Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ВАРИАНТА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ" В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ВАРИАНТА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ" В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ДЖ. КЕЛЛИ / ПРОЦЕДУРА РЕПЕРТУАРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ / ПСИХОПСИХОДИАГНОСТИКА СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ МЕТОДИКИ / THE REPERTORY GRID TECHNIQUE OF J. KELLY / PROCEDURE OF REPERTORY TESTING / PSYCHODIAGNOSTICS OF CONSCIOUSNESS / SELF-CONSCIOUSNESS / COMPUTER PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алёшкин Николай Иванович

В статье приводится описание психодиагностического метода Дж. Келли - техники репертуарных решеток. Метод актуален для коррекционной психологии и педагогики как инструмент личностно-ориентированной диагностики сознания, самосознания и особенностей общения лиц с нарушением развития. рассматриваются процедура репертуарного тестирования и диагностические показатели репертуарных тестов. Обсуждается назначение и функциональные возможности компьютерной диагностической программой «Репертуарный тест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Алёшкин Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPUTER VERSION OF THE PSYCHODIAGNOSTIC PROGRAM "REPERTOIRE TEST" IN CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article describes the psychodiagnostic method of J. Kelly - the repertory grid technique. The method is actual for correctional psychology and pedagogy as a tool for personality-centered psychodiagnostics of consciousness, self-consciousness and communication peculiarities of people with disorders of mental development. We consider the procedure of repertory testing. Discussed in the value and functionality of the computer psychodiagnostic program «Repertory test».

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ВАРИАНТА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ" В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КОРОТКО О НОВЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.072.59

Н. и. Алёшкин

применение компьютерного варианта психодиагностической программы «репертуарный тест» в коррекционно-педагогической деятельности

Назначение репертуарного метода

Техника репертуарных решеток (ТРР) берет свое начало от теста ролевых конструктов Дж. Келли [1]. Репертуарные решетки, или репертуарные тесты, относятся к разряду неформализованных вербальных психодиагностических методик, использующих принцип субъективного шкалирования. Применительно к общению, с помощью Трр изучаются отношения личности в семье, в формальной и неформальной сфере общения, особенности самооценки и ценностные предпочтения, коммуникативная компетентность, творческие проявления, установок личности в отношении социальных явлений.

Коррекционные психологи и педагоги применяют репертуарные тесты для изучения интеллектуальных и личностных особенностей детей и взрослых с нарушениями в развитии. В первую очередь — это вербальный интеллект и речь, самооценка, Я-концепция и суждения в отношении окружающих

людей. Имеется опыт репертуарного тестирования при оказании психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в социальной адаптации.

Обследование репертуарными тестами целесообразно проводить с помощью персонального компьютера, который позволяет автоматизировать математико-ста-тистические процедуры изучения решеток с оценками дисперсионный, корреляционный, факторный анализ, трудновыполнимые «вручную».

Традиционная процедура репертуарного тестирования состоит из трех этапов [2, 3, 4]:

1. Выявление персонажей. Обследуемому в соответствии с перечнем методики предлагается назвать персонажи (или элементы по терминологии ТРР) из числа хорошо знакомых ему людей.

2. Выявление конструктов. Для персонажей обследуемому нужно сформулировать их наиболее примечательные качества. Для качеств

также устанавливаются их антонимы. Само качество и его антоним образуют конструкт. Конструкты, как и персонажи, не должны повторяться.

3. Оценивание персонажей по конструктам. Все персонажи оцениваются по всем конструктам в балльной шкале. В результате оценивания получается матрица с оценками размерностью «число персонажей * число конструктов».

Как отмечал Дж. Келли, техника репертуарных решеток — это не жесткий алгоритм и не набор раз и навсегда заданных репертуарных тестов, а психодиагностический метод. Поэтому психолог должен уметь разрабатывать конкретные репертуарные методики с учетом предмета диагностики и специфики обследуемого контингента. Различия между методиками проявляются в перечнях персонажей, способах выявления конструктов и ранговых шкалах, которые применяются при оценивании персонажей по конструктам.

Отдавая предпочтение той или иной репертуарной методике, рекомендуется принимать во внимание следующее обстоятельства, затрагивающие три этапа репертуарного обследования [5, 6].

