Научная статья на тему 'Применение качественной методологии в исследованиях социальной активности индивидов и групп людей в виртуальном коммуникативном пространстве'

Применение качественной методологии в исследованиях социальной активности индивидов и групп людей в виртуальном коммуникативном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ СУБПОТОК / ФЛЕШМОБ / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / QUALITATIVE RESEARCH METHODOLOGY / VIRTUAL COMMUNICATION SPACE / SOCIAL ACTIVITY / YOUTH SUBSTREAM / FLASHMOB / ETHNOLINGUISTIC CONFLICT / TECHNOLOGY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жаркова Марина Александровна

В статье анализируются особенности применения качественной методологии в социологических исследованиях. Обосновывается целесообразность применения качественных методов в исследованиях форм социальной активности в виртуальном пространстве. Автором представлены результаты исследований молодежного субпотока на примере флешмоба г. Казани и этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан. Формулируется вывод, подтверждающий самостоятельность качественной методологии в формировании концептуальной основы исследований. Особое внимание уделяется необходимости расширения поля эмпирических исследований социальных явлений виртуального пространства с целью выработки эффективных технологий управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Application of Qualitative Research Methods to the Sociological Study of Collective and Individual Activities in Virtual Communication Space

The article describes the specific aspects of application of qualitative methods to the sociological research. The application of qualitative research methods to the study of the forms of social activity in virtual communication space is explained as a rational way. The author presents the results of the research of youth substream (on the example of Kazan flashmob) and ethnolinguistic conflict in the Republic of Tatarstan. The author draws conclusions about the independence of the qualitative methodology in forming of the conceptual framework for research. Special attention is given to the need to expand the field of empirical studies of social phenomena in the virtual space in order to develop effective management techniques.

Текст научной работы на тему «Применение качественной методологии в исследованиях социальной активности индивидов и групп людей в виртуальном коммуникативном пространстве»

УДК 303.022:316.772.5

Применение качественной методологии в исследованиях социальной активности индивидов и групп людей в виртуальном коммуникативном пространстве

Жаркова М.А.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии и социальной работы

Северо-Западного института управления филиала

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург)

В статье анализируются особенности применения качественной методологии в социологических исследованиях. Обосновывается целесообразность применения качественных методов в исследованиях форм социальной активности в виртуальном пространстве. Автором представлены результаты исследований молодежного субпотока на примере флешмоба г. Казани и этнолингвистического конфликта в Республике Татарстан. Формулируется вывод, подтверждающий самостоятельность качественной методологии в формировании концептуальной основы исследований. Особое внимание уделяется необходимости расширения поля эмпирических исследований социальных явлений виртуального пространства с целью выработки эффективных технологий управления ими.

Ключевые слова: качественная методология, виртуальное коммуникативное пространство, социальная активность, молодежный субпоток, флешмоб, этнолингвистический конфликт, технологии управления.

В эмпирической социологии на протяжении всего времени наблюдалось соперничество качественных и количественных методов. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. на Западе стало наблюдаться увеличение числа исследований, выполненных с позиции качественного подхода. Активизация применения качественной методологии в российских социологических исследованиях наблюдается с 1990-х гг. на фоне общего поворота к гуманизации общественных наук и изучению «человеческого измерения» социальной жизни. Наиболее активную исследовательскую деятельность на основе качественных методов осуществляют такие научные центры, как Московский гендерный центр, Институт социологии РАН, Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, Европейский университет в Санкт-Петербурге и др. [1, с. 7].

В социологической литературе особенности применения качественного метода сводятся к следующему:

1) качественный подход предполагает микро социологический анализ феноменов; 260

2) по исследовательским целям и задачам подход ориентирован на интерпретацию наблюдаемого;

3) качественная методология теоретически базируется на многих положениях и концепциях гума-нитаристской социологии, в том числе и постмодернистских исследованиях (М. Фуко, Ж. Бодрийяр, П. Бергер, Т. Лукман и др.);

4) качественные методы требуются исследователю там, где анкетным методом невозможно получить более подробную информацию об объекте исследования [2, с. 38-79; 3, с. 19-38].

К одному из спектров социальных проблем, изучаемых при помощи качественных методов, исходя из вышеперечисленных критериев, относится виртуализация социальной активности индивидов и групп людей.

Виртуальное пространство предполагает перенос коммуникаций, социокультурной энергии людей в воображаемую плоскость, в которой географическое местоположение, прошлое и будущее людей утрачивают привычные формы и роли [4, с. 192].

