Научная статья на тему 'Повышение информационной культуры у студентов факультета «Высшее сестринское образование»'

Повышение информационной культуры у студентов факультета «Высшее сестринское образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДСЕСТРЫ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна

Данная статья посвящена вопросам необходимости обучения студентов факультета Высшее медсестринское дело правильно работать с информационными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение информационной культуры у студентов факультета «Высшее сестринское образование»»

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА «ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна, Общественное здоровье, организации и управления здравоохранением Ташкентской медицинской академии (ТМА), Республика Узбекистан, г. Ташкент

E-mail: Hamida_r@rambler.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам необходимости обучения студентов факультета Высшее медсестринское дело правильно работать с информационными ресурсами.

Ключевые слова: информационная культура, медсестры с высшим образованием, Интернет-ресурсы.

Современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы всех отраслей, в том числе и в сферу медицинского обслуживания населения, кардинально изменили не только условия трудового процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам высших учебных заведений, предъявляемых на рынке труда. Поэтому система высшего медицинского образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по своей специальности, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих широким спектром клинического мышления и навыками эпидемиологической оценки ситуации, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение [4].

В этой связи учебный процесс в вузе предусматривает поэтапное и последовательное овладение каждым студентом знаниями на теоретическом и практическом уровне с обязательной реализацией таких функций, как формирование личности и, конечно же, развитие интеллектуальных способностей, определяющих индивидуальный способ мышления, способствующих саморазвитию личности.

До недавнего времени на медицинскую сестру смотрели только как на помощницу врача, которая должна была выполнять лишь вспомогательные

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

функции, назначения врача, а иногда функции младшего медицинского работника. Сегодня в Узбекистане уделяется особое внимание достойной оценке ответственной и самоотверженной работе медсестер, повышению их квалификации и опыта применения передовых технологий, внедрению в практику новейших достижений науки. С 1999года в нашей стране, исходя из опыта мировой медицины внедрена система подготовки медсестер с высшим образованием. Были открыты отделения Высшего сестринского дела во всех медицинских ВУЗах республики, которые готовят бакалавров по направлениям анестезиология и реанимация, акушерство, хирургия и менеджмент и магистратура [3]. До сегодняшнего дня подготовлено более трёх тысяч бакалавров и около 80 магистров, которые работают главными, старшими и ведущими медсестрами лечебно-профилактических учреждениях и преподавателями медицинских институтах и колледжах.

Помимо работы в больницах и поликлиниках, преподавания в вузах и колледжах, медицинские сестры с высшим образованием могут заниматься научными исследованиями по своей специальности. В 2013 году ВАК РУз был открыт шифр по специальности «Организация медсестринского дела» на ф соискание ученой степени доктора медицинских наук. Следовательно, медсестры с высшим образованием должны уметь проводить научно-обоснованные сестринские исследования, для решения имеющихся в их деятельности проблем, владеть методологией научного поиска. Учитывая вышесказанное, в процессе обучения студентов факультета Высшего сестринского образования особое внимание уделяется вопросам проведения исследовательской работы.

Соответственно новым стандартам обучения по направлению ВСД, измененные с учетом международных стандартов, в учебную программу введены новые дисциплины такие как - Основы научных исследований, Клиническая эпидемиология, Доказательная медицина.

Основная цель данных дисциплин - научить студента основам и методам проведения исследований, т.е. наряду с аудиторными занятиями необходимо активировать и работы внеаудиторного характера.

Такие работы необходимы для закрепления полученных знаний и для развития информационной культуры, под которой понимается умение студента соотносить знания и научную информацию, оценивать уровень собственных возможностей, стимулировать процессы получения новых знаний и информации.

Основной смысл исследовательской работы студента с информационными ресурсами заключается в том, что в процессе выполнения работы он самостоятельно овладевает совокупностью исследовательских умений и навыков в области получения и обработки информации, т. е. он развивает свою

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

познавательную активность и самостоятельность в контексте будущей профессиональной деятельности. Активность выступает как потребность в деятельности и определяет её цели, направление и мотивы [1,2].

На кафедре Общественного здоровья, организации и управления здравоохранением Ташкентской медицинской академии при прохождения предмета "Основы научных исследований" студентов обучают использованию различных видов информационных ресурсов.

В первую очередь студенты обучаются работе в читальных залах библиотек, самостоятельному подбору литературы, по данным каталогов, информационных обзоров, собирать собственную картотеку, конспектировать источники информации, разрабатывать программу действий и проводить самостоятельное исследование, т. е. студент должен научиться оперировать информацией.

В настоящее время одним из основных ресурсов получения качественного образования является Интернет, который является открытым и свободным доступом к информации и дает возможность пользователю развивать свои личностные качества и оперативно получать необходимую информацию. Явным ф преимуществом использования Интернет-ресурсов в образовании это возможность в процессе обучения перехода к самообразованию, реализации индивидуальных способностей каждого студента, дифференциации преподавателем знаний и способностей студентов, их творческой активности, умений использовать исследовательские и поисковые методы.

Например, при выполнении самостоятельной работы по предмету "Основы научных исследований" на тему: "Роль высшего сестринского образования в подготовке медицинской сестры-менеджера" студентами прорабатываются нормативно-правовые документы по данному направлению, изучается система подготовки и обучения медицинских сестер в различных странах, структура и содержание образовательной программы в республике, квалификационные характеристики должностей, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования, журналы и пр. Интернет дает студентам возможность оперативно получить все вышеперечисленные сведения. Направляемый преподавателями и использующий различные источники информации студент разрабатывает задачи и план самостоятельной работы на более глубоком уровне, чем если бы это были просто использование учебников или работа со справочной литературой. Преподаватель должен научить студента пользоваться Интернетом, ознакомить с информационными базами, необходимыми сайтами. Для начала студент подбирает ключевые слова, например сестринское дело, менеджер, высшее сестринское образование и т.д.

Работа осуществляется по алгоритму, построенному по известным

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стандартам информационной грамотности: составление плана самостоятельной работы - соответственно цель, задачи, составление перечня ключевых терминов и определений, определение информационных ресурсов, источников информации, выбор метода поиска и построение поискового запроса соответственно поставленным целям, отбор необходимой информации и составление отчета.

Оценка познавательной деятельности студентов осуществлялась соответственно скорости и качества выполнения поставленных задач. Результаты работ докладывались на научных конференциях молодых ученых, публиковались в печати.

Таким образом, поиск информации с Интернет-ресурсов это первый и важный шаг в проведении научных исследований и, следовательно, будущая медсестра с высшим образованием должна знать методику правильного сбора и обработки получаемой информации, уметь перерабатывать информацию в полезное знание, а не слепо использовать найденную информацию как продукт собственной мыслительной деятельности.

Литература:

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и методики импользования системы порталов в учебном процессе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: abiturient.edu.ru

2. Дробышевский A.A. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Саратов, 2013. - 24 С.

3. Мухамедханова Ш.Т. Перспективы развития направления образования Высшее медсестринское дело // Сб.наун.статей научно-практ.конф. «Перспективы развития высшего медсестринского образования». Ташкент. - 2009. - С. 12-15.

4. Ходиев Б.Ю., Бекмурадов А.Ш., Болтабаев М.Р., Голиш Л.В., Гимранова О.Б. Основы подготовки к научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие -Т.: Экономика, 2010. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.