RUDN Journal of Informatization in Education
Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования
2020 Vol. 17 No. 4 306-314
http://journals.rudn.ru/ informatization-education
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ
INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION
DOI 10.22363/2312-8631-2020-17-4-306-314 УДК 373
Научная статья/Research article
Применение интерактивных мнемотехник для развития коммуникативных навыков дошкольников
Е.Е. Буйлина, Д.Т. Рудакова
Московский городской педагогический университет
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29
Аннотация. Проблема и цель. Рассматривается опыт использования мнемотехники как совокупности методов и приемов в учреждениях дошкольного образования. Целью описываемого исследования является обеспечение наиболее эффективного освоения дошкольниками представлений об окружающем мире и развитие речи.
Методология. В процессе исследования проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогического опыта по использованию мнемотехники, выполнено обобщение и систематизация материала по данной тематике, проделана рефлексия содержания сформированных знаний.
Результаты. Предлагается апробированная методика использования мнемотехники в дошкольном учреждении для развития речи и понимания особенностей окружающего мира. Сформулированы пошаговые рекомендации для внедрения данной технологии в организации деятельности дошкольников. Выявлены психологические особенности использования приемов мнемотехники, которые способствуют развитию не только коммуникативных навыков, но и творческой активности детей.
Заключение. Показано, что методика использования мнемотехники имеет большие возможности и должна быть рекомендована для распространения в работе с самыми разными группами детей, имеющих особенности развития. Вместе с тем обнаружено, что сегодня в детских дошкольных учреждениях мнемотехника используется преимущественно в традиционном формате, тогда как эффективным является интеграция методики с интерактивными информационными технологиями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о перспективности направления интерактивной технологии мнемотехники, которая сталкивается с проблемой уровня готовности работников детских учреждений к их использованию. В целом материалы исследований
© Буйлина Е.Е., Рудакова Д.Т., 2020
(gv Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License iti^Bi^e https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/
подтверждают, что интеграция мнемотехнических приемов в игровую деятельность дошкольников соответствует возрастным особенностям детей, способствует развитию творчества, взаимопонимания, углубления интереса и любознательности к окружающему миру.
Ключевые слова: интерактивные мнемотехники, дошкольники, коммуникативные навыки, информационные технологии, мнемонические стратегии
История статьи: поступила в редакцию: 5 мая 2020 г.; принята к публикации: 15 июня 2020 г.
Для цитирования: Буйлина Е.Е., Рудакова Д.Т. Применение интерактивных мнемо-техник для развития коммуникативных навыков дошкольников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 4. С. 306-314. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-4-306-314
The use of interactive mnemonics for the development of communication skills of preschoolers
Elena E. Builina, Dora T. Rudakova
Moscow City University
29 Sheremetyevskaya St, Moscow, 127521, Russian Federation
Abstract. Problem and purpose. The experience of using mnemonics as a set of methods and techniques in preschool institutions is considered. The purpose of the described research is to ensure the most effective mastering by preschoolers of ideas about the world around them and the development of speech.
Methodology. In the course of the research, the analysis of normative documents, psychological and pedagogical experience in the use of mnemonics was carried out, a generalization and systematization of the material on this topic was made, the reflection of the content of the formed knowledge has been done.
Results. A proven method of using mnemonics in a preschool institution for the development of speech and understanding the features of the surrounding world is proposed. Step-by-step recommendations are formulated for the implementation of this technology in the organization of the activities of preschoolers. The psychological features of the use of mnemonic techniques, which contribute to the development of not only communication skills, but also the creative activity of children, are revealed.
Conclusion. It is shown that the technique of using mnemonics has great potential and should be recommended for dissemination in work with a variety of groups of children with developmental features. At the same time, it was revealed that today in preschool institutions, mnemonics is used mainly in the traditional format, while the integration of the methodology with interactive information technologies is effective. The results of the study allow to draw conclusions about the prospects of the direction of interactive technology of mnemonics, which is faced with a problem of the level of readiness of employees of children's institutions to use them. In general, the research materials confirm that the integration of mnemonic techniques into the play activity of preschoolers corresponds to the age characteristics of children, contributes to the development of creativity, mutual understanding, deepening of interest and curiosity in the world around them.
