Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К СВЕРСТНИКУ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К СВЕРСТНИКУ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СВЕРСТНИК / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / АРТ-ТЕРАПИЯ / FORMATION / POSITIVE ATTITUDE / MENTAL RETARDATION / PEER / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAM / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синицына П.Я., Дорофеева Т.А.

Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения к самому себе и к другим детям такого же возраста у детей с интеллектуальными нарушениями. При выявлении уровня сформированности позитивного отношения к себе и сверстнику у умственно отсталых детей была выявлена необходимость в дополнительной психокоррекционной работе, для этого нами была создана программа коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками по формированию позитивного отношения к себе и к сверстнику, которая описана в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синицына П.Я., Дорофеева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A CORRECTION-DEVELOPING PROGRAM FOR FORMING A POSITIVE ATTITUDE TO SELF AND TO A PERSONAL IN MINDLY RETARDED YOUNGER SCHOOLS

The article is devoted to the problem of forming a positive attitude to oneself and to other children of the same age in children with intellectual disabilities. When identifying the level of formation of a positive attitude and peers in mentally retarded children were found to need further psycho-correction work, for this we created a program of correctional and developing work with mentally retarded younger students to create a positive attitude towards themselves and to peers, which is described in this article.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К СВЕРСТНИКУ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К СВЕРСТНИКУ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

П.Я. Синицына, магистрант

Т.А. Дорофеева, канд. пед. наук, доцент

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11615

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования позитивного отношения к самому себе и к другим детям такого же возраста у детей с интеллектуальными нарушениями. При выявлении уровня сформированности позитивного отношения к себе и сверстнику у умственно отсталых детей была выявлена необходимость в дополнительной психокоррекционной работе, для этого нами была создана программа коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками по формированию позитивного отношения к себе и к сверстнику, которая описана в данной статье.

Ключевые слова: формирование, позитивное отношение, умственная отсталость, сверстник, коррекционно-развивающая программа, арт-терапия.

У детей с умственной отсталостью поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство [ 1].

Наше исследование посвящено изучению особенностей отношения к себе и к сверстнику у умственно отсталых младших школьников.

На констатирующем этапе исследования выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной группы есть кардинальные различия, высокий уровень взаимодействия между детьми имеют 10% детей из экспериментальной группы и 60% детей из контрольной группы, средний уровень сформирован у 30% детей из экспериментальной группы и 40% детей из контрольной группы. На низком уровне находятся 60% детей из экспериментальной группы, а в контрольной группе дети с этим уровнем не выявлены. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у умственно отсталых детей существует проблема с общением со сверстниками. Они чаще всего не могут договориться в совместной работе, не могут найти решение из конфликтной ситуации.

Изучив отношение к себе, мы выявили, что у детей контрольной группы преобладает норма, а у детей из экспериментальной группы завышенная самооценка. Таким образом, далее перед нами стоит цель изучить отношение к сверстнику.

Сравнивая результаты, мы увидели, что позитивную оценку «своего я» имеют 10% испытуемых экспериментальной группы и 90% испытуемых контрольной группы. В контрольной группе это преобладающий уровень. Негативную оценку имеют 60% испытуемых экспериментальной группы и 10% испытуемых контрольной группы, в экспериментальной группе это преобладающий уровень. Индифферентную оценку имеют 30% испытуемых экспериментальной группы, в контрольной группе испытуемых с такой оценкой нет.

В связи с этим нами была составлена развивающая психолого-педагогическая программа, модифицированная на основе изученной литературы и экспериментального исследования, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития положительного отношения к сверстникам у детей с умственной отсталостью в легкой степени.

В основе деятельности по программе лежали методы арт-терапии, где одним из важнейших факторов положительного

воздействия арт-методов на детей с легкой умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки [2]. Арт-методы является одной из форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром [3].

