СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ
УДК 711-1 ББК 85.118
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОСТАНОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДАХ РОССИИ
Шевцова В.В, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,
e-mail: 24_vichka98@mail.ru Нагорная М.С., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,
e-mail: marya. nagornaya@mail. ru
Аннотация
В статье исследуется отечественный опыт внедрения навигационной системы городской среды на примере остановочных комплексов общественного транспорта; анализируется специфика использования элементов навигации на остановках в разных городах России, приведены примеры наиболее интересных дизайнерских решений; показана роль навигационной системы в процессе формирования оптимальной городской среды; рассмотрены тенденции развития навигационной системы городской среды на примере остановочных комплексов в современных условиях.
Ключевые слова: навигационный дизайн, навигационная система городской среды, остановочный комплекс, транспортная система Российской Федерации, системы визуальные коммуникации, безбарьерная среда.
Введение
Навигационный дизайн - сравнительно новое и перспективное направление научных исследований1 и практических разработок современных дизайнеров, в современных условиях в мегаполисах формируется принципиально новая городская среда, которая в управлении социальными общностями в культурно-историческом пространстве может оказать стабилизирующее воздействие, создать благоприятные, комфортные условия обитания для жителей, стимулировать активность людей, сделать город привлекательным для туристов.
Майский Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»2 одной из актуальных задач признает создание комфортных условий для проживания российских граждан, а Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года3 к индексу городского развития относит интегральную оценку качества и комфортности городской среды.
Актуальность создания удобной городской навигации в России с каждым годом растёт в связи с развитием туристической индустрии. Всемирный экономический форум The Traveland Tourism Competitiveness Reports Давосе (WEF), раз в два года составляет мировой рейтинг конкурентоспособности государств в сфере туризма, в 2019 г. Россия заняла 39 место среди 140 стран мира. Оценка проходит по 14 индикаторам, в т. ч. оценивается туристская и транспортная инфраструктура, привлекательность и безопасность. В качестве слабых сторон, сдерживающих развитие туризма в большинстве стран, эксперты назвали качество базовой туристической инфраструктуры в регионах, следовательно одной из главных задач становится формирование комфортной «умной» городской среды,4 включая транспортную инфраструктуру.
При разработке системы городской навигации, на наш взгляд, необходимо учитывать теоретические наработки ведущих зарубежных и отечественных учёных. Лакшми Бхаскаран в своей монографии «Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы» определяет навигационный дизайн как процесс создания визуально-коммуникационных систем,
включающий в себя пиктограммы, графические символы, карты, ориентирующие человека в том или ином пространстве, объясняющие функции объектов, в простой и доходчивой форме рассказывающие об их назначении5. Автор монографии «The Wayfinding Handbook. Information Desingfor Public Place» Дэвид Гибсон отмечает, что «каждый знак в системе, каждый отдельный голос, служит определённой функции и отображает конкретный тип содержимого, называемого сообщением, которое может включать в себя невербальные графические символы, изображения и слова»6. Функции дизайна в отечественной историографии рассматриваются с опорой на концепцию Т.Ю. Быстровой, отраженной в монографии «Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна»7. Для создания благоприятной среды, направленной на увеличение туристского потока, необходимо обратиться к организующей функции графического дизайна. Важно создать навигацию, которая будет не только правильно направлять человека, но и создавать нужную атмосферу и настроение.
Стилистические тенденции проектирования навигационного пространства
остановочных комплексов
Термин «системы визуальной коммуникации» используется главным образом в значении комплексов, состоящих из графических знаков, надписей, систем цветового кодирования, и предназначенных для ориентации массового потребителя в различных средах - на транспорте, в открытой городской среде, в интерьерах объектов общественного назначения и др. Визуальные коммуникации служат информационным посредником между городским пространством и человеком, помогают передать структуру и смысл отдельных элементов среды.
Городская навигация сегодня - это не только знаки и указатели, она включает в себя все способы, с помощью которых люди ориентируются в пространстве, двигаясь по своему маршруту, люди перемещаются между точками принятия решений, доступная информация в этих пунктах и окружающее пространство помогают правильно выбрать дальнейший путь. Немаловажную роль в создании пространства, удобного для ориентирования, также играют городская среда и её элементы, такие как архитектурные объекты, достопримечательности, общественное пространство, ландшафт, дорожное покрытие, цвета, материалы, освещение и малые архитектурные формы. Единая система навигации восполняет пробелы, соединяя разрозненные элементы и делая городскую среду простой для понимания и удобной в использовании.
