М. А. Жаркова
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РАМКАХ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО
АНАЛИЗА МОЛОДЁЖНЫХ СУБПОТОКОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Ключевые слова: молодёжная субкультура, постмодернизм, постсубкультурный подход, субпоток, типологизация, коммуникативное пространство, игровой субпоток, клубный субпоток, рейв-поток, флешмоб.
Для определения и раскрытия особенностей современного феномена молодёжного субпотока в рамках рассмотренной концепции субпотоков осуществлена новая типологизация молодёжных субкультур. В качестве объекта исследования предложено выбрать казанский флешмоб. А также рекомендованы методы исследования, позволяющие определить специфику и особенности субпотока.
Keywords: youth subculture, postmodernism, post-subcultural approach, substream, typologization, communicative space, game
substream, club substream, rave-stream, flashmob.
A new typologization of youth subcultures was implemented in the article. Its purpose was to determine and disclose the features of contemporary phenomenon of the youth substream within the framework of the considered concept of the substreams. It was proposed by us to choose Kazan flashmob as the object of study. Also there were recommended some methods of study in the scientific article, that could make it possible to determine the special characteristics of this substream.
В социологии существует традиция драматизации субкультурного поведения молодежи [1]. Внимание, как правило, акцентируется на наиболее зрелищных его аспектах, контркультурных проявлениях молодёжных сообществ и социальных отклонениях в молодёжной среде [2].
Также в результате неразличения или подмены в средствах массовой информации понятий: «молодёжная субкультура», «молодёжная культура», «молодёжная контркультура»,
«социальное отклонение в молодёжной среде» искажается и размывается смысл данных понятий [3, с. 45]. Тем не менее, подобные знания
необходимы для прогнозирования развития российского общества.
Исследования молодёжных субкультур, особенностей проявления молодёжной активности в России по-прежнему остаются практически неизвестными за пределами страны, они только начинают развиваться. Незаслуженно мало внимания уделяется в работах российских исследователей типологизации молодёжных субкультур, а также выявлению
трансформационных тенденций в молодёжных субкультурах [4]. В частности, среди немногочисленных авторов, объектом изучения которых являлся российский флешмоб, можно назвать только А. Брешина [5], Э. Коркия [6].
Единой устоявшейся системы взглядов на феномен молодёжной субкультуры нет, существуют различные классификации подходов к его изучению. В рамках науки социологии успели сменить друг друга «предподход» Чикагской школы и пять научных подходов к изучению молодёжных субкультур: структурно-функциональный,
конфликтный, интеракционистский,
феноменологический и субкультурный [7].
К объяснению новых феноменов молодёжных субкультур не применимы традиционные подходы. Молодёжные субкультуры
внесли вклад в формирование современного плюралистичного общества, следовательно, к их исследованию применима методология
постмодернизма. В рамках постсоциальных теорий в конце XX века на Западе стал развиваться постсубкультурный подход, который включает в себя несколько направлений [8].
Анализ молодежных субпотоков в постмодернистском дискурсе предполагает создание многоэтапной схемы типологического анализа молодёжных субкультур.
Опираясь на исследования немецкого социолога Р. Вайнцирля, работающего в рамках постсубкультурного подхода [9], мы создали новую концепцию молодёжных субпотоков. Согласно этой концепции, новое явление представляет собой посттрадиционную форму субкультурных образований, возникающую в результате объединения массовых потоков желаний индивидуальностей, обладающих субпоточным сознанием и чувством наслаждения коллективным единением в пространстве того мира, в который временно погружены участники данного потока и который диктует свои нормы поведения, отличные от норм повседневной жизни.
Опираясь на типологизацию молодёжных субкультур, проведенную Латышевой Т.,
использующей в качестве оснований стадию
внутреннего развития и главный
системообразующий признак, мы предприняли попытку типологизировать молодёжные
субкультуры по четырём основаниям, выделив при этом два своих основания: вид коммуникативного пространства и критерии, которые позволяют отнести субкультуру к постмодернистскому феномену, а затем к одной из ступеней развития данного феномена - субпотоку [10].
