Научная статья на тему 'Продвижение колледжа на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования'

Продвижение колледжа на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3983
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПРОДВИЖЕНИЯ / КОЛЛЕДЖ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова И.Ю.

В работе рассмотрено продвижение колледжа на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования на примере Ростовского торгово-экономического колледжа. Разработан план программы продвижения, выделены миссия и цели колледжа, определены целевые группы, выделены основные направления в работе с социальными партнерами, обоснована необходимость проведения рекламной кампании посредством СМИ, представлен план мероприятий по реализации программы продвижения, определены сроки проведения запланированных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продвижение колледжа на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования»

Экономические науки

УДК: 37

Гребенникова И. Ю.

Студентка,

Южный федеральный университет

ПРОДВИЖЕНИЕ КОЛЛЕДЖА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе рассмотрено продвижение колледжа на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования на примере Ростовского торгово-экономического колледжа. Разработан план программы продвижения, выделены миссия и цели колледжа, определены целевые группы, выделены основные направления в работе с социальными партнерами, обоснована необходимость проведения рекламной кампании посредством СМИ, представлен план мероприятий по реализации программы продвижения, определены сроки проведения запланированных мероприятий.

Ключевые слова: программа продвижения, колледж, среднее профессиональное образование, рынок образовательных услуг.

Развитие рынка образовательных услуг делает все более актуальной проблему разработки программы продвижения учебного заведения. Это связано с тем, что одной из важнейших реалий развития современного образования является рост числа негосударственных учебных заведений и как альтернатива этому — увеличение доли коммерческого приема студентов в государственные вузы.

Все это вызывает обострение конкурентной борьбы, диктует необходимость поиска новых путей повышения привлекательности собственных предложений на рынке образовательных услуг. Важно не только научиться находить и привлекать новых потребителей, но и адаптировать свои усилия к действиям конкурентов. Помимо этого, необходимость использования маркетингового подхода в области предложения образовательных услуг вызвана тем, что государственный бюджет не может в полном объеме финансировать все затраты вузов (в том числе приобретение современного оборудования, вычислительной техники), предоставить достойную оплату труда высококвалифицированных кадров, оплачивать коммунальные услуги по все возрастающим тарифам и т. п.[1].

Разработкой программы продвижения Ростовского торгово-экономического колледжа занимается отдел маркетинга, созданный в соответствии с требованиями современного рынка образовательных услуг, а также для наиболее полного удовлетворения потребностей общества, коммерческих организаций и частных лиц в образовательных услугах. Общий план разработки программы продвижения колледжа представлен на рисунке 1.

Миссия Ростовского торгово-экономического колледжа состоит в построении образовательного процесса на принципах опережающего образования, определении в качестве главного результата достижения социальной и профессиональной компетентности выпускника, адекватной современным требованиям общества и экономики.

Цели Ростовского торгово-экономического колледжа включают в себя:

-оперативное реагирование на потребности общества и государства, региона в специалистах среднего звена;

-обеспечение высокого качества образования;

-разработка и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров;

-развитие новых образовательных форм и технологий;

-развитие научного творчества студентов.

1 | Анализ рынка СПО И

__

| Определение целей и стратегии развития колледжа И

■; 1

1 --- и

_\/_

1 Разработка мероприятий по продвижению колледжа И

;

1 Определение сроков выполнения плана продвижения |

■у

Разработка бюджета программы продвижения 1

! 1. Ч/

1 Реализация программы продвижения |

Рисунок 1. — План программы продвижения РТЭК

Для достижения целей колледжа необходимо решить следующие задачи:

1) модернизация образовательного процесса, включающая создание современной системы управления и контроля качества образования, совершенствование содержания и технологий образования;

2) модернизация научно-исследовательской деятельности, предусматривающая активизацию научно-исследовательской деятельности путем консолидации усилий преподавателей в развитии интеллектуально -творческого потенциала личности студентов;

3) укрепление кадрового потенциала, контингента обучающихся и сообщества выпускников филиала, предполагающее обновление кадрового состава, стимулирование эффективной профессиональной деятельности педагогического персонала, создание системы работы с талантливой молодежью и выпускниками филиала, оптимизацию профессионально- квалификационной подготовки кадров;

4) модернизация инфраструктуры, направленная на обеспечение условий для продуктивной и творческой работы персонала, улучшение материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, совершенствование внутренней информационной системы управления филиалом;

5) совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления, предполагающее внедрение современных технологий стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, формирование современной корпоративной культуры.

