z n-■

i=0

(11)

где в = *усл/п и ¿=0 у является вероятностью

того, что получено определенное количество оценок от п до (усЛ с вероятностями р№ рп-1,., р

n

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i=0

i-0

Окончательно показатель качества принимает вид:

( 1п(1-а) Л

Qi.fi) =

1 -

1 -а

п(1-а)

^ Рп-,

-а)

X (П - ¡)Рп

п(1-А) (12)

X Рп-, ■

¡=0

В принятой нами системе оценок от «полностью удовлетворен» (5) до «полностью неудовлетворен» (2) уровень нереализованных возможностей и коэффициент

2

2

реализации качества г\ — \, при а=— записываются:

2

5

( Г

5

=3 \

X (5 -,) Р5

1 -= 3

(13)

2 ( /з

X (5 - ¡) Р5-,

(14)

Показатель степени удовлетворенности своей будущей профессией в указанной системе оценок преобразуется к окончательному виду: У П-Л

4

^=

1 -

X,2 Р5

X (5 - ,)Р5-,

(Р5 + Р4 ).

(15)

Когда все оценки заключены между 5 и 4, то 0,8333 < Q\4\ < 1, если все оценки находятся в промежутке от 4 до 3, то 0,5555 < Q(3\ < 0,8333 . Для диапазона всех оценок от 3 до 2 0 < Q\2\ < 0,5555.

( 4 ^

Таким образом, показатель Q\~ I качества позволяет ранжировать испытуемых относительно друг друга и устанавливать индивидуальный рейтинг не только в рамках существующих подходов оценки, но и гораздо шире во всем диапазоне шкалы оценок [20, с. 129].

Отдельно можно рассмотреть случай, когда к^ = 0 или а = 0, то есть в систему отсчета входит и нулевое значение. Величина шага h становится равной h = к^ / к Математическое ожидание и смещенный второй момент принимают вид:

т=^шх XkJ¡ Рь -; (16)

¡=0 к

5(к ) = к

V шах ' ш

1

^^(к \ Рк- ■

(17)

Коэффициент вариации или нереализованных возможностей у(ктах,0) становится равным

( ГК->

^(кшах,0) =

X (,)2 Р.

X (К- 1 ) РК

(19)

В технологиях с целочисленной балльной оценкой и единичным шагом последнее соотношение можно записать так:

у(п,0) =

X (п - ¡)Рп ^ ¡-0 ^ . (20) Оно соответствует полученным ранее выражениям, поэтому остальные зависимости также имеют смысл, при а = 0.

Обсуждение

Таким образом, разработанный математический аппарат позволяет упростить процедуру обработки и анализа данных и решать другие прикладные задачи в разных сферах деятельности человека [21, с. 162]. Результатом применения метода вероятностной оценки, разработанного профессором Зибровым Петром Федоровичем, является объективный анализ ситуации в сфере занятости студенческой молодежи и удовлетворенности молодых специалистов выбранной ими профессией. Все предыдущие попытки изучения и анализа проблем в данной области давали на выходе узконаправленную количественную информацию. Применение вышеизложенного инструментария позволило точно рассчитать характеристики удовлетворенности молодежи своей профессией и комплексно проанализировать проблему занятости молодежи в сфере социально-трудовых отношений. Впервые при изучении данной проблемы была использована величина, свидетельствующая о том, насколько полно выпускник вуза удовлетворен своей профессией и реализовал ли он свои возможности в сфере профессиональной деятельности.

Имеющиеся на данный момент проблемы, с которыми современные студенты ежедневно сталкиваются на рынке труда, а именно: несоответствие спроса и предложения; неспособность студентов применять полученные теоретические знания на практике; неподготовленность студентов и выпускников к серьезному профессиональному отбору; нежелание работодателей брать молодых специалистов на работу из-за отсутствия у них опыта и неумения принимать самостоятельные решения, представляют собой довольно значительный по объему комплекс. Применение традиционных характеристик удовлетворенности молодежи своей профессией приводит к очень громоздким вычислениям [22, с. 236]. В данном случае оптимальным можно считать использование метода нереализованных возможностей, опирающегося на вероятностные оценки.

