вопросов, которые освещаются по теме (например, правильное произношение звуков, изучение сердечных шумов и т. д.).
5. Контрольные, практические задания, а также задания для самопроверки знаний по каждому смысловому фрагменту курса.
На сегодняшний день существует множество сторонников и противников процесса внедрения электронных учебников в образовательные учреждения. Для того чтобы понять причину данных споров, необходимо выяснить достоинства и недостатки по использованию электронных учебников в образовательных учреждениях (табл. 2).
Таким образом, можно отметить, что достоинств в использовании электронных учебников больше, чем недостатков. Электронный учебник приводит к улучшению учебного процесса, к положительному влиянию на учащегося, формирует информационную культуру, способствует улучшению усвоения новых знаний, развивает мышление. Электронный учебник помогает решать современные задачи обучения, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников: моногр. Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. 364 с.
2. Толковый словарь терминов понятийного аппа-
рата информатизации образования / сост.: И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.
3. Агеев В. Н, Древс Ю. Г. Электронные издания учебного назначения. Концепции, создание, использование: учеб. пособие. М.: МГУП, 2003. 236 с.
4. Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. СПб.: СПбГУ-КиТ, 2004. 99 с.
5. Лернер И. Я. Методологические проблемы дидактической теории построения учебника. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шах-маева. М., 1999. Ч. 1. 197 с.
6. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., 1999. 240 с.
7. Крук Б. И., Журавлева О. Б., Калачев И. В. Электронный учебник как средство субъектно-объ-ектного инфовзаимодействия в процессе обучения: проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск. 2000. Вып. 2. 189 с.
8. ст. 18 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; СЗ РФ от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.
9. О проекте «Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения» // Учеб. портал по использованию ЭОР в образоват. деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://eor.it. ru/eor/mod/resource/view.php?id=29 (дата обращения 31.07.2013).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗЛОЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ1
THE INTERACTIVE MEANS AT THE LESSONS OF HISTORY AS A TOOL OF PRESENTING THE RESULTS OF RESEARCH
О. Н. Уткина
Результаты научных исследований по истории в силу своей специфики не всегда могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Одним из способов организации на уроках активного обучения при изложении полученных исторических сведений является применение интерактивных средств. Так, интерактивные карты-изображения, учебные веб-сайты, интерактивные доски - все это будет способствовать повышению интереса учащихся к новому виду информации и предмету.
Ключевые слова: интерактивные средства, информационные технологии, уроки истории.
O. N. Utkina
The results of the historical researchers can't always be used at the lessons effectively because of their features. The way of organizing of the active learning on the lessons is the use of interactive means for the presentation of the historical data. So the interactive maps-images, the educational websites, the interactive boards - all this will improve the interest of pupils to a new kind of information and to the lessons of history.
Keywords: interactive means, information technologies, the lessons of history.
1 Статья выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках научно-исследовательского проекта, регистрационный номер 6.5655.201.
Современный образовательный процесс характеризуется использованием постоянно совершенствующихся информационных технологий. Применение информационных инноваций призвано усилить интерес учащихся к обучению, и за счет этого повысить эффективность самого образования.
Компьютерные технологии на уроке предоставляют учащимся возможность интерактивного обучения, осуществления, например, самостоятельного поиска вариантов решения учебной задачи. В педагогике до недавнего времени в качестве интерактивных форм обучения выделяли «мозговой штурм», кейс-технологии и прочее.
Особенно актуальны интерактивные карты, требующие быстрого перемещения «в пространстве и во времени», например, если историческая карта местности к настоящему моменту времени уже претерпела изменения.
Интерактивная карта-изображение - это изображение (картинка, фотография), разбитое на части. Каждая такая часть содержит гиперссылку для перехода к более подробному учебному материалу.
Использование интерактивных карт в процессе обучения реализует принцип интерактивной наглядности, при котором создается эффект погружения в обучающую программную среду.
В рамках выполнения государственного задания проведения научно-исследовательских работ в ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» результаты исследования «Дальний Восток стал для нас очень близким: Вятская губерния в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.)» представ-
Рис. 1. Интерактивная карта-изображение Вятской губернии
Назначением современных интерактивных средств обучения является:
• повышение интереса учащихся к предмету в результате использования многообразных видов и форм организации деятельности учащихся, большей наглядности;
• предоставление учащемуся возможности самообразования, саморазвития, самоконтроля;
• уменьшение времени, затрачиваемого на процесс усвоения учебного материала, за счет наличия оперативного доступа к развивающей учебной информации, обратной связи с педагогом даже вне учебных занятий и в режиме реального времени, мультимедийных средств и прочее.
Как следствие, применение интерактивных средств обучения способствует повышению эффективности образовательного процесса и качества компетенций учащихся, совершенствованию технологий педагогического труда [1].
На уроках истории в качестве интерактивных средств интерес представляют карты-изображения.
Рис. 2. Интерактивная карта на веб-странице
Рис. 3. Учебный исторический видео материал на странице
Дайте названия кораблей, участвовавших в обороне Дайте названия кораблей, участвовавших в обороне
Порт-Артура с 27 января по 20 декабря 1904 г. Порт-Артура с 27 января но 20 декабря 1904 г.
Эскадренный броненосец «Петропавловск»
Проверь себя] Чтобы увидеть правильные отлеты, перетащи красную звезду и совмести с чёрной
Эскадренный броненосец «Ретвизан»
.„. i
¡кяним
Эскадренный броненосец «Цесаревич»
Минный заградитель «Амур»
Проверь себя) Чтобы увидеть правильные ответы, перетащи красную звезду и совмести с чёрной
£
а) до совмещения б) после совмещения
Рис. 4. Совмещение звездочек для проверки ответа
лены в виде интерактивной карты [2]. Губернии, подлежащие изучению, выделены цветом, снабжены иллюстрациями и содержат гиперссылки на учебный исторический материал (рис. 1).
