УДК 316 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-26-32
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПОТРАВНАЯ ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: potr195@gmail.com
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),
проект №14-32-01024
В статье рассматриваются методические подходы к исследованию поведения современной молодежи при трудоустройстве, предложена классификация методов изучения поведения молодых специалистов на рынке труда. Молодежь наиболее уязвима в вопросах занятости и сталкивается с трудностями, приводящими к переориентации социальной значимости профессии. Для мониторинга молодежного рынка труда предлагается использовать следующие методы: методы, основанные на личном контакте; методы, основанные на информационных технологиях, социологические исследования; проверочные работы и активные формы обучения в вузах, психологические тесты. Особый акцент делается на применение социологических методов исследования как одной из форм самоконтроля студентов в рамках ком-петентностного подхода. Разработаны рекомендации по изучению молодежного рынка труда на основе применения социологических методов исследования в рамках компетентностного подхода для самооценки молодых специалистов. Применение социологических методов исследования способствует пониманию и анализу факторов, влияющих на мотивацию трудовой деятельности современных студентов и соискателей на рынке труда, а также предлагается использовать у студентов с целью мониторинга умения самостоятельно оценивать свои компетенции и их коррекции с учетом спроса и предложения на рынке труда. На основе социологических опросов установлена противоречивость поведения студентов на современном рынке труда, проявляющаяся, с одной стороны, в желании трудиться с целью получения опыта и материального дохода, а с другой - в пренебрежении как к трудовой деятельности по выбранной специальности, так и к труду вообще. Полученные результаты исследований свидетельствует о необходимости внедрения методики самооценки студентами получаемых компетенций.
Ключевые слова: трудоустройство молодежи, молодежный рынок труда, компетентностный подход, социологические методы исследования
Введение.
Одна из наиболее обсуждаемых, спорных и пропагандируемых тем современной действительности - профессиональное становление и занятость молодежи. Молодой возраст по своим физиологическим характеристикам отличается высоким уровнем восприятия информации и адаптации к новым условиям. Во время молодости закрепляются ценностные ориентиры, которые носят всеобщий характер для всей страны. Молодежь обладает высокой степенью мобильности, с большой охотой выражает свою общественную позицию и способна влиять на формирование экономического сознания. В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», утвержденных Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г., ставится задача повышения качества профессионального об-
разования в соответствии с современными требованиями экономики и общества. При этом удельный вес численности выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, намечено увеличить с 40 % в 2011 г. до 55,6 % в 2018 г. [1]. Особая значимость подобных исследований связана с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшей школы, в основе которых лежит компетентностный подход.
Основная часть.
В сложных условиях экономического кризиса и политического обострения отношений с странами Западной Европы и США, Правительство РФ предпринимает определенные шаги по поддержке талантливой молодежи и формированию того человеческого потенциала, который обеспечит про-
рывное развитие страны в будущем. Развитие человеческого капитала требует прежде всего эффективных форм работы с талантливой молодежью. На праздновании Дня Знаний в инновационном образовательном учреждении «Сириус» подчеркнули значимость образовательных комплексов для ребят и для страны, именно такие учреждения должны стать «ключевым звеном в нашей общенациональной системе поддержки талантливых, деятельных ребят, служить ориентиром для всех регионов, задавать современные стандарты для школ с углубленным преподаванием отдельных предметов». На данном мероприятии отметилось, что в истории развития Российской Федерации примеров работы с талантливыми детьми очень много: Артек, Орленок, Океан. На современном этапе они дополнены новыми интересными формами работы с более взрослой молодежью: молодежные смены на Селигере, встречи президента и премьера со студентами [2].
Молодежь после окончания школы предпочитает сразу поступать в институт только с целью получения высшего образования без привязки к конкретной профессиональной деятельности, не задумываясь о дальнейшей профессиональной подготовке. Многое в таком подходе объясняется и ген-дерным признаком, девушкам всегда были важнее семейные ценности, а образование было как дополнение, которое воспринималось как важная и необходимая статусная вещь. Доминирующая тенденция получения высшего образования сразу после средней специальной подготовки диктует свои правила подготовки специалистов высшего звена. У абитуриентов нет опыта работы по выбранной специальности, а у большинства вообще нет представления о таком понятии как работа, и в вуз многие идут не за конкретной специальностью, а с целью только получить диплом о высшем образовании, чтобы без труда найти работу. Такое поведение молодого специалиста можно заметить на рынке труда, в ситуации наличия только диплома вуза соискатель хочет получить перспективную работу с зарплатой выше рыночных ожиданий.