Одно из важных условий формирования молодёжных субкультур - это наличие не просто пространства, а именно коммуникативного
пространства, которое «позволяет реализовать все коммуникативные дискурсы, в пределах которых происходит взаимодействие» [11].
Поэтому по виду коммуникативного пространства мы делим молодёжные субкультуры на: молодёжные субкультуры виртуального
коммуникативного пространства, уточняя понятие «виртуальная субкультура», которое Р. Вайнцирль использует в своей концепции [12], и молодёжные субкультуры реального коммуникативного пространства.
Главный интерес для нас представляет тот факт, что на примере субкультур виртуального коммуникативного пространства можно
рассмотреть основные элементы постмодернизма. Так, например, происходит размывание пространственно-временных границ как внутри виртуального пространства, так и между реальным и виртуальным пространствами.
Новая коммуникативная среда вызвала появление таких форм взаимодействия как сетевые конференции, форумы, чаты, Интернет-дневники, информационные блоги, online-игры, социальные сети, которые являются полем для формирования любых идентичностей, в том числе молодёжных субкультур, и изменения тех параметров явлений, которые в реальности трудно изменить [13, с. 89].
Итак, согласно основаниям типологизации выделяются:
1. субкультуры, которые не отвечают
критериям современного постмодернистского этапа развития общества;
2. современные молодёжные субкультуры, не отвечающие критериям субпотока;
3. молодёжные субпотоки.
1. Субкультуры, которые не отвечают
критериям современного постмодернистского этапа развития общества мы разделяем на:
- субкультуры прошлого (1940 - 80-е гг., не существующие в настоящее время: моды, стиляги, тедди-бойз, люберы и др.);
- реанимированные субкультуры
(воспроизводящие стилистику субкультур 1960-90-х гг., их идеология и основные ценностные
ориентации подверглись значительной
трансформации: хиппи, готы, скинхеды,
субкультуры рок-н-ролла, субкультуры граффити и
др.) [10];
- криминальные субкультуры
(неонацистские объединения, гопники, хакеры и т.д.);
- ретретистские субкультуры (субкультуры алкоголиков, наркоманские субкультуры, игровые субкультуры, характеризующиеся болезненным состоянием зависимости, и др.);
- группы, ценностные ориентации которых
носят некоторый политический и идеологический оттенок (субкультуры пацифистов, «зелёных»,
субкультуры различных политических направлений и др.) [14];
- сексуальные субкультуры
(гомосексуальные субкультуры, субкультуры
БДСМ, свингерские субкультуры трансвеститов и
др.);
- религиозные субкультуры (мормоны, тоталитарные секты, субкультуры восточных религий и др.).
Данные типы субкультур не относятся к современным молодёжным субкультурам, так как одни со временем претерпели существенные изменения или ушли с общественной сцены вовсе; другие носят протестный антисоциальный характер; третьи из-за своих особенностей затрагивают целый образ жизни и отличаются высокой степенью приверженности своих членов, постоянством.
2. Современные молодёжные субкультуры, не отвечающие критериям субпотока, мы разделяем на:
а) имиджевые субкультуры (кибер-готы, нудисты, милитари, субкультуры гламура, бэггеры и др.);
б) субкультуры по ярко-выраженным интересам, хобби, носящим характер развлечения, гедонизма;
в) игровые субкультуры;
г) субкультуры образа жизни и смешанных интересов (хип-хоп субкультура, субкультура серферов, квир-культура и др.) [10].
Субкультуры по ярко-выраженным
интересам, в свою очередь, мы делим на:
- субкультуры по интересам реального
коммуникативного процесса (спортивные
субкультуры: сноубордисты, роллеры, спортивные фанаты, движения экстремалов (диггеры, трейсеры, паркурщики и т.д.) и др.); музыкальные субкультуры (альтернативщики, рэперы, рокеры, металлисты и др.); субкультуры туризма (субкультуры индустриального туризма
(неополомничества, урбанизма и т.д.); субкультуры любителей природы (туристов-походников, бардов и т.д.); субкультуры аниме и др.).
- субкультуры по интересам виртуального
коммуникативного пространства
(вышеперечисленные виды субкультур по интересам чатов, форумов, блогосферы, социальных сетей).