Keywords: interactive mnemonics, preschoolers, communication skills, information technology, mnemonic strategies
Article history: received: 5 May 2020; accepted: 15 June 2020.
For citation: Builina EE, Rudakova DT. The use of interactive mnemonics for the development of communication skills of preschoolers. RUDN Journal of Informatization in Education. 2020;17(4):306-314. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-4-306-314
Постановка проблемы. Сегодня актуален вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды в детском саду. Обновляется содержание дошкольного образования согласно требованиям ФГОС. Разнообразие форм и методов работы с дошкольниками создает педагогические условия для развития творческих способностей, коммуникативных навыков, логического мышления, навыков ориентации в пространстве [1]. Методисты подчеркивают, что мнемотехника способствуют развитию психических познавательных процессов: творческих способностей, мышления, воображения. При организации любой деятельности, в особенности с дошкольниками, необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, и в работе с мнемотехникой предпочтительнее начинать работу с мнемоквадратов, переключаясь затем к мнемодорожкам и мнемотаблицам [1].
В течение многих лет учителя использовали мнемотехнику, чтобы помочь дошкольникам запомнить исторические факты, музыкальные линии и пробелы, но современные педагоги не просто используют проверенные и настоящие инструменты памяти, они также создают свои собственные [2].
В мнемоническом обучении дошкольники связывают новую информацию с тем, что они уже изучили с помощью визуальных и словесных подсказок. Подход часто используется в классах специального образования, но может применяться в любой группе. Его успех заключается в улучшении первоначальной обработки информации и приводит к лучшему поиску этой информации в более позднее время.
Мнемонические стратегии - это систематические процедуры для улучшения памяти [3].
Важно учитывать, что мнемонические стратегии - это стратегии памяти, а не стратегии понимания. Дошкольники, которые обучаются мнемонически, лучше выполняют тесты на понимание содержания, но обычно это происходит по причине запоминания ими того, что может применяться в тестах на понимание. Тем не менее, когда требуется улучшение понимания, важно рассмотреть возможность использования конкретных стратегий понимания, таких как разработка контента, предварительная активация знаний, манипулирование, обучение и опрос или прогнозирование и проверка. Мнемонические стратегии не препятствуют пониманию и, что более важно, в ДОУ есть много случаев, когда дошкольники достигли адекватного понимания концепции, но забыли факты, связанные с ней [1].
Одна из эффективных мнемотехник - это словесная стратегия разработки, которая успешно связывает известную информацию с неизвестной, обычно через акустический канал. В этой основной форме неизвестное слово звучит как известное (ключевое слово) и связано с изображением или изображением с определением.
Методы исследования. Мнемотехники работают лучше всего, когда они образуют очень четкую связь между известной и неизвестной информацией и практикуются регулярно. Хорошо сконструированная мнемотехника вначале работает так хорошо, что иногда вызывает у дошкольников предположение об отсутствии необходимости постоянной практики, но это не так. Однако правильно построенная мнемотехника, если ее изучать и практиковать несколько раз с интервалами, будет сохраняться в течение очень долгого времени.
Мнемотехника работает - хотя не обязательно лучше, чем другие мнемотехники - когда она личная: например, имя конкретного человека, которое подразумевает характеристику, известную только знающим его людям [4].
Часто считается, что мнемонические изображения, которые вызывают непосредственные эмоции, в некотором роде глупы или смешны, являются более запоминающимися, чем «обычные», тем не менее по этому поводу нет строгих научных подтверждений. Вместе с тем существуют некоторые доказательства того, что если одно слово сильно отличается от остальных в списке, оно запомнится лучше, чем другие.
Результаты и обсуждение. Чтобы создать легкую мнемотехнику для дошкольников, можно предложить использование стратегии ключевых слов. Лучше начинать с определения приоритетов и выбора наиболее важного словаря, терминов и понятий, которые дошкольники должны помнить. Выбирать необходимо акустически похожие ключевые слова, знакомые всем дошкольникам. Можно представить ключевое слово с ответом, значением или соответствующей информацией. Также рекомендуется использовать картинки для создания изображения для дошкольников [5].
