Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деофшоризация / офшорные активы / антиофшорная политика / утечка капитала / прямые иностранные инвестиции / deoffshorization / offshore assets / anti-offshore policy / outflow of capital / foreign direct investments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Ю. Тригуб

В статье рассмотрены и проанализированы меры, предпринимаемые Российской Федерацией с целью деофшоризации национальной экономики. Для реализации данной задачи на общегосударственном уровне были приняты и скорректированы соответствующие законодательные акты, подписано международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, поддержана инициатива ОЭСР – План BEPS. Данная активная деятельность, реализуемая государством, показывает, что деофшоризация экономики является приоритетной задачей, реализация которой приведет к получению дополнительных налоговых доходов бюджета, борьбе с теневой экономикой и отмыванию криминальных капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGING TRENDS IN RUSSIA’S DEOFFSHORIZATION POLICY

This article reviews and analyzes the measures taken by the Russian Federation to deoffshorize the national economy. To achieve this objective at the national level, the government has adopted and amended relevant legislative acts, signed an international agreement on the automatic exchange of financial information, and supported the OECD’s BEPS Plan. This flurry of state activity signals that deoffshorization is a priority, the successful implementation of which will generate additional tax revenues for the budget, and support the fight against the shadow economy and the laundering of criminal assets

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ДЕОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКИ

Е.Ю. Тригуб, аспирант

Научный руководитель: Б.А. Хейфец, д-р экон. наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1090

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы меры, предпринимаемые Российской Федерацией с целью деофшоризации национальной экономики. Для реализации данной задачи на общегосударственном уровне были приняты и скорректированы соответствующие законодательные акты, подписано международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, поддержана инициатива ОЭСР - План BEPS. Данная активная деятельность, реализуемая государством, показывает, что де-офшоризация экономики является приоритетной задачей, реализация которой приведет к получению дополнительных налоговых доходов бюджета, борьбе с теневой экономикой и отмыванию криминальных капиталов.

Ключевые слова: деофшоризация, офшорные активы, антиофшорная политика, утечка капитала, прямые иностранные инвестиции.

Деофшоризация российской экономики стала особенно актуальной темой в последнее время. Подтверждающим данное суждение фактом является активизация деятельности по деофшоризации на государственном уровне. Государством в последние несколько лет были приняты новые и скорректирован ряд действующих законодательных актов в рамках борьбы с отмыванием денежных средств за счет офшоров, предприняты соответствующие действия на международной арене и т.п.

Необходимо отметить, что принятие антиофшорных мер является стратегической задачей, поскольку уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов препятствует, в первую очередь, устойчивому развитию и росту экономики. Поскольку ряд налогоплательщиков с целью неуплаты налогов использует юрисдикции других стран с низким уровнем налогообложения, то в бюджет страны не поступает значительная часть доходов.

Ярким примером предпринятых со стороны Российской Федерации мер по деофшоризации является подписание 12 мая 2016 г. соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией в рамках Форума по налоговому администрированию ОЭСР. Российская Федерация стала

81-ой юрисдикцией, которая присоединилась к данному соглашению [1, с. 128]. Таким образом, Федеральная налоговая служба, начиная с 2018 г., стала получать информацию касательно счетов российских налогоплательщиков из стран участников соглашения, а именно сведения о дивидендах, доходах от реализации финансовых активов, процентах [2]. Обмен информацией осуществляется согласно стандарту по обмену информацией CRS (Common Reporting Standard). Решение властей в рамках данного договора было обусловлено желанием сократить уровень теневой экономики и незаконного вывоза капитала из страны.

Российская Федерация также поддержала один из ключевых проектов ОЭСР в сфере деофшоризации План BEPS (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting). Данный план включает ряд мероприятий ОЭСР, которые позволяют противодействовать размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. «Большая двадцатка» на саммите в Санкт-Петербурге одобрила данную инициативу еще в 2013 г. В рамках Плана BEPS предусматривается реализация 15 ключевых направлений работы, которые позволят осуществить кардинальную пе-

рестройку системы международных налоговых отношений. Кроме избежания двойного налогообложения в Плане ВЕРБ предлагается усиление прозрачности налоговых отношений, отмена лазеек в законодательстве, упразднение налоговых льгот для крупных налогоплательщиков и т.д.

