Научная статья на тему 'Применение критериального показателя добавленная стоимость к оценке инновационного развития предприятий инфраструктуры промышленного кластера'

Применение критериального показателя добавленная стоимость к оценке инновационного развития предприятий инфраструктуры промышленного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА / ГИПОТЕЗА ДАВЛЕНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение критериального показателя добавленная стоимость к оценке инновационного развития предприятий инфраструктуры промышленного кластера»

Применение критериального показателя добавленная стоимость к оценке инновационного развития предприятий инфраструктуры

промышленного кластера

А.Ю. Буланов,

ассистент кафедры «Металловедения», ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого

президента России Б.Н.Ельцина e-mail: alexbul85@mail.ru

A.U. Bulanov,

associate professor of chair « the Metallurgical science », The Ural federal university named after the first president of the Russia

B.N.Eltsin E-mail: alexbul85@mail. ru

Аннотация

Оценка эффективности инновационного развития промышленного кластера и предприятий инфраструктуры, как и любого предприятия, основывается на анализе различных финансовых показателей. В данной работе обоснованна целесообразность применения показателя добавленной стоимости для оценки эффективности инновационного развития предприятий инфраструктуры промышленного кластера и показано, что в современной высоко конкурентной среде единственным способом получения экономической прибыли является планомерная инновационная политика, что в свою очередь приводит к увеличению добавленной стоимости предприятия и повышает уровень развития кластера в целом.

Abstract

This paper looks at value based management in industrial clusters.

Author offers evidence that economic value added is best criteria of cluster infrastructure innovation development.

The results indicate some dependence between the level of competition, economic value added and cluster infrastructure innovation.

Ключевые слова: инновации, кластер, инфраструктура, гипотеза давления рыночного спроса, добавленная стоимость.

Keywords: Innovation, Cluster, Infrastructure, Demand Pull Hypothesis, Economic Value Added.

В подтверждение гипотезы давления рыночного спроса американские исследователи различают два рода факторов, влияющих на эффективность инновационной деятельности: «подтягивание спросом» (demand push) - экономический стимул и «технологическое подталкивание» (technology pull) - осознание новых технических возможностей. Удельный вес каждого из этих факторов по их данным составляет соответственно 74% и 22% [1].

В связи с вышеизложенным выделение инфраструктурных инноваций в качестве отдельного типа является наиболее уместным, так как именно данный тип инновации в наибольшей степени соответствует гипотезе рыночного спроса.

Во-первых, развитие инфраструктуры промышленного кластера, исходя из самого понятия инфраструктуры, происходит параллельно с развитием технологии и производственных возможностей кластера.

Во-вторых, развитие инфраструктуры промышленного кластера, а, следовательно, появление инноваций в ней, происходит в значительной степени под давлением рыночных факторов и зависит от состояния рынка в конкретный момент времени.

В-третьих, появление инфраструктурных инноваций возможно только в том случае, если усовершенствованный бизнес-процесс будет генерировать добавленную стоимость, что в последствие создаст возможность для возникновения самостоятельного инновационного бизнеса в инфраструктуре промышленного кластера

Основным критерием при оценке эффективности инновационного развития промышленного кластера, в соответствии с типологией инноваций и выделением инфраструктурных инноваций в отдельный тип, является добавленная стоимость, формируемая в сфере обращения на предприятиях инфраструктуры промышленного кластера.

В американской практике управленческого учета рекомендации по использованию показателей для оценки эффективности деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого учета «Измерение эффективности предприятия». Стандарт предлагает использовать следующие показатели, на основании которых будет оцениваться эффективность управления компанией и эффективность ее деятельности:

• чистая прибыль и прибыль на акцию;

• денежные потоки;

• рентабельность инвестиций;

• остаточный доход;

• стоимость компании [3].

В реальности, в рамках анализа предприятий инфраструктуры промышленного кластера, показатель увеличения добавленной стоимости, фиксируемый в бюджетах и планах по каждому предприятию, становиться ключевым показателем, наилучшим образом отражающим уровень эффективности управления инновационным развитием.

При этом под экономической категорией добавленная стоимость предприятия, получаемая за счет реализации инноваций понимается следующее: добавленная стоимость, получаемая за счет реализации инноваций, является разницей между стоимостью предприятия инфраструктуры кластера рассчитанной доходным подходом и стоимостью предприятия инфраструктуры кластера рассчитанной сравнительным подходом.

