Lingua mobilis №4 (18), 2009 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. А. Малетина
Эта статья посвящена проблеме реализации страноведческого аспекта в школе. Изучать культурные особенности необходимо, поскольку ученики будут нуждаться в этом знании в своей исследовательской деятельности и на работе. Если учителя хотят сделать этот предмет более интересным, то они должны будут использовать свой творческий потенциал и воображение, потому что такая деятельность предоставляет ученикам захватывающую информацию о различных странах. Уроки и внеучебная деятельность помогают ученикам получить новую информацию и сравнить ее с информацией об их собственной стране. Мы думаем, что такие уроки помогают развить патриотизм среди учеников.
Ключевые слова: страноведение, межкультурное общение.
Изменение социально-экономических и политических условий, а также образовательной политики государства, расширение культурных, профессионально-деловых связей нашей страны с другими странами соответственно требуют пересмотра целей, содержания и технологий обучения иностранному языку как средству межкультурного общения в школе. Поэтому в настоящее время предъявляются высокие требования к квалифицированному обучению школьников, особенно к обучению культурнострановедческому компоненту.
Учитель иностранного языка должен обладать определенной суммой знаний о стране изучаемого языка и уметь формировать умения по объяснению исторических, бытовых, географических и других реалий (обозначение предметов или явлений; характерных для одной культуры и отсутствующих в другой), встречающихся в текстах.
В процессе обучения школьников иностранному языку культурно-страноведческая компетенция формируется при ис-
110
Методика преподавания языка
пользовании аутентичных материалов: текстов, видеофильмов, аудиоматериалов, фотографий, рисунков, иллюстраций, включающих информацию об экономике, политике, культуре, истории и географии страны, о стиле жизни, традициях, обычаях и о менталитете народа страны изучаемого языка. Аутентичные материалы позволяют рассмотреть типичные стороны жизни носителей языка и сопоставить культуру страны изучаемого языка с родной.
Обучение страноведческому аспекту - это ознакомление учащихся с иностранной действительностью и культурой через посредство языка, в процессе его преподавания. Страноведение включает фоновые знания, которые присутствуют в сознании носителей данного языка и служат исходной основой для акта коммуникации: вербальные и невербальные знаки (http://rn.wikipedia. org/wiki/).
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: страноведение - это географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран; систематизирующая и обобщающая данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации (http://dic.academic.ru/dic.nsf/
ushakov/1044694).
Страноведение представляет собой совокупность знаний о стране изучаемого языка, и наличие таких знаний обеспечивает определённый уровень навыков и умений использования в целях общения национально-культурного компонента языка, речевого этикета и невербальных средств общения (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
В рамках международного сотрудничества школы реализуют программы обмена школьников и учителей, поэтому наблюдается необходимость выделять курс страноведения в самостоятельный предмет, который:
> способствует развитию мировосприятия и культуровед-ческому обогащению;
> помогает глубоко понять и оценить культуру родной страны при сопоставлении ее с культурой страны изучаемого языка;
> готовит школьников к восприятию культуры другого народа и к участию в международном общении.
111
Lingua mobilis №4 (18), 2009
Страноведение помогает учащимся старших классов углубить их знания по лингвистике, истории, географии, экономике, общественно-политической жизни, культуре страны изучаемого языка.
Подобный курс должен быть рассчитан на учащихся, которые уже владеют умениями и навыками устной и письменной иностранной речи, чтения и перевода в объёме в соответствии с программой средней школы.
Практическая цель страноведения заключается в формировании умения извлекать, анализировать и интерпретировать лингвострановедческую информацию; в овладении всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) на более высоком уровне, что способствует успешной сдаче единого государственного экзамена, предусмотренного российской программой.
Программа обучения страноведению не потребует большой домашней подготовки, если в основном предполагается прослушивание магнитных записей и дисков, выполнение творческих письменных заданий с привлечением дополнительной литературы, а также заучивание наизусть стихотворений.
