Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / МЕТОД ПРОЕКТА / PROJECT METHOD / РОЛЕВАЯ ИГРА / ROLE PLAY / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / BRAINSTORMING / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / MULTIMEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алигаджиева Н.У.

В статье рассматривается вопрос применения интерактивных технологий на занятиях по английскому языку. Автор делится собственным опытом использования современных методов в работе со студентами юридического и экономического факультетов. Интерактивные методы обучения дают студентам возможность принимать активное участие в образовательном процессе, формировать и развивать их познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive technologies at English language classes

The article deals with the problem of using interactive technologies at the English language classes. The author shares their own experience of using modern methods in teaching law students and the students of economics. Interactive methods of teaching encourage students’ participation and involvement in the classroom and develop their cognitive activities.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 378.012 Н. У. Алигаджиева

Применение интерактивных технологий на занятиях по английскому языку

Филиал ДГУ в г. Избербаше; elpeli@rambler.ru

В статье рассматривается вопрос применения интерактивных технологий на занятиях по английскому языку. Автор делится собственным опытом использования современных методов в работе со студентами юридического и экономического факультетов. Интерактивные методы обучения дают студентам возможность принимать активное участие в образовательном процессе, формировать и развивать их познавательную активность.

Ключевые слова: интерактивные технологии, метод проекта, ролевая игра, мозговой штурм, мультимедийные средства.

Интерактивные методы обучения применяются для успешной организации индивидуальной, парной и групповой работы, в процессе которой осуществляется работа с различными источниками информации и используются такие приемы, как проектная работа, ролевые игры, работа в малых группах, метод «мозгового штурма» и др. [1, с. 127-128].

Интерактивный (inter - взаимный, act - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Иначе говоря, интерактивные методы ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на преобладание активности студентов в образовательном процессе. В этом состоит основное отличие таких методов от привычных активных методов. Функция преподавателя на занятиях с применением интерактивных технологий заключается в мониторинге деятельности студентов с последующей рефлексией, отражающей достигнутые на занятии цели.

Основные цели интерактивного обучения заключаются в следующем:

• пробуждать у студентов интерес к знаниям;

• устанавливать контакт между студентами, обучать их навыкам командной работы;

• учить студентов проявлять терпимость к чужому мнению, уважительно относиться к праву каждого на свою точку зрения;

• способствовать эффективному усвоению учебного материала;

• помогать формированию у студентов собственного мнения и отношения к событиям;

• мотивировать к самостоятельному нахождению способов решения учебной задачи путем выбора из предложенных вариантов или поиску собственного обоснованного решения;

• выходить на уровень осознанной компетентности студента;

• формировать жизненные и профессиональные навыки.

Использование интерактивных форм обучения требует от преподавателя пересмотра собственной роли на занятии. Он престаёт быть центральной фигурой на уроке, но при этом занимается организацией процесса и регулирует его ход. Преподаватель предварительно готовит все необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения, консультирует студентов, ведет учет времени и порядок выполнения согласно намеченному плану [2, с. 84-94].

Огромную роль при подготовке и проведении интерактивных занятий играет методическая подготовка преподавателя. Ведь для того чтобы занятие прошло с максимальной эффективностью, он должен сам прежде всего владеть этими методиками, иметь навыки использования компьютерных и интернет-технологий, умело обращаться с современной техникой (компьютером, интерактивной доской и др.) В данном контексте нельзя не отметить методическую помощь, которую оказывает преподавателям Дагестанского государственного университета функционирующий в ДГУ методический совет по иностранным языкам, возглавляемый Т.И. Ашурбековой. Мастер-классы, методические совещания, открытые занятия - все это, безусловно, содействует повышению качества проводимых занятий.

Трудно сегодня представить занятие по английскому языку без таких интерактивных технологий, как работа в парах, карусель, незаконченные предложения, «мозговой штурм», анализ проблемы, разыгрывания ситуации в ролях, ролевая игра, имитация, дискуссия и т. п. Эти и некоторые другие приемы были использованы, к примеру, при изучении темы «Money and its fonctions» со студентами второго курса экономического отделения в Избербашском филиале ДГУ. Студенты с удовольствием были вовлечены в работу: в процессе «мозгового штурма» вспомнили и отобразили в виде привычной паутины все функции денег, повторили с помощью мультимедийной презентации спряжение глаголов в Present Progressive, а для закрепления исполнили под караоке песню «Lemon tree». После просмотра отрывка из кинофильма «Заложница» ребята приняли участие в проблемной беседе на тему: «Что бы я сделал, если б у меня были деньги». Таким нехитрым способом студенты сами пришли к пониманию новой грамматической структуры «Условные предложения в английском языке». Занятие в очередной раз доказало, что возможность сочетать несколько методов обучения для решения образовательных задач, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентами поставленных задач, прежде всего коммуникативных.

