Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЛИТИКИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЛИТИКИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / ПОЛИТИКА ДЕОФШОРИЗАЦИИ / АНТИОФШОРНЫЕ МЕРЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ / БОРЬБА С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тригуб Екатерина Юрьевна

В современных реалиях политика деофшоризации является неотъемлемым направлением деятельности не только многих отдельно взятых стран мира, но мирового сообщества в целом. За все время своего существования политика деофшоризации как мировой экономики, так и российской сильно эволюционировала. Если основные вехи развития деофшоризации мировой экономики нашли отражение в научной литературе, то опыт России нет. Отсюда, целью данной статьи является выделение этапов формирования политики деофшоризации российской экономики, основываясь на национальные особенности развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF DEOFFSHORIZATION POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the modern world, deoffshorization is an integral process for both individual countries and the global community as a whole. The deoffshorization policy of both the world economy and the Russian one has evolved greatly over the entire time of its existence. If the main stages of the world economy deoffshorization are reflected in the scientific literature, then the experience of Russia is not. Thus, the purpose of this article is to highlight the stages of deoffshorization policy formation of the Russian economy, based on national peculiarities of development.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЛИТИКИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

414

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-237-5-414-432

основные этапы политики

деофшоризации

в российской федерации the main stages of deoffshorization policy in the russian federation

ТРИГУБ ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА

Аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

EKATERINA YU. TRIGUB

Graduate Student, Financial University under the Government of the Russian Federation

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ХЕЙФЕЦ БОРИС АРОНОВИЧ

Профессор Департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университет при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор

SCIENTIFIC ADVISER: BORIS A. KHEIFETS

Professor of the Department of World Economy and International Business of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor

АННОТАЦИЯ

В современных реалиях политика деофшоризации является неотъемлемым направлением деятельности не только многих отдельно взятых стран мира, но и мирового сообщества в целом. За все время своего существования политика деофшоризации как мировой экономики, так и российской сильно эволюционировала. Если основные вехи развития деофшоризации мировой экономики нашли отражение в научной литературе, то опыт России нет. Отсюда целью данной статьи является выделение этапов формирования политики деофшо-ризации российской экономики с опорой на национальные особенности развития. ABSTRACT

In the modern world, deoffshorization is an integral process for both individual countries and the global community as a whole. The deoffshorization policy of both the world economy and the Russian one has evolved greatly over the entire time of its existence. If the main stages of the world economy deoffshorization are reflected in the scientific literature, then the experience of Russia is not. Thus, the purpose of this article is to highlight the stages of deoffshorization policy formation of the Russian economy, based on national peculiarities of development.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Офшорные юрисдикции, политика деофшоризации, антиофшорные меры, противодействие отмыванию денег, борьба с финансированием терроризма, уклонение от уплаты налогов.

416

KEYWORDS

offshore jurisdictions, deoffshorization policy, anti-offshore measures, anti-money laundering, combating the financing of terrorism, tax avoidance

Введение

В последние несколько десятилетий для мировой экономики характерно активное развитие офшорных юрисдикций. В первую очередь их стремительная эволюция осуществлялась в контексте экономической глобализации, что способствовало значительному увеличению мобильности капитала и спроса на различные операции в офшорных юрисдикциях [1, с. 41].

Помимо того, что офшорные юрисдикции стали неотъемлемой частью транснационального бизнеса, они являются одной из главных причин глобальной финансовой нестабильности и одной из важнейших политических проблем нашего времени [2]. Функционирование офшорных юрис-дикций способствует уклонению от уплаты налогов, содействию преступности (в т.ч. отмыванию денежных средств, терроризму, торговле людьми, наркотиками и оружием). Сам факт наличия офшорных юрисдикций создает конфликт интересов на мировой арене между государствами и территориями, для которых выгодно существование таких структур, и теми, для которых их функционирование приносит существенный урон экономике. Во многом данное противостояние взглядов, связанных с офшорами, длительное время препятствовало началу реализации комплексной политики деофшоризации мировой экономики. Вопреки осознанию негативных последствий функционирования офшорных юрисдикций, многие годы не предпринималось никаких решительных антиофшорных мер.

