Научная статья на тему 'Офшоризация экономики как угроза национальной безопасности России'

Офшоризация экономики как угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОФШОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова Е.Е.

В статье изучена сущность понятий «офшорная зона», «офшорная компания»; обобщены основные причины учреждения бизнеса в этих зонах; определены основные векторы деофшоризации национальной экономики. В статье рассмотрены методы уклонения от налогов через оффшорные схемы, вывоза капитала и перевода активов в оффшорные юрисдикции. Приводятся статистические данные для оценки масштаба и возможных последствий этих операций и описаны угрозы экономической безопасности страны. Рассмотрена классификация государств на «черные» и «серые» списки, приведены данные по инвестированию денежных потоков в Российскую Федерацию из этих стран, а также данные по выводу капитала в эти страны. В статье приведены области применения антиофшорной политики и возвращения капитала под юрисдикцию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Офшоризация экономики как угроза национальной безопасности России»

Офшоризация экономики как угроза национальной безопасности России

Колосова Екатерина Евгеньевна

аспирант, РЭУ и.м. Г.В. Плеханова, Kotena92@mail.ru

В статье изучена сущность понятий «офшорная зона», «офшорная компания»; обобщены основные причины учреждения бизнеса в этих зонах; определены основные векторы деоф-шоризации национальной экономики. В статье рассмотрены методы уклонения от налогов через оффшорные схемы, вывоза капитала и перевода активов в оффшорные юрисдикции. Приводятся статистические данные для оценки масштаба и возможных последствий этих операций и описаны угрозы экономической безопасности страны. Рассмотрена классификация государств на «черные» и «серые» списки, приведены данные по инвестированию денежных потоков в Российскую Федерацию из этих стран, а также данные по выводу капитала в эти страны. В статье приведены области применения антиофшорной политики и возвращения капитала под юрисдикцию России.

Ключевые слова: офшор, национальная безопасность, инвестиционная привлекательность.

Проблема офшоризации экономики привлекает к себе внимание отечественных ученых и чиновников, так как сегодня создает реальную угрозу национальной безопасности страны, содействуя дальнейшему оттоку капиталу за рубеж и переходу активов под иностранную юрисдикцию.

Практически 90 % крупного «российского» бизнеса зарегистрированы в офшорах, 80 % сделок по продаже отечественных ценных бумаг также проводится через эти зоны. Однако следует отметить, что по оценке Центробанка РФ чистый отток капитала из страны в 2015 году уменьшился до 56,9 млрд, то есть в 2,7 по сравнению с предыдущим 2014 г. ($153 млрд.). Такая положительная динамика обусловлена активизацией усилия по стимулированию возвращения в Россию капиталов из зарубежных стран.

Офшорная зона - территория, юрисдикция которой предусматривает налоговые льготы при создании компании, которая образована нерезидентами и осуществляет деятельность вне данной территории государства регистрации, «безналоговая гавань». В свою очередь, офшорная компания (англ. off-shore - «вне берега») являет собой юридическое лицо, зарегистрированное за пределами государства, на территории с более льготным налоговым режимом и возможностью анонимного владения и управления [4].

В период образования льготных зон на их долю приходилось лишь 5 % от оборота мирового капитала, а сегодня - 60-70 %, многие крупнейшие компании (Google, Apple, Amazon, Microsoft) пользуются услугами офшорных зон.

История офшоров начинается еще со времен древних Афин, где был введён импортный и экспортный налог в размере 2 %. Во избежание этих налогов греческие и финикийские купцы объезжали Афины в двадцать миль. Налоговыми убежищами, «прототипами» современных офшорных зон становились близлежащие мелкие острова, куда можно было завозить контрабандные товары без уплаты пошлин и налогов. В XV веке английские купцы реализовали шерсть не в Англии, а во Фландрии, где были очень низкие торговые ограничения и налоги.

В эпоху колониального господства частные предприятия стран-метрополий исключались из юрисдикции тех колоний, где они действовали. Позже, во времена распада колониальной системы этот режим исчез, но возродился в форме офшорных центров и зон, большинство из которых располагались на островах, «на расстоянии от морских побережий» ведущих финансовых центров мира [10].