Порядок выявления персонажей. Желательно, чтобы число персонажей не выходило за пределы 12—25. Если число персонажей становится меньше 12, тогда снижается обоснованность математико-статисти-

ческих процедур, применяемых к матрице с оценками. Превышение верхней границы указанного диапазона чрезмерно увеличивает время обследования и делает его очень трудоемким.

При изучении личности в общении персонажи должны затрагивать различные сферы общения (круг близких, неформальную и формальную сферу общения, компоненты Я-концепции, или «Я образы»). Например, перечень персонажей для взрослого обследуемого может быть такой: мать, отец, брат/сестра, жена/муж (близкие); друг, подруга, знакомый и знакомая, которые обследуемому не нравятся (неформальная сфера); руководитель и подчиненный, которых он ценит, руководитель и подчиненный, которых он не ценит (формальная сфера); «Я сейчас», «Я подросток», «Я в идеале» (Я-образы).

Хорошо, если персонажи количественно сбалансированы по модальности (число положительных персонажей примерно равно числу отрицательных), возрасту, а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого.

Методы и правила выявления конструктов. основные методы выявления конструктов включают в себя:

— метод свободной характеристики персонажа. Если испытуемый не настроился на внимательную работу с конструктами, он склонен называть первые при-

шедшие в голову ассоциации, а не существенные различия между людьми. Дж. Келли полагает, что уменьшить поверхность суждений обследуемого можно, если попросить его сравнивать персонажи между собой;

— метод парного сравнения персонажей и сравнения персонажа с двумя другими. Эти способы похожи друг на друга, но последний считается психометрически более обоснованным — он учитывает как обобщающие суждения человека о других людях (испытуемый находит общее у двух персонажей), так дифференцирующие суждения (испытуемый сравнивает персонаж с двумя другими).

Если конструкты выявляются через сравнение, существенно, чтобы персонажи, которые задействованы при сравнении, были подобраны правильно. Важным является сходство персонажей по возрасту, модальности (т. е. они должны или нравится обследуемому, или не нравится, ценится им, или не ценится), а также по степени авторитетности, или референт-ности, для обследуемого. Тогда обследуемый начинает сосредотачиваться не на поверхностных (например, «старше по возрасту» или «младше по возрасту»), а на более глубинных чертах личности. Так, в репертуарной методике «Учащийся» при выявлении конструкта в отношении матери она сравнивается с отцом и преподавателем, которого подросток ценит.

принимая во внимание достоинства метода сравнения при выявлении конструктов, его не всегда удобно использовать в отношении детей. Действительно, сравнение персонажа с другим или двумя другими требует достаточно развитого рефлексивного мышления. Ребенка лучше попросить просто рассказать о персонаже, т. е. применить метод свободной характеристики.

В репертуарных методиках при использовании конструктов иногда применяется следующий прием. Одна часть конструктов выявляется (выявляемые конструкты) в процессе обследования, а другая часть конструктов задается (задаваемые конструкты) еще до обследования, на этапе составления методики. В этом случае возникают дополнительные возможности для изучения сознания и самосознания обследуемого. Заданные конструкты можно изучить статистическими методами на представительной выборке, подготовить нормативы по тесту и использовать стандартные шкалы при оценке конструктов.

Выявление конструктов — это наиболее трудный этап репертуарного тестирования. Обследуемо -му бывает очень непросто самому сформулировать конструкт, выразить словами наиболее примечательное качество другого человека или самого себя. Бывает, что обследуемый называет сразу несколько

конструктов, и не знает на каком из них остановиться. Тогда обследуемый нуждается в пояснениях и помощи со стороны психолога, который при этом руководствуется следующими соображениями:

а) конструкт должен быть назван самим обследуемым. Ему можно помочь, но навязывать свои конструкты психолог не должен. Помогая обследуемому, психолог оживляет его ассоциации, снижает настороженность, уточняет смысл психодиагностических процедур. Важно, чтобы он понял — от него не требуют логически совершенных, научно безукоризненных конструктов. Главное — чтобы это были его собственные конструкты;

б) психолог записывает наиболее органичный конструкт, а не первый названный. Правильно выявленный конструкт отражает индивидуальные личностные смыслы испытуемого — он в конструкте узнаваем, органичен, как бы «живет в нем». не следует торопиться записывать конструкт, который выражен общими словами, например, «глупый — умный», так как данное словосочетание разными людьми трактуется по-разному, и важно понять как раз эту индивидуальную трактовку;

в) предпочтителен конструкт, который обследуемый формулирует образно и наглядно. Например, одна девушка думает, что ее молодой человек «грустный, как "Иа-Иа"», но стесняется такой формулировки,

считая ее несерьезной, хотя данное качество, по мнению девушки, является положительным. Наоборот, данный конструкт является очень удачным — в нем обследумая точно выразила характер молодого человека и свое отношение к нему.

