Научная статья на тему 'Трансформация социальных норм и девиаций в русскоязычной сети интернет'

Трансформация социальных норм и девиаций в русскоязычной сети интернет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
651
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / SOCIAL NORMS AND VALUES / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ФОРМЫ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ / FORMS OF CYBERCRIME / РЕГУЛЯЦИЯ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА / REGULATION OF THE RUSSIAN INTERNET SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бакланцева Антонина Анатольевна

Исследуется вопрос трансформации социальных норм и девиаций в Рунете. Рассмотрены и проанализированы отдельные сферы виртуального пространства, в которых протекание данных процессов представляется наиболее очевидным. Приведены конкретные примеры современных форм девиантного и деликвентного поведения в сети. Сформулированы основные выводы, а также предложены возможные методы регуляции и обеспечения безопасности русскоязычной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Social Norms and Deviations in the Russian Internet

This article is devoted to the issue of transformation of social norms and deviations in Russian internet. Separate spheres of virtual space in which the flow of these processes is the most obvious are considered and analyzed. Specific examples of the modern forms of deviant and delinquent behavior are shown. The main conclusions are formulated, as well as possible methods of regulation and security of the Russian language Internet is offered.

Текст научной работы на тему «Трансформация социальных норм и девиаций в русскоязычной сети интернет»

УДК 316.75

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ДЕВИАЦИЙ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© 2014 г. А.А. Бакланцева

Бакланцева Антонина Анатольевна -аспирант,

кафедра социологии коммуникативных систем,

социологический факультет,

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова,

Ленинские горы, ГСП-1, д. 1, стр. 33,

г. Москва, 119991.

E-mail: a.a.baklantseva@ya.ru.

Baklantseva Antonina Anatolyevna -Post-Graduate,

Department of Sociology Communicative of Systems,

Faculty of Sociology,

Moscow State University

named after M.V. Lomonosov,

Leninskiye Gory, CSP-1, 1, Bld. 33,

Moscow, 119991.

E-mail: a.a.baklantseva@ya.ru.

Исследуется вопрос трансформации социальных норм и девиаций в Рунете. Рассмотрены и проанализированы отдельные сферы виртуального пространства, в которых протекание данных процессов представляется наиболее очевидным. Приведены конкретные примеры современных форм девиантного и деликвентного поведения в сети. Сформулированы основные выводы, а также предложены возможные методы регуляции и обеспечения безопасности русскоязычной сети Интернет.

Ключевые слова: трансформация, социальные нормы и ценности, девиантное поведение, формы киберпреступности, регуляция российского интернет-пространства.

This article is devoted to the issue of transformation of social norms and deviations in Russian internet. Separate spheres of virtual space in which the flow of these processes is the most obvious are considered and analyzed. Specific examples of the modern forms of deviant and delinquent behavior are shown. The main conclusions are formulated, as well as possible methods of regulation and security of the Russian language Internet is offered.

Keywords: transformation, social norms and values, deviant behavior, forms of cybercrime, regulation of the Russian Internet space.

Развитие общества в условиях глобализирующихся процессов и постоянной модернизации информационно-коммуникационных технологий, безусловно, предполагает расширение границ и качества различных типов социального взаимодействия. Интернет как дополнительное поле коммуникаций и глобальный информационный ресурс в данной ситуации самым непосредственным образом влияет на трансформацию социальных норм и девиаций [1]. Процессы деформации в глобальной сети в определенной степени затрагивают всю нормативную систему, включая религиозные, правовые, моральные и иные нормы, а привычные формы девиаций, давно бытующие в реальной жизни, в киберпространстве зачастую приобретают более масштабный и изо-

щренный характер. Так, например, проституция, попав в онлайн-среду, оказывается в одном ряду с коммерческими интернет-услугами и получает все большее распространение посредством официальных сайтов, видеочатов, сайтов знакомств и пр. Кроме того, Интернет способствует появлению и новых форм отклоняющегося поведения, проявляющихся исключительно в виртуальном пространстве (хакерство, спамерство, кибермо-шенничество и др.). Так, согласно результатам ежегодного исследования «Norton Cybercrime Report - 2012», только в России за 2012 г. жертвами киберпреступности стали 3,4 млн чел., а ущерб от сетевых преступлений достиг 70 млрд р. [2]. Все это, бесспорно, обусловливает актуальность выбранной темы

исследования и требует подробного анализа как причин, так и дальнейших последствий данных социальных феноменов.

