Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В АУДИРОВАНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В АУДИРОВАНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / АУДИРОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДКАСТ / INTERNET RESOURCES / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / LISTENING / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / PODCAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Моника-наталия Лауренсовна, Овезова Умеда Акпаровна

В статье представлен анализ развития иноязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых вузов и показаны роль и значение применения Интернет-ресурсов в данном процессе. Дана характеристика возможностей и отличительных особенностей учебных Интернет-ресурсов, а также определены современные учебные Интернет-ресурсы, нацеленные на развитие иноязычной компетентности в аудировании. Отдельное внимание в статье посвящено проблемам применения подкастов в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов, исследованы дидактические возможности и методические функции подкастов, предложены направления развития иноязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых вузов посредством использования подкастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational internet resources and the development of foreign language competence in listening to students of non-linguistic universities

The article analyzes the development of foreign language competence in listening to students of non-linguistic universities and shows the role and importance of using Internet resources in this process. The characteristics and distinctive features of educational Internet resources are described, and modern educational Internet resources are identified, aimed at developing foreign language competence in listening. The article focuses on the problems of using podcasts in teaching foreign languages to students of non-linguistic universities, explores the didactic opportunities and methodological functions of podcasts, and suggests directions for developing foreign language competence in listening to students of non-linguistic universities through the use of podcasts.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В АУДИРОВАНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

handbook of creativity, 2010, (pp. 447-463). Cambridge: Cambridge University Press.

5. Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch model. Fundamental measurement in the human sciences. The second edition. New York, London: Routledge Taylor &Francis Group, 2007. 340 p.

6. Cachia R., Ferrari A., Kearney C., PunieY., Van den Berghe W.,&Wastiau P. Creativity in schools in Europe: A survey of teachers in Europe // European Commission-Joint Research Center-Institute for Prospective Technological Studies, Seville, 2009.

7. Crocker L. Introduction to classical and modern test theory. - CENGAGE Learning, 2008. - 527 p.

8. Daly S. R, Mosyjowski E. A, Oprea S. L, Huang-Saad A & Seifert C. M. College students' views of creative process instruction across disciplines // Thinking Skills and Creativity, 2016, 22,1-13.

9. Emberston S.E. Item Response Theory for psychologists. LEA, 2000. 371 p.

10.Gralewski J. Teachers' beliefs about creative students' characteristics: A qualitative study // Thinking Skills and Creativity, 2019,31,138-155.

11.Hamed P.K., Preece A.S.D., Hashim C.N. Factors influencing creative teaching among teachers in Islamic private schools in Kuala Lumpur. Retrieved from: http://www.iium.edu.my/capeu2016/wp-content/uploads/2017/02/031 .pdf

12.Huang X., Lee J. C.-K., & Dong X. Mapping the factors influencing creative teaching in mainland

China: An exploratory study // Thinking Skills and Creativity, 2019,31,79-90.

13.Linacre J.M. What do Infitand Outfit, Meansquare and Standardized mean // Rasch Measurement Transactions. 2002. V.I6 (2). P. 878.

14.Набиуллина P. P. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие. - Казань, 2003.-С. 17-25.

15.Ramankulov S., Usembayeva I., Berdi D., Omarov В., Baimukhanbetov В.,

16.Shektibayev N. Formation of the Creativity of Students in the Context of the Education Informatization // International Journal of Environmental and Science Education, 2016,11(16), 9598-9613.

17.Richardson C.,&Mishra P. Learning environments that support student creativity: Developing the SCALE // Thinking Skills and Creativity, 2018, 27, 45 18.Soh K. Fostering student creativity through teacher behaviors // Thinking Skills and Creativity, 2017,23,58-66.

19.Wright В., Stone M. Measurement essentials. -Wilmington: Wide Range, 1999. - 221 p.

20.Wyse D. and Spendlove D. Partners in creativity: Action research and creative partnerships // Education 2007,3-13,35(2), 181-191.