Оценивание персонажей по конструктам. Для оценивания персонажей по конструктам чаще используются семи- и пятибалльные шкалы, а также шкала Дембо-Ру-бинштейн. Семибалльная шкала является достаточно градуированной. В повседневной жизни человек редко оценивает других с помощью большего числа градаций. Конечно, оценивание возможно и в стобалльной шкале, что вряд ли приведет к большей точности измерений. Если два персонажа по некоторому качеству получили бы 90 и 95 баллов, за различиями в 5 баллов вряд ли стоит психологически значимое различие.

При обследовании детей вполне приемлемы шкалы с меньшим числом градаций, например, трехбалльная или номинальная.

Психодиагностические показатели. Интерпретация тест-результатов по репертуарному тесту основана на качественных и количественных диагностических показателях

[7-11].

Качественные показатели основаны на экспертных умозаключениях психолога. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений лич-

ности в отношении других людей. В суждениях о других людях проявляются конфликтные области общения обследуемого, в компонентах «Я образа» — удовлетворенность собой и ориентиры для саморазвития.

Количественные показатели репертуарной решетки выявляются методами дисперсионного, корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные ма-тематико-статистические методы позволяют оценить психологические портреты персонажей, структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно противоречивость / сбалансированность, ригидность / пластичность, аморфность / структурированность.

Исследователи также различают две группы показателей: показатели когнитивной дифференциро-ванности и показатели когнитивной интеграции [12]. Первая группа включает: интенсивность (определяется по сумме коэффициентов корреляции в решетке, Дж. Келли, Б. Баннистер), когнитивная сложность (характеристика развитости конструктов, которая чаще определяется экспертным способом, Дж. Биери, Дж. Бонарус), согласованность (основывается на коэффициентах корреляции при рете-стировании, Т. Хонес) и др. Второй группе принадлежат: экстремальность оценок (характеризуется процентом экстремальных оценок

решетки, П. Салмон), артикули-рованность (учитывает наличие связующих конструктов между факторами или кластерами по конструктам, Ф. Маклуф-Норрис, Х. Джоунс), сбалансированность (характеристика психологической согласованности конструктов, которая чаще определяется экспертным способом, А. Кжелдсен) и др.

функциональные возможности и порядок работы с программой

Компьютерная психодиагностическая программа «Репертуарный тест» разработана для проведения психологических обследований по методикам, реализующим принцип субъективного шкалирования. К данной категории методик относятся репертуарные тесты, основанные на психодиагностическом подходе дж. Келли, а также другие методики, например, семантический дифференциал Ч. Осгуда, полярные профили.

Функциональные возможности программы «Репертуарный тест» предусматривают:

а) две формы ввода тест-данных в компьютер (в «диалоге» обследуемого с компьютером и из предварительно заполненных протоколов);

б) наглядные текстовые и графические средства представления тест-результатов и справочную систему.

в) хранение регистрационных сведений обследуемых и психодиагностической информации в базе данных в «mdb-формате» (MS Access);

г) программа может пополняться новыми репертуарными методиками самим пользователем без участия программиста.

Программа позволяет изучать индивидуальные особенности сознания и самосознания человека:

1) качества, или конструкты, посредством которых человек воспринимает окружающую действительность, других людей и самого себя;

2) благополучие семейных взаимоотношений человека, формального и неформального общения, а также благополучие Я-концекции;

3) психологические портреты, которые сложились в сознании обследуемого в отношении окружающих людей и явлений.

В стандартной комплектации программа включает в себя методики:

- тест ролевых конструктов Дж. Келли;

— методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда (адаптация);

— методика «Специалист»;

— методика «Студент».

