Научная статья на тему 'Особенности развития банковских технологий в России'

Особенности развития банковских технологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОЭДВАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Р.Ю.

В эпоху кардинальных экономических преобразований, развития информационных технологий банковским клиентам предлагается более широкий доступ к информации. Появился новый класс более требовательных клиентов, в свою очередь, новые финансовые игроки предлагают новые удобные цифровые сервисы. Банки, которые осваивают цифровые технологии, имеют возможность генерировать новые бизнес-ценности, и лучше взаимодействовать со своими клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития банковских технологий в России»

Особенности развития банковских технологий в России

Моисеева Регина Юрьевна

студент Института заочного и открытого образования,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

В эпоху кардинальных экономических преобразований, развития информационных технологий банковским клиентам предлагается более широкий доступ к информации. Появился новый класс более требовательных клиентов, в свою очередь, новые финансовые игроки предлагают новые удобные цифровые сервисы. Банки, которые осваивают цифровые технологии, имеют возможность генерировать новые бизнес-ценности, и лучше взаимодействовать со своими клиентами. Ключевые слова: интернет-банкинг, цифровые технологии, цифровая реальность, искусственный интеллект, робо-эдвайзинг.

р Ф

Последнее время российская экономика все больше сфокусирована на финансовых рынках. Банки во всем мире сейчас переживают бурный период цифровой трансформации. Интенсивность жизни растет с каждым днем, и возможность рационально распределять и использовать время становится ее главным достоянием. Одними из первых это поняли работники банковской сферы. Для удобства и экономии времени своих клиентов они придумали для них ряд цифровых технологий, благодаря которым сам банк клиенты могут не посещать. Изобретение получило стремительное развитие по всему миру. На сегодняшний день, к примеру, услугу Интернет-банкинга предлагает практически каждый зарубежный и российский банк [10].

Аналитики PricewaterhouseCoopers (PWC) провели масштабное исследование почти 3000 российских банковских клиентов из различных рыночных сегментов, чтобы выявить их ожидания от банковских услуг в эпоху цифровых технологий. Исследования показали [10]:

• традиционному банкингу предстоит столкнуться со значительными вызовами в связи с обновлением поколения пользователей банковских сервисов;

• существует значительная связь между степенью использования цифровых технологий и долей кошелька клиента, отдаваемого им на обслуживание банку;

• клиенты, которые активно пользуются цифровыми услугами, как правило, имеют растущий объем вкладов.

Таким образом, выигрывать будут те банки, которые смогут перестроить свои бизнес модели для роста в условиях исчезновения границ между отраслями. На рынке банковских услуг наступает новый переломный момент, вызванный развитием цифровых технологий.

Данный факт усиливается тем, что в кризисный период для российской экономики и в новой «цифровой реальности» недостаточно разработки новых банковских/финансовых инструментов, их традиционной рекламы и пассивных ожиданий того, что они сами докажут свое преимущество. Банки должны активно привлекать внимание клиентов и демонстрировать потребительскую ценность своих услуг, чтобы оставаться конкурентными на рынке. Стратегии цифрового банкинга должны развиваться не только с целью сократить затраты, но и для достижения долгосрочных рыночных целей [6].

Очевидным фактом становится то, что с развитием информационно-коммуникационных технологий в банковском секторе возрастает роль искусственного интеллекта. Крупные зарубежные банки постепенно делегируют большие объемы рутинных работ бэк-офиса искусственному интеллекту. Помимо этого, некоторые функции фронт-офиса, например, консультирование клиентов через цифровые каналы, также передаются искусственному интеллекту для повышения качества банковских услуг.

Согласно опросу аналитической компании Accenture, большинство банков придерживаются мнения, что искусственный интеллект окажет существенное положительное влияние на повышение качества банковских услуг в ближайшем будущем. Зарубежные банки используют искусственный интеллект как в бэк-офисе, так и фронт-офисе [3].

Одним из перспективных направлений развития банковских технологий за рубежом является робо-эдвайзинг.

Необходимо заметить, что развитие робо-эдвайзеров изначально проводилось за счет неин-вестированных активов, и только с их устойчивым развитием преобладающим источником становятся инвестированные активы.

Внедрение робоэдвайзеров обеспечивает разработку индивидуальных предложений банков и повышение лояльности клиентов.

Робоэдвайзеры выполняют функции антифрод (от англ. anti-fraud «борьба с мошенничеством»)

Популярность внедрения робоэдвайзеров в США и Европе объясняется их высокой операционной эффективностью, возможностью осуществлять выявление и автоматическую корректировку отклонений в транзакциях. Программы робоэдвайзеров используют крупные зарубежные банки с 2016 г. для оптимизирования поиска и найма персонала (анализ резюме и первичный отбор).

На основании технологии робоэдвайзинга ведущие японские банки планируют автоматизировать около 30 тыс. рабочих мест.

Таким образом, робоэдвайзинг - новая бизнес-модель, которая способна трансформировать банковскую сферу. Эти технологии обеспечат ряд преимуществ для банков, в частности, улучшат качество обслуживания, сохранят существующую базу клиентов и привлекут новых. Данные технологии способны содействовать борьбе против мошеннических действий. Можно с уверенностью утверждать, что робоэдвайзинг имеет огромную перспективу развития в банковской сфере.