Остановочные комплексы являются важным элементом городской среды. Большая часть населения в мире пользуется общественным транспортом в качестве основного средства передвижения, например, в Гонконге регулярно пользуется 80% населения, Венесуэле - 56%, в Кении - 63%, Южной Корее - 55%, Чили - 53%, России - 57%8. Основными причинами пользования общественным транспортом являются стоимость, эффективность и развитость транспортной сети и инфраструктуры, комфортность остановочных комплексов. По данным Министерства транспорта РФ только с января по сентябрь 2019 г. перевозки пассажиров транспортом общего пользования составили 7,665 триллионов человек9, и именно поэтому грамотно выстроенная система навигации остановочных комплексов важна и эффективна.
При разработке навигационной системы остановочных комплексов общественного транспорта, на наш взгляд, необходимо учитывать позитивный зарубежный опыт10, который, несомненно, может быть полезен и для России. Безусловно, прямое копирование зарубежных аналогов не представляется возможным из-за отечественной специфики, тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления РФ могут адаптировать наиболее эффективные методы и подходы, которые уже положительно зарекомендовали себя за рубежом при разработке элементов визуально-графической среды остановочных комплексов.
Осознавая актуальность формирования навигационной системы остановочных комплексов общественного транспорта в субъектах РФ, муниципалитетах органы государственной власти и местного самоуправления разрабатывают и принимают Стратегии, Программы, Концепции, Постановления. На наш взгляд, заслуживают внимания следующие правовые акты: комплексная Программа «Мой район» (Москва)11, Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве12, Схема и программа перспективного развития электроэнергетики города Москвы на 2019-2024 годы13, Постановление Об остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования в г. Калиниград14, Концепция организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования в г. Ижевске15, Концепция развития общественного транспорта города Оренбурга16 и др.
Остановки общественного транспорта в современном городе давно перестали быть просто лавочками под открытым небом, сегодня остановочные комплексы - это важный элемент городской инфраструктуры, от которого напрямую зависит пассажиропоток. Удобные, красивые, просторные и функциональные остановочные павильоны создают комфортные условия для пассажиров, защищают от ветра, дождя и солнца, гармонично сочетаются с окружением. Проанализировав передовой отечественный опыт, мы выделили регионы и муниципалитеты, в которых наиболее эффективно использованы методы и подходы создания навигации остановочных комплексов, к ним относятся Москва, Севастополь, Волгоград, Казань, Пермь и др.
Рис. 1. Остановочные комплексы в городах Волгоград17 и Севастополь18
Для разработки визуально-графической составляющей навигации остановочных комплексов, необходимо учитывать ряд факторов, например, объем возможно используемого пространства для размещения карт, баннеров, схем и т. п., категория пассажиров (местные жители, туристы, мигранты, лица с ограниченными возможностями здоровья и т. п.), интенсивность движения единиц подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования (пассажиропоток), символику и специфические особенности территории, наличие вблизи памятников историко-культурного наследия и др.
При разработке остановочных комплексов учитываются СП (своды правил), СНиП (строительные нормы и правила), ОСТ (отраслевой стандарт). Например, ОСТ 218.1.0022003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования»19 устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения. Для обоснования минимальной вместимости остановочного пункта нужно рассчитать такой параметр, как количество единиц общественного транспорта, единовременно осуществляющих посадку и высадку пассажиров на остановочном пункте. Например, в отношении автобусных остановочных комплексов по
ОСТу «ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.», соответственно на автобусной остановке будет иметься достаточно места для размещения крупных элементов визуальной коммуникации. Трамвайные же остановки характеризуются ограниченностью пространства, для создания навигационного комплекса для них рекомендуется устанавливать стелу, снабженную необходимой информацией для потребителя.
Рис. 2. Трамвайная остановка в городах Челябинск и Пермь20
Независимо от того, есть павильон или нет, на остановке транспорта в любом случае размещается комплекс информации, необходимой пассажиру (местному жителю или туристу): плакаты, схемы, таблицы, карты и др.
