L
ОСВ1ТА
УДК 631.153.7-001.895+374.7:616.31
О. А. Глазунов д. мед. н., В. И. Фесенко к. мед. н.
Государственное учреждение "Днепропетровская медицинская академии МЗ Украины"
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ СТОМАТОЛОГИИ ФПО ГУ «ДМА МЗ УКРАИНЫ»
В статье рассматриваются вопросы поиска и внедрения инновационных технологий, актуальность их реализации в учебном процессе при подготовке специалистов по стоматологии. Акцентируется внимание на оптимизации формирования клинического мышления, расширения и улучшения навыков обучения, усиление индивидуального подхода к развитию творческих способностей специалистов с упором на их самостоятельную деятельность.
Процесс формирования профессиональных умений врачей предусматривает широкое использование и усовершенствование методических приемов обучения, направленных на высокий уровень подготовки специалистов. Ключевые слова: инновационные технологии, обучение, врачи-курсанты.
О. А. Глазунов, В. I. Фесенко
Державна установа "Дншропетровська медична академл МОЗ Украши"
ЗАСТОСУВАННЯ 1ННОВАЦ1ЙНИХ ТЕХНОЛОГ1Й В ПЕДАГОГ1ЧНОМУ ПРОЦЕС1 КАФЕДРИ СТОМАТОЛОГИ ФПО ДУ «ДМА МОЗ УКРА1НИ»
В статтi розглядаються питання пошуку i впровадження тновацшних технологт, актуальтсть !х реалiзацií в учбо-вому процеЫ при тдготовц фахiвцiв i3 стоматологи. Акце-нтуеться увага на оптимiзацií формування клтчного мис-лення, розширення i полтшення навиюв навчання, посилення iндивiдуального тдходу до розвитку творчих здiбностей фахiвцiв з упором на Их самостшну дiяльнiсть. Процес формування профестних умть лiкарiв передбачае широке використання i удосконалення методичних прийо-мiв навчання, направлених на високий рiвень тдготовки фа-хiвцiв.
Ключовi слова: тновацшт технологи, навчання, лiкарi-курсанти.
О. А. Glazunov, V. 1 Fesenko
State Establishment "Dnepropetrovsk Medical Academy MH of Ukraine"
THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF THE DEPARTMENT OF DENTISTRY FPO SE "DMA MH OF UKRAINE"
ABSTRACT
The article deals with the search and implementation of innovative technologies, relevance of their implementation in the education of specialists in dentistry. The attention focuses on optimizing of the development of clinical thinking, expanding and
improving learning skills, enhancing an individual approach to the development of creative abilities of professionals with a focus on their own activities.
The process of the doctors professional skills forming involves extensive use of instructional techniques and improvement of methodical techniques of education, aimed at the high level of education.
The acquirement and practicing the manual skills, diagnostics and treatment of the main stomatological diseases with modern diagnostic and therapeutic equipment and materials, take special place in the structure of curriculum of dentists' postgraduational training.
The given material points out the importance of the application of new technologies for the optimization of practical training in the perfection and acquirement of new more complicated skills, growing needs in the systematic refreshing of knowledge for its practical use, as well as psychological adaptation to the certain conditions of medical profession.
The acquirement and practicing the manual skills, diagnostics and treatment of the main stomatological diseases with modern diagnostic and therapeutic equipment and materials, take special place in the structure of curriculum of dentists' postgraduational training.
The given material points out the importance of the application of new technologies for the optimization of practical training in the perfection and acquirement of new more complicated skills, growing needs in the systematic refreshing of knowledge for its practical use, as well as psychological adaptation to the certain conditions of medical profession.
Key words: innovative technology, education, medical students.
Высшее медицинское образование находится на этапе реформирования в свете принятия Закона Украины «О высшем образовании». В этом контексте современные подходы и задачи последипломного обучения обязывают проводить теоретическую подготовку, как врачей-интернов, так и врачей-курсантов, с целью овладения современными методами диагностического процесса и научно-обоснованными лечебными технологиями, которые позволили бы практическому врачу оказывать стоматологическую помощь на качественном уровне.