Обращаем внимание на то, что отдельным типом современных молодёжных субкультур выделяются игровые субкультуры, которые также делятся по виду коммуникативного пространства на: игровые субкультуры реального коммуникативного пространства (субкультуры интеллектуальных игр, субкультуры деловых игр, субкультуры развлекательных игр и др.) и игровые субкультуры виртуального коммуникативного пространства. К последним типам относятся: субкультуры игровых приставок, геймеры-чатеры, кибер-спортсмены (констрайкеры, шутеры, субкультуры
однопользовательских игр, субкультуры небольших сетевых ролевых игр action RPG — ролевых игр с шутерной или слэшерной боевой системой и т. д.) и др.
Основные черты перечисленных типов молодёжных субкультур соответствуют некоторым
элементам постмодернистской реальности и не противоречат ей: носят фрагментированный
характер; стилистически разнообразны и смешанны; границы их слабофиксированы, неустойчивы; приверженность членов к своей субкультуре характеризуется низкой степенью; членство в одной субкультуре не исключает членства в другой; не являются протестными, асоциальными, носят аполитичный характер; взаимодействуют с массовой культурой, являются её потребителями и производителями - субкультуры
коммерциализированы; границы виртуального коммуникативного пространства и реального смешаны [15, p. 52].
3. К молодёжным субпотокам мы относим:
1) игровые субпотоки;
2) клубные субпотоки (клубные субпотоки различных музыкально-танцевальных направлений (хип-хоп, техно, джангл, рэп, тектоник, ритм-энд-блюз (R&B), гоу-гоу-дэнс (go-go dance), хаус, стрип-дэнс и т.д.); фрики и др.)
3) рейв-потоки (различных музыкальнотанцевальных направлений: хаус, пвсевдохаус,
техно, джангл и др.).
Игровые субпотоки, в свою очередь, мы подразделяем на:
А) Субпотоки коллективных ролевых игр.
Б) Отдельно выделяем одним из типов игрового субпотока, аналогов которого нет в мировой истории - флешмоб (классический флешмоб, танцевальный флешмоб, фаршинг, smart mob, l-mob, x-mob, Ьмоб и др.).
В свою очередь субпотоки коллективных ролевых игр подразделяем на:
- субпотоки коллективных ролевых игр виртуального коммуникативного пространства;
- субпотоки коллективных ролевых игр реального коммуникативного пространства.
В качестве подвидов первых субпотоков коллективных ролевых игр выделяем:
- субпотоки форумных ролевых игр FRPG (мастерских ролевых игр, свободных ролевых игр и др.);
- субпотоки многопользовательских
ролевых онлайн игр CRPG - ролевых игр с большим количеством диалогов, глубокой ролевой системой, проработанным миром и сюжетом
(многопользовательских текстовых игр MUD, массивных многопользовательских «кликовых» ролевых онлайн-игр MMORPG и др.);
Субпотоки коллективных ролевых игр реального коммукникативного пространства мы подразделяем на:
а) субпотоки коллективных ролевых игр живого действия:
- павильонные субпотоки (живые квесты («Мафия»), камерные ролевые игры, ситуационные игры, информационные игры, имиджевые и др.);
- полевые субпотоки (толкиенисты,
исторические реконструкторы, балы
(организованные школами исторических танцев, техногенные и др.), фестивали (например,
«Зиланткон» в Казани, различные косплеи), городские полевые субпотоки (например, «Ночной Дозор», «Форт Баярд») и др.);
б) субпотоки настольных коллективных ролевых игр (например, «Warhammer», «Монополия»).
Данные типы молодёжных субкультур можно назвать субпотоками, так как: они
объединены потоками желаний; характеризуются временным, поверхностным погружением в «иной мир»; главной чертой их является получение удовольствия от коллективного единения в данном пространстве, чувства свободы, чувства самовыражения; обладают субпоточным сознанием.
С. Редхед говорит о том, что происходит постепенный переход от субкультур к клубкультурам, тем самым выделяет их в самостоятельную стадию развития [16, p. 40].
