Научная статья на тему 'Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации'

Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная образовательная организация / программа развития / внешняя среда / внутренняя среда / PEST-анализ / SWOT-анализ / vocational education institution / development program / external environment / internal environment / PEST-analysis / SWOT-analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Рыжиков

Статья раскрывает проблемы стратегического управления в профессиональном образовании. Необходимость такой работы обусловлена тем, что стратегическое управление в профессиональном образовании еще не принято рассматривать как один из способов разрешения проблем, но, поскольку деятельность профессиональной образовательной организации осуществляется в конкурентной среде, встала задача восполнить этот пробел. Черты будущего профессиональной образовательной организации отражаются в стратегических планах. Документом, в котором представлены стратегические планы профессиональной образовательной организации, является программа развития, в которой ставятся цели и задачи на пять перспективных лет. Эффективным методом для составления этой программы в части выработки стратегий является SWOT-анализ. Ему предшествуют анализ внешней и внутренней среды. Недооценка важности стратегического управления в профессиональном образовании ведет к проблемам подготовки специалистов, влечет за собой серьезные социально-экономические последствия. Цель исследования – распространение управленческого и педагогического опыта в части анализа деятельности и стратегического управления профессиональной образовательной организацией. Стратегия научного поиска – методология исследования – обусловлена обоснованием стратегий, которые служат базой для составления «Программы развития профессиональной образовательной организации». В качестве методов исследования были выбраны PEST-анализ – инструмент исследования внешней среды, анализ внутренней среды, SWOT-анализ. Освоение методики SWOT-анализа менеджментом образовательной организации позволит лучше узнать внутренние проблемы образовательного учреждения и адекватно действовать, прогнозируя угрозы со стороны внешней среды. Автором предложен нестандартный подход к диагностике работы профессиональной образовательной организации, обоснован взгляд на этот вопрос с точки зрения научных подходов и инструментов стратегического управления. Сравнение логико-педагогических оснований, имеющегося опыта и смысловой сущности существующих подходов к стратегическому управлению позволило сформулировать авторскую позицию по вопросам стратегического управления в профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Рыжиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying instruments of strategic analysis to design a development program of a vocational education institution

The article discusses problems of strategic management in vocational education. This work is relevant as strategic management is not considered yet as one of the methods to solve problems in vocational education, but a vocational education institution exists in competitive environment and it is time to bridge this gap. Future of a vocational education institution is reflected in its strategic plans. The document that includes these plans is a development program where plans and goals for 5 years are set. An effective method to draw this program is SWOT analysis. Analysis of internal and external environment precedes SWOTanalysis. Underestimation of strategic management in vocational education leads to problems in workforce training and causes serious socio-economic implications. The purpose of this study is to disseminate managerial and pedagogical experience in analysis of a vocational institution activities and strategic management. The research methodology is determined by proving strategies that serve as a basis for designing a vocational education institution development programme. The methods of research are PESTanalysis and SWOT-analysis. Adapting the method of SWOT-analysis by educational institution managers enable them to study problems of the institution and develop an adequate plan of activities taking into account internal and external risks. The author offers non-standard approach to evaluation of a vocational education institution, which is proved by applying scientific approaches and instruments of strategic management. Comparison of pedagogical foundations, personal practice and approaches to strategic management enabled the author to develop a personal attitude to strategic management in a vocational education institution.

Текст научной работы на тему «Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации»

СЕРГЕИ РЫЖИКОВ

Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации

Аннотация. Статья раскрывает проблемы стратегического управления в профессиональном образовании. Необходимость такой работы обусловлена тем, что стратегическое управление в профессиональном образовании еще не принято рассматривать как один из способов разрешения проблем, но, поскольку деятельность профессиональной образовательной организации осуществляется в конкурентной среде, встала задача восполнить этот пробел.