Пользователь может самостоятельно пополнять программу новыми репертуарными методиками, если они удовлетворяют следующим требованиям:

— стимульный материал (элементы и конструкты в терминологии Дж. Келли) представлены в текстовом виде;

— конструкты выявляются методом свободной характеристики, через сравнение персонажа (элемента) с другим или двумя другими;

— конструкты могут быть выявляемыми или заданными;

— максимальное число персонажей, выявляемых конструктов и заданных конструктов до 30.

Рис. 1. Оценивание персонажей по конструктам

Рис. 2. Ввод/редактирование тест-результатов

Основными функциональными модулями программы являются:

— «диагностика»,

— «методика».

Модуль «Диагностика»

«Диагностика» по репертуарной методике проводится или в режиме диалога обследуемого с компьютером («Диагностика---> Тестирование»), или на основе обработки тест-данных из бланка, заполненного методом «карандаша и бумаги» («Диагностика--->Тест-результаты»).

«Тестирование» включает в себя определение персонажей, конструктов и оценивание персона-

жей по конструктам. Делается это с помощью трех закладок окна «Тестирование» (рис. 1).

«Тест-результаты» позволяют ввести тест-данные из бланка и выполнить последующую обработку, которая предусматривает такие же вычислительные процедуры, что и при «Тестировании».

Психологический профиль, или профиль, обследуемого по репертуарной методике («Диагностика--- > Тест-результаты— >Профиль») включает в себя компоненты (подробнее рассмотрены ниже):

1) перечень персонажей и конструктов;

2) психологические портреты персонажей;

3) сходные/различные персонажи;

4) сходные конструкты;

6) факторы по конструктам;

7) ранги персонажей по конструкт-факторам.

перечисленные пункты приведены отдельно для выявляемых («ВК») и задаваемых («ЗК») конструктов (рис. 2).

Перечень персонажей и конструктов содержит:

— персонажи, названные обследуемым, и их краткие названия по методике;

— конструкты (левый и правый полюс), названные обследуемым при характеристике персонажей. Звездочкой отмечены те полюса конструктов, которые, по мнению обследуемого, свойственны персонажам;

— конструкты (левый и правый полюс), заданные самой методикой, если такие конструкты методикой предусмотрены.

Психологические портреты персонажей.

Для каждого персонажа указаны символы:

(+), или положительный портрет, если высокие оценки встречают чаще низких;

(—), или отрицательный портрет, если низкие оценки встречаются чаще высоких;

(=), или нейтральный портрет, если высокие и низкие оценки встречаются одинаково часто.

Дополнительно к этому, для каждого персонажа указаны правые (положительные) полюса тех конструктов, по которым поставлена высокая оценка, и левые (отрицательные) полюса тех конструктов, по которым поставлена низкая оценка.

Сходные /различные персонажи.

Пары персонажей с положительными коэффициентами корреляции > 0.65 приводятся со знаком равенства «=». Пары персонажей с отрицательными коэффициентами корреляции < —0.65 приводятся со знаком неравенства «#». Значения коэффициентов корреляции приведены в скобках.

Сходные конструкты.

Пары конструктов с положительными коэффициентами корреляции > 0.65 приводятся со знаком равенства «=». Пары конструктов с отрицательными коэффициентами корреляции < —0.65 указываются таким образом, что для первого конструкта приводится правый полюс, а для второго левый и соединяются они также знаком равенства «=». Значения коэффициентов корреляции приведены в скобках.

Факторы по конструктам выявляются по методу главных компонент, всего выявляются два фактора. Если конструкт входит в фактор с положительным весом, тогда для него указывается правый полюс, если с отрицательным — левый. Веса конструктов записываются в

скобках, они изменяются от —1.0 до 1.0. Для удобства восприятия выводятся только те конструкты, которые определяют содержание фактора (их веса по модулю >—0.25). Факторы приведены как в виде диаграмм (первый фактор зеленого цвета, второй фактор синего), так и в текстовой форме (рис. 3).

Ранги персонажей по конструкт-факторам определяются следующие образом. Для каждого конструкта фактора с весовым коэффициентом по модулю > 0.25 весовой коэффициент умножается на оценку персонажа по этому конструкту. Все произведения суммируются. Суммы, рассчитанные для каждого персонажа, ранжируются по возрастанию. Затем опре-

деляется средний ранг. средний ранг вычитается из всех рангов, в результате чего ранги, которые были больше среднего, становятся положительными; а ранги, которые были меньше среднего, — отрицательными. Аналогичная процедура выполняется и для второго фактора.

