Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в развитии инвестиционно-банковской деятельности в Росси'

Применение инновационных технологий в развитии инвестиционно-банковской деятельности в Росси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАНКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / ИНВЕСТОР / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РОБОЭДВАЙЗИНГ / АВТОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашковская И.В., Погребняк А.О.

Ключевыми направлениями развития инвестиционных стратегий российских банков являются вложения в приоритетные отрасли и в первую очередь в строительные объекты, а также совершенствование портфеля ценных бумаг, развитие клиентского сервиса через внедрение и улучшение современных информационных технологий робоэдвайзинга и облачных технологий. Актуальным направлением бизнеса российских банков также являются и операции секьюритизации. Развитие инновационных технологий расширяет возможности коммерческих банков в инвестиционной области, в частности для банков представляют интерес операции робоэдвайзинга или робосоветника, помогающие клиентам принимать решения по инвестированию средств, покупке или продаже ценных бумаг. Если придерживаться рекомендаций робота, то риски инвесторов могут быть сведены к минимуму, не лишая их возможности принимать участие в операциях с активами. Робоэдвайзер способствует сбору и сопровождению долгосрочного низкорискованного инвестиционного портфеля, дает рекомендации покупать или продавать те или иные ценные бумаги с учетом рыночной ситуации. В сравнении с системой автоследования заключительное решение покупать или продавать активы в робоэдвайзинге принимает инвестор. Он проинформирован системой, куда следует вложить деньги, система также взвешивает решения «за» и «против». Развивающиеся технологии, например искусственный интеллект, робоэдвайзинг, Big Data science и нейросети, становятся более доступными и эффективными инструментами банковского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в развитии инвестиционно-банковской деятельности в Росси»

Применение инновационных технологий в развитии инвестиционно-банковской деятельности в России

Пашковская Ирина Владимировна,

канд. экон. наук,

доц. Департамента финансовых рынков и банков,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Погребняк Александр Олегович,

магистрант,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Ключевыми направлениями развития инвестиционных стратегий российских банков являются вложения в приоритетные отрасли и в первую очередь в строительные объекты, а также совершенствование портфеля ценных бумаг, развитие клиентского сервиса через внедрение и улучшение современных информационных технологий - робоэдвайзинга и облачных технологий. Актуальным направлением бизнеса российских банков также являются и операции секьюритизации. Развитие инновационных технологий расширяет возможности коммерческих банков в инвестиционной области, в частности для банков представляют интерес операции робоэдвайзинга или робосоветника, помогающие клиентам принимать решения по инвестированию средств, покупке или продаже ценных бумаг. Если придерживаться рекомендаций робота, то риски инвесторов могут быть сведены к минимуму, не лишая их возможности принимать участие в операциях с активами. Робо-эдвайзер способствует сбору и сопровождению долгосрочного низкорискованного инвестиционного портфеля, дает рекомендации покупать или продавать те или иные ценные бумаги с учетом рыночной ситуации. В сравнении с системой автоследования заключительное решение покупать или продавать активы в робоэдвайзинге принимает инвестор. Он проинформирован системой, куда следует вложить деньги, система также взвешивает решения «за» и «против». Развивающиеся технологии, например искусственный интеллект, робоэдвайзинг, Big Data science и нейросети, становятся более доступными и эффективными инструментами банковского бизнеса. Ключевые слова: информационные технологии, банки, инвестиционный портфель, инвестор, дистанционное обслуживание, робоэдвайзинг, автоконсультирование.

На сегодняшний день существенную роль в развитии инвестиционного бизнеса и в России, и за рубежом, играют современные информационные технологии. В качества примера можно выделить такую технологию, как робоэдвайзинг, который представляет собой виртуального консультанта по инвестициям. Робоэдвайзеры, оценивая активы и общие пожелания клиента, инвестируют средства в акции, облигации, БТР и другие возможные источники дохода. В процессе взаимодействия с клиентом робот анализирует прогнозы экспертов, проверяет характеристики активов потенциально привлекательных для инвестирования корпораций, оценивает положение конкретных отраслей и вертикалей. На выходе сервис выдает портфель, в который входят ценные бумаги.

Робот-консультант предлагает стратегию, учитывая предпочтения и риски, которые готов взять на себя инвестор. Чтобы сформировать оптимальный пакет, программе необходимо определить цели, предпочтения, срок инвестирования, тип пользователя - консервативный инвестор, агрессивный трейдер или что-то среднее, определить опыт инвестирования клиента.