Интернет-среда сегодня представляет собой уже не столько глобальную сеть хранения и передачи информации, а также крупнейшее СМИ, сколько повседневную реальность, охватывающую все новые сферы человеческой жизнедеятельности, регулируемые определенной системой социальных норм и стандартов. Для целого ряда социальных групп интернет-культура в настоящее время - основной транслятор ценностей, каналами распространения которых являются корпоративные сайты, блоги, социальные сети и, безусловно, интернет-реклама. Однако поскольку законодательное регулирование киберпространства в РФ пока еще не имеет жесткой правовой основы, содержание последней зачастую не соответствует моральным стандартам и требованиям, а также нарушает права отдельных интернет-пользователей.

Интернет в целом, воздействуя на общественное сознание путем формирования определенных образов, ведет активную пропаганду такого девиантного поведения, как промискуитет, парафилия, насилие, жестокость и пр. Подлинность данных убеждений подкрепляется заголовками западных интернет-СМИ, которые, прикрываясь общечеловеческими ценностями толерантности, свободы, равенства и т.д., беспрепятственно продвигают в сеть идеи однополых браков: «Во Франции задержан мужчина за изображение традиционной семьи на его футболке» [3] и пр. В данной ситуации в группу особого риска попадает молодежь, физическая зрелость которой значительно опережает интеллектуальную, в силу чего способность критически мыслить уступает место примитивному подражанию предлагаемым образам (например, демотиваторы, интернет-мемы и т.д.), а вероятность асоциального поведения значительно возрастает.

Активным полем трансформации социальных норм и убеждений в Интернете сегодня также выступают социальные сети, такие как «Вконтакте», «Фейсбук», «Твиттер», и др. Бесспорно, удобство от использования данных интернет-ресурсов очевидно: возможность одновременного общения с неограниченным кругом людей, беспрепятственный доступ к фото- и видеоматериалам, а также любой интересующей вас информации. Одна-

ко не стоит забывать, что именно в условиях анонимности, невидимости и отсутствия жесткого контроля размывание общественных норм и убеждений происходит значительно быстрее. Так, в «Вконтакте» в десятке самых многочисленных виртуальных сообществ на седьмом месте стоит молодежная программа «+100500», которая, являясь открытой для всех интернет-пользователей, насчитывает 2,4 млн участников. Видеоматериалы, ориентированные на подростковую аудиторию, как правило, содержат ненормативную лексику и откровенно черный юмор. Кроме того, в данной социальной сети все чаще встречаются сообщества, открыто пропагандирующие аморальное и безнравственное поведение. Например, группы отдельных субкультур, среди которых наиболее многочисленными являются криминальные («А.У.Е. Тюрьма - Шансон -Воры в законе. Л.Х.В.С.» - 43,5 тыс. участников, «Закон тюрьмы» - 21 тыс., «Шпана» -около 55 тыс. участников). Деятельность таких сообществ направлена на пропаганду тюремной идеологии, культивирование неприкрытой ненависти к правоохранительным органам («Смерть ментам, ворам свободу!»), а также открытый призыв к противоправному поведению. Довольно интересным является то, что в обсуждениях зачастую принимают участие люди, абсолютно не относящиеся к данной субкультуре, но активно ею интересующиеся и поддерживающие ее традиции (несовершеннолетние молодые люди, а также девушки осужденных). В связи с этим серьезные опасения вызывает то, что именно эта аудитория в первую очередь поддается вербовке со стороны провокаторов и религиозных радикалов (например, «Правый сектор» - в Украине, салафиты - в Татарстане и на Кавказе), которые не только одобряют их противостояние правоохранительным органам, но и всячески ему содействуют (предоставление гуманитарной помощи, оружия и боеприпасов).

Нельзя не отметить все возрастающее количество виртуальных сообществ «Вконтак-те», провозглашающих курс на упразднение целого ряда социальных институтов, например таких, как семья («Семья - это могила» -5603 участника, «Свобода от родителей» -965, «Против морали, догм и семейных ценностей» - 760 участников и др. Несмотря на, казалось бы, скромную численность, активность данных групп «по интересам» настора-

живает. Так, организация сообщества «Против морали, догм и семейных ценностей» ежедневно вовлекает участников в различные дискуссии, социальные опросы и обсуждения, посвященные «разоблачению» и порицанию традиционных семейных ценностей. Например, в данной группе 4 ноября 2013 г. на вопрос: «Как Вы относитесь к свободным отношениям?» из 658 человек, участвующих в опросе, только 105 (16 %) высказались «против», а остальные 553 (84 %) человека ответили, что это «норма времени») [4].

