Научная статья на тему 'Применение концепции налогового присутствия в аспекте деофшоризации российской экономики'

Применение концепции налогового присутствия в аспекте деофшоризации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
офшоризация / офшорная компания / деофшоризация / антиофшорное регулирование / российская экономика / законопроект. / offshorization / offshore company / deoffshorization / antioffshore regulation / Russian economy / bill.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борзенко Елена Александровна

В Российской Федерации, как и во всем мире, набирает актуальность политика деофшоризации в связи с возросшими в последние годы объемами денежных средств, не попадающими в бюджет надлежащей страны, а также деятельностью резидентов под видом иностранных лиц. В настоящий момент Российской Федерацией ввиду сложной международной обстановки приходится действовать самостоятельно в борьбе с офшорами, которые подорвали суверенитет страны, поставив под угрозу национальную безопасность. В статье автором кратко анализируется общая политика по контролю за офшорными схемами и действующие меры. Далее в статье рассматриваются мероприятия, проведенные иностранными государствами и организациями после февраля 2020 года, а также законопроекты, связанные с деофшоризацией, находящиеся на рассмотрении, признанные ликвидировать негативные последствия от санкционного давления недружественных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CONCEPT OF TAX PRESENCE IN THE ASPECT OF DEOFFSHORIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

In the Russian Federation, as well as throughout the world, the policy of deoffshorization is gaining relevance due to the increased in recent years the amount of money that does not enter the budget of the country, as well as the activities of residents under the guise of foreign persons. At the moment the Russian Federation, due to the complex international situation, has to act independently in the fight against offshore companies, which have undermined the sovereignty of the country, jeopardizing national security. In the article the author briefly analyzes the general policy to control offshore schemes and the measures in place. The article further discusses the measures taken by foreign states and organizations after February 2020, as well as the draft laws related to deoffshorization under consideration, recognized to eliminate the negative consequences of the sanctions pressure of unfriendly states.

Текст научной работы на тему «Применение концепции налогового присутствия в аспекте деофшоризации российской экономики»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Применение концепции налогового присутствия в аспекте деофшоризации российской экономики

Борзенко Елена Александровна,

аспирант, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина E-mail: Borzenko_elena@mail.ru

В Российской Федерации, как и во всем мире, набирает актуальность политика деофшоризации в связи с возросшими в последние годы объемами денежных средств, не попадающими в бюджет надлежащей страны, а также деятельностью резидентов под видом иностранных лиц. В настоящий момент Российской Федерацией ввиду сложной международной обстановки приходится действовать самостоятельно в борьбе с офшорами, которые подорвали суверенитет страны, поставив под угрозу национальную безопасность. В статье автором кратко анализируется общая политика по контролю за офшорными схемами и действующие меры. Далее в статье рассматриваются мероприятия, проведенные иностранными государствами и организациями после февраля 2020 года, а также законопроекты, связанные с деофшориза-цией, находящиеся на рассмотрении, признанные ликвидировать негативные последствия от санкционного давления недружественных государств.

Ключевые слова: офшоризация, офшорная компания, деоф-шоризация, антиофшорное регулирование, российская экономика, законопроект.

S2

со см о см см

В мире одна за другой развивались две тенденции - решение проблемы двойного налогообложения породило двойное неналогообложение.

У налогоплательщиков появилась беспрецедентная возможность избежания налогового бремени (или существенного снижения налогового платежа) благодаря несовершенству законодательства и невозможности отвечать мгновенно на изменения стремительно развивающихся экономических отношений.

Так, несмотря на отсутствие прямого нарушения законодательства, субъекты злоупотребляли правом на установленные льготы, применяя различные конструкции, способствующие обходу установленных правил, включая правил об определении резиденства субъекта.

Также лица, пользуясь возможностью регистрации юридического лица в иностранной юрисдикции, ведут непосредственную деятельность на территории Российской Федерации, что является деятельностью резидентов «под видом иностранных лиц или с использованием правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели» [1, с. 21].

Российская Федерация в свое очередь начала планомерную борьбу с уходом лиц от налогообложения, в том числе путем применения концепции налогового присутствия и успешно вела ее с 2012 года (после Ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором было указано на необходимость разработки мер по деофшоризации российской экономики [2] путем применения законодательных мер, таких как: законодательство о контролируемых иностранных компаниях [3], правила рези-дентства юридических лиц [4], установление правил обмена налоговой информацией [5], а также международный автоматический обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий) [6].

Была ратифицирована многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года [7].

Проблема применения концепции налогового присутствия, а также деофшоризации экономики в целом, стала особенно актуальна после 24 февраля 2022 года, так как Российской Федерации

остается лишь вернуться к практике борьбы с офшорами собственными силами [8, с. 85-91].

Российская Федерация оказалась под разнообразными международными санкциями и не могла не ввести различные дискриминационные меры против нерезидентов из недружественных стран.