В последнее время возрастает количество публикуемых исследований молодежного рынка труда: исследования в СМИ, вузовские кадровые агентства, поддержка государства и выделение грантов на изучение молодежного рынка труда, собственные исследования кадровых агентств. Особое значение в росте интереса к исследованию поведения на рынке труда проявляют крупные компании. Штат таких компаний позволяет проводить масштабные внутренние проекты по исследованию поведения на рынке труда, трудового пове-
дения реальных сотрудников с целью удовлетворения своих кадровых интересов в качественной рабочей силе. Такое явление, как молодежная занятость изучается методами различных научных дисциплин: наряду с методами экономики и социологии, используется методическая база психологии, истории, социальной антропологии, социальной психологии и др. Такой междисциплинарный подход можно заметить в работах разных современных ученых. Например, лауреат нобелевской премии в области экономики Д. Канеман в своих работах использует методы психологии для объяснения экономических явлений и законов [3].
В исследовании поведения молодых специалистов на рынке труда можно использовать следующие методы.
1. Метод вторичных данных: работа с уже полученными и проанализированными результатами исследований. Примеры: исследования института социологии РАН; исследования ВЦИОМ.
2. Статистическая информация: статистическая информация, получаемая из государственных органов. Примеры: информация о безработице, уровень трудоустроенных и т. д.
3. Методы, основанные на личном контакте между интервьюером и респондентов. Примеры: метод собеседования.
4. Методы, основанные на информационных технологиях. Применение технических средств для изучения поведения опрашиваемого. Примеры: полиграф, компьютерные тренажеры.
5. Социологические исследования, проводимые с целью изучения общественного мнения. Пример: выявление мотивационных установок студентов.
6. Проверочные работы и активные формы обучения в вузах. Использование интерактивных форм обучения для определения установок студентов. Примеры: метод презентаций, метод кейс-стадии.
7. Психологические тесты. Использование психологических тестов для определения направленности личности. Пример :16-факторный личностный опросник Кеттела.
8. Математические способы моделирования поведения. Использование математического инструментария для моделирования поведения. Пример: прогноз количества выпускников в 2017 г.
Подбор предложенных методов сделан на основе междисциплинарного подхода и конкретно для целей исследования молодежного сегмента на рынке труда. При изучении поведения на рынке труда наиболее целесообразно применение нескольких способов исследования конкретного рес-
пондента. Такой подход можно наблюдать в практике специалистов по управлению персоналом кадровых агентств и крупных компаний, которые на современном этапе стараются задействовать все возможные средства для подбора потенциальных сотрудников. Главным при оценке потенциального работника является получение определенной информации, которая позволяет выявить реальные особенности экономического поведения личности. Использование методов изучения молодежного рынка труда и поведения молодых специалистов при поиске работы обусловлено теми задачами, которые ставятся при проведении конкретных исследований. Наиболее комплексно к изучению проблемы поведения студентов и выпускников на рынке труда помогает подойти использование целой группы методов, которые только в совокупности могут представить объективную информацию о поведении студентов и выпускников на рынке труда.
Особо важным подходом к анализу поведения на рынке труда является индивидуальное изучение поведения на рынке труда, в рамках данного подхода используются такие инструменты, как собеседование, психологические тесты, компьютерные тренажеры. Особенность изучения экономического поведения на рынке труда связана с применением индивидуального подхода к каждому социальному субъекту. Массовые исследования позволяют выявить определенные тенденции. Сегментирование молодых специалистов на определенные группы при отсутствии основных показателей для выделения групп крайне затруднительно. С этой целью исследователям легче описать модель поведения молодых специалистов, их трудовые стратегии, чем представить «потребительский портрет», как это происходит в маркетинговых исследованиях. Следует отметить, что многие проводимые исследования опираются на незначительную выборку. Выборочная совокупность исследования может достигать всего лишь 100 человек, такое обстоятельство не мешает доказать репрезентативность выборки. Качественная интерпретация таких данных будет говорить только о тенденциях в поведении, а не о закономерностях.
