and abstracts of the American Public Health Association 132nd Annual Meeting; Washington, DC; November 6-10, 2004. Abstract 78552.
12. Heiss W.D. Einleitung In:Verantwortung und Ethik in der Wissenschaft.Wissenschaftliche Verlags- GmbH, Stutgart, 1985, S.49.
13. Hirschberg G. et all. - Levels and Places of Rehabilitation, 1976, p.63. 9.
14. Hughes S.L., Seymour R.B., Rimmer J.H., Molina L.C., Whitelaw N. Do best practice physical activity programs provided by community-based organizations have a measurable impact on the health and well-being of participants? Program and abstracts of the American Public Health Association 132nd Annual Meeting; Washington, DC; November 6-10, 2004. Session 4139.0.
15. Joung Ar., Dinan S. Activity in later life. ABC of sports and exercise medicine BMJ. 2005, volume 330; 181189.
16. Lamprecht F., Mark N., Neun Sandweg H. -Psychosomatisch orientirte Rehabilitation, Gottingen, 1990, 218 P.
17. Loughrey K. You Can! Steps to healthier aging outreach campaign. Program and abstracts of the American Public Health Association 132nd Annual Meeting; Washington, DC; November 6-10, 2004. Abstract 83953.
18. McLeod A.A. Later management of documented ischaemic heart disease: secondary prevention and rehabilitation Br. Med. Bull., October 1, 2001; 59(1): 113 -133.
19. Mihaylova-Alakidi V. CONTEMPORARY DIMENSIONS OF THE PROBLEMS OF SUCCESSFUL AGEING Vanina Mihaylova-Alakidi - Author, 2011 © EX-PRESS Publishing House -Gabrovo ISBN 978-954-490-232-2, p. 52-56.
20. Stahle E., Mattsson L., Ryden A.L. Unden, and R. Nordlander Improved physical fitness and quality of life following training of elderly patients after acute coronary events. A 1 year follow-up randomized controlled study Eur. Heart J., October 2, 1999; 20(20): 1475 - 1484.
21. The National Council on Aging. Three chosen to conduct physical activity programimpactstudy .2004.Availableat:http ://www. ncoa.org/content.cfm?s ectionID=105&detail=567www Accessed December 9, 2004.
22. Walwick J.A., Schwartz S., Belza B., Shiu-Thornton S., Taylor M., Lo Gerfo J.P. Elder perspectives on physical activity: Promoting physical activity among older minority adults. Program and abstracts of the American Public Health Association 132nd Annual Meeting; Washington, DC, 2004; November 6-10.
23. Yoppich G. Das Leidbild des Arztes im 20. Jahrhundert, Berlin, 1978, S. 94-315.
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МЕДСЕСТЕР
Мирзаева Малика Абдухалиловна
Магистр кафедры «Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ, Ташкент
Мамедова Гузаля Бакировна
Ассистент кафедры «Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением» ТашПМИ, Ташкент
Собирджанова Чарос Кахрамоновна Студентка Ташкентского педиатрического медицинского института
Заидова Асалой Хусановна
Студентка Ташкентского педиатрического медицинского института
Актуальность проблемы. Медицина - одна из сложнейших наук, и в большинстве случаев даже самому лучшему специалисту бывает сложно поставить точный диагноз заболевания[2]. В таких случаях компьютерная помощь существенно облегчает работу врача, так как результаты обследований пациента, переданные компьютеру, моментально обрабатываются с выявлением аномальных результатов анализа, и уже через несколько минут можно получить полные сведения о возможном диагнозе. Конечно, последнее слово всегда остается за врачом, но помощь компьютера значительно ускоряет процесс принятия правильного решения, от которого зачастую зависит здоровье, а иногда, и жизнь пациента[3].
На сегодняшний день, компьютерные технологии всё активнее внедряются во все области медицины, помогая проводить точную диагностику заболевания, накапливать и эффективно использовать объективную информацию в процессе диагностики и лечения.
Компьютерный сбор информации во время оказания медицинских процедур, с интеграцией ее на экране
одного монитора, разработка систем безбумажного ведения медицинской документации, компьютерный теле-мо-ниторинг физиологических параметров пациента - основные составляющие реального использования возможностей компьютерных технологий в стационаре. Важность изучения вопросов компьютеризации рабочего места медицинских сестер связана с тем, что в последние годы с целью более рационального использования рабочего времени встают вопросы координации и взаимодействия отделений и служб, решения организационных вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи пациентам. Однако компьютеризированное рабочее место медицинской сестры в отделении встречается довольно редко, хотя требования к качеству оказания медицинской помощи медицинских сестер постоянно возрастают[1].
Несмотря на обилие исследований о компьютерной технике вообще и применении её в различных сферах человеческой деятельности, сравнительно мало написано о применении компьютерных технологий в работе медсестры.