Несмотря на то, что формально соглашения РФ о двойном налогообложении и об автоматическом обмене налоговой информацией продолжают действовать, многие страны, такие как Швейцария, Австрия, Германия, Великобритания, объявили об отказе в предоставлении налоговой информации [9].

Также, в феврале 2023 года группа ФАТФ приостановила членство РФ в этой организации [10].

В целях принудительной деофшоризации (обязательной перерегистрации в РФ системных российских компаний с холдинговыми структурами за рубежом) 23 января 2023 был внесен законопроект № 281874-8 «О деофшоризации» (в данный момент находится на рассмотрении, далее -Законопроект) [11].

В пояснительно записке к Законопроекту утверждается, что перерегистрация предприятий, которые управляются в лучшем случае исходя из интересов, не имеющих отношения к интересам России, является категорическим условием сохранения национальной безопасности России и обеспечения ее суверенитета.

Однако, по мнению автора, Законопроект не может быть принят из-за множества правовых неопределенной, отсутствия возможности реализации, а также нарушения прав человека, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.

Так, статья 1 Законопроекта утверждает, что все активы, зарегистрированные в офшорных зонах, должны быть переданы в управление уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти (порядок будет разработан позже); статья 2 дает право в случае предоставления свидетельства о собственности на офшорные юридические лица перерегистрировать активы на себя; статья 3 постулирует, что собственники таких активов могут передать их в управление любому юридическому или физическому лицу (порядок не предусмотрен). Статья 4 фактически закрепляет право Российской Федерации на конфискацию имущества в случае неиспользования права, предоставленного статьей 2 (перерегистрации активов).

Усматривается, что данный Законопроект, помимо отсутствия использования юридической техники и явного популизма, не прорабатывает вопросы перехода прав собственности и даже фактически без установленного Конституцией права на судебную защиту и невозможности лишения собственности иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ) устанавливает возможность конфискации имущества.

Также Российская Федерация Указом Президента [12] частично приостанавливает действие соглашений об избежании двойного налогообло-

жения с 38 недружественными странами (далее -Соглашения). Действие Соглашений приостанавливается до устранения нарушения интересов Российской Федерации.

Так, из Указа следует, что приостанавливаются в том числе и положения об определении постоянного представительства, а также порядок налогообложения прибыли от коммерческой деятельности, имущества, капитала и доходов от международных перевозок. По мнению А. Григорьева основными целями Указа являются «резиденты недружественных стран, которые либо все еще ведут деятельность на территории РФ, либо сохранили инвестиции в российские активы и получают доходы от источников в России» [13].

Указ содержит поручение правительству «обеспечить принятие мер, направленных на снижение влияния на экономику РФ» последствий приостановки СИДН [14].

В настоящий момент зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы законопроект № 448566-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части отдельных вопросов налогообложения)» (далее - Законопроект-2).

Согласно разделу 5 Пояснительной записки к Законопроекту-2 во исполнение вышеназванного Указа с целью снижения влияния на экономику Российской Федерации последствий приостановления действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения предлагается установить освобождение от налогообложения налогов на прибыль организаций или пониженные ставки налога на прибыль организаций для доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника согласно Договорам, действие которых приостановлено Указом, в отношении закрытого перечня перечисленных доходов.

Такой порядок предлагается применять в случае подтверждения наличия у компании фактического права на доход и подтверждения факта отсутствия взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доход и иностранной организацией - получателем дохода.

Несмотря на то, что реализация данного плана по мнению Е. Муратовой будет сложна [15], в связи с тем, что потребуется принять новые нормативно-правовые акты, разработать специальные реестры, в целом указанные налоговые льготы следует воспринимать позитивно.

Таким образом, начавшаяся планомерно политика деофшоризации российской экономики р в 2012-2014 годах, выраженная в последователь- ИД ных законодательных актах, в последние два го- Е да ввиду необходимости действовать под санкци- К ями и невозможности использования многих ранее ё заключенных международных соглашений, стала у хаотичной и непоследовательной, что может нега- А

тивно сказаться в том числе и на законопослушных предпринимателях, а также породить правовую неопределенность. Вместе с тем, государство принимает меры по снижению негативных последствий, что в случае успешной реализации будет способствовать дальнейшей продуманной политике российской экономики в сфере деофшориза-ции.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

см см

Захаров А.С. Деофшоризация: российский контекст// Legal Insight. 2013. № 5(21). Электронный ресурс // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/17118 (дата обращения 13.09.2023)

Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «Собрание законодательства РФ», 15.06.2015, № 24, ст. 3377. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 15.06.2015, № 24, ст. 3367.

Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам», «Собрание законодательства РФ», 25.08.2014, № 34, ст. 4665. Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)», «Собрание законодательства РФ», 25.06.2018, № 26, ст. 3858.

