Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах'

Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3572
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕРАКТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ / ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MODERN SCHOOL EDUCATION / GENERAL COGNITIVE OPERATIONS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / REQUIREMENTS TO INTERACTIVE TECHNOLOGIES / TYPES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репинецкая Юлия Соломоновна

В статье проанализированы формы интерактивных технологий, позволяющие максимально интенсифицировать учебный процесс, формируя у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL IN HISTORY CLASSES

Interactive technologies in senior secondary school at the lessons of History are analyzed. Using them can result in making the process more efficient as they contribute to students' cognitive learning operations development.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах»

Н.В. Похилюк

СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ...

лей приморской и континентальной территории Мага- ников, В.С. Гордова // Микроэлементы в медицине.

данской области / Бульбан А.П., Ефимова А.В., Луго- 2013. Т. 14. Вып 3. С. 3-13.

вая Е.А. // Колымские Вести. 2003. № 24. С. 5-10. 9. Жаворонков А.А. Микроэлементозы ятрогенного

8. Сапожников С.П. Роль соединений кремния в раз- происхождения / А.А. Жаворонков // Арх. патол. 1983.

витии аутоиммунных процессов (обзор) / С.П. Сапож- Т. 45. № 9. С. 77-80.

SOME CHEMICAL ELEMENTS CONTAINED IN REPRESENTATIVES OF DIFFERENT ETNO - DEMOGRAPHIC GROUPS OF MAGADAN REGION

© 2014

N.V. Pokhilyuk, Department of Biology and Chemistry

North-East State University, Magadan (Russia)

Abstract: The article estimates the amount of different chemical elements in the hair of Magadan region's residents . It is proved that native residents are better adapted to the climate of the North. Keywords: macro- and microelements; the North; adaptation.

УДК 371

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В СТАРШИХ КЛАССАХ

© 2014

Ю. С. Репинецкая, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

и методики обучения Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье проанализированы формы интерактивных технологий, позволяющие максимально интенсифицировать учебный процесс, формируя у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Ключевые слова: современное школьное образование, универсальные когнитивные действия, интерактивные технологии, требования к интерактивным технологиям, формы интерактивных технологий

Изучение истории в современной школе во втором концентре нацелено на обучение, развитие и воспитание личности, готовой к социальной адаптации, самоидентификации, познанию окружающей действительности и себя в органической связи прошлого, настоящего и будущего, готового активно и творчески использовать приобретаемые знания в спектре социокультурных взаимодействий и противоречий, отстаивая личностную гражданскую позицию.

В свете новейшей концепции стратегии развития исторического образования средней школы, хочется акцентировать доминирование деятельностного подхода в преподавании истории на старшей ступени. Поэтому наиболее важными для старшеклассников становятся требования, нацеленные, прежде всего, на формирование когнитивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Эти группы УУД позволяют освоить школьникам такие навыки, как: объективная оценка разных по характеру источников информации; развитие вдумчивого, осознанного отношения к выполняемым интеллектуальным операциям, приобщение к смысловому чтению, трансформация предметного содержания из одного информационного поля в другое, чёткая формулировка и доказательство своей точки зрения.

Деятельностный подход в методике преподавания истории наиболее эффективно реализуется через интерактивные технологии (ИТ). Интерактивное обучение - это активизация учебно-познавательной, исследовательской, проектной и творческой самостоятельной деятельности учащихся в малых и средних группах при координационном и коррекционном сопровождении учителя. При нём учащимся предоставляются широкое поле деятельности в решении проблемных задач и ситуаций для реализации как творческого потенциала каждого, так и для продуктивного взаимодействия При включении в учебный процесс ИТ функционал учителя резко меняется. Из транслятора знаний он превращается в тьютора. Педагог перестаёт быть центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, он его регулирует,

занимаясь общей организацией:

- готовит пакеты заданий;

- формулирует дополнительные, уточняющие вопросы;

- разбивает учащихся на группы и распределяет между ними задания;

- определяет хронометраж занятия;

- консультирует до и во время урока.

Целевые установки интерактивных технологий сосредоточены на:

- создании условий для самообразования;

- обучении и совершенствовании старшеклассниками навыков исторического мышления, анализа источников информации разнообразного характера, умения выражать и отстаивать личностную позицию, определяя собственный выбор;

- способности презентовать конечные результаты проделанной работы.

