Научная статья на тему 'Факультет высшего сестринского образования Ташкентской медицинской академии'

Факультет высшего сестринского образования Ташкентской медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДСЕСТРЫ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна

В данной статье освещены основные вопросы подготовки медицинской сестры с высшим образованием, проблемы формирования у студентов практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет высшего сестринского образования Ташкентской медицинской академии»

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Рустамова Хамида Елемесовна, Мияссарова Мухаббат Мухамадиевна, Ташкентская медицинская академия (ТМА) г. Ташкент, Республика Узбекистан

E-mail: Hamida_r@rambler.ru

Аннотация. В данной статье освещены основные вопросы подготовки медицинской сестры с высшим образованием, проблемы формирования у студентов практических навыков.

Ключевые слова: медсестры с высшим образованием, учебный процесс, практические навыки.

На протяжении длительного периода в республике сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений квалифицированными сестринскими кадрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. В начале 90-х годов в республике взят курс на реформирование сестринского дела и сестринского образования.

На основании Указа Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 10 ноября 1998 года для удовлетворения потребности системы здравоохранения республики в медицинских кадрах соответствующей квалификации была начата подготовка медицинских сестер высшей квалификации (МСВК) в отделениях Высшее сестринское дело при медицинских институтах [4]. Подготовка МСВК призвана обеспечить здравоохранение квалифицированными специалистами с высоким уровнем теоретической и практической подготовки по сестринскому делу.

Были открыты отделения Высшего сестринского дела во всех медицинских

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

ВУЗах республики, которые готовят бакалавров по направлениям анестезиология и реанимация, акушерство, хирургия и менеджмент, а также магистратура [1,2]. До сегодняшнего дня подготовлено более трёх тысяч бакалавров и около 80 магистров, которые работают главными, старшими и ведущими медсестрами лечебно-профилактических учреждениях и преподавателями медицинских институтах и колледжах.

Существенному пересмотру подверглось содержание подготовки медицинских сестер по специальным дисциплинам. Такие клинические дисциплины как терапия, хирургия, педиатрия и т.д. были заменены на «сестринское дело в терапии», «сестринское дело в хирургии», «сестринское дело в педиатрии» и т.д. Изменение названий учебных предметов явилось важным шагом на пути формирования сестринского дела как самостоятельной отрасли профессиональной деятельности, имеющей свою научную и теоретическую основу.

Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной является проблема формирования у студентов практических навыков, а также • оснащенность образовательного процесса бакалавров в соответствии с современными требованиями. Медицинские ВУЗы в первую очередь направляют свои силы и средства на обеспечение современными инновационными образовательными технологиями (центры практических навыков, лаборатории, симуляционные технологии обучения и т.д.) процесса подготовки врачебного персонала. Для технологического обеспечения процесса обучения будущих специалистов сестринского дела, набор которых по количеству мест значительно меньше, обычно средства и целевые усилия ограничены. Обычно используют имеющиеся возможности клинических баз, где не всегда студенты могут полностью применить полученные теоретические знания на практике [3].

С 2011-2012учебного года на факультете ВСО занятия проводятся в соответствии с новым Госстандартом, утвержденным в 2011 году. Согласно которому на клинических дисциплинах занятия проводятся 50/50, т.е. 50% теоретическая часть, куда входят лекции и практические занятия и 50% клиническая. Основное внимание уделяется практическим навыкам по сестринскому процессу и уходу.

Для максимального приближения учебного процесса к будущим условиям деятельности медсестер с высшим образованием, обеспечения возможности освоения практических навыков и усиления межкафедральной интеграции в ТМА создан учебный центр подготовки медсестер ВСО, который оснащён необходимым количеством фантомов, муляжей, наглядных пособий,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

видеофильмов, видеоаппаратурой. В центре функционирует библиотека, которая оснащена необходимым количеством компьютеров и учебно-методической литературой, предназначенной для МСВО.

В Центре проводятся практические занятия по клиническим дисциплинам студентам 1, 2 и 3 курсов факультета ВСО, что обеспечивает последовательность и преемственность в освоении практических навыков. Для методического обеспечения учебного процесса и доклинической подготовки студента кафедрами, которые проводят в данном Центре практические занятия, разрабатываются наглядные пособия, видеофильмы, сценарии учебных игр, сформировываются алгоритмы развития ситуаций. Во время занятия студентами осваиваются практические навыки по той или иной теме до автоматизма и в конце занятия преподавателем проводится оценка уровня сформировавшихся умений и навыков. По видеоаппаратуре, имеющийся в учебной комнате, преподаватель со студентами могут наблюдать за техникой выполнения студентом практических навыков и делать соответствующие комментарии, а также дать оценку качеству и правильности его выполнения. Это дает возможность студентам увидеть допущенные ими недочеты в ходе выполнения • практических навыков, сделать соответствующие выводы, а преподавателю объективно оценить знания и умения студента.

Таким образом, проведение практического занятия в учебном центре повышает мотивацию студента к повышению теоретических и практических знаний по данному предмету, позволяет более объективно и точно оценивать знания студента за счет наблюдения за выполнением им практических навыков по шагам, исключает претензии студента к преподавателю по поводу выставленной оценки, создает основу для дифференциации знаний студентов. В тоже время необходимо помнить, что для успешного проведения практического занятия в учебном центре и формирования у студентов практических умений от преподавателей требуется особая подготовка в выборе методов, форм организации учебного процесса по требованию нового стандарта с использованием инновационных компьютерных технологий в виде создания учебно-тренировочных комплексов.

Литература:

1. Мухамедханова Ш.Т. Перспективы развития направления образования Высшее медсестринское дело // Сб.научн.статей научно-практ.конф. «Перспективы развития высшего медсестринского образования». Ташкент. - 2009. - С. 12-15.

2. Рустамова Х.Е., Мияссарова М.М. Повышение информационной культуры у студентов факультета «Высшее сестринское образование» // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - №1 (1). - С. 100-104.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Рустамова Х.Е. Технология подготовки студентов на факультете ВСО // Материалы учебно-научной конференции "Совершенствование методов оценки знаний и навыков студентов - основа системы подготовки медицинских кадров", Ташкент, ТМА, 2014, С. 160-162.

4. Указ Президента РУз «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения РУз» от 10.11.98 г. №2107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.