История уклонения от налогов в США началась с XVIII века, когда торговцы пытались осуществлять свою торговую деятельность через Латинскую Америку с целью уклонения от импортного налога, налагаемого Англией [12].

Основными причинами, по которым предприятия учреждают свой бизнес в офшорах можно являются такие (рис. 1): возможность переводить финансовые потоки в экономически стабильные страны и при этом иметь возможность управления своими денежными средствами; стремление избежать высоких налоговых выплат; конфиденциальность коммерческой информации; отсутствие валютного контроля; низкие требования к открытию и ведению бизнеса; разнообразный налоговый режим; нестабильность национальной экономики [2].

Единого перечня мировых офшоров не существует, но к странам с льготным налогообложением относят такие: Богамские острова, Виргинские острова, острова Герн-си, Джерси, Мэн, Каймановы острова, Сейшельские острова, Андорра, Гибралтар, Монако и др. Кроме отдельных государств офшорами могут быть внутренние юрисдикции стран: например, штаты Вайоминг и Делавер в США.

В составе Евросоюза выделяют государства, имеющие признаки офшоров: Андорра, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Мальта, Нидерланды [1].

В офшорных зонах функционируют дочерние фирмы ведущих транснациональных корпораций мира: «Coca-Cola», «Procter & Gamble», «General Motors», «Intel», «FedEx», «Sprint» и др.

О

ю

s

* 2

сч

1Л £

Б

а

2 ©

Отечественные предприятия выводят деньги в страны с прямыми или опосредованными признаками офшорных зон с целью экономии за счет льготного налогообложения, более высокого уровня защищенности активов, нивелирования влияния отрицательных проявлений отечественной рыночной конъюнктуры на результативность деятельности. В последнее время такая ситуация не только активизирует отток капитала из страны, но и создает реальную угрозу национальной безопасности, как экономической, финансовой, так и оборонной ее составляющим. Сегодня под юрисдикцией Российской Федерации находится меньшая часть активов национальных субъектов хозяйствования, в том числе стратегического значения, налоги от функционирования многих объектов вместо того, чтобы пополнять государственный бюджет, «вытекают» за границу в виде инвестиций, роялти, дивидендов.

По факту сложилась парадоксальная ситуация: хозяйствующие субъекты функционируют на территории России, используют отечественные ресурсы, оказывают отрицательное влияние на экологию государства, но при этом пополняют бюджет другого государства через вывод средств на счета аффилированных офшорных компаний.

183 из 500 крупнейших частных российских компаний зарегистрированы за рубежом, при этом самой популярной зарубежной юрисдикцией остается Республика Кипр, лидирующая среди ближайших конкурентов - Нидерландов и Британских Виргинских островов. «Перечень государств и территорий, предоставляющий льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» утвержден приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108 н. Наиболее известны: Республика Кипр, Британские Виргинские острова, Бермуды, Содружество Багамы, Гибралтар, Острова Кайман, острова Мэн и Джерси (Великобритания), Республика Либерия, Республика Панама, Гонконг и др.

Россия каждый год теряет около 100 млрд долл. в результате офшоризации и тенизации экономики. Накопленный объем нелегального оттока капитала достиг 0,5 трлн долл., а вместе с прямыми иностранными инвестициями российских резидентов - около 1 трлн долл. В целом, потери доходов бюджета Российской Федерации вследствие утечки

Рис. 1. Преимущества офшорных компаний для их владельцев и для стран, на территории которых они функционируют Источник: обобщено автором на основе [1; 6; 12]

капитала через офшоры оценивают в 1,5 % от ВВП, что создает реальную угрозу национальной безопасности государства. Выведение средств через нелегальные схемы обуславливает недополучение налогов государственным бюджетом; осевшие в офшорах капиталы не могут быть использованы как оборотные средства и не создают добавочной стоимости, на их основе невозможно строить планы развития отечественного производства [12].