Основная цель мнемонического обучения состоит в том, чтобы дошкольники приняли мнемонические стратегии и использовали их независимо друг от друга. Чтобы облегчить переход от созданной учителями к созданной дошкольником мнемотехники, можно предложить пять шагов:
1) включать как можно больше мнемонических стратегий в свое обучение;
2) стимулировать создание стратегий;
3) помогать дошкольникам разрабатывать стратегии и использовать метод мозгового штурма; определять важную информацию или ассоциации; выделять ключевые слова или другие важные словесные разработки; связывать ключевое слово с соответствующей информацией;
4) мотивировать отдельных дошкольников создать мнемотехники;
5) проводить мониторинг и оценку самостоятельного создания мнемонических стратегий.
Несмотря на то, что создание мнемотехники в группах полезно, возникают ситуации, когда мнемотехника учителя более уместна. Дошкольники могут успешно создавать мнемотехнику и получать от этого удовольствие, но они по-прежнему перемещаются по контенту значительно медленнее, чем учителя, создающие и предлагающие стратегии для группы [6].
Использование возможностей компьютеров, современных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ происходит все активнее. Поскольку возможности интерактивных компьютеров меняются достаточно быстро,
детские сады должны признать преимущества этой технологии. Маскотт и Гиффорд раскрывают некоторые преимущества использования виртуальной реальности в обучении коммуникативным навыкам, такие как мультисен-сорный подход, трехмерность, поощрение решения проблем и эффективные методы моделирования. Виртуальная реальность позволяет преподавателю создавать интерактивные ролевые сценарии, ориентированные на конкретные социальные проблемы дошкольников. Эта технология может также использоваться, чтобы помочь дошкольнику поддерживать и развивать социальные навыки.
Рассмотрим специфические мнемонические приемы [1].
1. Метод ключевых слов - чрезвычайно универсален и имеет множество полезных приложений, может также использоваться для более специализированной лексики.
2. Метод Рв^ог^ можно использовать, когда необходимо запомнить пронумерованную или упорядоченную информацию. Pegwords - рифмующиеся слова для чисел, они заменяют число, которое нужно запомнить и связать с другой информацией. Pegwords можно комбинировать с ключевыми словами.
3. Письменные стратегии - включают использование буквенных подсказок для запоминания списков вещей, являются наиболее знакомыми дошкольникам. Сокращения наиболее полезны, когда первые буквы списка могут использоваться для создания всего слова. В других случаях соответствующие слова не могут быть легко составлены из первых букв слов, которые нужно запомнить. В этих случаях может быть создан акростих, в котором первые буквы восстанавливаются для представления слов в предложении.
В работе с дошкольниками важно использовать интерактивные технологии, обязательно с учетом возрастных особенностей. Современная среда дошкольного образовательного учреждения включает интерактивное оборудование: интерактивные доски, компьютеры, мультимедийное оборудование, аудио, видеотехнику. Следует подчеркнуть, с одной стороны, интерактивные технологии способствуют повышению интереса детей к познанию и образовательной деятельности, но, с другой стороны, чрезмерное их использование со временем замедляет процесс саморазвития [7].
Интерактивные технологии - взаимопознание, которое основано на активном взаимодействии с педагогом [8].
Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС ДО. Методически обоснованная интеграция интерактивных технологий в ДОУ действительно создает целостность педагогической системы «ребенок - среда - ребенок» и вместе с тем обеспечивает условия для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием и способствует коррекции проблем при их наличии [9]. Детям нравятся интерактивные развивающие игры. Создание в ДОУ специально оборудованного помещения с определенными функциями решает следующие задачи [10]:
- создание центра игровой поддержки;
- индивидуальное или групповое обучение детей с помощью интерактивных технологий;
- современный методический кабинет для проведения мастер-классов, интернет-семинаров, совещаний педагогического коллектива.
