Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INTERNET / FOREIGN LANGUAGE / OFF-LINE LEARNING / INTERNET TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК АВТОНОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Моника-Наталия Лауренсовна, Овезова Умеда Акпаровна

В статье рассмотрены вопросы применения Интернет-технологий при реализации автономного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Осуществлен анализ различных педагогических подходов к определению категории "автономное обучение" как особого типа учебной деятельности. Охарактеризованы возможности применения ИКТ в процессе автономного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Приводятся преимущества применения сети Интернет при обучении иностранному языку, определены средства обучения, разновидности самостоятельной работы при использовании информационных технологий информационных технологий. Представлена модель организации учебного процесса на основе учебной автономии студентов с использованием Интернет-технологий, обоснованы и приведены примеры соответствующей системы упражнений с применением Интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагнер Моника-Наталия Лауренсовна, Овезова Умеда Акпаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF OFFLINE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article discusses the use of Internet technologies in the implementation of autonomous foreign language teaching for students of non-linguistic universities. The analysis of various pedagogical approaches to the definition of the category of "autonomous learning" as a special type of educational activity. The possibilities of using ICT in the process of offline learning a foreign language for students of non-linguistic universities are described. The advantages of using the Internet when teaching a foreign language are given, the means of instruction, the types of independent work when using information technologies, information technologies are identified. A model of the educational process organization on the basis of students' educational autonomy using Internet technologies is presented, examples of the corresponding exercise system using Internet technologies are substantiated and given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

В целом, говоря о возможности использования компетентностного подхода в качестве методологической основы отечественного педагогического образования, необходимо учитывать принцип полиларадигмальности, рассмотренный выше по тексту. Исходя из научно-нормативных требований этого принципа, компетентностный подход в педагогическом образовании целесообразно использовать в комплексе с другими подходами, которые являются близкими ему по смысловому содержанию и могут дополнять его в методологическом плане.

Литература:

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф, ... дис. докт. пед наук. -Уфа, 2009. - 43 с.

2. Берм ус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос. - 2005. - 10 сентября.

3. бобры шов С. В. И сто рико-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. -Ставрополь: СКСИ, 2006. - 300 с.

А. Болотов В. А., Серикое В. В. Компетентности а я модель: от идеи к образовательной программе / ! Педагогика. - 2003, - №10. - С 8-14.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. - 2005. №6. - С 13-29.

6. Козырева В.А., Родионова Н.Ф., 'Гряпиицина А.П. Компетентностный поход в построении профес-сиональной подготовки специалиста в области образования // Информационный бюллетень (29) УМО по направлению педагогического обра зования.-СПб.: Изд-воР1 'ПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С 34-44.

7. Краевский В. В. Воспитание или образование I / Педагогика. - 2011. - №3. - С. 3-10.

8. Ромаева Н. 6. Развитие гуманистической педагогики России: середина XIX-XX вв. : дис. ... д-ра пед. наук. ~ Пятигорск, 2004. -397 с.

9. Соснин Н. Компетентностный подход: проблемы освоения Н Высшее образование в России. -2007, - № б, - С.42-45.

10. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности, - Ростов-на Дону: Цветная печать, 1995. -314с.

THE USE OF INTERNETTECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF OFFLINE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Wagner Monika-NataUa Laurensovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Ovezova Umeda Akparovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor

Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The article discusses the use of Internet technologies in the implementation of autonomous foreign language teaching for students of non-linguistic universities. The analysis of various pedagogical approaches to the definition of the category of "autonomous learning" as a special type of educational activity. The possibilities of using /СТ in the process of offline learning a foreign language for students of non-linguistic universities are described. The advantages of using the internet when teaching a foreign language are given, the means of instruction, the types of independent work when using information technologies, information technologies are identified. A model of the educational process organization on the basis of students' educational autonomy using Internet technologies is presented, examples of the corresponding exercise system using Internet technologies are substantiated and given.

Keywords: Internet; foreign language; offline learning; Internet technologies. DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.41

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

в статье рассмотрены вопросы применения Интернет-технологий при реализации ав ТоНоМНОГО обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Осуществлен анализ различных педагогических подходов к определению категории "автономное обучение" как особого типа учебной деятельности. Охарактеризованы возможности применения ИКТв процессе автономно го обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Приводятся преимущества применения сети Интернет при обучении иностранному языку, определены средства обучения, разновидности самостоятельной работы при использовании информационных технологий информационных техно погий. Представлена модель организации учебного процесса на основе учеб-

УДК 378 ВАК РФ 13.00.02

1 Вагнер A/I. -Н Л, 2020 ЮвезоваУ.А.,2020

ной автономии студентов с использованием Интернет-технологий, обоснованы и приведены примеры соответствующей системы упражнений с применением Интернет-технологий.

