Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ КСО / ПОЛИТИКА КСО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюе Юйцин

В рамках данной научной статьи осуществлена систематизация современных представлений относительно сущности корпоративной социальной ответственности. Сформулирована личная авторская характеристика (определение) данной категории. Выделена необходимость реализации политики корпоративной социальной ответственности компаниями на современном этапе развития мировой экономической системы. Выделены ключевые факторы оказывающие негативное влияние на процессы интеграции политики корпоративной социальной ответственности в стратегию развития отечественных компаний, как реального, так и финансового секторов экономики. Систематизированы ключевые направления политики корпоративной социальной ответственности в отечественных реалиях развития мирового экономического пространства. Осуществлена сравнительная характеристика различий моделей корпоративной социальной ответственности компаний Северной Америки, Европы и Российской Федерации. Выделены и систематизированы особенности отечественной модели корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CONCEPT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ACTIVITIES OF RUSSIAN COMPANIES

Within the framework of this scientific article, the systematization of modern ideas regarding the essence of corporate social responsibility has been carried out. The personal author’s characteristic (definition) of this category is formulated. The necessity of implementing the policy of corporate social responsibility by companies at the present stage of development of the world economic system is highlighted. The key directions of the policy of corporate social responsibility in the domestic realities of the development of the world economic space are systematized. The key factors that have a negative impact on the integration of corporate social responsibility policy into the development strategy of domestic companies, both real and financial sectors of the economy, are identified. A comparative description of the differences in the models of corporate social responsibility of companies in North America, Europe and the Russian Federation is carried out. The features of the domestic model of corporate social responsibility are singled out and systematized.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ»

Применение концепции социальной ответственности в деятельности российских компаний

Сюе Юйцин,

аспирант кафедры «Управление цифровым предприятием в топливно-энергетическом комплексе», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» E-mail: xueyuqing@mail.ru

В рамках данной научной статьи осуществлена систематизация современных представлений относительно сущности корпоративной социальной ответственности. Сформулирована личная авторская характеристика (определение) данной категории. Выделена необходимость реализации политики корпоративной социальной ответственности компаниями на современном этапе развития мировой экономической системы. Выделены ключевые факторы оказывающие негативное влияние на процессы интеграции политики корпоративной социальной ответственности в стратегию развития отечественных компаний, как реального, так и финансового секторов экономики. Систематизированы ключевые направления политики корпоративной социальной ответственности в отечественных реалиях развития мирового экономического пространства. Осуществлена сравнительная характеристика различий моделей корпоративной социальной ответственности компаний Северной Америки, Европы и Российской Федерации. Выделены и систематизированы особенности отечественной модели корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, модель КСО, политика КСО, социальная ответственность бизнеса.

LO S Ое

со см о см

<2

Введение. Концепция корпоративной социальной ответственности является критически важным элементом формирования конкурентной стратегии компании на современном этапе развития мирового экономического пространства в целом и национальной экономики Российской Федерации в частности.

Следует понимать, что имидж компании является одним из основных индикаторов привлекательности продуктов (товаров или услуг) компании, что в значительной степени повышает важность корпоративной социальной ответственности (КСО) компании в условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке.

В то же время следует понимать, что на сегодняшний день элементы КСО в реальном секторе экономики РФ развиты недостаточным образом, что генерирует необходимость раскрытия теоретической сущности данной категории, что и обуславливает актуальность тематики данного научного исследования.

Изложение основного материала. Корпоративная социальная ответственность на сегодняшний день является критически важным элементом стратегии эффективного развития бизнеса в долгосрочном временном периоде. От уровня эффективности управления КСО будет напрямую зависеть уровень инвестиционной привлекательности компании для инвесторов, уровень привлекательности взаимодействия со стороны партнеров и подрядчиков, а также уровень привлекательности товарной продукции и/или услуг компании. Это дает возможность сформировать парадигму, чем ниже уровень эффективности КСО, тем ниже уровень конкурентоспособности компании.

Учитывая данную исследовательскую проблематику, следует понимать, что рациональным будет произвести сравнительную характеристику представлений современных ученых относительно интерпретации данной категории, для чего воспользуемся нижеприведенной таблицей (Таблица 1), в которой наглядным образом отображены данные авторы (источники) и их характеристики.