Следует учитывать, что участие в неформальных сообществах зачастую является временным и во многом обусловливается той контрпозицией, которая свойственна человеку в подростковом возрасте. Однако псевдоценности и идеалы, присущие данным субкультурам в реальной жизни, попадая в онлайн-среду, где аморальной становится «норма», а нормальны отклонения от нее, бесконтрольно распространяясь, способны превратить социальную сеть «Вконтакте» из свободного пространства для общения и самореализации в открытую площадку по деморализации и дестабилизации общества [5].

Закономерно предположить, что трансформации в киберпространстве сегодня не ограничиваются лишь социальными нормами и ценностями. В равной степени качественным изменениям подлежат и социальные девиации, приобретая все более сложные формы. Нельзя отрицать того, что девиантное поведение в глобальной сети может иметь и положительный характер, проявляющийся, например, в творческом самовыражении, однако выбранная тема исследования предполагает рассмотрение именно отклоняющегося поведение в Рунете, а именно такие его виды, как деликвентное и девиантное поведение.

Деликвентное поведение в сети представляет собой особый род преступной деятельности, включающий как мелкое хулиганство - спа-мерство, флейм («словесная война»), так и серьезные уголовно наказуемые формы отклонений - хакерство, пиратство и пр., последствия от которых могут поставить под сомнение экономическую стабильность целой страны. Так, например, пиратство, возникнув изначально на Западе в качестве несложной программы по обмену музыкальными файлами, в российской сети достигло столь масштабных размеров, что в итоге сегодня РФ стоит на вто-

ром месте в десятке стран, хранящих пиратские файлы на серверах [6]. Таким образом, только в музыкальной индустрии РФ ежегодные потери от интернет-пиратства составляют около 100 млн долларов [7].

Другой опасной и достаточно распространенной формой деликвентного поведения в сети на сегодняшний день принято выделять кибертерроризм и информационные войны. На примере таких локальных конфликтов, как военные действия США на территории Ирака, Сирии и Ливии, грузино-осетинский конфликт, можно наблюдать, как они протекают. Заметим, что подобные «бесконтактные» войны ведутся на данный момент уже не только государствами и различными специализированными органами, но и экстремистскими группировками. Похожим примером отклоняющегося поведения может выступать интернет-революция, которая использует социальные сети как площадку для агитации, формирования общественного мнения и координации последующих протестных движений (события на Чистых прудах 2011 г., Болотная площадь 2012 г.).

Относительно новым, весьма распространенным и постоянно эволюционирующим видом киберпреступности стало интернет-мошенничество с такими его формами, как фишинг (нелегальный доступ к конфиденциальным данным пользователя), кардинг (произведение незаконных операций с платежными картами и реквизитами пользователя), методики легкого заработка, спамерство (нелегальная рассылка коммерческой рекламы), смс-мошенничество и др. Так, по официальным данным, за 2013 г. 56 % населения РФ старше 18 лет подверглось мобильным кибе-ратакам в социальных сетях [8].

Девиантное поведение в сети, на первый взгляд, разительно отличается от деликвентно-го, поскольку не наносит очевидного вреда другим интернет-пользователям и, казалось бы, представляет собой весьма безобидное увлечение, однако по своему внутреннему потенциалу данный феномен способен подорвать основы функционирования целого общества.

В наши дни одной из уже давно известных форм проявления данного отклоняющегося поведения является геймерство или зависимость от онлайн-игр. Человек, ведомый желанием обладать предлагаемыми виртуальными ценностями, готов тратить огромное количест-

во времени, физических сил и даже реальных средств для их достижения. В то же время, виртуальная реальность с ее уникальной возможностью упрощения процессов самореализации и коммуникации становится привлекательной для все большего круга интернет-пользователей. Следующая форма девиации в сети - массовая интернет-аддикция - сегодня характерна не только для молодежи, но и для всего компьютерограмотного населения. Действительно сейчас мы становимся свидетелями стремительного перехода оффлайнового общества со всеми присущими ему социальными институтами и процессами в режим онлайн (электронное правительство, интернет-банкинг, дистанционное обучение, межличностные коммуникации, интернет-СМИ и пр.), простота и доступность которого, несомненно, подкупают. В итоге совершенно закономерно появление новых видов интернет-зависимости: цикличное обновление ленты новостей в социальных сетях, «бродяжничество в сети» (бессмысленное посещение различных интернет-ресурсов) и т.д. Актуальными формами отклоняющегося поведения для современной молодежи также можно назвать видеоманию, подспорьем которой выступает крупнейший видеохостинг «УоШиЬе», и фотоманию, чаще всего присущую пользователям телефонного приложения «¡ш^гаш». В данном случае совершенно очевидно, что большинство людей добровольно нарушают свое право на неприкосновенность частной жизни.

