Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СЕРВИСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СЕРВИСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ / МОТИВАЦИЯ / INTERACTION / INTERNET RESOURCES / MULTIMEDIA / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцевич Ольга Евгеньевна, Юдашкина Валентина Владимировна, Нурпеисова Гуляйза Галиолловна

Проведен анализ некоторых современных интернет-технологий и возможностей их использования при обучении иностранному языку для повышения уровня знания и мотивации, избавления от языкового барьера, преодоления стеснительности, налаживания новых контактов и расширения кругозора. Рассмотрено понятие мультимедийного контента, способного быть одним из вспомогательных средств обучения в инженерном вузе в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Описаны некоторые обучающие интернет-ресурсы с точки зрения их функций и возможности ассимилирования с соцсетями. Сделан вывод о том, что рациональное использование электронных средств может быть основой эффективного занятия.An analysis is made of some modern Internet technologies and the possibilities of their use in teaching a foreign language, in order to increase the level of knowledge and motivation, get rid of the language barrier, overcome shyness, establish new contacts and broaden one's horizons. The concept of multimedia content that can be one of the teaching aids in an engineering university as part of the study of the discipline "foreign language" is considered. Some educational Internet resources are described in terms of their functions and the possibility of assimilation with social networks. It is concluded that the rational use of electronic means can be the basis of an effective lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СЕРВИСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Р01: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.39 УДК 378

О.Е. Яцевич, В.В. Юдашкина, Г.Г. Нурпеисова,

Тюменский индустриальный университет

Применение интерактивных сервисов на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе

Постановка проблемы

Внедрение компьютерных, интерактивных и мультимедийных технологий в систему образования еще 10-15 лет назад носило стихийный характер. Сегодня их использование не только предписывается федеральными государственными образовательными стандартами, но и является одним из условий становления компетентного выпускника высшего учебного заведения. Информационные технологии часто применяются на занятиях ради установления самого факта их использования и не могут заменить субъект-субъектные отношения [1].

Также следует отметить, что мультимедийные курсы обычно создают программисты без привлечения педагогов, поэтому далеко не все электронные ресурсы отвечают современному состоянию педагогической и методической науки, не всегда учитывают психофизиологические особенности студентов. К тому же разработчики часто не сопровождают свой продукт методическими материалами. Потенциальные пользователи в лучшем случае получают инструкцию по установке.

При этом повышенная мобильность современного студента, выражающаяся в постоянном использовании им различных девайсов и устанавливаемых на них приложений, определяет целесообразность использования на занятиях

© Яцевич О.Е., Юдашкина В.В., Нурпеисова Г.Г., 2019

по иностранному языку различных информационных технологий [3].

Таким образом, налицо дисбаланс между: 1) объективной потребностью в использовании новых информационных технологий для организации и 2) невозможностью применять для этого мультимедийные продукты разработчиков, не имеющих отношения к педагогической мысли, что обуславливает остроту и актуальность выбранной темы.

Преподаватель иностранного языка в инженерном вузе сталкивается с серьезными трудностями, так как его дисциплина не представляет профессиональный интерес для будущего инженера. Это

ведет к снижению учебной мотивации учащихся и, соответственно, к ослаблению их когнитивной активности.

Методы исследования

В ходе исследования была проанализирована методическая литература, посвященная использованию интернет-технологий при обучении иностранному языку в вузе; изучены организационные формы, методы и приемы обучения на основе использования интерактивных ресурсов; обобщены интернет-ресурсы в качестве платформы, которую можно использовать при обучении иностранному языку.

Тюменский индустриальный университет

ОЛЬГА

ЕВГЕНЬЕВНА ЯЦЕВИЧ

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета. Сфера научных интересов: экзистенциальная философия, ноосферное человековедение, аквариология, герменевтика, лингвистика, медленное движение, медленное обучение, дауншифтинг, проблемы высшего образования. Автор более 60 опубликованных научных работ. Электронная почта: maru-safronova@rambler.ru

Результаты и обсуждение

Структура учебного интерактивного ресурса включает такие основные компоненты, как:

• получение информации;

• практические занятия;

• творческие задания;

• контроль пройденного материала (рис.).

Авторами было проанализировано использование некоторых образовательных ресурсов (табл.).

Интернет-ресурсы распределены по блокам: получение информации, практические занятия и кон-

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА ЮДАШКИНА

старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета. Сфера научных интересов: социология молодежи, социальная активность, лингвистика, проблемы преподавания иностранных языков в техническом вузе. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: brentano@ yandex.ru

троль. Авторы систематизировали этапы использования того или иного ресурса.

