Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрианова Наталья Геннадьевна

Появление международного антиофшорного регулирования привело к возникновению и развитию законодательного регулирования отношений в сфере деофшоризации в России. С помощью проведения анализа правовых норм и правовых отношений в сфере деофшоризации автор приходит к выводу о возможности выделения деофшоризации в качестве самостоятельного института финансового права ввиду особенности предмета, метода правового регулирования отношений, единства правовых норм, единства содержания правового института, видового состава правовых норм. Многообразие и комплексность правовых отношений позволяет выделить несколько субинститутов в институте деофшоризации, каждый из которых имеет свою специфику в предмете и методе регулируемых отношений, но при этом находится в системной связи с иными субинститутами института деофшоризации. Ввиду сложности и стремительности развития регулирования отношений в сфере деофшоризации для поддержания правомерного поведения в сфере деофшоризации предлагается осуществление деофшоризационного комплаенс-контроля, внедрение механизма предварительного согласования правовых последствий, осуществляемых субъектами института деофшоризации операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF DEOFFSHORIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The emergence of international anti-offshore regulation has led to the emergence and development of legislative regulation of relations in the field of deoffshorization in Russia. By analyzing legal norms and legal relations in the field of deoffshorization, the author comes to the conclusion of the possibility to allocate deoffshorization as an independent institution of financial law due to the peculiarities of the subject, the method of legal regulation of relations in this sphere, the unity of legal norms, the unity of the content of the legal institution, the composition of legal norms. The complexity of legal relations in the sphere of deoffshorization makes it possible to distinguish several sub-institutions in the institution of deoffshorization, each of which has its own specifics in the subject and method of relations, but at the same time is in systemic connection with other sub-institutions of the institute of deoffshorization. In order to maintain lawful behavior in the field of deoffshorization, it is proposed to carry out deoffshorization compliance control, introduce a mechanism for preliminary coordination of legal consequences of operations carried out by the subjects in the sphere of deoffshorization.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовое регулирование деофшоризации в Российской Федерации

Андрианова Наталья Геннадьевна,

соискатель Института государства и права Российской академии наук

E-mail: natalia.g.andrianova@gmail.com

Появление международного антиофшорного регулирования привело к возникновению и развитию законодательного регулирования отношений в сфере деофшоризации в России. С помощью проведения анализа правовых норм и правовых отношений в сфере деофшоризации автор приходит к выводу о возможности выделения деофшоризации в качестве самостоятельного института финансового права ввиду особенности предмета, метода правового регулирования отношений, единства правовых норм, единства содержания правового института, видового состава правовых норм. Многообразие и комплексность правовых отношений позволяет выделить несколько субинститутов в институте деофшоризации, каждый из которых имеет свою специфику в предмете и методе регулируемых отношений, но при этом находится в системной связи с иными субинститутами института деофшоризации. Ввиду сложности и стремительности развития регулирования отношений в сфере деофшоризации для поддержания правомерного поведения в сфере деофшоризации предлагается осуществление деофшоризационного комплаенс-контроля, внедрение механизма предварительного согласования правовых последствий, осуществляемых субъектами института део-фшоризации операций.

Ключевые слова: деофшоризация, офшорные юрисдикции, институт финансового права, международное налогообложение, уклонение от уплаты налогов, комплаенс-контроль.

Появление и развитие правового регулирования деофшоризации в России во многом связано с активизацией антиофшорного регулирования на международном уровне. Осознание опасности функционирования офшорных юрисдикций в части предоставления возможностей минимизации и уклонения от налогообложения, незаконной легализации денежных средств, с одной стороны, и попытки создать правовой механизм репатриации капитала и контроля трансграничных операций и зарубежных активов российских налоговых резидентов с другой стороны, привели к возникновению комплекса правовых мер, направленных на деофшоризацию в России. Деофшориза-ция направлена на противодействие незаконному и недобросовестному использованию офшорных структур при осуществлении предпринимательской деятельности. Среди основных источников правового регулирования деофшоризации в России следует выделить:

1) Налоговый Кодекс Российской Федерации [1];

2) Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2];

3) Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [3];

4) Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [4];

5) Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» [5];

6) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6];

7) Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7];

8) Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах

5 -о

сз

<

на территориях Калининградской области и Приморского края» [8];

9) Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» [9].