Для моделирования поведения социальных субъектов рынка труда недостаточно одних статистических данных, нужно опираться на результаты глобальных социологических исследований и социально-исторического опыта. По утверждению Д. Н. Константиновского, время предъявляет новые требования к работнику: он должен получить в системе образования такую подготовку, чтобы быть способным совершенствовать и изменять
свою квалификацию, следуя за переменами на рынке труда [4]. Вместе с тем, одних только профессиональных качеств недостаточно, требуется готовить гражданина, ответственного за будущее своей страны, своей семьи, за собственную жизненную траекторию. Чрезвычайно важно и то, что молодым людям должны быть предоставлены возможности для самореализации, выбора своей образовательной и профессиональной траектории в соответствии со своими способностями, наклонностями, устремлениями.
Особую значимость анализа поведения молодых специалистов придает переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшей школы, в основе которых лежит компетентностный подход. Разработанные компетенции по своей сути отвечают современным стандартам рынка труда. Однако такие изменения вызывают все больше дискуссий среди работодателей и профессорско-преподавательского состава. Переход на обучение по компетентностному подходу, безусловно, необходим, но трудности, возникающие в процессе обучения по данному стандарту, могут поставить в тупик и преподавателей, и студентов. Для улучшения подготовки бакалавров и магистров, на наш взгляд, следует ранжировать представленные компетенции по степени важности. Также необходимо внедрение системы оценивания полученных компетенций. Это нужно не только преподавателям при проверке студентов, но и самим студентам. Система самооценки поможет студентам в профессиональной социализации и объективной оценке своих плюсов и минусов. Показатели трудоустройства выпускников свидетельствуют об эффективной работе вузов и формируют положительный имидж института в образовательной сфере.
Статистические органы разного уровня постоянно пополняют свои базы актуальными показателями безработицы. Так, по данным федеральной службы государственной статистики, среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет уровень безработицы в декабре 2014 г. составил в среднем 14,9 %, что в 3,5 раза превышает уровень безработицы населения в возрасте 30-49 лет. Средний возраст безработных в декабре2014 г. составил 35,6 года; среди них молодежь до 25 лет составляет 26 %, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,5 %; 20-24 года - 22,5 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,5%) и 20-24 года (13,8 %). По сравнению с декабрем 2013 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 3 процентных пункта, в возрасте 20-24 года - на 1,5 процентного пункта [5]. Но для моделирования поведения соци-
альных субъектов рынка труда недостаточно одних статистических данных, нужно опираться на результаты глобальных социологических исследований и социально-исторического опыта.
Применение компетентностного подхода в обучении сводится к расширению границ знаний, навыков и умений, необходимых непосредственно для производительного труда и жизнедеятельности в целом. Замена узких понятий о производственных знаниях и умениях - полной гаммой знаний, навыков и умений, в том числе необходимых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, снижения экологического риска, выполнения активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда, означает максимальный и всесторонний учет интересов человека и поддержание его в процессе развития [6].