При разработке программы продвижения колледжа, важным этапом является определение целевых групп, от которых зависит существование и успешное

функционирование организации. Были выявлены следующие целевые аудитории: абитуриенты, родители, студенты, сотрудники колледжа, социальные партнеры и общественность.

Потенциальные потребители образовательных услуг представляют собой 3 группы: выпускники 9 классов; выпускники 11 классов; взрослые люди, которые хотят получить дополнительное образование заочно. Из категорий клиентов Ростовского торгово-экономического колледжа условно можно выделить основную — выпускники 9 и 11 классов. При разработке программы по привлечению абитуриентов необходимо учитывать гендерные различия, место проживания (город-область), распределение приоритетов в отношении профессиональной направленности.

Родители абитуриентов представляют важный сегмент целевой аудитории колледжа, так как оказывают непосредственное влияние на профессиональное самоопределение своих детей. Важными критериями, которые необходимо учесть при формировании заинтересованности у родителей, являются степень материальной обеспеченности и уровень образования.

С целью привлечения абитуриентов и их родителей, программа продвижения колледжа подразумевает проведение рекламной кампании в городе и области; обеспечение подачи рекламной информации с учетом представления потребителей о качестве и разнообразии образовательных услуг; размещение в рекламной продукции информации о заявленной миссии и целях колледжа (отражающих интересы потребителей), подчеркивающей общественный статус потребителей.

К внутренней контактной аудитории относятся студенты и сотрудники колледжа. Кадровый состав колледжа представлен руководством колледжа (8 человек) и педагогическим составом (62 человека). Численность обучающихся в колледже (без филиала) на 01.04.2016г. составляет 1098 человек, в том числе 811 человек по дневной форме обучения, 287 человек — по заочной форме обучения. Из общего контингента студентов 195 обучаются с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. 639 человек (79%) дневной формы обучаются за счет средств областного бюджета, 172 человека (21%) обучаются с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

По заочной форме обучения: 264 человека (92 %) обучается за счет средств областного бюджета, 23 человека (8%) — с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами [2].

С целью проведения успешной программы продвижения проводится внедрение в сознание сотрудников четких представлений о миссии и целях колледжа, разработки по улучшению эффективности работы; внедрение системы обучения персонала, направленной на повышение его профессионального и культурного уровня; внедрение системы информирования персонала о задачах, решаемых центром с целью повышения уровня информационной открытости руководства.

Социальными партнерами Ростовского торгово-экономического колледжа являются Департамент потребительского рынка Ростовской области, Союз работодателей Ростовской области, образовательные учреждения начального и высшего профессионального образования, общественные организации, организации оптово-розничной торговли, ресторанно-гостиничные комплексы, логистические компании.

В рамках реализации программы продвижения необходимо обеспечение возможности ознакомления партнеров с миссией и целями колледжа; формирование высокой деловой репутации путем обеспечения строгого выполнения договорных обязательств.

Основными направлениями в работе с социальными партнерами сегодня являются:

• Предоставление мест производственной практики, а в дальнейшем возможного трудоустройства выпускников.

• Участие работодателей в государственной (итоговой) аттестации выпускников в качестве председателей экзаменационных комиссий.

• Рецензирование выпускных квалификационных работ.

• Привлечение высококвалифицированных кадров предприятий к организации образовательного процесса в условиях колледжа и реального производства.

• Согласование содержания образовательных программ по спецдисциплинам и производственной практике.

• Участие социальных партнеров в работе научно-практических конференций, семинарах по организации профессиональной подготовки по профилю обучения, по обмену опытом.

• Участие работодателей в укреплении учебно-производственной базы подготовки кадров в колледже.

Формирование положительного имиджа колледжа в глазах общественности зависит от грамотной политики позиционирования его на рынке образовательных услуг. Важным пунктом формирования данной политики является сотрудничество с СМИ. В рамках сотрудничества предполагается проведение рекламной кампании по средствам презентации и публикацией информации о миссии и целях колледжа (с учетом интересов общественности), деловой репутации колледжа, участии колледжа в различных региональных и всероссийских образовательных фестивалях и проектах.

