ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Н.Ю. Ямщикова, преподаватель О.О. Матсон, ассистент
Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского (Россия, г. Брянск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-241-244
Аннотация. В статье приводится исследование роли применения лингвострановедческого материала на уроках иностранного языка в вузе для обучающихся неязыковых факультетов с целью повышения эффективности изучения ими предмета. Показаны разные методы и формы подачи и изучения данного вида лексического материала. Рассматриваются способы вовлечения учащихся в совместную деятельность на занятиях для улучшения их коммуникативных умений.
Ключевые слова: лингвострановедение, лексический материал, иностранный язык, культура, вуз.
Введение страноведческих материалов на уроках английского языка может значительно обогатить учебный процесс и повысить интерес студентов к изучению иностранного языка. Страноведение помогает лучше понять культуру, традиции, историю и современную жизнь англоязычных стран, а также развить навыки межкультурной коммуникации. Знания и навыки страноведческого материала используются для решения практических задач, таким образом они носят прикладной характер.
В современном мире насчитывается более 80 англоговорящих стран, что делает английский лучшим языком для изучения в данном контексте. В рамках учебной программы учащиеся в основном знакомятся со следующими странами - США, Великобританией, Канадой и Австралией, Новой Зеландией Уникальные культурные особенности, обычаи и традиции этих стран позволяют значительно расширить кругозор студентов, способствуют развитию положительной мотивации в изучении иностранного языка, развивают познавательную деятельность, содействуют повышению коммуникативным навыкам и умениям обучающихся. Включение страноведческого материала также помогает ознакомиться с формами и содержанием речевого общения носителей английского языка.
Существует множество интересных методов и приемов введения страноведческого материала, предоставляющих возможность обращаться к языку в других сферах, помимо
основной работы с учебником. Тем более, в современных условиях, когда страноведческая информация доступна повсюду. Современные технологии позволяют просматривать фильмы культурологического содержания, прослушивать радиопередачи, изучать различные видеоблоги носителей языка. Знакомство культурными основами стран изучаемого языка способствует улучшению коммуникативной активностей людей из разных частей земного шара и делает страноведение как никогда актуальным, а применение современных технологий дают возможность использовать как классические приемы обучения, так и новые, специфические формы образовательной деятельности. Например, большой популярностью среди молодежи пользуются материалы, размещенные на сайте УоиТиЬе, так как многие видеоблоги создаются молодыми людьми, которых волнуют те же проблемы, что и современных российских студентов. Учитель же при работе с интернет-ресурсами должен с особой тщательностью контролировать подбор учебного материала, обращая внимание не только на лингвострановедче-ский материал, но и на нравственные и этические аспекты изучаемого материала.На основе изученной информации учащимся предлагается создать презентацию или проектную работу по усвоенному материалу или, наоборот, дополнению этого материала. Данный вид работ помогает развивать как языковую, так и речевую компетенции.
Различные игровые способы изучения материала помогают преподавателю создать на уроке «языковую среду», то есть такие условия, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной непринужденной обстановке. Среди таких способов можно упомянуть коммуникативные игры, в том числе развивающие компенсаторные умения (при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет использования синонима, перифраза и т.д.)
Игровые методы безусловно делают процесс изучения страноведения увлекательным и эффективным. Например, можно использовать такие методы, как викторины, карты-пазлы, онлайн-игры, путешествия по виртуальным музеям, организация национальных праздников, ролевые игры, создание проектов и презентаций.
Викторины являются классическим способом проверки знаний о странах мира, их культуре и традициям. Вопросы могут касаться географии, истории, культуры, науки, литературы и других аспектов изучаемой страны. В вопросах викторины можно использовать как общую информацию, касающуюся общеизвестных сведений о стране изучаемого языка, так и узкоспециализированную, связанную со специальностью будущих специалистов. Для филологов более интересными будут викторины, в которых ряд вопросов будет посвящен литературе, биографии писателей и поэтов, искусству и т.д. Для студентов естественно-географических специальностей в вопросы викторины можно включить информацию, касающуюся физической и культурной географии, биологии, химии. Викторины помогают расширить лексический запас студентов, повышают интеллектуальный уровень и дают возможность проявить себя в командной игре.
Применение на занятии такого метода обучения, как карты-пазлы, позволяют изучать географию стран через игру. Можно предложить студентам собрать карту мира или континента из отдельных частей, что помогает запомнить название стран на английском языке, а дополнительно изучить расположение стран, их формы и границы.
Современные технологии и использование интернета предлагают множество онлайн-игр, связанных со страноведением. Например Бе-
terra - обучающая программа для изучения названий стран, столиц, городов и рек.
Многие музеи мира предоставляют возможность посетить свои экспозиции онлайн. Использование путешествий по виртуальным музеям позволяет узнать больше об истории, искусстве и культуре стран изучаемого языка, без необходимости покидать дом. Виртуальные экскурсии по Таким музеям, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и другие, позволят студентам значительно расширить свой кругозор, пополнить словарный запас и приобщиться к мировой культуре.