Дальнейшая офшоризация национальной экономики обуславливает ряд отрицательных последствий, которые увеличивают риски успешного и долгосрочного развития:

1. сокрытие реальных собственников отечественных предприятий (в том числе, стратегически важных);

2. снижение налоговых отчислений в бюджет Российской Федерации вследствие реализации финансовых операций с офшорными компаниями;

3. вывод капитала из национальной экономики, перемещение центров прибыли в иностранные юрисдикции, легализация коррупционных доходов [3].

Мировой опыт дает ряд знаковых и эффективных мер по деофшоризации национальной экономики:

1. давление властей США на швейцарские банки для получения информации об банковских счетах американских налогоплательщиков;

2. закон о зарубежных сетах в США -Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), который способствует раскрытию сведений о счетах американских налогоплательщиков во всем мире;

3. амнистия офшорных капиталов (США, Италия, Великобритания);

4. в Великобритании действует набор правил о финансовых злоупотреблениях (General Anti-Avoidance Rules), которые предлагают различать ответственное налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов;

5. создание в 2010 г. общеевропейской системы по борьбе с уклонением от уплаты налогов (Eurofisc);

6. создание ЕС общей базы для корпоративных налогов (Common Consolidated Corporate Tax Base), которая призвана усилить эффективность борьбы с офшорами [6].

Важнейшими международными организациями, которые осуществляют мониторинг оффшорных зон, являются ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества), МВФ и ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laindering -Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). В апреле 2009 г. ОЭСР был опубликован «черный», «серый» и «белый» списки юрисдикций, которые были градированы, зависимо от уровня соблюдения ими международных стандартов обмена финансовой информацией. Международное сообщество заявило, что готово применять санкции по отношению к государствам из «черного» и «серого» списков. Однако, уже в 2012 г. в «черный» список не входила уже ни одна юрисдикция, а в «сером» списке остались лишь Науру и Ниуэ, не подписавшие ни одного соглашения об обмене налоговой информацией.

На основе «черных» и «серых» списков, разработанных назваными междуна-

Таблица 1

Прямые иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам) (по методологии платежного баланса Российской Федерации; миллионов долларов США)

Источник: Прямые инвестиции в Российскую Федерацию [8]

Стран ь) 2013 2014 2015

Кипр 1985 8266 5874

Багамы 2111 2791 3764

Пиргинские 2475 9379 2542

острова (Британские)

Швейцария 401 1086 2472

Франция 1232 2121 2082

Китай 450 597 1271

I [идерланды 10330 5716 1239

Австрия 1135 -326 840

США 285 485 708

Бермуды -320 404 535

Таблица 2

Прямые инвестиции из России в экономику стран-крупнейших получателей прямых инвестиций (по методологии платежного баланса Российской Федерации; миллионов долларов США)

Источник: Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж [9]

Страны 2013 2014 2015

Кипр 20920 7671 23430

Швейцария 76 1358 6927

Бермуды 1136 571 2997

Нидерланды 2599 -3022 2255

Соединенное 632 1294 1926

Королевег 1ю (Великобритания)

Испания 980 1356 1879

США 688 739 1654

Турция 4105 1447 1183

Австрия 1035 5265 1135

Гонконг 9 244 1095

родными организациями, формируются список офшорных зон отдельных государств. По мнению Центрального банка Российской Федерации офшорные зоны следует разделять на три категории.

К первой относятся государства с законодательством, отвечающим международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля. Это острова Гер-нси, Джерси, Сарк, Мэн, а также Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур и Черногория.

Ко второй группе ЦБ отнес большинство «классических» офшоров: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Гренада, Содружество Доминики, Коста-Рика, Монако и др., а также ряд зависимых от Великобритании территорий: Ан-гилья, Бермуды, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова. В этот же список внесены два штата Северной Америки - Вайоминг и Делавэр.

В третью группу включены такие страны, как Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Однако, основными странами-инвесторами в российскую экономику, как и странами-получателями отечественных инвестиций, остаются государства из этих списков. Так, в 2015 г. объем прямых инвестиций из Кипра составил 5874 млн дол США, из Багам - 3764 млн дол США, из Виргинских островов - 2542 млн дол США, что соответствует 53,28 % от общего объема иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (табл. 1).

