Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Ирина Анатольевна

В статье рассматривается роль интерактивных технологий во внеклассной работе с обучающимися колледжа по биологическим дисциплинам, позволяющих совершенствовать процесс обучения, формировать у обучающихся профессиональные компетенции и воспитывать информационную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL WORK ON THE ORGANIZATION OF RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

The article examines the role of interactive technologies in extracurricular work with college students in biological disciplines, allowing to improve the learning process, to form students' professional competencies and to foster an information culture.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

УДК 37.377.6

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ирина Анатольевна Жукова

Заслуженный учитель РФ, Почетный работник СПО РФ

преподаватель iri.zhuckova@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается роль интерактивных технологий во внеклассной работе с обучающимися колледжа по биологическим дисциплинам, позволяющих совершенствовать процесс обучения, формировать у обучающихся профессиональные компетенции и воспитывать информационную культуру.

Ключевые слова: интерактивные технологии, информационная культура, экологическое образование, рациональное природопользование, внеклассные мероприятия.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Воспитывать истинного друга природы, рачительного её хозяина — задача чрезвычайно трудная, но вполне решаемая [1, 3].

Одним из внеклассных мероприятий, проведенных мною по ботанике и физиологии растений, было дендрологическое путешествие «Жило - было дерево (о растениях с биографией)». Целью этого мероприятия являлась демонстрация методов внеаудиторной работы, позволяющих развить у обучающихся интерес к изучению окружающей их природной среды.

Всего пару сотен лет назад человек много времени проводил в лесу, знал породы деревьев, общался с ними на языке разного рода заговоров. Сейчас к деревьям отношение как к очистителю воздуха, парковому атрибуту, а ведь при Петре I за уничтожение дуба полагалась казнь. Считалось, что дубы дают космическую силу, и их можно было использовать только, если очень нужно, ведь растут они очень долго. В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с самыми красивыми и самыми удивительными деревьями в мире, деревьями-долгожителями, то есть мероприятие призвано показать обучающимся изысканную красоту и редкость представителей растительного мира.

Обязательно делается акцент на уникальность и неповторимость природы родной Тамбовской области. Её живописные виды привлекают множество людей не только из округа, но и со всей России. Это единственная в своем роде область, где встретились северные леса и европейская тайга. Эта своеобразная местность сочетает в себе таежную и степную фауну и флору, создавая очень живописные пейзажи. В Тамбовской области более 100 памятников природы. С некоторыми из них обучающиеся знакомятся во время мероприятия. Важно учесть при определении чтецов, чтобы информацию о памятниках природы преподнесли те обучающиеся, которые живут там, где находятся эти памятные территории [2].

Профессиональное учебное заведение должно не только дать своим выпускникам специальные знания, но и подготовить их к жизни и деятельности в информационном обществе. Решение этой задачи зависит не только от преподавателей информатики, но и любой другой дисциплины, в том числе и ботаники и физиологи растений. Слагаемые успеха в данном случае -профессиональные знания преподавателя и владение новыми информационными технологиями.

Использование информационных технологий, несомненно, поможет в более глубоком понимании материала, связанного с рассмотрением вопросов охраны природы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская пословица.

Компьютеры и информационные технологии - инструмент с богатейшими возможностями, способными привнести элемент новизны в вопросы природоохранного направления и облегчить обучающимся понимание и лучшее усвоение экологических вопросов [1].

Информационные технологии позволяют сочетать сразу несколько компонентов: текст, рисунок, анимации, звуковое сопровождение, интерактивная доска и другое. Обязательно все мероприятие сопровождается слайдовой презентацией. Она дает возможность преподавателю проявить

творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению мероприятия.

Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала во внеклассной работе по ознакомлению с природоохранными вопросами экологической направленности. Использование слайдовой презентации, интерактивной доски, мультимедийного оборудования открывает для творчества преподавателя безграничные возможности. Это освобождает его от подготовки большого количества плакатов, таблиц, не всегда качественно выполненных. Больше времени остается на подготовку участников мероприятия.

Использование новых информационных технологий значительно повышает уровень обученности, связанный с вопросами охраны природы. Элементы мультимедиа рационально дополняют традиционные формы, повышают интерес к внеклассной деятельности, придают творческий характер взаимоотношениям между обучающимися и преподавателем. Они делают мероприятие зрелищным, позволяют сконцентрировать внимание обучающихся, а содержание мероприятия сделать понятным, доступным, запоминающимся.

Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и воспринимается обучающимися с интересом, оставляет у них хорошее впечатление [4].

Таким образом, практика показывает, что применение во внеклассной работе по биологическим дисциплинам интерактивных технологий углубляет знания обучающихся, помогает установить связь биологии с жизнью, выявить склонности и дарования обучающихся, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с источниками информации. В конечном итоге средства ИКТ, применяемые и во внеклассной работе, направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности обучающихся, воспитание их информационной культуры.

Список литературы:

1. Использование мультимедиа технологий во внеклассной работе по биологии. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/5709-ispolzovanie-multimedia-tehnologij-vo-vnekla

2. Кирина И. Б. Выявление здоровьесберегающей деятельности обучающихся аграрного вуза // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 32.

3. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

4. Тисленко Л.А. Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии. URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/08/18/ispolzovanie-multimediynyh-prezentatsiy-na-urokah-biolog

UDC 37.377.6

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL WORK ON THE ORGANIZATION OF RATIONAL USE OF NATURAL

RESOURCES

Irina A. Zhukova

Honored Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of the SPO of the Russian Federation, teacher

iri.zhuckova@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article examines the role of interactive technologies in extracurricular work with college students in biological disciplines, allowing to

improve the learning process, to form students' professional competencies and to foster an information culture.

Key words: interactive technologies, information culture, environmental education, environmental management, extracurricular activities.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.