EDUCATIONAL iNTERNETRESOURCESANDTHEDEVELOPMENTOF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN LISTENING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Wagner Monika-Natalia Laurensovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Ovezova Umeda Akparovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor Department of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The article analyzes the development of foreign language competence in listening to students of non-iinguistic universities and shows the role and importance of using internet resources in this process. The characteristics and distinctive features of educational internet resources are described, and modern educational internet resources are identified, aimed at developing foreign language competence in listening. The article focuses on the problems of using podcasts in teaching foreign languages to students of non-iinguistic universities, explores the didactic opportunities and methodological functions of podcasts, and suggests directions for developing foreign language competence in listening to students of non-iinguistic universities through the use of podcasts.

Keywords: internet resources; non-iinguistic university; listening; foreign language competence; podcast.

УДК 378 УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И РАЗВИТИЕ

ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В АУДИРОВАНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

В статье представлен анализ развития иноязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых вузов и показаны роль и значение применения Интернет-ресурсов в данном процессе. Дана характеристика возможностей и отличительных особенностей учебных Интернет-ресурсов, а также определены современные учебные Интернет-ресурсы, нацеленные на развитие иноязычной компетентности в аудировании. Отдельное внимание в статье посвящено проблемам применения подкастов в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов, исследованы дидактические возможности и методические функции подкастов, предложены направления развития иноязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых вузов посредством использования подкастов.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы; неязыковой вуз; аудирование; иноязычная компетентность; под каст.

ВАК РФ 13.00.08

© Вагнер М.-Н. Л., 2019 © Овезова У. А., 2019

Современный этап развития методики преподавания иностранных языков (ИЯ) в частности выдвигает на первый план проблему совершенствования методов и форм обучения, направленных на решение задач модернизации образования, повышения качества и эффективности иноязычной профессиональной подготовки. Если раньше в обучении ИЯ на первом плане было формирование у студентов прочных систематизированных знаний, то сегодня основной целью образования является формирование способности к активной самостоятельной деятельности. Стремительное развитие Интернет-ресурсов делает возможным привлечение к образовательному процессу уникального и разнообразного контента.

Учебные Интернет-ресурсы считаются наиболее доступными технологиями и средствами, которые способны модернизировать, усовершенствовать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс формирования англоязычной компетентности в целом и компетентности в аудировании частности. Акцентируется внимание на изучении английского языка с использованием учебных Интернет-ресурсов как в рамках аудиторных занятий неязыковых вузов, так и в процессе самостоятельной и индивидуальной работы.

Проблема внедрения и целесообразности, различные аспекты использования ИКТ в процессе изучения и преподавания ИЯ стали объектом исследований многих зарубежных и отечественных ученых. Исследователи сходятся во мнении, что ИКТ, безусловно, значительно интенсифицируют процесс обучения как в методическом, так и в презентационном аспектах. Ученые считают, что именно благодаря компьютеризированной обучению создается комфортная среда для изучения ИЯ, самостоятельной работы, индивидуализации учебного процесса, что положительно влияет на формирование иноязычной компетентности. [1, 2]

Работы отечественных ученых посвящены проблеме применения компьютерных технологий и Интернет-ресурсов в процессе формирования иноязычной компетентности в аудировании [3,^.Установлено, что вводить Интернет-ресурсы в процесс практического занятия надо структурировано и методически обоснованно, планируя их учебную, развивающую и воспитательную цели [5].

Анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что внимание ученых направлено на изучение эффективности применения ИКТ на занятиях по ИЯ, определение преимуществ и недостатков использования мультимедийного обеспечения для овладения ИЯ. Однако не выявлено комплексного исследования, посвященного проблеме применения учебных Интернет-ресурсов для формирования англоязычной компетентности в аудировании в процессе подготовки студентов неязыковых вузов, а также недостаточно проанализированы учебные Интернет-ресурсы, направленные на формирование англоязычной компетентности студентов.

Таким образом, целью нашего исследования является определить роль и значимость использования учебных Интернет-ресурсов в процессе формирования англоязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых вузов.

Согласно сформулированной цели, определены следующие задачи: 1) изучить процесс формирования англоязычной компетентности в аудировании неязыковых вузов; 2) определить характерные признаки учебных Интернет-ресурсов; 3) выделить и проанализировать современные учебные Интернет-ресурсы, которые способны обеспечить эффективное формирование англоязычной компетентности в аудировании.