На базе использования современных методических кабинетов организуется активный обмен опытом, в частности, по использованию мнемотехники, методических находок отдельных воспитателей и методистов, что, безусловно, обогащает и расширяет содержание образовательной среды и позволяет организовать деятельность увлекательно, оригинально. При таких условиях развиваются индивидуальные образовательные потребности дошкольников, их коррекция [11].
Заключение. Активное и умелое использование учителем и воспитателем возможностей интерактивных технологий в практической деятельности, включая информацию и общение, становится для ребенка ориентиром в мире технологий, формирует основу его информационной культуры личности и помогает ему преодолевать проблемы развития [12]. Методисты и воспитатели на основе собственной практики подчеркивают, что это значительно повышает интерес детей к образовательной деятельности и уровень познавательных способностей. Именно поэтому использование интерактивных технологий в дошкольных организациях помогает создавать необходимые условия для развития и способствует изменению традиционных способов организации развивающейся пространственной предметной среды с учетом особенностей восприятия современного окружающего мира [13].
В специальных научных исследованиях описывается влияние обучения дошкольников с проблемами памяти самостоятельному использованию мнемонических стратегий [14].
Можно выделить семь общих этапов учебных занятий с дошкольниками.
Этап 1. Ознакомить дошкольников с целями обучения, довести до них смысл тренинга, насколько это им будет полезно. Привести яркие примеры того, как эти приемы, освоенные в процессе тренинга, могут пригодиться в различных ситуациях обучения.
Этап 2. Дать инструкции по стратегии и положительным объяснениям по использованию стратегии.
Составить диаграммы с указанием пошагового создания стратегий:
1) определить термин;
2) озвучить определение термина;
3) найти ключевое слово;
4) представить, что определение делает что-то с ключевым словом;
5) подумать об определении, о том, что надо сделать с ключевым словом;
6) изучать то, что представляли, пока не запомнится определение.
Этап 3. Предложить модели, во время которых примеры и мыслительные процессы произносятся вслух.
Этап 4. Обеспечить дошкольникам возможность практиковаться устно с обязательной корректирующей обратной связью.
Этап 5. Организовать направленную практику с соответствующими отзывами как об использовании стратегии, так и об атрибуции.
Этап 6. Предоставить обобщающие инструкции, практику и обратную
связь.
Этап 7. Включить тренинг по позитивному подкреплению и атрибуции для выполнения заданий и правильного запоминания информации.
Следует сделать вывод о том, что такие приемы мнемотехники, как мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы, схематическое моделирование, способствуют эффективному развитию речи, решают многие проблемы недоразвития речи [15].
Таким образом, актуальная проблема развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте может быть решена на основе использования мнемотехники, что также способствует подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Список литературы
[1] Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16-21.
[2] Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
[3] Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2015. 36 с.
[4] Буйлина Е.Е. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста // Наука в мегаполисе. 2020. № 3 (19). С.13-16.
[5] Васильева О.С. Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. 2015. № 3. С. 56-59.
[6] Усенко Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника //Дошкольная педагогика. 2013. № 7. С. 18-23.
[7] Рудакова Д.Т. Информационные технологии для организации познавательной деятельности и развития личности // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Улан-Удэ: БГУ имени Д.Ш. Цырендоржиева, 2017. С.122-124.
[8] Апатов Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Просвещение, 2014. 224 c.
[9] Рудакова Д. Т. Содержание и принципы интернет-обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 3. С. 34-39.
[10] Зубы А.В. Информационные технологии в лингвистике, использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2016. 176 с.
[11] Чепурной Г.А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования. Тернополь: Мандривец, 2013. 148 с.
[12] Рудакова Д.Т. Развитие коммуникативной культуры на основе использования информационно-коммуникативных технологий // Образовательные технологии XXI века. 0Т'06: материалы Шестой городской научно-практической конференции. М., 2006. С. 111-118.
[13] Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2018. 272 с.
[14] Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: практическое пособие. М.: Просвещение, 2018. 112 с.
[15] Масленникова Д.К., Самылова О.А. Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Психологические науки. 2018. № 8. С.140-145.
