Научная статья на тему 'Модернизация материально-технической базы ЛПУ: оборудование есть, кадров нет…'

Модернизация материально-технической базы ЛПУ: оборудование есть, кадров нет… Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
507
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЛПУ: ОБОРУДОВАНИЕ ЕСТЬ, КАДРОВ НЕТ…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация материально-технической базы ЛПУ: оборудование есть, кадров нет…»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЛПУ: ОБОРУДОВАНИЕ ЕСТЬ, КАДРОВ НЕТ...

В рамках модернизации здравоохранения в больницы поставлено более 87 тыс. комплектов оборудования, эксплуатируется лишь 89

Во многих российских регионах больницы оказались не готовы к изменениям, которые происходят в рамках Программы модернизации здравоохранения». Об этом рассказала 12 апреля на XVII конференции «Аптечная сеть России» врио главы Росздравнадзора Елена Тельнова.

Эксперт напомнила, что в рамках Программы модернизации здравоохранения государством выделено 136 млрд. руб. на обеспечение стандартов оказания медпомощи, в том числе на закупку лекарств и медоборудования, и 300 млрд. руб. — на модернизацию материально-технической базы.

«В учреждения здравоохранения поступило более 87 тыс. комплектов техники, в эксплуатацию введено лишь 89 единиц. Новейшая аппаратура не используется потому, что со значительным опозданием идет подготовка специалистов, квалификация которых позволяет работать с ней... »

Об угрожающем дефиците кадров в российской системе здравоохранения, который оценивается в 1 млн. специалистов, сообщила за неделю до этого (4 апреля 2012 г.) и министр здравоохранения

СПРАВКА:

А

V

В России на каждые 100 тысяч населения приходится 26,3 тысячи врачей и 63,4 тысячи среднего медперсонала. Для сравнения в Германии на каждые 10 тысяч человек приходится 35 врачей и 80 медсестер, а в Канаде — 19 врачей и 100 медсестер, соответственно.

Татьяна Голикова на конференции «Медицинское образование—2012». Дефицит кадров среднего медицинского персонала составляет 800 тыс. человек. Не хватает российским медучреждениям и врачей. «В России существует дефицит 152,8 тыс. врачей. По амбулаторному звену недостает 187,5 тыс. человек. Остаются незакрытыми целые отрасли медицины Катастрофическая ситуация сложилась в стране с детской онкологией: недостаток врачей по этой специальности составляет практически 100%, российским медучреждениям не хватает почти половины врачей общей практики (49,5%), 84,5% ревматологов и 84% пульмонологов. В то время как в «денежной» стоматологии

№S Менеджер

3013

наблюдается трехкратный переизбыток специалистов».

По предварительным прогнозам, в 2012 году количество выпускников по медицинским специальностям составит 23,6 тыс. человек, отметила глава ведомства. Надо учитывать тот факт, что приблизительно 20% выпускников не идут в практическое здравоохранение. Остальные же выпускники, по словам Т. Голиковой, идут на те специальности, где есть переизбыток. Кроме того, как сообщила министр, ежегодно из сферы здравоохранения уходит около 8% специалистов.

«Таким образом, ежегодный отток составляет 22-25 тыс. специалистов», — подсчитала министр, признавшись, что качество и доступность медицинской помощи могут остаться лишь декоративными лозун-

СПРАВКА:

гами на бумаге. «Без вмешательства федеральных медицинских учреждений решить кадровые проблемы в регионах невозможно», — считает Т. Голикова.

Эксперты отмечают, что в образовательных программах медицинских ВУЗов до сих пор нет многих остро востребованных на сегодняшний день специальностей. Программы подготовки среднего медперсонала перенасыщены гуманитарными дисциплинами (философия, политология, этика и т.п.), а перечень предметов, касающихся сестринского ухода, остался практически без изменений. Большую часть времени будущие медсестры не отрабатывают процедуры и манипуляции, а учатся писать отчеты. По мнению экспертов, новый приказ Минздравсоц-развития не приведет к

Г

В структуре среднего медперсонала в 2008 г. 68,4% составили медицинские сестры, 10,7% — фельдшеры (лечебное дело), 4,8% — акушерски,1,4% — зубные врачи, 1,3% — зубные техники, 1,1 —организаторы сестринского дела и др.