оэ

1-й

о

СХ1

-О 0-

ш <

со со

к^ Г Ё

221

В А ГНЕР Моника -На талия Лауренсовна, кандидат исторических наук, доцент

ОВЕЗОВА Умеда Акпаровна, кандидат исторических наук, доцент

кафедра Иностранных языков, Российский университет Дружбы народов, Москва

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

222

Развитие ИКТ неустанно влияет на процесс формирования компетентностей, которые необходимы студентам в учебном процессе и для их профессионального становления. Сейчас студенты неязыковых вузов в процессе изучения ИЯ должны приобрести компетенции уровня В2, что в соответствии с Общеевропейскими Рекомендациями по языковому образованию (СЕРР!) определяется как "независимый пользователь". Указанный уровень овладения ИЯ предполагает понимание основных идей сложных текстов конкретной и абстрактной тематики, ведение профессиональной дискуссии согласно специализации пользователя, а также свободное и спонтанное коммуникативное взаимодействие с носителями языка.

Новыми задачами, которые встают перед неязыковыми вузами, является организация учебного процесса, разработка рабочих программ, обновление учебно-методического обеспечения с целью интенсификации овладения иноязычными компетентностями. Ведь после изучения курса ИЯ в неязыковом вузе студент должен быть готов к осуществлению иноязычного коммуникативного акта на темы из личной жизни и профессиональной сферы, понимание развернутых докладов и лекций, сложной аргументации почти всех новостей и репортажей о текущих событиях, до полной диалогического взаимодействия, социокультурной адаптации, интеграции в иноязычную среду, что, очевидно, требует сформированной компетентности в аудировании.

Известно, что аудирование выступает не только самостоятельным видом иноязычной речевой деятельности (слушания объявлений, лекций, докладов, радио- и телепередач, собеседника по телефону, выступлений актеров и тому подобное), но также входит в состав диалогической речи и является средством обучения, например, при объяснении нового материала, предоставлении инструкций по выполнению упражнений и тому подобное. Поэтому, согласно Е.С. Каптуриной, компетентностью в аудировании считается способность слушать аутентичные тексты разных жанров и видов с разным уровнем понимания содержания как в условиях прямого, так и опосредованного общения [6]. Среди составляющих компетентности в аудирование исследователь выделяет речевые,учебные, интеллектуальные, организационные и компенсационные умения. К речевым умениям аудирования относятся умение выделять в аудиотексте основную информацию и прогнозировать его содержание,умение выбирать главные факты,

не обращая внимания на второстепенные, умение выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов в опоре на языковую догадку, контекст, умение игнорировать неизвестный языковой материал, не существенный для понимания и тому подобное.

Считаем, что процесс формирования компетентности в аудировании в неязыковых вузах, где на изучение ИЯ предусмотрено только 2-3 семестра с минимальным количеством аудиторной нагрузки, требует комплексного, системного и систематического подходов, методически обоснованного подбора методов и средств. В общем, на выбор методов обучения влияет много факторов, среди которых: цели обучения, содержание учебного материала, специфика предметной области, темп и срок процесса обучения, стиль обучения и уровень педагогического мастерства преподавателя, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения, уровень подготовки студентов. Однако в условиях интенсификации изучения английского языка необходимо акцентировать внимание на тех методах и средствах, которые способны быстро, качественно и эффективно формировать англоязычную компетентность в аудировании.

Анализ научно-методических источников свидетельствует, что именно учебные Интернет-ресурсы способны облегчить и ускорить процесс формирования англоязычной компетентности в аудировании. Среди основных преимуществ компьютеризированного обучения ИЯ выделяют возможность определения глубины и последовательности усвоения изученного материала, вариативность применения на различных этапах обучения, облегчение процесса восприятия и запоминания учебного материала, активизации учебной деятельности, разветвления последовательности обучения на основе анализа ошибок студента, формирование самооценки студентов и создание условий для их самостоятельной и индивидуальной работы [7, 8]. В частности, исследования также доказывают, что именно восприятие и понимание аудиотекстов во внеаудиторных условиях, без внешних помех и раздражителей является более комфортным и эффективным для студентов [9].