Про необходимость постоянного повышения квалификации врачебных кадров свидетельствует существующие стандарты ВОЗ, новые технологии, современные алгоритмы и протоколы ведения больных, которые требуют беспрерывного улучшения качества стоматологической помощи и максимальной ее эффективности. При этом определяющее значение приобретают уровень подготовки и квалификации врачебного персонала.
Исходя из этих задач в структуре учебных планов последипломной подготовке врачей-стоматологов особое место занимает овладение и отработка практических мануальных навыков, диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний с использованием современного диагностического и лечебного оборудования и материалов.
© Глазунов О. А., Фесенко В. И., 2014.
Данные обстоятельства нацеливают преподавателей кафедры стоматологии ФПО на построение плана занятий и учебного процесса с учетом индивидуальных способностей врачей-интернов и врачей-курсантов при условии постоянного их запроса на овладение новыми знаниями и технологиями. Кроме этого важным моментом является не только доступ врачей к новой информации, но усовершенствование и оптимизация самих процессов освоения и применения полученных знаний, что в настоящее время является одной из актуальных задач в системе последипломного образования.
Общеизвестно, что качество и результаты учебно-воспитательного процесса высшей школы напрямую зависят от индивидуальных особенностей преподавателя, его уровня теоретической и практической подготовке, умения донести обсуждаемую проблему практическому врачу.
Учитывая выше изложенное, учебно-методическая работа кафедры стоматологии ФПО нацелена на то, чтобы передать опыт, знания, индивидуальные практические навыки врачам-интернам и врачам-курсантам.
Согласно этим положениям, при подготовке к проведению практических занятий каждым преподавателем четко определяются следующие задачи: определения цели занятия, предварительный подбор учебного материала и тематического больного, выбор тактики ведения больного в соответствии с патологической формой течения заболевания и клиническими протоколами.
Для наглядного проведения учебного процесса при ведении больного на базе кабинета амбулаторной хирургии и имплантологии создан учебно-консультативный центр, который оснащен современной видео и аудио аппаратурой. Данной техникой проводятся съемки оперативных вмешательств и комментарии преподавателя, с одновременным проектированиям на экран в лекционном зале.
Среди основных методов, адаптированных к медицинскому образованию используем при формировании практических навыков - метод симуляции и метод практического тренинга. Одним из примеров может служить подготовка к участию врачей-интернов в Всеукраинском конкурсе реставрации «Шлях у свгг майстерносп», который ежегодно проводится в стенах Украинской медицинской стоматологической академии (г.Полтава). При подготовке врачей-интернов к конкурсу кроме теоретической базы используются отработка практических навыков, тренинговые технологии по определенным алгоритмам, при работе с пломбировочными материалами, которые созданы при помощи нанотехнологий -пломбировочные материалы новых поколений - на-нокомпозиты - (пример, «БШек» фирмы ЗМ).
Особенность лечения больного состоит не только в том, что бы оказать пациенту комплекс лечебных услуг, но и в непосредственном общении с ним. Так как профессия врача имеет определенные психологические особенности, требующие профессионального мастерства, когда для решения различных нетипичных заданий, необходимо самостоятельное, клиническое мышление, умение выразить свои мысли точно и
ясно в устной форме с больным. Для развития этих качеств общения на кафедре широко используется метод проектов. Данный метод базируется на получении каждым интерном в начале обучения в интернатуре исследовательского задания и поиску информации, что предусматривает изучение клинической проблемы. На 2 году обучения проводятся реферативные конференции с врачами - интернами, доклады которых, базируются на основе изучения и обработки литературных источников по теме, на основе своих клинических наблюдений, опыту выполненных практических навыков. Работа интернов проводится под контролем преподавателя кафедры, его рецензии доклада. А во время конференции проводится доклад интерна, обсуждения со стороны интернов и преподавателей кафедры. Данная форма позволяет интерну не только выполнять самостоятельно работу, научиться самостоятельно обрабатывать материал, но и учиться излагать публично, свои мысли.