Нами были отобраны основные два вида арт-терапии, это изотерапия и игроте-рапия, так как при изучении специальной литературы, мы выявили, что данные виды деятельности наиболее доступны для детей с умственной отсталостью. Так, например, на занятии по изотерапии дети занимались коммуникативным рисованием, они разбивались на пары и вместе рисовали рисунок на заданную тему, но важно было сократить использование словесных методов общения, важно было научиться договариваться с помощью рисунка. Затем происходил анализ работы и обсуждение совместной работы, а именно их мысли и чувства. Важно отметить, что это было всего третье занятие по программе и детям давалось еще это очень тяжело, они часто отвлекались и забывали, что им нужно работать без слов, в процессе обсуждения некоторые ребята негативно отзывались друг о друге.

Еще одним примером приведем десятое занятие с использованием игротерапии, где дети играли в три игры. Так одной из игр была «Кукла», дети под песенку танцевали изображая танец куклы, затем один ведущий ребенок должен был выбрать одного из танцующего, танец которого ему понравился больше всего и они менялись местами, так игра очень затянула ребят, если в начале игры были обиды, что их не выбирают, то потом, лети уже начинали сами выбирать тех, кто не был ведущим, в процессе игры наблюдалась позитивная атмосфера среди детей.

На семнадцатом занятии в процессе изотерапии на тему «Рисунок на мятой бумаге», формировалось положительное отношение к себе, так как дети должны были оценить свое творчество и не всем удавалось сделать это позитивно, многие говорили, что у них получилась обычная клякса, в этом случае давалось слово другим детям и они оценивали эту работу, где их просили рассказать, что интересного они там увидели, за что можно похвалить данного ученика. Отметим, что дети активно включались в оценивание и все их слова были направлены на поддержку и повышение самооценки.

Таким образом, в результате оценки эффективности проведенной программы мы провели контрольное исследование.

Полученные результаты говорят о том, что у детей экспериментальной и контрольной группы различия стали практически незаметны, высокий уровень взаимодействия между детьми имеют 60% детей из экспериментальной группы и 60% детей из контрольной группы, средний уровень сформирован у 30% детей из экспериментальной группы и 40% детей из контрольной группы. На низком уровне находятся 10% детей из экспериментальной группы, а в контрольной группе дети с этим уровнем не выявлены. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная нами работа для умственно отсталых детей имеет положительный эффект.

По отношению к себе, важно отметить, что если на констатирующем этапе дети этой группы часто о себе рассказывали, что-то негативное, плохое, то на контрольном этапе их рассказы приобрели другие «краски», в этот раз они уже упоминали о своих достоинствах, об успехах и новых интересах. Но не все дети изменили мнение о себе, остались дети и с негативным отношением и с индифферентной оценкой себя, но их количество значительно уменьшилось. В экспериментальной группе на контрольном этапе мы получили результаты, которые не сильно отличаются от результатов на констатирующем этапе, т.к. изначально отношение к

себе у этой группы было почти у всех положительное.

Таким образом, по результатам всей диагностики, изучения уровня сформирован-ности позитивного отношения к себе и к сверстнику у младших школьников с умственной отсталостью, после проведенной нами программы коррекции с применени-

оценка у детей с умственной отсталостью приближена к адекватной, а отношение к сверстникам приближено к среднему уровню. Мы можем утверждать, что проведенная нами работа имеет достаточную эффективность, детям с умственной отсталостью необходима такая психо-коррекционная работа.

ем арт-терапии, мы выявили, что самоБиблиографический список

1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. в 6-ти т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

3. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 151-155. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95074.htm

APPLICATION OF A CORRECTION-DEVELOPING PROGRAM FOR FORMING A POSITIVE ATTITUDE TO SELF AND TO A PERSONAL IN MINDLY RETARDED

YOUNGER SCHOOLS

P.Ya. Sinitsyna, Graduate Student

T.A. Dorofeeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)

Abstract. The article is devoted to the problem offorming a positive attitude to oneself and to other children of the same age in children with intellectual disabilities. When identifying the level offormation of a positive attitude and peers in mentally retarded children were found to need further psycho-correction work, for this we created a program of correctional and developing work with mentally retarded younger students to create a positive attitude towards themselves and to peers, which is described in this article.

Keywords: formation, positive attitude, mental retardation, peer, correctional and developmental program, art therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.