Социологические методы исследования необходимо выделять как одну из групп методов, предназначенную для сбора информации о тенденциях в поведенческих установках социальных субъектов на рынке труда. Главной целью социологических исследований является получение информации о наиболее значимых компетенциях для молодых специалистов, а также анализ желаемых путей профессионального и личностного развития. Так же подобные исследования направлены на выявление основных аспектов понимания «полезности» в экономическом поведении на рынке труда. Понятие «полезности» у молодого специалиста начинается с субъективной оценки выбранной специальности и осознания значимости получения высшего образования. Степень полезности высшего образования у респондентов, которые получают образование только ради диплома, будет разным по сравнению с теми, кто считает образование неким отличительным знаком интеллектуально-аналитических способностей человека. Выявление подобных установок помогает смоделировать стратегии поведения молодых специалистов и предугадать модели поведения с работодателями. Восприятие степени «полезности» может являться категорией для ранжирования типов экономического поведения на рынке труда. Ценностные установки студентов и выпускников должны быть в едином консенсусе с требованиями рынка труда и результатами итоговой аттестации, проводимой учебным заведением. Социологические исследования также способствуют повышению самооценки студентов и выпускников и значимости их мнения для образовательного процесса. Надо отметить, что подобные
исследования направлены на самооценку, самоконтроль, самоанализ:
- самооценка для возможности оценки соб-
ственной профессиональной подготовки;
самоконтроль для возможности контроля
собственных действий по профессиональному росту;
- самоанализ для возможности анализа соответствия своей подготовки и выдвигаемых требований на рынке труда.
В шкале самооценки предлагается использовать следующие компетенции: физическая подготовка, коммуникативные качества, качества развития личности, лидерство, добросовестность, профессионализм, иностранные языки, умение работать с информацией. Выделенные компетенции можно назвать основными ценностными приоритетами современных молодых специалистов при выходе на рынок труда. Более глубокое изучение целевой аудитории поможет сформулировать стратегии экономического поведения, что внесет практический вклад в выстраивание коммуникаций между работодателями, учебными заведениями, преподавателями, государством и самими студентами.
Результаты подобных исследований полезны не только самим студентам, но и работодателям, преподавателям и структурным подразделениям вузов. Работодатели могут более подробно оценивать как единичных соискателей, так и отдельные группы на предмет стратегии поведения на рынке труда. Центры занятости вузов собирают подобную информацию для формирования статистической информации о потребителях образовательных услуг. Это может способствовать разработке индивидуального плана развития той или иной компетенции, которая будет актуальна для общего профиля вуза. Преподаватели заинтересованы в проведении подобных исследований для получения обратной связи об установках и личностных планах развития студентов, а также в получении социально-демографической информации об обучающихся.
По результатам проведенных социологических обследований наиболее привлекательными компаниями-работодателями стали Газпром, Сбербанк, Microsoft, Google, Apple, Emst&Young, Procter& Gamble, Metro, Nestle, Лукойл, Мегафон. Самыми значимыми причинами при выборе места работы для респондентов оказались: возможность профессионального роста, престижность компании на рынке труда, известность продукции или услуг компании среди потребителей. Наименее значимым для соискателей оказалось расположение компании [7].
С помощью социологического исследования можно выделить наиболее заметные и наименее заметные социальные и личностные установки в
поведении молодых соискателей. Эти установки отражают современные тенденции на молодежном рынке труда (рис. 1).
Заключение.
Как показывает выполненный анализ, на молодежном рынке труда имеет место противоречивость тенденций. С одной стороны, студенты демонстрируют желание и понимание необходимости трудовой деятельности для получения опыта работы и дополнительного заработка; с другой -молодые специалисты из семей с более высоким материальным доходом пренебрежительно относятся к труду.
На рисунке 2 показаны ТОП-5 реже всего употребляемых социальных установок социальных субъектов на рынке труда.
Таким образом, размывается ценностная значимость работы в жизни человека. Они не ставят перед собой цели получения специальности и самореализации, для них на первое место выходит статус высшего образования как такового.
На основе проведенных исследований в 20142016 гг. можно выявить следующие особенности в ценностных ориентациях современной молодежи. На первом и втором месте по значимости оказался уровень заработной платы и возможность карьер-
Рис. 1. ТОП-5 чаше всего употребляемых социальных установок Примечание: составлено автором
Рис. 2. ТОП-5 реже всего употребляемых социальных установок Примечание: составлено автором
ного роста. Репутация компании по значимости оказалась на третьем месте. Четвертое и пятое место были отданы таким факторам, как подходящий коллектив и возможность обучения. Последнее место и самое незначительное для респондентов -это близкое расположение компании к дому [7]. Молодым специалистам намного важнее бренд компании, чем сфера деятельности. Большинство выпускников вузов не собираются работать по полученной специальности, но их практические знания о современных работодателях говорят об их заинтересованности быть хорошо трудоустроенными, выбирая лучшее на рынке труда. Это указывает и на то, что сознание молодых специалистов поменялось. Работать по распределению, в незнакомой компании, в отсутствии информации о внутренней жизни организации, современный выпускник не хочет. Можно также утверждать, что из нашей реальности исчезло понятие «пожизненная занятость», молодые специалисты стали более амбициозными и мобильными, готовы ради положительного имиджа компании отдавать свой потенциал.