1. Теоретический материал, включенный в информационный модуль, нацеливает студентов на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени сложности, позволяет облекать информацию в разную форму (текстовая, иллюстрации, мультимедийные данные).

В процессе поиска информации обучающиеся отрабатывают алгоритмические действия от простого к сложному, от общего к частному и наоборот (дедуктивный и индуктивный методы). Это способствует активизации у них поисковых навыков, адекватных поставленной преподавателем задаче, и развитию аналитических и синтетических навыков.

Работу студентов с интерактивными ресурсами информационного типа можно организовать:

• в индивидуальной форме, позволяющей учитывать темп, ритм и т.д. каждого учащегося;

• в парах, что дает возможность сочетать уровни когнитивного развития с психофизиологическими особенностями.

Преподаватель в данном случае выполняет функцию координатора, помощника, фасилитатора.

На занятиях по иностранному языку могут быть внедрены отдельные учебные элементы (интерактивные схемы, плакаты, иллюстрации, анимированные мультимедийные объекты), что позволяет обеспечить комфортный формат онлайн-обучения, находит широкий отклик у сту-

практические занятия

творческие задания

информация

контроль

Структура учебного интерактивного ресурса

ГУЛЯИЗА ГАЛИОЛЛОВНА НУРПЕИСОВА

ассистент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета. Сфера научных интересов: межвузовское взаимодействие, методика преподавания иностранного языка в техническом вузе. Автор 5 опубликованных научных работ. Электронная почта: lady_queen2000@mail.ru

Проведен анализ некоторых современных интернет-технологий и возможностей их использования при обучении иностранному языку для повышения уровня знания и мотивации, избавления от языкового барьера, преодоления стеснительности, налаживания новых контактов и расширения кругозора. Рассмотрено понятие мультимедийного контента, способного быть одним из вспомогательных средств обучения в инженерном вузе в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Описаны некоторые обучающие интернет-ресурсы с точки зрения их функций и возможности ассимилирования с соцсетями. Сделан вывод о том, что рациональное использование электронных средств может быть основой эффективного занятия.

Ключевые слова: интеракция, интернет-ресурсы, мультимедийный, мотивация.

An analysis is made of some modern Internet technologies and the possibilities of their use in teaching a foreign language, in order to increase the level of knowledge and motivation, get rid of the language barrier, overcome shyness, establish new contacts and broaden one's horizons. The concept of multimedia content that can be one of the teaching aids in an engineering university as part of the study of the discipline "foreign language" is considered. Some educational Internet resources are described in terms of their functions and the possibility of assimilation with social networks. It is concluded that the rational use of electronic means can be the basis of an effective lesson.

Key words: interaction, Internet resources, multimedia, motivation.

Таблица

Использование интернет-ресурсов [4, 5, 7]

Компоненты интернет-ресурсов Название ресурса Применение интернет-ресурса Устройства, совместимые с ресурсом компьютер/ смартфон Ассимиляция с соцсетями

Информация Edmodo Предоставление учебных материалов +/+ +

TED-Ed Свободный доступ к информации для преподавателей и студентов +/+ +

СК-12 Создание и распространение учебных материалов через Интернет +/+ +

eduClipper Аккумуляция найденной информации, возможность делиться ею в Интернете, написание портфолио +/- -

Практические занятия Edmodo Формирование интерактивных групп, администрирование и хранение учебных материалов +/+ +

Animoto Создание аудиовизуального контента, адаптируемого под образовательные потребности +/+ +

Socrative Составление мультимедийных презентаций с динамическими слайдами +/+ +

eduClipper Управление академическим контентом, найденным в Интернете, совершенствование методов исследования +/+ +

Quizlet Отработка изученного материала в игровой и тестовой форме +/+ -

Storybird Развитие навыков письма и чтения у студентов, создание интерактивных и художественных книг онлайн +/+ +

Thinglink Создание интерактивных изображений с музыкой, видео, интерактивных карт +/+ +

Контроль ZipGrade Автоматическая проверка тестовых заданий -/+ -

Quizlet Проверка лексики, грамматики +/+ -

Kahoot! Разработка анкет, обсуждений или опросов -/+ -

ClassDojo Обеспечение мгновенной обратной связи, более восприимчивое отношение к процессу обучения +/+ +

денческой аудитории, способствует визуализации нового материала.