Целеполагание интерактивного обучения позволило определить ведущие принципы, составившие основу ИТ:

1. Активное взаимодействие участников учебного процесса достигается при создании обстановки сотрудничества учителя и учащихся, максимально психологически благоприятного микроклимата во время урока, направленных на приращение знаний и достижение возможно более высокого результата.

2.Эффективность стратегии преподавания должна определять готовностьвсехучастников образовательного процесса к сотрудничеству. Проектируемые для занятия технологии должны соответствовать целям и задачам обучения, психологическим особенностям, познавательным способностям и уровню подготовки школьников, а также способностям и интеллектуальному уровню учителя истории.

3. Стратегия преподавания должна носить целесообразный характер. Каждая технологическая форма на уроке работает на выполнение определённой задачи. Нельзя допускать применения технологии только ради насыщения структуры урока вариативными формами преподавания. Проектирование любой

технологии, метода и приёма необходимо соотносить с прогнозируемым результатом, интеллектуальным фоном конкретной учебной группы и энергетическими и временными затратами. Часто интересный и эффективный сам по себе методический приём или форма в контексте определённого программного содержания и в условиях работы с определённым контингентом может оказаться энергозатратным и неоправданно длительным.

4. Вариативность. Для глубокого и прочного усвоения материала необходимо поддерживать уровень познавательного интереса, добиваясь разнообразного представления предметного содержания, методического обеспечения, меняя формы учебно-познавательной активности на уроке. Однако это разнообразие должно носить оправданный характер и органично вытекать из планируемых для данного урока результатов.

5. Творческий подход. В методике нет застывших догм. Каждый учитель должен представлять собой творческую учебно-методическую лабораторию, в которой он постоянно, исходя из целей исторического образования, индивидуальных особенностей учеников, должен искать, выбирать и апробировать разные методические воплощения, изменяя учебные алгоритмы деятельности.

6. Алгоритмизация требует разработанной последовательности использования приёмов преподавания на конкретном занятии. Технология должна иметь чёткую структуру, с обоснованием её применения и тщательной проработкой всех этапов.

7. Демократичность предусматривает использование ИТ с учётом демократических ценностей, влияющих на формирование личности каждого старшеклассника: уважения других точек зрения, толерантности, гражданской позиции, мирного разрешения конфликтов, соблюдения прав человека.

Достоинством интерактивного обучения является его универсальный характер. Оно эффективно на любых этапах учебного процесса: при проверке домашнего задания, активизации пройденного материала, постановке учебной задачи, изучении новой темы, первичном закреплении. На его основе можно проектировать и повторительно-обобщающие, и контрольные, и уроки по освоению нового программного содержания. В настоящее время у учителя есть возможность выбирать из богатейшего арсенала ИТ те, что наиболее подходят ему в силу специфики внутренней школьной дифференциации и личностных особенностей самого педагога.

Хочется рассмотреть ряд вариантов.

Для активизации учебно-познавательной деятельности, стимуляции познавательного интереса на начальном этапе урока при постановке учебной проблемной задачи могут использоваться такие формы, как «Корзина идей», «Составление кластера», «Мозговой штурм», «ПОПС - формула»

Корзина идей. Этот приём подходит для актуализации имеющихся знаний, умений и опыта старшеклассников. Он позволяет выяснить глубину и качество остаточных знаний учащихся, необходимых для обсуждения новой темы. На классной или интерактивной доске выводится значок корзины, в которую условно можно «складывать» всё, что необходимо знать по изучаемому материалу. Обмен информацией можно организовать по следующей схеме:

1. Задаётся прямой вопрос о том, что учащимся известно по конкретной проблеме.

2. Далее каждый ученик строго индивидуально, в течение 1-2 минут, фиксирует в тетради всё, что вспомнит по заданному вопросу.

3. Затем в парах или группах, в зависимости от наполняемости класса, в течение 3-4 минут происходит обмен информацией. На данном этапе главной задачей является поиск совпадений, пересечений и противоречий.

4. Затем каждая группа или пара по очереди озвучивает

одну из своих, уже совместных фактов, доводов или предположений, не повторяя уже выступивших.

5. Все сведения фиксируются учителем в «Корзине...». Это проблемы, факты, мнения, персоналии, понятия, имеющие отношение к теме урока. По ходу обсуждения и раскрытия нового содержания у школьников формируются логические цепочки и взаимосвязи, позволяющие осознанно воспринимать изучаемое и вырабатывать собственное к нему отношение.