На основании протокола можно определить несколько обобщенных количественных индексов и показателей, разработанных для репертуарных методик. Однако, в программе «Репертуарный тест» большинство известных индексов не рассчитываются, потому что для их вычисления требуется специализированная нормативная база данных по конструктам. Она долж-

Пгречмь оерсоижей и костр^тав 2 Г^жопопиесюч прртре™ лероомлжей - Скацгыа персонажи * Слпдные констр;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б. Фветоры ГП консф)*™* 6. Рати Лйвбнажей г» тжстеукг-чькторип

0.4-

0 2-

0-

-0.2-

I

III

■0,4-

I

■ Щ Щ ^

1 - 2 3

- 4

* 5 6

ж 7

3 9 *10 и =12 «3

14

15

12 3 4 5

Конструкты 1 фактора: [|

Информативность - 46.2Я

домашняя {, 3) щедрая (,3)

не хочет делать карьеру (,3) научно« мировоззрение С.2)

скромно живет по закону С1З) бел комплексов (,3)

деловой (,2) обаятельная С,4) нехвастливый £,3) удовлетворен жизнью активный С.2)

воспринимает литературу и искусство С,2)

8 I 10 11 12 Конструкты 2 фактора: [ ¥2

Информативность = 3217% 1 трудно общаться С»3) - 2 домашняя С,4)

3

• 4 не хочет делать карьеру (+3)

* 5 ненаучное мировоззрение (т3) 6 некайфовая (,3)

ж 7 скромно живет по закону С,4) 8

9 немногого добилась по работе ( #10 неделовой

11

=12 нехвастливый (Р2)

£13 не удовлетворен жизнью С,3)

14

15

Рис. 3. Факторы по конструктам

на быть однородной по возрастным, демографическим, профессиональным признаком обследуемых. Конечно, если психолог имеет дело с довольно однородной категорией обследуемых и накапливает свою специализированную базу данных по конструктам, тогда появляется возможность рассчитывать дополнительные количественные показатели по конструктам и персонажам. Модуль «Методика» Данный пункт основного меню предназначен для:

— пополнения перечня репертуарных методик программы («Методика--->Создать методику»),

— удаления репертуарной методики из перечня методик программы («Методика--->Удалить методику»),

— редактирования репертуарных методик программы.

Описание методики включает в себя следующие пункты:

1. Инструкция для обследуемого: Компьютерная психодиагностическая программа «Репертуарный тест» предназначена для изучения сознания и самосознания личности: отношений к окружающим и самому себе, особенностей формального и неформального общения, взаимоотношений с близ-

Ин стру мента ри й

и Создать методику Удалить методику

Список методик

==] Взрослый Студент Учащийся

Описание методики

Инструкция для обследуемого

Название методики: Взрослый Метод выявления конструктов: о свободная характеристика ■ сравнение персонажа с другим сравнение персонажа с двумя другими

Персонажи | Выявляемые конструкты | Заданные конструкты |

Число персонажей: 15 Персонажи выявляются

Название персонажа: Отец Краткое название персонажа: отец

Персонаж: :1 |Ф||

Рис. 4. Описание репертуарной методики

кими людьми, ценностных предпочтений (рис. 4).

При выполнении методики будьте внимательны. Не старайтесь «улучшить» или «ухудшить» свои ответы — это может привести к недостоверным результатам. Выполняйте методику в удобном для вас темпе, не торопитесь.

пожалуйста, высказывайте свое мнение откровенно. Результаты обследования не будут известны никому, кроме психолога. Психолог гарантирует, что они не будут использованы против Ваших интересов. вы имеете полное право ознакомиться со своими результатами по репертуарной методике.

Методика выполняется в следующей последовательности: сначала определяется перечень персонажей, затем формулируются конструкты, после этого персонажи оцениваются по конструктам.

Приведенная инструкция рассчитана на общий случай. При использовании конкретного репертуарного теста инструкцию бывает нужно модифицировать с учетом специфики проводимого обследования.

2. Название методики. Желательно, чтобы из названия репертуарной методики понятен предмет изучения и ее автор.

3. Метод выявления конструктов:

— свободная характеристика;

— сравнение персонажа с другим;

— сравнение персонажа с двумя другими.