Для освоения и внедрения новых технологий банки могут использовать несколько вариантов коммуникационной политики (в зависимости от позиций, которые они занимают на рынке) - инициативный, локативный, интеграционный.

Крупные банки предпочитают инициативный вид политики, поскольку они на финансовом рынке предоставляют клиентам широкий спектр услуг. Для них характерно устойчивое финансовое развитие и высокая конкурентоспособность. Такие банки-лидеры принимают самостоятельные решения, как они в дальнейшем будут развиваться, у них есть возможность приобрести или самостоятельно освоить самые современные технологии.

Менее крупные банки используют локативный путь. Они располагают не такими большими ресурсами, чтобы приобретать инновационные технологии, а необходимого оборудования у них нет. Но у них есть цель - оптимизировать процесс обслуживания клиентов, чтобы сохранить или расширить клиентскую базу. Данная возможность есть при использовании аутсорсинга, когда организует-

ся коллективная система дистанционного банковского обслуживания.

Когда происходит слияние или поглощение банков, получается интеграционный вариант. Головной банк распространяет на новых участников холдинга свои информационные технологии.

Коммуникационная политика банка подразумевает использование двух типов каналов, в зависимости от того, какое взаимодействие происходит между банком и клиентами: традиционный и инновационный каналы.

Традиционный канал обслуживания клиентов представлен филиальной сетью (отделения, обменные пункты, филиалы, агентства и т.п.). Взаимодействие с клиентом осуществляется только в присутствии сотрудника банка. Учитывая, что конкуренция между банковскими и небанковскими финансовыми организациями только усиливается, стоимость обслуживания должна постоянно снижаться, время на проведение операции сокращаться, при этом должно повышаться ее качество, чего в рамках традиционного банковского обслуживания достичь практически невозможно.

Инновационный канал коммерческого банка -это когда внедряются качественно новые методы работы, что приводит к расширению клиентской базы и обеспечению на рынке инвестиционных услуг устойчивого конкурентного преимущества в результате использования технологического превосходства.

Глобальные компьютерные телекоммуникационные сети и технологии осуществления банковских операций имеют существенные возможности развития, что определяет стремительный рост электронного обслуживания банками, а для коммерческого банка такое направление инновационной политики, как дистанционное банковское обслуживание, становится все более приоритетным. Мы рассматриваем ДБО (дистанционное банковское обслуживание) как технологию, где сделки заключаются без физического контакта сторон в цифровом виде через обмен данными банка и клиента посредством коммуникативных сетей. То есть передаваемые клиентом в банк по различным каналам дистанционные распоряжения дают разрешение банку осуществлять действия с его средствами [7].

Анализа внедрения инновационных форм обслуживания клиентов через дистанционное обслуживание в других странах, показывает, что использование новых форм позволяет банкам для своего развития получить дополнительные возможности. Тем не менее это сопряжено с некоторыми рисками: невозможность обеспечить конфиденциальность, когда клиент использует открытые информационные системы, изменяются правила конкурентного соперничества, происходит деперсонализация отношений банк-клиент и пр.

Особого внимания в связи с этим заслуживает развитие автоматизированных комплексов подбора инвестиционных портфелей или робоэдвайзе-ров.

Deloitte в своем исследовании ссылается на данные ведущих институтов, где указано, что объем активов под управлением робоэдвайзеров в 2020 г. составит 2,2-3,7 трлн дол., в 2025 г. будет больше 16 трлн дол. Роботы по прогнозу McKinsey&Co могут собрать активы на сумму 13,5 трлн дол. уже через несколько лет. По данным BI Intelligence, под управлением робоэдвайзеров к 2020 г. будет примерно 10% всех глобальных активов, что в абсолютном выражении равно около 8 трлн дол.

Услуги робоэдвайзинга в США стоят значительно ниже услуг живого портфельного управляющего. Так, сервисы робоэдвайзинга берут среднюю комиссию около 0,3% годовых, в то же время за услуги управляющего выплачивается 1,5% комиссии. Порог входа также является более низким. Частный управляющий начинает работать с суммами от 1 млн дол., в то время как онлайн-сервис будет работать с клиентами, имеющими от 10 тыс. дол. и выше. Если имеется в виду сервис микроинвестирования, то стартом могут быть и небольшие суммы - десятки и сотни долларов.

