АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
12 3
Атажанов М.К. , Сайлиев М.И. , Фармонов Ш.Ш.
1Атажанов Махмуд Кенжабоевич - ассистент, кафедра транспортной логистики;
2Сайлиев Мухаммаджон Илхом угли - студент, направление: транспортная логистика;
3Фармонов Шахзод Шерматович - студент, направление: метрология, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: работа автотранспортных предприятий города должна быть направлена на своевременное и качественное предоставление транспортных услуг его жителям. Сделать управление транспортным потоком более эффективным, а мониторинг более результативным позволяет внедрение автоматизированной системы управления. Это удается благодаря четкому функционированию и развитию информационно-технологических средств, а также формированию единого информационного пространства транспортной отрасли. Ключевые слова: автоматизированные системы управления, АСУ, городской пассажирский транспорт, пассажиропоток, автотранспортные предприятия.
Последние десятилетия в Узбекистане наблюдается стремительный рост количества транспортных средств на дорогах. Как результат, участились дорожно-транспортные происшествия, окружающая среда загрязняется большим количеством продуктов сгорания топлива, в крупных городах водители и пассажиры более продолжительное время проводят в заторах. Чтобы уменьшить масштабы этих негативных явлений, требуется создание эффективной системы управления транспортными потоками, целью которой является увеличение пропускной способности автодорог, снижение объемов вредных веществ, производимых автомобилями, и уменьшение расхода топлива.
Чтобы сделать управление транспортом более эффективным, недостаточно влиять на отдельные составляющие процесса (экономическую, техническую, эксплуатационную и др.). Необходимо воздействие на весь транспортный комплекс в целом [1], а это возможно благодаря внедрению на автотранспортных предприятиях города автоматизированной системы управления (АСУ) [2].
В функции АСУ входит решение таких задач:
• контроль движения по маршруту согласно расписанию;
• учет и анализ использования ГСМ;
• контроль состояния и действий водителя за рулем;
• работа с базой маршрутов и мест остановок транспорта;
• определение текущего местоположения транспортного средства, его скорости и направления движения;
• автоматическое уведомление о непредвиденных и чрезвычайных ситуациях;
• учет ремонтов и плановых ТО транспортного средства;
• уведомление пассажиров о номере автобусного маршрута, наименованиях населенных пунктов, между которыми он пролегает, времени остановки, количестве свободных мест и т. д.;
• управление содержанием рекламы на аудиовизуальных средствах в автобусе и на остановках;
• контроль скоростного режима пассажирского автобуса;
• контроль обстановки внутри автобуса и на проезжей части;
• тревожная кнопка в самом автобусе и на остановке;
• учет рабочего времени персонала;
• фиксация скорости поездки, нарушений маршрута и расписания, остановок и продолжительности стоянки, времени заезда и выезда из пункта остановки;
• контроль важных технических параметров: уровня топлива, давления масла, заряда батареи и др.;
• сбор нормативно-справочных данных по автопредприятию, персоналу и маршрутам;
• уведомление пассажиров об очередном пункте остановки как во время движения, так и во время стоянки;
• бронирование поездки с указанием даты, маршрута и времени отправления;
• учет количества прогонов по маршруту;
• мониторинг пассажиропотока;
• анализ информации по работе автомобильного парка;
• голосовая связь между водителем автобуса и диспетчером;
• создание первичных документов и отчетов автопредприятия;
• уведомление пассажиров о всех маршрутах, имеющихся на данной линии, и использующихся здесь видах транспорта;
• мониторинг состояния среды внутри автобуса и на остановке;
• беспроводное подключение к интернету в автобусе и на остановке.
Чтобы обеспечить выполнение всех перечисленных функций, АСУ должна быть оснащена всеми необходимыми техническими средствами. Решение задач пассажирских перевозок возможно при наличии следующих компонентов:
• GPS/ГЛОНАСС-модули. Транспортные средства, используемые для пассажирских перевозок, уже оснащены такими модулями. Требуется установка электронных табло на всех остановочных пунктах. На сегодня лишь отдельные остановки обустроены такими табло;
• онлайн-система видеонаблюдения;
• датчики учета количества пассажиров;
• рация или речевой информатор;
• единый диспетчерский центр, из которого на основе всей собираемой информации будет координироваться и регулироваться движение автобусов [3];
• терминалы оплаты транспортных услуг;
• датчики, контролирующие уровень топлива и его расход, а также давление в шинах;
• тахограф. В настоящее время весь пассажирский транспорт оснащен такими устройствами;
• система безопасности, подключенная к GPS или ГЛОНАСС.
Внедрение автоматизированных систем управления пассажирским транспортом имеет целью замену использующихся ручных методов контроля пассажиропотоков на современную систему, с помощью которой можно мониторить и анализировать все предоставленные услуги по перевозке пассажиров. Также с помощью АСУ удастся упростить расчеты количества транспортных средств, необходимых для обслуживания данного маршрута, и осуществить контроль качества предоставления транспортных услуг на конкретном маршруте и комфорта поездок в разное время суток. Запуск системы позволит повысить эффективность решения вопросов, связанных с функционированием транспортной отрасли.
Список литературы
1. Атажанов М.К. Повышение транспортно-транзитного потенциала в республике Узбекистан // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики, 2018. Т. 1. С. 155-159.
2. Поначугин А.В., Соколов В.А. Актуальные проблемы разработки и внедрения автоматизированной системы управления на городском пассажирском транспорте // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2018. Т. 45. № 2. С. 353-362.
3. Стефаненко С.В. Использование Автоматизированных систем управления на пассажирском транспорте на примере г. Хабаровска // Молодой ученый, 2018. № 46-1 (232). С. 44-46.