Оценка экономической эффективности предприятия инфраструктуры на основе концепции управления стоимостью - это процесс управления предприятием, направленный на непрерывную максимизацию его стоимости. При этом рыночная стоимость рассматривается как основной критерий оценки деятельности предприятия инфраструктуры [6]. На рисунке 1 представлены источники добавленной стоимости предприятий промышленного кластера, которая формируется под действием данных факторов.

Источники добавленной стоимости

Промышленные предприятия кластера Предприятия инфраструктуры

Я Я

Управление рисками при организации систем Наличие возможности для самостоятельного бизнеса предприятия инфраструктуры, входящего в промышленный кластер

Я

Снижение удельной стоимости проведения операций по снабжению процесса производства материальными ресурсами

Я

Увеличение стоимости предприятия инфраструктуры входящего в кластер

*

Увеличение стоимости предприятий и кластера в целом

Рисунок - 1 Источники добавленной стоимости предприятий

промышленного кластера

С точки зрения доходного подхода к оценке стоимости

действующего предприятия (прибыли) экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия инфраструктуры кластера от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в капитал.

Однако механизм EVA, предложенный Беннетом Стюартом учитывает только доходный подход, игнорируя все остальные принципы

оценки. С другой стороны в практике оценочной деятельности зачастую возникают ситуации жесткого несоответствия стоимости, особенно в России, полученной различными подходами. Обычно такую ситуацию воспринимают как ошибку оценщика, однако, по нашему мнению это может свидетельствовать о неэффективности управления предприятием, об отсутствии инвестиционной политики, о неспособности реализовывать инновации в своей деятельности [5].

Так резкое превышение стоимости, полученное затратным подходом над доходным, говорит о неэффективном управлении активами предприятия и о наличии большого количества бизнес-процессов разрушающих стоимость. А превышение результата доходного подхода над сравнительным позволяет оценить стоимость конкурентных преимуществ, созданных предприятием и дополнительными инновационными и инвестиционными проектами.

Доходный подход отражает ожидаемую доходность а, следовательно, и рост стоимости предприятия инфраструктуры промышленного кластера от внедрения инноваций, а сравнительный подход отражает среднерыночную стоимость предприятий аналогов.

Процесс формирования добавленной стоимости в условиях высокой конкуренции характеризуется тем, что экономическая прибыль предприятий, оперирующих на рынке, стремится к нулю.

Пусть:

ТС - общие издержки предприятия;

АТС - средние издержки по отрасли;

S - выручка от реализации продукции, услуг.

Тогда в условиях конкуренции:

ТС ^ АТС,

и прибыль предприятия Е

(1)

Е=S-ТС=S-АТС

(2)

Следовательно, если цена (Р) на продукцию стремится к средним издержкам по отрасли на единицу продукции (АТСр), то:

Р ^ АТСр (3)

Таким образом:

Е=S-АТС ^ 0 (4).

Основной способ изменить структуру издержек, т.е. Е^0, это реализация в деятельности предприятия определенной инновационной политики. Только в условиях активной инновационной политики можно получать экономическую прибыль и формировать добавленную стоимость.

Также в пользу того, что инновации обеспечивают рост экономической прибыли, говорит то факт, что в развитых странах эффективнее использовать чужие инновации которые в значительной степени окупают уплаченные штрафы за нарушения патента [2].

Поскольку инфраструктурные инновации генерируют добавленную стоимость за счет предоставление на рынок продукта уже востребованного рынком, исходя из гипотезы давления рыночного спроса, этот факт упрощает процесс прогнозирования потенциального дохода.

Высокое значение показателя добавленной стоимости в конечном продукте, в основном создаваемой за счет внедрения инноваций и совместного, интерпретируется как показатель эффективности предприятий инфраструктуры свидетельствующий о существенном инновационном потенциале кластера в целом.

Показатель изменения добавленной стоимости в бюджетном анализе для каждого предприятия, включая предприятия инфраструктуры, позволит вовремя идентифицировать и устранить хозяйственные процессы, разрушающие стоимость, но основная задача, определить и спрогнозировать положительный финансовый результат от инновационной активности предприятий. Оценка эффективности внедренных инновационных проектов делается на основании отчётов об исполнении

бюджетов предприятий промышленного кластера по средствам сопоставления стратегических, количественных показателей и плановых значений.

При применении количественных методов оценки инновационных проектов важно принимать во внимание наличие следующих допущений в расчетах:

• потоки денежных средств на конец (начало) каждого проекта

известны

• все положительные денежные потоки, полученные в

соответствующих периодах, реинвестируются

• определена оценка, выраженная в виде процентной ставки

(нормы дисконта), в соответствии с которой средства могут быть вложены в данный проект.