Кроме того, с начала 2015 г. вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) [3]. Новый закон обязал осуществлять обязательное декларирование счетов физических и юридических лиц, контролирующих иностранные компании. Закон четко регламентирует, кого относить к понятию «контролирующее лицо», а также какой минимальный уровень прибыли должна иметь данная компания. Стоит отметить, что с течением времени наблюдается лишь ужесточение закона о деофшоризации. Например, с 1 января 2021 г. согласно внесенным в законодательство изменениям штраф за то, что не предоставлено аудиторское заключение, финансовая отчетность или Уведомление о КИК составит 500 тыс. руб., а не 100 тыс. руб., как это было ранее (согласно ст. 129.6 НК) [4].

Безусловно, задача по деофшоризации национальной экономики непосредственно

связана с высоким уровнем офшоризации. Превалирующая часть притока капитала, поступающего в Россию, и оттока, исходящего из нее, идут транзитом через офшорные юрисдикции. В данном случае к потокам капитала относятся прямые иностранные инвестиции (ПИИ), кредиты, займы, а также инвестиции в рамках торговли на фондовом рынке [5, с. 16].

В целом, если проанализировать статистику ПИИ, то крупнейшие пять юрисдик-ций по объему притока и оттока инвестиций в 2019 г. согласно таблицам 1 и 2 являлись офшорными. Общий объем ПИИ, который поступил в Российскую Федерацию в 2019 г., составил более чем 493 млрд. долл. США, при этом на долю Кипра от общего объема пришлось свыше 33% инвестиций. В свою очередь, отток ПИИ в 2019 г. превысил 407 млрд. долл. США, и доля Кипра составила весомое значение -почти 50% от всех инвестиций.

В то же время в первую пятерку юрис-дикций по притоку и оттоку ПИИ, помимо Кипра, входят Нидерланды, Бермудские острова, Великобритания, Джерси, Австрия, то есть юрисдикции, в рамках которых свободно функционируют офшорные компании.

Таблица 1. Приток прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, 2019 г. [6]_

Офшорная юрисдикция Значение

в млн. долл. США в % (от общего объема)

Общий объем инвестиций 493 156 100,0

1. Кипр 166 597 33,8

2. Нидерланды 4G 946 8,3

3. Бермудские острова 37 584 7,6

4. Великобритания 32 776 6,6

5. Джерси 26 713 5,4

Таблица 2. Отток прямых иностранных инвестиций из Российской Федерации, 2019 г. [6]_

Офшорная юрисдикция Значение

в млн. долл. США в % (от общего объема)

Общий объем инвестиций 4G7 318 100,0

1. Кипр 2G3 G8G 49,9

2. Нидерланды 34 543 8,5

3. Австрия 26 642 6,5

4. Джерси 25 5G1 6,3

5. Великобритания 18 984 4,7

Отсюда, исходя из фактических данных мые меры по деофшоризации националь-понятно, что несмотря на предпринимае- ной экономики, к сожалению, властям по-

ка не удается пресечь утечку капитала за предшествующего года объем сомнитель-рубеж в офшорные юрисдикции. Безус- ных операций с признаками вывода де-ловно, преимущества от ведения бизнеса в нежных средств за рубеж снизился на 10%, офшорных юрисдикциях, такие как: низ- общий объем таких операций составил кий уровень налогообложения, конфиден- внушительное значение в 66 млрд. руб. циальность осуществляемых сделок, уп- Основной спрос на теневые финансовые рощенные процедуры регистрации компа- услуги в 2019 г. наблюдался в строитель-ний и др. лишь способствуют активному ном секторе (37%), секторе услуг (25%), а движению потоков капитала [7, с. 442]. По также торговле (24%). В свою очередь для мнению ряда специалистов для осуществ- вывода средств за рубеж чаще всего ис-ления полноценного возврата капитала, из пользовались сделки, связанные с услугами офшорных юрисдикций Российской Феде- (29%), и авансовые платежи за импорти-рации необходимо обеспечить защиту ак- руемые товары (27%) [9]. тивов компаний, иметь достаточно гибкую Таким образом, высокий уровень оф-