Уроки страноведения также дают широкую возможность познакомиться с традициями и обычаями англоговорящих стран организую празднование национальных праздников. В процессе подготовки к проведению мероприятия, студенты изучают национальную кухню, музыку, народные танцы, костюмы и многое другое. Такие занятия развивают у студентов любознательность, критическое мышление и умение работать в коллективе.
Применение ролевой игры помогает погружению в культурные традиции другой страны.
Например, при изучении достопримечательностей англоворящих стран можно предложить учащимся взять на себя роль гидов и туристов. Туристы задают вопросы о достопримечательностях того или иного города, гиды отвечают. Через некоторое время команды меняются ролями. Подобные формы работы помогают добиться прочных знаний, усваиваемых через практику, а также отработать различные грамматические конструкции и правила. Для закрепления новой лексики можно использовать разные мнемонические игры. Задача учащихся состоит в том, что надо подобрать к предложенному слову его значение/ картинку/ синоним. В данном способе можно также использовать карточки для подачи и закрепления материала.
В качестве итоговой работы можно предложить учащимся конкурс постеров, стенгазет или создания своего видеоматериала по страноведческой тематике.
Очень важно при изучении страноведческого материала работать с невербальными формами, пословицами, идиоматическими выражениями. Материалы подобной направ-
ленности помогают углубить представление о языке и культуре стран изучаемого языка, делает речь приближенной к носителям языка. Отдельные английские и русские пословицы имеют общее значение и могут переводиться практически дословно с одного языка на другой. Например, "Don't judge a book by its cover" имеет русский эквивалент «Не суди книгу по обложке».
Таким образом, включение этих способов и форм работы на уроках по английскому языку развивают умения подойти творчески к решению поставленных задач и повышают интерес к изучению языка. Плюс данного вида заданий также в том, что даже слабые учащиеся могут выполнить их с удовольствием, так как у них есть возможность проявить свои индивидуальные способности.
Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка позволяет учащимся узнать больше дополнительной информации путем самостоятельной работы. Учащиеся стараются выразить себя, показать свои таланты. В качестве примера подобных заданий можно привести различные головоломки, кроссворды, нестандартного решения. Благодаря таким методам использования страноведческого материала на уроках английского языка, учащиеся активизируют поисковую деятельность, проявляют свою креативность, раскрывая свой потенциал.
Кроме того, творческий подход при изучении страноведческого материала воспитывает
симально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляет и использует в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся.
Но, несмотря на эффективность игровых методов при изучении англоговорящих стран, не получится полностью избежать чтения текстов страноведческого характера. Занимающие большое место в процессе обучения иностранным языкам в целом, они позволяют обеспечивать реализацию социокультурного компонента. Эти тексты знакомят учащихся с реалиями страны изучаемого языка, расширяют знания в области географии, образования, культуры, предоставляют дополнительную информацию об экономике и политике. Помимо материалов основного учебника, пользу принесет изучение актуальных статей из журналов и газет, которые нужно выбирать с учетом уровня языка учащихся. Также не стоит забывать про работу с географической картой, которая поможет визуально запомнить новую информацию.
Таким образом, именно лингвострановеде-ние предоставляет множество способов и приемов для развития творческих способностей учащихся и способствует изучению лексики и грамматики языка, но также и приобщает к ценностям иной культуры, способствуя развитию личности, готовой и способной вести успешный диалог с представителями стран изучаемого языка.
активную личность на основе создания мак-
Библиографический список
1. Баскова Ю.С. Страноведческий материал как эффективный инструмент поддержания мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей. // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной среде. - 2021. - С. 164-167.
2. Болотова Ю.Ю. Страноведческий материал на уроках английского языка // Обучение иностранным языкам: современные проблемы и решения. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е.Н. Солововой. - 2019. - С. 83-86.
3. Ершова Т.Н., Полушкина Г.Ф. Страноведческий материал на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности образовательной деятельности // Образование в Кировской области. - 2020. - №1. - С. 39-42.
4. Орлова Е.В. Организация иноязычной коммуникации на материале страноведческого характера // Молодой ученый. - 2020. - №15 (305). - С. 64-66.
5. Кривошапкина А.Г. Страноведческий материал как содержательная основа коммуникативных игр // Внедрение научных знаний в повседневную жизнь. - 2013. - С. 162-165.
6. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 5. - С. 11-15.
7. Galskova N.D. Theory of learning foreign languages. Lingvodidaktika and methods of studies. allowance for stud. ling. Univ and com. In. Yaz Higher ped. studies. institutions / N.D. Galskova, № 1. Gez. - 3rd ed., Sr. - M.: Publishing Center «Academy», 2006. - 336 p.
CULTURAL LINGUISTICS IN ENGLISH LESSONS
N.Y. Yamshchikova, Lecturer O.O. Matson, Assistant
Bryansk State University named after I.G. Petrovsky (Russia, Bryansk)
Abstract. The article presents a study of the role of linguistic material in foreign language lessons in higher education for students of non-linguistic departments with the aim of increasing the effectiveness of learning this subject. The different methods and forms of teaching and studying this type of lexical material are shown. Ways of involving students in joint activities to improve their communicative skills are considered.
Keywords: linguistics, lexical material, foreign language, culture, higher education.