В различных городах по-разному подходят к изображению схемы транспорта. Для жителей и гостей мегаполисов чаще изображают только схему маршрутов, проходящих через конкретную остановку: основная задача наземного транспорта здесь - доставить человека к метро, в городах без метро или со слабо развитым магистральным транспортом отображают схему всей транспортной сети муниципалитета. Первый подход не отменяет существования единой транспортной схемы города или отдельных её частей. Чаще всего схема привязана к местности, каждый маршрут должен быть обозначен своей цветовой линией. Иногда оба подхода сочетаются: если какой-то транспорт более значим, то его маршруты показываются отдельными линиями, если рисуется схема отдельной транспортной подсистемы, то на ней показываются точки соприкосновения с другими транспортными подсистемами. Для удобства пассажиров схемы разбиты на квадраты по типу дорожных атласов, а для иностранных туристов названия остановок продублированы на английском языке.
Рис. 3. Схемы движения транспорта в городах Севастополь21, Владимир22 и Казань23
График движения обычно оформляется одним из двух вариантов: указание интервалов движения и точное время прибытия в каждый час или указывается для каждого маршрута, иногда - несколько вариантов: для будних дней и выходных.
Рис. 4. Расписание движения общественного транспорта в городах Москва24и Пермь25
Расписание часто печатается на бумаге стандартного формата, это указывает на то, что интервалы движения изменяются, данные о загрузке линий собираются, обрабатываются и периодичность движения транспорта обновляется часто, несмотря на простоту изготовления, верстают его в едином стиле, от непогоды листы защищаются стеклом или прозрачным пластиком, но уже сегодня стандартом для остановок в крупных городах стали экраны или табло, сообщающие о времени прибытия и номере ближайших маршрутов. Чаще всего используются светодиодные экраны, так как нет необходимости показывать изображения или большое количество форматированного разным образом текста. Иногда используются табло со светодиодами разных цветов, но чаще всего они монохромные. На экранах любого вида в каждой отдельной строчке должна быть информация об одном виде транспорта, она должна показываться статично, безошибочно запуская однострочную информационную панель.
Рис. 5. Электронное табло в городах Новосибирск26 и Санкт-Петербург27
Новые тенденции в организации остановок общественного транспорта связаны с необходимостью создания комфортных условий ожидания и формируются в соответствии с такими факторами, как климатические условия региона, инновации в сферах информационных технологий, автономного энергоснабжения, функционального обеспечения, обслуживания. В городе Казань муниципальные власти внедряют «тёплые» остановочные комплексы, позволяющие обеспечить комфорт пассажирам в ожидании транспорта; оснащенность камерами видеонаблюдения гарантирует безопасность; важным, на наш взгляд, является также использование антивандальных материалов. Планировка данных павильонов позволяет дизайнерам использовать новые форматы при создании визуальной коммуникации, например, размещение стойки с буклетами.
Рис. 6. Теплая остановка в городе Казань
Значительно расширить возможности информирования населения о фактическом прибытии транспорта возможно с помощью информационных стел, устанавливаемых на крупных остановочных узлах.
Рис. 7. Информационная стела в городе Москва 28
В разных городах России при проектировании общегородской навигации особое внимание уделяется современному оформлению в соответствии с учетом местных культурных и национальных особенностей муниципалитета. Планировочные решения конструкции павильонов, внешняя отделка элементов остановки, информационные стелы, малые архитектурные формы, озеленение и освещение должны композиционно сочетаться с окружающей обстановкой.
Рис. 8. Остановки, оформленные с учётом национальной и культурной специфики, в городах
Волгоград29 и Владикавказ30
Система транспортной навигации ставит на первое место интересы человека и связывает его со всеми видами транспорта, она проектируется с точки зрения удобства людей и удовлетворения их потребностей. Система навигации распространяет данные не только через знаки и указатели, но и по другим каналам, включая интернет, мобильные устройства и даже с помощью специально обученного персонала, призванного повысить безопасность пассажиров, например, с помощью наблюдения посредством видеокамер, вмонтированных в остановочное информационное табло.
Рис. 9. Камеры слежения на остановках в городах Севастополь31 и Нижегородск32
Для создания единой системы навигации необходимо внедрение нового поколение видов информации и элементов, состоящих из ряда ключевых позиций. Для повышения разборчивости и узнаваемости дизайнерами активно используются применяемые в международной практике символы и пиктограммы в сочетании со знаками, использование которых установлено в России.