Самые крупные площадки, где работает робо-эдвайзинг, располагаются в США. Там изначально объектом повышенного внимания венчурных инвесторов был именно сервис. Bloomberg приводит такие данные, что в США объем средств под управлением роботов по состоянию на январь 2018 г. составил 220 млрд дол., а по прогнозам Cerulli Associates на конец года она составит 334 млрд дол. Крупнейшая платформа на этом рынке - Vanguard Personal Advisor Services. На нее приходится почти половина всего объема роботизированного управления - 101 млрд дол. Эту платформу создала инвестиционная компания The Vanguard Group. Также крупными площадками являются платформа Betterment (под управлением находятся (12,4 млрд дол.) и сервис Charles Schwab Advisory (под управлением находятся 27,8 млрд дол.)[9].

В США в основном инвестируются средства пенсионных фондов, но если в России сделать такой же инструмент, то это «пробудит» рынок для частных инвестиций. Например, сегодня в акселераторе Московской биржи функционируют четыре робоэдвайзера. Развитие робоэдвайзинга в банках является достаточно перспективным направлением. Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России, сказал, что работать с клиентами будет выгодно не только от 100 тыс. дол. на счете, но и со 100 дол. [10].

При сравнении услуги робоэдвайзинга и традиционного формирования финансовым советником портфеля, выделяются несколько плюсов:

• стоимость услуг является сравнительно невысокой. На плечи компьютера перекладывается дорогостоящая работа инвестиционного советника, что приводит к существенной экономии;

• издание инвестиционного портфеля занимает короткие сроки. Личного общения с финансовым консультантом не требуется, нет длительных переписок, стадия подбора отсутствует, под-

-&

О

о ш и-4 Н

Ы

01 Н

ходящий для клиента вариант распределения активов не проверяется и не согласуется.

На российском рынке услуги робоэдвайзеров стали только-только появляться. У некоторых отечественных сервисов нет достаточной прозрачности и точности при определении уровня допустимого риска (толерантности - насколько клиент мо-

Таблица

жет воспринимать колебания рынка спокойно) [5]. Некоторые роботы при тестировании уже формируют ряд нерешенных вопросов.

Существующие сегодня на российском банковском рынке робоэдвайзеры представлены в таблице.

№ п/п Название Создатель

1 Right М3 (автор проекта Сопоту)

2 Финансовый советник Артквант

3 Финансовый автопилот Ртех

4 Простые инвестиции Сбербанк

5 Ак Барс Советник Ак Барс

6 ВТБ Автопилот ВТБ

7 Персональный финансовый помощник Альфа-Капитал

8 Robo-Advisor Финам

9 Робоконсультант Личный капитал

В основном крупные робоэдвайзеры имеют взаимосвязь с управляющими компаниями или банками. В качестве активов они предлагают продукты партнеров либо свои собственные инвестиционные продукты. Когда начинается работа с этими роботами, большинство из них, чтобы управлять средствами, требует перевести их на счет партнера или самой компании. Это следующие сервисы:

• Финансовый автопилот (Ртех);

• Персональный финансовый помощник (Альфа-капитал);

• Простые инвестиции (Сбербанк+Р1пех);

• ВТБ-Автопилот (ВТБ+Р1пех).

В целях упорядочения внедрения в банковском секторе автоматизации оказания инвестиционных услуг Центральным банком РФ были подготовлен проект указаний «О порядке аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [2, с. 752].

В соответствии с данными указаниями программа считается используемой для предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций в следующих случаях:

• если программа, при учете заданных условий, без непосредственного участия инвестиционного советника (индивидуальный предприниматель) или его сотрудника, а также при ограничении его функций на сборе и вводе информации в данную платформу, автоматизированным способом осуществляет формирование и предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций (далее - программа автоконсультирования);

• если программа позволяет преобразовывать предоставленную рекомендацию, являющуюся индивидуальной и инвестиционной, в поручение брокеру автоматически, чтобы он совершил сделку, предусмотренную в индивидуальной инвестиционной рекомендации, при этом клиент инвестиционного советника не участвует (далее - программа автоследования).

Программы автоконсультирования и автоследования могут входить в одну программу, установленную на ЭВМ, или это может быть программный комплекс, куда входит совокупность отдельных программ, чтобы выполнить соответствующую функцию [8].

На сегодняшний день робоэдвайзинг используется для составления и реализации пассивных стратегий клиентов, направленных на получение прибыли в долгосрочной перспективе. В активной торговле роботизированные помощники практически не используются, но это возможно в дальнейшей перспективе.