В целом, политика деофшоризации не стояла на месте, эволюционировала и за все время своего существования претерпела целый ряд изменений. Для каждого из периодов развития мер по деофшоризации характерны свои уникальные черты и особенности реализации. Наиболее подробно об основных этапах деофшоризации мировой экономики речь идет в работе Хейфеца Б.А. [3, с. 83-86]. В своем исследовании он выделяет четыре ключевых этапа деофшориза-ции мировой экономики.

В отличие от мировой практики, выделения основных вех развития политики деофшоризации экономики России на текущий момент времени не было осуществлено. Что касается российской практики, то деофшоризация национальной экономики также имеет свою специфику в силу характерных для страны экономических и политических особенностей развития. В связи с этим далее приводится авторская периодизация и классификация этапов формирования и развития политики деофшориза-ции в России.

Этапы политики деофшоризации российской экономики

Согласно мнению автора, политика деофшоризации российской экономики прошла шесть ключевых этапов развития (см. рисунок) с момента признания России как отдельного суверенного государства в 1991 г. Для каждого этапа характерно принятие антиофшорных мер, отвечающих трендам определенного времени.

На 1-м этапе деофшоризации экономики России было принято законодательство (в первую очередь Налоговый кодекс и Уголовный кодекс — НК и УК [4]), которое стало ос-

418

Рисунок. Основные этапы политики деофшоризации российской экономики

Источник: составлено автором

новой для реализации антиофшорных мер в дальнейшем. Кроме того, тогда вступили в силу Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) между Россией и Кипром, Люксембургом, Нидерландами [5]. Именно такие двухсторонние соглашения позволяют избегать двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов нерезидентам одного государства при нахождении на территории другого. В этот период времени не осуществлялось целевой

борьбы с офшорными юрисдикциями, поэтому причисление данного этапа к «антиофшорному» обладает некоторой степенью условности.

Для 2-го этапа характерна активизация мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Толчком к принятию серьезных мер в данном направлении послужили теракты, произошедшие в 2001 г. в США, что являлось резонансом для мировой общественности в то время. Так, Россия в 2001 г. ратифицировала «Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» [6], приняла закон № 115-ФЗ с целью создания действенного механизма и правового поля для ПОД/ФТ [7]. Более того, Россия стала членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и сформировала национальный список офшорных юрисдикций.

На данном этапе также была реализована налоговая реформа 2000-2004 гг., которая позволила повысить налоговую справедливость, снизить чрезмерную налоговую нагрузку на юридических лиц, создающую предпосылки к уклонению от уплаты налогов и процветанию теневого сектора экономики [8] (в т.ч. за счет офшорных юрисдикций).

На3-мэтапеакцентвполитикедеофшоризацииперенесся на борьбу с недобросовестными налогоплательщиками. Усиление мер в данном направлении было обусловлено возросшей необходимостью пополнения бюджета России вследствие мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. Подразумевалось, что упускаемые из-за функционирования офшорных юрисдикций налоговые поступления за счет принимаемых антиофшорных мер должны были стать хорошим подспорьем в пополнении бюджета. В де-

420

ловых кругах в этот период времени термин «деофшори-зация» стал использоваться как антоним «офшоризации».

В июле 2011 г. был принят закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ, внесший изменения в НК в отношении трансфертного ценообразования. Нововведения касались сделок между взаимозависимыми физическими и юридическими лицами. К компаниям стали предъявляться требования по составлению уведомлений о контролируемых сделках и их передаче в фискальные органы, формированию реестра взаимозависимых лиц и компаний, идентификации контролируемых сделок [9, с. 362-363].

Для борьбы с компаниями «с признаками фиктивности» в УК были внесены ст. 173.1 и 173.2, а в целях усиления национальной безопасности в 2013 г. принят закон № 79-ФЗ, который ввел запрет на владение иностранными вкладами и счетами лицам, занимающим государственные должности, и близким членам их семей. Кроме того, в СИДН с Люксембургом, Кипром, Швейцарией, Бельгией были внесены поправки, предписывающие осуществлять обязательный обмен налоговой информацией, а также раскрывающие порядок выявления «пустых холдингов», целью которых является получение налоговых льгот, и т.п. [10, с. 93-94].