В календарно-тематический план обычно включаются следующие темы (http://school-70.nios.ru/civilisation.htm):
1) климат, растительность, географическое расположение;
2) население, быт, традиции, праздники;
3) культура;
4) транспорт, средства массовой информации;
5) внешнеэкономические связи.
Организация уроков обобщающего межтемного повторения предполагает такие виды работ - ролевая дискуссия, круглый стол, коллоквиум, подготовка статей в газету, устное изложение, сочинение, реферат на заданную тему. Следует отметить, что иногда изучение культуры сводится к анализу фоновых знаний о географическом положении страны, населении, крупных городах, достопримечательностях, а фактам культуры, влияющим и обуславливающим коммуникацию (нормы и ценности), не уделяется достаточного внимания. Поэтому представляется целесообраз-
112
Методика преподавания языка
ным, на занятиях по практике языка обращать внимание школьников на факторы, оказывающие влияние на коммуникативное поведение носителей языка, то есть ученик должен научиться правильно интерпретировать речевую деятельность иноязычного коммуниканта, освоить нормы и ритуалы общения (Соловьева).
Для формирования страноведческой мотивации можно установить переписку и обмен фотографиями со сверстниками из страны изучаемого языка, организовать поездку в страну изучаемого языка (внеурочная деятельность). Школьник, как и любой человек, испытывает необходимость видеть смысл в том, что делает, а страноведение позволяет использовать получаемые знания на практике в реальной жизни. Насыщение курса интересной и значимой для данного возраста лингвистической и страноведческой информацией должно быть обязательно связано с различными видами деятельности, типичными для учащихся данного возраста.
Основным методом обучения страноведению считается метод на коммуникативной основе, который предусматривает обучение общению в устной и письменных формах в рамках определенной тематики с учетом сфер общения характерных для жизни школьника - учебно-трудовой, общественной, культурно-массовой и бытовой.
В первую очередь очень важно с самого начала обучения постоянно общаться на изучаемом языке, а при обучении монологической и диалогической речи опираться на уже сформированные умения в иностранном языке и обучать школьников описывать, рассказывать, рассуждать и доказывать.
По окончании курса учащиеся должны уметь пользоваться изученным материалом в различных ситуациях общения для выражения собственных мыслей, уметь получать необходимую информацию из разнообразных источников.
Так, во время прослушивания фонозаписей (связное высказывание, диалог; текстовые фрагменты из радио-видеофильма) внимание учащихся должно быть направлено на осмысление предмета высказывания и сообщения, определение его логической структуры: выделение заданной информации и составление
113
Lingua mobilis №4 (18), 2009
плана. Следует отметить, что развивать навыки аудирования необходимо одновременно с работой по чтению вслух и активизацией языкового материала. Учитель должен сконцентрировать внимание на следующих формах письменного и устного общения: письмо личного характера, заполнение анкет, бланков, выполнение реферата, выступление, сочинение, презентация.
Такой подход к обучению способствует развитию таких качеств школьника, как инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, открытость, гибкость, что означает умение работать индивидуально и в коллективе, психологическая раскованность, готовность к сотрудничеству, устойчивый интерес к предмету, познавательная активность и любознательность.
Процесс обучения страноведению как предмету имеет свои следующие особенности:
1) объект изучения - это средство обучения и средство получения информации;
2) овладение иностранным языком наиболее продуктивно осуществляется в процессе речевой коммуникации.
3) преподаватель иностранного языка (в данном случае страноведения) является основным источником информации о социокультурной ситуации в стране изучаемого языка.
Ученики старших классов могут овладеть системами предметных и отвлеченных понятий, а также делать обобщения, поэтому им необходимы теоретические сведения, чтобы анализировать явления. Страноведческие сведения предоставляются учителем или ученики получают их во время самостоятельной работы со справочниками, словарями или аутентичными текстами. На данном этапе необходимо развивать навыки самостоятельной работы, чтобы ученики впоследствии, став специалистами, могли совершенствоваться в обучении языку. Навыки самостоятельной работы развиваются при подготовке выступлений на любую страноведческую тему.