6. В процессе освоения новой информации все ошибки исправляются.

Составление кластера. Этот технологический приём является органическим продолжением «Корзины.». Поскольку систематизации, чаще всего, подлежит её содержание. Кластер - графическая организация материала, определяющая смысловое поле проблемы или понятия. В переводе с английского кластер означает «гроздь, созвездие, пучок». Его составление позволяет сгруппировать факты, мнения, версии вокруг конкретной проблемы. В центре листа записывается ключевое слово, от которого отходят стрелки - лучи, соединяющие его с другими словами, характеризующие определённые логические связи, от которых последующие лучи расходятся дальше, и так до завершения. Кластер является универсальным средством обучения. При постоянной работе в режиме технологии критического мышления, его можно использовать на любой стадии обучения:

- на стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

- на стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

- на стадии рефлексии - для подведения итогов изученного.

Составление кластера может стать эффективным средством для домашней, индивидуальной и групповой работы

Мозговой штурм. Его основная задача заключается в сборе максимального количества идей и предположений по заданной проблеме в результате освобождения участников обсуждения от инерции и стереотипов мышления. Начинается «штурм» с разминки -быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Далее ещё раз уточняется поставленная задача и напоминаются правила обсуждения. Класс разбивается на группы, выполняющие следующие виды деятельности: генерация идей, анализ проблемной ситуации, анализ выдвигаемых идей, генерация контридей. В каждой из групп выбирается эксперт, фиксирующий предположения. Генерация идей происходит по определённым правилам:

- поощрение любых реплик, комментариев, уточнений;

- запрещение критики.

Затем полученные в процессе генерации идеи в группах систематизируются и объединяются по общим подходам и принципам. Рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критикой.

На стадии изучения нового материала очень важно как можно больше задействовать самих старшеклассников в процессе познания и добывания новой информации. С увеличением объёма самостоятельной деятельности на уроке актуализировалась такая форма работы, как активное чтение, позволяющая осмысленно и осознанно воспринимать содержание учебной и документальной литературы. Интересными являются следующие формы: инсерт, чистая доска, составление маркировочной таблицы «ЗУХ», «тонкие и толстые вопросы», сводная таблица: «ПМИ».

Инсерт позволяет сохранить интерес к теме и тексту учебника. Во время самостоятельной работы с источником или текстом учебника, учащиеся составляют таблицу, в которой отмечают следующие моменты:

V- я так и думал; минус- я считаю по-другому; плюс - новая информация; ? - не понятно

V минус Плюс ?

1 2 3 4

Этот знак означает известную информацию. Отметьте им в тексте, го, что вам уже известно Поставьте этот знак на полях текста там, где бы найдёте новую информацию Отметьте этим знаком информацию, противоречащую вашим прежним знаниям. Этот знак означает необходимость разъяснения данного вопроса или положения дополнительно

Работа в режиме технологии инсерта расширяет кругозор учащихся, учит их определять проблемы, анализировать события и ситуации, формулировать собственное мнение и оценивать свои действия.

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» ещё один вид активного чтения. В ней 3 колонки: З - знаю, У - узнал новое, Х - хочу узнать подробнее - ЗУХ.

_ Маркировочная таблица «ЗУХ>:_

I I У I X I

Чистая доска. До урока учитель на интерактивной или классной доске готовит материал по новой теме. Это могут быть текстовые отрывки, схемы, символы, рисунки, диаграммы, фрагменты из документальных источников, понятийный и терминологический аппарат. Главное, чтобы все они отражали содержание нового материала. В процессе работы над новой темой, через разнообразные формы самостоятельной, индивидуальной, коллективной и групповой деятельности, учитель фиксирует внимание школьников на записях на доске, постепенно стирая то, что касается пройденной и усвоенной информации. К концу урока доска должна стать чистой.

Тонкие и толстые вопросы. «Тонкими» вопросами считаются те, которые требуют односложных ответов, а «толстые» - развёрнутого, подробного, аргументированного ответа. В процессе работы над новой темой приём может использоваться для фиксации вопросов по ходу чтения или слушания.

Сводная таблица «ПМИ» также предназначена для активного слушания и чтения. ПМИ означает - «плюс, минус, интересно». Предлагаемый вариант разработал британский психолог Эдвард де Боно. С помощью «ПМИ» можно добиваться эмоциональной окраски воспринимаемого материала, усиливая эмпатический эффект. В этом случае происходит эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и явлений:

- что хорошего?