4-й этап по деофшоризации стал одним из наиболее значимых (особенно в части борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией). Именно на этом этапе начала ре-ализовываться комплексная борьба России с офшорными юрисдикциями с учетом поддержки и следования основным международным инициативам в этой сфере. Начало 4-го этапа антиофшорной политики стимулировало введение западных санкций против России, ее граждан и юридических

лиц в 2014 г. Санкции Запада стали причиной разработки целого ряда инициатив по деофшоризации.

В марте 2014 г. Минфин России апробировал проект закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), а уже после серьезной доработки этот закон вступил в силу (№ 376-ФЗ). Задача данного закона заключалась в создании норм для корректного налогообложения доходов иностранных организаций, собственниками которых являются российские физические и юридические лица. Например, согласно положениям «закона о деофшоризации» резиденты России стали обязаны предоставлять уведомления о владении долей иностранной компании свыше 10% [11].

Основанием для реализации автоматического обмена налоговой информацией между Россией и другими государствами, согласно Единому стандарту отчетности (Common Reporting Standard), послужили сначала ратификация «Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам», а затем подписание «Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией» [12, с. 219]. Именно обмен информацией о различных доходах налогоплательщиков: процентах, дивидендах, заработной плате, роялти — способствует повышению транспарентности [13, с. 209].

Помимо этого, Россия наравне с остальными странами — членами «Большой двадцатки» поддержала инициативу ОЭСР — План BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), состоявший из 15 рекомендаций по модернизации действующего механизма международного налогообложения. Эти рекомендации предусматривают внедрение ряда инструментов, которые препятствуют искусственному выво-

ду прибыли из-под налогообложения в тех государствах, где она была получена [14]. Для увеличения степени информационной прозрачности в 2017 г. Россия также подписала «Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами», обязывающее налоговые органы государств, поддержавших инициативу, обмениваться отчетностями холдингов.

С целью имплементации норм вышеупомянутых международных инициатив в российское законодательство был принят закон 27.11.2017 № 340-ФЗ, который включил в НК главы, касающиеся деятельности международных групп, автоматического обмена информацией и страновы-ми отчетами [15, с. 30-31].

Помимо всего прочего, на данном этапе был принят еще целый ряд мер по деофшоризации:

Введен закон от 13.07.2015 № 227-ФЗ, запрещающий участие в госзакупках офшорным компаниям [16, с. 357].

Осуществлены три этапа амнистии капиталов, призванные вернуть ранее вывезенный за рубеж капитал резидентов под российскую юрисдикцию.

Созданы Специальные административные районы (САР) с целью редомициляции иностранных компаний в «российские офшоры».

И др.

Начало 5-го этапа было спровоцировано кризисом, вызванным распространением COVID-19. Последствия этого кризиса негативно сказались на экономике России даже вопреки тому, что изначально он носил неэкономический характер [17, с. 6]. На 5-м этапе наблюдалось продолжение следования курсу предшествующего этапа, а также ужесточение политики по деофшоризации. Отчасти новые анти-

офшорные инициативы выступали как антикризисные мероприятия для восстановления экономики.

В продолжение тренда по повышению информационной прозрачности Россия стала осуществлять обмен информацией со странами СНГ в электронном формате (согласно закону от 01.03.2020 № 37-ФЗ) [18]. Более того, были пересмотрены СИДН с Кипром, Люксембургом и Мальтой в части изменения налоговой ставки для процентов и дивидендов с 0-10% до 15%. Так как согласовать определенные моменты в рамках СИДН между Россией и Нидерландами не удалось, то данное СИДН было денонсировано [19]. Эта инициатива была призвана ускорить процесс редомициля-ции в САР, а также усилить борьбу с уклонением от уплаты налогов.

На 5-м этапе в НК также были внесены правки в отношении КИК, ужесточающие ответственность за неисполнение налоговых обязательств, и принят закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ, который дал возможность бизнесменам перейти на уплату налога с фиксированной прибыли. В свою очередь, закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ запретил осуществлять госзакупки компаниям, которые владеют не менее 10% капитала офшорных компаний.