Рис.10. Пиктограммы на остановках в городах Севастополь33 и Москва34
Человеку важно быстро и без усилий понять собственное местоположение и построить маршрут до необходимого объекта, в связи с этим в системе навигации внедряются городские пешеходные карты, в которых все указатели спроектированы с учетом места, где находится человек с обозначающим значком «Вы здесь». Карты ориентированы по направлению взгляда: все, что изображено справа, также находится справа от человека, для тех, кто привык ориентироваться по сторонам света, имеется указатель «На север». На картах отмечен круг пятиминутной доступности -он показывает, что находится рядом с текущим местоположением.
Рис. 11. Пример использования пиктограммы «Вы здесь» и круг пятиминутной доступности
в городе Москва35
Наружное освещение городских территорий является одним из важнейших элементов создания комфортных условий для проживания и ориентирования в населенном пункте. Грамотно спроектированное светодиодное освещение остановочных комплексов, на наш взгляд, повышает читаемость указателей при помощи подсветки информационного содержания, базовые требования к естественному и искусственному освещению отражены в
СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»36, разработанном еще в 1995 г. Минстрой России.
Рис. 12. Освещение остановочных комплексов в городах Москва37
Актуальной проблемой при разработке единого стиля и навигационной системы городской среды является размещение на остановочных комплексах торговых киосков и рекламы. К сожалению, в большинстве случаев стихийно размещенная реклама, зачастую низкого полиграфического качества, её несменяемость, а также архитектурная скудность павильонов торговых объектов снижает эстетическую привлекательность муниципалитета.
Оформление и размещение вывесок и рекламы, а также установку информационных конструкций вывесок, размещение иных графических элементов рекомендуется осуществлять в соответствии с учетом статьи 19 Федерального закона «О рекламе»38 и утвержденными Органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов правилами.
Рис. 13. Остановочные комплексы в городе Курган39и Кемерово40
Анализируя ОСТ, мы видим четко сформулированные охранительные нормы: «Торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания. Элементы остановки не следует использовать для размещения рекламы и в непосредственной близости от остановочного павильона запрещается размещение средств наружной рекламы, которые могут ограничивать видимость остановки водителям, приближающимся к остановке, и пешеходам, находящимся на остановке»41. На наш взгляд, при проектировании остановочных комплексов рекомендуется использовать на плоских поверхностях оборудования и малых архитектурных формах перфорирование или рельефное текстурирование, которое мешает расклейке объявлений и разрисовыванию поверхности и облегчает очистку.
РФ - социальное государство42, в последние годы органами государственной власти и органами местного самоуправления значительное внимание уделяется людям с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
При проектировании остановочных пунктов нужно не только строго соответствовать законодательным требованиям, в т. ч. учитывать положения СНиП 35-01-2001
«Доступность зданий и сооружений для маломобильных государственной программы «Доступная среда»44.
групп населения»
43
и
Рис. 14. Схема безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения
45
Заключение
По нашему мнению, при формировании системы городской навигации необходимо учитывать нозологию различных групп лиц с ОВЗ, например, для слабовидящих людей, при разработке дизайна остановочных комплексов общественного транспорта необходимо предусмотреть размещение на них тактильной ленты, системы аудиооповещения, при разработке графических объектов использовать контрастный ярко-желтый цвет, крупные буквы, шрифт Брайля.
Необходимо, на наш взгляд при разработке системы навигации остановочных комплексов проводить социологические исследования для выявления показателей удовлетворенности жителей и гостей города существующей системой транспортной навигации для последующей выработки рекомендаций к созданию правил и стандартов в концепции оформления и выбора наиболее подходящего дизайнерского решения визуально-графического оформления остановочных комплексов46, например, грамотное социологическое исследование, по нашему мнению, было проведено в г. Иркутске.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что стратегической целью современных городов России является создание комфортных условий проживания для различных категорий населения, стимулирование активности людей, повышение туристической привлекательности. Важной составляющей городской среды, на наш взгляд, являются остановочные комплексы, грамотно выстроенная система навигации остановок общественного транспорта важна и эффективна, на наш взгляд, основными её преимуществами являются туристическая привлекательность, комфортное и эстетическое единообразие городской среды, возможность создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. Графический дизайн играет особую роль в создании фирменного стиля и брендинга территорий, благодаря ему формируется определенный и
постоянно запоминающийся зрительный образ для большого количества людей, его основные элементы: логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы должны быть привлекательны и информативны. Система цветовой идентификации маршрутов, система шрифтов, расположение элементов навигации, принцип неразрывности маршрута в системе навигации помогут человеку сориентироваться на транспорте как местному жителю, так и туристу, вне зависимости от возраста или физических способностей.