Поскольку процесс формирования компетентности в аудировании по английскому языку в неязыковых вузах ограничен временем и техническими возможностями, поэтому важной задачей является подобрать, методологически проанализировать и обосновать те учеб-

ные Интернет-ресурсы, которые наиболее целесообразно использовать. Практический опыт свидетельствует, что целесообразным и методически обоснованным является использование таких учебных Интернет-ресурсов, как подкасты - аудио- или видеофайлы, распространяемые в сети Интернет для прослушивания на компьютере или мобильном устройстве, которые доступны для прослушивания в любое удобное для пользователя время [10].

Все подкасты можно разделить на три группы: аудиоподкасты, которые предоставляют информацию в виде аудиофайла в формате МРЗ; видеоподкасти, в которых информация подается как видеофайл; скринкасты, которые презентуют информацию в виде видеофайла, в котором с помощью специальной программы на видеозапись накладывается аудиодорожка с комментариями.

Среди характеристик технологии подкас-тинга некоторые ученые выделяют такие, как актуальность, то есть возможность подписки на подкасты и регулярного пополнения своего архива новыми материалами из Интернета; аутентичность представленного материала, что делает процесс изучения ИЯ более мотивированной и эффективным; медиакомпетен-тность, т. е. формирование базовых умений и навыков работы с компьютерными платформами и сервисами; многофункциональность, что дает возможность развивать различные виды речевой деятельности, повышать социокультурную компетенцию, получая информацию о культуре изучаемого языка; многоканальное восприятие, базирующееся на одновременном восприятии зрительной и слуховой информации; интерактивность, т. е. диалоговый режим работы пользователя с мобильным устройством, по которому он имеет возможность самостоятельно выбирать информацию, скорость и последовательность ее передачи; мобильность, расширение учебной среды, обеспечивающей возможность обращения к материалам подкаста в любое время и в любом месте; устойчивая мотивация, формирующаяся вследствие удовлетворения познавательных мотивов при изучении ИЯ и т.п. [11 ]

Подкаст подразумевает возможность размещения, прослушивания или просмотра аудио- или видеофайлов на сервисе подкас-тов; способствует развитию познавательных способностей студентов, умений обучения в сотрудничестве и самостоятельной учебной деятельности.

Можно рекомендовать огромное количество подкастов для изучения английского язы-

ка, которые озвучиваются носителем языка или преподавателем с многолетним стажем работы. Самыми эффективными среди них, на наш взгляд, являются ВВС Learning English Podcast и Audio English Podcast. Преимущество подкастов BBC Learning English Podcast заключается в том, что их продолжительность составляет всего 6 минут, они легко воспринимаются на слух (выразительная речь, средний темп). Стоит обратить внимание, что в аудиозаписях используется довольно сложная лексика, поэтому к каждому подкасту прилагается транскрипт. В случае,если возникает сложность восприятия подкаста на слух, текст может быть доступен к просмотру. Сервис подкастов Audio English Podcast может быть полезным как для студентов, имеющих начальный уровень (English for Beginners), так и для тех, кто ее совершенствует (раздел Practical English). Также есть возможность выбора интересной для студента темы (Travel English, Telephone English, Banking English, Accounting English). [12]

Процесс формирования компетентности в аудировании становится более доступным, эффективным и интенсивным благодаря использованию Randall's ESL Cyber Listening Lab. Этот ресурс предлагает прослушивание разнообразных текстов и диалогов согласно трех разделов: общее прослушивание, базовое прослушивание, прослушивание для академических целей, каждый из которых распределен согласно трех уровней сложности. Общее прослушивание включает свыше 150 разнообразных по своей тематике аудиометериалов, среди которых есть и те, что непосредственно отвечают тематике учебных программ неязыковых вузов. [13]

Проанализировав большое количествоучеб-ных ресурсов, направленных на развитие аудирования, которые доступны в сети Интернет, выявлены определенные функциональные возможности и методологические особенности этих ресурсов, на которые необходимо обращать внимание. Прежде всего, возможность подбора аудио- и видеоматериалов согласно уровня знания языка и поставленных задач. Целесообразно подбиратьаутентичныеаудио-и видеоматериалы (реальная коммуникация носители языка), а также полуаутентичные аудио- и видеоматериалы (модифицированная или сокращенная реальная коммуникация носители языка, адаптированная к соответствующему уровню и учебным функциям), которые могут использоваться для студентов первого курса обучения с низким речевым уровнем (В1). Во-вторых, не менее значимым является