Соотношение числа среднего медицинского персонала к числу врачей в России значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира (в Канаде — 4,7; Норвегии — 4,4; Ирландии — 4,7; Дании — 5,6 и др.), что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации. Наблюдается существенная диспропорция в распределении сестринских кадров: излишняя концентрация их в стационарных учреждениях и нехватка в амбулаторно-поликли-нических.

серьезному улучшению ситуации с дефицитом медсестер, поскольку студенты ВУЗов и колледжей, которые «хотели работать в больницах, и так в них работали».

Вопросы обучения среднего медицинского персонала обсудила 11 апреля и Ассоциация !МЕЭД совместно с представителями профессионального сообщества. Эксперты подчеркнули важность привлечения внимания государственной власти и общественности к необходимости реформирования российской образовательной системы в области здравоохранения в соответствии с мировыми тенденциями. В частности, по мнению спикеров, в стране назрела необходимость изменения существующей парадигмы обучения среднего медицинского персонала. Как известно, в рамках национального проекта «Здоровье» с 2006 года только на высокотехнологичную медицинскую помощь в России было потрачено более 100 млрд. рублей. Однако комплектование медицинских учреждений современным высокотехнологичным оборудованием требует повышенного внимания к вопросам обучения персонала работе с такой техникой. Сегодня роль и задачи среднего медицинского персонала в России существенно изменились: медицинской сестре необходимо уметь не только ухаживать за больными и стерилизовать инструменты, но и

правильно и эффективно обращаться с современным оборудованием.

Кадровый дисбаланс «врачи — сестринский персонал» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями: увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом и принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки. Последнему фактору способствует почти полное исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

Для участников обсуждения Ассоциация !МЕЭД подготовила ряд интересных аналитических материалов о разнообразии функциональных обязанностей среднего медперсонала в США и связанной с этим вариабельностью программ подготовки (табл. 1), а также об особенностях специализации лицензированных медицинских сестер продвинутого профиля (табл. 2).

Модератор мероприятия, исполнительный директор Ассоциации 1МЕЭА Александра Третьякова, в частности, заметила: «Про-

грамма модернизации и все сопутствующие проекты, которые запущены сейчас в российской системе здравоохранения, не закончатся к 2013 году, — они, по нашему мнению, только начнутся. После того, как медицинские учреждения получат высокотехнологичное оборудование, расходные материалы, придет время перекраивать технологические процессы, процессы оказания помощи и встанет вопрос о том, способны ли медицинские учреждения использовать эти технологии и оборудование в том объеме, в котором они должны использоваться. Необходимо задаться вопросом, готов ли

Важным тезисом, прозвучавшим во время мероприятия, стал также вопрос внедрения в России практики непрерывного обучения работников системы здравоохранения, в частности, среднего медицинского персонала, и признания обучающих программ производителей оборудования полноценным элементом этой системы.

Сегодня в Российской Федерации реализуются все уровни сестринского образования — от младшей медицинской сестры по уходу за больными до менеджера с высшим сестринским образованием. В учреждениях практического здравоохранения России

Из имеющих высшее сестринское образование лишь около 20% реализуют себя по профилю и соответственно уровню полученного образования, а из имеющих повышенный уровень сестринского образования около 40%

средний медицинский персонал к полноценному использованию высокотехнологичного оборудования, чтобы оно служило на благо пациентов, чтобы врач мог быть спокоен, что это оборудование в порядке и работает корректно? Мы считаем, что крайне важно четко понимать связь между финансовыми и технологическими изменениями и теми кадровыми задачами, которые встанут перед здравоохранением».