- что плохого?

- что в этом интересного?

ПОПС - формула. Приём, разработанный профессором права Дэвидом Маккойд-Мейсоном (ЮАР), широко используется как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Он применим при обсуждении дискуссионных проблем, когда необходимо занять определённую позицию, выразив в чёткой и сжатой форме собственное мнение.

Правила работы в режиме ПОПС - формулы:

П - позиция: «Я считаю, что...». Необходимо в одном - трёх предложениях сформулировать личный взгляд на обсуждаемый вопрос.

О - обоснование: «... потому что.». Приводятся доводы в пользу высказанной точки зрения.

П - пример: «... например.». Доводы иллюстрируются конкретными фактами.

С - следствие: «... поэтому.». В конце речи

делается вывод.

Выступление учащегося должно состоять из 3-5 предложений и продолжаться не более 2 минут.

На повторительно - обобщающих, зачётных уроках, а также во время первичного закрепления новой темы уместны такие приёмы интерактивной технологии, как «Час редактора», «Архивариус», «Представление к награждению», «Адвокат».

Час редактора. Это групповая форма деятельности, рассчитанная на повторение или закрепление пройденного материала. Старшеклассникам предлагается текст с перепутанной информацией, связанной с разными событиями. Нужно разделить его на две статьи, дополнить недостающими фактами, чтобы получилось логичное отображение определённого события.

Архивариус. После изучения нового материала ученики, разбитые на группы или пары, должны представить письменно или устно альтернативные выводы определённых исторических персонажей. Например: «Взгляд на гражданскую войну в России в XX веке глазами «белых», «красных», «зелёных» и творческой интеллигенции». Этот приём позволяет не только выявить глубину и прочность пройденной темы, но и способствует формированию и развитию эмпатического эффекта.

Представление к награждению Школьники в группах должны подготовить в форме презентации представление к награждению исторического лица военной, научной, общественной, государственной или культурной сферы деятельности. Презентация должна содержать веские доказательства его заслуг перед Родиной и Отечеством.

Адвокат. На лабораторных уроках и уроках-практикумах можно использовать этот приём, позволяющий интенсифицировать работу с документальными источниками. Учитель от имени известного историка или писателя выступает обвинителем конкретного исторического деятеля. Задача учеников выступить в роли его «адвокатов», используя в качестве доводов защиты материалы исторических и документальных источников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе// Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №6. С. 19-34.

2. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003. 548 с.

3. Кукушкина В.С. Педагогические технологии. Ростов - на - Дону: МАРТ, 2002, 176 с.

4. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения: спецсеминар для учителей. М., 2004.185 с.

5. Сечина Т. И. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград: Учитель, 2013. 220 с.

6. Степанищев А.Т. Настольная книга преподавателя истории. М.: ВЛАДОС, 2013. 376 с.

7. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2007. 80 с.

8. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: Новые подходы. М.: Прогресс, 2005. 348 с.

9. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 467 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 386 с.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL

IN HISTORY CLASSES

© 2014

J.S.Repinetskaya, Candidate of Historical Sciences, associate professor of Department of General History

and Teaching Methodology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Abstract. Interactive technologies in senior secondary school at the lessons of History are analyzed. Using them can result in making the process more efficient as they contribute to students' cognitive learning operations development.

Keywords: modern school education; general cognitive operations; interactive technologies; requirements to interactive technologies; types of interactive technologies

УДК 93/94(091)

«НИКОМУ МЫ НЕ НУЖНЫ» ГОЛОД 1946 - 1947 ГГ. В КУЙБЫШЕВСКОЙ (САМАРСКОЙ) ОБЛАСТИ

© 2014

А.И. Репинецкий, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории

и археологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация. В статье раскрыты причины голода 1946 г., масштабы бедствия, действия центральной и местной власти в условиях голода. Рассмотрено влияние голода на рост уровня смертности и заболеваемости населения, его реакция на сложившуюся ситуацию.

Ключевые слова: голод, засуха; урожайность; посевная площадь; хлебозаготовки; сбор зерна; партийные и государственные органы; инфекционные заболевания; уровень смертности.