Отправной точной 6-го этапа деофшоризации в России являлось ужесточение антироссийских санкций Запада в связи с признанием суверенитета ДНР и ЛНР и началом спецоперации на Украине.

Все более очевидной становится тенденция последнего полугодия 2022 г. по вытеснению России из глобального денежно-финансового пространства, нормального международного сотрудничества. Западные пакеты санкции, касающиеся финансовых и торгово-экономических аспектов,

424

и не заставивший себя долго ждать комплекс ответных мер (контрсанкций) оставили негативный отпечаток на сотрудничестве России со многими иностранными партнерами. Это было вполне закономерно, поскольку ограничительные меры против России серьезно сказались на экономике страны, так как включали: заморозку почти половины золотовалютных резервов России, отключение российских банков от SWIFT, приостановку работы на территории России платежных систем VISA, MasterCard, JCB и др. [20, с. 12-14].

Отсюда для данного периода времени характерно принятие оперативных антиофшорных мер, направленных на сохранение различных российских активов за рубежом и ограничение перемещения капитала в условиях повышенного уровня риска их потери или заморозки.

Экстренные временные меры для обеспечения финансовой устойчивости экономики России включали запрет на вывоз иностранной валюты на сумму более 10 тыс. долл., а также покупку ценных бумаг и недвижимости у резидентов недружественных государств со 2 марта 2022 г. [21]. Эти меры, по мнению автора, являются антиофшорными, поскольку они способствуют пресечению поступлений, в частности, в офшоры.

Для возврата капитала под российскую юрисдикцию было принято решение о проведении четвертого этапа амнистии капиталов начиная с середины марта 2022 г. С ее помощью стала возможной легализация даже наличных денежных средств, что не было предусмотрено более ранними этапами амнистий капиталов. При этом государство обязуется не выяснять истинные источники происхождения тех или иных средств [22].

Положения принятого закона от 26.03.2022 № 66-ФЗ упростили процесс редомициляции бизнеса в САР, поскольку теперь: ее могут осуществлять компании, образованные до 1 марта 2022 г., а не начала 2018 г.; появилась возможность зарегистрировать в САР пожизненные и наследственные фонды; отсутствует необходимость подтверждения ведения хозяйственной деятельности в различных государствах [23].

Таким образом, политика по деофшоризации экономики России претерпела существенные изменения за последние годы. Весомые экономические, политические и социальные события становились триггерами к активизации антиофшорной политики и задавали тенденции развития деофшоризации. За весь рассмотренный период Россией был принят целый ряд мер по деофшоризации, однако, как показывает практика, для того, чтобы они всегда отвечали запросам времени, требуется их постоянное дополнение и модернизация.

зАКЛЮЧЕНИЕ

Политика деофшоризации российской экономики имеет свою историю и особенности развития. Меры по деофшо-ризации претерпели серьезные изменения за последние несколько десятилетий, пройдя путь от отдельных, обособленных инициатив в данной сфере до комплексной антиофшорной борьбы. Это отражает авторская классификация, выделяющая шесть этапов развития политики деофшоризации, каждый из которых имеет свои характерные особенности и черты. Принятые антиофшорные меры в рамках этих этапов отвечают трендам определенного периода времени.

426

Библиографический список

1. Maftei L. An Overview of the European Tax Havens // CES Working Papers. - 2013. - Vol. 5. - Iss. 1 - pp. 41-50. - URL: https://www. econstor.eu/bitstream/10419/198228/1/ceswp-v05-i1-p041-050.pdf (дата обращения: 03.09.2022).

2. Palan R., Murphy R., Chavagneux C. Tax Havens: How Globalization Really Works // Ithaca, NY: Cornell University Press. - 2013. -280 p. - URL: https://doi.org/10.7591/9780801468568 (дата обращения: 03.09.2022).

3. Хейфец Б.А. Глобальная деофшоризация 4.0 // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2022. - № 2. - С. 7692. - URL: 10.52180/2073-6487_2022_2_76_92 (дата обращения: 03.09.2022).

4. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период // ФНС. - 20.01.2013. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn39/ about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4336974/ (дата обращения: 03.09.2022).

5. Российская Федерация. «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами (на 16.02.2022)» - Справочно-пра-вовая система «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_376715/ (дата обращения: 03.09.2022).

6. История взаимоотношений России и FATF // Газета «Коммерсантъ». - 20.06.2003. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/390295 (дата обращения: 04.09.2022).

7. Российская Федерация. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации «ГАРАНТ». - URL: http://study.garant.ru (дата обращения: 04.09.2022).

8. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации / С. Синельников-Мурылев, С. Баткибеков, П. Кадочников, Д. Некипелов. — Москва: Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара». — 2003. — 139 с. — ISBN 5-93255-106-2. — URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_18942316_22524087.pdf (дата обращения: 04.09.2022).

9. Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Регулирование процесса де-офшоризации в Российской Федерации на современном этапе // Российское предпринимательство. — 2018. — Том 19. — № 2. — С. 351-368. — URL: 10.18334/rp.19.2.38797 (дата обращения: 05.09.2022).

10. Хейфец Б.А. Политика деофшоризации: промежуточные результаты // Общество и экономика. — 2015. — № 1-2. — С. 89105. — URL: https://inecon.org/docs/Kheifets_SE_2015_1-2.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

11. Закон о деофшоризации бизнеса. Как сохранить капиталы // РБК. — 2015. — URL: https://nn.plus.rbc.ru (дата обращения: 05.09.2022).

12. Зыкова О.А. Автоматический обмен налоговой информацией как способ международного налогового контроля // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — № 3 (42). — С. 217-223. — URL: 10.17308/vsu.proc.law.2020.3/2987 (дата обращения: 05.09.2022).

13. Gadzo S., KlemenciC I. Effective International Information Exchange as a Key Element of Modern Tax Systems: Promises and Pitfalls of the OECD's Common Reporting Standard. Public Sector Economics. — 2017. — Vol. 1. — Iss. 2. — pp. 208-226. — URL: https://doi.org/10.3326/ pse.41.2.3 (дата обращения: 05.09.2022).

14. Шелепов А.В. Проект BEPS: глобальное сотрудничество в сфере налогообложения // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2016. — Т. 11. — № 4. — С. 36-

428

59. - URL: https://doi.org/10.17323/1996-7845-2016-07-36 (дата обращения: 05.09.2022).

15. Шаляев С.Н. Новеллы российского налогового законодательства по вопросам регулирования деятельности международных групп компаний // Налоговая политика и практика. -2018. - № 5 (185). - С. 30-33. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_35000886_37024667.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

16. Смирнов Е.Н. Деофшоризация экономики России: эволюция подходов и основные приоритеты современного этапа // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - С. 353365. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/deofshorizatsiya-ekonomiki-rossii-evolyutsiya-podhodov-i-osnovnye-prioritety-sovremennogo-etapa (дата обращения: 06.09.2022).

17. Мау В.А. Экономическая политика в условиях пандемии: опыт 2021-2022 гг. // Вопросы экономики. - 2022. - № 3. - С. 5-28. -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48091729_90247933.pdf (дата обращения: 06.09.2022).

18. Ратифицирован протокол об электронном обмене налоговой информацией между государствами - участниками СНГ // ФНС РФ - 02.03.2020. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/9641291/ (дата обращения: 06.09.2022).

19. Кокорева М., Милюкова Я. Бизнес не добился смягчения эффекта от разрыва налогового соглашения с Нидерландами // Forbes. - 15.11.2021. - URL: https://www.forbes.ru/ finansy/445807-biznes-ne-dobilsa-smagcenia-effekta-ot-razryva-nalogovogo-soglasenia-s-niderlandami (дата обращения: 07.09.2022).

20. Минакир П.А. Мировая экономика: идеальный шторм // Пространственная экономика. - 2022. - Т. 18. - № 2. -С. 7-37. - URL: https://dx.doi.org/10.14530/se.2022.2.007-037 (дата обращения: 07.09.2022).

