Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ГЛОНАСС НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ГЛОНАСС НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
149
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УМНАЯ" ОСТАНОВКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / НАВИГАЦИОННОЕ ИНТЕРАКТИВНОЕ ТАБЛО / ГЛОНАСС / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шаповалова Ю.С.

Рассмотрены вопросы использования проекта «Умная» остановка для повышения привлекательности общественного транспорта в г. Ростов-на-Дону. Описаны основные технические и технологические особенности «умных» остановок. Отмечены основные преимущества введения инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ГЛОНАСС НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 656 (078)

Ю.С. Шаповалова

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ГЛОНАСС НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Рассмотрены вопросы использования проекта «Умная» остановка для повышения привлекательности общественного транспорта в г. Ростов-на-Дону. Описаны основные технические и технологические особенности «умных» остановок. Отмечены основные преимущества введения инновационного проекта.

Ключевые слова: «умная» остановка, интеллектуальные транспортные системы, навигационное интерактивное табло, ГЛОНАСС, общественный транспорт, городская среда, система видеонаблюдения.

Схема работы технологии спутникового позиционирования ГЛОНАСС позволяет решать часть задач интеллектуальных транспортных систем, таких как: мониторинг транспорта и управление различными видами автотранспорта на уровнях предприятия; предоставление информации в режиме реального времени гражданам и организациям об организации транспортного обслуживания в регионе; обеспечение сбора исходных данных для оценки транспортной ситуации и формирования дорожной транспортной информации; оперативное предоставление информации в службы реагирования в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций на автотранспорте.

Повышение привлекательности общественного транспорта является необходимым условием обеспечения его конкурентных свойств в условиях быстрого роста автомобилизации населения. Возникает необходимость в принятии мер для повышения эффективности управления городским пассажирским транспортом общего пользования, создании условий для его удобного и безопасного использования [2]. В настоящее время появляются новые формы организации городского пространства и общественного транспорта с использованием информационных систем и технологий. Внедрение инновационного проекта «Умная» остановка на территории г. Ростов-на-Дону позволит создать максимально комфортные условия для пассажиров наземного общественного транспорта и повысить качество транспортного обслуживания. Проект «Умная» остановка может быть включен в систему «Безопасный город», которая в настоящее время действует в г. Ростов-на-Дону. Эта нововведение основано на связи через сервер остановочного пункта с транспортными средствами, оснащенными модулями GPS/ГЛОНАСС и необходимо для предоставления информации о текущем местоположении транспортного средства.

«Умная» остановка - интерактивная остановка, предназначенная для повышения качества обслуживания пассажиров наземного общественного транспорта за счет обеспечения их оперативной и актуальной информацией о расписаниях, маршрутах, графиках движения пассажирского транспорта, а также информирования в случаях чрезвычайных ситуаций.

Ввод в эксплуатацию умных остановок начался сравнительно недавно в 2015-2016 годах. В России первая умная остановка была установлена в Москве, сейчас такие остановки уже есть и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Белгороде, Кирове и ряде других городов [3].

Основными целями введения «умных» остановок являются:

1.повышение уровня социально-экономического развития и эффективности деятельности транспортного комплекса регионов РФ;

2.совершенствование механизмов расходования бюджетных средств;

3.повышение безопасности на автомобильных дорогах;

4.повышение экономической эффективности процесса перевозки.

Электронное табло, расположенное в самом павильоне «умной» остановки информативно и удобно в пользовании; кроме текущего времени, температуры и даты на нем отражаются маршруты автобусов, троллейбусов и маршрутных такси, а также время до их прибытия, вся информация обновляется в реальном времени, используя данные единого электронного диспетчерского центра ГЛОНАСС/GPS. Информация о движении каждого транспортного средства анализируется, и на основе статистических данных об особенностях каждого маршрута прогнозируется график маршрута. Время прибытия, которое пассажиры видят на сайте или информационном табло - это не расчет реального перемещения автобуса, троллейбуса или маршрутного такси [1]. Электронные дисплеи имеют возможность автоматического изменения, если автобус прибудет быстрее, чем ожидалось, если автобус задерживается, или если маршрут должен быть

© Шаповалова Ю.С., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 7-2(94)

изменен в короткие сроки (например, при увеличении интенсивности движения, возникновении затора в районе).

Сенсорная информационная система позволяет ознакомиться с интерактивной картой города и дает возможность проложить на карте индивидуальный маршрут, используя различные цвета, показывающие, в каком районе находится проложенный маршрут, а также скопировать его на мобильное устройство. Также информационные экраны отображают данные о культурных мероприятиях, близлежащих ресторанах, кафе, банках, позволяют демонстрировать коммерческие рекламные ролики. Вся информация выводится на русском и английском языках. Большинство интеллектуальных автобусных остановок интегрированы с системами связи в реальном времени, которые позволяют клиентам нажимать кнопку вызова, чтобы либо услышать автоматическое сообщение, предоставляющее информацию о следующих автобусах. В темное время суток на остановке работает энергосберегающее светодиодное освещение [4].