STYLISTIC TRENDS IN THE DESIGN OF THE NAVIGATION SPACE OF STOP COMPLEXES IN RUSSIAN CITIES
Shvetsova V.V., South Ural University of Technology, e-mail: 24_vichka98@mail.ru NagornayaM.S., South Ural University of Technology, e-mail: marya. nagornaya@mail. ru
Abstract
The article examines the domestic experience of implementing the navigation system of the urban environment on the example of public transport stop complexes; analyzes the specifics of using navigation elements at stops in different cities of Russia, provides examples of the most interesting design solutions; shows the role of the navigation system in the process of forming an optimal urban environment; considers the trends in the development of the navigation system of the urban environment on the example of bus stops in modern conditions.
Keywords: navigation design, urban environment navigation system, stop complex, transport system of the Russian Federation, visual communication systems, barrier-free environment.
Примечания
1 Новичкова, О.Г. Дизайн навигационных систем как одно из направлений современного дизайна // Царскосельские чтения, 2014, № 17, Т.1. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-navigatsionnyh-sistemkakodno-iz-napravleniy-sovremennogo-dizayna.pdf (дата обращения: 15.02.2020), Бекишев, М.А. История визуальных систем ориентирования в пространстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011, № 127[Электронный ресурс] - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriografiyavizualnyhsistem-orientirovaniya-v-prostranstve.pdf (дата обращения: 15.02.2020)
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // [Электронный ресурс]. - URL http:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 6.02.2020)
3Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 31.08.2019) // [Электронный ресурс]. - URL http:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения 15.01.2020)
4Мировой рейтинг конкурентоспособности в сфере туризма/ Международная информационная группа «Интерфакс» [Электронный ресурс] - URL: https://tourism.interfax.ru/ru/analytics/market_overview/62288/ (дата обращения: 20.02.2020)
5Бхаскаран, Л. Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы /ЛакшмиБхаскаран; пер. с англ. В. Хорос. -М.: Астрель, 2006. (дата обращения: 15.01.2020)
6 Gibson, D. The Wayfinding Handbook. Information Desing for Public Place/ David Gibson-NY.: Princeton Architectural Press, 2016.
7 Быстрова, Т.Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна /ООО "Фабрика комиксов" (импринт "Кабинетный ученый") (Екатеринбург). 2016. С. 376 [Электронный ресурс]. - URL https://elibrary.ru/ite// m.asp?id=27562534 (дата обращения: 7.02.2020)
8Countries With The Highest Public Transit Use [Электронный ресурс]. -URL:https://www.worldatlas.com/articles/countries-with-the-highest-public-transit-use.html (дата обращения 8.02.2020)
9 Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень, январь-июнь 2019 года // Министерство транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.mintrans.ru/ministry/results/180/documents (дата обращения 15.02.2020)
10Шевцова, В.В., Нагорная, М.С. Навигационная система остановочных комплексов: зарубежный опыт // Управление в современных системах: сборник трудов IX Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов / [науч. ред. А.В. Молодчик, Д.В. Валько]. - Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2019. С.448-459. 11 Программа «Мой район» // Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс] - URL: https://www.mos.ru/moi-raion/(дата обращения: 10.02.2020)
12Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве // Постановление от 2 сентября 2008г. № 797-ПП [Электронный ресурс] - URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/31882220/(дата обращения: 10.02.2020) 13Об утверждении Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики города Москвы на 20192024 годы // Распоряжение Мэра Москвы № 318-РМ от 30 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] - URL: https://www.mos.ru/dgkh/documents/skhemy/view/225972220/ (дата обращения: 10.02.2020)
14Об остановочных пунктах городского пассажирского транспорта общего пользования // Постановление администрации городского округа «город Калининград» от 25 ноября 2011 года № 2016 // [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/438856446 (дата обращения: 10.02.2020)
15Об утверждении концепции организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования в г. Ижевске на 2011 - 2015 гг. // Постановление администрации города Ижевска от 12 апреля 2011 года № 311 // [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/430559517 (дата обращения: 10.02.2020)
16О Концепции развития общественного транспорта города Оренбурга // Решение Оренбургского городского совета от 18 сентября 2012 года № 475 // [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/439069879 (дата обращения: 10.02.2020)