Литература
1. Основные направления деятельности Правительства РФ до 2018 г. URL: http://base.garant.ru/ 70309020/
2. Празднование дня знаний в комплексе «Сириус». URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts-/50216
3. Канеман Д. Думай медленно...Решай быстро. М.: AST Publishers, 2014.
4. Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи// Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55-69.
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru
6. Кокорев И. А. Управление персоналом в рамках концепции человеческого капитала. М.: Рос. экон. акад., 2002.
7. Потравная Е. В., Щербакова О. И. Формирование имиджа компании как привлекательного работодателя среди молодых специалистов: проблемы и пути их решения // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2013. № 11. С. 293-298.
References
1. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva RF do 2018 g. [The main activities of the Government of the Russian Federation till 2018] URL: http:// base.garant.ru/ 70309020/
2. Prazdnovaniye dnya znanij v komplekse «Sinus» [Celebration of Knowledge Day in the Sinus complex]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts-/50216
3. Kaneman D. Dumaj medlenno...Reshaj bistro [Think slow ... Decide quickly]. M.: AST Publishers, 2014.
4. Konstantinovskij D. L. Obrazovaniye, rynok truda i sotsial'noye povedeniye molodezhi [Education, labor market and social behavior of youth] // Sotsiologicheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 55-69.
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. URL: www.gks.ru
6. Kokorev I. А. Upravleniye personalom v ramkakh kontseptsii chelovecheskogo kapitala [Human resource management within the concept of the human capital]. M.: Ros. ekon. akad., 2002.
7. Potravnaya E. V., Shcherbakova O. I. Formirova-niye imidzha kompanii kak privlekatel'nogo rabotodatelya sredi molodykh spetsialistov: problemy i puti ikh resheniya [Formation of image of the company as attractive employer among young specialists: problems and ways of their decision] // Nauchnoye mneniye: nauchnyj zhurnal / Sankt-Peterburgskij universitetskij konsortsium. SPb., 2013. № 11. S. 293-298.
* * *
METHODICAL APPROACHES TO RESEARCH OF PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF MODERN YOUTH WITHIN COMPETENCE-BASED APPROACH
POTRAVNAYA EVGENIYA VLADIMIROVNA Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, the Russian Federation, e-mail: potr195@gmail.com
Work is performed with financial support of the Russian Humanitarian Scientific Fund (RHSF),
the project № 14-32-01024
In article the author considered methodical approaches to research of behavior of modern youth at employment and offered classification of methods of studying of behavior of young specialists at the labor market. The youth is most vulnerable in questions of employment and meets the difficulties leading to reorientation of the social importance of a profession. For monitoring of youth labor market it is necessary use the following methods:
the methods based on personal contact; the methods based on information technologies, sociological researches; test works and active forms of education in higher education institutions, psychological tests. The particular emphasis is on application of sociological methods of research as one of forms of self-checking of students within competence-based approach. The author developed recommendations about studying of youth labor market on the basis of application of sociological methods of research within competence-based approach for a self-assessment of young specialists. Application of sociological methods of research promotes understanding and the analysis of the factors influencing motivation of work of modern students and applicants at the labor market and also the author offered to use at students for the purpose of ability monitoring to independently estimate the competences and their corrections taking into account supply and demand at the labor market. On the basis of sociological polls the author established the discrepancy of behavior of students at the modern labor market shown, on the one hand, in desire to work for the purpose of receiving experience and the material income, and with another - in neglect both to work on the chosen specialty, and to work in general. The received results of research confirm need of introduction of a technique of a self-assessment by students of the received competences.
Key words: employment of youth, youth labor market, competence-based approach, sociological methods of research