21. Агеева О., Литова Е. ЦБ предписал банкам пресекать попытки вывода валюты // Ведомости. — 17.03.2022. — URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2022/03/17/913983-popitki-vivoda-valyuti (дата обращения: 08.09.2022).

22. Дульнева М. Госдума приняла закон о новом этапе амнистии капиталов с середины марта // Forbes. — 04.03.2022. — URL: https://www. forbes.ru/finansy/458061-gosduma-prinala-zakon-o-novom-etape-amnistii-kapitalov-s-serediny-marta (дата обращения: 08.09.2022).

23. Путин подписал закон о регистрации компаний в «русских офшорах» // РИА Новости. — 26.03.2022. — URL: https://ria.ru/20220326/ ofshory-1780220060.html (дата обращения: 08.09.2022).

References

1. Maftei L. An Overview of the European Tax Havens // CES Working Papers. — 2013. — Vol. 5. — Iss. 1 — pp. 41-50. — URL: https://www. econstor.eu/bitstream/10419/198228/1/ceswp-v05-i1-p041-050.pdf (accessed: 03.09.2022).

2. Palan R., Murphy R., Chavagneux C. Tax Havens: How Globalization Really Works // Ithaca, NY: Cornell University Press. — 2013. — 280 p. — URL: https://doi.org/10.7591/9780801468568 (accessed: 03.09.2022).

3. Kheifets B. A. Global'naya deofshorizatsiya 4.0 // Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk. — 2022. — № 2. — S. 7692. — URL: 10.52180/2073-6487_2022_2_76_92 (data obrashcheniya: 03.09.2022).

4. Etapy evolyutsii nalogovoi sistemy v posleoktyabr'skii period // FNS. — 20.01.2013. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn39/about_ fts/fts/history_fts/history_ufns/4336974/ (data obrashcheniya: 03.09.2022).

5. Rossiiskaya Federatsiya. «Spisok mezhdunarodnykh dogovorov ob izbezhanii dvoinogo nalogooblozheniya mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i drugimi gosudarstvami (na 16.02.2022)» — Spravochno-pravovaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

430

sistema «Konsul'tant Plyus». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_376715/ (data obrashcheniya: 03.09.2022).

6. Istoriya vzaimootnoshenii Rossii i FATF // Gazeta «Kommersant». — 20.06.2003 — URL: https://www.kommersant.ru/ doc/390295 (data obrashcheniya: 04.09.2022).

7. Rossiiskaya Federatsiya. Federal'nyi zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodeistvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» — Spravochno-pravovaya sistema po zakonodatel'stvu Rossiiskoi Federatsii «GARANT». — URL: http://study.garant.ru (data obrashcheniya: 04.09.2022).

8. Otsenka rezul'tatov reformy podokhodnogo naloga v Rossiiskoi Federatsii / S. Sinel'nikov-Murylev, S. Batkibekov, P. Kadochnikov,

D. Nekipelov. — Moskva: Fond «Institut ekonomicheskoi politiki im.

E.T. Gaidara». — 2003. — 139 s. — ISBN 5-93255-106-2. — URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_18942316_22524087.pdf (data obrashcheniya: 04.09.2022).

9. Gambeeva Yu.N., Medvedeva S.N. Regulirovanie protsessa deoffshorizatsii v Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. — 2018. — Tom 19. — № 2. — S. 351-368. — URL: 10.18334/rp.19.2.38797 (data obrashcheniya: 05.09.2022).

10. Kheifets B. A. Politika deofshorizatsii: promezhutochnye rezul'taty // Obshchestvo i ekonomika. — 2015. — № 1-2. — S. 89105. — URL: https://inecon.org/docs/Kheifets_SE_2015_1-2.pdf (data obrashcheniya: 05.09.2022).

11. Zakon o deofshorizatsii biznesa. Kak sokhranit' kapitaly // RBK. — 2015. — URL: https://nn.plus.rbc.ru (data obrashcheniya: 05.09.2022).