систему правовых норм, а также разраба- шоризации российской экономики способ-тывать и внедрять дополнительные меры, ствует сохранению экономических и соци-стимулирующие возврат капитала [8, альных издержек, ухудшению междуна-с. 20]. родного имиджа страны, а также оказыва-

Стоит также отметить, что весомый ет негативное влияние на ее инвестицион-ущерб для бюджетной системы страны на- ный климат. Однако продолжение реали-носит наличие нелегального оттока капи- зации антиофшорной политики и принятие тала. Значительная часть этого оттока соответствующих мер по деофшоризации приходится на сомнительные операции. национальной экономики станет толчком к Несмотря на то, что в 2019 г. в отличие от устойчивому развитию и росту экономики.

Библиографический список

1. Малкова Ю.В. Фискальная политика как инструмент преодоления современных барьеров экономического развития России: сборник статей / Малкова Ю.В. - М.: КноРус, 2018. - 214 с. - ISBN 978-5-4365-2916-5.

2. Ведомости. Россия подписала соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией // Ведомости: официальный сайт. - 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/fmance/news/2016/05/12/640764-rossiya-podpisala-nalogovoi (дата обращения: 24.01.2021).

3. РБК. Закон о деофшоризации бизнеса. Как сохранить капиталы // РБК: официальный сайт. - 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nn.plus.rbc.ru/news/55c9e6d97a8aa90543a5e8c4 (дата обращения: 24.01.2021).

4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // КонсультантПлюс: официальный сайт. - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=353812&dst=10000000 01%2C0#06665067524423269 (дата обращения: 24.01.2021).

5. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. - М.: Институт экономики РАН, 2013. - 63 с.

6. International Monetary Fund (IMF) data: Coordinated Direct Investment Survey (CDIS) // IMF: официальный сайт. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.imf.org/?sk=40313609-F037-48C1-84B1-E1F1CE54D6D5&sId=1482331048410 (дата обращения: 24.01.2021).

7. Repousis S., Lois P. and Kougioumtsidis P. Foreign direct investments and round tripping between Cyprus and Russia // Journal of Money Laundering Control. - 2019. - Vol. 22. №3. -Pp. 442-450. https://doi.org/10.1108/JMLC-08-2018-0054 (дата обращения: 25.01.2021).

8. Малкова Ю.В. Перспективные направления налоговой политики в современных экономических условиях: научные достижения молодых исследователей: сборник статей. -

М.: КноРус, 2018. - 110 с. - ISBN 978-5-4365-2914-1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://book.ru/book/931208 (дата обращения: 26.01.2021).

9. Банк России. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/today/resist/resist_sub/2019/ (дата обращения: 26.01.2021).

EMERGING TRENDS IN RUSSIA'S DEOFFSHORIZATION POLICY E.Yu. Trigub, Graduate Student

Supervisor: B.A. Kheyfets, Doctor of Economic Science, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. This article reviews and analyzes the measures taken by the Russian Federation to deoffshorize the national economy. To achieve this objective at the national level, the government has adopted and amended relevant legislative acts, signed an international agreement on the automatic exchange of financial information, and supported the OECD's BEPS Plan. This flurry of state activity signals that deoffshorization is a priority, the successful implementation of which will generate additional tax revenues for the budget, and support the fight against the shadow economy and the laundering of criminal assets.

Keywords: deoffshorization, offshore assets, anti-offshore policy, outflow of capital, foreign direct investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.