Примером использования интерактивных методов на занятиях по английскому языку является также изучение темы «Food you like», которое прошло в виде интерактивного занятия-обобщения на первом курсе экономического факультета. Студенты обсуждали блюда и напитки, особенности питания в разных странах, говорили о вкусовых предпочтениях, пели песню «I like food and I like eating». С помощью презентаций и видеороликов учащиеся закрепили использование исчисляемых и неисчисляемых существительных в английском языке. Но наибольший интерес вызвала компьютерная онлайн-игра, в которой студентам на время приходилось выбирать из предложенных продуктов те, что внесены в список покупок. Ребята много работали в парах и малых группах, имитировали ситуации, озвучивали диалоги. Такие занятия, как правило, приносят положительные плоды, ведь игра - это основное средство развития познавательного интереса. Она помогает создавать и поддерживать позитивный психологический климат, необходимый для комфортного обучения. Студенты, имитируя и обыгрывая различные жизненные ситуации, учатся преодолевать языковой барьер, тем самым обеспечивая достижение поставленных задач коммуникации [3, с. 222-226].

Как известно, курс иностранного языка в вузе носит не только коммуникативно-ориентированный, но и профессионально направленный характер. Не является исключением и дисциплина «Английский язык в сфере юриспруденции», основная цель которой - приобретение студентами коммуникативной и профессиональной компетенции, обеспечивающей эффективный минимально достаточный уровень восприятия, обработки и порождения информации на английском языке в сфере юриспруденции. Поэтому одной из приоритетных задач курса английского языка для студентов юридиче-

ского факультета является формирование у обучаемых навыков чтения и понимания английского текста в подлиннике на базе общеупотребительной и специальной лексики, а также умение быстро извлекать необходимую информацию и вести на английском языке беседу, диалог с использованием специальной юридической терминологии. Такие задачи педагогу решать довольно непросто, если принимать во внимание уменьшение количества отведенных часов. Следовательно, преподаватели ищут новые формы работы, используют приемы, делающие обучение английскому языку нескучным, а главное - эффективным. Например, при изучении студентами первого курса юридического отделения довольно сложной темы «Система судов Англии» нами использованы интерактивные методы, позволяющие студентам разобраться в перипетиях английского судоустройства: просмотр видео с последующим обсуждением, игра, исполнение песен. К примеру, для того чтобы получить представление об особенностях английского правосудия и сравнить его с американским, студентам был показан отрывок из фильма «To kill a mockingbird», который не оставил ребят равнодушными. После просмотра студенты записали глаголы в форме Past Simple, которые прозвучали в сцене перекрестного допроса. А закрепили употребление глаголов с помощью игры «Tic-tac-toe» и песни в стиле рэп. В итоге студенты не просто запомнили названия судебных инстанций, но, что самое важное, смогли описать их юрисдикцию. На занятии были достигнуты как образовательные, так и воспитательные цели, ведь изучение иностранного языка расширяет кругозор студентов, повышает уровень их общей культуры, учит уважению в отношении к ценностям других стан и народов.

Общеизвестно, что язык лучше всего учить в оригинальной языковой обстановке. Но не все и не всегда имеют такую возможность. Поэтому очень важно на занятиях по английскому языку максимальное приближение к оригинальной среде. Легче всего сымитировать погружение в языковую среду в процессе ролевой игры. В частности, на открытом занятии по английскому языку на первом курсе юридического факультета студентам было предложено поучаствовать в игровом судебном заседании «Виновен или не виновен?» по теме «Преступление и наказание». В этой ролевой игре были задействованы все студенты группы. Ребята продемонстрировали знания, умения и навыки всех видов речевой деятельности. Они выражали свою точку зрения, личное отношение к данной проблеме через интерактивное общение.

Не раз доказано практикой, что метод проектов является одним из наиболее любимых среди студентов интерактивных методов обучения. К примеру, студенты второго курса экономического отделения в обязательном порядке защищают проекты в рамках изучения профессионального модуля. Студенты представляют свои презентации по актуальной проблематике экономики и бизнеса, отвечают на вопросы своих однокурсников, преподавателей, присутствующих гостей. В процессе подготовки проектов им удается за короткое время обработать научный и публицистический материал по теме, освоить большой объем профессиональной лексики, подобрать интересное видео- и аудиосопровождение своих выступлений. Такие сложные темы, как «Taxation», «Banking», «Trade», «Marketing», «Advertising», «Inflation and Unemployment» и другие, требуют высокого уровня владения языком. При этом данную задачу учащиеся воспринимают с большим энтузиазмом. Защита, как правило, организуется в специально оборудованной мультимедийной аудитории, которая может уместить всех желающих, а не только участников.