организаторы сестринского дела составляют 1,1% от всего сестринского персонала. Вместе с тем из имеющих высшее сестринское образование лишь около 20% реализуют себя по профилю и соответственно уровню полученного образования, а из имеющих повышенный уровень сестринского образования около 40%.

В вопросах подготовки специалистов существует ряд проблем: несовершенство

№5 Менеджер

3013 здравоохранения '

Таблица 1

Категории среднего медицинского персонала в США* (примеры)

Название специальности (оригинальное название на английском языке)

Помощник врача

(Physician Assistant)

Лицензированная медицинская сестра общего профиля — базовый уровень

(Registered Nurse = RN) Лицензированная медицинская сестра — продвинутый уровень

(Registered Nurse = RN)

Техник

операционных залов

(Surgical Technologists)

Специалист по ультразвуковым методам диагностики (Diagnostic medical sonographer) Медицинский ассистент (Medical Assistants) Специалисты по чрезвычайным ситуациям и техники Скорой Медицинской Помощи (EMT & Paramedics) Специалист по гигиене полости рта (Dental Hygienist)

Сертифицированная медсестра-«сиделка»

(Vocational Nurses)

Краткое описание функциональных обязанностей

Проводят обследование пациентов, ставят предварительный диагноз, назначают лечение пациентам. Интерпретируют результаты диагностических исследований (рентген, анализы крови), проводят лечение (вправляют сломанные кости), проводят вакцинацию. Ведут и анализируют истории болезни. Работают под управлением врачей и хирургов Обеспечивают и координируют медицинскую помощь, наблюдают за пациентами, ведут историю болезни, проводят и анализируют лабораторные анализы, работают с медицинским оборудованием, проводят разъяснительную работу с пациентами и их родственниками по поводу лечения и соблюдению назначений врача. Медицинские сестры продвинутого уровня назначают лечение пациентам, а также оказывают малую хирургическую медицинскую помощь. Различные категории см. в табл. 2

Готовят операционные к проведению операций, настраивают медицинское оборудование, стерилизуют инструменты, помогают врачам и медсестрам во время проведений операций (работают с оборудованием), готовят пациентов к операции (моют, дезинфицируют и обрабатывают зону операционного поля), «одевают» хирургов во время операции

Проводят диагностические исследования (УЗИ, сонограмма, эхокардиограмма) на предмет наличия отклонений от нормы

Осуществляют административную работу в кабинетах врачей

Оказывают первую помощь и транспортировку в чрезвычайных ситуациях

Обследуют пациентов на предмет заболеваний полости рта (гингивит) и обеспечивают профилактическую стоматологическую помощь. Проводят разъяснительную работу с пациентами Обеспечивают базовую патронажную помощь, работают под руководством лицензированных медсестер и врачей

Необходимое образование

Степень магистра (4 года обучения на бакалавра, 2 года специализированного обучения)

Минимум

2-3 года обучения

медсестринскому

делу

Степень бакалавра (4 года университетского обучения) + 1-2 года специализированного обучения

1-2 года специализированного обучения по окончании общеобразовательной школы. Сертификат обновляется 1 раз

в 2 года на фоне системы непрерывного обучения

2-3 года обучения медсестринскому делу (младший специалист медсестринского дела) Общеобразовательная школа

Общеобразовательная школа и специальное обучение (без получения диплома)

2-3 года обучения медсестринскому делу (младший специалист медсестринского дела) Общеобразовательная школа и специальное обучение (без получения диплома)

Таблица 1, окончание

Название специальности (оригинальное название на английском языке)

Краткое описание функциональных обязанностей

Помощник врача ЛФК

(Occupational Therapy Assistant)

Помощник врача-физиотерапевта (Physical Therapist Assistant)

Помогают пациентам выполнять назначения врачей (проводят занятия лечебной физкультуры для восстановления навыков после различных травм и заболеваний)

Помогают пациентам выполнять назначения врачей (проводят занятия лечебной физкультуры для восстановления двигательных функций после различных травм и заболеваний)

Специалист по химеоте- Проводят химеотерапию онкологическим рапии (Radiation Therapist) больным по назначению врача

Необходимое образование

2-3 года обучения

медсестринскому

делу (младший

специалист

медсестринского

дела)

2-3 года обучения

медсестринскому

делу (младший

специалист

медсестринского

дела)

2-3 года обучения

медсестринскому

делу

' Информация с сайта Агентства по занятости населения США www.bls.gov/ooh/healthcare. Список категорий не является полным.

