Научная статья на тему 'Применение карт-схем восприятия для сравнительного позиционирования образовательных организаций'

Применение карт-схем восприятия для сравнительного позиционирования образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / КАРТА-СХЕМА ВОСПРИЯТИЯ / ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COMPETITION IN THE REGIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / POSITIONING / POSITIONING MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Жадько Евгения Александровна

Рассмотрено позиционирование организаций среднего образования на рынке образовательных услуг. Проведен анализ подходов к понятию позиционирования и применен метод карт-схем восприятия. По итогам маркетингового исследования представлены позиции колледжей (техникумов) - конкурентов на образовательном рынке Екатеринбурга. Предложены рекомендации по формированию эффективной концепции позиционирования для Уральского государственного колледжа им. И. И. Ползунова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Жадько Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Positioning Maps in Comparative Positioning of Educational Organizations

The article explores the issues of positioning of the organizations of secondary education in educational services market. The authors examine the approaches to the concept “positioning” and apply the method of positioning maps. As a result of the undertaken marketing research the paper presents the positions of colleges (secondary technical education organizations) competing in Yekaterinburg’s educational market. The authors formulate recommendations on how to form an effective positioning concept for Ural State College named after Ivan I. Polzunov.

Текст научной работы на тему «Применение карт-схем восприятия для сравнительного позиционирования образовательных организаций»

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-86 e-mail: lakapustina@bk.ru

КАПУСТИНА Лариса Михайловна

ЖАДЬКО Евгения Александровна

Старший преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (908) 914-26-35 e-mail: sylva@list.ru

Применение карт-схем восприятия для сравнительного позиционирования образовательных организаций

Ключевые слова: организации среднего профессионального образования; конкуренция на региональном рынке образовательных услуг; позиционирование; карта-схема восприятия.

Рассмотрено позиционирование организаций среднего образования на рынке образовательных услуг. Проведен анализ подходов к понятию позиционирования и применен метод карт-схем восприятия. По итогам маркетингового исследования представлены позиции колледжей (техникумов) - конкурентов на образовательном рынке Екатеринбурга. Предложены рекомендации по формированию эффективной концепции позиционирования для Уральского государственного колледжа им. И. И. Ползунова.

Стремление колледжей и техникумов предложить абитуриентам широкий выбор специальностей, проводить эффективную профориентационную работу обусловлено серьезной конкуренцией между образовательными организациями в условиях современного демографического спада. Поэтому большинство учреждений среднего профессионального образования уделяют повышенное внимание маркетинговому продвижению своих образовательных программ и вынуждены определять рыночную позицию, отличающую их от конкурентов.

Для привлечения абитуриентов колледжи и техникумы применяют разнообразные инструменты маркетинговой и рекламной деятельности, опираясь на выработанные 2 концепции позиционирования на рынке образовательных услуг. Именно позиционирование служит базой для выделения прямых конкурентов, а также для представления ^ себя в более выгодном свете по сравнению с организациями высшего образования. §

Изучая особенности позиционирования на образовательном рынке, авторы установили, что большая часть научных работ посвящена вопросам позиционирования . вуза (Л. В. Даниленко, Е. Н. Карпушко и др.) или позиционирования образовательно- ^ го учреждения (И. В. Зимина, Е. П. Голубков и др.). Вопросы позиционирования орга- § низаций среднего профессионального образования практически не рассматриваются ^ в фундаментальных научных трудах, а редкие работы, посвященные данной проблеме, § носят в основном прикладной характер. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, ©

6 (50) 2013

что проблеме позиционирования колледжей и техникумов на образовательном рынке уделяется недостаточное внимание, что, на наш взгляд, не совсем верно.

Существует множество определений понятия «позиционирование»: одни имеют существенную теоретическую основу, другие отличаются прикладным характером и формулируются представителями бизнеса. В своем исследовании, посвященном позиционированию, Джек Траут и Эл Райс дали следующее определение: позиционирование - это «операция на сознании потенциальных покупателей... Ваше самодифференцирование в сознании клиента» [1. С. 41]. Грахам Дж. Хулей рассматривает позиционирование как «процесс поиска такой рыночной позиции для компании, продукта или услуги, которая будет выгодно отличать ее (его) от положения конкурентов» [2. С. 1]. В. И. Беляев под позиционированием понимает «процедуру определения места (товара, предприятия) в структуре потребительских предпочтений и сопоставления с конкурентами» [3. С. 164]. Значит, в позиционировании главное - отличие от конкурентов; объектом позиционирования может быть как товар или услуга, так и организация, а местом для позиционирования выступает сознание потребителя.