Ключевые слова: Интернет; иностранный язык автономное обучение; Интернет-технологии.

LU

S

о

LU

< а

LU

# * *

200

В А ГНЕР Моника -На талия Лауренсовна, кандидат исторических наук доцент

ОВЕЗОВА Умеда Акпаровна, кандидат исторических наук, доцент

кафедра Иностранных языков, факультет Гуманитарных и социальных наук. Российский университет Дружбы народов, Москва

Интеграция в международное экономическое и информационное пространство предопределяет необходимость поиска новых подходов к обучению будущих специалистов иностранным языкам в соответствии с международными стандартами языковой компетенции. Особую значимость приобретает формирование у специалистов навыков и умений профессионального делового общения на иностранном языке. Вместе с тем ученые отмечают, что количество часов, отведенных на изучение иностранного языка в учреждениях высшего образования, недостаточно для формирования иноязычной коммуникативной компетентности [1],

Одновременно рост информационного потока в условиях значительного расширения деловых, профессиональных и культурных связей с зарубежными странами требует от выпускника неязыкового заведения уровня владения иностранным языком не ниже 82 (независимого пользователя), который соответствует современным европейским стандартам [2]. Это предопределяет необходимость разработки новых подходов к обучению иностранному языку как обязательной дисциплине в неязыковом вузе, внедрению в учебный процесс инновационных технологий обучения и методик, способствующих формированию навыков и умений профессионально-ориентированного общения на базе приобретенной системы знаний.

С целью характеристики современного состояния преподавания делового английского языка в неязыковых вузах и определения содержания профессионально ориентированного обучения студентов использован метод анализа и обобщения данных литературных источников. С целью разработки модели организации учебного процесса на основе учебной автономии студентов с использованием Интернет-технологий, обоснования соответствующей системы упражнений применены методы синтеза (группировка, классификация}.

Учебная автономия понимается как наличие "способности тех, кто учится, брать на себя ответственность за результаты обучения [3] относительно всех аспектов своей учебной деятельности, а именно: установления целей, определения содержания и последовательности, подбора материалов, управления процессом и оценки полученных результатов. Относительно изучения иностранного языка, учебная автономия определяется как внутренняя личная независимость студента, основанная на его способности самостоятельно управлять процессом усвоения знаний и овладения навыками и умениями иноязычного общения. [4, 5]

По мнению исследователей, под развитием учебной автономии понимается не столько внедрение сугубо индивидуального (независимого - independent ¡earning) обучения, сколько комплекс мер, использование которых ведет к тому, что студенты сами (индивидуально и как группа в целом) в значительной мере принимают на себя ответственность за ход и результаты учебного процесса. ¡6] Одним из эффективных мероприятий организации учебной автономии студентов выступают Интернет-технологии, способствующие

оптимизации учебного процесса в неязыковых вузах.

Целесообразно отметить, что благодаря Интернету возникла виртуальная реальность, становящаяся новым технологическим, психофизиологическим и социокультурным способом бытия человека, который формирует принципиально новый характер его общения, специфическими особенностями которого становятся виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность. [7]

Для преподавателей компьютерная (виртуальная) среда служит основой для разработки современных средств обучения. Преподаватель получает возможность постоянного обновления учебного материала благодаря использованию в процессе обучения современных аутентичных электронных документов и других Интернет-ресурсов. Он может адаптировать и дополнять уже заложенные в базу данных программы материалы, не только согласуй их с возрастными особенностями и профессиональными интересами студентов, но и интегрируя содержание программ в социокультурную среду студентов. [8]

Также преподаватель с помощью ИКТ предоставляет студентам, с одной стороны, больше автономии (физической, социальной, лингвистической и когнитивной), а с другой -"социализирует" процесс обучения, позволяя сделать его результат достоянием многих заинтересованных лиц (посредством предоставления в широкий доступ материалов, работы в сети Интернет), а также создавать коллективные творческие работы студентов не только одной группы, но и учебных заведений, расположенных в разных городах и странах. [9]

Так, во многих вузах активно практикуются представление и динамическое обновление образовательных ресурсов преподавателей профессиональных учебных дисциплин, в частности их \меЬ-страниц и «/еЬ-сайтов с демонстрационными материалами, текстами лекций, подборками научных статей, аннотированными ссылками на Интернет-ресурсы,

Для студентов компьютерная среда выступает средством создания продуктов собственного обучения.Готовность студентов к изучению иностранного языка в компьютерной среде предполагает усвоение коммуникативных и операционных умений, подготовку к умственной деятельности: умение осознать задачу - воспринять ее цель как личностно значимую, проанализировать условия, спланировать структуру действий и организовать поиск недостающей информации, подобрать

рациональный алгоритм ее решения. Важным является не только умение получить результат, но и оценить его полноту, достоверность, проанализировать целесообразность и эффективность своих действий.

