ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна, Ташкентская медицинская академия (ТМА) г. Ташкент, Республика Узбекистан
E-mail: Hamida_r@rambler.ru
Аннотация. В данной статье освещены основные вопросы подготовки медицинской сестры с высшим образованием, проблемы формирования у студентов практических навыков.
Ключевые слова: медсестры с высшим образованием, учебный процесс, практические навыки.
На протяжении длительного периода в республике сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений квалифицированными сестринскими кадрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. В начале 90-х годов в республике взят курс на реформирование сестринского дела и сестринского образования.
На основании Указа Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 10 ноября 1998 года для удовлетворения потребности системы здравоохранения республики в медицинских кадрах соответствующей квалификации была начата подготовка медицинских сестер высшей квалификации (МСВК) в отделениях Высшее сестринское дело при медицинских институтах [4]. Подготовка МСВК призвана обеспечить здравоохранение квалифицированными специалистами с высоким уровнем теоретической и практической подготовки по сестринскому делу.
Были открыты отделения Высшего сестринского дела во всех медицинских
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
ВУЗах республики, которые готовят бакалавров по направлениям анестезиология и реанимация, акушерство, хирургия и менеджмент, а также магистратура [1,2]. До сегодняшнего дня подготовлено более трёх тысяч бакалавров и около 80 магистров, которые работают главными, старшими и ведущими медсестрами лечебно-профилактических учреждениях и преподавателями медицинских институтах и колледжах.
Существенному пересмотру подверглось содержание подготовки медицинских сестер по специальным дисциплинам. Такие клинические дисциплины как терапия, хирургия, педиатрия и т.д. были заменены на «сестринское дело в терапии», «сестринское дело в хирургии», «сестринское дело в педиатрии» и т.д. Изменение названий учебных предметов явилось важным шагом на пути формирования сестринского дела как самостоятельной отрасли профессиональной деятельности, имеющей свою научную и теоретическую основу.
Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной является проблема формирования у студентов практических навыков, а также • оснащенность образовательного процесса бакалавров в соответствии с современными требованиями. Медицинские ВУЗы в первую очередь направляют свои силы и средства на обеспечение современными инновационными образовательными технологиями (центры практических навыков, лаборатории, симуляционные технологии обучения и т.д.) процесса подготовки врачебного персонала. Для технологического обеспечения процесса обучения будущих специалистов сестринского дела, набор которых по количеству мест значительно меньше, обычно средства и целевые усилия ограничены. Обычно используют имеющиеся возможности клинических баз, где не всегда студенты могут полностью применить полученные теоретические знания на практике [3].
С 2011-2012учебного года на факультете ВСО занятия проводятся в соответствии с новым Госстандартом, утвержденным в 2011 году. Согласно которому на клинических дисциплинах занятия проводятся 50/50, т.е. 50% теоретическая часть, куда входят лекции и практические занятия и 50% клиническая. Основное внимание уделяется практическим навыкам по сестринскому процессу и уходу.
Для максимального приближения учебного процесса к будущим условиям деятельности медсестер с высшим образованием, обеспечения возможности освоения практических навыков и усиления межкафедральной интеграции в ТМА создан учебный центр подготовки медсестер ВСО, который оснащён необходимым количеством фантомов, муляжей, наглядных пособий,
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
видеофильмов, видеоаппаратурой. В центре функционирует библиотека, которая оснащена необходимым количеством компьютеров и учебно-методической литературой, предназначенной для МСВО.
В Центре проводятся практические занятия по клиническим дисциплинам студентам 1, 2 и 3 курсов факультета ВСО, что обеспечивает последовательность и преемственность в освоении практических навыков. Для методического обеспечения учебного процесса и доклинической подготовки студента кафедрами, которые проводят в данном Центре практические занятия, разрабатываются наглядные пособия, видеофильмы, сценарии учебных игр, сформировываются алгоритмы развития ситуаций. Во время занятия студентами осваиваются практические навыки по той или иной теме до автоматизма и в конце занятия преподавателем проводится оценка уровня сформировавшихся умений и навыков. По видеоаппаратуре, имеющийся в учебной комнате, преподаватель со студентами могут наблюдать за техникой выполнения студентом практических навыков и делать соответствующие комментарии, а также дать оценку качеству и правильности его выполнения. Это дает возможность студентам увидеть допущенные ими недочеты в ходе выполнения • практических навыков, сделать соответствующие выводы, а преподавателю объективно оценить знания и умения студента.
Таким образом, проведение практического занятия в учебном центре повышает мотивацию студента к повышению теоретических и практических знаний по данному предмету, позволяет более объективно и точно оценивать знания студента за счет наблюдения за выполнением им практических навыков по шагам, исключает претензии студента к преподавателю по поводу выставленной оценки, создает основу для дифференциации знаний студентов. В тоже время необходимо помнить, что для успешного проведения практического занятия в учебном центре и формирования у студентов практических умений от преподавателей требуется особая подготовка в выборе методов, форм организации учебного процесса по требованию нового стандарта с использованием инновационных компьютерных технологий в виде создания учебно-тренировочных комплексов.
Литература:
1. Мухамедханова Ш.Т. Перспективы развития направления образования Высшее медсестринское дело // Сб.научн.статей научно-практ.конф. «Перспективы развития высшего медсестринского образования». Ташкент. - 2009. - С. 12-15.
2. Рустамова Х.Е., Мияссарова М.М. Повышение информационной культуры у студентов факультета «Высшее сестринское образование» // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - №1 (1). - С. 100-104.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
3. Рустамова Х.Е. Технология подготовки студентов на факультете ВСО // Материалы учебно-научной конференции "Совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов - основа системы подготовки медицинских кадров", Ташкент, ТМА, 2014, С. 160-162.
4. Указ Президента РУз «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения РУз» от 10.11.98 г. №2107.