В целом следует понимать, что на сегодняшний день в мировой практике выделяют две ключевых интерпретации корпоративной социальной ответственности:

- как вынужденная мера реализации политики благотворительности (преимущественно в развивающихся странах);

- как неотъемлемый элемент социально-экономической стратегии компании в рамках реализации принципов устойчивого развития

(преимущественно в странах с развитой экономикой).

Таблица 1. Характеристика категории КСО в трудах современных ученых

№ п/п

1

Автор/источник

Шинкаренко О.Н. [1]

Яровой А.И. [1]

Погребцова Е.А. [2]

Раренко А.А. [3]

Всемирный банк [4]

ООН [4]

Росстандарт [4]

Характеристика

Рассматривает под КСО - такое состояние бизнеса, при котором происходит полное сбалансирование социальных, финансовых и экономических результатов компании

Представляет КСО как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение наивысшего уровня этического поведения компании в рамках осуществления операционной деятельности

Рассматривает КСО как обязательства предприятия перед обществом и государством которые выходят за рамка финансово-экономических обязательств компании (бизнеса)

Акцентирует внимание на том, что КСО необходимо рассматривать в рамках двух уровней: этическая ответственность перед сотрудниками и ответственность перед обществом

Обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие

Способ достижения баланса экономических, экологических и социальных императивов компании

Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду

Данные различия постепенно нивелируются, за счет все большей вовлеченности бизнеса стран с развивающейся экономикой в глобальное экономическое пространство.

В целом под корпоративной социальной ответственностью следует понимать, систему социально-экономических отношений, возникающих в процессе операционной деятельности компании, ориентированных на обеспечение устойчивого развития, соблюдение норм эффективного природопользования и положительного влияния на окружающую среду и общество.

Среди ключевых факторов стимулирующих развитие принципов КСО бизнесом следует выделить:

- рост инвестиционной привлекательности компании;

- рост имиджа компании;

- рост привлекательности товарной продукции и/ или услуг компании;

- дополнительный источник рекламы;

- рост узнаваемости бренда компании.

В то же время следует выделить, что процесс реализации эффективной политики корпоративной социальной ответственности во многом сопряжен со значительными сложностями для компаний и бизнеса представляющих страны с развиваю-

щейся экономикой (к которым в том числе относится и Россия):

- отсутствие устойчивой культуры КСО;

- ограниченность финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на реализацию КСО;

- отсутствие единой законодательной базы в данном вопросе;

- отсутствие унифицированных нормативов принципов КСО для бизнеса.

Во многом эти сложности обусловлены значительной дифференциацией существующих направлений корпоративной социальной ответственности (как в практике стран с развитой экономикой, так и в практике крупного бизнеса РФ). Рассмотрим данные направления, которые отображены на нижеприведенной схеме (Рисунок 1).

Внешние

Направления ' КСО

Экология

Внутренние

Образование

Спорт

Культура

Благотворительность

Охрана труда

Медицина

Социальная поддержка

Жилищное обеспечение

Финансовое и нефинансовое стимулирование

Рис. 1. Ключевые направления КСО Источник: построено автором по [5-6]

Исходя из приведенной схемы можно определить, что все направления политики корпоративной социальной ответственности можно разделить на две ключевые группы:

- внешние направления. Данные направления ориентированы на обеспечение должного уровня реализации политики в сфере устойчивого развития территорий, на которых расположен бизнес. В данной сфере можно выделить такие процессы, как обеспечение эффективного природопользования, снижение потребления природных ресурсов, сокращение объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду, положительное влияние на сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта территории;

- внутренние направления. В рамках данных направлений осуществляется прямое или косвенное влияние на развитие экосистемы компании в сфере мотивации, заботы и стимулирования деятельности сотрудников. В данной сфере можно выделить такие процессы, как материальное и нематериальное стимулирование деятельности действующих сотрудников, и «ветеранов труда» компании, жилищное обе-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

2

3

4

7

спечение и помощь в сфере выплат (гарантий) ипотечных кредитов, обеспечение должного уровня безопасности условий труда в компании, системное обеспечение повышения уровня квалификации персонала. Следует понимать, что вышеприведенные направления политики корпоративной социальной ответственности бизнеса могут в значительной степени различаться в рамках особенностей национальных моделей КСО, как в количественном, так и в качественном выражении.

С целью подтверждения данной парадигмы необходимым является осуществить сравнительную характеристику особенностей моделей корпоративной социальной ответственности в Северной Америке, Европе и Российской Федерации, для чего воспользуемся нижеприведенной таблицей (Таблица 2), в которой наглядным образом отображены данные элементы моделей.