12. Zykova O. A. Avtomaticheskii obmen nalogovoi informatsiei kak sposob mezhdunarodnogo nalogovogo kontrolya // Vestnik Vorone-zhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. — 2020. — № 3

(42). - S. 217-223. - URL: 10.17308/vsu.proc.law.2020.3/2987 (data obrashcheniya: 05.09.2022).

13. Gadzo S., Klemencic I. Effective International Information Exchange as a Key Element of Modern Tax Systems: Promises and Pitfalls of the OECD's Common Reporting Standard. Public Sector Economics. — 2017. — Vol. 1. — Iss. 2. — pp. 208-226. — URL: https://doi.org/10.3326/ pse.41.2.3 (accessed: 05.09.2022).

14. Shelepov A.V. Proekt BEPS: global'noe sotrudnichestvo v sfere nalogooblozheniya // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. — T.11. — № 4. — 2016. — S. 36-59. — URL: https://doi.org/10.17323/1996-7845-2016-07-36 (data obrashcheniya: 05.09.2022).

15. Shalyaev S.N. Novelly rossiiskogo nalogovogo zakonodatel'stva po voprosam regulirovaniya deyatel'nosti mezhdunarodnykh grupp kompanii // Nalogovaya politika i praktika. — 2018. — № 5 (185). — S. 3033. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35000886_37024667. pdf (data obrashcheniya: 05.09.2022).

16. Smirnov E.N. Deofshorizatsiya ekonomiki Rossii: evolyutsiya podkhodov i osnovnye prioritety sovremennogo etapa // Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika. — 2019. — № 2. — S. 353-365. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deofshorizatsiya-ekonomiki-rossii-evolyutsiya-podhodov-i-osnovnye-prioritety-sovremennogo-etapa (data obrashcheniya: 06.09.2022).

17. May B. A. Ekonomicheskaya politika v usloviyakh pandemii: opyt 2021-2022 gg. // Voprosy ekonomiki. — 2022. — № 3. — S. 5-28. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48091729_90247933.pdf (data obrashcheniya: 06.09.2022).

18. Ratifitsirovan protokol ob elektronnom obmene nalogovoi informatsiei mezhdu gosudarstvami — uchastnikami SNG // FNS RF — 02.03.2020. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_ fts/9641291/ (data obrashcheniya: 06.09.2022).

432

19. Kokoreva M., Milyukova Ya. Biznes ne dobilsya smyagcheniya effekta ot razryva nalogovogo soglasheniya s Niderlandami // Forbes. - 15.11.2021. - URL: https://www.forbes.ru/finansy/445807-biznes-ne-dobilsa-smagcenia-effekta-ot-razryva-nalogovogo-soglasenia-s-niderlandami (data obrashcheniya: 07.09.2022).

20. Minakir P.A.Mirovaya ekonomika: ideal'nyi shtorm//Prostranstvennaya ekonomika. - 2022. - T. 18. - № 2. - S. 7-37. - URL: https://dx.doi. org/10.14530/se.2022.2.007-037 (data obrashcheniya: 07.09.2022).

21. Ageeva O., Litova E. TsB predpisal bankam presekat' popytki vyvoda valyuty // Vedomosti. - 17.03.2022. - URL: https://www.vedomosti. ru/economics/articles/2022/03/17/913983-popitki-vivoda-valyuti (data obrashcheniya: 08.09.2022).

22. Dul'neva M. Gosduma prinyala zakon o novom etape amnistii kapitalov s serediny marta // Forbes. - 04.03.2022. - URL: https:// www.forbes.ru/finansy/458061-gosduma-prinala-zakon-o-novom-etape-amnistii-kapitalov-s-serediny-marta (data obrashcheniya: 08.09.2022).

23. Putin podpisal zakon o registratsii kompanii v «russkikh ofshorakh» // RIA Novosti. - 26.03.2022. - URL: https://ria.ru/20220326/ ofshory-1780220060.html (data obrashcheniya: 08.09.2022).

Контактная информация / Contact information

Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская Федерация, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49 Financial University under the Government of the Russian Federation, 49, Leningradsky pr., Moscow, 125993, Russian Federation Тригуб Екатерина Юрьевна / Ekaterina Yu. Trigub ekatrigub@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.