Выделение данного перечня источников правового регулирования сферы деофшоризации предопределено тем кругом угроз, которые возникают в связи с «вредоносным» характером воздействия офшорных юрисдикций на российскую экономику, создание специальных административных районов на территории России является правовым механизмом, обеспечивающим возможность редо-мициляции иностранных компаний на территорию России, а процесс добровольного декларирования был направлен на стимулирование репатриации капитала в Россию.

Многоаспектный характер правового регулирования отношений в сфере деофшоризации в России позволяет проанализировать возможность обособления деофшоризации как самостоятельного института финансового права. Правовой институт в финансовом праве - это «первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их содержанию» [10, с. 42]. Поскольку это первичное объединение правовых норм, то можно говорить о том, что предмет правового регулирования института права уже предмета правового регулирования подотрасли или отрасли финансового права. Своеобразие предмета правового регулирования влечет возможность появления специфики в методе правового регулирования, также для того, чтобы судить о наличии самостоятельного правового института нужно проанализировать такие критерии как юридическое единство правовых норм, единство содержания правового института, видовой состав правовых норм.

Поскольку целевая направленность возникновения правового регулирования деофшоризации заключается создании условий для налогообложения трансграничных операций и зарубежных активов российских налоговых резидентов при повышении прозрачности финансовых операций, то можно выявить связь деофшоризации с процессом аккумулирования денежных средств в публичные денежные фонды. Аккумулирование денежных средств традиционно [11, с. 49-50] является элементом предмета российского финансового права.

Главенствующим методом правового регулирования отношений в сфере деофшоризации является императивный метод ввиду преимущественного установления обязывающих норм и норм-запретов в сфере деофшоризации. Например, обязанность уведомлять налоговые органы от открытых зарубежных счетах (вкладах) преследует информационную и контрольную функции. При этом ^ условно-диспозитивный метод правового регули-2 рования также имеет ограниченное применение й в сфере деофшоризации. Например, осуществле-еЗ ние редомициляции является правом налогопла-Ц тельщика, при этом в случае принятия решения

о редомициляции следующая за этим решением последовательность действий строго регламентирована законом, т.е. условно - диспозитивный метод имеет применение в рамках вступления в некоторые категории отношений, при этом дальнейшее поведение лиц строго регламентировано нормами финансового права. Полнота регулирования сферы деофшоризации достигается за счет сочетания уполномочивающих, обязывающих и запрещающих норм в сфере деофшоризации.

Отношения в сфере деофшоризации связаны с регулированием отношений с офшорными юрис-дикциями, иностранными организациями или зарубежными активами, принадлежащими российским резидентам, в этом заключается единство содержания правовых норм в сфере деофшори-зации. Комплексный подход и закрепление правовых норм, входящих в состав иных подотраслей и институтов финансового права, позволяет обеспечить системный подход к правовому регулированию отношений в сфере деофшоризации в России. Юридическое единство правовых норм в сфере деофшоризации обеспечивается и действием общих принципов, распространяющимся на всю совокупность отношений в сфере деофшориза-ции, главными из которых являются законность и определенность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деофшоризация является самостоятельным комплексным институтом российского финансового права. Институт деофшоризации относится к особенной части финансового права ввиду того, что регулирование сферы деофшоризации осуществляется налогово-правовыми, валютно-правовыми, банковско-правовыми мерами, мерами в сфере противодействия легализации денежных средств и мерами, направленными на репатриацию капитала, при этом деофшоризация как институт финансового права обладает собственными предметом правового регулирования не схожим с предметом правового регулирования иных подотраслей и институтов финансового права. Обособление института деофшоризации наряду с другими институтами в системе финансового права обеспечивает завершенность и целостность системы финансового права в современных условиях.