Следовательно, внедрение технологий искусственного интеллекта радикально меняет внутренний бизнес-ландшафт коммерческих банков: бизнес-модель, удобство для клиентов, затраты, прибыльность. Наступил период, когда коммерческие банки, не используя искусственный интеллект в своей деятельности проигрывают.

Поскольку одной из особенностей развития банковских технологий в российской экономике всегда являлось следование западным трендам, то и на данном этапе развития российской экономики необходимо в деятельность российской банковской системы внедрить робоэдвайзеров.

Робоэдвайзеры в ходе своей работы обеспечат разработку индивидуальных предложений банков и будут способствовать повышению лояльности клиентов, смогут моделировать финансовые риски. Также данные робоэдвайзеры при помощи функции антифрод позволят устранить внешние и инсайдерские угрозы. В результате чего, робоэдвайзеры будут выполнять часть обязанностей

персонала банка, а именно: экономистов, программистов, менеджеров, что также позволит сократить персонал банка и повысить его уровень прибыльности.

Сегодня банковский бизнес не может рассматриваться как закрытая система. Бизнес модель любого банка зависит от других участников рынка, поэтому электронные банковские услуги должны определиться со своим местом в экосистеме. Таким образом, банкам необходимо параллельно развивать онлайн сервисы и реальную инфраструктуру.

Литература

1. Ермаков С., Сандалов И. Интернет-технологии в банковском бизнесе. Перспективы и риски. -М.: КноРус, - 2016. - 320 с.

2. Гусева А.Л. Расширение функционала банковских платежных агентов // Банковский ри-тейл. - 2016. - № 2. - С.9-13.

3. Кац Е. Переход на цифру // Банковское обозрение, 2016. - № 8. - С. 12- 16.

4. Банковские чат-боты и робоэдвайзинг: перспективы развития [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://uzreport.news/finance/ bankovskie-chat-boti-i-roboedvayzing-perspektivi-razvitiya (дата обращения: 25.10.2018)

5. Искусственный интеллект в банках [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья%3AИску сственный_интеллект_в_банках (дата обращения: 02.11.2018)

6. Какими будут банки будущего - 10 тезисов от гуру цифрового банкинга Криса Скиннера [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ain.ua/2014/12/03/553206 (дата обращения: 26.10.2018)

7. Лучшие зарубежные робо-эдвайзеры [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iis24.ru/best-foreign-robo-advisors-in-2016/ (дата обращения: 26.10.2018)

8. Регулирование и развитие: разумный баланс в интересах потребителя [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.abajour.ru/ files/46-49_221 .pdf (дата обращения: 02.11.2018)

9. Цифровой банкинг и платформа для предоставления цифровых маркетинговых услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.slideserve.com/jeri/4865800 (дата обращения: 01.11.2018)

10. Digital Banking: Банковские отделения никому не нужны?! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://denreymer.com/digital-banking-branch (дата обращения: 30.10.2018)

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF BANKING TECHNOLOGIES IN RUSSIA

Moiseeva R.Yu.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the era of fundamental economic transformations, development of information technologies, banking customers are offered more access to information. There is a new class of more de-

-&

О

о

ud и-4 H

Ы

cri

Н

manding customers, in turn, new financial players offer new convenient digital services. Banks that master digital technologies have the ability to generate new business values and interact better with their customers.

Keywords: Internet banking, digital technology, digital reality, artificial intelligence, reloading.

References

1. Ermakov S, Sandalov I. Internet technologies in the banking business. Perspectives and risks. - M .: KnoRus, - 2016. - 320 p.

2. Guseva A.L. Expansion of the functionality of bank payment agents // Bank retail. - 2016. - №2. - p.9-13.

3. Kats E. Transition to a number // Bank Review, 2016. -№ 8. - P. 12-16.

4. Banking chat bots and Roads Editing: development prospects [Electronic resource] - Access mode: https://uzreport.news/finance/bankovskie-chat-boti-i-roboedvayzing-perspektivi-razvitiya (appeal date: 10.25.2018)

5. Artificial intelligence in banks [Electronic resource] - Access mode:

http://www.tadviser.ru/index.php/Article%3AArtificial_intelligen ce_in_banks (appeal date: 02.11.2018)

6. What will the banks of the future be - 10 theses from digital banking guru Chris Skinner [Electronic resource] - Access mode: http://ain.ua / 04/03/553206 (circulation date: 10.26.2018)

7. The best foreign robot advisors [Electronic resource] - Access mode: https://iis24.ru/best-foreign-robo-advisors-in-2016/ (access date: 10.26.2018)

8. Regulation and development: a reasonable balance in the interests of the consumer [Electronic resource] - Access mode: http://www.abajour.ru/files/46-49_221.pdf (access date: 02.11.2018)

9. Digital banking and a platform for providing digital marketing services [Electronic resource] - Access mode: http://www.slideserve.com/jeri/4865800 (access date: 01.11.2018)

10. Digital Banking: Nobody needs bank branches ?! [Electronic resource] - Access mode: http://denreymer.com/digital-banking-branch (access date: 10/30/2018)

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.