Заключение Таким образом, построенная при исследовании проблем занятости студенческой молодежи и удовлетворенности будущих специалистов выбранной ими профессией математическая модель, основанная на адаптированном математическом инструментарии, в основе которого лежит принцип максимизации функции цели по критериям качества, позволила существенно упростить исследования в этой области, не снижая информативности, а также осуществлять обработку и системный анализ данных.

В заключение отметим, что наблюдаются существенные позитивные сдвиги со стороны государственной политики в решении вопросов молодежной сферы. А именно - расширение круга задач, касающихся проблем молодежи и студентов, решаемых на уровне федеральных и региональных программ. Также более активными стали действия по решению проблем занятости молоде-

а

-0

/

¡-0

1-0

жи [23]. Все это, несомненно, способствуют решению вопросов, встающих перед данной категорией населения России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Файзуллина Л. Ф. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях современного рынка труда // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 10. С. 156-164.

2. Харченко К. В. Диагностика удовлетворенности трудом при регулировании социально-трудовых отношений // Социологические исследования. 2013. № 7. С. 32-38.

3. Кошелева Н. Н. Адаптивная технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти : 2006. 181 с.

4. Мухина М. Г. Студенческая мобильность как фактор повышения качества обучения и адаптации студентов к современным условиям рынка труда // В сборнике: Интеграция науки, образования и бизнеса в целях развития туризма и сервиса: проблемы и перспективы. Современные формы организации и эффективные технологии подготовки специалистов сферы сервиса и туризма в условиях инновационной экономики. Материалы международной научно-практической и методической конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2014. С. 172-175.

5. Ворона М. А. «Перекресток семи дорог»: жизненно-стилевые стратегии работающих студентов // Отечественный журнал социальной работы. 2013. № 1. С. 130-138.

6. Гаврилова Н. В. Социально-психологическая характеристика рынка труда // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 210-220.

7. Албитова Е. П., Каплина С. Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 46-49.

8. Меренков А. В., Шаврин В. С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 94-103.

9. Варламова А. В. Адаптация студентов к современным условиям рынка труда // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2012. № 4 (23). С. 83-87.

10. Филиогло Л. Д. Занятость молодежи как фактор социально-экономического развития региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. 2014. № 12 (декабрь). С. 86-90. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14350.htm.

11. Лапина Т. И. Построение моделей для анализа и интерпретации экспериментальных данных // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2008. Т. 6. № 4. С. 38-44.

12. Доугерти К. Введение в эконометрику. Пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 1999. 402 с.

13. Зибров П. Ф., Колачева Н. В., Кошелева Н. Н. Содержательные и функциональные аспекты текущего контроля при проектировании модулей педагогических технологий // Наука и образование : VIII Международ. науч.-практ. конф. Днепропетровск : 2005. С. 42-45.

14. Зибров П. Ф. Вероятностный подход к оценке характеристик состояния экосистем по показателям нереализованных возможностей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 15. № 1-6. С. 1756-1760.

15. Genichi Taguchi. Management by Total Results.

1966.

16. Кошелева Н. Н., Никитина М. Г. Метод моделирования в социологии // В книге: Математика в современном мире. Материалы Международной конференции, посвященной Д. А. Граве. С. 58-61.

17. Зибров П. Ф. Зиброва О. Г. Математическая модель обобщенной вероятности оценки функционирования многопараметрических объектов по показателям нереализованных возможностей // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 1. С. 151-154.

18. Павлова Е. С., Никитина М. Г. Использование графических техник при подготовке материалов для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Высшая математика» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 4. С. 174-180.

19. Палферова С. Ш., Крылова С. А., Калуко-ва О. М. Использование дифференциальных уравнений для моделирования реальных процессов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2005. Т. 10. № 2. С. 114-118.

20. Зиброва О. Г., Зибров П. Ф. Математическая модель вероятностной оценки процесса формирования компетентности обучаемых // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2013. № 2 (28). С. 128-134.

21. Зибров П. Ф., Колачева Н. В. Математическое моделирование и математическая оценка результативности педагогических процессов на основе методов главных компонент // В сборнике: Практика использования естественнонаучных методов в прикладных социально-гуманитарных исследованиях (сборник материалов методического семинара). Тольятти. 2014. С. 162-176.