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

224

наличие комплексов упражнении, которые необходимо использовать перед, в течение и после прослушивания аудиоматериалов. Такие упражнения выполняются на протяжении трех этапов формирования компетентности в аудировании, а именно: подготовительном, основном и итоговом этапах, на первом из которых активизируются фоновые знания и совершенствуются лексические, грамматические и фонетические навыки аудирования; основной этап предполагает развитие умений смысловой переработки информации и фиксации воспринятой информации на слух, а также выявление содержания прослушанного (раскрытие сюжетной линии, событий, основной идеи, эмоционального фона); итоговый этап направлен на совершенствование умений аудирования в процессе самостоятельной работы с одновременным формированием умений (само)контроля и рефлексии приобретенного уровня владения англоязычной компетентности в аудировании. В-третьих, важно акцентировать внимание на возможностях использования визуальных и вербальных опорах, которые способны облегчить процесс восприятия и осознания услышанной информации. Подкасты должны быть недолгими (не более 3-5 минут) и соответствовать тематике занятия. Упражнения, которые могут быть использованы в процессе работы с подкастом, условно можно разделить на три группы: упражнения, выполняемые студентами перед прослушиванием или просмотром; упражнения во время прослушивания или просмотрами ражнения после прослушивания или просмотра.

Рассмотрим возможные задачи для каждой группы упражнений. Перед прослушиванием или просмотром презентуются ключевые слова, о значении которых можно догадаться, или нужно объяснить их значение; можно высказать предположение, с какой темой будет связан текст. В частности, как эффективное упражнение в процессе предварительной работы с подкастом можно предложить составление ассоциограмм с ключевым словом или определение ключевого слова из темы, что способствует повторению и обобщению студентами словарного запаса по определенной тематике. Во время прослушивания студентам могут быть предложены упражнения, в которых нужно, например, выделить из представленных слов те, что использовались в тексте; дополнить таблицу; выбрать или распределить по содержанию иллюстрации; заполнить пропуски в тексте. После прослушивания текста сту-

дентам предлагается ответить на вопросы, сформулировать названия частей текста или определить соответствие высказываний содержанию текста. На этом этапе целесообразным является использование творческих заданий, таких как продолжить историю, составить вопросы к тексту, сравнить их с вопросами партнера и разыграть интервью, придумать и рассказать похожую историю и прочее.

Приведем примерный алгоритм работы с подкастами, направленные на развитие аудирования. В начале работы с подкастами преподаватель должен объяснить студентам цель и задачи проекта, ознакомить их с правилами работы с платформой сервиса подкастов, где будет осуществляться их размещение и сетевое взаимодействие студентов и преподавателя. Преподавателю нужно объяснить студентам, в чем будет заключаться их учебная деятельность, определить алгоритм работы с подкастом, установить критерии оценки участия студентов в этом виде учебной деятельности. Завершает этот этап создания преподавателем для студентов страницы подкастов по определенной тематике. Для этого может быть использован социальный сервис www.podomatic.com, где преподаватель создает отдельную страницу для своей учебной группы, предоставляет информацию об основателе проекта,описываетегозадачи. На основном этапе процесса происходит выбор темы и создание студентами текста подкаста. Студентам предлагается подготовить текст выступления (подкаста), где каждый из участников может презентовать себя. Преподаватель осуществляет мониторинг самостоятельной деятельности студентов, помогая им в подготовке грамматически и лексически грамотного текста выступления, что потом будет записан и размещен на сервисе подкастов для дальнейшего обсуждения. Далее происходит запись подкаста каждым студентом с использованием сетевого программного обеспечения. Созданные и размещенные на сервисе подкасты прослушиваются (просматриваются) преподавателем и студентами во внеучебное время. Всем студентам предлагается принять участие в сетевом обсуждении подкастов, то есть размещении в микроблоге короткого отклика и комментария относительно содержания и/или структуры подкаста. Затем преподаватель организует общую дискуссию и анализ подкастов, что полюбили студенты. На заключительном этапе происходит самооценка проделанной работы, где студенты должны определить, насколько им удалось раскрыть суть обсужда-

емой проблемы, обдумать трудности, возникшие в процессе реализации проекта, выдвинуть предложения по улучшению дальнейшей работы. В конце работы преподаватель оценивает деятельность студентов в соответствии с ранее оговоренных критериев.