В школе при обучении страноведению можно применять исследовательский проект, так как данный тип проекта логичен и четко стуктурирован, и совпадает с подлинно научным исследованием, что является актуальным в практике обучения школьников. В проекте представляются ситуации для выявления основной и
114
Методика преподавания языка
промежуточных проблем, вопросы для дискуссии, тематика для организации самостоятельного поиска дополнительной информации, ее структурирования и организации.
Проектная работа состоит из следующих этапов:
1. Определение проблемы предполагаемого проекта, его типа, задач, количества участников.
2. Выдвижение и обсуждение гипотез решения основной проблемы (подпроблем), исследование которых может способствовать решению основной проблемы в рамках намеченной тематики. Гипотезы (подпроблемы) выдвигаются студентами с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению гипотез, видеоряд с той же целью).
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования обозначенных гипотез, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в групповой работе в библиотеке, интернете).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы (http://www.distant.ioso.ru/library/publication/ Sol.htm).
В процессе обучения страноведению учитель опирается на уровень уже сформированной языковой и коммуникативной компетенции, а сам процесс обучения способствует развитию соответствующих умений.
Страноведческие материалы должны быть аутентичными, а также содержать информацию о существующих в действительности людях и реальных ситуациях, что побуждает школьников соответственно высказываться на реальные темы.
Проектная методика позволяет формировать у школьников следующие навыки: поиск, отбор, систематизация и анализ информации, работа с первоисточниками, оформление и публичная
115
Lingua mobilis №4 (18), 2009
презентация проектов. Данная методика развивает учебные умения, так как при подготовке к уроку школьники учатся использовать разнообразные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, Интернет.
Проектная методика способствует развитию умения работать самостоятельно с высоким уровнем эффективности усвоения изучаемых материалов и речевых навыков.
Школьники применяют полученные ранее знания иностранного языка при обучении страноведению, поэтому исправление лингвистических ошибок должно проходить деликатно, чтобы не нарушить работу мысли. Исправление ошибок рекомендуется проводить после выступления школьника, акцентируя особое внимание на них, напоминая правильный вариант.
Когда учеников вовлекают в обсуждение сложных ситуаций, возникающих в стране, реальных проблем политики, возможные пути решения этих проблем, воспринимаются школьниками вполне серьезно. Если процесс обсуждения увлекает учеников поиском доказательств своей точки зрения и аргументов, то язык превращается в средство выражения этих мыслей. Проекты могут выполняться парами или группами, что способствует развитию сотрудничества при совместной работе. Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель или консультант).
Учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать студентов, но не доминировать, навязывая свою точку зрения. Преподаватель вмешивается активно в учебный процесс:
> при введении нового языкового материала;
> во время объяснения задания;
> когда он дает задание на рецепцию (текст для чтения или аудирования);
> когда он оценивает слушателей и объявляет результаты.
Реальная альтернатива лекционной форме обучения страноведению - это использование проектного исследования и других видов деятельности, основанных на коммуникативном подходе.
Проектная методика способствует не только получению знаний, но и воспитывает активную жизненную позицию.
116
Методика преподавания языка
Во время проведения дебатов и конкурса презентаций должны соблюдаться следующие правила:
> необходимо слушать внимательно других: от оппонента можно получить много интересной информации;
> следует стараться понять доводы оппонента, прежде чем опровергать их;
> не перебивать, когда говорит другой (http://www.distant. ioso.ru/library/publication/Sol.htm).
В результате старшеклассники будут проявлять живой и неподдельный интерес к английскому языку, Великобритании и Америке, выступать с различными докладами на школьных конференциях. Мы полагаем, что информация о странах изучаемого языка способствует развитию патриотизма и позволяет получить информацию не только об обычаях и традициях зарубежных стран, но при правильном подходе и организации учебной и внеучебной деятельности развивает у школьников чувство уважения к нашему государству, его политическому строю и культуре.
117