Сумма инвестиций из России в экономику Кипра составила 23430 млн дол США в 2015 г., в Бермуды - 2997 млн дол США, в Соединенное Королевство -1926 млн дол США, что в общем соответствует 50,28 % от общего объема прямых инвестиций из РФ (табл. 2).

Учитывая значимость проблемы, важнейшим вектором стратегического развития государства и повышения уровня защищенности национальной экономической безопасности становится именно эффективная антиофшорная политика и возвращение капитала под юрисдикцию России. В 2015 г. было объявлено о про-

ведении налоговой амнистии, которая предполагала для лиц, добровольно сдавших декларацию с перечислением своих иностранных активов и счетов, освобождение от ответственности за налоговые нарушения и от уплаты налогов за прошлый период.

Однако, к концу года было подано всего 200 деклараций. После усовершенствования законодательства об амнистии и о деофшоризации экономики в целом ситуация улучшилась. Важным шагом стало подписание Россией в мае 2016 г. Международного соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией, что продемонстрировало серьезность намерений правительства бороться с выводом прибыли в офшоры [7].

Важным шагом на пути к деофшори-зации отечественной экономике стало также подписание и вступление в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. №376-ФЗ. Этим законом предусмотрено введение понятия «контролируемая иностранная компания», а также внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на то, чтобы обеспечить уплату налогов с прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, в российский бюджет и по российским правилам:

- разработан и введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего - оффшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц - резидентов РФ, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (глава 3.4 НК РФ);

- введены правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, с помощью критерия «места управления» (ст. 246.2 НК РФ);

- уточнены условия применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ) [5].

Следует отметить, что после пика вывода средств из России в 2014 г. в сумме 152,1 млрд долл., чистый вывоз капитала в 2015 г. сократился до 57,5 млрд долл. в 2015 г. и 9,6 млрд долл. за первые 9 месяцев 2016 г. (рис. 2).

Особое значение имеет резкое падение объема так называемых сомнительных операций («операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического

О À

es

S

i? 2

сч ni £

Б

а

2 ©

смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей»): в 2007?2013 гг. их объем составлял порядка 27?35 млрд долл. ежегодно, в 2014 г. он упал до 9 млрд долл., в 2015 г. - до 1,5 млрд долл., а за первые 9 месяцев 2016 г. составил 0,6 млрд долл.

Таким образом, необходимыми действиями для повышения уровня защищенности национальной экономики на сегодня является разработка и реализация инструментов по уменьшению объемов вывода капитала за границу за счет повышения привлекательности инвестиционного климата в России, усовершенствования законодательной базы и судебной системы, развития фондового рынка и дальнейшей социально-экономическая стабилизация.

Литература

1. Волотовская О. С. Офшорные схемы как угроза экономической безопасности российской федерации [Электронный ресурс] / О. С. Волотовская, М. В. -Захарова. - Режим доступа : ИИрБ:// www.science-education.rU/pdf/2014/6/ 1346.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Григорьева Ю.П. Деоффшоризация в системе внешнеэкономических интересов российской федерации : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.14 - «Мировая экономика» / Ю.П-. Григорьева. - Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления», 2016. - 169 с.

3. Деофшоризация национальной экономики: международный опыт и российские инициативы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://riss.ru/ images/pdf/journal/2014/3/14_.pdf.

4. Деофшоризация российской экономики. Доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://izborsk-club.ru/ 2700.

5. Как работает деофшоризация после правок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.pwc.ru/ru/tax-consulting-services/assets/ legislation/tax-flash-report-2016-3-rus.pdf.

6. Людкевич А. И. Деофшоризация российской экономики / А. И. Людкевич,

Рис. 2. Динамика чистого ввоза/ вывоза капитала из Россий а период с 2011 по 2015 гг.

Источник: построено автором на основе «Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (от 18.01.2017)» [11]

Л. С. Гринкевич // Финансы и учет. -2016. - № 4. - С. 83-86.

7. Суслина А. Л. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем / А. Л. Суслина, Р. С. Ле-ухин // Финансовый журнал. - 2016. -№6. - С. 46-61.

8. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию. Статистика внешнего сектора. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cbr.ru/statistics/ ?PrtId=svs.

9. Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж. Статистика внешнего сектора. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https:// www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.

10. Тимофеева О. Ф. Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания [Электронный ресурс] / О. Ф. Тимофеева, М. И. Крестьянинова / / Мир науки : научный интернет-журнал. - 2014. - Вип. - 2014. - Режим доступа : http://mir-nauki.com/PDF/06EMN114.pdf.

11. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (от 18.01.2017). Статистика внешнего сектора. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.

12. Юшкевич О. С. Основные угрозы экономической безопасности России в инвестиционной сфере / О. С. Юшкевич / / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2016. - № 5. - С. 75-79.

Ofshorization of economy as threat of national security of Russia Kolosova E.E.

Plekhanov Russian University of Economics In the article it has been explored the essence of the concepts of "offshore area", "offshore

company"; summarized the main causes of business establishments in these zones; generalized the main vectors of the reducing the popularity of offshore zones between Russian entrepreneurs. The article considers the methods of tax evasion through offshore schemes of capital export and transfer of assets in an offshore jurisdiction. Statistical data to assess the magnitude and possible consequences of these operations and describes the threats to the economic security of the country. The classification of States into «black» and «grey» lists provided the data for investing cash flows to Russia from these countries, as well as data on capital flight in these countries. The article describes the field of application of anti-offshore policy and the return of capital under the jurisdiction of Russia

Keywords: offshore, national security, investment attractiveness.

References

1. Volotovskaya O. S. Offshore schemes

as threat of economic security of the Russian Federation [An electronic resource] / O.S. Volotovskaya M.V. Zakharova -Access mode: https:// www.science-education.ru/pdf/ 2014/6/1346.pdf.

2. Grigorieva of Yu.P. Deoffshorization

in the system of the external economic interests of the Russian Federation: the thesis for a degree of Candidate of Economic Sciences on special 08.00.14 - «World economy» / Yu.P. Grigorieva. -Moscow: Federal state-funded educational institution of the higher education «State university of management», 2016. - 169 pages.

3. Deoffshorization of national economy:

international experience and Russian initiatives [An electronic resource]. - Access mode: https:// riss.ru/images/pdf/journal/2014/ 3/14_.pdf.

4. Deoffshorization of the Russian economy. Report [An electronic resource]. - Access mode: https:// izborsk-club.ru/2700.

5. As deoffshorization after changes [An

electronic resource] works. -Access mode: https://www.pwc.ru/ ru/tax-consulting-services/assets/ legislation/tax-flash-report-2016-3-rus.pdf.

6. Lyudkevich A I. Deoffshorization of

the Russian economy / A.I. Lyudkevich, L.S. Grinkevich// Finance and account. - 2016. - No. 4. - Page 83-86.

7. Suslina A L. Fight against shadow

economy in Russia: private aspects of common problems / A.L. Suslina, R.S. Leukhin//Financial magazine.

- 2016. - No. 6. - Page 46-61.

8. Direct investments to the Russian

Federation. Statistics of the external sector. Central bank of the Russian Federation [An electronic resource].

- Access mode: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=svs.

9. Direct investments from the Russian

Federation abroad. Statistics of the external sector. Official site of the Central Bank of Russian Federation [An electronic resource]. - Access mode: https://www.cbr.ru/ statistics/? PrtId=svs.

10. Timofeeva O. F. Offshore jurisdictions as instrument of the international tax planning: international experience of their creation [An electronic resource] / O.F. Timofeeva M.I. Krestyaninova// World of science: scientific online magazine. - 2014. - VIP. - 2014. -

Access mode: http://mir-nauki.com/PDF/06EMN114.pdf.

11. Clean import / export of the capital the private sector (from 1/18/2017). Statistics of the external sector. Official site of the Central Bank of Russian Federation [An electronic resource]. - Access mode: http:// www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.

12. Yushkevich O. S. The main threats of economic security of Russia in the investment sphere / O.S. Yushkevich/ /Modern science: current problems of the theory and practice. Economy and Right series. - 2016. - No. 5. -Page 75-79.

О À

BS

S

if 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.