4. Персонажи:

— персонажи выявляются (да / нет). Если данный пункт отмечен, обследуемому предлагается указать для каждого названия персонажа конкретного человека (например, «Брат / Сестра» — «Маша»);

— число персонажей (не больше 30);

— название персонажа (максимальная длина — 50 символов, используется в «Тестировании»);

— краткое название персонажа (максимальная длина — 20 символов, используются в «Профиле» с тест-результатами).

4. Выявляемые конструкты:

— конструкты выявляются (да / нет). Если данный пункт отключен (число выявляемых конструктов равно 0), выявляемые конструкты в обследовании не используются;

— число выявляемых конструктов (максимум 30). Если выявляемые конструкты уже были введены, а потом их число было уменьшено или приравнено к нулю, в базе они сохранятся;

— персонаж. Для каждого выявляемого конструкта следует указать номер персонажа, в отношении которого он формулируется. Кроме того, если используется метод «сравнение персонажа с другим», нужно указать номер персонажа для сравнения, а если используется метод «сравнение персонажа с двумя другими» — указать номера двух персонажей для сравнения.

5. Заданные конструкты:

— конструкты задаются (да / нет). Если данный пункт отклю-

чен (число заданных конструктов равно 0), заданные конструкты в обследовании не используются;

— число заданных конструктов (максимум 30). Если число заданных конструктов приравнять к нулю, заданные конструкты при обследовании предъявляться не будут. Если заданные конструкты уже были введены, а потом их число было уменьшено или приравнено к нулю, в базе данных они сохранятся;

— левый полюс заданного конструкта.

— правый полюс заданного конструкта.

Репертуарная методика, у которой число выявляемых конструктов равно 0, является семантическим дифференциалом, в котором используются только заданными конструктами. Репертуарная методика, у которой число заданных конструктов равно 0, является классическим репертуарным тестом.

список литературы

1. Келли Дж. Психология личности: теория личных конструктов. Пе-рев. с англ. СПб., 2000.

2. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М., 2006.

3. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. 2-е изд. М., 2005.

4. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.

5. Бодалев А. А., Столин В. В. Указ. соч.

6. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. Перев. с англ. М., 1987.

7. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в

экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984 — № 3. С. 151-157.

8. Adams-Webber J. R. Personal construct theory: concepts and applications. Chichester, 1979.

9. Bell R. C. GRIDSTAT: A program for analysing the data of a repertory grid. (Computer software). Melbourne, 1998.

10. Leach C., Freshwater K., Aldridge J., Sunderland J. // Analysis of repertory grids in clinical practice. British Journal of Clinical Psychology. 2001. 40. с. 225-248.

11. Neimeyer R. A., Neimeyer G. J. (Eds.) Advances in Personal Construct Psychology. — New York, 2002.

12. Франселла Ф., Баннистер Д. Указ. соч.

REFERENCES

1. Kelly J. Personality Psychology: 2. Bodalev A. A, Stolin V. V General Theory of personal constructs. SPb. 2000. psychodiagnostics. M., 2006.

3. Petrenko V. F. Psychosemantics of consciousness. 2-nd edition M., 2005.

4. Shmelev A. G. Introduction to experimental psychosemantics. Theoretical and methodological base and psychodiagnostic possibilities. M., 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Bodalev A. A, Stolin V. V Index of compositions.

6. Fransella F. Bannister D. A new method for the study of personality: A guide to the personal repertoire methods. Perevi. from English. M., 1987.

7. Pokhil>ko V. I., Fedotova E. O. repertory grid technique in experimental psychology of personality // Voprosy psy-hologii. 1984. № 3. P. 151-157.

8. Adams-Webber J. R. Personal construct theory: concepts and applications. Chichester, 1979.

9. Bell R. C. GRIDSTAT: A program for analysing the data of a repertory grid. (Computer software). Melbourne, 1998.

10. Leach C., Freshwater K., Aldridge J., Sunderland J. // Analysis of repertory grids in clinical practice. British Journal of Clinical Psychology. 2001. 40. C. 225-248.

11. Neimeyer R. A., Neimeyer G. J. (Eds.) Advances in Personal Construct Psychology. — New York, 2002.

12. Fransella F. Bannister D. Указ. соч. Index of compositions.

Поступила 01.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.