Продовольственный кризис является прямым продолжением войн. В разных странах он проявляется с разной степенью глубины воздействия на население. Население Советского Союза столкнулось со страшным бедствием - голодом. Голод 1947 г. стал третьей волной голода, обрушившегося на Поволжье в первой половине ХХ века: начало 1920-х гг., первой половине 1930-х гг. Были живы свидетели первых двух страшных голодных лет. Причины голода также не были новыми: засуха, обрушившаяся на поля летом 1946 г., политика продразвёрстки, проводимая советским правительством в отношении колхозов и совхозов. Усугубляла создавшееся положение послевоенная разруха [1.10].

Засуха лета 1946 г. охватила большие районы страны, в том числе и Куйбышевскую область. Несмотря на мощный индустриальный рывок, более половины населения по - прежнему проживало в сельской местности. По данным на начало 1949 г. в селах проживало 54,3 % населения области [2.23].

Голод обрушился на обессиленную войной сред-неволжскую деревню. Количество трудоспособных мужчин в сельской местности Куйбышевской области уменьшилось на 56%, половина всех крестьянских дворов не имела в своём составе ни одного трудоспособного мужчины, а половина - ни одной трудоспособной женщины [4]. Изнемождённая деревня не могла сопротивляться надвигающемуся бедствию.

В Куйбышевской области климатические условия лета 1946 г. были близки к условиям лета 1921 г. Так, в июне в районе Безенчука выпало 3 миллиметра осадков при среднемесячной норме 37 млл., в районе Сызрани - 7 млл. при норме 22, в районе Куйбышева - 12 при норме 48 миллилитров [3. Оп. 13. Д. 162. Л. 118 ]. Отсутствие влаги привело к сокращению посевных площадей. Они сократились не только по сравнению с предвоенным периодом, но и с военными годами. Если в 1945 г. было засеяно 76,6% земель по сравнению с 1940 г., то в 1946 г. посевная площадь составила 74,7% от уровня 1940 г. [3. Оп. 13. Д. 162. Л. 116 ].

Великая Отечественная война нанесла страшный удар по сельскому хозяйству страны. Куйбышевская область не являлась исключением. Основной рабочей силой в деревне были женщины и дети. За годы войны значительно сократилось количество трудоспособного населения де-

ревни. По подсчётам автора, численность в 1946 г. составляла 71,8% от этого показателя 1940 г. [4. Л. 29-35]. Половина всех крестьянских дворов не имела в своём составе трудоспособных мужчин, а в каждом десятом дворе отсутствовали и трудоспособные женщины[4].

За годы войны резко сократилась энерговооруженность сельского хозяйства. Если в 1940 г. в сельском хозяйстве были заняты 13252 трактора, то в 1946 г. в области насчитывалось 8717 тракторов (65,7% от уровня 1940 г.), и эта техника находилась в крайне изношенном состоянии [3. Оп. 13. Д. 162. Л. 118 ].

Засуха лета 1946 г. привела к большой потере урожая. Пострадали чернозёмная полоса России, Поволжье, Украина, Молдавия. В то же время на востоке страны - в ряде областей Урала, Сибири, Казахстана - был выращен высокий урожай. Но и его не удалось собрать полностью, так как начавшиеся ранние затяжные дожди сорвали его уборку. Несмотря на сложившуюся ситуацию, правительство приняло решение любой ценой сохранить имеющиеся государственные резервы зерна. Причиной этого стали и объективные условия -охлаждение, а затем и ухудшение отношений со странами Запада. От партийных и советских органов на местах потребовали во что бы то ни стало выполнение плановых заданий по производству и сдачи зерна.

Низкий урожай зерна заставил местные партийные и государственные органы власти установить постоянный контроль над хлебозаготовками. Он был даже более жёстким, чем в военные годы. Начиная с мая, 1946 г. обком партии и облисполком на своих заседаниях ежемесячно, а с осени этого же года еженедельно заслушивали отчёты о состоянии хлебозаготовок как в целом по области, так и по районам и отдельным колхозам и совхозам. Однако зерна взять было неоткуда, и ситуация с заготовкой хлеба не менялась.

Ход хлебных заготовок как в стране в целом, так и по отдельным областям был в центре внимания правительства. Практика использования в годы войны исключительно мер принудительного характера активно проявляла себя и в этот период. 25 сентября 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О неудовлетворительном ходе хлебозаготовок в Куйбышевской области» [3. Оп.10. Д.101.Л.2]. Центральный Комитет партии потребовал от партийно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.