Черты будущего профессиональной образовательной организации отражаются в стратегических планах. Документом, в котором представлены стратегические планы профессиональной образовательной организации, является программа развития, в которой ставятся цели и задачи на пять перспективных лет. Эффективным методом для составления этой программы в части выработки стратегий является SWOT-анализ. Ему предшествуют анализ внешней и внутренней среды. Недооценка важности стратегического управления в профессиональном образовании ведет к проблемам подготовки специалистов, влечет за собой серьезные социально-экономические последствия. Цель исследования - распространение управленческого и педагогического опыта в части анализа деятельности и стратегического управления профессиональной образовательной организацией. Стратегия научного поиска - методология исследования - обусловлена обоснованием стратегий, которые служат базой для составления «Программы развития профессиональной образовательной организации». В качестве методов исследования были выбраны PEST-анализ - инструмент исследования внешней среды, анализ внутренней среды, SWOT-анализ. Освоение методики SWOT-анализа менеджментом образовательной организации позволит лучше узнать внутренние проблемы образовательного учреждения и адекватно действовать, прогнозируя угрозы со стороны внешней среды. Автором предложен нестандартный подход к диагностике работы профессиональной образовательной организации, обоснован взгляд на этот вопрос с точки зрения научных подходов и инструментов стратегического управления. Сравнение логико-педагогических оснований, имеющегося опыта и смысловой сущности существующих подходов к стратегическому управлению позволило сформулировать авторскую позицию по вопросам стратегического управления в профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, программа развития, внешняя среда, внутренняя среда, PEST-анализ, SWOT-анализ.

89

В каждой профессиональной образовательной организации традиционно составляется программа развития на ближайшую перспективу. Часто бывает так, и это не секрет, что программа развития на ближайшие пять перспективных лет сильно напоминает программу этого же учебного учреждения на пять лет прошедших. Совпадают цели, задачи, ожидаемые результаты реализации.

Меняется только система программных мероприятий.

Программу развития необходимо начать с раздела о степени выполнения предыдущего перспективного плана и прописать, какие цели ставились, как они были достигнуты, привести конкретные оценки внешней экспертизы о выполнении предыдущего перспективного плана развития. Иначе непонятно, что уже сделано в профессиональной образовательной организации и какие

цели необходимо поставить, отталкиваясь от выполненных целей и задач.

Образование - дело государственное, и к нему применим только государственный нормативный научный подход.

При составлении программы развития профессиональной образовательной организации предлагаем использовать инструменты бенчмаркинга1, стратегического менеджмента (Патрахина, 2012; Савельева, 2012), использовать опыт государственного и муниципального управления.

Одним из инструментов стратегического менеджмента, служащего для определения стратегий, является SWOT-анализ (S (strength) - сила, W (weakness) - слабость, О (opportunities) - возможности, Т (threats) - угрозы) (Фляйшер, Бенсуссан, 2005). Это подход, позволяющий провести комплексное изучение внешней и внутренней среды и определить стратегию развития профессиональной образовательной организации. SWOT-анализ является необходимым предварительным этапом при составлении стратегических планов образовательной организации. Данные, полученные в результате SWOT-анализа, могут служить базисными элементами при разработке стратегических целей и задач.

SWOT-анализ позволяет провести комплексное изучение внешней и внутренней среды и определить стратегию развития профессиональной образовательной организации. Он является необходимым предварительным этапом при составлении стратегических планов образовательной организации. Данные, полученные в результате SWOT-анализа, могут служить базисными элементами при разработке стратегических целей и задач.

Применяя инструмент SWOT-анализа, в первую очередь рассматривают

SWOT-анализ позволяет провести комплексное изучение внешней и внутренней среды и определить стратегию развития профессиональной образовательной организации. Он является необходимым предварительным этапом при составлении стратегических планов образовательной организации. Данные, полученные в результате SWOT-анализа, могут служить базисными элементами при разработке стратегических целей и задач.

С.Н. Рыжиков, преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

значимые факторы внешней среды, влияющие на организацию, определяют, какие возможности и угрозы несет внешнее окружение. Различают два вида внешней среды: внешняя среда дальнего расположения и внешняя среда, включающая непосредственное окружение.

К факторам анализа внешней среды дальнего расположения относятся, например, спад в экономике РФ, высокий уровень образования населения, средний уровень инфляции.

К параметрам анализа внешней среды непосредственного окружения можно отнести, например, низкий уровень безработицы в регионе, стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий, переход на новые образовательные стандарты.

Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название РЕБТ-анализа (Р - политика и право, Е - экономика, Б - общество, Т - технологии) (табл. 1).

Основными негативными явлениями (угрозами) внешней среды для профессиональной образовательной организации являются:

• последствия кризиса во всех отраслях экономики, сопровождающегося низким уровнем платежеспособного спроса на высококвалифицированные молодые кадры, высококачественное дополнительное образование и повышение квалификации;

• негативные демографические тенденции в стране, сопровождающиеся изменением соотношения количества мест в профессиональных образовательных организациях к числу выпускников школ в сторону уменьшения;

• отсутствие существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОСа со стороны внешних партнеров;

• появление новых конкурентов в сфере образования данного региона.