Предложенный алгоритм действий студентов и преподавателя предполагает достаточно большой объем учебной деятельности осуществляется студентами самостоятельно. Это позволяет утверждать, что наряду с формированием у студентов иноязычной коммуникативной компетенции эта методика направлена также на развитие их умений самостоятельной учебной деятельности, обучение языку по индивидуальной траектории.

Итак, проведенный анализ учебных Интернет-ресурсов в процессе формирования англоязычной компетентности в аудировании удостоверяет целесообразность, методологическую обоснованность и эффективность их использования в учебном процессе неязыковых вузов. В частности доказано, что возрастающая потребность в интенсивном изучении английского языка, а значит, и приобретении компетентности в аудировании обусловливают необходимость в использовании студентами неязыковых вузов учебных Интернет-ресурсов в условиях самостоятельной и индивидуальной работы. Определены и обоснованы функциональные возможности и методологические особенности учебных Интернет-ресурсов, направленных на формирование компетентности в аудировании по английскому языку.

Так, учебные подкасты дают дополнительную языковую практику, повышают навыки аудирования, расширяющие границы учебного среды, ведь студенты могут учиться как в учебное, так и внеучебное время. Использование ИКТ позволяет многократно повысить эффективность обучения, стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению ИЯ, но для этого необходимо не только предлагать его студентам как вспомогательный материал, но и интегрировать этот социальный сервис в процесс обучения. Считаем также, что выделенные и проанализированные современные учебные Интернет-ресурсы интенсифицируют, совершенствуют и облегчают процесс формирования англоязычной компетентности в аудировании. Осуществленное исследование не претендует на целостное решение этой проблемы. Считаем, что проблема применения учебных Интернет-ресурсов для формирования иноязычной компетентности как в аудировании, так и в речи, письме и т. п.,

может активно изучаться учеными с целью усовершенствования процесса обучения и изучения иностранного языка как общего, так и профессионального направления. Перспективными научными исследованиями могут стать как теоретические вопросы, так и учебно-методические разработки, направленные на повышение англоязычной компетентности студентов различных специальностей.

Литература:

1. Klimova B.F., Semradova I.The teaching offoreign languages and ICT//ProcediaTechnology. 2012. №1. pp. 89-93.

2. Воробьева Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы : монография. - Архангельск : Поморский университет, 2011. - 123 с.

3. Мещерякова Е.В., Мещерякова Ю.В. Развитие аудитивной компетенции с использованием информационно-коммуникативных технологий // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 201 б. - № 3. - С. 79-87.

4. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов // Язык и культура. - 2011. - № 2 (14). -С. 130-134.

5. Штурба Я.Ю., Лалова Т.И. Использование Интернет-ресурсов в изучении иностранного языка : методические указания. - М.: МИИТ, 2013. - 28 с.

6. Каптурина Е.С. Аудирование как методический феномен // Иностранные языки в высшей школе. - 2010.-№1(12).-С.5-13.

7.Ходакова А.Г.,Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении английскому языку: Новые возможности и перспективы : учебно-методическое пособие по использованию Веб 2.0 технологий в обучении английскому языку). - Тула : Тульский полиграфист, 2013. - 100 с.

8. Rodinadze S., Zarbazoia К. The advantages of information technology in teaching English language //Frontiers of Language and Teaching, 2012. №3(5). pp. 271-275.

9. Altun M. The integration of technology into foreign language teaching // International Journal on New Trends in Ed?cation and Their Implications. 2015. №6(1). pp.22-27.

10. Иванова С.Г., Дмитриева Е.В., Сахарова Н.С. Методика использования подкастов в процессе обучения иностранным языкам в университете / / Вестник ОГУ. - 2016. - № 2 (190). - С. 20-25.