17 Компания «Детали Конструкций» [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/LBHUF (дата обращения: 01.02.2020)
18Как сделать остановку [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/KfQrB (дата обращения: 10.02.2020) 19Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003 [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/LBHL5 (дата обращения: 10.02.2020)
21 Севастопольцев информируют о движении бесплатного автобуса на Большой Морской [Электронный ресурс]. - URL: http://sevastopol-news.com/politics/2019/11/19/112389.html (дата обращения: 5.02.2020)
22 На остановках начали размещать схемы и графики движения общественного транспорта [Электронный ресурс]. - URL: https://start33.ru/news/2016/04/06/shema-transporta (дата обращения: 5.02.2020)
23 Экскурсия по Казани [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/LBHTL (дата обращения: 10.02.2020) 24Остановки Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https://gre4ark.livejournal.com/182745.html?page= (дата обращения: 04.02.2020)
25Концепт городской транспортной навигации города Пермь [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/KfQz9 (дата обращения: 08.02.2020)
26 «Умная остановка» в Новосибирске [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nsk.kp.ru/online/news/3165118/ (дата обращения: 04.02.2020)
27Обновленные остановки Петербурга [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/KfR44 (дата обращения: 04.02.2020)
28Остановки Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https://gre4ark.livejournal.com/182745.html?page= (дата обращения: 10.02.2020)
29 Яндекс картинки [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/Lyk3d (дата обращения: 10.02.2020)
30На Полтавщине появилась остановка с репродукциями картин [Электронный ресурс]. - URL: https://poltava.sq.com.ua/rus/news/novosti/19.10.2018/na_poltavschine_poyavilas_ostanovka_s_reproduktsiyami_karti n_foto/ (дата обращения: 10.02.2020)
31 Как сделать остановку [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/KfQrB (дата обращения: 17.02.2020) 32Нижегородские «умные» остановки [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/KfSYy (дата обращения: 10.02.2020)
33 Как сделать остановку [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/KfQrB (дата обращения: 10.02.2020) 34Остановки Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https://gre4ark.livejournal.com/182745.html?page= (дата обращения: 10.02.2020)
35 Остановки Москвы [Электронный ресурс]. - URL: https://gre4ark.livejournal.com/182745.html?page= (дата обращения: 10.02.2020)
36 Об утверждении СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» // Приказ Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр (ред. от 10.02.2017) // [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/Lymqa (дата обращения: 11.02.2020)
37 Яндекс картинки // [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/Lyn9b (дата обращения: 10.02.2020) 38Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/LBHP2(дата обращения: 23.02.2020)
39 Яндекс картинки [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/M6ARF (дата обращения: 23.02.2020)
40 Яндекс картинки [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/M6AJa (дата обращения: 19.02.2020) 41Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003 [Электронный ресурс] - UR: https://clck.ru/LBHL5 (дата обращения: 19.02.2020)
42Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (дата обращения: 11.02.2020)
43 Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» // Приказ Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр (ред. от 10.02.2017)// [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_237324/ (дата обращения: 11.02.2020)
44 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы // Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297// [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165834/ (дата обращения: 11.02.2020)
45Проектирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге компанией «Соглас-Проект» // [Электронный ресурс] - URL: https://soglas-proekt.ru/proekty/gorod/proektirovanie-dostupnoy-sredy-dlya-invalidov-i-malomobilnyh-grupp-naseleniya/ (дата обращения: 19.02.2020) 46 Концепция транспортного ориентирования «Разработка визуальной системы навигации городского общественного транспорта для туристов» в городе Иркутске на 2016г. [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/LspsV(дата обращения: 15.12.2019); Шевцова В.В., Нагорная М.С. Навигационное оформление остановочных комплексов в г. Челябинске: социальный заказ. // Управление в современных системах. 2019. № 4 (24). С. 62-70. [Электронная публикация] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=41591225