В качестве феномена, являющегося продуктом виртуального пространства, можно выделить флешмоб. Особенности формирования и трансформации флешмоба г. Казани были исследованы мною с использованием методов интервью и дискурс-анализа письменных форм речевого общения молодёжи на сайтах и в группах виртуального коммуникативного пространства в социальных сетях, содержащих информацию о казанском флешмобе. Последний основывается на модели дискурсивно-психологического анализа Дж. Поттера и М. Уэзе-релла [5].

В результате исследования было выявлено, что флешмоб - это форма удовлетворения потребностей молодёжи, а также игровая форма реализации протеста обществу [6, с. 15]. Она не имеет антисоциальной направленности и позволяет решить проблемы идентичности и адаптации молодёжи к социальным изменениям. Создание условий для развития подобных образований препятствует распространению контркультурных и ретретистских форм молодёжной активности [7, с. 10-12].

В интервью эксперт, социолог А.О. Райхштат следующим образом охарактеризовал место игровых виртуальных субкультур в обществе: «...это одни из самых жизнеспособных молодёжных субкультур... дело в том, что игра - это не только основная потребность человека, но и основное социальное действие в постмодернистском обществе... игра принимает основную форму социального действия... виртуальность - тоже игра.».

Организатор флешмобов с 2003 г. на форуме «fm. samogon.info», ныне не действующем, в качестве мотивов участия мобберов выделил: «1) поиск адреналина; 2) проверка своих талантов, способностей, смелости, актёрских способностей; 3) доставление удовольствия людям, которые это всё видят; 4) эмоции для самого себя».

Организатор флешмобов с 2008 г. группы http:// vk.com/fm_events_batalii «Официальная группа Водные баталии» добавил к списку мотивов участия мотив коллективной причастности: «Люди перестают думать только о себе. Ощущение коллектива даёт ощущение добра. У меня было всё плохо в жизни, много было проблем. Захотел почувствовать больше позитива, быть кому-то нужным, почувствовать частью чего-то».

В интервью в качестве эксперта казанский социолог О.А. Максимова высказала мысль о том, что в данном феномене имеются протестные нотки общественному устройству, что характерно именно для молодёжных субкультур: «Любая субкультура ставила целью выделить себя из культуры общества для того, чтобы бросить вызов взрослому обществу, чтобы показать: «мы - особенные». контркультура не только выражает протест, но и пытается сломать общественный строй. Флеш-

моб именно выражает протест - не больше (что прописано в правилах самой субкультуры)».

Суть данного протеста раскрывает организатор социальной акции «Free Hugs» группы http:// vk.com/club8692601 «Обнимашки»: «Цель у мобов благородная - вырвать человека из зазомбирован-ного состояния, стереотипного мира. Это как некий щелчок, который нас заставляет задуматься, остановиться, увидеть жизнь, проснуться...».

Характер конструктивной направленности флешмоба раскрывает отношение родителей к участию своих детей, по словам самих участников, в подобных мероприятиях. Информант, являющийся участником флешмобов с 2010 г., следующим образом объясняет данное положительное отношение: «Семья относится хорошо к участию, потому что я своё свободное время трачу не на то, чтобы валяться на диване: я общаюсь, знакомлюсь с людьми, получаю удовольствие... не на все ведь увлечения есть деньги у молодёжи, тем более, активные виды увлечения, а флешмоб подразумевает бесплатное участие».

Продуктом виртуального пространства может выступать возникновение любого вида социального конфликта. В качестве примера был проанализирован этнолингвистический конфликт в Республике Татарстан. Данный конфликт следует рассматривать как конфликт между русской общественностью и властными структурами Татарстана. На сегодняшний день он актуален, носит затяжной характер.

Виртуализация данной конфликтной ситуации произошла в 2009 г. Мобилизация родителей русских детей происходила через социальные он-лайн-сети. Были созданы виртуальные сообщества «Русский язык в школах Татарстана» в социальных онлайн-сетях: «ВКонтакте» (группа https://vk.com/ club19904796) и «Мой Мир» (группа http://my.mail. ru/community/filologia111), которые стали Интернет-площадками для обсуждения данной проблемы среди всех заинтересованных пользователей.

В виртуальной среде главной ценностью является информация. Посредством распространения пользователями этнической информации в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия благодаря техническим возможностям социальных онлайн-сетей происходит реконструкция реальной этнической идентичности в виртуальный образ [8, с. 138].

Пользователи социальных онлайн-сетей становятся трансляторами ценностей, норм, принципов, правил поведения, носителями информации о реальном этническом конфликте. Являясь реальным событием, этнический конфликт в условиях социальных онлайн-сетей представляет собой созданный посредством элементов кода и технической манипуляции пользователями знак, смысл которому придают сами пользователи. В социальных онлайн-

сетях последовательность знаков образует гипертекст, изучение которого и необходимо для понимания виртуального образа конфликтной ситуации в социальных онлайн-сетях [9, с. 122].