Мы же относим клубные субкультуры, рейв-культуры к субпотокам. Это музыкальные субпотоки, которые существуют лишь в стенах ночного клуба или в рамках любого другого пространства, где рейверы проводят своё время. В повседневности субкультурная принадлежность данных людей может никак не проявляться или проявляться, но не так ярко. В России клубная субкультура - это, прежде всего, пространство единения, взаимодействия и общения [17].
Молодёжные субпотоки характеризуются также наличием игрового пространства, которое является средством развлечения и, одновременно, выполняет с точки зрения психологии терапевтическую функцию. Но не все виды игровых субкультур относятся к этому понятию - лишь только те, которые характеризуются коллективностью и возможностью индивидуального самовыражения одновременно.
Смартмоб (англ. «smart mob» - «умная толпа») - это «форма социальной самоорганизации, состоящая из людей, которые могут не знать друг друга, но которые способны действовать согласованно». Всё это стало возможным благодаря использованию высоких технологий [18, с. 3]. Флешмоб - это вид смартмоба (сокращённо от «flashing mob» - «внезапная толпа»), зародился летом 2003 года в США. В этом же году были проведены первые флешмобы и в России. Данный феномен имеет характеристики, которые присущи молодёжному субпотоку, а также свои специфические особенности [19].
Как субпоток, феномен характеризуется внезапностью появления и исчезновения. Специфика же его заключается в том, что проводится в общественном месте. О существовании флешмоберов можно говорить только в момент проведения акции - именно тогда они обладают временным субпоточным сознанием, что позволяет их отнести к членам субпотока.
Явление бинарно - его нельзя назвать субкультурой толпы, ведь каждый человек в этой толпе — яркая индивидуальность [19]. Данная характеристика соответствует постмодернистскому
соотношению причастности и индивидуальной свободы.
Флешмоб носит характер развлечения. Специфической особенностью данного вида субпотока является то, что он характеризуется иррациональным поведением, направленным на разрушение логического, обладает терапевтическим свойством с точки зрения психологии [20].
Важно отметить, что организация флешмоба не имеет чётко оформленных целей. В правилах даже оговорено, что он не должен использоваться в политических и рекламных целях. Хотя имеется постоянный результат его проведения
- чувство удивления случайных прохожих. Характер временности субпотока, отсутствие конкретики в интересе, отсутствие зависимости от пространства дают ещё более сильное ощущение свободы внутри субпотока, не влияют на образ жизни участников флешмоба, что, всё-таки, ещё возможно в игровых субпотоках, клубных субкультурах и рейв-культурах.
В исследовании феномена флешмоба мы рекомендуем использовать определённые методы. Среди них методы, которые используются при исследовании любых специфических групп людей. Что же касается конкретно флешмоба, данное явление малоизученно, общественное мнение о нём еще не устоялось, поэтому задачей исследователей является его глубинное изучение. Следовательно, целесообразно использовать качественные методы исследования, а именно методы глубинного полуформализованного интервью как членов данного вида субпотока, так и экспертов. Субпоток имеет временный и непостоянный характер, поэтому методом фокус-группы исследовать данное явление проблематично и нецелесообразно.
Так как субкультуру флешмоба отличает то, что она существует и в виртуальном коммуникативном пространстве - в процессе планирования организации данного субпотока, и в реальном коммуникативном пространстве - в момент проведения флешмоба, то и исследование можно проводить в обоих пространствах. То есть метод индивидуального интервью в Интернете может быть задействован, но при этом социолог должен быть уверенным в достоверности получаемых данных. Также может быть использован контент-анализ, как качественный, так и количественный, например, контент-анализ групп флешмоберов виртуального коммуникативного пространства.
Важно отметить, что в исследовании флешмобов применим метод экспертных оценок, так как в силу своей профессиональной деятельности эксперты могут дать целостное описание данного феномена и достоверный прогноз его развития. Среди экспертов опрошенными могут быть руководители флешмобов, так как они обладают необходимыми практическими знаниями для оценки данного явления.