Изучение учебно-познавательного и социально-культурного модулей по английскому языку на первом курсе экономического отделения также обычно завершается публичной защитой проектов на английском языке. Работа, проведенная студентами

под руководством преподавателей, связана не только с поиском лингвистического материала по теме, но и c подготовкой мультимедийной презентации средствами программы Power Point. Среди представленных работ по языку и страноведению особое внимание студентов обычно привлекают темы, связанные с родной культурой и традициями, а также культурой стран изучаемого языка, например «Customs and traditions of Great Britain», «Dagestan is my native republic», «All about the English language», «The history of Australia», «Famous people of America» и др.

Интерактивные технологии можно использовать не только на практических занятиях, но и во внеаудиторной работе [4, с. 89-91]. В филиале ДГУ в г. Избербаше на протяжении многих лет успешно функционирует предметный кружок по английскому языку и страноведению. Руководители кружка вместе со студентами проводят немало открытых занятий-представлений с использованием элементов инновационных, интерактивных технологий. К примеру, занятие-представление по теме «What a wonderful world!» подарило всем его участникам возможность совершить виртуальное путешествие по земному шару, прогуляться по Нью-Йорку, встретиться с деловым партнером и вернуться обратно. Занятие можно назвать волшебным перфомансом благодаря интерактивным технологиям, которые были использованы на этом занятии: парная беседа, мини-лекция студента, интерактивная ролевая игра, видеозарисовки, онлайн-тестирование, караоке и др. Вот собран чемодан, куплены билеты, забронирована гостиница, и самолет несет нашу героиню в Нью-Йорк под знакомую мелодию в исполнении Элвиса Пресли. Трудно описать чувства, когда на экране проектора парит лайнер, и кажется, что это ты летишь в город мечты, в Нью-Йорк. Но сначала нужно больше разузнать о мегаполисе, чтобы как можно интереснее провести в нем время. Как раз кстати оказались и мультимедийный видеоролик с элементами интерактивного тестирования, и видеозарисовки о гостиницах и аэропортах, и ролевая игра «Travel with us!» с участием студентов.

Хотелось бы сказать несколько слов еще об одном виде интерактивного занятия -спектакле. Подготовка к такому событию требует больших эмоциональных и интеллектуальных затрат, но от этого его эффект несравнимо выше, на наш взгляд, чем эффект от любого иного интерактивного занятия. В качестве примера можно упомянуть прошедший в филиале показ спектакля «Истерическая история Троянской войны». Этот спектакль - увлекательная трагикомедия Д.М. Ларсона, созданная по мотивам произведений Гомера. Представление позволило участникам оживить свой английский, попасть в атмосферу античности, получить навыки актерского мастерства. Такое событие смело можно назвать мастер-классом интерактивного общения студентов. Огромное желание, доброжелательное отношение, многие часы работы и репетиций позволяют побороть психологическую зажатость обучающихся, снять языковой барьер, научить студентов эмоционально выражать свои мысли на английском.

В заключение хочется отметить, что использование продуктивных инновационных интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку позволяет студенту быть активным участником процесса, формировать и развивать познавательную активность. А такая творчески активная личность способна адаптироваться в современном, изменчивом мире.

Литература

1. Ануфриев Б. Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров, library. mephi. ru/data/ scientific- seessions/20036/127. html.

2. Звягинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академия, 2006.

3. Нюдюрмагомедов А.Н. Интерактивные образовательные технологии открытого взаимодействия // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. -Вып. 4.

4. Ашурбекова Т.И. Концепция преподавания иностранных языков на экономических факультетах // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2006. -Вып. 3.

Поступила в редакцию 20 марта 2014 г.

UDK 378.012

The use of interactive technologies at English language classes

N. U. Aligadzhieva

Dagestan State University, branch in the city of Izberbash; elpeli@rambler.ru

The article deals with the problem of using interactive technologies at the English language classes. The author shares their own experience of using modern methods in teaching law students and the students of economics. Interactive methods of teaching encourage students' participation and involvement in the classroom and develop their cognitive activities.

Keywords: interactive technologies, project method, role play, brainstorming, multimedia.

Received March 20, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.