References
[1] Tkachenko TA. Ispol'zovanie skhem v sostavlenii opisatel'nyh rasskazov [The use of schemes in the compilation of descriptive stories]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 1990;(10):16-21.
[2] Omelchenko LV. Ispol'zovanie priemov mnemotekhniki v razvitii svyaznoj rechi [Use of mnemonics techniques in the development of coherent speech]. Logoped [Logope-dist]. 2008;(4):102-115.
[3] Bolshova TV. Uchimsya po skazke. Razvitie myshleniya doshkol'nikov s pomoshch'yu mnemotekhniki [Learning from a fairy tale. Development ofpreschool children's thinking using mnemonics]. Saint Petersburg: Detstvo-press; 2015.
[4] Bujlina EE. Problemy formirovaniya kommunikativnyh navykov u detej doshkol'nogo vozrasta [The problem of formation of communicative skills in preschool children]. Nauka v megapolise [Science in the city]. 2020;3(19): 13-16.
[5] Vasileva OS. Ispol'zovanie tekhnologii mnemotekhnika v obrazovatel'nom processe DOU [Use of mnemonics technology in the educational process of DOW]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education]. 2015;(3):56-59.
[6] Usenko YuV. Ispol'zovanie mnemotablic v poznavatel'no-rechevom razvitii doshkol'nika [The use of mnemotables in the cognitive and speech development of preschool children]. Doshkol'nayapedagogika [Preschoolpedagogy]. 2013;(7): 18-23.
[7] Rudakova DT. Informacionnye tekhnologii dlya organizacii poznavatel'noj deyatel'nos-ti i razvitiya lichnosti [Information technologies for the organization of cognitive activity and personal development]. Social'no-kul'turnye processy v usloviyah integracii i dezintegracii [Socio-cultural processes in the context of integration and disintegration]: proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation. Ulan-Ude: BGU imeni D.Sh. Cyrendorzhieva Publ.; 2017. p. 122-124.
[8] Apatov NV. Informacionnye tekhnologii v shkol'nom obrazovanii [Information technologies in school education]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2014.
[9] Rudakova DT. The maintenance and principles of Internet-education. Bulletin of Peoples ' Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2009;(3):34-39.
[10] Zuby AV. Informacionnye tekhnologii v lingvistike, ispol'zovanie sovremennyh infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij v uchebnom processe [Information technologies in linguistics, the use of modern information and communication technologies in the educational process]. Barnaul: BGPU Publ.; 2016.
[11] Chepurnoj GA. Mnemotekhnika: tekhnologiya effektivnogo usvoeniya informacii v usloviyah sovremennogo obrazovaniya [Mnemonics: technology of effective assimilation of information in the conditions of modern education]. Ternopol: Mandrivec Publ.; 2013.
[12] Rudakova DT. Razvitie kommunikativnoj kul'tury na osnove ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tekhnologij [Development of communicative culture based on the use of information and communication technologies]. Obrazovatel'nye tekhnologii XXI veka. OT'06 [Educational technologies of the XXI century. OT'06]: proceedings of the Sixth city scientific and practical conference. Moscow; 2006. p. 111-118.
[13] Polat ES. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obra-zovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiya Publ.; 2018.
[14] Efimenkova LN. Formirovanie rechi u doshkol'nikov [Formation of speech in preschool children]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2018.
[15] Maslennikova DK, Samylova OA. Ispol'zovanie mnemotekhnicheskih priemov dlya for-mirovaniya svyaznoj rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR III urovnya [Use of mnemonic techniques for forming coherent speech in children of senior preschool age with ONR of level III]. Psihologicheskie nauki [Psychological science]. 2018;(8): 140-145.
Сведения об авторах:
Буйлина Елена Евгеньевна, магистрант департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета. E-mail: [email protected]
Рудакова Дора Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета. E-mail: [email protected]
Bio notes:
Elena E. Builina, master's student of the Department of Informatization of Education of the Moscow City University. E-mail: [email protected]
Dora T. Rudakova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Informatization of Education of the Moscow City University. E-mail: dtrudakova@ gmail.com