Таблица 2

Категории лицензированных медицинских сестер продвинутого профиля

в США* (примеры)

Категория лицензированных медицинских сестер Описание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медсестра кардиологического профиля Проводит лечение пациентов с кардиологическими заболеваниями и пациентов после операций на сердце

Проводит гинекологические обследования женщин, оказывает помощь в родах, дает рекомендации по планированию семьи

Работает в отделениях интенсивной терапии, оказывает помощь пациентам с острыми состояниями Проводит уход за новорожденными детьми

Проводит лечение пациентов психиатрического профиля

Проводит анестезию по назначению врача

Обследует пациентов, назначает лечение, следит Практикующая медсестра («Nurse Practicioner») за динамикой. Существуют некоторые ограничения.

Работает под «лицензией» курирующего врача

Для получения сертификата для работы в категориях выше необходимо получить степень бакалавра (4 года университетского образования) + 1—2 года специализированного обучения

с получением сертификата

* Информация с сайта Агентства по занятости населения США www.bls.gov/ooh/healthcare. Список категорий не является полным.

Акушерка

Реанимационная медсестра

Медсестра-неонатолог

Медсестра психиатрического профиля

Медсестра-анестезиолог

№S Менеджер

SOIS

здравоохранения

государственных образовательных стандартов; несовершенство системы подготовки специалистов базового и повышенного уровней среднего медицинского образования; отсутствие преемственности между уровнями подготовки по специальности «сестринское дело»; слабая материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования; недостаточность специально подготовленных педагогических кадров в учреждениях среднего профессионального образования; медленный переход от принципа периодического обучения на принцип непрерывного профессионального развития; низкая востребованность выпускников факультетов высшего сестринского образования в практическом здравоохранении.

Препятствием для непрерывного профессионального развития сестринских кадров является то, что официально не признаются такие формы повышения квалификации, как участие в образовательных мероприятиях, проводимых участниками рынка образовательных услуг и компаниями-производителями, с целью получения необходимых для эффективной деятельности знаний и навыков; самообразование; научно-практическая, учебно-методической, нормо-творческая деятельность.

В оказании высокотехнологичной медицинской помощи

проблема отсутствия навыков и компетенций среднего медицинского персонала стоит особенно остро. Программы подготовки кадров не успевают за ростом числа высокотехнологичного оборудования и соответствующих процедур. Благодаря национальному проекту «Здоровье», а также региональным программам модернизации, с 2006 года только на высокотехнологичную медицинскую помощь в нашей стране было потрачено более 100 млрд. рублей.

В большинстве развитых стран служба сестринской помощи имеет соответствующую структуру и свое четкое место в иерархии системы здравоохранения, начиная с правительственного уровня, применяются различные формы повышения квалификации среднего медицинского персонала. Одной из самых распространенных практик являются непрерывное образование и признание обучения и подготовки кадров на рабочем месте необходимым. Эти процессы стимулируют развитие самостоятельной творческой активности персонала учреждений здравоохранения с позиций непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной деятельности.

Одной из таких новых форм сегодня является накопительная система повышения квалификации медицинских работников. Эта система представляет собой програм-

му зачета часов последипломного образования по результатам образовательного опыта специалистов, которая повышает и совершенствует их профессиональные навыки в пределах конкретной области практики.