На основе концепции Р. Вайнцирля и осуществлённой типологизации в рамках
постмодернистского подхода был выделен в качестве одной из самостоятельных ступеней развития современных молодёжных субкультур -субпоток, а в качестве его наиболее адекватного типа - игровой субпоток, аналогов которого нет в мировой истории, - флешмоб. Именно данный феномен наиболее полно и «чисто» отражает введённое нами понятие субпотока, его характеристики и современную тенденцию обессмысливания молодёжных субкультур,
тенденцию поиска развлечения, временного самовыражения, эмоциональной разрядки
молодыми людьми. Анализ феномена молодежного субпотока в дальнейшем можно провести на примере казанского флешмоба.
Литература
1. Губина Н. В., Хамидуллин М. А. Позитивная самоорганизация молодежи как основа роста социального капитала монопрофильного города / Н. В. Губина, М. А. Хамидуллин // Вестник Казанского технологического университета. 2012, № 1. - С. 199202.
2. Сергеев С. А. К вопросу о классификации и некоторых
особенностях молодежных субкультур России / С. А. Сергеев // Социальное знание: формации и
интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996. - С. 43-50.
3. Тагиров Э. Р. Энергия молодости. Молодёжь в зеркале истории / Э. Р. Тагиров. - Казань: Магариф, 2009. - 121 с.
4. McKay G. and Goddard M. Postsubculture Theory, and Practice in East-Central Europe / G. McKay and M. Goddard // Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe. Bern, 2009. - P. 3-15.
5. Брешин А. А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений / А. А. Брешин // Социальная политика и социология. 2004, № 2. - С. 58-69.
6. Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Коркия Эка Демуриевна. - М., 2005. - 148 c.
7. Салагаев А. Л. Молодёжь и молодёжные субкультуры: социологические подходы и понятия второй половины XX века / А. Л. Салагаев, М. Е. Позднякова // Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России, М.: Институт социологии РАН, 2007. - С. 7-35.
8. Cetina K. Postsocial Relations: Theorizing Sociality in a Postsocial Environment / K. Cetina // Handbook of Social Theory, London: Sage, 2001. - P. 520-537.
9. Weinzierl R. Eine Geheimgeschichte der Popkultur und die Formierung neuer Substreams / R. Weinzierl. - Vienna: Passagen-Verlag, 2000. - 286 s.
10. Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т. В. Латышева // Социологические исследования. 2010, № 6. - С. 93-101.
11. Словарь терминов коммуникаций (http://www.znaki-pr.spb.ru/slovar.html).
12. Weinzierl R. Subcultural Protest in Times of the Pop-
Entrepreneur / R. Weinzierl // European Institute for Progressive Cultural Policies, 2001, june
(http://eipcp.net/transversal/1001/1151430169/1151430236).
13. Пипенко М. А. Виртуальные фановские практики в
контексте молодёжной культуры (на примере
русскоязычного сегмента Интернет): дис. . канд. соц.
наук: 22.00.06 / Пипенко Мария Александровна. -Ульяновск, 2007. - 214 c.
14. Бабахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции
молодёжной субкультуры: конфликт или
преемственность поколений? / В. А. Бабахо, С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996, № 3. - С. 56-66.
15. Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style / D. Muggleton. - Oxford: Berg, 2000. - 198 p.
16. Redhead S. The end of the century party: youth and pop towards. / S. Redhead. - Manchester: Manchester University Press, 2000. - 124 p.
17. Пензин А. Индустрия ночи / А. Пензин // Критическая
масса, 2004,
№2 (http://magazines.russ.rU/km/2004/2/pen14.html).
18. Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная
революция / Г. Рейнгольд; пер. с англ. А. Гарькавого. -М.: Фаир-Пресс, 2006. - 416 с
19. Беспалов М. Флешмоб как метод художественного сознания / М. Беспалов // Флешмоб — феномен управляемой толпы (http://mobs.alfamoon.com/flashmob-articles/flashmob-as-art.html).
20. Огнева Т. Флэш-моб - метод психотерапии слишком
логичных людей? / Т. Огнева // Комсомольская Правда, 2009, октябрь
(http://kazan.kpmal.2bserv.ru/daily/24380/560884).
© М. А. Жаркова - асп. каф. социальной и политической конфликтологии КНИТУ, [email protected].