При этом, необходимо отметить, что получаемая из Интернета информация всегда актуальна, аутентична по содержанию, форме и функции, подготовлена профессионалами, высокого качества, проиллюстрирована фотографиями, графиками и диаграммами (или даже мультимедийная),отвечает индивидуальным интересам и потребностям, "разгружает" учебник от крупных информационных текстов, акцентируя внимание на актуальных мотивирующих текстах и упражнениях.

Применение Интернет-технологий в автономном обучении иностранному языку является вполне оправданным, поскольку в большей степени побуждает студента к самообучению и предусматривает такие виды деятельности, которые можно применять без непосредственного вмешательства преподавателя: для поиска языковой информации в сети, организации диалога е сети, создания тематических шеЬ-страниц и \л*еЬ-квестов, представления результатов научных исследований.

Благодаря включению в учебный процесс электронной почты, телеконференций и чатов возрастает роль иноязычного чтения и переписки, Указанные службы Интернета предлагают настоящий межкультурный диалог в новой форме, которая не является типичной ни для учебных, ни для реальных ситуаций, ни для традиционной переписки. Во время обучения иноязычному чтению и переписке форма перестает доминировать над содержанием, осуществляется синхронная и асинхронная письменная коммуникация, а также существует возможность использовать ее результаты для развития других видов коммуникативной деятельности. Также возникает возможность ввести в память и/или распечатать свои и чужие тексты (то есть осуществить отложенные анализ, самопроверку и самоконтроль), что приводит к значительному улучшению грамотности. И0]

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно самостоятельно решать и задачи лингвокраеведческого характера, такие как, например, знакомство с культурозначи-мыми сведениями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения носителей языка, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. Например,

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

студенты имеют возможность найти информацию на англоязычных сайтах о событиях в разных уголках мира, о художественных и публицистических произведениях современных англоязычных авторов, особенностях образования, национальной кухни, традициях празднования определенных праздников и представить эту информацию в аудитории для обсуждения.

Сегодня существует возможность подобрать интересные иллюстрации, а также обратить внимание остальных студентов на современную речь, посредством которой подается эта информация, и сравнить ее с теми застывшими вариантами, с которыми чаще всего имеют дело студенты, когда их практика ограничивается только печатной художественной литературой. 8 этом мы видим виртуальный диалог культур, стимулированный реальными контактами с представителями иной культуры,

К возможным видам самостоятельной работы по иностранному языку с использованием информационных технологий мы рекомендуем отнести следующие.

1. Языковые тренинги по лексике и грамматике. Использование тренингов помогает развивать навыки письменной речи, перевода, расширять словарный запас. Тренинги экономят время преподавателя, потому что не нужно проверять механически степень владения лексикой (преподаватель получает результаты, сформированные компьютером), преподаватель продолжает развивать навыки использования лексики в коммуникативном процессе.

2. Тесты входного, промежуточного и выходного контролей знаний студентов. Результаты тестирования вносятся в электронные протоколы, студенты и преподаватели могут ознакомиться с ними в любое время.

3. Проблемно-поисковые задания на базе Интернет-ресурсов. Для реализации таких задач студенты и преподаватели используют информационные и коммуникационные службы Интернета, поисковые системы, каталоги и коллекции ссылок. Преподаватель формулирует для студентов определенную проблему или круг проблемных задач и предлагает механизм для успешной реализации этой задачи. В зависимости от типа задачи технологии решения проблемы могут быть различными (с учетом уровня владения иностранным языком и навыков использования Интернета и компьютера).

4. Творческие задания (создание мини-презентаций по темам по выбору). Студентам предлагаются темы, по которым в течение учебного семестра они готовят презентации. Преподаватель оказывает только консультативную помощь относительно содержания, источников информации, оформления и защиты работы. Результатом являются компьютерные презентации, выполненные в Microsoft Power Point, с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Приведем примеры задач, основанных на работе с информационными ресурсами сети Интернет при организации автономного обучения.

Задача 1, Используя материалы культурологического веб-сайта http://www.camefotinti. com/tower_site/index.html, совершите виртуальную экскурсию (Vif tuai Tour) с гидом по Лондонскому Тауэру, Включите звук и прослушайте информацию экскурсовода об истории, традициях, королевских сокровищах, исторических персонах, легенды и басни на английском языке. Используйте интерактивную карту-схему.