Комплексный характер отношений в сфере деофшоризации позволяет выделить в рамках структуры института деофшоризации несколько субинститутов - объединений норм права в еще более узкие группы чем институт права по признакам предмета и метода правового регулирования, однородности и системности. Предлагается выделение следующих субинститутов в институте деофшоризации:

1) субинститут противодействия уклонению от уплаты налогов и злоупотреблению нормами финансового права с использованием иностранных юрисдикций;

2) субинститут противодействия незаконной легализации денежных средств с использованием иностранных юрисдикций;

3) субинститут репатриации активов на территорию Российской Федерации;

4) субинститут финансового контроля в сфере деофшоризации.

Каждый из выделенных субинститутов отличается, прежде всего, спецификой предмета и метода правового регулирования, а также находится во взаимосвязи с иными подотраслями и институтами финансового права. Так, например, в субинституте репатриации активов на территорию Российской Федерации прослеживается ограниченное применение условно-диспозитивного метода правового регулирования. Данный субинститут находится во взаимосвязи с иными институтами финансового права, т.к. благодаря созданию условий по репатриации капитала в России, в том числе, обеспечивается исполнение обязанностей и норм-запретов в сфере деофшоризации, устанавливаемых иными субинститутами института деофшоризации, а именно субинститутом противодействия уклонению от уплаты налогов и злоупотреблению нормами финансового права с использованием иностранных юрисдикций и субинститутом противодействия незаконной легализации денежных средств с использованием иностранных юрисдикций. Субинститут финансового контроля в сфере деофшоризации позволяет поддерживать правомерное поведение и выявлять, а также пресекать совершение правонарушений в сфере, регулируемой субинститутом репатриации активов на территорию Российской Федерации. Аналогичные виды взаимосвязей прослеживаются и между другими выделенными субинститутами.

Стремительное развитие правового регулирования отношений в сфере деофшоризации ставит вопрос о контроле исполнения многочисленных обновляющихся норм и правил в сфере деофшо-ризации.

С одной стороны, предлагается развитие ком-плаенса, а именно практики соблюдения требований действующего законодательства, а также выявление и анализ последней правоприменительной и судебной практики в сфере деофшо-ризации. Для этого представляется эффективным внедрение и развитие деофшоризационного комплаенс-контроля, заключающегося в обеспечении соблюдения требований законодательства в сфере деофшоризации за счет отслеживания и анализа организациями и физическими лицами, осуществляющими трансграничные операции и владение зарубежными активами, всех последних законодательных изменений, судебной и правоприменительной практики в сфере деоф-шоризации, проверке соответствия деятельности организации или физического лица таким требованиям. В крупных организациях для эффективной реализации деофшоризационного комплаенс-контроля рекомендуется разработка деофшориза-ционной комплаенс-политики.

С другой стороны, необходимо развитие процедур по предварительному согласованию

с уполномоченными государственными органами последствий совершаемых физическими лицами и организациями операций в сфере деофшоризации для осуществления со стороны таких государственных органов предварительного контроля операций и фиксации их правовых последствий как для субъектов института деофшоризации, так и для уполномоченных государственных органов.

Таким образом, можно говорить об обоснованности выделения деофшоризации как самостоятельного комплексного института особенной части финансового права. Разносторонний характер правового регулирования мер по деофшоризации в России позволяет сделать вывод о возможности выделения ряда субинститутов в институте деофшоризации, находящихся в системной взаимосвязи и обеспечивающих комплексное регулирование деофшоризации в России. Для поддержания правомерного поведения в сфере деофшориза-ции предлагается осуществление деофшоризаци-онного комплаенс-контроля и внедрение механизма предварительного согласования правовых последствий, осуществляемых субъектами института деофшоризации операций.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ// Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.