Федеральный закон «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» от 01.05.2019 № 79-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации от 2019 г., № 18, ст. 2203 (текст Конвенции - СЗ РФ, 2020, № 10, ст. 1281).

Будылин С. Налоговый рай с конфискацией имущества. Деофшоризация по-русски // Юридическая работа в кредитной организации. 2023. № 1. С. 85-91.

Швейцария прекратит автоматический обмен финансовой информацией с РФ // Право.ш. URL//https://pravo.ru/news/242737/ (дата обращения 13.07.2023).

10. Интернет-ресурс URL// https://www.kommersant. ru/doc/5841890 (дата обращения 13.07.2023).

11. Интернет-ресурс URL// https://sozd.duma.gov. ru/bill/281874-8#bh_histras (дата обращения 13.07.2023).

12. Указ Президента № 585 «О приостановлении РФ действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения» от 8 августа 2023 года.

13. Интернет-ресурс URL// https://pravo.ru/ news/248095/ (дата обращения 20.10.2023).

14. Интернет-ресурс URL//https://www.kommer-sant.ru/doc/6148595#:~: text=Владимир%20Пу-тин%20подписал%20указ%20тот%20же%20 день%2С%208%20августа (дата обращения 14.09.2023).

15. Интернет-ресурс URL// https://pravo.ru/ news/248095/ (дата обращения 20.10.2023).

APPLICATION OF THE CONCEPT OF TAX PRESENCE IN THE ASPECT OF DEOFFSHORIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Borzenko E.A.

0.E. Kutafin Moscow State Law University

In the Russian Federation, as well as throughout the world, the policy of deoffshorization is gaining relevance due to the increased in recent years the amount of money that does not enter the budget of the country, as well as the activities of residents under the guise of foreign persons. At the moment the Russian Federation, due to the complex international situation, has to act independently in the fight against offshore companies, which have undermined the sovereignty of the country, jeopardizing national security. In the article the author briefly analyzes the general policy to control offshore schemes and the measures in place. The article further discusses the measures taken by foreign states and organizations after February 2020, as well as the draft laws related to deoffshorization under consideration, recognized to eliminate the negative consequences of the sanctions pressure of unfriendly states.

Keywords: offshorization, offshore company, deoffshorization, anti-offshore regulation, Russian economy, bill.

References

1. Zakharov A.S. Deoffshorization: Russian context// Legal Insight. 2013. № 5(21).

2. Electronic resource // URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/17118 (date of address 13.09.2023)

3. Federal Law No. 150-FZ dated 08.06.2015 "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Article 3 of the Federal Law "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation (in terms of taxation of profit of controlled foreign companies and income of foreign organizations)", "Collection of Legislation of the Russian Federation", 15.06.2015, No. 24, Art. 3377.

4. Federal Law No. 140-FZ dated 08.06.2015 "On voluntary declaration by individuals of assets and accounts (deposits) in banks and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation", "Collection of Legislation of the Russian Federation", "15.06.2015," No. 24, Art. 3367.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 805 dated 14.08.2014 "On conclusion of agreements on exchange of information on tax cases", "Collection of Legislation of the Russian Federation", 25.08.2014, No. 34, Art. 4665.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 693 dated 16.06.2018 "On the implementation of international automatic exchange of financial information with the competent authorities of foreign states (territories)", "Collection of Legislation of the Russian Federation", 25.06.2018, No. 26, Art. 3858.

7. Federal Law "On Ratification of the Multilateral Convention on the Implementation of Measures Relating to Tax Treaties to Counteract the Dilution of the Tax Base and Withdrawal of Prof-

its from Taxation" dated 01.05.2019 No. 79-FZ Collected Laws of the Russian Federation of 2019., No. 18, Art. 2203 (text of the Convention - NW of the Russian Federation, 2020, No. 10, Art. 1281).

8. Budylin S. Tax paradise with confiscation of property. Deoff-shorization in Russian // Legal work in the credit organization. 2023. № 1. C. 85-91.

9. Switzerland will stop automatic exchange of financial information with the Russian Federation // Pravo.ru. URL//https://pravo. ru/news/242737/ (date of address 13.07.2023).

10. Internet resource URL// https://www.kommersant.ru/ doc/5841890 (date of address 13.07.2023).

11. Internet resource URL// https://sozd.duma.gov.ru/biN/281874-8#bh_histras (date of address 13.07.2023).

12. Presidential Decree No. 585 "On the suspension by the Russian Federation of certain provisions of international treaties of the Russian Federation on taxation" dated August 8, 2023.

13. Internet resource URL// https://pravo.ru/news/248095/ (date of address 20.10.2023).

14. Internet resource URL//https://www.kommersant.ru/ doc/6148595#:~: text=Владимир%20Путин%20подписал%20 указ%20тот%20же%20день%2С%208%20августа (дата обращения 14.09.2023).

15. Internet resource URL// https://pravo.ru/news/248095/ (accessed 20.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.