При использовании интерактивных карт учитель не ограничен в выборе иллюстративного материала урока: разнообразные исторические данные, фотодокументы, мультимедийные сведения с возможностью их различной комбинации.
Карта Вятской губернии включает в себя дополнительную справочную информацию, которая скрыта в интерактивных зонах. При клике на зону информация открывается в отдельном окне.
Интерактивную карту-изображение целесообразно располагать на страницах веб-сайтов, которые также можно рассматривать в качестве интерактивных средств обучения (рис. 2).
Указанная технология является востребованной в силу того, что она позволяет динамически обновлять информацию и оперативно доводить ее до пользователя. Подобный прием организации обучения особенно актуален при дистанционной форме обучения.
Карты-изображения, расположенные на сайтах, обеспечивают временную, порядковую и содержательную интерактивность, поскольку учащиеся могут самостоятельно управлять темпом и последовательностью изучения материала.
Повысить эффективность восприятия учебного материала возможно за счет комбинации различных форм передачи информации - графической, звуковой, визуальной и прочее.
Веб-сайты способны обеспечить поддержку такого мультимедийного контента, что позволит повысить эффективность активного обучения, усилив эффект погружения в изучаемый материал (рис. 3).
Отметим, что положительный образовательный эффект достигается при воспроизведении карт-изображений
и веб-сайтов с помощью такого интерактивного средства, как интерактивная доска.
О преимуществах использования интерактивной доски на уроках говорится и пишется уже достаточно. Однако она зачастую используется лишь в качестве мультимедийного проектора.
При проведении опроса по теме «Дальний Восток стал для нас очень близким» с использованием интерактивной доски учителю целесообразно использовать, например, следующие приемы активного обучения, реализованные в программе SMART Notebook.
Ученикам предлагается написать названия кораблей, участвовавших в обороне Порт-Артура в 1904 г. После того, как задание выполнено, для проверки верности ответа ученику предлагается совместить звездочки на слайде (рис. 4).
Другим интерактивным заданием будет являться сортировка существовавших уездов по областям (рис. 5).
Как видим, применение различных интерактивных информационных средств на уроках истории позволяет организовать активное обучение, что будет способствовать повышению интереса учащихся предмету.
jgj^'mjgCT) д^у-т^а >
Рис. 5. Сортировка уездов
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уткина О. Н. Информационные технологии в педагогических исследованиях // Современные вопросы науки XXI в.: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 27 июня 2011 г.:
в 2 ч. Тамбов, 2011. Ч. 2. С. 119-121.
2. Уткина О. Н. Учебная интерактивная карта как средство визуализации результатов исследований // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 3.С.33-38.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
ANALYSIS OF DYNAMICS OF FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS' PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE SPHERE OF INFORMATION'S DEFENCE
А. В. Шпигун
В статье рассматриваются результаты применения авторской технологии реализации компетент-ностного подхода при подготовке будущих специалистов в области защиты информации в процессе опытно-экспериментальной работы. Апробирована авторская технология педагогического процесса, включающая систему реальных ситуаций по практическим инцидентам в сфере информационной безопасности корпоративных структур различной отраслевой специализации.
A. V. Shpigun
In the article the results of implementation of author's technology of realization of competence-based approach are considered by way of preparation of future experts in the field of information security in the course of skilled and experimental work. The author's technology of pedagogical process including system of real situations on practical incidents in the sphere of information security of corporate structures of various branch specializations is approved.
Ключевые слова: дисциплина «Информационная безопасность», формирование профессиональных компетенций в области информационной безопасности, мониторинг проявления компетенций в области информационной безопасности, система персонального мониторинга результатов обучения через сетевые профессиональные сообщества.
Keywords: discipline "Information security", formation of professional competences of area of information security, monitoring of manifestation of competences of area of information security, system of personal monitoring of results of training through network professional communities.
В соответствии с решениями Министерства образования и науки РФ, в 2010 г. началась активная подготовка к переходу на уровневое образование, предусмотренное новыми образовательными стандартами ФГОС [1, с. 6]. Для реализации компетентностного подхода, заложенного в эти стандарты, необходима научно-методическая база, которая создается в последние годы. Накапливаются научные результаты, связанные с компе-тентностным обучением, предлагаются его различные педагогические модели [2-3].
Так, В. П. Поляков отмечает необходимость решения в системе профессионального образования педагогических проблем обучения основам информационной безопасности и защиты информации как инвариантной составляющей информационной подготовки, направленной на формирование информационной культуры личности на этапе перехода к постиндустриальному обществу [4]. Для этого требуется системный подход, реализующий ме-
тодологические, организационные, содержательные, дидактические и технологические аспекты. Важным является тезис о том, что система подготовки в области информационной безопасности и защиты информации должна быть детерминирована по всем уровням образовательной деятельности как общего (пропедевтика, базовый и профильный курсы информатики), так и профессионального (среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования; а также ориентирована на различные специальности и специализации.
Опытно-экспериментальная работа по проверке влияния динамики развития различных компетенций в процессе преподавания дисциплины «Информационная безопасность» предполагала разработку содержания, организации и определенной методической структуры исследования, что позволило определить этапы, порядок проведения работы, изучения и интерпретации ее результатов. Педагогический эксперимент проводился в стандарт-