Представляется наиболее сложным определение позиции организации, занимаемой в сознании потребителей. Для этого нужно использовать методы, позволяющие выявить позицию предприятия и его конкурентов у самих потребителей в максимально простой и доступной для них форме, а также наглядно отображающие позиции конкурентов. Отмеченным условиям отвечает метод построения карт позиционирования (карт-схем восприятия).

Построение карты позиционирования предполагает выбор основных конкурирующих товаров (марок, предприятий) и их оценку потребителями по наиболее важным характеристикам. Полученные данные распределяются по системе координат, что позволяет предприятию определить его позиции относительно конкурентов (установить самых близких из них в сознании потребителей), а также вычленить свободные зоны для дальнейшего возможного позиционирования. Данный метод предполагает выявление того, как оценивают целевые потребители основные атрибуты товара, марки или предприятия в сравнении с конкурентами, а также определяет отношение к основным конкурентным преимуществам, заявленным организацией. Достоинством метода является то, что он позволяет составить наглядное представление о «расположении» конкретного предприятия относительно конкурентов в сознании потребителей по основным, наиболее ценным для них параметрам. Кроме того, построение карты-схемы позволяет предприятию выбрать направление стратегических действий в процессе формирования (изменения) собственной позиции, а также выявления «идеальной» для потребителей позиции. Таким образом, карта восприятия «может стать эффективным инструментом стратегического маркетингового планирования» [4].

Наряду с очевидными достоинствами, некоторые авторы пишут о недостатках метода построения карт позиционирования. Так, Е. Д. Вайсман и И. А. Соловьева отмечают, что «зачастую карта строится на основе оценок, полученных от аналитиков (экспертов), а не целевых потребителей, что искажает, а нередко даже сводит к нулю все старания предприятия; позиции анализируемых товаров или брендов представляются условно, а не в конкретной системе координат; отсутствуют инструменты для дальнейшего анализа полученной информации» [5. С. 42].

На наш взгляд, первый указанный недостаток устраняется, если проводить опрос среди существующих (потенциальных) потребителей. Остальные недостатки можно нивелировать, если использовать при построении карт позиционирования специальные компьютерные программы (Excel, SPSS) и реальные оценки, полученные в ходе опроса покупателей. Признавая данный метод наиболее верным с точки зрения теории позиционирования, авторы статьи для исследования позиционирования образовательных организаций на рынке Свердловской области применили именно его.

С целью определения текущей позиции колледжа им. И. И. Ползунова и формирования для него концепции позиционирования авторами было проведено исследование позиционирования организаций среднего профессионального образования Екатеринбурга методом построения карт позиционирования. Для этого сформирована выборка из 110 чел., которую составили выпускники школ 9 и 11-х классов.

Для определения перечня характеристик, на основе которых будут формироваться позиции выбранных образовательных учреждений, респондентам задавался вопрос «Что для вас является главным при выборе колледжа (техникума) при поступлении?». В результате анализа ответов респондентов был определен перечень из семи основных характеристик, значимых для потребителя:

1) престиж образовательного учреждения;

2) качество образования;

3) разнообразие специальностей;

4) цена или стоимость обучения;

5) место расположения;

6) время существования на рынке;

7) востребованность выпускников.

Затем респондентам было предложено проранжировать указанные характеристики по степени значимости при выборе образовательной организации. Наиболее значимыми оказались две характеристики: «престиж образовательного учреждения» (средний ранг - 2,5) и «качество обучения» (средний ранг - 2,7).

Следующий этап построения карты позиционирования - отбор основных конкурентов колледжа по числу совпадающих специальностей и направлений подготовки. В итоге общий список конкурентов составили восемь учреждений СПО Екатеринбурга:

1) Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова (УГК им. И. И. Пол-зунова);

2) Уральский политехнический колледж;

3 Екатеринбургский колледж транспортного строительства (ЕКТС);

4) Екатеринбургский экономико-технологический колледж (ЕЭТК);

5) Уральский экономический колледж;

6) колледж Уральского государственного горного университета (колледж УГГУ);

7) колледж Уральского государственного экономического университета (колледж УрГЭУ);

8) Уральский радиотехнический колледж им. А. С. Попова.

Выпускникам школ было предложено оценить представленных конкурентов по выбранным характеристикам. Оценка проводилась по 5-балльной шкале, поскольку она более понятна респондентам. По результатам опроса построена двумерная карта позиционирования, на которой отмечены позиции конкурентов по наиболее значимым параметрам: «качество обучения в образовательном учреждении» и «престиж образовательного учреждения». Диаметр кружка на карте пропорционален числу студентов, обучающихся в образовательной организации (см. рисунок).