Внедрение накопительной системы зачета кредитов направлено на создание гибкой, быстро реагирующей формы последипломного образования, позволяющей сократить единовременное пребывание сестринских кадров в стенах образовательного учреждения без сокращения суммарного количества часов, соответствующих утвержденным образовательным программам. Это в свою очередь создает условия профессионального роста медицинских сестер посредством увеличения возможностей повышения профессиональной компетентности, что отражается на качестве оказания сестринской помощи на местах.

Ассоциация !МЕЭД выступает за комплексный подход к вопросам обучения среднего медицинского персонала в Российской Федерации и стремится сфокусировать внимание профессиональной общественности на очевидных преимуществах внедрения в стране непрерывного цикла обучения медицинских работников как для самой системы, так и для конечных получателей услуг в области здравоохранения — пациентов. Участники обсужде-

ния выступили с инициативой подготовить от имени Ассоциации 1МЕЭЛ письмо в Мин-здравсоцразвития о необходимости введения в реестр медсестер дополнительной квалификации «Техник операционных залов» и организации дополнительных программ подготовки таких техников.

Генеральный директор МеС1гоп1с в России Елена Плясунова отметила: «Одна из наших задач как поставщика медицинских технологий заключается не только в том, чтобы предложить инновационные решения, которые способствуют восстановлению здоровья пациентов и помогают снизить издержки и добиться высокой эффективности в масштабах всей системы здравоохранения, но и обучить врачей надлежащему использованию наших продуктов и методов лечения, ведь наш успех во многом зависит от их способности точно и эффективно осуществить лечение. Наши обучающие центры оборудованы по последнему слову техники, оснащены помещениями для чтения лекций, учебными площадками для практических занятий и техническими средствами. С 2005 года в нашем центре прошли обучение более 10 тысяч российских врачей, а в июне этого года мы планируем провести первый курс «Основы катетери-зационных лабораторий» для среднего медицинского персонала в Москве».

Светлана Лоскутова,

менеджер по маркетингу медицинских хирургических систем компании БЭ, добавила: «В России по историческим причинам сложились условия, при которых медицинский персонал долгое время не имел доступа к современным медицинским практикам. Компания БЭ во всем мире, и Россия не исключение, предлагает учреждениям здравоохранения не только продукты, но и клиническую поддержку для пользователей нашей продукции. Медицинские сестры по сути своей профессии должны владеть техникой катетеризации вен, но в большинстве случаев не могут самостоятельно преодолеть силу привычки или страх перед использованием новых для них методик, отдавая предпочтение использованию стальной иглы. Мы регулярно проводим образовательные семинары для сестринского персонала, направленные на их обучение современным практикам обеспечения и поддержания периферического венозного доступа посредством катетера. Новые медицинские технологии и методы лечения требуют высокого профессионализма среднего медицинского персонала. Совершенствование образования медицинских сестер — это неотъемлемая составляющая модернизации системы здравоохранения».

Юридическую сторону вопроса прокомментировал директор по правовым вопро-

сам компании «3М Россия» Алексей Завалев: «Принятие нового закона было необходимо, так как он направлен на защиту интересов пациентов от избыточного влияния производителей и поставщиков медицинских изделий, на полное и объективное информирование пациента обо всех аспектах лечения.

Закон призван создавать объективные и равные условия, запрещает медицинскому персоналу стимулировать сбыт определенной продукции и, более того, использовать в лечении бесплатные образцы продукции от производителей.

Тем не менее, положения закона сформулированы таким образом, что, помимо запрета очевидных злоупотреблений, он одновременно, по сути, блокирует нормальную работу производителей мед-изделий — проведение обучающих мероприятий для медицинского персонала по использованию нового оборудования и технологий, тестирование новинок и так далее.

В условиях существенной нехватки среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях и, как следствие, нехватки времени на повышение их квалификации, с одной стороны, и налагаемые новым законом существенные ограничения на продвижение инноваций, с другой, ставят под вопрос предоставление современной и своевременной медицинской помощи».

Наталия Куракова

№5 Менедже]

3013 здравоохранения

,В5

-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.