Именно сглаживание данных допущений при оценке инфраструктурных инноваций позволяет более точно определять результат при оценке рисков и будущих доходов от инфраструктурных инноваций.

Основной критерий отнесения проекта к инновационному, является его потенциальная возможность генерировать значительные объемы добавленной стоимости, что резко увеличивает стоимость инновационного предприятия (см. рисунок 2).

Рисунок-2 Нелинейный рост стоимости инновационного предприятия со временем

Для того чтобы достичь такого роста стоимости при реализации производственных инноваций необходим как минимум технологический скачок, то есть что бы были на фундаментальном уровне разработаны принципиально новые технологии и продукты и чтобы они одновременно были адекватно восприняты рынком [4].

С позиции рынок-тяга эта задача упрощается при реализации инноваций в инфраструктуре промышленного кластера.

Таким образом, управление инновациями, нацеленное на создание стоимости предприятия инфраструктуры промышленного кластера. Добавленная стоимость предприятия инфраструктуры определяется теми инновационными проектами, которые реализуются кластером. Отсутствие инноваций на предприятиях инфраструктуры промышленного кластера ведет к снижению его конкурентоспособности и последующей ликвидации. Кроме того, промышленные предприятия кластера не могут в данной ситуации получить дополнительные конкурентные преимущества за счет ускорения оборачиваемости своих ресурсов.

Показатель экономической прибыли, применяемый для оценки эффективности деятельности предприятий инфраструктуры кластера, положителен, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность аналогичных предприятий, то есть предприятие реализует инновационные проекты, которые в свою очередь приносят дополнительные конкурентные преимущества. Показатель добавленной стоимости положителен, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений.

Возможные пути повышения показателя добавленная стоимость:

1. увеличение прибыли при использовании прежнего объема капитала;

2. уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне;

3. уменьшение расходов на привлечение капитала.

Обозначенные пути повышения добавленной стоимости реализуются в конкретных инновационных мероприятиях проводимых предприятиями инфраструктуры кластера. Если показатель EVA выбран предприятием в качестве критерия оценки эффективности управления инновациями, то задача состоит в том, чтобы повысить значение этого критерия. (Таблица 1)

Таблица - 1

Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия

Критерий оценки эффективности Цель преобразований Основные виды организационных преобразований

Рост добавленной стоимости 1. Увеличение прибыли при использовании прежнего объема капитала a) освоение новых видов продукции (работ, услуг); b) освоение новых рынков (новых сегментов рынка); c) освоение более рентабельных смежных звеньев производственно - технологической цепочки.

2. Уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне ликвидация убыточных или недостаточно прибыльных сфер деятельности (в т.ч. ликвидация предприятия)

3. Уменьшение расходов на привлечение капитала изменение структуры капитала предприятия

Таким образом, применение критериального показателя

добавленной стоимости к уровню эффективности управления инновациями, будет способствовать повышению эффективности

деятельности промышленного кластера в целом.

Список литературы

1. Бжилянская, Л. Инновационная деятельность: тенденции

развития и меры государственного регулирования //Экономист. - 2002. -№3. - С. 23-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мануков, С. Патентные войны //Эксперт, №42 (726) / 25 окт

2010.

3. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. М: Юнити-Дана, 2002 г. 720 стр.

4. Каширин, А. И., Семенов, А. С. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование: учеб. пособие. - М.: «Дело» АНХ,2010.-260с.

5. Коупленд, Т., Колер, Т., Мурин, Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 1999.

6. Буланов А.Ю., Мезенцева О.В., Мезенцева А.В. Методологические аспекты управления инновациями в инфраструктурных элементах промышленных кластеров. Управление экономическими системами: электронный журнал № 1 (25), 2011. № гос. рег. статьи 0421100034. Режим доступа: http: // uecs.mcnip.ru

References

1. Bzhilyanskaya, L. Innovation: trends and government regulation // Economist. - 2002. - № 3. pp. 23-33.

2. Manukov, S. Patent War //Expert, № 42 (726) / October 25, 2010.

3. Valdaytsev, S. Valuation and Value based management. M: Unity-Dana, 2002 720 p.

4. Kashirin, A.I., Semenov, A.S. Innovative Business: venture capital and business angel investing. M: "Business", 2010.-260 p.

5. Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation: Measuring and Managing The Value of Companies. John Wiley & Song, INC. 1999.

6. Bulanov A.U., Mezentseva O.V., Mezentseva A.V. Methodology issue of innovation management by infrastructure of industrial clusters // Management of economy systems. Vol. 1 (25), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.