Одним из методов интерактивных технологий можно считать использование на кафедре метода «мозгового штурма» и кейс метод или метод ситуативного анализа. Мозговой штурм, мозговая атака, (перевод с англ. brainstorming) - это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Данный метод рассматривается как метод экспертного оценивания. Когда аудиторная работа насыщается клинически сложными заданиями. В процессе проведения практических занятий курсантам и интернам демонстрируются по тематике занятия видеофильмы - (например, «Шинирование зубов», «Эндотехнологии» и т.д.). После просмотра, которых, проводится групповое обсуждение, систематизация полученной информации без ограничений, со снятием барьеров стереотипов. Это позволяет обосновать то или другое действие или решение, входе коллективного обсуждения, что не исключает возможность нахождения нестандартного решения.
Таким образом, представленный материал подчеркивает важность использования инновационных технологий для оптимизации практического тренинга в отработке умения и овладении сложных и новых на-вычек, воспитание необходимости в систематическом обновлении знаний для их практического использования, а также психологической адаптации к конкретным условиям врачебной деятельности.
Список литературы
1. Бшищук М. В. Застосування активних мещщв навчання для формування продуктивно! творчо! дiяльностi студентов на кафедрах дитячо! стоматологи / М.В. Бшищук, Н.1. Кольцова, Р.В. Казакова, Ю. Ю. Переста // Новини стоматологи. - 2012. - №4. - С.88-90.
2. Мшерян В. £. Методичш основи шдготовки i проведен-ня навчальних занять в медичних вузах (методичний поабник) : / Мшерян В. €. : - Ки!в, «Хрещатик», 2003. - 80 с.
3. Павленко О. В. Запровадження мiжнародних стандартов якост шслядипломно! шдготовки лiкарiв-стоматологiв / О. В. Пав-
ленко, I. П. Мазур, О. М. Ступницька // Современная стоматология. - 2012. - №2. - С.142-144.
4. Самойленко А. В. Сучасш шдходи до формування piB^ знань i вмшь студенив з роздшу «Хвороби пародонту» в умовах кредитно-модульно!' системи / А. В. Самойленко, В. Ю. Орищенко, I. В. Горб-Гаврильченко // Современная стоматология. - 2014. -№1. - С.134-136.
5. Систематизащя навчально-методично!' роботи в контекст Болонського процесу на кафедрах шслядипломно!' освiти вищих медичних закладiв III-IV piвнiв акредитаци: Навчальний посiбник. /[ Заремба £. Х., Кияк Ю. Г., Соломенчук Т. М. та in.] ; за ред. €. Х. Заремби. - Львiв: ЛА «Пipамiда», 2009. - 192с.
REFERENCES
1. Bilyshhuk M.V., Kol'cova N.I., Kazakova R.V., Peresta
Ju. Ju. The use of active methods of teaching for the formation of the productive creativeness in the students at the departments of pediatric dentistry. Novyny stomatologic 2012;4:88-90.
2. Milerjan V. Je. Metodychni osnovy pidgotovky i provedennja navchal'nyh zanjat' v medychnyh vuzah (metodychnyj posibnyk) [The methodological basis of the preparation for and training
sessions themselves in medical universities (workbook)]. Kyi'v, «Hreshhatyk», 2003. - 80 с.
3. Pavlenko O. V., I Mazur. P., Stupnyc'ka O. M. The implementation of the international standards of quality of postgraduational training of dentists. Sovremennaja stomatologyja. 2012;2:142-144.
4. Samojlenko A. V., Oryshhenko V. Ju., Gorb-Gavryl'chenko I. V. The modern approaches in the formation of the level of knowledge and skills of students from the department "Periodontal diseases" at credit-module system. Sovremennaja stomatologyja. 2014;1:134-136.
5. Zaremba Je. H., Kyjak Ju. G., Solomenchuk T. M. ta in.
Systematyzacija navchal'no-metodychnoi' roboty v konteksti Bolons'kogo procesu na kafedrah pisljadyplomnoi' osvity vyshhyh medychnyh zakladiv III-IVrivniv akredytacii': Navchal'nyjposibnyk [The systemati-zation of educational and methodological work in the connection to Bologna process at the departments of postgraduational education at medical universities of the 3rd and the 4th level of accreditation: Workbook.] L'viv: LA «Piramida», 2009:192с.
Поступила 17.11.14