Работа маркетинговой службы колледжа предполагает создание долговременных устойчивых взаимовыгодных отношений между всеми участниками и потребителями образовательных услуг с целью эффективного удовлетворения потребностей: личности — в образовании; колледжа — в развитии; предприятий-заказчиков — в росте кадрового потенциала; общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Для реализации данной стратегии и продвижения колледжа на рынке образовательных услуг был разработан план маркетинговых мероприятий, представленный в таблице 1.

Таблица 1. План основных мероприятий отдела маркетинга колледжа на 2016-2017 учебный год_

№ пп Наименование мероприятий Результат работы

Профильная и профориентационная работа

1. Дни открытых дверей Привлечение наибольшего количества абитуриентов

2. Выступление работников колледжа в школах (взаимодействие с учащимися и их родителями) города и области формирование системы непрерывного профессионального образования «школа -колледж-вуз-предприятие»

3. Организация маркетинговых акций в отдаленных районах области Популяризация образовательных услуг РТЭК, профориентационная работа

Формирование имиджа, активное позиционирование колледжа в социально-культурную и образовательную структуру региона

4. Проведение маркетингового исследования «РТЭК глазами преподавателей и студентов» оптимизация учебно- воспитательного процесса; формирование продуктивного межличностного взаимодействия на уровне «педагог-студент»

5. Сотрудничество с ВУЗами, обр. учреждениями НПО Формирование системы непрерывного профессионального образования

Продолжение табл.1

6. Реклама образовательных услуг РТЭК в СМИ 1. ТУ-реклама ; 2.радио-реклама; 3.интернет-реклама; ; Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Успешное функционирование колледжа на р ынке образ овательных услуг р егиона

7. Подготовка информационных материалов для распространения в школах города и области Реклама образовательных услуг РТЭК, привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг

8. Организация студенческого конкурса «Моя профессия -мое будущее" формирование у студентов навыков проектирования профессиональной карьеры, анализа рынка труда, формирование опыта участия в конкурсах.

9. Организация участия РТЭК в следующих региональных и всероссийских образовательных фестивалях и проектах Обмен опытом работы, повышение профессионального уровня. Развитие социального партнерства. Формирование достойного имиджа колледжа.

Трудоустройство и адаптация выпускников к рынку труда

10. Заключение соглашений о социальном партнерстве с работодателями Обеспечение студентов колледжа местами для прохождения производственной практики, стажировок и содействие трудоустройству

11. Заключение договоров о трудоустройстве выпускников РТЭК с предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами Трудоустройство выпускников

Основная часть мероприятий запланирована на март-май (выступления работников колледжа в школах, проведение маркетинговых акций, выпуск обновленных буклетов, реклама в СМИ, участие в социальных акциях и благотворительной деятельности, участие в региональных и всероссийских фестивалях и акциях). Профориентационная деятельность наиболее эффективна в данный период, так как основная целевая аудитория (выпускники 911 классов) именно в этот период делают окончательный выбор образовательного учреждения. Проведение работы с сотрудниками и студентами колледжа запланировано на сентябрь-декабрь. За этот период планируется провести маркетинговое исследование «РТЭК глазами преподавателей и студентов», студенческий конкурс «Моя профессия — мое будущее», разработку программ по переподготовке и квалификации кадров. В течение всего года будет поддерживаться сотрудничество с ВУЗами, образовательными учреждениями НПО, проводиться заключение соглашений и договоров о социальном партнерстве с работодателями и о трудоустройстве выпускников, организовываться взаимодействие колледжа с общественностью города и области.

Литература

1. Нетесова, А. В. Маркетинговые исследования многопрофильных потребителей образовательных услуг /А. В. Нетесова //Экономика, статистика и информатика. — 2011. — № 2. — С. 86-89

2. Отчет о самообследовании ГБПОУ РО «Ростовский торгово-экономический колледж». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://rtek.info/wp-соП;еП;/ир1оаё8/2015/11^ске^о-8атооЬ81еёоуапи-2016-§оё.рёГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.