Основные возможности для профессиональной образовательной организации:

• внедрение ФГОСа - обновление содержания образования;

• увеличение уровня доходов работников сферы образования;

1 Бенчмаркинг - изучение и внедрение методов управления, применяемых в других, успешно работающих с помощью этих методов организаций, путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации.

Таблица 1

Составляющие PEST-анализа

Р: Политико-правовые факторы Е: Экономические факторы

Б: Социокультурные факторы Т: Технологические факторы

• поддержка сферы образования со стороны государства и привлечение внимания общества к проблемам образования;

• обеспечение широкого доступа населения к современным информационным технологиям;

• возможность увеличения приема абитуриентов в связи с увеличением спроса на образовательные услуги;

• введение новых педагогических технологий.

Составляются матрицы возможностей и угроз для образовательной организации (подробнее см.: Рыжиков, 2016). Итогом позиционирования возможностей и угроз должен стать вывод об их значении для профессиональной образовательной организации.

После оценки влияния внешней среды проводят исследование внутренней среды профессиональной образовательной организации - интегрированной совокупности задач, структуры, персонала, педагогических технологий, объединяемых общей целевой направленностью. Ключевые факторы анализа внутренней среды показаны в табл. 2.

SWOT-анализ предполагает определение и установление связей между

возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами профессиональной образовательной организации, что в дальнейшем может быть использовано для формулирования основных положений программы развития организации. Он позволяет оценить, обладает ли организация внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями образовательной организации позволяет решать возникающие проблемы.

Для проведения SWOT-анализа составляется таблица, в которой, исходя из результатов анализа внешней и внутренней среды, перечисляются возможности, угрозы, сильные и слабые стороны, а затем определяются вероятные результаты их взаимного действия, т.е. определяются стратегии. На пересечении блоков образуются четыре поля. На каждом из них выбираются парные комбинации,

Таблица 2

Параметры оценок ключевых факторов внутренней среды

Ключевые факторы анализа внутренней среды Параметры оценок сильных и слабых сторон внутренней среды

Общее управление Потенциал менеджмента, квалификация, мотивация, лояльность

Учебный процесс Мониторинг качества образования и применения инновационных педагогических технологий

Воспитательный процесс и социальная работа Оценка взаимодействия преподавателей, студентов, представителей служб профессиональной образовательной организации: социальной, психологической, методической, работников библиотек и т.д.

Производственное обучение Проверка соответствия приобретенных профессиональных компетенций требованиям производства

Внеаудиторная работа, самостоятельная и учебно-исследовательская деятельность студентов Успешность и опыт участия в профессиональных конкурсах, спортивных соревнованиях, патриотических и военно-спортивных сборах и смотрах

Учебно-методическая деятельность преподавателей Качество собственного учебно-методического обеспечения

Персонал Качество компетенций персонала, текучесть кадров, повышение квалификации

Материально-техническое обеспечение и безопасность Достаточность площадей, обеспеченность оборудованием и качество системы безопасности

Состояние профессионально-ориентационной работы Наличие системы мероприятий по профориентации

SWOT-анализ предполагает определение и установление связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами профессиональной образовательной организации, что в дальнейшем может быть использовано для формулирования основных положений программы развития организации. Он позволяет оценить, обладает ли организация внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

которые должны быть учтены при разработке стратегии профессиональной образовательной организации:

Поле СИУ (силы и угрозы): стратегия предполагает использование сильных сторон профессиональной образовательной организации для предотвращения угроз. Например, угроза внешней среды «низкий социальный статус профессии педагога в обществе» и сильная сторона «благожелательная репутация профессиональной образовательной организации в социуме» могут составить пару «проведение стратегических инициатив по противодействию оттоку педагогических кадров в другие отрасли деятельности».

Поле СЛВ (слабая сторона и возможности): стратегия предполагает преодоление слабых сторон профессиональной образовательной организации для получения максимальной отдачи от возможностей, предоставляемых внешней средой. Например, возможность внешней среды «увеличение уровня доходов работников сферы образования» и слабая сторона «недостаточное количество разработок инновационных технологий в образовательном процессе» могут составить пару «стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы образования».

Поле СЛУ (слабости и угрозы): стратегия определяет, как, устранив свои слабые стороны, профессиональная образовательная организация может защититься от угроз внешней среды. Например, угроза внешней среды «рост числа детей с функциональными заболеваниями» и слабая сторона «эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов» могут составить

пару «проведение курсов повышения квалификации по улучшению психолого-педагогической компетентности педагогической деятельности».