22. Кошелева Н. Н., Батраева Г. В. Применение метода вероятностной оценки при изучении проблем занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Практика использования естественнонаучных методов в прикладных социально-гуманитарных исследованиях. Сборник материалов научно-методического семинара. Часть 2. 2014. С. 234-244.

23. Луков В. А. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации // Сборник документов / Под общ.ред. проф. В. А. Лукова. Ч. 1. М. : Госкомитет РФ по молодежной политике: Институт молодежи, 2012.

REFERENCES

1. Faizullina L. F. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya studentov v usloviyakh sovremennogo rynka tru-da (Students social and psychological adaptation on modern labor market), Nauchnye problemy gumanitarnykh issledova-nii, 2010, No. 10, pp. 156-164.

2. Kharchenko K. V. Diagnostika udovletvorennosti trudom pri regulirovanii sotsial'no-trudovykh otnoshenii (Diagnostics of satisfaction with work at regulation of the social and labor relations), Sotsiologicheskie issledovaniya, 2013, No. 7, pp. 32-38.

3. Kosheleva N. N. Adaptivnaya tekhnologiya kon-trolya i otsenki rezul'tatov obucheniya studentov vuza (Adaptive technology of control and assessment of results of training of students of higher education institution), dis. ... kand. ped. nauk, Tol'yatt, 2006, 181 p.

4. Mukhina M. G. Studencheskaya mobil'nost' kak faktor povysheniya kachestva obucheniya i adaptatsii studen-tov k sovremennym usloviyam rynka truda (Studencheskaya mobility as a factor of improvement of quality of training and adaptation of students to modern conditions of labor market //

In the collection), V sbornike: Integratsiya nauki, obrazova-niya i biznesa v tselyakh razvitiya turizma i servisa: problemy i perspektivy. Sovremennye formy organizatsii i effektivnye tekhnologii podgotovki spetsialistov sfery servisa i turizma v usloviyakh innovatsionnoi ekonomiki. Materialy mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi i metodicheskoi konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava i aspirantov, Belgo-rodskii universitet kooperatsii, ekonomiki i prava, 2014, pp. 172-175.

5. Vorona M. A. «Perekrestok semi dorog»: zhiznen-no-stilevye strategii rabotayushchikh studentov («Intersection of seven roads»: vital and style strategy of the working students), Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty. 2013. No. 1, pp. 130-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gavrilova N. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya kha-rakteristika rynka truda (Social and psychological characteristic of labor market), Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie, 2012, No. 4, pp. 210-220.

7. Albitova E. P., Kaplina S. E. Sushchnost', faktory, mekhanizmy, kriterii protsessa sotsial'noi adaptatsii studentov vuza (Essence, factors, mechanisms, criteria of the process of social adaptation of students of the university), Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya, 2015, No. 4 (13), pp. 46-49.

8. Merenkov A. V., Shavrin V. S. Kakoi spetsialist vostrebovan na rynke truda: mnenie rabotodatelei i studentov (What expert is demanded in labor market: opinion of employers and students), Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2015, No. 1, pp. 94-103.

9. Varlamova A. V. Adaptatsiya studentov k sovre-mennym usloviyam rynka truda (Adaptation of students to modern conditions of labor market), Vestnik Assotsiatsii VU-Zov turizma i servisa, 2012, No. 4 (23), pp. 83-87.

10. Filioglo L. D. Zanyatost' molodezhi kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (Employment of youth as factor of social and economic development of the region), Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kont-sept» [Elektronniy resurs]. 2014, No. 12, pp. 86-90. Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2014/14350.htm.

11. Lapina T. I. Postroenie modelei dlya analiza i in-terpretatsii eksperimental'nykh dannykh (Creation of models for the analysis and interpretation of experimental data), In-formatsionno-izmeritel'nye i upravlyayushchie system,. 2008, T. 6, No. 4, pp. 38-44.