Задание 2. С помощью сети Интернет соберите информацию по определенной теме (Например, "Employment agencies and their work"), пользуясь ключевыми словами через так называемые "механизмы поиска" (search engines). Подготовьте заметки для обсуждения проблемы трудоустройства в России и зарубежных странах.

Задание 3. Зайдите на веб-сайт британской газеты "Guardian Unlimited" (http://www. guardian.co.uk/), выберите статью по изучаемой теме и обсудите ее на форуме газеты. Результаты обсуждения представьте в виде тезисов.

Задание 4. Сделайте проверку вашего правописания. Зайдите на сайт bttp://grammar, ccc.commnet.edu/grammar/quiz_ list.htm и выберите раздел "Spelling", выполните предложенные тесты. Сделайте анализ ошибок. Выполните задание еще раз. Проанализируйте результаты (есть ли изменения по сравнению с предыдущим выполнением теста).

Задание 5. Работа с интерактивным видео. Указанная программа - это фильм на английском языке. В процессе просмотра этого фильма зритель реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев фильма, руководит их действиями), и таким образом сам становится участником развития событий. Использование такого варианта "караоке" существенно актуализирует

знания студентов, обеспечивает возможности формирования их умений в аудировании и говорении.

Задание 6. Выполнение задания с помощью сети Интернет по теме "A job interview" ("Собеседование при приеме на работу"). Студентам предоставляются ссылки на адреса сайтов, содержащих примеры проведения собеседования во время приема на работу он-лайн. Задание предусматривает самостоятельный просмотр материала, ознакомление с образцами написания резюме на английском языке, составление собственного резюме, отправку его на сайт трудоустройства, ответ на дополнительные вопросы, если они возникают, и представление себя таким образом, чтобы последовало предложение работы (любой работы). В аудиторию необходимо принести подтверждение, что работа предложена.

Во время автономного обучения студентов рекомендуется также активно использовать в учебном процессе Интернет-проекты. По нашему мнению, проектная работа способствует формированию не только коммуникативной, но и информационной компетенции студентов.

Еще одним из видов работы, которые рекомендуются для автономного обучения иностранному языку является работа с аутентичными профессиональными лекциями преподавателей вузов Великобритании/ США по общим темам, которые изучаются почти во всех специализированных вузах на определенном курсе. Это становится возможным благодаря использованию современных Интернет-технологий, которые связывают университеты разных стран и дают возможность российским студентам слушать лекции вместе с англоязычными студентами, которые находятся рядом с лектором по ту сторону экрана, в on-line режиме. Кроме того, студенты имеют возможность записать эти лекции и прослушать их еще несколько раз для полного понимания содержания. После прослушивания студенты в аудитории обсуждают, что они поняли из лекции нэ иностранном языке, а что вызвало наибольшие затруднения, В ходе обсуждения студенты приходят к общим выводам относительно результативности предъявления лекционного материала и относительно того, смогут ли они учиться в зарубежном университете и полноценно воспринимать профессиональный материал. Для лучшего понимания иноязычного материала, студентам рекомендуется сначала прослушать лекции на родном языке по той же теме.

Заметим, что современные студенты также имеют возможность участвовать в on-line конференциях, которые сейчас находятся на стадии активного внедрения в процесс обучения и дают положительные результаты по подготовке специалистов к профессиональной деятельности. On-line конференции являются электронной проекцией обычных конференций, поскольку общение происходит в реальном времени и для него характерно использование всех средств устной речи. Единственным отличием является широта аудитории, место проведения и технические ограничения.

Отметим, что для большинства студентов такие "живые" конференции окажутся мотива-ционно-направленными, поскольку способствуют развитию англоязычных умений общения в реальной, а не в искусственно созданной ситуации. Проведение on-line сеансов сочетает в себе частично подготовленное и спонтанное вещание и позволяет наглядно проследить применение известных правил и приемов аргументации в реальной коммуникации. Во время on-line сеансов в аудитории целесообразно проводить контроль результатов обучения. Преподаватель и его ассистенты фиксируют речь каждого студента на информационный носитель, затем анализируют созданный дискурс и выставляют баллы.