Поле СИВ (силы и возможности): стратегия предполагает использование сильных сторон профессиональной образовательной организации для получения максимальной отдачи от возможностей, предоставляемых внешней средой. Например, возможность внешней среды «поддержка сферы образования со стороны государства и привлечение внимания общества к проблемам образования» и сильная сторона «накопленный широкий практический опыт образовательной деятельности» могут составить пару «развитие системы дистанционного обучения при государственной финансовой поддержке».

Приведем пример SWOT-анализа профессиональной образовательной организации (табл. 3).

В приведенном примере с помощью матрицы SWOT-анализа мы определили стратегии, которые следует применить в профессиональной образовательной организации.

1. Развитие системы дистанционного обучения на основе современных информационных технологий при государственной финансовой поддержке.

2. Проведение стратегических инициатив по противодействию оттоку педагогических кадров в другие отрасли деятельности.

3. Стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы образования.

4. Проведение курсов повышения квалификации по улучшению психолого-педагогической компетентности педагогической деятельности.

5. Создание программы развития, предусматривающей новые педагогические технологии.

При составлении документа «Программа развития профессиональной образовательной организации» в него необходимо включить разработанные с помощью SWOT-анализа стратегии. Рекомендуемый срок, на который составляется такая программа, - пять лет. Программа развития профессиональной образовательной организации должна быть обсуждена и принята общим собранием трудового

92

Таблица 3

SWOT-анализ профессиональной образовательной организации

Сильные и слабые стороны профессиональной образовательной организации Возможности: Угрозы:

1. Увеличение уровня доходов работников сферы образования. 2. Поддержка сферы образования со стороны государства и привлечение внимания общества к проблемам образования. 3. Широкий доступ населения к современным информационным технологиям. 4. Возможность увеличения приема абитуриентов, в связи с увеличением спроса на образовательные услуги. 5. Введение новых педагогических технологий. 1. Низкий социальный статус профессии педагога в обществе. 2. Рост числа детей с функциональными заболеваниями. 3. Угроза сокращения финансирования.

Сильные стороны: Поле СИВ Поле СИУ

1. Благожелательная репутация профессиональной образовательной организации в социуме, яркий и позитивный имидж коллектива. 2. Накопленный широкий практический опыт образовательной деятельности. 3. Введение новых специальностей, ориентированных на потребности региона. 1. Развитие системы дистанционного обучения при государственной финансовой поддержке. 2. Заключение контракта с Центром занятости населения с целью создание резерва молодых специалистов. 3. Создание и организация работы про-фориентационного центра. 4. Разработка методической службой новых педагогических приемов и технологий образовательной деятельности. 1. Проведение стратегических инициатив по противодействию оттоку педагогических кадров в другие отрасли деятельности. 2. Стратегия развития дистанционного обучения, в том числе для детей-инвалидов. 3. Введение новых специальностей с обучением на договорной основе с оплатой стоимости обучения.

Слабые стороны: Поле СЛВ Поле СЛУ

1. Недостаточное количество разработок инновационных технологий в образовательном процессе. 2. Эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов. 3. Отсутствие стратегий для долгосрочного планирования. 4. Недостатки работы в области предоставления платных образовательных услуг. 1. Стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы образования. 2. Развитие системы дистанционного обучения на основе современных информационных технологий. 3. Создание службы социального маркетинга для определения стратегии развития. 4. Создание Программы развития, предусматривающей новые педагогические технологии. 1. Проведение курсов повышения квалификации по улучшению психолого-педагогической компетентности педагогической деятельности. 2. Поддержание научно-методической деятельности путем выдвижения планов педагогов в области научного познания и стратегического планирования. 3. Выработка стратегии, направленной на здоровьесберегающие технологии. 4. Поиск и реализация путей по развитию внебюджетной деятельности.

коллектива и представителей обучающихся. Программа развития должна включать следующие разделы.

Введение.

Итоги выполнения перспективной программы развития предыдущего периода.

1. Паспорт программы.

2. Информационная справка о профессиональной образовательной организации.

3. Государственный и социальный заказ в области профессионального образования.

4. Анализ возможностей развития профессиональной образовательной организации и система программных мероприятий.

5. Концептуальные положения программы.

6. Механизм реализации программы.

В паспорте Программы развития должны быть отражены: основание для ее разработки, сроки разработки и реализации программы, краткая характеристика программы, основная цель и задачи программы.

Информационная справка о профессиональной образовательной организации содержит ее краткую историю, юридический адрес, адрес электронной почты и веб-сайта, перечень документов, на основании которых организация осуществляет свою деятельность, особенности организационной структуры и стратегического руководства, информацию о структуре подготовки специалистов и сведения об их трудоустройстве за последние три года, краткие сведения о материально-технической базе.