12. Dougerti K. Vvedenie v ekonometriku (Introduction to econometrics), Per. s angl., M., INFRA-M, 1999, 402 p.

13. Zibrov P. F., Kolacheva N. V., Kosheleva N. N. Soderzhatel'nye i funktsional'nye aspekty tekushchego kon-trolya pri proektirovanii modulei pedagogicheskikh tekhno-logii (Substantial and functional aspects of the current control at design of modules of pedagogical technologies), Nauka i obrazovanie: VIII Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Dnepropetrovsk, 2005. pp. 42-45.

14. Zibrov P. F. Veroyatnostnyi podkhod k otsenke kharakteristik sostoyaniya ekosistem po pokazatelyam nerea-li-zovannykh vozmozhnostei (Probabilistic approach to estimation of characteristic of state of ecosystems using of indicators of unrealized possibilities), Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2014, T. 15, No. 1-6. pp. 1756-1760.

15. Genichi, Taguchi. Management by Total Results.

1966.

16. Kosheleva N. N., Nikitina M. G. Metod modeliro-vaniya v sotsiologii (Metod of modeling in sociology), V

knige: Matematika v sovremennom mire. Materialy Mezhdu-narodnoi konferentsii, posvyashchennoi D. A. Grave, pp. 58-61.

17. Zibrov P. F. Zibrova O. G. Matematicheskaya model' obobshchennoi veroyatnosti otsenki funktsionirova-niya mnogoparametricheskikh ob"ektov po pokazatelyam ne-realizovannykh vozmozhnostei (Matematicheskaya model of the generalized probability of an assessment of functioning of multiple parameter objects on indicators of unrealized opportunities), Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatish-cheva, 2016, T. 2, No. 1, pp. 151-154.

18. Pavlova E. S., Nikitina M. G. Ispol'zovanie grafi-cheskikh tekhnik pri podgotovke materialov dlya samostoya-tel'noi raboty studentov po distsipline «Vysshaya matematika» (Use graphic the technician by preparation of materials for independent work of students on discipline «Highest mathematics»), Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestven-nykh nauk, 2009, No. 4, pp. 174-180.

19. Palferova S. Sh., Krylova S. A., Kalukova O. M. Ispol'zovanie differentsial'nykh uravnenii dlya modelirova-niya real'nykh protsessov (Use of the differential equations for modeling of real processes), Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova, 2005, T. 10, No. 2. pp. 114-118.

20. Zibrova O. G., Zibrov P. F. Matematicheskaya model' veroyatnostnoi otsenki protsessa formirovaniya kompe-tentnosti obuchaemykh (Matematicheskaya model of a probabilistic assessment of process of the formation of competence of students), Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, 2013, No. 2 (28), pp. 128-134.

21. Zibrov P. F., Kolacheva N. V. Matematicheskoe modelirovanie i matematicheskaya otsenka rezul'tativnosti pedagogicheskikh protsessov na osnove metodov glavnykh component (Mathematical modeling and a mathematical assessment of productivity of pedagogical processes on the basis of methods main a component), V sbornike: Praktika is-pol'zovaniya este-stvennonauchnykh metodov v prikladnykh sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniyakh (sbornik materia-lov metodi-cheskogo seminara), Tol'yatti, 2014, pp. 162-176.

22. Kosheleva N. N., Batraeva G. V. Primenenie metoda veroyatnostnoi otsenki pri izuchenii problem zanyatosti studencheskoi molodezhi v sfere sotsial'no-trudovykh otno-shenii (Primeneniye of a method of a probabilistic assessment when studying problems of employment of student's youth in the sphere of the social and labor relations), Praktika is-pol'zovaniya estestvennonauchnykh metodov v prikladnykh sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniyakh. Sbornik materia-lov nauchno-metodicheskogo seminara. Chast' 2, 2014, pp. 234-244.

23. Lukov V. A. Gosudarstvennaya molodezhnaya po-litika v zakonodatel'stve Rossiiskoi Federatsii (The state youth policy in the legislation of the Russian Federation), Sbornik dokumentov, pod obshch. red. prof. V. A. Lukova, Ch. 1, M. : Goskomitet RF po molodezhnoi politike: Institut molodezhi, 2012.

Дата поступления статьи в редакцию 12.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.