2. Практические модули помогают применить и закрепить полученные знания на практике, отработать на их основе умения и навыки (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач). Работу с ними целесообразно вести в малых группах, сформированных с распределением ролей студентов (координатор, исполнитель, эксперт). Преподаватель осуществляет функции координатора, помощника.

При работе с ресурсом практического типа можно использовать различные методики оценивания с использованием индивидуального образовательного маршрута под надзором и при непосредственном оценивании педагога. Если группа работала эффективно и самостоятельно, преподаватель может

прибегнуть к методике самооценивания [2].

3. Контрольные модули позволяют проверить уровень усвоения знаний студентов при работе под руководством преподавателя. Также они могут выступать в автономном режиме в качестве вспомогательных контрольно-измерительных материалов в препода-

вании курса (тесты, контрольные работы, викторины, исследовательские проекты). В контрольных заданиях представлен материал, аналогичный материалу практического модуля, за исключением того, что при их выполнении нет возможности получить подсказку и использовать дополнительную попытку.

Гаджеты уже давно превратились в инструмент повседневной учебной работы студентов

Выводы

В ходе работы над статьей были проанализированы различные интернет-ресурсы и способы их использования на занятиях по иностранному языку. Данные интернет-ресурсов позволяют разнообразить формы учебной работы и деятельность студентов, активизировать их внимание, повысить творческий потенциал личности, стимулировать изучение академического материала. Практика показывает, что использование интернет-ресурсов воспитывает у учащегося интерес к предмету, делает его более привлекательным и, как следствие, повышает уровень учебной мотивации.

Среди студенчества утвердился своего рода культ смартфонов, превратившихся в основной источник аудиовизуальной информации

ЛИТЕРАТУРА

1. Костяев А.Е. Использование информационно-коммуникативных (ИКТ) технологий на уроках в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 407-408.

2. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Самопроектирование индивидуального образовательного маршрута студента: миф и реальность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 2 (190). С. 56-61.

3. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Философско-педагогические аспекты лингвистического образования в техническом вузе: сочетание традиций и инноваций // Лингвистическое образование в неязыковом вузе: проблемы и перспективы: монография / под ред. И.Г. Пчелинцевой. Тюмень: Изд-во Тюменского индустриального университета, 2017. 186 с.

4. 10 приложений для проактивного педагога. URL: https://www.eduneo.ru/10-prilozhenij-dlya-proaktivnogo-pedagoga/ (дата обращения: 15.06.2019).

5. Edmodo Spotlight. URL: https://spotlight.edmodo.com/product/musical-waves-a-physics-pbl,393753/?fromSearch=true (дата обращения: 18.06.2019).

6. Educational freeware. URL: http://www.educational-freeware.com/freeware/artha.aspx (дата обращения: 25.05.2019).

7. 7 Ways Digital Education Is Transforming Teaching Methods. URL: https://elearningindustry.com/digital-education-is-transforming-teaching-methods-7-ways (дата обращения: 10.06.2019).

LITERATURA

1. KostyaevA.E. Ispol'zovanie informacionno-kommunikativny'x (IKT) texnologij na urokax v shkole // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy' Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). SPb.: Renome, 2012. S. 407-408.

2. Speranskaya N.I., Yatsevich O.E. Samoproektirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studenta: mif i real'nost' // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 2 (190). S. 56-61.

3. Speranskaya N.I., Yatsevich O.E. Filosofsko-pedagogicheskie aspekty' lingvisticheskogo obrazovaniya v texnicheskom vuze: sochetanie tradicij i innovacij // Lingvisticheskoe obrazovanie v neyazy'kovom vuze: problemy' i perspektivy': monografiya / pod red. I.G. Pchelincevoj. Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo industrial'nogo universiteta, 2017. 186 s.

4. 10 prilozhenij dlya proaktivnogo pedagoga. URL: https://www.eduneo.ru/10-prilozhenij-dlya-proaktivnogo-pedagoga/ (data obrashheniya: 15.06.2019).

5. Edmodo Spotlight. URL: https://spotlight.edmodo.com/product/musical-waves-a-physics-pbl,393753/?fromSearch=true (data obrashheniya: 18.06.2019).

6. Educational freeware. URL: http://www.educational-freeware.com/freeware/artha.aspx (data obrashheniya: 25.05.2019).

7. 7 Ways Digital Education Is Transforming Teaching Methods. URL: https://elearningindustry.com/digital-education-is-transforming-teaching-methods-7-ways (data obrashheniya: 10.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.