Представленная карта демонстрирует схожее восприятие позиций конкурентов в сознании потенциальных потребителей. Наиболее близкими конкурентами в их сознании по показателю «качество - престиж» являются: УГК им. И. И. Ползунова, ЕКТС, колледж УГГУ. Наиболее высокую оценку престижа (4,5) получили два колледжа - колледж УГГУ и ЕКТС. Несколько уступает УГК им. И. И. Ползунова с оценкой 4,25: качество обучения в колледже респонденты оценили выше - 4,5, у конкурентов -4,2 балла. Высокие оценки престижа колледжа УГГУ, вероятно, связаны с тем, что он имеет более привилегированное положение, так как является не организацией среднего образования, а факультетом среднего профессионального образования в структуре университета, что меняет его статус в сознании потенциальных потребителей. Высокая

оценка престижа обучения в ЕКТС, возможно, является следствием активной рекламной кампании и распространения положительных отзывов среди потенциальных потребителей. Таким образом, по анализируемым характеристикам УГК им. И. И. Ползу-нова занимает позицию в сознании потенциальных потребителей, обозначенную как «Один из престижных колледжей с самым высоким качеством обучения».

1 4

чо о о и

а

(и «

£ 3

1 2 3 4 5 Престиж организации (статус)

УГК им. И. И. Ползунова © ЕЭТК

(3 Политехнический колледж

Экономический колледж Ц Колледж УрГЭУ # Колледж УГГУ ф Радиотехнический колледж О ЕКТС

Карта позиционирования колледжей и техникумов -основных конкурентов на рынке Екатеринбурга

Чтобы определить, насколько соответствуют позиции, заявленные колледжами, позициям, заявленным в ходе опроса, было проведено сопоставление полученных результатов с тем, что заявляет о себе каждый колледж на официальном сайте. Так, колледж УГГУ выступает в формате факультета среднего образования УГГУ, поэтому всё, что заявляется как преимущества университета, служит конкурентными преимуществами данного колледжа. Имеются в виду высокое качество обучения, подтвержденное победами в конкурсах, и престиж обучения в образовательной организации; всего - десять сильных сторон.

ЕКТС в качестве основных отличительных черт указывает такие показатели, как «высокий уровень подготовки специалистов» и «профессионализм преподавателей». Причем первый показатель вполне можно рассматривать как высокий уровень качества обучения. Престижность обучения в колледже не рассматривается как основная отличительная характеристика.

Уральский государственный колледж им. И. И. Ползунова акцентирует внимание на своей истории, известных выпускниках и социальных партнерах, что, в числе прочего, позволяет добиваться высокого уровня подготовки выпускников, стабильности и надежности учебного процесса. Поэтому позиция, которую занимает данный колледж в сознании потенциальных потребителей, в целом может быть охарактеризована следующим образом: это колледж с давней историей, разнообразными специальностями, предоставляющий качественное обучение, выпускники которого востребованы на рынке труда. Сопоставление полученных данных с позицией, которую транслирует колледж в своих рекламных сообщениях, позволило сделать заключение: основной лозунг - «Достойное образование!»; акцент делается на многопрофильности колледжа, большом количестве специальностей по различным направлениям, длительной истории с сохранением лучших традиций обучения, востребованности выпускников, прак-тико-ориентированном образовании.

Результаты исследования таковы:

• существует критерий, наиболее значимый для потенциальных потребителей -престиж образовательной организации;

• при формировании позиции УГК им. И. И. Ползунова не акцентируется внимание на престиже обучения в данной организации;

• УГК им. И. И. Ползунова в сознании потенциальных потребителей уступает своим основным конкурентам по критерию «престиж».

Итак, проведя анализ преимуществ колледжа, указываемых в его рекламных сообщениях, можно отметить, что уникальность позиции, которая отличала бы его от конкурентов, сводится к славной истории образовательной организации. Поскольку акцент на отличительных характеристиках является основным принципом позиционирования в маркетинге, то целесообразно, на наш взгляд, сократить число преимуществ, транслируемых целевой аудитории и акцентировать внимание на уникальных и наиболее значимых параметрах образовательной организации для выпускников школ. При этом выбранная позиция должна подкрепляться всеми средствами маркетинговых коммуникаций в течение длительного периода с учетом принципов последовательности и постоянства.

Источники

1. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: битва за умы : пер. с англ. СПб. : Питер, 2009.

2. Хулей Г. Дж. Позиционирование // Маркетинг. Бизнес-класс: энциклопедия / под ред. М. Бейкера ; пер. с англ. под ред. Л. Волковой, С. Божук, Т. Масловой и др. СПб. : Питер, 2002.

3. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник. 3-е изд., стер. М. : КноРус, 2009.

4. Нифаева О. В. Практические аспекты позиционирования товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 6.

5. Вайсман Е. Д., Соловьева И. А. Карты позиционирования в стратегии развития фирмы // Маркетинг. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.