Также для оценивания своих результатов во время автономного обучения целесообразно использовать электронные портфолио. Электронные портфолио разрабатываются с целью проведения компьютеризированного оценивания, в том числе в режиме он-лайн. Электронные портфолио подобны традиционным, поскольку они также состоят из работ студента, но выполнены в электронном формате. Это могут быть текстовые документы, видео-, аудиоматериалы, электронные дневники или веб-сайты, которые демонстрируют уровень достижений обучающегося не только в формальной учебной среде, но и во внеаудиторной работе.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что для автономного обучения студентов иностранному языку крайне необходимо применять Интернет-технологии, которые будут способствовать поощрению студентов к самостоятельной работе в своем собственном режиме и в то же время повышать мотивацию к изучению иностранного языка. Следовательно, для осуществления нацеленной на результат англоязычной подготовки будущего специалиста в условиях информационного общества следует направить цели, содержание, структуру и сам про-

цесс преподавания дисциплин англоязычного цикла на постоянное развитие и саморазвитие студента, стимулировать активность студента через распространение ИКТ как инструмента творческой учебно-познаватель-ной и будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Михайлов В.8. Особенное™ преподавания анг лийского языка в техническом вузе // Перспскти вы Науки и Образования. - 2018,-№4 (34).-С. 145-149.

2. Поляков О.Г. Английский языкдля специальных целей: теория и практика. - М. : Н6И-ТЕЗАУРУС, 2003,- 188 с.

3. Schmenk 8. Globalizing learner autonomy//TESOi Quarterly. - 2005. ■■ Vol. 39.1. - pp, 107-118.

4. Benson Pleaching and researching: autonomy in language learning // Language Teaching. - 2006. -Vol.40, pp. 21-40.

5. Rivers W.P. Autonomy at all costs: An ethnography of ni eta cognitive self-assess merit and self-

management among experienced language learners // The Modern Language Journal. - 2001. - Vol. 85.2. -pp. 279-290.

6. Sercu L. Autonomous learning and the acquisition of intercultural communicative competence: Some implications for course development // Language, Culture and Curriculum. - 2002. - Vol. - 15.1,- pp. 61 74.

7. BaйнДарф-Сысоева M.E. Организация виртуальной образовательной среды: теория и практика: монография. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 368 c.

8. Крылов Д. А. Виртуальное образовательное пространство как инновационная составляющая образовательной среды вуза // Современные наукоемкие технологии, - 2016. - №9-1.-С 118-123.

9. Штурба Я.Ю., Лалова Т.И. Использование Интернет-ресурсов в изучении иностранного языка: Методические указания. - М.: МИИТ, 2013. - 28 с.

10. Ходакова, А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В, Интернет в обучении английскому языку: Новые возможности и перспективы : учебно-методичес-кое пособие. - Тула : Тульский полиграфист, 2013. -100 С.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OFUTERA TURE IN OVERCOMING DISHARMONY OF THE INTELLECTUAL AND EMOTIONAL IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY

Vasev Dmitry Valerevlch, PhD Pedagogical sciences, Associate Professor, Perm State Cultural institute, Perm

The spiritual development of the personality is determined by its moral potential and its position as a subject of life activity, capable of joining the best achievements of universal culture. The education of morality, overcoming the disharmony of the individual, building a certain hierarchy of values is closely connected with the introduction of young people to Russian and world literature. Classical and modern literature reflects the spiritual experience and collective mind of many generations, forms socially significant qualities of a person. The problems of loss of spirituality, the differences between good and evil, excessive pragmatism threaten both the individual person and the whole of humanity By assimilating the knowledge necessary for the national culture, moral standards, necessary for life as a full member of society, a person begins to develop his individual abilities and natural inclinations. Spiritual, moral, cultural values are significant not only for an individual person, but also for the country, for all humanity as a whole.

Keywords; social growth; culture and subculture; literature and reading; spirituality; morality, DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.42

УДК 37,032 ВАК РФ 13,00,01

ФВасёвДЛ, 2020

ВАСЕВ Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный институт культуры, Пермь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ

В ПРЕОДОЛЕНИИ ДИСГАРМОНИЧНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Духовное развитие личности определяют её нравственный потенциал и её позиция как субъекта жизнедеятельности, способного приобщаться к лучшим достижениям всечеловеческой культуры. Воспитание нравственности, преодоление дисгармоничности личности, выстраивание определённой иерархии ценностей тесно связано с приобщением молодёжи к отечественной и мировой литературе. Классическая и современная литература отражает духовный опыт и коллективный разум многих поколений, формирует социально значимые качества личности. Проблемы потери духовности, различия между добром и злом, чрезмерный прагматизм грозят как отдельной личности, так и всему человечеству. У??аивая обязательные для национальной культуры знания, нормы морали и нравственности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества, человек начигтет развивать Щи индивидуальные способности, природные задатки. Духовные, моральные, культурные ценности значимы не только для отдельной личности, но и страны, всего человечества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.