Литература

1. Борисова О., Малых Н., Овешникова Л. Инвестиции : учебник и практикум : В 2 т. Т. 2. Инвестиционный менеджмент. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М. : Юрайт, 2017.

2. Игонина Л.Л. Инвестиции : учебник. М. : Магистр, 2014.

3. Новые явления финансового рынка и тенденции развития банковской деятельности : колл. монография / под ред. О.И. Лаврушина. Алма-ты, 2019. 336 с.

4. Скиннер К. Человек цифровой. Четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого / пер. с англ. О. Сивченко ; [науч. ред. К. Щеглова]. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 304 с.

5. Курасов А.В. Возможности осуществления финансовых инвестиций на зарубежных фондовых рынках // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 3. С. 118-126.

6. Робот вместо управляющего. URL : https://www.kommersant.ru/doc/3580422

7. Sberbank CIB. Официальный сайт -https://www.sberbank-cib.ru/rus/about/index.wbp

8. Официальный сайт «Простые инвестиции» от Сбербанка - https://prosto-invest.ru/

9. Инвестдепартамент Sberbank CIB в 2017-м закрыл сделки на 430 млрд рублей. URL : http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10514962

10. Первый зампред ЦБ предсказал использование Big data ботами-консультантами. URL : https://www.rbc.ru/money/30/11/2017/5a2005589 a79475488d1e4f5

APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT INVESTMENT BANKING IN RUSSIA

Pashkovskaya I.V.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

Pogrebnyak A.O.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

The key directions of development of investment strategies of Russian banks are investments in priority sectors and, first of all, in construction projects, as well as improvement of the securities portfolio, development of customer service through the introduction and improvement of modern information technologies - roboedvising and cloud technologies. Securitization operations are also an important area of Russian banks business.

The development of innovative technologies extends the capabilities of the commercial banks in the investment area, in particular, for the banks of interest operations rebouding or Robo-adviser to help clients make decisions on investment of funds for the purchase or sale of securities. If you follow the recommendations of the robot, the risks of investors can be minimized without depriving them of the opportunity to participate in operations with assets. Robotvision promotes the collection and maintenance of long-term low-risk investment portfolio, makes recommendations to buy or sell those or other securities subject to market conditions. In comparison with the system avtosvedenie, the final decision to buy or sell assets in re-baudioside takes an investor. He is informed by the system where to invest money, the system also weighs the decisions «for» and «against». Emerging technologies, such as artificial intelligence, reloading, Big Data science and neural networks, becoming more accessible and more effective instruments of the banking business.

Key words: information technology, banks, investment portfolio, investor, remote banking service, robo-advising, robo-consultant.

References

1. Borisova O, Malykh N, L. Aleshnikova Investment. Textbook and workshop. In 2 volumes. Volume 2. Investment management. Bachelor and master series. Academic course-M.: Publishing house «yurayt», 2017.- p. 310.

2. Igonina L. L. Investments. Textbook - M.: Master, 2014.-p. 752.

3. New developments of the financial market and development trends of banking / Collective monograph /edited by doctor of Economics, Professor O. I. Lavrushin, Almaty, 2019, 336 S. -p. L. 21,73

4. Skinner, Chris. Man digital. Fourth revolution in human history that will affect every / Chris Skinner ; lane. from English. O. Sivchenko ; [scientific. K. [ed.]. - Moscow : Mann, Ivanov and Ferber, 2019. - 304 p.: ISBN 978-5-00117-732-6

5. Kurasov A. V. Possibilities of implementation of the financial investment on foreign stock markets // Economics. Tallage. Right. - 2017. - №3. - P. 118-126

6. A robot instead of a Manager. Electronic resource. Mode of access: https://www.kommersant.ru/doc/3580422 date of access 29.01.2019

7. Sberbank CIB. Official site. Mode of access: https://www.sberbank-cib.ru/rus/about/index.wbp date of access 24.02.2019

8. The official website of «Simple investment» from Sberbank. Electronic resource. Mode of access: https://prosto-invest.ru/ date accessed 28.01.2019

9. Investigatement Sberbank CIB in 2017 closed the deal at 430 billion rubles. Electronic resource. Mode of access: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10514962 date of access 25.11.2018

10. The first Deputy Chairman of the Central Bank predicted the use of Big data bots consultants. Electronic resource. Mode of access: https://www.rbc.ru/money/30/11/2017/ 5a2005589a79475488d1e4f5 date of access 28.01.2019

-&

О

о ra и-4 R

Ы

crt

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.