Раздел «Государственный и социальный заказ в области профессионального образования» содержит сведения о социальном заказе, ориентированном на Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 гг. и региональные программы развития образования, здесь отражаются основные приоритеты стратегического развития.

В разделе «Анализ возможностей развития профессиональной образовательной организации и система программных мероприятий» отражаются направления развития образовательного учреждения (табл. 4).

В системе программных мероприятий отражаются следующие компоненты:

• расширение спектра образовательных услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей рынка труда;

• обеспечение учебно-методического оснащения образовательного процесса на основе ФГОС;

• внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и систему управления;

• постоянное совершенствование материально-технической базы;

• развитие дополнительных образовательных программ, переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров, обучение взрослого населения;

• создание среды социально-психологической и физической комфортности;

• развитие социального и образовательного партнерства;

• создание возможности по предоставлению образовательных услуг для организаций производственно-образовательного кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно в системе программных мероприятий отражаются стратегии, полученные в результате SWOT-анализа профессиональной образовательной организации. В табл. 5 в качестве примера приводится одно из направлений развития образовательной организации.

В разделе «Концептуальные положения программы» отражается стратегическая цель работы профессиональной образовательной организации, устанавливаются приоритеты развития, определяются ожидаемые результаты реализации программы.

В разделе «Механизм реализации программы» отражаются основные сроки и этапы реализации программы (пять

Таблица 4

Направления развития профессиональной образовательной организации

94

Направление развития Возможности профессиональной образовательной организации Проблемы, которые необходимо решить

Расширение возможности профессиональной образовательной организации по предоставлению образовательных услуг для предприятий и организаций производственно-образовательного кластера Разработка программ подготовки и повышения квалификации с учетом требования работодателей; разработка методических рекомендаций по созданию производственно-образовательного кластера Анализ условий формирования производственно-образовательного кластера

Создание на базе профессиональной образовательной организации отраслевого ресурсного центра для экспорта образовательных услуг Создание условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями, сформированными на основе требований работодателей; способных гибко реагировать на изменения в производстве; владеющих навыками работы с современным оборудованием, способными к самосовершенствованию и саморазвитию Обеспечение образовательного и управленческого процессов лицензионными программами

Таблица 5

Система программных мероприятий по направлению «Развитие системы дистанционного обучения при государственной финансовой поддержке на основе современных информационных технологий»

Направления и задачи стратегического развития Содержание деятельности Ожидаемый результат Примерные сроки Ответственный

Внедрение в образовательный процесс технологий дистанционного обучения Повышение качества образования и управления I этап Директор, методическая служба, центр оценки качества образования, центр развития образовательных услуг

Проведение научно-практических и научно-методических семинаров по организации дистанционного обучения Оказание помощи руководящим и педагогическим работникам в овладении новыми технологиями I этап Заместитель директора по ИКТ, центр оценки качества образования, центр развития образовательных услуг

Развитие системы дистанционного обучения при государственной финан- Разработка методической базы для внедрения дистанционного обучения Создание мультимедийного банка методических рекомендаций для проведения дистанционного обучения II этап Методическая служба, центр развития образовательных услуг

совой поддержке на основе современных информационных технологий Приобретение учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов Наличие учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов II этап Заведующий библиотекой

Приобретение компьютерной техники, лицензионного программного обеспечения Использование нового оборудования в учебном процессе II этап Директор, главный бухгалтер

Создание информационной базы для проведения дистанционного обучения, собственных разработок, совершенствование работы сайта Обеспечение качества организации дистанционного обучения I этап Заместитель директора по ИКТ, центр оценки качества образования, центр развития образовательных услуг

Создание целостной электронной образовательной среды Повышение качества образования III этап Директор

лет), этапы реализации программы: про-ектно-диагностический, практический, обобщающий.

Освоение методики стратегического анализа менеджментом профессиональной образовательной организации позволит лучше узнать проблемы образовательного учреждения и адекватно действовать, прогнозируя угрозы со стороны внешней среды - демографический кризис и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патрахина Т.Н. Стратегический менеджмент образовательного учреждения: особенности, структура, практика // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука

XXI века: Монография. Краснодар, 2012. Кн. 3. С. 102-129.

2. Рыжиков С.Н. Методические рекомендации по проведению анализа внешней среды образовательной организации // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2016. № 8. С. 3-10.

3. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент: учебник. Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012.

5. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.