Система видеонаблюдения на остановке подключена к программе анализа пассажиропотока. Таким образом, можно узнать реальное количество пассажиров и оптимально спланировать нагрузку на общественный транспорт.

Еще одним эффектом установки терминалов стала возможность построить точную модель заторов. Каждое транспортное средство представляет собой датчик, измеряющий скорость движения потока. Машина, которая движется медленно или стоит на тех же улицах, где другие транспортные средства движутся быстрее, попадает в категорию проблемных и не участвует в построении модели. С причинами отклонения от графика проблемных машин разбирается диспетчер.

Внедрение проекта «Умная» остановка предусматривает:

1.защищенность пассажиров от неблагоприятных погодных условий (кондиционирование в летний период, подогрев зимой, защиту от ветра, осадков);

2.обеспечение открытого доступа к сети интернет на остановке Wi-Fi;

3.организация возможностей коммерческого использования элементов конструкции остановочного павильона для формирования инвестиционной привлекательности объекта;

4.контроль регулярности движения пассажирского транспорта за счет наблюдения за подъезжающими к остановке транспортными средствами;

5.анализ пассажиропотока;

6.мониторинг транспортных средств;

7.создание единой городской транспортной стилистики как элемента дизайна городской среды.

Для людей с ограниченными возможностями, например, слабовидящих или слабослышащих умная

остановка может быть оснащена динамиками для озвучивания номера, прибывшего на остановку транспортного средства [5].

Для обеспечения работы «умных» остановок используются транспортные средства, оснащенные системой ГЛОНАСС. В каждом транспортном средстве, установлен терминал, состоящий из приемника ГЛОНАСС, системы передачи данных на основе GPRS, тревожной кнопки и системы двусторонней связи с диспетчером. При задержках движения, в случае дорожно-транспортного происшествия, возникновении затора водитель может связаться с оператором диспетчерской службы. В каждом транспортном средстве имеется система информирования об остановках. Объявление звучит в салоне автоматически при приближении к остановочному пункту. Система сравнивает данные, полученные с приемника ГЛОНАСС, со сведениями об остановочных пунктах, и самостоятельно включает записанное объявление.

Преимуществами «умных» автобусных остановок являются:

1.снижение потребности в использовании частного транспорта при поездках; увеличение пропускной способности городских улиц;

2.сокращение количества заторов;

3.обеспечение скоординированного управления транспортно-логистическими услугами в области пассажирских перевозок;

4.повышение безопасности пассажиров;

5.комплексное внедрение интеллектуальных остановок общественного транспорта на территории России позволит значительно снизить затраты бюджета, а также одновременно решить несколько задач для реализации Государственных программ «Умный город», «Безопасный город» [6].

Таким образом, система «умная» остановка открывает собой следующий этап в развитии инфраструктуры современных городов. С ее появлением у городских жителей появится больше возможности для комфортного перемещения в пространстве города. Переход от использования личного автомобиля к общественному транспорту окажет положительное влияние на окружающую среду. «Умные» автобусные остановки - один из способов сделать общественный транспорт более привлекательным вариантом для пассажиров, в том числе и туристов, существенно улучшить качество обслуживания, обеспечив удобство и комфорт при ожидании транспорта, так как информация о графиках движения оперативна и

актуальна. Новый дизайн остановочного павильона привлечет внимание к добавленным электронным нововведениям. Для всех жителей город станет адаптированным в социальном отношении.

Библиографический список

1.Балабаева И.Т. Особенности функционирования общественного пассажирского транспорта / И.Т. Балабаева // Автомобильный транспорт. - 2004. - № 4. - С. 42-43.

2.Емельянова В.Г. Применение системы «ГЛОНАСС» на автомобильном транспорте как один из способов обеспечения безопасности дорожного движения [Текст] // Актуальные вопросы технических наук: материалы II Меж-дунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/73/3475.

3.Серова В.А. Проблемы пассажирского транспорта и качество жизни / В.А. Серова, Н.А.Серова // Север рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т.2, №28. - С. 107-110.

4. Умный общественный транспорт [Электронный ресурс] / INFOX - Режим доступа: https://www.infox.ru/news/91/science/technology (дата обращения 15.03.19).

5.Умные остановки [Электронный ресурс] / Городские инновации. — Режим доступа: http://gorinnovation.ru.

6. Умные остановки для умных городов [Электронный ресурс] / Desfor. — Режим доступа: http://www.kioski.ru/umnie-ostanovki.

ШАПОВАЛОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, студент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения», Донской государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.