Таблица 2. Сравнительная характеристика моделей КСО в Северной Америки, Европе и РФ

Критерии Северная Аме- Европа РФ

рика

Ключевые 1) акционеры; 1)сотрудники; 1) государство;

заинтере- 2) потреби- 2) потреби- 2) собствен-

сованные тели; тели; ники;

стороны 3) сотрудники; 3) сообще- 3)сотрудники;

в порядке 4)государство ство; 4) потребители

важности 4) акционеры

Движущие Сами компа- Государство, Государство

силы раз- нии, обще- сами компа- (федеральная

вития ственные нии, обще- и местная ис-

КСО организации ственные полнительная

и местные организации власти), сами

сообщества, и местные со- компании (не-

государство общества. большое число)

Степень Низкая сте- Высокая сте- Низкая степень

норматив- пень регули- пень регули- регулирования

ного регу- рования КСО, рования

лирования регулирование

отчетности

Роль не- НКО многочис- НКО много- НКО сравни-

коммерче- ленны и актив- численны, ак- тельно не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ских ны, обладают тивны и име- многочислен-

Организа- значительны- ют влияние ны, пассивны

ций(НКО) ми ресурсами на бизнес и не имеют

и имеют влия- реального

ние на бизнес воздействия

на бизнес

Тенденции НО иницииру- НО иницииру- НО иницииру-

нефинансо- ется бизнесом, ется бизне- ется внешни-

вой стандартизи- сом, стандар- ми силами,

отчетности рованный под- тизирован- развивается

(НО) ход к подго- ный подход на начальном

товке НО; НО к подготовке уровне, ориен-

ориентирова- НО; ориенти- тированность

на, в первую рованность на государство

очередь, на ак- на широкий и акционеров

ционеров и по- круг стейк- (в меньшей

требителей холдеров степени -

на общество)

Источник: построено автором по [6-8]

Исходя из вышеприведенной таблицы можно определить, что на сегодняшний день существуют определённые различия в моделях корпоративной социальной ответственности отдельных стран и территорий, при этом следует отметить, что различия в моделях Северной Америки и Европы не так значительны, как различия в моделях компаний КСО Северной Америки, Европы и непосредственно Российской Федерации.

Во многом это обусловлено тем фактом, что компании стран с развитой экономикой развивают принципы КСО с начала 70-х годов прошлого века, в то время как большинство компаний Российской Федераций реализуют политику в данной сфере ориентировочно не раньше, чем с начала 2000-х годов.

Рассмотрим особенности модели КСО компаний Российской Федерации (Рисунок 2).

Рис. 2. Особенности модели КСО в Российской Федерации

Источник: построено автором по [6-8]

В целом как позволяет определить вышеприведенная схема, на сегодняшний день выделяют шесть ключевых особенности отечественной модели корпоративной социальной ответственности относительно зарубежных аналогов:

- преимущественно политику корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации применяют исключительно крупные компании, что обусловлено их международной публичностью с одной стороны и значительными объемами финансовых ресурсов с другой стороны;

- также существенное (ограничивающее) влияние на развитие политик корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации оказывает отсутствие единой унифицированной нормативно-правовой базы в данной сфере и в сфере нефинансовой отчетности;

- в рамках внешних направлений деятельности корпоративной социальной ответственности компаний и бизнеса в Российской Федерации, следует понимать что они ориентированы на преимущественно взятие части функций государства в сфере реализации крупных инфраструктурных проектов, а также ориентация

на благотворительно и безвозмездную помощь нуждающимся;

- в рамках внутренних направлений деятельности корпоративной социальной ответственности компании в Российской Федерации ориентированы на обеспечение процессов повышения квалификации кадрового персонала и обеспечение безопасных условий труда;

- следует отметить низкий уровень значимости эффективности политик корпоративной социальной ответственности в рамках выбора партнеров и подрядчиков;

- также следует выделить низкий уровень влияния некоммерческих организаций на проекты и деятельность компаний в сфере корпоративной социальной ответственности. Заключение. Как итог данной научно-

исследовательской работы можно определить:

1. На сегодняшний день в мировой практике выделяют две ключевых интерпретации корпоративной социальной ответственности: как вынужденная мера реализации политики благотворительности (преимущественно в развивающихся странах); как неотъемлемый элемент социально-экономической стратегии компании в рамках реализации принципов устойчивого развития (преимущественно в странах с развитой экономикой).