Цель исследования: изучение состояние компьютерной технологии в отделениях многопрофильного стационара и определения необходимости и целесообразности компьютеризации рабочего места медицинских сестер.
Материалы и методы исследования. Исследование состояния информатизации рабочего места медицинской сестры в процессе выполнения профессиональной деятельности проводилось на базе 3 клиники Ташкентской медицинской академии. В исследование были включены 124 медицинские сестры, средний возраст которых был в возрастном промежутке от 26 до 63 лет, и стажем работы от 6 до 35 лет. В исследовании с целью выявления проблем компьютеризации рабочего места медицинской сестры и выявления взаимосвязи между уровнем компьютерной грамотности и степенью компьютеризации рабочего места применялись следующие методики: тестирование с помощью специально разработанных тестовых вопросников с целью определения уровня знаний медсестер по компьютерной грамотности; опрос медицинских сестер с помощью специально разработанных анкет целью выявления проблем компьютеризации рабочего места медицинской сестры.
Результаты исследования. В настоящий момент в 3 клиники ТМА компьютерные и телекоммуникационные технологии на рабочем месте медицинской сестры отсутствуют, однако необходимо отметить, что внутрибольнич-ная сеть существует и развита в таких отделениях как, хирургия и регистратура. Однако компьютеры и доступ к ним есть лишь у врачей. Компьютеры в отделениях есть в ординаторских, кабинете заведующего отделением. Более 60% медицинских сестёр отделений 3 клиники ТМА убеждены в необходимости компьютеризации рабочего места для экономии времени и улучшения условий труда. Проблема компьютеризации рабочего места медицинской сестры в отделениях 3 клиники ТМА заключаются не только в обеспечении отделения компьютерной техникой, но и в необходимости повышения компьютерной грамотности персонала.
Выводы. Компьютерные технологии всё более прочно входят в медицину, и уже не в качестве высокоточных диагностических приборов, а в виде практически равноправных помощников и союзников, позволяя передавать на расстояние огромные объёмы медицинской информации. Доступная и достоверная информация, которую смогут предложить врачам и медицинским сестрам надёжные ресурсы сети, будет способствовать повышению качества диагностики, лечения, а также улучшению безопасности пациента. Объединение структурных подразделений клиник в единые информационные сети будет также служить этим целям, а, кроме того, облегчит работу медицинских работников в целом.
Практические рекомендации. Необходимо разработать и утвердить концепцию применения информационных технологий в учреждении, предусматривающую интеграцию всех отделений и их информационного взаимодействия. Необходимо разработать и внедрить комплекс стандартов единой информационной системы для обеспечения взаимодействия с другими отделениями. Система электронного документооборота должна стать обязательным компонентом информатизации каждого специалиста, что в свою очередь снизит бюрократизацию системы документооборота. Используемая в лечебно-профилактическом учреждении медицинская информационная система, должна охватывать все структуры учреждения и быть единой для всех подразделений медицинского учреждения; иметь выход в Интернет и другие специализированные сети. Для обслуживания программного обеспечения медицинской информационной системы необходима организация соответствующих отделов, а штатное расписание лечебно-профилактического учреждения должно включать системных администраторов и обслуживающий информационные системы персонал. Для работы медицинского персонала в информационной среде необходимо проводить подготовку и профессиональную переподготовку. Все специалисты должны быть обучены и аттестованы для работы с информационными системами. Активнее внедрять информационные технологии в процесс обучения всех медицинских учебных заведений. С учётом перспектив использования информационных технологий и систем в здравоохранении регулярно проводить курсы повышения знаний по данному разделу с персоналом. Более инициативно использовать дистанционное обучение, вместо выездных циклов усовершенствования специалистов. Такая форма позволяет сокращать материальные затраты на последипломном уровне образования.
Список использованной литературы
1. Мамедова Г.Б., Миркаримова Применение компьютерных технологий в работе медсестер, Научный журнал Молодой ученый №18(77), Ноябрь 2014, С.146-149
2. Фролова М.С. Реализация телемедицинских технологий // Инновационные технологии медицины XXI века. Медицинские компьютерные технологии: Материалы 1-го Всероссийского научного форума: сб.науч.тр. М., 2005. - С.539-541.
3. Сайткулов К.И., Лавров Д.Б., Улумбекова Г.Э. Концептуальный подход к разработке электронной информационно-образовательной системы «Консультант врача»//Врач и информационные технологии. — 2007. — № 5. — С.64-66.
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Нураденов Хайрат Пастенович
ГБУЗ АО «ОДКБ им. Силищевой Н.Н.», г.Астрахань
В условиях политических, социальных и экономи- последствия кризисного развития общества, дети и под-
ческих изменений в Российской Федерации, обусловив- ростки становятся одной из наиболее социально уязвимых
ших ухудшение качества жизни, социальную напряжен- групп. Неблагоприятные демографические процессы, про-
ность, снижение жизненного уровня населения и другие исходящие в современном обществе, сопровождаются