Научная статья на тему 'Автоматизированные системы управления на городском пассажирском транспорте'

Автоматизированные системы управления на городском пассажирском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / АСУ / ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРОПОТОК / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атажанов Махмуд Кенжабоевич, Сайлиев Мухаммаджон Илхом Угли, Фармонов Шахзод Шерматович

Работа автотранспортных предприятий города должна быть направлена на своевременное и качественное предоставление транспортных услуг его жителям. Сделать управление транспортным потоком более эффективным, а мониторинг более результативным позволяет внедрение автоматизированной системы управления. Это удается благодаря четкому функционированию и развитию информационно-технологических средств, а также формированию единого информационного пространства транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атажанов Махмуд Кенжабоевич, Сайлиев Мухаммаджон Илхом Угли, Фармонов Шахзод Шерматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированные системы управления на городском пассажирском транспорте»

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

12 3

Атажанов М.К. , Сайлиев М.И. , Фармонов Ш.Ш.

1Атажанов Махмуд Кенжабоевич - ассистент, кафедра транспортной логистики;

2Сайлиев Мухаммаджон Илхом угли - студент, направление: транспортная логистика;

3Фармонов Шахзод Шерматович - студент, направление: метрология, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: работа автотранспортных предприятий города должна быть направлена на своевременное и качественное предоставление транспортных услуг его жителям. Сделать управление транспортным потоком более эффективным, а мониторинг более результативным позволяет внедрение автоматизированной системы управления. Это удается благодаря четкому функционированию и развитию информационно-технологических средств, а также формированию единого информационного пространства транспортной отрасли. Ключевые слова: автоматизированные системы управления, АСУ, городской пассажирский транспорт, пассажиропоток, автотранспортные предприятия.

Последние десятилетия в Узбекистане наблюдается стремительный рост количества транспортных средств на дорогах. Как результат, участились дорожно-транспортные происшествия, окружающая среда загрязняется большим количеством продуктов сгорания топлива, в крупных городах водители и пассажиры более продолжительное время проводят в заторах. Чтобы уменьшить масштабы этих негативных явлений, требуется создание эффективной системы управления транспортными потоками, целью которой является увеличение пропускной способности автодорог, снижение объемов вредных веществ, производимых автомобилями, и уменьшение расхода топлива.

Чтобы сделать управление транспортом более эффективным, недостаточно влиять на отдельные составляющие процесса (экономическую, техническую, эксплуатационную и др.). Необходимо воздействие на весь транспортный комплекс в целом [1], а это возможно благодаря внедрению на автотранспортных предприятиях города автоматизированной системы управления (АСУ) [2].

В функции АСУ входит решение таких задач:

• контроль движения по маршруту согласно расписанию;

• учет и анализ использования ГСМ;

• контроль состояния и действий водителя за рулем;

• работа с базой маршрутов и мест остановок транспорта;

• определение текущего местоположения транспортного средства, его скорости и направления движения;

• автоматическое уведомление о непредвиденных и чрезвычайных ситуациях;

• учет ремонтов и плановых ТО транспортного средства;

• уведомление пассажиров о номере автобусного маршрута, наименованиях населенных пунктов, между которыми он пролегает, времени остановки, количестве свободных мест и т. д.;

• управление содержанием рекламы на аудиовизуальных средствах в автобусе и на остановках;

• контроль скоростного режима пассажирского автобуса;

• контроль обстановки внутри автобуса и на проезжей части;

• тревожная кнопка в самом автобусе и на остановке;

• учет рабочего времени персонала;

• фиксация скорости поездки, нарушений маршрута и расписания, остановок и продолжительности стоянки, времени заезда и выезда из пункта остановки;

• контроль важных технических параметров: уровня топлива, давления масла, заряда батареи и др.;

• сбор нормативно-справочных данных по автопредприятию, персоналу и маршрутам;

• уведомление пассажиров об очередном пункте остановки как во время движения, так и во время стоянки;

• бронирование поездки с указанием даты, маршрута и времени отправления;

• учет количества прогонов по маршруту;

• мониторинг пассажиропотока;

• анализ информации по работе автомобильного парка;

• голосовая связь между водителем автобуса и диспетчером;

• создание первичных документов и отчетов автопредприятия;

• уведомление пассажиров о всех маршрутах, имеющихся на данной линии, и использующихся здесь видах транспорта;

• мониторинг состояния среды внутри автобуса и на остановке;

• беспроводное подключение к интернету в автобусе и на остановке.

Чтобы обеспечить выполнение всех перечисленных функций, АСУ должна быть оснащена всеми необходимыми техническими средствами. Решение задач пассажирских перевозок возможно при наличии следующих компонентов:

• GPS/ГЛОНАСС-модули. Транспортные средства, используемые для пассажирских перевозок, уже оснащены такими модулями. Требуется установка электронных табло на всех остановочных пунктах. На сегодня лишь отдельные остановки обустроены такими табло;

• онлайн-система видеонаблюдения;

• датчики учета количества пассажиров;

• рация или речевой информатор;

• единый диспетчерский центр, из которого на основе всей собираемой информации будет координироваться и регулироваться движение автобусов [3];

• терминалы оплаты транспортных услуг;

• датчики, контролирующие уровень топлива и его расход, а также давление в шинах;

• тахограф. В настоящее время весь пассажирский транспорт оснащен такими устройствами;

• система безопасности, подключенная к GPS или ГЛОНАСС.

Внедрение автоматизированных систем управления пассажирским транспортом имеет целью замену использующихся ручных методов контроля пассажиропотоков на современную систему, с помощью которой можно мониторить и анализировать все предоставленные услуги по перевозке пассажиров. Также с помощью АСУ удастся упростить расчеты количества транспортных средств, необходимых для обслуживания данного маршрута, и осуществить контроль качества предоставления транспортных услуг на конкретном маршруте и комфорта поездок в разное время суток. Запуск системы позволит повысить эффективность решения вопросов, связанных с функционированием транспортной отрасли.

Список литературы

1. Атажанов М.К. Повышение транспортно-транзитного потенциала в республике Узбекистан // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики, 2018. Т. 1. С. 155-159.

2. Поначугин А.В., Соколов В.А. Актуальные проблемы разработки и внедрения автоматизированной системы управления на городском пассажирском транспорте // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2018. Т. 45. № 2. С. 353-362.

3. Стефаненко С.В. Использование Автоматизированных систем управления на пассажирском транспорте на примере г. Хабаровска // Молодой ученый, 2018. № 46-1 (232). С. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.