11. Jayanthi N.S. Kumar R.V. Use of ICT in English language teaching and learning//Journal of English language and literature. 2016. №3(2). pp.34-38.

12. Дубаков А. В. Анализ отечественных и аутентичных Интернет-ресурсов для преподающих и изучающих английский язык // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: сб. науч. ст. - Шадринск: ШГПИ, 2012.-С. 7-12.

13. Маточкина Н.П., Киндеркнехт А.С. Интернет-ресурсы для изучения иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 11 (41). - Ч. 1. - С. 139-141.

LU

s ^

о

LU

< ct

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LU

* * *

226

TO THE PROBLEM OF VISUALIZATION PROBLEMS AS THE MAIN METHOD OF ADAPTIVE PERCEPTION OF FORMBUILDING ELEMENTS IN THE SPACE OF A PICTURE, ENVIRONMENT AND SOCIETY

Vanyaev Vladimir Alexandrovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Drawing, institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, Moscow

in this paper, the author refers to the problem associated with the process of scientific adaptation to program disciplines: drawing, painting, printed graphics, composition, in which the analysis and concept related to the definition of visualization are partially or completely absent. The author reflects not only on the problem of reforms in education, but also interconnects this with the social sphere and the life activity of teachers. The very concept of "visualization" by the author is analyzed very tightly, systematically, with a precise identification of the applied meaning of the term itself. Discipline, which is an auxiliary in profiled art universities, reading in a shortened program version, which does not give a full understanding and does not reveal the scientific value within the framework of program and methodological support. Therefore, in this article the author tries to draw attention and awaken pedagogical interest to the problem, the solution of which will give an opportunity to enter a new educational and cognitive level and as a consequence to a higher-quality product of performance in the process of teaching subject disciplines: drawing, painting, composition, printed graphics.

Keywords: history of perspective; scientific motivation; analysis of taught disciplines; pedagogy; psychology; visualization; historical interpretations.

УДК 378.01 б ВАК РФ 13.00.02

© Ваняев В. А., 2019

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА АДАПТАЦИОННОГО ВОСПРИЯТИЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ КАРТИНЫ, СРЕДЫ И СОЦИУМА

В данной работе автор обращается к проблеме, связанной с процессом научной адаптации к программным дисциплинам: рисунок, живопись, печатная графика, композиция, в которых отсутствует разбор и понятие, связанные с определением основных принципов визуализации. Автор размышляет не только над проблемой реформ в образовании, но и взаимосвязывает это с социальной сферой и жизнедеятельностью педагогов. Само понятие - "визуализация" автором разбирается очень плотно, поэтапно, с точным выявлением прикладного значения самого термина. Дисциплины, которые значатся вспомогательными, где составляющим элементом является визуализация, в профилируемых художественных вузах читаются в сокращённом программном варианте, что не даёт полного понимания и не раскрывает её научного значения в рамках программно-методического обеспечения. Поэтому в этой статье автор пытается обратить внимание и пробудить педагогический интерес к данной проблеме, решение которой даст возможность выйти на новый образовательный и познавательный уровень и как следствие этого на более качественный продукт исполнения в процессе обучения предметным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, печатная графика и др. Ключевые слова: история перспективы; научная мотивация; анализ преподаваемых дисциплин; педагогика; психология; визуализация; исторические интерпретации.

ВАНЯЕВ Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Рисунка, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва

В условиях развивающегося современного общества ригидность и консерватизм профессионального образования привели к тому, что нарождающаяся новая ситуация в российском образовании обострила вопросы практической педагогики и методики, которые стали попросту игнорироваться в общей образовательной системе. Большая часть профессорско-преподавательского состава высшей школы отказываются что-либо менять в структуре своих действий и не считают это нужным, так как их желание работать как всегда (по-старинке) является достаточно успешным и плодотворным. Любая ситуация с реорганизацией системы образования воспринимается ими очень болезненно и "в штыки". Специальные педагогические мониторинги, проводимые среди педагогических кадров, показывают, что, начиная с 90-х годов XX века, резко снизился и критически нарушился интерес преподавателей-прикладников к научно-методической литературе и новым конструктивно-педагогическим идеям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.