С данной целью был проведен этнологический мониторинг информации о конфликте в социальной онлайн-сети (диагностику смыслового символического пространства конфликтной ситуации — гипертекста и Интернет-комментариев). Мониторинг включает в себя метод дискурс-анализа Интернет-комментариев пользователей. Был подобран метод дискурс-анализа Т.А. Ван Дейка, который включает в себя текстуальный и контекстуальный этапы анализа Интернет-комментариев [10, с. 106].

Разрабатывая технологии управления социальными конфликтами в виртуальном пространстве (на примере этнолингвистического конфликта РТ), были выделены следующие этапы информационной кампании:

1) диагностика смыслового символического пространства конфликтной ситуации (гипертекста и Интернет-комментариев) с целью определения виртуального образа социального конфликта;

2) реконструкция виртуального образа социального посредством распространения и распределения определенной информации.

В результате исследования было установлено, что при возникновении социального конфликта в виртуальном пространстве происходит мобилизация социальных групп, где идентичность выступает условием объединения. Для смягчения возможных негативных последствий подобного конфликта особое значение должно придаваться его виртуальному образу. Необходимо сделать из виртуального сообщества некий информационный продукт, который будет модернизироваться уже в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия акторов (модераторов) сообщества и вступивших в него пользователей (агентов). Весь Интернет-контент, размещаемый актором и другими пользователями в сообществе, образует смысловое символическое пространство, влияет на виртуальный образ конфликтной ситуации и на ход развития конфликта в целом. Немаловажным является управление и координация информации, распространяемой в виртуальном пространстве СМИ. Они могут посредством популяризации принципа толерантности и распространению реальной информации о виртуальных сообществах снизить социальную напряженность как в виртуальной, так и в реальной среде.

Таким образом, качественная методология является полноценной, а в ряде случаев необходимой в применении. Следует развивать данную методологию в России, разрушать стереотипы приоритетности использования количественных методов в социологии. Возникающая тенденция использования виртуального пространства для реализации

Социология

социальной активности индивидом, использования социальных онлайн-сетей для мобилизации социальных групп, а также отсутствие попыток теоретического осмысления особенностей протекания конфликтных ситуаций в сети Интернет, свидетельствует о необходимости изучения социальных явлений в виртуальном коммуникативном пространстве. Акцент при этом должен быть поставлен на применении качественных методов исследования, так как прежде всего исследователь работает с интерпретацией наблюдаемого явления. Целью изучения подобных явлений является выработка эффективных технологий управления ими.

Литература:

1. Качественные и безанкетные количественные методы исследования социальных проблем: Коллективная монография / Под. ред. Т.Г. Исламши-ной, О.А. Максимовой. - Казань: Изд-во КГТУ,

2012. - 239 с.

2. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросо-вет, 1998. - 292 с.

3. Киблицкая М., Масалков И. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 284 с.

4. Жаркова М.А., Максимова О.А. Молодёжные (пост)субкультуры в контексте становления постмодернистского и информационного общества // Вестник экономики, права и социологии.

- 2012. - № 3. - С. 238-242.

5. Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. - L.: Sage, 1987. - 256 p.

6. Жаркова М.А. Молодёжный субпоток: особенности формирования, функционирования и трансформации в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2013. - 249 с.

7. Жаркова М.А. Молодёжный субпоток: особенности формирования, функционирования и трансформации в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Саранск,

2013. - 24 с.

8. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

9. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Интер-прессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

10.Шапочкин Д.В. Метод когнитивного анализа дискурса в лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 10.

- С. 101-107.

The Application of Qualitative Research Methods to the Sociological Study of Collective and Individual Activities in Virtual Communication Space

M.A. Zharkova

The North-West Institute of Management branch of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article describes the specific aspects of application of qualitative methods to the sociological research. The application of qualitative research methods to the study of the forms of social activity in virtual communication space is explained as a rational way. The author presents the results of the research of youth substream (on the example of Kazan flashmob) and ethnolinguistic conflict in the Republic of Tatarstan. The author draws conclusions about the independence of the qualitative methodology in forming of the conceptual framework for research. Special attention is given to the need to expand the field of empirical studies of social phenomena in the virtual space in order to develop effective management techniques.

Keywords: qualitative research methodology, virtual communication space, social activity, youth substream, flashmob, ethnolinguistic conflict, technology management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.