3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859.

4. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, № 19, ст. 2306.

5. Федеральный закон от 15.02.2016 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.02.2016, № 7, ст. 911.

6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4353.

5 -о

сз

<

7. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.06.2015, № 24, ст. 3367.

8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5084.

9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, № 32 (часть I), ст. 5083.

10. Финансовое право: учебник для бакалавров/ под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2016.

11. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021.

REGULATION OF DEOFFSHORIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Andrianova N.G.

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

The emergence of international anti-offshore regulation has led to the emergence and development of legislative regulation of relations in the field of deoffshorization in Russia. By analyzing legal norms and legal relations in the field of deoffshorization, the author comes to the conclusion of the possibility to allocate deoffshorization as an independent institution of financial law due to the peculiarities of the subject, the method of legal regulation of relations in this sphere, the unity of legal norms, the unity of the content of the legal institution, the composition of legal norms. The complexity of legal relations in the sphere of deoffshorization makes it possible to distinguish several sub-institutions in the institution of deoffshorization, each of which has its own specifics in the subject and method of relations, but at the same time is in systemic connection with other sub-institutions of the institute of deoffshorization. In order to maintain lawful behavior in the field of deoffshorization, it is proposed to carry out

deoffshorization compliance control, introduce a mechanism for preliminary coordination of legal consequences of operations carried out by the subjects in the sphere of deoffshorization.

Keywords: deoffshorization, offshore jurisdictions, financial law institute, international taxation, tax evasion, compliance-control.

References

1. Tax Code of the Russian Federation (part one) dated 31.07.1998 No. 146-FZ// Assembly of Legislation of the Russian Federation, No. 31, 03.08.1998, Art. 3824.

2. Federal Law of 07.08.2001 No. 115-FZ "On Combating the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the Financing of Terrorism "//Legislative Assembly of the Russian Federation, 13.08.2001, No. 33 (Part I), Art. 3418.

3. Federal Law of 10.12.2003 No. 173-FZ "On Currency Regulation and Currency Control "//Legislative Assembly of the Russian Federation, 15.12.2003, No. 50, Art. 4859.

4. Federal Law of 07.05.2013 No. 79-FZ "On the Prohibition of Certain Categories of Persons to Open and Have Accounts (Deposits), Store Cash and Valuables in Foreign Banks Located Outside the Territory of the Russian Federation, Own and/ or Use Foreign Financial Instruments "//Russian Legislative Assembly, 13.05.2013, No. 19, Art. 2306.

5. Federal Law of 15.02.2016 No. 23-FZ "On Amending the Budget Code of the Russian Federation "//Assembly of Legislation of the Russian Federation, 15.02.2016, No. 7, Art. 911.

6. Federal Law of 13.07.2015 No. 227-FZ "On Amendments to the Federal Law" On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, Services to Meet State and Municipal Needs "//Assembly of Legislation of the Russian Federation, 20.07.2015, No. 29 (Part I), Art. 4353.

7. Federal Law of 08.06.2015 No. 140-FZ "On voluntary declaration by individuals of assets and accounts (deposits) in banks and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation "//Assembly of Legislation of the Russian Federation, 15.06.2015, No. 24, Art. 3367.

8. Federal Law of 03.08.2018 No. 291-FZ "On Special Administrative Regions in the Territories of the Kaliningrad Region and Primorsky Territory "//Legislative Assembly of the Russian Federation, 06.08.2018, No. 32 (Part I), Art. 5084.

9. Federal Law of 03.08.2018 No. 290-FZ "On International Companies and International Funds "//Collection of Legislation of the Russian Federation, 06.08.2018, No. 32 (Part I), Art. 5083.

10. Financial law: textbook for bachelors/ed. I.A. Tsindeliani. M.: Prospect, 2016.

11. Krokhina J.A. Financial law of Russia: textbook. M.: Norma: IN-FRA-M, 2021.

2

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.