Под корпоративной социальной ответственностью следует понимать, систему социально-экономических отношений, возникающих в процессе операционной деятельности компании, ориентированных на обеспечение устойчивого развития, соблюдение норм эффективного природопользования и положительного влияния на окружающую среду и общество.

2. Направления политики корпоративной социальной ответственности можно разделить на две ключевые группы: внешние направления (ориентированы на обеспечение должного уровня реализации политики в сфере устойчивого развития территорий, на которых расположен бизнес); внутренние направления (ориентированы на прямое или косвенное влияние на развитие экосистемы компании в сфере мотивации, заботы и стимулирования деятельности сотрудников).

3. Различия в моделях корпоративной социальной ответственности Северной Америки и Европы не так значительны, как различия в моделях компаний КСО Северной Америки, Европы и непосредственно Российской Федерации.

Во многом это обусловлено тем фактом, что компании стран с развитой экономикой развивают принципы КСО с начала 70-х годов прошлого века, в то время как большинство компаний Российской Федераций реализуют политику в данной сфере ориентировочно не раньше, чем с начала 2000-х годов.

Литература

1. Стазаева И.В. (2019). Корпоративная социальная ответственность: сущность и направления

развития. Гуманитарный научный журнал, (1), 109-113.

2. Погребцова Е.А. (2022). Программа социальной корпоративной ответственности предприятия: понятие и этапы формирования. Научный результат. Экономические исследования, 8 (3), 114-123.

3. Раренко А.А. (2021). Социальная ответственность бизнеса в зарубежных странах и России. Россия и современный мир, (1 (110)), 237-253.

4. Бахматова Т.Г. (2019). Роль СМИ в продвижении концепции корпоративной социальной ответственности банков. Baikal Research Journal, 10 (2), 3.

5. Нефедьева Е.И. (2020). Корпоративная социальная ответственность крупного производственного предприятия. Экономика труда, 7 (9), 795-818.

6. Жилина И.Ю. (2016). Страновые модели корпоративной социальной ответственности. Экономические и социальные проблемы России, (1), 32-62.

7. Нехода Е.В. (2018). Национальные модели корпоративной социальной ответственности. Стратегии бизнеса, (3 (47)), 18-21.

8. Кравцова Е.М. (2016). Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике. Экономика, предпринимательство и право, 6 (1), 81-98.

APPLICATION OF THE CONCEPT OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ACTIVITIES OF RUSSIAN COMPANIES

Xue Yuqing

Peoples' Friendship University of Russia

Within the framework of this scientific article, the systematization of modern ideas regarding the essence of corporate social responsibility has been carried out. The personal author's characteristic (definition) of this category is formulated. The necessity of implementing the policy of corporate social responsibility by companies at the present stage of development of the world economic system is highlighted. The key directions of the policy of corporate social responsibility in the domestic realities of the development of the world economic space are systematized. The key factors that have a negative impact on the integration of corporate social responsibility policy into the development strategy of domestic companies, both real and financial sectors of the economy, are identified. A comparative description of the differences in the models of corporate social responsibility of companies in North America, Europe and the Russian Federation is carried out. The features of the domestic model of corporate social responsibility are singled out and systematized.

Keywords: corporate social responsibility, CSR model, CSR policy, business social responsibility.

References

1. Stazaeva I.V. (2019). Corporate social responsibility: essence and directions of development. Humanitarian Scientific Journal, (1), 109-113.

2. Pogrebtsova E.A. (2022). The program of social corporate responsibility of the enterprise: the concept and stages of formation. scientific result. Economic Research, 8(3), 114-123.

3. Rarenko A.A. (2021). Social responsibility of business in foreign countries and Russia. Russia and the modern world, (1 (110)), 237-253.

4. Bakhmatova T.G. (2019). The role of the media in promoting the concept of corporate social responsibility of banks. Baikal Research Journal, 10(2), 3.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

5. Nefed'eva E.I. (2020). Corporate social responsibility of a large manufacturing enterprise. Labor Economics, 7(9), 795-818.

6. Zhilina I. Yu. (2016). Country models of corporate social responsibility. Economic and social problems of Russia, (1), 32-62.

7. Nekhoda E.V. (2018). National models of corporate social responsibility. Business Strategies, (3 (47)), 18-21.

8. Kravtsova E.M. (2016). Models of social responsibility of business in the global economy. Economics, Entrepreneurship and Law, 6(1), 81-98.

Q.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.