Итак, изначальная идея создания сети Интернет как средства для уравнивания людей сегодня, очевидно, меняет свой вектор развития. С одной стороны, Интернет предоставляет людям возможность бесплатного поиска и свободной публикации любого рода информации, позволяет оперативно реагировать на происходящие в стране и даже частично влиять на политические процессы. Но, с другой -информация, единожды попав в сеть, уже раз и навсегда перестает быть личной, а люди становятся объектом пристального изучения рекламных агентств, кибермошенников и просто провокаторов.

В то же время в киберпространстве посредством изменений социальных отношений меняется и сама структура личности. Интеграция людей в сети происходит по тому же групповому принципу, но зачастую теперь именно принадлежность к группе формирует

интересы и поведение каждого участника, чья индивидуальность в процессе типизации просто размывается или порождает ксенофобию [9]. Деформации подлежат и межличностные отношения, так, например, понятие «друг» в социальных сетях практически обесценилось, поскольку теперь данный статус может быть прикреплен к абсолютно любому интернет-пользователю простым кликом мыши. В порядке вещей в настоящее время становятся «браки по скайпу», «онлайн-исповедь» и т.д., а диалог как традиционная форма коммуникации теперь все чаще предстает в виде простого обмена гиперссылками.

Сегодня мы наблюдаем два поколения интернет-пользователей: тех, кто познакомился с Интернет уже будучи взрослым, и тех, кто «вырос» в компьютерных сетях. Очевидно, что именно представители второй группы испытывают трудности в налаживании контактов и адаптации в реальном обществе ввиду элементарной атрофии социальных навыков. Поскольку гиперактивность в Интернете вовсе не предполагает социальную инициативность в оффлайновой среде, более естественной формой поведения для интернет-зависимого подростка будет крайняя замкнутость и отстраненность, которые в свою очередь могут быть сигналами возможного дальнейшего девиантного поведения.

Таким образом, в условиях глобальной информатизации и виртуализации общества трансформация социальных норм и девиаций в киберпространстве представляется вполне закономерной. Значительная роль в регулировании данного процесса, безусловно, отводится государству, которое сегодня предпринимает активные попытки придать контролю в Интернете правовой статус. Однако нынешняя статистика киберпреступлений и интернет-девиаций в РФ говорит о том, что правового регулирования глобальной сети для стабилизации ситуации явно недостаточно. В связи с этим укреплению системы традиционных ценностей в интернет-сообществе во многом может способствовать привлечение большего количества блогеров для контрпропаганды на сайтах с реакционным контентом, увеличение объема социальной рекламы с правильно выбранной целевой аудиторией, а также обращение к семейному контролю и саморегулированию как наиболее эффективным способам борьбы с интернет-девиациями.

Литература

1. Богряшова А.Г. Тенденция развития электронных СМИ в современной России // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2011. № 6.

2. Онлайн-площадка российского венчурного рынка. URL: http://rusbase.vc/news/itogi-issledovaniya-kiberprestupnost-v-rossii-i-mi/ (дата обращения: 18.03.2014).

3. Информационное агентство. URL: http://www. cnlnews.tv/2013/04/15/france (дата обращения: 18.03.2014).

4. Социальная сеть «Вконтакте». URL: http:// vk.com/family_nihilists (дата обращения: 22.03.2014).

5. Гилинский Я.И. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы в социологии девиантного

Поступила в редакцию

поведения и социального контроля: сб.ст. М., 1992. С. 58 - 67.

6. Близнец ИА. Тенденции развития интернет-пиратства в России // Международный правовой курьер: сетевой журн. URL: http://inter-legal.ru/tendencii-razvitiya-internet-piratstva-v-rossii (дата обращения: 18.03.2014).

7. Информационный портал по безопасности. URL: http://www.securitylab.ru/news/439221.php (дата обращения: 18.03.2014).

8. Бочаров В.В. Неписанный закон: Антропология права. Научное исследование: 2-е изд. СПб., 2013. 328 с.

9. Чумаян К.П. «Альтернативные» средства массовой информации в регуляции межэтнических отношений в Ростовской области / отв. ред. В.В. Черноус // Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 80. М.; Ростов н/Д, 2013. 204 с.

7 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.